При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Впрочем, раскольники заняты теперь не столько заграничными книжками, сколько печатающимися в Москве в духовном журнале, называющим себя «Православное Обозрение», обширными статьями под заглавием « Патриарх Никон как церковный реформатор». В этих статьях, принадлежащих профессору Духовной Академии Н. Каптереву , они видят публичное признание еще одним ученым (имена прежних ученых этого сорта известны) правильности и законности их раскольнических воззрений на никонианскую церковь и никонианские нововводные обряды; в ученом авторе, в профессоре, да еще Духовной Академии, они с восторгом приветствуют своего союзника и, вероятно, не замедлят поднести ему адресы, как подносили Верховскому и прочим. Еще и раньше, когда напечатал свое сочинение «Характер отношений России к православному Востоку», где так беспощадно отделал греков, собрав для этого всю грязь, какую можно было найти в архивах, и так проучил Никона за увлечение греками во вред своему российскому православию, – еще тогда г. Каптерев сделался очень люб раскольникам, а такие писатели, как Верховский, Морокин и пробавляющийся их трудами жид Карлович с усердием начали делать ссылки на него в подкрепление раскольнических учений. Раскольники надеялись, что их новый ученый друг не остановится на первом опыте, и, действительно, у них давно идут слухи, что г. Каптерев готовит новое победоносное сочинение в защиту старообрядцев. Слухи эти вышли первоначально с известной Богородско-Глуховской мануфактуры, где владычествует еще более известный своим раскольническим фанатизмом Арсений Морозов, и распространились, прежде всего, между старообрядцами и православными окрестных мест. Один достопочтенный гражданин Павловского Посада, ревнитель православия, даже нарочно приезжал повидаться с нами и передать нам эти крайне смутившие и огорчившие его слухи, к которым, по обычаю, раскольники примешивали наше имя, утверждая, что цель сочинения – втоптать в грязь, уничтожить Субботина (чего так пламенно желает г-н Арсений Иванович Морозов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Павловский посад (ныне г. Павловский Посад) и округа (Богородский у.) были крупным центром «старой веры», сопоставимым по значению с соседней Гуслицей. В Павловском посаде действовала ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, т. н. Ширинская, по имени местного купца-старообрядца К. Г. Ширина. В округе Павловского посада выделялись 2 промышленных селения. В с. Корневе (ныне в черте Павловского Посада), превратившемся к кон. 70-х гг. XIX в. в фабричный центр, на деньги А. И. Морозова (см. в ст. Морозовы ) был основан храм, освященный в 1916 г. (В 1906-1916 благотворитель заложил более десятка старообрядческих церквей.) Приход не закрывался в годы советской власти. Др. центром «старой веры» было известное своими скитами с. Рахманово Богородского у., где со 2-й пол. XVIII в. занимались «шелковым мастерством». Важным центром поповцев в Подмосковье являлась Верея. В городе имелась деревянная моленная в честь Рождества Христова, сгоревшая в 1812 г. В 1816 г. старообрядцы построили каменную Покровскую «часовню», на ее строительство и украшение жертвовали средства купцы Глушковы, Шевелёвы, Хомутинниковы, Б. П. Томилин, Д. Н. Чувашин и др. Покровский храм не переставал действовать в советское время, внутренняя отделка храма практически не претерпела изменений со времени постройки. Указы «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) открыли широкие возможности для старообрядцев Подмосковья. Начались повсеместная регистрация общин и строительство новых храмов. К 1914 г. в Московской губ. числились следующие общины белокриницкого согласия. В Московском у.: Казанская (дер. Новинки Нагатинской вол.), Троицкая (с. Борисово Царицынской вол.), Преображенская (с. Люберцы Выхинской вол.). В Богородском у.: Богородско-Глуховская (Богородск), Свято-Димитриевская (Павловский посад), Покровская (дер. Новая Запонорской вол.), Дрезненская (дер. Рудино Теренинской вол.), Тимковская (дер. Тимково Буньковской вол.), Барско-Дубровская (дер.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

О. Пафнутий навлек на себя гнев ревнителей раскола тем, что живя с Верховским и Швецовым в Мануиловском монастыре, где эти последние составляли и печатали сочинения в защиту раскола, не сочувствовал их трудам, и открыто выражал это несочувствие, даже написал известную нашим читателям критику на «Истинность» Швецова, очень высоко ценимую раскольниками. Такой образ действий Пафнутия и самый гнев на него ревнителей раскола, отличающихся притом крайней ограниченностью и малограмотностью разных г.г. Боевых, Антонов Егоровых и проч., несомненно, делает честь ему. Зато г. Швецов составляет гордость и твердую надежду всех ревнителей раскола, хотя люди более разумные и сведущие в Писании из самих старообрядцев считают его человеком близким к умопомешательству и увлекающимся протестанскими понятиями. Московские друзья Швецова все ждут его в Москву, на пути в Петербург для возвещенного им чтения лекций о старообрядчестве каким-то студентам. Говорят, что заготовленные им лекции составляют уже огромную тетрадь, но сам раскольник-профессор все еще не едет на лекции, к сожалению, московских друзей его. Мы полагаем, что он опоздал уже, теперь студентам не до лекций г. Швецова. Впрочем, для такого необыкновенного профессора студенты, может быть, забудут и свои экзамены… Между тем недавно прибыл в Москву иной гость, – именуемый епископ измаильский Анастасий. Пребывание свое он имеет в устроенном на случай приезда таких гостей рядом с квартирой Савватия странноприимном доме. Обрадованный приездом редко бывающего в Москве «владыки», великий любитель раскольнических архиерейских служений Арсений Морозов пригласил Анастасия к себе на богородско-глуховскую фабрику отслужить в его прифабричной церкви. На последних днях Пасхи Анастасий действительно ездил к Морозову и торжественно служил у него обедню: пел хор собственных певчих Морозова, которым этот раскольнический властитель, как известно, гордится до чрезвычайности. Анастасий приехал в Москву, говорят, затем, чтобы просить Духовный Совет об увольнении от должности и о назначении нового епископа в Измаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В газете «Наш путь» в юбилейном пушкинском номере архиепископ Нестор публикует очерки «Пушкин и современность», «Памяти Патриарха-Мученика» и др. Их объединяет стремление поднять русский дух, помочь русским людям ощутить себя детьми великой нации, воспринять пример героических предков «Смутного времени», Патриарха Гермогена. Еще не исследованной страницей является общение архиепископа Нестора с атаманом Г. М. Семеновым. Знаменитый походный атаман казачьих войск Урала, Сибири и Востока Азии Г. М. Семенов в 1920 году под натиском красных сил с группой казаков отступил из Забайкалья в Маньчжурию. Атаман и Владыка Нестор познакомились в 1930 году, на панихиде по погибшим русским воинам в Русско-японскую войну. Г. М. Семенов был «главой русской эмиграции в Маньчжурии», хотя никакого официального положения в эмигрантских организациях он не занимал. Приезжая для совершения богослужения в Богородско-Казанский Табынский женский монастырь, расположенный неподалеку от места проживания Г. М. Семенова, архиепископ Нестор встречался с атаманом. Именно он 29 марта 1938 года ходатайствовал перед Священным Синодом РПЦЗ о награждении архиепископа Нестора саном митрополита. Однако ходатайство не было удовлетворено. 17 июня 1937 года Владыка получает поручение от митрополита Анастасия возглавить Русскую Православную Духовную миссию в Малабаре – одной из областей на юге Индии. Малабарская Церковь , или, как ее называли официально – Православная Сирийская Церковь Востока, была основана апостолом Фомой. С древних времен входила в состав Антиохийского Патриархата, в III веке Церковь святого Фомы вошла в юрисдикцию Восточного Католикосата с центром в Селевкии на Тигре. В IV веке на Малабарское побережье прибыла большая группа эмигрантов-христиан из Сирии со своим епископом. Сирийские христиане оказали большое влияние на церковную жизнь Южной Индии – богослужения стали совершаться на сирийском языке. Церковь в дальнейшем испытала влияние сиро-яковитских монофизитских общин. С XVI века часть индийских христиан подпала под власть Римского Престола. Во времена английского колониального господства некоторые христиане отошли к англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Кондак, глас 8 Храм Божий одушевленный,/девственною чистотою тя, святая и праведная дево, княжно Иулиание./Темже с любовию празднующе/святых твоих мощей обретение, молим тя,/известная желаний наших ходатаице:/принеси за нас молитвы твоя ко Господу/и от всяких бед свобождай нас/предстательством твоим у престола Всевышняго,/да зовем ти:/радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная. Ин кондак, глас тойже Приводим Ти, о Всещедре, Иулианию,/присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую,/немощным цельбу/Еяже молитвами от всякаго зла свободи нас и спаси всех,/иже Тя с поклонением величают. Величание Величаем тя,/святая праведная дево Иулиание,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь благоверному князю Глебу Всеволодовичу Городенскому, иже в Киеве, глас 2 В постничестве от юности добре подвизався, Богомудре,/ум на враги мужески вооружив,/оружием крестным сих победил еси,/твердомудростная повлача 27 , в душу вложи свою./Темже похваляем тя, княже наш Глебе,/яко постником ты еси удобрение,/Киеву – слава/и всей Русстей земли – утверждение. Кондак, глас 1 Господнею благодатию вооружися/и непрестанными молитвами, воздержанием, пощением и труды/духовнаго дарования от Божия Духа исполнися,/сего ради чудотворец показася,/исцеляя недуги и бесы прогоняя,/княже наш Глебе,/моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Глебе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Богородско-Уфимская, глас 4 Заступнице Усердная,/Надеждо ненадежных,/Помощнице нищих и сирых,/плачущих Утешение,/согрешающих очищение,/Путеводительнице заблуждших,/болящих Целебнице/и исправление падающих,/Ты бо еси Похвало земли Уфимския, Дево Богородице. Кондак, глас 5 О, Милосердная Мати,/не отрини слез и воздыханий наших, с верою и любовию к Тебе приносимых:/пред иконою Богородскою услыши ныне молящихся/и на путь спасения настави,/и душ наших грехи исцели,/от земли Уфимския вся пагуби бо еси людем сокровище вечнаго спасения/и источниче Божественныя благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материальная составляющая церковного строительства, вопрос обеспечения приходского духовенства, а также условия использования церковных доходов оговаривались на начальном этапе в прошении фабричной администрации на имя епархиального начальства. Все церковные постройки содержались за счет правлений фабрик, ими же оплачивалось годовое содержание духовенства и хора 275 . В некоторых случаях деньги на строительство и поддержание храма вычитались из заработка рабочих, о чем новым сотрудникам предприятий сообщалось сразу при поступлении на фабрику. Ежемесячный взнос в подобных случаях составлял около 2–3% от жалованья 276 , что нашло выражение в песенном творчестве «сознательных» антиклерикально настроенных рабочих: «Как-то собирали деньги на собор,//На заводе велел Савка (Савва Морозов. – М. Г.) сделать сбор://«Подавайте с каждой хари четвертак,//Все равно снесете деньги вы в кабак!»//Подчинилися приказу дураки,//Понесли они свои четвертаки.//От покорности убогих дураков//Понастроены все сорок сороков» 277 . Для фабричного руководства служащим духовенством составлялись специальные отчетные ведомости о продаже свечей, суммах по тарелочным сборам и совершению треб 278 . Процедура рассмотрения прошения администрации предприятия об устройстве самостоятельного храма предполагала предоставление правящему епископу мнения благочинного о насущной необходимости подобной постройки, на основании которого принималось окончательное решение. Утвержденные в 1892 г. правила организации прихода гласили, что состоявший при церкви на фабрике священник имеет право совершать все требы для фабричного населения, если на эту церковь епархиальным начальством выданы все три части метрических книг и при храме имеется кладбище, что свидетельствовало о самостоятельности прихода 279 . Руководство фабрики, из большинства рабочих которой состоял приход, материально поддерживало духовенство, передавая во владение ценные бумаги и землю 280 . Нанимая отдельно священнослужителей для фабричных треб, администрация, помимо выплаты годового содержания, оплачивала также квартиру, ремонт в ней, отопление и освещение, предоставляя в сельской местности гужевой транспорт 281 . Почетным старостой храма нередко становился сам фабрикант 282 , а при его инославии – главный бухгалтер предприятия 283 . Стоит отметить наиболее крупные церковные постройки, появившиеся с 1880 г. на многолюдных фабриках Московского промышленного района, такими стали: Богородско-Глуховская мануфактура с двумя церквями на территории фабричного комплекса; Ивановская суконная фабрика Цуриковых с приписной Успенской церковью; Покровская (Ляминская) мануфактура с Троицким трехпрестольным храмом на 5 тыс. человек. Этот храм стал одним из крупнейших в Московской епархии, имея богатейшую отделку, лепнину, и, как писали «Московские церковные ведомости», походил на Казанский собор Санкт-Петербурга – храм не стали приписывать к мануфактуре, поскольку он должен был стать приходским еще для пяти сел 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Время изготовления драгоценной ризы неизвестно. В 1857 г. по благословению еп. Оренбургского и Уфимского Антония (Шокотова) ее, сняв с иконы, отправляли в Москву для поновления, переделки и замены имевшихся на ней страз драгоценными камнями. Поновленная риза стала уникальным произведением искусства: жемчужная, шитая по серебру; 2 алмазные звезды (одна на плече, другая на голове Божией Матери) и топазовые цветы на груди, бирюзовый, осыпанный аметистами венец на голове Божией Матери, повыше венца - корона бриллиантовая, вокруг нее бирюзовая гирлянда; на Спасителе - топазовый поясок. Поверх ризы на иконе крепился серебряный позолоченный оклад. К. Б.-У. и. была вставлена в живописную раму (77,6×75,4 см) с 12 клеймами с историей обретения Казанской иконы Божией Матери в г. Казани, написанными в кон. XVII - нач. XVIII в. На раме был помещен серебряный с позолотой оклад (вес ок. 7,5 кг); при клеймах на окладе было вычеканено 9 маленьких икон Божией Матери с венчиками и бирюзовыми ободочками. На окладе надпись: «Украшена сия икона усердием дворянства, купечества и воинства города Уфы 1858 г. Августа 1 дня». Поновленная риза и оклад на раму были возложены на икону 7 сент. 1858 г. В авг. 1990 г. Казанская ц. бывш. с. Богородского была возвращена верующим, к сер. 90-х гг. XX в. восстановлена в соответствии с историческим обликом. 27 июля 1993 г. освящен расчищенный родник на месте обретения иконы. В 1993-1994 гг. возведена Богородская надкладезная часовня. С 1991 г. возобновлено празднование К. Б.-У. и. с совершением 8/21 июля крестного хода из Казанской ц. к месту явления образа. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II К. Б.-У. и. была включена в список чтимых чудотворных икон РПЦ (Резолюция от 27 янв. 1993, письмо 272 от 29 янв. 1993 г.). По благословению Патриарха с 1994 г. епархиальное празднество в честь иконы установлено 6/19 июля (Резолюция от 4 авг. 1993 г. о дне празднования местночтимого образа Божией Матери Богородско-Уфимской; письмо 260 от 5 авг.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010