Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Очерк жизни и творчества священномученика Илариона (Троицкого) , архиепископа Верейского Содержание Носитель торжествующего христианства Начало жизненного пути Учеба в Московской Духовной Академии Богословское творчество В. А. Троицкого. Диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви» Преподавание в Московской Духовной Академии Монашество Богословские труды архимандрита Илариона 1914–1916 годов Участие в соборе 1917–1918 годов Деятельность в 1918–1923 годы Соловки Голгофа святителя О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры Очерки из истории догмата о церкви Предисловие 1. Новозаветное учение о Церкви 2. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков 3. Учение о церкви писателей антигностических 4 Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом 5. Учение о Церкви святителя Киприана Карфагенского 6. Вопрос о церкви в догматической полемике с донатизмом Источники и пособия Примечания Указатели Имен Предметов Приложение     Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо Ангела. Священномученик Иларион (Троицкий) Что такое богословие? Знание Бога есть наука опытная. Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием. Священномученик Иларион (Троицкий) Среди сонма святых Русской Православной Церкви, засвидетельствовавших верность Христу в тяжелейшие гонения XX века, выделяется светлая и величественная фигура священномученика Илариона (Троицкого) , архиепископа Верейского. Выдающийся богослов, духовный писатель святоотеческого направления, профессор Московской духовной академии в 1910 годы; сподвижник патриарха Тихона, мужественный борец с обновленчеством, знаменитый проповедник в начале 20, наконец, узник Соловков с 1923 по 1929 годы – таковы основные этапы жизни священномученика Илариона. Строго православное и при этом укорененное в собственном духовном опыте богословское творчество святителя, сосредоточенное преимущественно на проблемах экклезиологии, свидетельствует о его глубокой, органичной церковности и душевной чистоте, возвышенной до совершенства молитвенным подвигом. Богословие архиепископа Илариона и все его видимые миру дела – не что иное, как борьба за Церковь , за ее святость и единство в сложнейшей исторической ситуации. В предельных обстоятельствах владыка Иларион сохранял верность своей церковной позиции, в последней инстанции – верность Христу. Это стоило ему свободы и, в конце концов – жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разделы портала «Азбука веры» Вероучение — 1) совокупность знаний, очерчивающих и раскрывающих предметы веры; 2) православное вероучение — совокупность истинных знаний, открытых Богом , необходимых человеку для достижения личного спасения , очерчивающих и раскрывающих предметы христианской веры . Источники православного вероучения Первоисточниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание . Вероучительные истины, содержащиеся в этих источниках знания исторически отражались в различных авторитетных текстах. В Православной Церкви есть тексты, за которыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. Несомненным вероучительным авторитетом являются Никео-Константинопольский Символ веры и догматические определения семи Вселенских Соборов. Кроме того, в церковной истории известен ряд Поместных Соборов, издавших догматические определения, которые, затем, были рецепированы Церковью. См. символические тексты . Авторитетными вероучительными свидетельствами Церковь признает также и те патристические свидетельства, которые хотя и не были отражены в догматических определениях Вселенских и некоторых Поместных Соборов, однако разделялись целым рядом святых отцов. Прп. Викентий Лиринский утверждал по этому поводу следующее: «В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» . Заметим, однако, что многое из того, о чем писали святые отцы, Церковь относит к области частных богословских мнений. См. Согласие отцов . Менялось ли православное вероучение в истории? Вероучение Церкви по своей сути было и остается неизменным. Однако на протяжении истории, в условиях развития христианского богословия, осуществления миссионерской деятельности и борьбы с ересями , вероучение Церкви непрестанно развивалось. О преемственности в передачи вероучения от одних поколений верующих другим и о его неповрежденности свидетельствует сама Церковь . Более того, Сам Спаситель обещал, что врата ада (а значит, и лжеучения) не одолеют созданной Им Церкви ( Мф.16:18 ). Почему важно знать и принимать всем сердцем православное вероучение?

http://azbyka.ru/verouchenie

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Недавно узнал о таком явлении, как православный антимодернизм. На различных ресурсах, посвященных этому явлению, рассказывается, что почти все современные миссионеры и богословы являются модернистами и экуменистами. Мой вопрос вот в чем — где неповрежденная Истина? У антимодернистов или модернистов? Спрашиваю это потому, что есть такое мнение, что все модернисты после смерти будут в аду, потому что модернизм это не Православие, а “псевдоправославие”. Насколько это все правда? Спасибо. Вопрос закрыт для новых ответов. 6 Ответов Здравствуйте! Следует различать реальный модернизм (типа признания гомосексуальных союзов, отрицания Таинств, неверия в истинность Воскресения Иисуса Христа)  от избавления церковного организма от “негодных и бабьих басен”: “ Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии ” ( 1Тим.4:7 ). Кроме того, в Церкви есть Священное Предание, а есть многочисленные “предания”, про которые священномученик Киприан Карфагенский метко сказал: “Обычай без истины, есть лишь застарелое заблуждение”. К сожалению, в “наличной церковной действительности” подобные явления встречаются. Деятели подобные упомянутому Вами господину ведут раскольническую деятельность на основании этих “преданий” и “басен”, абсолютизируя их значение для спасения. Святой Патриарх Тихон однажды сказал очень мудрую вещь: “Православие тем и хорошо, что многое может вместить в свое глубокое русло”. К сожалению, очень многие псевдоревнители искусственно делают православие “узким”, записывая всех кто с ними не согласен в “еретики” и “модернисты”. Но если говорить серьёзно, то православное христианство ограждают 4 ороса Вселенских соборов. И лишь тех кто не признаёт положения этих догматических определений можно считать таковыми. Всё что внутри этих догматических определений, евангельского благовестия и библейских основ веры есть область дискуссии и “частного богословского” или иного (канонического, обрядового, церковно-прикладного) мнения, а не вопрос спасения. Если, конечно, “модернист” или “антимодернист” не противопоставляет свою точку зрения мнению Церкви, как единственно верную и спасительную.

http://azbyka.ru/vopros/naskolko-strashe...

Разделы портала «Азбука веры» Функции иконы Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, как икононопись. Мы полагаем, что во всей полноте оценить значение и роль иконы, глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную и личную жизнь русского человека, даже на его ментальность, на формирование его эстетических взглядов и предпочтений невозможно без разработки функционального аспекта в иконоведении. В связи с этим мы предлагаем выделять и различать следующие взаимосвязанные между собой функции иконы. Догматическая функция. Одной из главных, основных функций иконы является догматическая. В ней можно выделить два аспекта: 1) догматическое обоснование иконы и иконопочитания, 2) догматика на иконе. 1. Церковное учение об иконе и иконопочитании есть синтез православного богословия, своеобразная «summa theologiae» определенного периода. И это не преувеличение. VII Вселенский Собор констатировал, что иконоборчество в своих суждениях, в своих «анафематизмах» в адрес иконопочитания повторило главные тезисы почти всех ересей, отвергнутых предыдущими Вселенскими Соборами. Итак, за иконой стоит вся православная догматика, выработанная на протяжение многих столетий на семи Вселенских Соборах и в писаниях Святых Отцов. 2. Другой аспект указанной функции состоит в следующем: как конкретно проявляется догматика на иконах? – Это во многом зависит от особенностей темы, содержания, сюжета той или иной иконы. Самый яркий пример – икона Пресвятой Троицы. Она возникла как живописное свидетельство описанного в Ветхом Завете события – приход к Аврааму и Сарре Господа в образе трех путников, трех мужей, трех Ангелов ( Быт.18:1-33 ). Вначале эта икона носила название «Гостеприимство Авраама», и на ней были изображены не только Ангелы, но Авраам, Сарра, слуга, закалывающий тельца для обеда, а стол перед Ангелами был уставлен посудой. И вот со временем через ряд промежуточных этапов (с особым совершенством и полнотой под кистью прп. Андрея Рублева) из священно-исторического изображения гостеприимства Авраама она стала догматической иконой Троицы. На иконе остались три Ангела, а на столе – лишь одна чаша с главой жертвенного Агнца. Так икона потеряла «историчность» и стала невербальным церковным образом, адекватным словесной формуле троичного догмата. Боговдохновенность творения прп. Андрея Рублева состоит именно в том, что икона в красках, линиях и композиции идеально являет главный христианский догмат, делает его зримым, показывает его красоту и неизмеримую глубину.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

священник Владимир Соколов Раздел третий. Общество и мистика. История и мистика Тварный Мессия «Проклят человек, иже надеется на человека» ( Иер.17:5 ) «Да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси; таковые, аще суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; аще же миряне, да будут преданы анафеме» (7 канон Ефесского Собора). Догматическое учение в ранней Церкви Догматическое учение Церкви рождалось в духовном противостоянии тем антихристианским силам, которые с первого дня Ее существования развернули с Ней активную борьбу. Эти силы уже тогда начали подготовку к приходу антихриста. «Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес.2:7 ) – говорит апостол о самых первых годах существования Церкви. Внешне, путем гонений, Церковь не удалось поколебать – это только укрепило Ее авторитет в мире – и диавол переменил тактику: он попытался разложить Церковь изнутри с помощью ересей. В первые три века существования христианства четко сформулированного догматического учения в Церкви не было. Это, однако, не означает того, что не существовало вероучительных истин. Выразителями и живыми свидетелями (μαπηιπορ) 254 истины были мученики за веру, которых в таком обилии принесли Церкви первые три века – их высказывания, их умозрения были, по сути дела, догматичны. Через них и все остальные члены Церкви приобщались к истине. Сначала еще были живы апостолы – свидетели жизни Христа, затем им в этом свидетельстве наследовали мужи апостольские, их ближайшие ученики. Память о том, что делал и говорил Иисус Христос , была еще свежа, поэтому переживание евангельских событий и истин происходило в удивительной полноте благодатных даров. Оно было столь единодушным (см.: Деян.4:32 ), что строго выверенных догматических формул и не требовалось – члены Церкви усваивали догматические истины веянием Духа Святого, но это не означает того, что Церковь их не знала. Все догматические истины, подобно тому, как в малом семени сокрыто все дерево, были сосредоточены в крещальной формуле и в исповедании Христа Сыном Божиим. Жизнь первых христиан сосредотачивалась вокруг крещения, потому что надо было идти проповедовать и крестить тех, кто входил в Церковь , а богословский смысл такой проповеди сводился к тому, что первые христиане принесли миру весть о Сыне Божием, Спасителе падшего человека. Поэтому первым христианам и не требовалось такого развернутого догматического знания, которое появилось в Церкви позже – истина открывалась в верности Христу. Появление первых ересей

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Скачать epub pdf Высокопреосвященный Митрополит Николай давно приобрел себе славу «московского Златоуста», перешедшую далеко за рубежи нашего отечества и нашедшую отклик в православных церквах Востока и Запада. Его проповеди , носящие обычно такие краткие заглавия, как «Радости веры», «Живая вода», «Терпение и покаяние» или «Звезда», «Награда», «Плоды», «Странники», – изложенные простым, ясным и выразительным языком, легко доходят до понимания слушателей и читателей. А уменье Высокопреосвященнейшего проповедника иллюстрировать их примерами из истории Вселенской и Русской Церкви помогает глубокому запечатлению в сердцах верующих тех христианских истин, в подтверждение которых они приводятся. Эта доходчивость проповедей Митрополита Николая до ума и сердца верующих особенно ценна в тех его словах, которые отличаются догматическим содержанием. Известно ведь, что догматические истины христианства, как истины умозрительные, очень трудны для популяризации. Предложить их слушателям или читателям так, чтобы они были легко и правильно восприняты, – дело большого искусства. Для этого требуется, чтобы проповедник сам настолько глубоко и с такой полнотой понимания овладел этими истинами, что они сделались пищей его души, воздухом его сердца, плотию и кровию всего его существа. Только тогда он найдет простые и ясные слова для их выражения. Достичь этого удается далеко не всякому. Этим-то и объясняется, что большинство слов и проповедей догматического характера сухи, схоластичны, мертвы и скорее отпугивают слушателей и читателей, чем привлекают их. Нередко, впрочем, глубина догматических истин, являвшихся предметом слов и поучений отечественных проповедников, приводила к созданию ценных ученых трактатов, в которых догматические истины христианства предстают пониманию верующих в сопровождении целой серии научных доказательств и рассуждений богословствующего разума. Но такого рода проповеди -трактаты предполагают в слушателях основательное знакомство с христианским вероучением и желание проповедника облечь догматическую истину во всеоружие современного богословско-философского знания, что далеко не всегда и не всем доступно. Поэтому большинство проповедников избегает чисто догматических тем, отдавая преимущество раскрытию истин христианского нравоучения, как более легких для объяснения, более понятных для слушателей и более близких к устроению христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Скачать epub pdf Глава 40. Пастырские проблемы межвероисповедных отношений Православная Церковь вот уже несколько столетий своего исторического пути сосуществует с целым рядом инославных христианских исповеданий. Сюда относятся, в первую очередь, римо-католики, последователи Мартина Лютера, Кальвина, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и другие, менее значительные по числу сторонников, конфессии. На протяжении пятивекового опыта взаимоотношений между православными и отошедшими от кафолической Церкви христианами были тяжелые периоды вражды и взаимных обличений, периоды взаимотерпимости и внешнего примирения, но вплоть до середины XX в., по-видимому, не было подлинного диалога на основе исповедуемой обеими сторонами Любви Христовой и стремления служить Богу в Духе и Истине. Возникшее в 20–30-х гг. двадцатого века экуменическое движение растопило лед взаимного отчуждения и предвзятости по крайней мере в личных контактах представителей Православия и сторонников протестантских исповеданий. Совместная миротворческая и социальная деятельность сблизила инаковерующих христиан и православных, показала, несмотря на догматические, канонические, обрядовые и мировоззренческие различия, огромное поле общих проблем и возможностей для их совместного решения ради торжества любви и братства на земле и спасения самого священного дара жизни от угрозы возможного уничтожения в ядерной катастрофе. Богословские собеседования дали возможность объективного и глубокого анализа духовного опыта богопознания, накопленного каждой стороной, выявив (меньшие, чем считалось ранее), догматические и канонические различия. Эти собеседования не выявили, однако, и возможности объединения в ближайшем будущем. Помимо непреодолимых пока догматических и канонических расхождений, дали знать о себе и разногласия Православия и Протестантизма, утратившего, по мнению православных, евангельский и святоотеческий дух вселенской церковности, противопоставившего ему безгранично разросшийся религиозный индивидуализм и несоборный волюнтаризм. Однако дух разделения, противоположный духу соборности, свойственен не только сектантству, ибо он является следствием недостаточной укорененности в вере, охлаждения любви и греховного человеческого желания самоутверждения, отсутствия смирения; именно здесь православных подстерегает опасность уподобиться фарисею из евангельской притчи, внешне благочестивому и праведному, но гордому и высокомерному душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Условные обозначения Преподобный Иоанн Карпафийский Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав [Вторая сотница] Иже во святого отца нашего Иоанна Карпафийского Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав Приложение А. Г. Дунаев. Преподобный Иоанн Карпафийский (патрологический очерк) Литература Исследования Анонимное догматическое толкование на Иисусову молитву Анонимное догматическое толкование на молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» (редакция 1) ПС.– Симеон Новый Богослов Условные обозначения Метод священной молитвы и внимания Симеона Нового Богослова О первой молитве О второй молитве О третьей молитве Приложение. А. Г. Дунаев. Проблемы композиции и авторства трактата. Метод священной молитвы и внимания. Симеон Евхаитский Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Дионисий монах Дионисия монаха пятьдесят познавательных глав о превосходстве божественных гимнов Его же толкование о превосходстве трезвеннической молитвы Святитель Григорий Палама Условные обозначения Первое опровержение Акиндина, содержащее перечисление ересей, в которые рискнули впасть он сам и его сторонники, говорящие, что в Боге совершенно не различаются сущность и энергия К тому же Акиндину – еретику [и стороннику] дурного мнения Варлаама, написавшему сочинение в защиту этого [зломыслия] после бегства оного [Варлаама] и его соборного осуждения, -опровержение второе Изложение чудовищного множества нечестий Варлаама и Акиндина Калиста Ангеликуд Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии Приложение О. А. Родионов. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда О божественном единении Святитель Филофей Коккин Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками Святитель Марк Эффеский О словах, содержащихся в божественной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов О Божественном свете. Именной указатель Учёные и издатели нового и новейшего времени Предметный указатель Указатели греческих слов Сокращения Прочие сокращения и условные обозначения  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010