архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIII. Исторические и богословские причины появления догматов. Теория догматического развития. Развитие богословской науки Рассмотрев определения «догмат» и «догматическое богословие», мы вплотную приблизились к важному вопросу, который поднимался не раз в течение церковной истории, но особенно с XIX в., в связи с появлением в католическом богословии так называемой теории догматического развития и привлечением внимания к поднятой в контексте этой теории проблематике. Сделаем небольшой историко–богословский экскурс. Теория догматического развития была сформулирована кардиналом Джоном Ньюманом в «Эссе о развитии христианского вероучения». Разумеется, такой текст появился не как результат интеллектуальных развлечений, а был вызван необходимостью богословски обосновать нововведенные догматы 160 Римско–Католической Церкви, которые в ее среде вызвали немало недоумений и даже оппозицию, приведя в конечном итоге к формированию старокатоличества. Высказанные кардиналом взгляды стали предметом серьезных дискуссий не только в католической, но и православной и протестантской среде. Упомянем, например, что явную симпатию к этой теории испытывал философ Владимир Соловьев 161 . Однако, несмотря на столь пристальное внимание, на русском языке так и не было написано фундаментальных работ по исследованию как самой теории, так и поднятых ею вопросов. Исключением могут быть разве что две статьи А. Чекановского: «Степень неизменности догмата» и «Теория догматического развития». В большинстве случаев сама теория излагается в очень упрощенном, даже более – примитивном виде. Надо отметить, что теория Ньюмана осмыслялась по–разному практически с момента ее появления. И в современном католическом богословии существует как минимум несколько ее интерпретаций. Ньюман выдвигает концепцию о том, что истины христианства, содержащиеся в виде «идей», постепенно осознаются как догматы и провозглашаются как таковые Церковью. На определенном этапе Церковью выдвигаются и в обязательном порядке требуются к исповедованию одни догматы, в другое время – другие. Например, в период истории ранней Церкви вера в Святую Троицу была признаком подлинной веры, и если кто не верил в Троицу, тот и не мог именоваться правильно верующим. Однако со временем появились те, кто верил в Святую Троицу, но неправильно верил в соединение природ во Христе. В результате те, кто не признал халкидонский догмат, перестали считаться православными.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. И. Лепорский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Петр Иванович (22.08.1871, г. Арзамас Нижегородской губ.- 27.07.1923, Петроград), прот., проф. догматического богословия СПбДА. Сын священника. В 1885 г. окончил Нижегородское ДУ, в 1891 г.- Нижегородскую ДС и поступил на казенный счет в СПбДА. Под рук. проф. В. В. Болотова написал канд. соч. «История викариатства Фессалоникского до присоединения его к Константинопольскому патриархату». После окончания СПбДА в 1895 г. как один из лучших выпускников Л. был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом по кафедре догматического богословия. Л. проделал большую работу по подготовке к занятию профессорской кафедры и составлению курса лекций (Отчет о занятиях по предмету догматического богословия. 1900. С. 368-433). После прочтения пробных лекций 2 окт. 1896 г. Советом СПбДА Л. был избран исполняющим должность доцента на кафедре догматического богословия вместо ушедшего в отставку проф. А. Л. Катанского . В 1-й год преподавания Л. работал совместно с Болотовым, к-рый был назначен в помощь начинающему преподавателю и читал курс по истории догматов. Методические консультации Болотова оказали влияние на составление собственного курса лекций Л. О своем учителе Л. сохранил самые теплые воспоминания (см.: Речь, сказанная пред панихидою по профессоре В. В. Болотове. 1913). Помимо лекций по догматическому богословию Л. принадлежит немало научных и публицистических работ в области богословия, апологетики, церковной истории, а также проповеди, справочные библиографические статьи и рецензии ( Бохонский. 2003. С. 20-21). В структуре изложения догматического богословия Л. следовал еп. Сильвестру (Малеванскому) , к-рый делил содержание догматики на учение о Боге в Самом Себе и о Боге в отношении к тварному миру. Свой материал Л. распределил следующим образом: введение в науку (цель и предмет науки, учение о триедином Боге); учение о Боге Отце (учение о творении и Промысле), о Боге Сыне (учение о спасении), о Боге Духе Святом (учение о благодати). Рукописи лекций Л. сохранились практически за каждый учебный год и находятся в б-ках С.-Петербурга (СПбДА, РНБ ОР, БАН, ГМИР).

http://pravenc.ru/text/2463575.html

Очерк православного догматического богословия, 2 Вторая часть популярного дореволюционного учебника по догматике. Протоиерей Николай Платонович Малиновский Очерк православного догматического богословия II чacmь Настоящий «Очерк» предназначен автором ближайшим образом для учебного употребления при изучении воспитанниками духовных семинарий Догматического Богословия. Составлен он применительно к существующей программе этой науки, но приняты во внимание и сделанные в ней (программе) изменения и дополнения, в частности — предположенное исключение из состава предметов преподавания в духовных семинариях в качестве особой науки «Сравнительного» или «Обличительного Богословия» и внесение ее содержания в программу Догматического Богословия. Запросы же современной жизни делали необходимым рассмотрение многих вопросов апологетического характера, не вошедших в программу Основного Богословия, или, хотя и предполагаемых ею, но в существующих учебных руководствах вовсе или почти обойденных молчанием. Вследствие всего этого, в «Очерке», кроме положительного изложения православно-христианского вероучения, даны изложение и разбор вероисповедных особенностей римско-католической церкви и протестантства во всех главнейших его формах (лютеранства, реформатства и англиканства) и, отчасти, старокатоличества, а также подвергнуты критическому рассмотрению наиболее распространенные в настоящее время ложные или односторонние воззрения, противопоставляемые богооткровенному учению, разбор которых не входит в курс Основного Богословия. Автор старался при этом соединить полноту содержания с возможной краткостью, ясностью и отчетливостью изложения. В настоящем издании «Очерк» является, по сравнению с первым изданием, восполненным со стороны содержания, но сокращенным в объеме, соответственно ближайшему его назначению и в виду указаний опыта. Издание его в двух выпусках, несколько неравных по объему, казалось более yдoбhым в практическом отношении, ибо Догматическое Богословие является предметом изучения в двух классах при неравном в обоих количестве уроков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Скачать epub pdf Том 2. О Боге Освятителе Настоящий «Очерк» предназначен автором ближайшим образом для учебного употребления при изучении воспитанниками духовных семинарий Догматического Богословия. Составлен он применительно к существующей программе этой науки, но приняты во внимание и сделанные в ней (программе) изменения и дополнения, в частности – предположенное исключение из состава предметов преподавания в духовных семинариях в качестве особой науки «Сравнительного» или «Обличительного Богословия» и внесение ее содержания в программу Догматического Богословия. Запросы же современной жизни делали необходимым рассмотрение многих вопросов апологетического характера, не вошедших в программу Основного Богословия, или, хотя и предполагаемых ею, но в существующих учебных руководствах вовсе или почти обойденных молчанием. Вследствие всего этого, в «Очерке», кроме положительного изложения православно-христианского вероучения, даны изложение и разбор вероисповедных особенностей римско-католической церкви и протестантства во всех главнейших его формах (лютеранства, реформатства и англиканства) и, отчасти, старокатоличества, а также подвергнуты критическому рассмотрению наиболее распространенные в настоящее время ложные или односторонние воззрения, противопоставляемые богооткровенному учению, разбор которых не входит в курс Основного Богословия. Автор старался при этом соединить полноту содержания с возможной краткостью, ясностью и отчетливостью изложения. В настоящем издании «Очерк» является, по сравнению с первым изданием, восполненным со стороны содержания, но сокращенным в объеме, соответственно ближайшему его назначению и в виду указаний опыта. Издание его в двух выпусках, несколько неравных по объему, казалось более удобным в практическом отношении, ибо Догматическое Богословие является предметом изучения в двух классах при неравном в обоих количестве уроков. Автор имел искреннее желание настоящим своим трудом посильно послужить делу богословского образования юношества, приготовляемого к пастырскому служению православной церкви. Наше время требует от пастырей церкви не только основательных, но и довольно широких богословских познаний, чему, естественно, должны удовлетворять и учебные руководства и пособия, предназначенные для готовящихся к этому высокому и ответственному служению. Если бы изданный «Очерк Православного Догматического Богословия» в какой-либо мере послужил удовлетворению этой потребности, автор считал бы свою задачу достигнутою. А кого Податель мудрости наделил десятью талантами, да удовлетворит более полно и совершенно указанной неотложной потребности наших духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании В св. Писании учение о таинствах, как и все догматическое учение, хотя, несомненно, содержится, но без подробного и обстоятельного научного раскрытия и без точного формулирования. Не считаем нужным доказывать ту мысль, много раз доказанную и между прочим в наших отечественных догматиках 42 , что в св. Писании содержатся свидетельства о всех семи таинствах, – свидетельства, не оставляющие места сомнению для православного богослова, что все эти семь священнодействий признаются Писанием самыми высшими священнодействиями, сообщающими во внешнем видимом действии особенную благодать приемлющему их. Мы хотим обратить внимание на другую сторону, именно не на содержание, а на способ изложения и выражения, или иначе – раскрытия и формулирования учения о таинствах в св. Писании. Консервативные из протестантов часто замечают в св. Писании, – когда касаются содержащегося в нем догматического учения о каком-либо из догматов, – что на св. писателей нельзя смотреть, как на ученых богословов, а потому нельзя требовать от них обстоятельного раскрытия их мыслей, систематического изложения этих мыслей и выражения их в кратких и точных формулах, а нужно смотреть, как на лиц, служивших делу веры, а не науки, писавших по требованию религиозных нужд времени, – лиц, имевших в виду созидать дело спасения, а не построять научную систему. Прознавая эти положения по отношению ко многим из догматов, протестанты этого рода забывают их, когда дело касается таинств. Вместе с отрицательными критиками они требуют от Писания подробного изложения к точного формулирования учения о каждом из таинств в отдельности и о всех их в совокупности, и не находя в нем ничего подобного, говорят: – первые, что в писании нет вовсе учения о таинствах, – вторые, что, если и есть, то только о двух. При этом первые гораздо последовательнее последних; так как, если заключать от отсутствия в Писании современного нам способа изложения и выражения учения в отсутствию учения о таинствах, то нужно отречься и от двух таинств – крещения и евхаристии; ибо и о них учение в Писании изложено далеко не в такой форме, в какой оно излагается ныне. А потому православная богословская наука гораздо последовательнее консервативных протестантов; она различает – во всем что находится в Писании догматического, (а не в некоторых только случаях), – содержание учения от его формы, догматическую мысль от внешней ее оболочки и не требует для других таинств более обстоятельного изложения и более точной формулы в Писании, когда видит, что и два таинства, допускаемые протестантами, не имеют в св. книгах такого изложения и такой формулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Очерк православного догматического богословия, 1 Первая часть популярного дореволюционного учебника по догматике. Протоиерей Николай Платонович Малиновский Очерк православного догматического богословия От С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. С-Петербург, августа 24 дня, 1910 года. Цензор. Архимандрит Александр. ВВЕДЕНИЕ § 1. Понятие ο Догматическом Богословии Общее понятие ο науке «Догматическое Богословие» содержится в самом ее наименовании. Называется она «богословием». Слово богословие — θεολογα (из Θες — Бог и λγος — слово, слово ο Боге), заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. Под именем «богословия» ныне разумеется целая совокупность наук, имеющих своим предметом Бога, как Он открыл Себя в христианской религии, и божественное домостроительство в обширнейшем смысле, иначе — все то, что имеет прямое и непосредственное отношение или к Богу или к людям в их отношении к Богу. Предметы частных богословских наук теперь обозначаются теми прилагательными (или эпитетами), которые присоединяются к слову «богословие», или другими специальными названиями. Предмет Догматического Богословия указывается в прилагательном «догматическое», показывающим, что в этой богословской науке излагаются и уясняются догматы христианские, почему и сама она часто называется просто «Догматикой». В самом наименовании «Догматическое Богословие», таким образом, дается такое понятие ο нем: Догматическое Богословие есть наука, имеющая своим предметом систематическое изложение всей совокупности христианских догматов.   Догматы в различных существующих ныне христианских вероисповеданиях понимаются не одинаково, и каждое из них имеет свои системы Догматики, излагающие содержание этой науки в духе особенностей своего вероисповедания. Поэтому для обозначения вероисповедной точки зрения на предмет этих систем к наименованию их: «Догматическое Богословие», «Догматика», обыкновенно присоединяются соответствующие эпитеты. Православное Догматическое Богословие излагает свой предмет по духу и под руководством православной церкви [ 1 ]. § 2. Понятие ο догматах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

§ 1. Понятие о Догматическом Богословии. Общее понятие о науке „Догматическое Богословие“ дается в самом её наименовании. Называется она „богословием“. Слово „богословие“ – ϑεολογα , заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении 19 . Под именем богословия ныне разумеется целая совокупность наук, имеющих своим предметом Бога, как Он открыл Себя в христианской религии, и божественное домостроительство в обширнейшем смысле, иначе – все то, что имеет прямое и непосредственное отношение или к Богу или к людям в их отношениях к Богу. Предметы частных богословских наук теперь обозначаются теми прилагательными (или эпитетами), которые присоединяются к слову богословие, или другими специальными названиями. Предмет Догматического Богословия указывается в прилагательном „ догматическое“, показывающим, что в этой богословской науке излагаются и уясняются догматы христианские, почему и сама она часто называется просто „Догматикою“. В самом наименовании науки таким образом дается такое понятие о ней: Догматическое Богословие есть наука, имеющая своим предметом систематическое изложение всей совокупности христианских догматов. Догматы христианские в различных существующих ныне христианских вероисповеданиях понимаются неодинаково и каждое из них имеет свои системы Догматики, излагающие содержание этой науки в духе особенностей своего вероисповедания. Поэтому для обозначения вероисповедной точки зрения на предмет этих систем к наименованию их: „Догматическое Богословие“, „Догматика“, обыкновенно присоединяются соответствующие эпитеты. Православное Догматическое Богословие излагает свой предмет по духу и под руководством православной церкви 20 . § 2. Понятие о догматах как предмете Догматического Богословия 1 . Слово догмат – δγμα – слово греческое. Происходя от глагола dοεν – думать, полагать, верить, частнее – от прош. его формы δδογμαι (в 3 л. δδοται – решено, положено, определено), слово δγμα обозначает собою мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением человека, вообще – бесспорную истину, твердо установленное положение, и потому общеобязательное, а также определившееся, твердое, неизменное решение человеческой воли 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Догматическое боголовие Учебник по догматическому богословию для студентов-богословов. Впрочем достаточно простой язык позволяет читать «Догматическое богословие» Кастальского и просто интересующимся учением Церкви. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Семинарии в 1984–1988 гг. Алипий (Кастальский) пишет о своем «Догматическом богословии»: Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984—1988 гг. Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса — «Бог Творец и Промыслитель мира».» Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исаия (Белов) Догматическое богословие Часть первая Введение в богословие К Читателю Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984—1988 гг. Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса — «Бог Творец и Промыслитель мира». Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М. С., Осипову А. И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций.   Архимандрит Алипий Предисловие Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3, 15) Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

издательство П.П. Сойкина Догматическое богословие Догматическое богословие или догма­тика – наука, имеющая содержанием систе­матическое изложение христианских догма­тов. Для обозначения, какой именно цер­кви или какого исповедания излагаются догматы, присоединяются соответствующие эпитеты: православный, католический и др. Д. б. – излагает христианские догматы. Догмат δογμχ – греч. слово от глагола – думать, полагать, верить – обозначает собою мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твер­дым убеждением человека, а также опре­делившееся твердое, неизменное решение человеческой воли. Сообразно с таким двояким значением этого слова древние писатели (Платон, Фукидид, Ксенофонт, Демосфен, Цицерон, Сенека, Полибий и Геродиан, а с их точки зрения и хри­стианские (св. Исидор, Ориген , Созомен ) употребляли его для обозначения несомнен­но-истинного и бесспорного основополо­жения или правила, относящегося к фи­лософии теоретической и к законодатель­ству. Прилагая этот термин, они хотели указать, что, с одной стороны, известное религиозное или философское учение отно­сительно тех или иных предметов, на их взгляд, авторитетнее и выше, чем всякое другое мнение или воззрение, а с другой – постановления государственной вла­сти требуют безусловного подчинения им со стороны подданных. Христианские пи­сатели воспользовались этим термином для обеспечения истин откровенной рели­гии, хорошо выражающим свойства хри­стианской истины, как истины бесспор­ной и непреложной вследствие ее богоот­кровенного происхождения и как такой, которая общеобязательна для христиан. Однако, усвоивши слово «догмат», отцы и учители церкви стали называть оным не все без различия содержащиеся в от­кровении истины, но из богооткровенных – истины созерцательного или умозритель­ного характера, такие, далее, которые опре­делены и исповедуются общим голосом вселенской церкви, которые непременно должны быть соблюдаемы всяким христианином под опасением отлучения от об­щества христиан. Существенные признаки догматов: 1) умозрительность или созерца­тельность, 2) богооткровенность, 3) церков­ность и 4) общеобязательность для всех членов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

М.Я. Ястребов Преосвященный Дмитрий, как профессор догматического богословия Скачать epub pdf Имя преосвященного Дмитрия, бывшего в течение более тридцати двух лет (1851–1883) преемственно епископом Тульским, архиепископом Херсонским, Ярославским, Волынским и снова Херсонским и умершего в последнем сане 14 ноября 1883 года, пользуется широкой и вполне заслуженной известностью. Но известен преосвященный Дмитрий почти исключительно по своей архиерейской службе, как гуманнейший начальник, как человек неисчерпаемой доброты сердца и как глубокомысленный церковный проповедник. Между тем, и по своей доепископской службе он имеет право на почетную известность, как один из даровитейших и выдающихся профессоров Киевской духовной академии. Преосвященный Дмитрий, до монашества Климент Иванович Муретов, первоначальное богословское образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании (не полном) курса которой поступил в состав VII курса Киевской духовной академии (1831–1835 г.) Принятый в академию первым студентом, Муретов сохранил за собой это место в течение всего академического курса. Первое место занимает он и по всем главным предметам старшего курса в списках, представленных к выпускному экзамену 1835 г., причем в списке по богословию рукой ректора академии, Иннокентия Борисова , против иеродиакона Дмитрия Муретова отмечено: «способностей и успехов отличных пред всеми». По окончании академического курса первым магистром, иеромонах Муретов оставлен был при академии и в течение более пятнадцати лет (1835–1851) состоял в ней преподавателем по главной группе богословских предметов – введению в круг богословских наук и догматическому богословию, с 7 октября 1835 года в звании бакалавра, а с 6 сентября 1837 г. по 27 января 1851 г. в звании ординарного профессора, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841 г.), а потом и ректора академии (1841–1851 г.). Академические слушатели Дмитрия делают о нем, как о профессоре, самые восторженные отзывы, ставят его «несравненно выше Иннокентия» и называют «богословом своего времени ни с кем несравнимым». В последнем отзыве слышится очевидное преувеличение. Но едва ли можно сомневаться, что преемником Иннокентия, по крайней мере, по кафедре догматического богословия 1 , Дмитрий был не только вполне достойным, а в некоторых отношениях и превосходившим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010