Т. 21. 19828). Одним из важных и до этого практически не разработанных в России направлений деятельности ОЛДП было изучение и издание нотированных рукописей. Среди первых изданий этого типа - «Первое учение мусикийских согласий. Мудрость четвертая: Мусика» (Изд. ОЛДП. 1877. 6), сборник XVIII в. с лицевыми изображениями и крюковыми пометами «На реках Вавилонских» (псалом 136) (Там же. 1877. 15) с демественной нотацией и красочными миниатюрами, «Мусикийское учение. Знамения осмогласного пения» (Там же. 1880. 51) (в 1882 эти издания удостоены 1-й премии на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве). Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1 Титульный лист кн. «Памятники древней письменности». СПб., 1879. Т. 2. Вып. 1 Сотрудничество с московскими учеными и музыкантами способствовало изданию «Круга церковного знаменного пения» (1884. 83). Рукопись к изданию подготовил регент церкви Богородско-Глуховской мануфактуры И. А. Фортов, а научным редактированием нотного текста (по желанию жертвователя А. И. Морозова) занимался известный историк церковного пения, проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский . Благодаря щедрому пожертвованию Морозова «Круг церковного знаменного пения» был издан тиражом в 1200 экз. Благодаря финансированию Морозова экземпляры издания были безвозмездно переданы в б-ки духовно-учебных заведений тех из единоверческих церквей, где церковное пение велось по древним крюковым нотам. В 1886 г. архим. Леонид (Кавелин) подготовил к печати «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна Деспота Российского» (ПДПИ. 1886. Вып. 63), изданные факсимильно с нотной расшифровкой по рукописи б-ки Троице-Сергиевой лавры. В 1890 г. была опубликована работа А. С. Фаминцына «Гусли» (Там же. 1890. Вып. 82). Важную роль в изучении и публикации нотированных рукописей сыграл С. В. Смоленский , в 1903-1909 гг. возглавлявший в ОЛДП отдел «для разыскания и издания памятников старинного русского певческого искусства».

http://pravenc.ru/text/2578103.html

5293. ДЕЯНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского) , протоиерея Алексия Мечева , иеросхимонаха Алексия (Соловьева) , иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители, митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) , епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова) , архимандрита Макария (Глухарева), священника Алексия Гнеушева, игумена Кизилташского монастыря Парфения и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. –2000, 9, 69. 5294. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в день совершения чина канонизации Собора новомученников и исповедников Российских. –2000, 10, 56. 46. Сказания о земной жизни Божией Матери 47. История чудотворных икон и других святынь 5295. ДУРАСОВ Г. Святыни каргопольские. – 1994, 7–8, 105. 5296. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 5297. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1993 года: 1. О мироточении икон, находящихся в Рождество-Богородицком храме г. Уфы. 2. Благословить местное почитание мироточащих икон как чудотворных. – 1994, 2, 39. 5298. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Священного Синода (1993–1994): Признать мироточение двух икон Божией Матери в женском Скоропослушницком монастыре чудом, а иконы Богоматери чудотворными. – 1994, 7–8, 4. 5299. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 октября 1994 года: Признать мироточение двух икон – Святой Троицы и Казанской Божией Матери в Знаменской Церкви с. Кузьминского чудом, а иконы чудотворными. – 1994, 9–10, 3. 5300. О.К. Празднования в честь икон Пресвятой Богородицы “Благодатное Небо” и “Споручница грешных”. – 1998, 5, 31. -------- 5301. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. Аносинская святыня. (Из дневника). – 1995, 11, 76. 5302. ШЕРЕДЕГА Н. Ахтырская икона Божией Матери. (К 250-летию со дня прославления). – 1989, 7, 16. 5303. МОХОВ В., прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери. – 1994, 3, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К середине XIX века действовали церкви в Аяне, Удском, планировалось строительство церквей на протяжении всего Аянского тракта, проходившего из Аяна до Яутска, но была построена только Нельканская часовня(1862г.). В государственном национальном архиве Саха (Якутия) хранятся подписные листы и другие документы, из которых явствует, как, на какие средства строилась Нельканская часовня. Сбор податей на возведении притрактовой часовни длился десять лет: с 1852 по 1862 год, а само строительство осуществилось в течение одного года. Среди имен, вписанных в подписные листы Прихода встречаются как известные, так и незнакомые для нынешнего поколения фамилии : голова Эжанского рода Александр Карамзин, начальник Аянского порта Кашеваров, казак Иннокентий Решетников, Егор Новогородов, сын Прокопия Новогородова, того казака, который вместе с Григорием Ципандиным в 1818 году организовали запасный магазин и с этого момента жизнь в урочище Нелькан ни на один день не прекращалась. Почему именно в Нелькане была построена часовня? Потому что Нелькан всегда был перекрестком дорог , местом, куда съезжались несколько сотен торговцев, собирались на ежегодную ярмарку тунгусы , приезжали русские крестьяне, жившие по станкам Аянского тракта. Даже когда не было в Нелькане часовни, именно сюда до 1862 года приезжала походная церковь Якутской епархии и в течение нескольких дней проводила венчание, крещение, отпевание и другие требы. 22 июня 1862 года было завершено строительство часовни во имя святителя и чудотворца Николая. В 1864 году Нельканскую часовню осматривал сам архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий, который по предписанию Синода отправился из Якутска для обозрения Охотских и Камчатских церквей. Можно предположить, что архиепископ приветствовал появление в столь отдаленном месте центра богослужения и культуры — ведь он нашел время и возможность для близкого знакомства с Нельканской часовней. 1867 год для Аянского тракта стал переломным: продажа Аляски, ликвидация Российско-Американской Компании переместили политические и экономические интересы России в Приамурье и Приморье, оставив в забытье Приохотье. С ликвидацией РАК Аянская Богородско-Казанская церковь и Нельканская часовня закрылись. Майские тунгусы обращались в Якутскую епархию об открытии часовни, а священник от. Василий Охлопков в своем раппорте епископу Иннокентию в 1867 году писал о том, что за зиму в этих местах собирается до 600 тунгусов с требами… Вопрос не решался до тех пор, пока владельцем тракта не стал камчатский купец А. Филлипиус, который пожертвовал на ремонт Нельканской часовни 202 руб. 1.4 коп. серебром. В конце XIX века часовня сгорела.На ее месте была построена церковь в 1998 году, но и она сгорела в 1912 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Колоннада, огибающая храм с южной и северной сторон, своей пластичностью усиливает выразительность постройки. Во втором ярусе к ротонде храма примыкают четыре круглые башенки с крестами… Интерьер церкви, также выполненный в стиле сложившегося зрелого классицизма, сохранился без изменений. Утрачен только музыкальный инструмент. Богослужения в Казанской церкви приостановились в конце 30-х годов, а 26 мая 1945 г. храм был возвращен верующим и с тех пор используется по назначению» (Калинина И.В. Православные храмы… – С. 381–382). 71 Священник Александр Данилович Пономаревский, священнический сын. Обучался в Иркутской духовной семинарии. Из богословского класса определен дьячком к Градо-Иркутской Благовещенской церкви, откуда в 1809 г. переведен в Иркутский кафедральный собор псаломщиком и певчим. В 1812 г. посвящен в дьякона в тот же собор, а в 1817 г. там же рукоположен во священника. В этом же году переведен священником в Богородско-Казанскую церковь в Тельму. В 1827 г. был награжден набедренником, а в 1830 году, по представлению архиепископа Михаила, получил от Его Императорского Величества скуфью за отличное усердие по службе. В семье: жена Анна Ильинична, дети Елизавета, Мария, Анна. Дьяконом при церкви был Сергей Алексеевич Берденников, дьяческий сын. Обучался в Иркутской духовной семинарии, по исключении из низшего отделения которой был назначен в Тельминскую казенную фабрику дьяконом к Казанской церкви и учителем при приходском училище. Жена Таисья. (ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3941, л. 23–24). 72 История Усолья началась в 1669 г., когда братья Михалёвы, один из которых был енисейским казаком, а второй – посадским человеком, обнаружили на острове Сосновом (позже остров Красный) на Ангаре соляные источники и получили разрешение поставить здесь солеварницу. Образовавшийся вокруг нее поселок сначала носил название Спасское (по Спасской церкви), затем Красное (по названию острова) и, наконец, село Усолье (часто говорили – «Ангарское Усолье»). Только в 1940 г. в название города добавили слово «Сибирское», чтобы не путать с другим Усольем, расположенным в Пермской области (сейчас город Березники).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

928 Неясно, какого роспева; если по-афонски и с исоном, то, возможно, – из болгарского монастыря Зограф, где вся служба, как вообще у болгар, совершается на церковно- славянском языке, а пение – то же самое, что и у константинопольских греков, т.е. С использованием, по безлинейной поздневизантийской, реформированной в начале XIX века нотации. 929 См., например: Н. Финдейзен: Очерки по истории музыки в России. Выпуск II. Москва-Ленинград, 1928, стр. 256–260. 931 Л. Быстров: Забытый роспев. «Церковное пение» (старообрядческий журнал), Киев, 1909, 11, стр. 286–291. 938 С. В. Смоленский: Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. «Церковное пение». Киев, 1909, 3, стр. 65–83; 12, стр. 314–317. Статья эта, по-видимому, осталась незаконченной: смерть автора прервала работу над ней. 940 Этими объяснениями мы воспользовались при составлении обзора граммофонных пластинок с русским церковным пением, опубликованного на немецком языке. 941 Терминология выдержана не очень строго: знаменный роспев называется иногда напевом, наравне с «московским напевом»: научная терминология к тому времени еще не вполне установилась. 942 Статья: Открытое письмо Н.Д. Зенину по поводу статьи его «О граммофонах». «Старообрядческая мысль», 1910, Москва, 12, приложение «Церковное пение», стр. 203–210 – Журнал «Церковное пение» начал выходить в Киеве с 1909 года ежемесячно. 943 В этой статье старообрядческого священника Е. Карнышева имеется любопытное замечание, касающееся русской синодальной («господствующей») церкви и характеризующее полный отрыв ее хорового церковного пения от богослужебного предания и от самой сущности богослужебного пения: «Разве не культурность толкнула профессора Лебедева просить разрешения у Синода петь в храмах с помощью скрипок и других музыкальных инструментов» (стр. 209). 944 Очень известный старообрядческий церковный хор, состоявший из работников и служащих фабрики компании Богородско-Глуховской мануфактуры Захара Морозова, около Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не привыкшая жаловаться и говорить о проблемах, очень ровная и спокойная матушка только однажды во время разговора разволновалась. Когда речь зашла об отдыхающих, которые приезжают со всей республики искупаться в святых источниках. Раздеваться в жаркую погоду многие начинают прямо от автомобильной стоянки и небольшой путь к купальням, который идет мимо монастырских стен, церковной лавки, проделывают практически в чем мать родила. Не стесняются строгих, неодобрительных взоров верующих людей, не обращают внимания на храм, стоящий на горе. В таком виде подходят и спокойно покупают церковную утварь: свечи, книги, иконы. А ведь даже в курортных городах ходить в купальниках разрешается только на пляже. «Возрождать утерянное чувство стыда – вот что необходимо сегодня», –  говорит матушка. Прямая речь Архимандрит Николай, помощник архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, настоятель Богородско-Уфимского храма – Разные, непохожие судьбы приводят людей в монастырские стены. Среди них есть те, кто идет с Богом по жизни, с малых лет воспитывается в верующей семье. Немало и других, для кого обретение Господа становится неожиданным прозрением. Возраст у послушниц и монахинь – тоже самый разный. От бабушек, давно перешагнувших пенсионный возраст, до совсем молодых девушек. В последние годы желающих уйти из мирской жизни стало значительно больше. Как среди мужчин, так и среди женщин. Довольно часто девочки-школьницы, студентки – слишком эмоциональные, неопытные, начитавшись книжек, бросают привычный уклад жизни и спешат укрыться за монастырскими стенами. Об истинном монашестве они имеют не совсем верное представление: как правило, романтизируют, идеализируют его. Столкнувшись же с реальностью, понимают, что такая ноша им не по плечу. Монашество – прежде всего нелегкий труд. Ежеминутный, каждодневный. Жизнь в монастыре состоит из двух главных занятий – работы, порой грязной, физически тяжелой, и молитв. Поэтому преодолеть период послушания, а затем сделать главный выбор – стать монахиней могут только очень терпеливые и трудолюбивые люди.

http://pravoslavie.ru/36548.html

и удален на жительство в Александро-Невский монастырь. По удалении митрополита Сильвестра новокрещенские дела перешли в заведывание известного миссионера Алексея Раифского, теперь уже Архимандрита Свияжского Богородско-Успенского монастыря. Указом, присланным из Св. Синода, повелевалось ему «в той Казанской епархии новокрещенские дела ведать и отправлять и инородцев ко св. крещению призывать, и кто из них пожелает, тех св. крещением просвещать» 126 . Архимандрит Алексей вполне оправдал оказанное ему доверие. Он как и в предшествующее время всецело отдался делу просвещения неверных и «с помощью Божией, как он писал Св. Синоду, по призванию и увещанию из разных басурманских вер святым крещением просвещены членами комиссии мужска и женска пола 491 человек, кроме татар, в обычаях своих весьма замерзлых, которые ко крещению по благоволению не приходят, разве кого из них привлечет к тому какая нужда» 127 . В апреле 1732 г. на Казанскую кафедру был посвящен в архиепископа настоятель Московского Донского монастыря архимандрит Илларион Рогалевский. Просвещение инородцев он предоставил комиссии новокрещенских дел, а сам занялся выработкой проекта относительно устройства в Казани специально инородческих школ. Проект этот состоял в том, что в Казани необходимо учредить 4 инородческих училища, в которых получали бы образование дети инородцев как некрещенные, так и крещеные; первые обучались бы русской грамоте, слогам букваря и скорописному, а вторые тому же самому с прибавлением часослова, псалтыри и катехизиса с десятословием. В 1734 г. преосвящ. Илларион вместе с Казанским губернатором представил этот проект в Св. Синоде, а 26 февраля 1735 г. Св. Синод получил Высочайшее разрешение: «учредить в Казанской епархии для обучения как некрещенных Вотяков, Мордвы, Чуваш, так разных народов новокрещенных детей славяно-российскому языку с прочим – четыре инородческих школы: первую в Казани в Феодоровском монастыре, 2-ю в Казанском уезде по Зюрейской дороге в дворцовом селе Елабуге, 3-ю в Свияжском уезде в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Н. Зимина; Богородско-Глуховская мануфактура 10 884 с. Зуево Церковноприходская школа; духовно-просветительские чтения 5 Пороховой завод 2 000 с. Успенское – ДМИТРОВСКИЙ УЕЗД 6 Бумагопрядильная фабрика Товарищества Покровской мануфактуры (Ляминская мануфактура) 5 656 ст. Яхрома Церковноприходская школа ЗВЕНИГОРОДСКИЙ УЕЗД 7 Суконная фабрика Товарищества С. М. Попова 748 с. Успенское Народный дом; богадельня КЛИНСКИЙ УЕЗД 8 Бумагопрядильная фабрика Высоковской мануфактуры 5 435 дер. Некрасино Духовно-просветительские чтения КОЛОМЕНСКИЙ УЕЗД 9 Коломенский машиностроительный завод 11 294 с. Боброво, с. Гололобово Церковноприходская школа; библиотека; духовно-просветительские чтения СЕРПУХОВСКИЙ УЕЗД 10 Ситце-печатная фабрика Товарищества мануфактур Н. Н. Коншина 2 443 г. Серпухов Духовно-просветительские чтения; воскресная школа 11 Суконная фабрика Товарищества Д. Хутарева 1 372 с. Городенки Церковноприходская школа Развитие обществ трезвости в крупных промышленных городах, по сравнению с сельскими обществами, характеризовалось идентичностью целей трезвенной работы и разницей в методах ее организации. Стоит рассмотреть деятельность городского общества трезвости на примере Первого московского общества трезвости. Оно было основано 25 апреля 1895 г. рабочими с фабрик, пожелавшими «вести себя по-хорошему» 593 при поддержке епархиального начальства. По словам Н. П. Розанова , «когда и светские лица стали составлять общества для борьбы с пьянством, то священники не замедлили примкнуть к этому начинанию» 594 . С 1898 г. общество начало получать ощутимую поддержку от будущего священномученика митрополита Московского Владимира (Богоявленского) . Ответственным за проповедническую деятельность был назначен священномученик протоиерей Иоанн Восторгов , состоявший председателем Варнавинского общества трезвости, в котором занимался изданием газеты «Церковность» 595 . Основание отделений-филиалов Первого общества было связано с географическим распределением рабочих по Москве (см. таблицу 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потерпев полное фиаско, «доброжелатели» Владыки не оставили своих намерений. На этот раз они попытались столкнуть его с Зарубежным Синодом. В 1939 г. в берлинской газете «Слово» была напечатана корреспонденция из Харбина о том, что архиепископ Нестор, возвратившись с синодальной конференции, проходившей в Сремских Карловцах, вручил благодарственную грамоту Синода некоему Кауфману. Причём текст корреспонденции был составлен таким образом, что главный редактор одной из харбинских газет Е.С. Кауфман был нарочито смешан с доктором А.И. Кауфманом, возглавлявшим еврейскую общину Харбина. В Харбин из Зарубежного Синода был немедленно послан запрос за подписью митрополита Анастасия (Грибановского) . «Нестор, – говорится в донесении, – написал Анастасию ответ, в котором указал, что грамота была вручена не еврею Кауфману, а Е.С. Кауфману, родившемуся от православных родителей, хорошему христианину, и его газете, в редакционном составе которой нет ни одного еврея. В письме указано, что смешение в корреспонденции двух Кауфманов произошло безсомненно нарочито» 221 . 16 октября 1941 г. исполнилась четверть века архиерейства владыки Нестора. Предстоял также 35-летний юбилей служения его в священном сане. За свои труды Заграничным Архиерейским Собором и Синодом в 1941 г. архиепископ Нестор был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Об этом он был извещён архиепископом Гермогеном (Максимовым, 1945), являвшимся членом-представителем Русской Церкви Дальнего Востока в Архиерейском Синоде. С началом Великой Отечественной войны Православная Церковь в Китае и Маньчжурии оказалась в изоляции от всего Православного мира. «...Японской администрацией края парализована вся хозяйственная жизнь эмиграции, исковерканы и больше чем наполовину уничтожены русские школы, некоторые из священников подверглись тяжёлым репрессиям, избиениям и даже смерти. Наличные иерархи, а именно Высокопреосвященнейший митрополит Мелетий [Заборовский], Высокопреосвященнейший архиепископ Нестор [Анисимов], Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор [Святин], Высокопреосвященнейший архиепископ Димитрий [Вознесенский], Преосвященнейший епископ Иоанн [Максимович] и Преосвященнейший епископ Ювеналий [Килин], не находятся между собой в дружеском согласии» 222 , – писал в рапорте Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) священник Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний) протоиерей Иоанн Петелин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Так действительно и было. Савватий, Мельников, Брилиантов и сам всевластный в расколе Морозов посрамленные оставили Люблиновское собрание; а депутаты стародубских беглопоповцев воочию убедились, какая вражда разделяет общество приемлющих австрийское священство и как бессильны мельниковские мнимо-окружники защитить себя от возражений противуокружников, поэтому дело о принятии австрийской иерархии отложили до более тщательного изыскания истины. Летом же истекающего года, вскоре после кончившейся такой неудачей для мнимо-окружников Люблиновского съезда, эти последние, как бы в утешение себе, поставили нового лжеепископа, именно, на остававшуюся долго праздною, но столь любезную для Савватия Тобольскую кафедру. Избран и поставлен выписанный из Сибири какой-то инок Антоний. Властителю раскола г-ну Арсентию Ивановичу Морозову, угодно было обставить это лицедейство поставления во епископы особою торжественностью, – и он пригласил даже совершить его у себя на знаменитой Богородско-Глуховской мануфактуре, где, как известно, имеется у него собственная домовая церковь с полным причтом и хором певчих. У австрийских раскольников почти вошло уже в обычай, что епископа вопреки апостольскому правилу поставляет у них один епископ единолично; но на сей раз приглашены были кроме Савватия еще двое – давно пресмыкающиеся в Москве Паисий Саратовский и Кирилл Нижегородский. Видевши раз убогого Савватия за службою, мы воображаем, какое жалкое, возмутительное для религиозного чувства зрелище должен он представлять из себя, совершая сложный, торжественный чин архиерейского рукоположения. Видно, что это чувствовал и понимал даже Арсентий Иваныч, так как, говорят, сам он больше своих архиереев участвовал в поставлении нового епископа, – беспрестанно подбегал то к Паисию, то к Кириллу, и особенно к самому Савватию с указаниями, распоряжениями и приказаниями, так что вывел из терпения и безответного Савватия, а у присутствовавших возбуждал невольные улыбки. Можно сказать, что Антоний Тобольский – ставленник Арсентия Морозова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010