Том 2   Содержание Первые годы жизни (1805–1812) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Литература, использованная при составлении биографического очерка Систематический список Сводная таблица основных трудов архиепископа Филарета (Гумилевского) Литература об архиепископе Филарете (Гумилевском) Сочинение Филарета, Архиепископа Черниговского. Для читателя Введение в догматическое Богословие § 1. Понятие о догматическом богословии и предмете его § 2. Понятия о догматах § 3. Различие догматов а) по отношению к познанию нашему § 4. б) По важности их в составе откровения и для нас § 5. Дух учения § 6. Изложение догматики систематическое § 7. Метод изложения: а) По отношению к святому писанию § 8. б) По отношению к учению церкви § 9. в) По отношению к учению разума § 10. Разделение учения Часть 1. Бог сам в себе Отделение 1. Бог единый по существу I. Познание о Боге, возможное для человека § 12. Происхождение и содержание вопроса; возможность познания о Боге § 13. Сколько можем знать о Боге? § 14. Изображение Бога в ветхом завете § 15. Наставления о Боге с пришествием Сына Божия на землю § 16. Общее откровенное понятие о Боге, пред взором разума II. Бытие Божие § 17. Возможность показаний, а не доказательств, о бытии Божием; показания разума § 18. В частности онтологическое, и нравственное показания; безбожие § 19. B каком виде представляет откровение истину бытия Божия? § 20. Как судить о естественных путях боговедения? § 21. Показания самого откровения III. О свойствах сущности Божией § 22. Связь с предыдущим. Что такое свойства сущности Божией? § 23. Разделение свойств Божиих § 24. Независимость от условий времени: а) самобытность: б) вечность; в) неизменяемость § 26. Бытие без пространства и времени – духовность Божия § 27. Ум Божий; качества его § 28. Всеведение Божие; предметы ведения § 29. Образ ведения Божия § 30. Премудрость Божия § 31. Воля Божия; предмет хотений ея; ея свойства § 32. Свобода воли Божией § 33. Всемогущество § 34. Святость § 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Учение Михаила Пселла в области догматического богословия Выяснение вопроса о том, что означает «Божественное Существо» и «Божественное Лицо» и какое различие между этими двумя понятиями, явилось одной из первых существенных задач догматического богословия. Этот вопрос был фундаментальным в христологических построениях и христологических спорах. Его сменил другой, не менее важный: вопрос единения двух природ в лице Господа нашего Иисуса Христа. Смешение понятий «Божественное Существо»» и «Божественное Лицо»» приводило к ересям или подозрениям в ереси. Только с конца IV века в Восточной Церкви эти богословские термины приобретают четкую выясненностъ, которой не хватало некоторым Отцам, писавшим о догматических вопросах в III веке. Святым Отцам Восточной Церкви начиная со Святых Василия Великого и Григория Богослова принадлежит честь точного выяснения этих вопросов: тончайший и богатый греческий язык был для них тем необходимым инструментом, которым высекалось на скрижалях учения Святой Церкви точное понятие о Боге и о Воплощении Сына Божиего, насколько это вообще может быть выражено человеческим языком и постигнуто человеческим умом. Латинский язык такой тонкости не имеет, и потому мы видим, что даже у великих Западных Отцов происходило смешение понятий «Божественное Существо» и «Божественное Лицо»» и им приходилось пользоваться греческой терминологией. Возможно, что и злосчастный латинский догмат «Филиокве» имеет своим корнем неточность разделения ими этих основных догматических понятий 1 . Св. Максим Исповедник собрал слова помянутых двух Святых Отцов и со своей стороны представил точное объяснение терминов «Существо» и «Лицо». К этому он присовокупил и разъяснение некоторых христологических вопросов 2 . Затем Св. Иоанн Дамаскин подробно объяснил вопросы относительно понятия существа, воипостасности, лица и ипостаси 3 . Казалось бы, что вопросы эти разъяснены и уже не нуждаются в дальнейших толкователях. Но видим, что это не так, потому что даже в XI веке они остаются неясными, и Михаил Пселл считает необходимым тщательно разъяснить их как в особых, так сказать богословских, главах, так и в своем изложении их в стихах, при этом направляя и то и другое молодому и весьма образованному царю Михаилу Дуке. Ниже мы познакомим читателя и с тем и с другим сочинением Пселла. Ему же принадлежит и другое сочинение догматического характера, которое еще не издано, но ссылки из него приводит Г. Карахалиос в своей диссертации, именно: «Комментарий к творениям Св. Григория Богослова » 4 . Аллатий (Allatius) в своей «Диатрибе» о Михаиле Пселле , приводя список его творений, упоминает также и «Комментарий к творениям Св. Василия Великого » 5 , но мы нигде не встретили никакой ссылки на это его произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/v...

3. Догматические темы «Учение веры должно превращать училище в церковь » (19–1:43) В истории отечественного Богословия святитель Филарет известен как учитель веры. Но в его письмах мало уделяется внимания догматическим вопросам – только в тезисах, – к тому же истины веры почти всегда рассматриваются им под знаком христианской нравственности, что, впрочем, весьма ценно. Такой метод являет и учит осторожности в «части введения в Богословие», что особенно нужно было наблюдать в переписке с людьми разного состояния, разной степени подготовки к восприятию Истины. – «Не довольно ли для ума, – пишет Святитель, – чтобы он был малым ковшем, которым почерпают из источника. Осторожно надобно допускать власть ума во введении науки, чтобы он не заупрямился, когда в науке будете доказывать его падение и поврежденность, омраченность мысли, осквернение ума и совести» (4:264). Есть Триединый Бог как круг, «средоточие которого везде, а окружие – нигде». По Своему существу Он – высочайшая Любовь : Распинающая (Любовь Отца), Распинаемая (Сына) и Торжествующая крестной силой, светом веры и теплоты Святого Духа (Святитель Московский Филарет. Выписки. «Русский инок, 2008, январь. С. 24). Когда говорим о существе Божием или сущности, говорим «сие в отличие от ипостаси, именно рождения и исхождения. Следственно, говорить об исхождении от обоих по сущности – значит смешивать понятия, о разграничении которых столько трудились Отцы» (4:289). Бог Сын вечно рождается и есть не просто подобен Богу, «но самый Бог» (29:241). Душа «желает славить Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, вечного Сына Божия» (29:375). Святая Троица – это величайшая тайна, превышающая наше разумение, и ее надо принимать с благоговением и смирением. «Идея Пресвятыя Троицы Божественна, как Богопреданная, а человеческие искусственные мысленные построения сего Таинства всегда несовершенны, и никогда не достигают своего предмета. Евангелие учит творить святое во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не испытывать о Божестве, что и как» (21:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

II. Географическое распределение защитников Никейского собора, никейцев и противников его, антиникейцев Будто от малой искры воспламенился великий пожар и, начавшись как бы с главы, церкви Александрийской, распространился по всему Египту. Он опустошал прочие области и города. Предстоятели церквей вступили друг с другом в словесные прения. Евсевий. Вероисповедание Никейское было принято церковью неодинаково. Церковь в IV веке разделилась на две половины. Одна из них с ревностью стояла за символ Никейский, другая с такою же ревностью восставала против него. В научном отношении чрезвычайно важно определить, в каких именно местах тогдашнего христианского мира Никейское исповедание утвердилось, и в каких нет. Разъяснение этого вопроса должно служить к разъяснению хода догматических движений в церкви всего IV и даже V века. Сторона, принявшая Никейский собор, и в последующих догматических спорах стоит за одно, отличается согласной деятельностью, а сторона, не принявшая Никейского собора, в таких же спорах образует другую, согласную между собою партию, связанную единством интересов и стремлений. Итак, где, в каких церквах Никейское исповедание нашло себе приверженцев и верных последователей? Ревностно и единодушно стояла за Никейское исповедание в эпоху арианскую церковь Александрийская или вообще Египетская. Это тем важнее, чем выше в то время стоял авторитет церкви Александрийской в ряду других церквей на востоке. Α Евсевий прямо дает Александрийской церкви имя главы прочих церквей 88 . В Александрии соединились многие условия, благоприятствовавшие утверждению и ревностному охранению здесь Никейского учения. Первым из таких условий было то, что здесь с III века, со времени св. Дионисия Великого и его споров о Божестве Сына Божия с римским епископом Дионисием, сделалось „ господствующим анти-субординационное направление 89 , или говоря языком IV века, анти-арианское направление, т. е. точное православие. В Александрии и в IV веке продолжала процветать богословская школа, характер которой благоприятствовал укорениться здесь выспренней догме Никейской. Эта школа отличалась возвышенно-спекулятивным характером, выспренним идеализмом, с любовью занималась вопросами, принадлежащими к области трансцендентального; труднейшие вопросы богословские не устрашали ее, а, напротив, поощряли к наибольшему углублению в них; но она постигала подобные вопросы более внутренним чувством, чем рассудком 90 . Это как нельзя более было полезно для утверждения Никейского учения в Александрийской церкви. Возвышенный догмат Никейский по своим свойствам был вполне родствен с александрийским школьным направлением. Никейское учение могло опираться на школу, как на свою естественную опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

     Главное догматическое повреждение ума современных христиан – это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания. Современное представление о Церкви в либеральных кругах все более приближается к протестантскому взгляду на Церковь как на человеческую общину, объединенную вероучительным согласием и ритуалами, на союз единомышленников. При этом самое главное – божественная сторона Церкви как хранительницы благодати, носительницы фаворского света и непрестанной Пятидесятницы – стирается, ее воспринимают как человеческий институт. Для модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад Для бойких модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад. Откровение имеет две формы: Писание и Предание. Священное Предание, отраженное в символических книгах (вероучительные книги, принятые всей Церковью ), догматических и канонических постановлениях Вселенских соборов, богослужебных текстах и агиографических памятниках, все более обесценивается в глазах либерального общества. Что касается модернистов, то для них Священное Предание – в значительной степени мифология, недостойная внимания современного «образованного» человека. А что касается догматики и каноники, подтвержденных на соборах, то известный модернист Николай Зернов прямо заявил, что «Вся трагедия Церкви началась со Вселенских соборов» . Модернисты стараются создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы страстям современного общества Модернисты стараются дискредитировать вероучительные источники, упразднить и разрушить, а иногда даже осмеять богословскую традицию и преемственность прежних веков, создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы понятиям, вкусам и потребностям, а проще говоря, страстям современного общества, находящегося под радиацией либерализма и гуманизма. Модернисты стремятся не мир просветить светом Церкви и приобщить его к вечной истине христианства, а Церковь приспособить к миру и тем самым подвергнуть ее перманентной секуляризации.

http://pravoslavie.ru/71909.html

А. Бушев Предисловие Предвидя большие недостатки в настоящем конспекте в отношении богословской эрудиции, считаю своим долгом наперед оговориться и просить снисхождения перед ценителями миссионерских пособий. Но приступая к составлению этого руководства, я имел исключительное стремление прийти на помощь со своим немощным трудом миссионерствующим пастырям отнюдь не эрудицией, в чем пастыри достаточно обеспечены, а чисто миссионерски-практически. Я приспособил конспект, как форматом, так и расположением страниц с указанием книг, глав и текстов библии Св. Синода и Киево-Печерской лавры в ½ листа, как наиболее распространенных в церквях и народе; этото конспект желающий может вплести в книгу Библии с передней стороны и таким образом может пользоваться им, не обременяя себя объемистыми томами почти однообразного содержания существующих пособий, которые будучи отдельными изданиями, представляют не только внушительную тяжесть для миссионерствующего, но и отнимают не мало времени на отыскивание по ним желаемых мест. А. Бушев 1. О Церкви Христовой А. Краткое изложение понятия о церкви По определению православной догматики: “ Церковь есть общество верующих людей во Христа, установленное Господом, соединенное словом Божиим, таинствами и священноначалием, под управлением Святого Духа”. Это есть краткая формулировка православно-догматического изложения о Церкви. Но в полном значении и широком раскрытии этого вопроса, в особенности же с точки зрения миссионерской практики вопрос о Церкви должен представляться в следующем виде. Церковь есть столь важный и первостепенный вопрос в деле душевного спасения, что по истине может быть назван “камнем краеугольным”, т. к. по неложному завету Спасителя, вне Церкви нет и не может быть спасения: “если (кто) и Церкви не послушает, то да будет вам, как язычник и мытарь”. Мф.18:17 . Поэтому, в миссионерской полемике при собеседованиях с сектантами, он должен ставиться главным или основным аргументом обличения противников, Обходить же совсем, или только косвенно затрагивать его, есть нечто иное, как ложный и не стратегический такт в противосектантской духовной войне, со стороны миссионерствующего. Эго равносильно тому, что отдать противнику самую твердую позицию, без всякого сопротивления. Верное же и твердое изложение вопроса о истинной Христовой Церкви на земле, сразу раскрывает несостоятельность сектанта, прикрывающегося тоже авторитетом Божественной Церкви и снизводит его на степень еретика, отщепенца и богопротивника. Вместе с тем, заграждаются уста заблудшего от поползновения к критическому разглагольствованию на другие священные предметы, которые есть Божественные плоды Церкви, руководимой Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Арианство и первый Вселенский собор А.А.Васильев. История Византийской империи При создавшихся новых условиях церковной жизни в начале IV века христианская церковь переживала время напряженной деятельности, которая особенно ярко выражается в области догматики. Догматическими вопросами в IV веке занимались уже не отдельные лица, как то было в III веке, например Тертулиан или Ориген, но целые многочисленные по составу партии, прекрасно организованные. Соборы в IV веке становятся обычным явлением, и в них усматривается единственное средство для разрешений спорных церковных вопросов. Но уже в соборном движении IV века замечается новая, в высшей степени важная, черта для всей последующей истории отношений между духовной и светской властью, между церковью и государством. Начиная с Константина Великого, государственная власть вмешивается в догматические движения и направляет их по своему усмотрению. В последнем случае далеко не всегда государственные интересы совпадали с интересами церковными. Уже давно главным культурным центром Востока была египетская Александрия, где интеллектуальная жизнь била могучим ключом. Совершенно естественно, что и новые догматические движения развились в той же Александрии, которая с конца II века " сделалась, - по словам проф. А. Спасского, - центром богословского развития Востока и приобрела в христианском мире особую славу - славу церкви философской, в которой никогда не ослабевали интересы к изучению высших вопросов веры и знания " . Однако именно александрийским священником был Арий, который дал свое имя наиболее значительному " еретическому " учению времени Константина. Сама же доктрина образовалась во второй половине III в. в Антиохии, в Сирии, где Лукиан, один из наиболее образованных людей того времени, основал школу экзегетики и теологии. Эта школа, как сказал Гарнак, " является кормилицей арианской доктрины, а Лукиан, ее глава, является Арием до Ария " . Арий выдвинул идею о том, что Сын Божий создан, сотворен. Это и составило сущность арианской ереси. Учение Ария получило быстрое распространение не только в Египте, но и за его пределами. На сторону Ария перешли Евсевий, епископ Кесарийский, и Евсевий, епископ Никомедийский. Эмоции поднялись высоко (feeling ran high). Несмотря на старания единомышленников Ария, епископ Александрийский Александр отказывал Арию в общении. Попытки успокоить взволнованную церковь, предпринятые местными средствами, не привели к желанному результату.

http://sedmitza.ru/lib/text/434226/

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть первая. Введение в богословие I. ПОНЯТИЕ О БОГОСЛОВИИ 1. Значение термина «богословие» Термин «богословие» (по греч. teologia – составное слово, состоящее из двух слов: teos – Бог и logos – слово) был заимствован христианами у древних греков, называвших богословом того, кто учил о богах. В христианском восприятии термин «богословие» может быть осмыслен двояким образом. Во-первых, как слово Бога о Самом Себе. Богословие в строгом смысле – как слово о Боге – стало возможным лишь после сошествия на землю Сына Божия, Который открыл нам истинное учение о Боге. По мысли святителя Григория Паламы , Бог ради нас не только воплотился, но и стал богословом 7 . Это слово Бога о Себе и о сотворенном Им мире составляет содержание Божественного Откровения. Во-вторых, в общепринятом значении под богословием понимают учение о Боге Церкви или какого-то богослова. Таким образом, богословие есть осмысление Божественного Откровения – свидетельство о постигнутом в Откровении. В древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется «истиннейшим предметом богословия» 8 . Так святой Апостол Иоанн, святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон именуются Церковью богословами: первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына; второй ревностно защищал и возвышенно проповедовал троичный догмат; третий воспел соединение человекам Триединым Божеством. Все остальные части вероучения: о творении мира, о Воплощении Слова, о спасении, о Церкви и ее Таинствах, о Втором Пришествии Христовом и т. д. древние отцы относили к области икономии 9 . Лишь позднее было принято понимать под богословием все вероучение о Боге и Его Домостроительстве, Его отношениях с миром и человеком 10 . Ныне богословие – это целая совокупность наук, среди которых различают: догматическое, основное, сравнительное, нравственное и пастырское богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Богослужение и догматика Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, многие люди воспринимают богослужебные тексты преимущественно как молитву, или как опыт переживания воспоминаемых священных событий, или как образец церковного прославления святого. Однако есть ещё одна сторона, о которой подчас забывают: выражение богословских истин, поэтическое изложение догматического учения. Что можно сказать на этот счет? – Как сказал современный богослов П. Ю. Малков , «если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, без всяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова». Почему песнописцы стремились выразить догматическое учение Церкви в песнопениях? Здесь можно назвать четыре причины, каждая из которых сыграла свою роль. Во-первых, многие песнопения были составлены в VI – IX вв., то есть в эпоху Вселенских Соборов, когда Церковь боролась с ересями и происходила кристаллизация догматического учения. Так что содержание ряда стихир и канонов основано на богодухновенных озарениях выдающихся богословов, выстрадано молитвенными бдениями преподобных, обагрено кровями и утверждено подвигами исповедников и мучеников. Естественно, что важнейшие догматические истины гимнографы считали нужным запечатлеть в песнопениях, чтобы тем самым закрепить их в сознании верующих. Во-вторых , в древности многие люди не имели возможности читать богословские трактаты и систематически изучать догматику. Потому богослужения для них были своего рода лекциями, а храмы – учебными заведениями, в которых они постигали, повторяли, закрепляли догматические истины. В-третьих, в эпоху раннего средневековья был развит институт оглашенных; эти люди, готовившиеся принять крещение, именно во время богослужений изучали истины веры, которую они собирались засвидетельствовать в крещении и впоследствии нести всю жизнь. Наконец, догматы – не просто сумма абстрактных тезисов или набор информации, которую должны знать верующие, чтобы быть членами сообщества избранных; это – отражение самой жизни Церкви. Как обычная семья не может нормально существовать без различных проявлений любви и вежливости, так и большая Семья- Церковь не может жить без постоянных размышлений о Божественных истинах и прославления Бога за те милости, которые Он явил человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В.В. Акимов Приложение 1. Вопросы по истории Церкви в доникейский период ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ 1. Когда впервые появилось сочинение с названием «Церковная история»? Кто был его автором? 2. С каким греческим глаголом связано происхождение слова «история»? Каково значение этого глагола? 3. Где в Евангелиях встречается слово « Церковь », «экклесия»? 4. Что такое Церковь в догматическом понимании? Чем Церковь в догматическом понимании отличается от Церкви, которая является объектом исторического изучения? 5. Чем определяется святость Церкви? 6. Что является предметом изучения истории Церкви? Что относится к внешней и внутренней жизни Церкви? 7. С какими богословскими дисциплинами связана история Церкви? 8. Какие факторы определяют богословский характер истории Церкви? 9. Каковы особенности православного богословского подхода к изучению истории Церкви? 10. Этапы работы историка. 11. Для чего нужны вспомогательные исторические дисциплины? 12. Что это за дисциплины? 13. Возможна ли абсолютная объективность при реконструкции исторических событий? Почему? 14. Какие крайности может иметь конфессиональный субъективизм церковного историка? ИСТОЧНИКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ 1. На какие классы делятся монументальные источники? 2. Какие христианские памятники относят к разряду археологических? 3. Какие памятники относят к христианским письменным источникам? 4. В каком памятнике сохранилось самое первое описание мученичества известного исторического лица? 5. Какие обстоятельства способствовали процессу активного издания текстов древних церковных писателей? 6. Почему «Патрология» Ж. П. Миня пользуется популярностью и в настоящее время? В чем заключаются недостатки этого издания? 7. Кого считают «отцом» церковной истории»? Какие исторические сочинения принадлежат этому автору? 8. Какие греческие историки V века были его продолжателями? 9. Кто является основателем латинской церковной историографии? 10. Кто перевел «Церковную историю» Евсевия Кесарийского на латинский язык и дополнил ее рассказом о последующих событиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010