На священнослужителях «старообрядческих» уездов лежала особая ответственность за поддержание религиозной жизни и организацию противораскольнической работы при храме. Высота личного примера православного духовенства также должна была соответствовать его миссии в населенной раскольниками местности. Так, у одного из священников с. Зуево Богородского уезда, района фабричного и старообрядческого, супруга была однажды замечена играющей на фортепиано во время сеанса в кинематографе (1914). Анонимный автор письма, адресованного митрополиту, отмечал: «...хотя такой труд и не составляет позора, но для кого? Батюшка служит Всенощную, а матушка в это время играет и увеселяет публику... У нас ведь много раскольников, а ведь они тоже не молчат» 385 . В исповедной ведомости церкви, расположенной вблизи крупной фабрики, все прихожане делились на постоянных жителей села (исчисляемых несколькими десятками) и «сторонних», проживавших временно, общее количество которых в разные годы варьировалось 386 . Конфессиональное соотношение рабочих на фабрике, принадлежавшей старообрядцам, можно проследить на основании данных следующей таблицы 387 , относящихся к крупнейшей мануфактуре Центрального промышленного региона – Богородско-Глуховской: рабочие православного вероисповедания составляли 87,7%, 11% были старообрядцами, 1,2 % приходилось на представителей других конфессий: Таблица 1 Конфессия 1895 1900 1905 1910 Православные 8 131 10 196 8 164 10 726 Старообрядцы 1017 933 783 1 374 Магометане 79 49 26 13 Иные 388 40 17 19 29 Всего: 9 267 11 195 8 992 12 142 В самом с. Глухове располагалось всего девять дворов – церковь же была построена в 1891 г. «тщанием и усердием» владельца мануфактуры А. И. Морозова и первые два года своего существования была приписной к Тихвинской церкви г. Богородска. К 1895 г. причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков – все проживали на квартирах от компании мануфактуры, особого обеспечения причта не было, поскольку «содержание причта ввиду большого количества рабочих, проживающих на глуховской фабрике, достаточно» 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ужели, спросят, есть охотники приобретать такими незаконными путями раскольническую газету, особенно же «сразу» по 50 и по 100 экземпляров? А вот послушайте, что нам сообщено лицом, вполне заслуживающим доверия. Близ города Богородска существует, как известно, огромная Богородско-Глуховская мануфактура. От хозяина сей мануфактуры, тоже достаточно известного, А. И. Морозова, в его богатой моленной, объявлено было 1 февраля служащим на фабрике раскольникам, что если между ними окажется двадцать пять человек, желающих получить газету «Слово Правды», то они будут получать ее не за 5 р. а за 3 р. 50 к. Тут же в моленной 1-го и 2-го числа произошла подписка, – 25 человек набралось; а дня через два г. Морозов уже роздал подписчикам два первые номера газеты. Это значит, что сей знаменитый фабрикант-раскольник уже заранее подписался, по уменьшенной цене, на 50 экз. газеты, – половину из них сбыл служащим у него на фабрике, а другую удержал у себя для раздачи в иные места и для собственного употребления. Сообщивший нам все это сам читал новые выпуски «Слова Правды» и пишет, что в них есть еще любопытное объявление, – объявляется именно, что для безопасного и обеспеченного доставления газеты редакция заключила условие с какой-то немецкой компанией, которая будет направлять газету из Браила в Берлин, оттуда в Ригу, а из Риги она уже будет доставляться подписчикам. Умилительный союз раскольников и немцев для совокупного действования во вред православной Руси! Но от разных Мельников чего же и ждать лучше? А вот эти г-да Морозовы, эти миллионеры-раскольники, поощряющие преступную деятельность разных Мельниковых, являющиеся их сообщниками, – они-то каковы? Мы всегда говорили и будем говорить, что в них вся сила раскола, что им стоило бы только погрозить пальцем разным Мельниковым, Бриллиантовым, Швецовым, чтобы навсегда прекратить преступную деятельность этих ругателей православной церкви. А они, эти миллионеры-раскольники, являются главными поощрителями Мельниковых, участниками в их темных делах, как на этот раз в воровском распространении заграничной газеты, изрыгающей брань и клеветы на православную церковь , православное правительство, православных деятелей... 8

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Сохранился список с присяжных листов. Первее всего из присягавших значится архиерей Иннокентий. За ним дома его преосвященства: иеромонах Лаврентий, иеродиаконы Тарасий и Серафим, иподиакон Егор Рещиков; певчие: Димитрий Савастьянов, Григорий Мишенев, Андрей Попов (который был Тобольского архиерейского дому); подьяки: Иван Плотников, Григорий и Михайло Ключаревы, Михайло Яворский и Илья Лавровский. За ними следуют соборяне: протопоп Петр Григорьев, ключарь Василий Федоров, священники: Иосиф Петров и Симеон Афанасьев, дьякон Никифор Петров (сын протоиерея), два дьячка, два пономаря и три сторожа. За соборянами Иркутского Вознесенского монастыря иеромонахи: Корнилий, Стефан, Серафим, Иоанникий, Иона, иеродиакон Симеон, строитель монах Аарон, 13 монахов-послушников, 3 больничных и один дьячок-белец Феодор Лобанов. Посольского монастыря: игумен Паисий, иеромонахи Митрофан и Манассия, иеродиакон Серапион, схимонах Иоанн и 23 монаха. Троицкого Селенгинского монастыря: архимандрит Мисаил, иеромонах Иов, иеродиакон Даниил, казначей монах Иов Трудов, два схимонаха: Нифонт да Корнилий, 20 монахов послушников, 2 подьяка, 4 псаломщика, 1 дьячок и 1 пономарь. Нерчинского Успенского монастыря: игумен Нафанаил, иеромонах Боголеп, иеродиакон Терентий, казначей монах Варлаам, схимонахи Вассиан и Иоасаф, 10 монахов и 1 белец, бывший дьячок Иван Михайлов Попов. Приходские причты города Иркутска: Богородско-Владимирской церкви поп Иван Андреев , дьячок Иван Микушин, пономарь Иван Минеев и сторож Прокопий. Троицкой Петропавловской церкви: поп Илья Иванов (Карамзин) дьячок Иван Литвинов, трапезник Сидор Калимов. Знаменского девичьего монастыря: поп Иаков Максимов, дьячок Алексей Петров Корноков, пономарь Артемон. Троицкой Сергиевской (Крестовской) церкви: священники Иван Карамзин и Влас Миронов, дьячки Максим и Леонтий, свещеносец Григорий Очередин и сторож Василий Андреев. Прокопиевской церкви: поп Иван Петров, диакон Логин Миронов, дьячок Онисим Бобровников, пономарь Марко Родионов, страж Лука Грехнев. Тихвинской Богородской церкви: священники Филипп Васильев и Иустин Иванов, дьякон Тит Григорьев, дьячок Сергей Иванов, пономарь Василий Устюжанин, сторож Ананий Лагунов. Безместный поп Иван Васильев Хром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Человек этот продолжал жить на приходе и ходить на все службы. Меня волновала его судьба. Я спросил его, что он собирается делать. Он сказал, что решил пойти и заявить о себе в милицию. Я поддержал его. Признаюсь, что очень переживал за него, ведь у него только появился слабенький росток веры, и если бы он получил срок заключения, то без храма и наставников мог бы все потерять и даже попасть под пагубное влияние окружающих. О его прошлом я не имел права рассказывать прихожанам, но он сам некоторым открыл свою тайну, и потому члены общины знали его положение. Мы усиленно молились дня два. Потом я благословил его идти в милицию. В конце дня он появился и сказал, что в милиции его выслушали и прогнали. Он пожил еще немного в доме причта и уехал домой. Отец Борис очень любил служить. Он верил в силу молитвы (особенно соборной). Когда жил у нас на приходе, мы в сопровождении нескольких членов общины пошли в храм Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, который тогда был приписным к Владимирскому. Напротив церкви было казино. Такое соседство (отделял только узенький переулок) было крайне неприятным. Кто-то с горечью сказал об этом отцу Борису. Он сразу же решительно ответил: «Когда начнете служить литургию, казино закроется». Через некоторое время после начала службы в храме казино действительно закрылось. Как-то мы вместе с отцом Борисом были в Черниковске (ныне район Уфы) на празднике Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (празднование 6/19 июля). Народ плотно заполнил храм, было тесно. Причащать должен был отец Борис. Увидев плотно стоявших людей, он сказал диакону, державшему плат: «Пока я причащаю, непрерывно твори про себя Иисусову молитву». Никаких искушений не было. Помню еще одну поездку – на праздник Табынской иконы Божией Матери (в пос. Красноусольск). Праздник совершается в девятую пятницу после Пасхи. Сначала владыка Никон читал акафист. Потом был молебен. Затем стали купаться в речке Усолке, в которую втекают воды святого источника, появившегося на месте явления чудотворной иконы. Отец Борис почему-то решил купаться, не снимая наперсный крест. Крест был не новый. Желтое покрытие сильно потускнело. Когда отец Борис вышел из воды, то крест обновился и был ярко-желтым. Все были удивлены.

http://pravoslavie.ru/46311.html

Церковь существенно пострадала в 1918 г., во время боев. Официально ее закрыли в 1933. В настоящее время от церкви сохранился лишь полуразрушенный объем центрального Вознесенского предела (Калинина И.В. Православные храмы... – С. 322.). В 1831 г. священником Мальтинской церкви был Василий Иванович Вознесенский, сын дьячка, обучался в Московской Греко-Российской Академии, затем был переведен в Иркутскую семинарию. В 1819 г. определен послушником в Иркутский Вознесенский монастырь, в том же году рукоположен в дьякона. В 1822 рукоположен в священника к Усть-Кудинской Богородско-Казанской церкви. В 1830 г. по собственному прошению переведен к Мальтинской церкви. Диаконом был Алексей Константинович Попов, сын священника. (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 6). 78 Имеется в виду «Узколугская», то есть расположенная в селе Узкий Луг. Священником Узколугской церкви в 1831 г. был Евстафий Иванович Парняков, сын священника. В школах не обучался. В 1817 г. был определен к Узколугской Троицкой церкви дьячком. В 1825 г. рукоположен в дьякона и переведен в Мальтинскую церковь . В 1829 г. преосвященным Михаилом рукоположен в священника и снова определен к Узколугской церкви. Дьячком при церкви был Иннокентий Караулов, сын священника, в школе не обучался. К Троицкой церкви дьячком определен в 1827 г. Заштатным священником числился престарелый священник Иоанн Матфеевич Парняков, сын протоиерея. В школах не обучался. В 1786 г. был определен к Иркутской Владимирской церкви пономарем. В 1801 г. рукоположен в диакона. В 1813 г. переведен священником в Узколугскую церковь . В 1831 г. проживал на иждивении в доме своих детей священника Евстафия и пономаря Дмитрия Парняковых. (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 46). Возможно, именно его имеет в виду Добросердов. 79 Тайтурка – поселок в Усольском районе Иркутской области. Расположен на р. Белая (приток Ангары) в 75 км от Иркутска. Считается, что Тайтурка была основана в 1743 г. (по другим данным в 1666). Изначально население занималось земледелием. После того, как в 1 км от села прошел Московский тракт, здесь появился почтовый стан. В конце XIX в. через село была проложена Транссибирская железнодорожная магистраль. Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была сооружена в 1756 г. на средства купца М. И. Глазунова. Уцелела после пожара в 1865 г., уничтожившего 80 дворов. Сгорела только колокольня. Церковь закрыли в 1935 г., сейчас в ней располагается библиотека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Первый храм в Верхнем камчатском остроге (ныне Милькове) устроен из бывшего молитвенного дома и освящен архимандритом Иоасафом Хотунцевским 23 декабря 1746 г. во имя Богоявления Господня. В 1754 г. 27 июня храм сей смыт разливом реки Камчатки столь внезапным, что едва успели вынести церковные вещи. Второй храм был освящен архимандритом Пахомием 15 января 1760 г. Когда этот храм пришел ветхость, то приняты были во внимание обстоятельства, что церковь здесь небезопасна от наводнений, что сам Верхнекамчатск, некогда первенствовавший перед другими острогами, теперь стал малолюдным и беднейшим помещением поселенцев, потому было испрошено у св. Синода дозволение перенести верхнекамчатскую церковь вниз по реке за 12 верст в заимку пашенных крестьян, в значительном количестве переведенных сюда из Сибири, именуемую Мильково, от небольшой речки, вливающейся в реку Камчатку. Св. Синод, согласно с ходатайством Иркутского преосв. Михаила II, утвердив сие предположение, пожаловал на вспоможение 1 250 руб. Первая Мильковская церковь освящена протоиереем Никифором 13 января 1823 г. в прежнее наименование Богоявления Господня. В 1850 г. она заменена новою. Примечательны при сей церкви вещи: - колокол с надписью: «1727 года января 17 дня, куплен сей колокол в Москве на Камчатку нижний острог к церкви святителя Николая Чудотворца, весу в нем 3 пуда». Назначение колокола было, как видно, к Николаевской церкви, построенной дворянином Енисейским и сгоревшей во время камчадальского бунта в 1731 г. Вероятно, что сей колокол и был доставлен в Камчатку позднее разрушения Николаевской церкви. - колокол с надписью: «1761 года лит сей колокол в Верхнекамчатском остроге у церкви Богоявления Господня общего радения приказчика и казаков Василия Иванова Яцкова, веса в нем 14 пуд.» - колокол с надписью: «1763 года лит сей колокол к вновь построенной часовне святых апостолов Петра и Павла собранием камчадал Тихоном Петром Казенным, весу 3 пуда». Отсюда видно, что по обветшании в Петропавловской гавани Богородско-Рождественской экспедицкой церкви, здесь была устроена временно часовня во имя верховных покровителей места.

http://sobory.ru/article/?object=22952

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/1947.html

Говоря о крестном ходе на Пасху в те годы, нельзя не упомянуть происшедшего чуть ли не курьёзного случая в жизни церкви. Вверху Богородско-­Рождественского храма, как уже говорилось, служили обновленцы, и они тоже совершали пасхальную заутреню, и тоже совершали крестный ход, но никоим образом не вместе с нами, с тихоновцами. Получалось жалкое впечатление: у нас огромная, могучая человеческая лава шла вокруг храма, а у обновленцев – жалкий хвостик. К нам в нижний храм во время пасхальной службы было не пройти, а вверху у обновленцев свободно. Некоторые из верующих, потому что не могли стоять за службой в нижнем храме, у себя, поневоле поднимались вверх и слушали исполнение пасхальных песнопений, хотя и в очень слабом певческом составе. Говоря об обновленцах, вспоминается такой случай: старушка вела священника на могилку для того, чтобы он отслужил панихиду. Когда они подошли к могиле, то старушка спросила: " А не обновленец Вы? " Тот был действительно обновленцем и ответил утвердительно на её вопрос. Тогда она разочарованно сказала: " Нет, обновленца мне не надо " . И священник, как говорят, не солоно хлебавши пошёл прочь " . Весной 1937 года под предлогом строительства новых железнодорожных путей и реконструкции транспортного узла власти решили закрыть Богородское кладбище, а захоронения перенести на новое место. Причтом храма было подписано письмо во ВЦИК с просьбой не уничтожать кладбище. Вскоре после этого священники, диаконы и некоторые из прихожан были арестованы по обвинению в том, что они, являясь участниками контрреволюционной церковно-монархической группы, ведут непримиримую борьбу против советской власти и распространяют клеветнические измышления. Большинство священников храма в 1937 году были репрессированы. В числе репрессированных был протодиакон Иоанн Преображенский, который впоследствии был канонизирован в лике священномученика Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13–16 августа 2000 года). Он родился 21 марта 1880 года в селе Васильевском Вологодской губернии в семье псаломщика Александра Преображенского. В 1897 году после окончания Вологодского духовного училища Иоанн начал служение в Васильевской Тошнинской церкви в Вологодском уезде, где в 1904 году был рукоположен в сан диакона, а еще через два года переведен в городскую Власиевскую церковь, в которой и служил до ее закрытия в 1929 году. После этого перешел в храм Параскевы Пятницы, однако и эта церковь вскоре была закрыта. Тогда он стал служить в храме Рождества Богородицы, где и оставался до своего ареста. 19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Иоанна к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он скончался в Каргопольском лагере 11 июня 1938 года.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8 ⁄ 21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010