Потомки Елисея Саввича принадлежали к беспоповскому поморскому согласию (см. Поморцы ). Елисей Саввич всю жизнь собирал и изучал писания об антихристе , был автором большого сочинения на эту тему (его воззрения были известны как «елисова вера»), намеревался объехать правосл. Восток в поисках правильного священства, не знавшего никоновских реформ. Его сын и единомышленник Викула продолжил богословские труды отца в тесном сотрудничестве с начетчиком И. И. Зыковым . Особенность воззрений Елисея и Викулы, роднящая их с семейной поповской традицией староверия, состояла в «чувственном» воззрении на приход антихриста, в то время как поморцы понимали его «духовно». Арсений Иванович Морозов. Фотография. Нач. XX в. Купил близ Богородска (ныне Ногинск) сельцо Глухово и в 1844 г. открыл там Богородско-Глуховскую механическую бумагопрядильную фабрику (450 рабочих), в 1847 г. основал Глуховскую мануфактуру, в 1856 г. образовал «Компанию Богородско-Глуховской мануфактуры» (к 1914 на фабриках, принадлежавших фирме, работало ок. 12 тыс. чел., основной капитал компании составлял 10 млн р.). Дело продолжили его сыновья Иван Захарович (1823-1888) и Василий Захарович (1829-1872). Для связи предприятий с Москвой внук Захара Саввича Давид Иванович Морозов (1849-1896) выстроил ветку Московско-Нижегородской железной дороги до Богородска, назвав станцию в честь деда - «Захарово». Захаровичи отличались твердостью в приверженности Белокриницкой иерархии. Сын Василия Захаровича Константин Васильевич (1851-1901) присоединился к РПЦ. Особенно активной была деятельность в защиту старообрядчества сына Ивана Захаровича Арсения Ивановича Морозова (1850-1932), председателя совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины, члена совета Рогожской общины (см. Рогожское кладбище ). Он получил образование в России (Коммерческое уч-ще) и в Англии. Сотрудничал в старообрядческом ж. «Церковь», где регулярно публиковал материалы в защиту «старой веры» и освещал дела Богородско-Глуховской общины, иногда помещал свою переписку с офиц. лицами (вплоть до министров и премьер-министра П. А. Столыпина) по вопросам, затрагивающим интересы старообрядцев. А. И. Морозов внес огромный вклад в сохранение и развитие старообрядческих певческих традиций. В 1884-1885 гг. ОЛДП издало древнерусские певч. книги «Круг церковного древнего знаменного пения» (6 выпусков). Идея принадлежала А. И. Морозову, редакцию издания осуществил профессор Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский . Содействие в подготовке издания оказал родственник М., приват-доцент Московского ун-та историк Г. Ф. Карпов - муж Анны Тимофеевны, урожденной Морозовой (1849-1924). Арсений Иванович разослал часть тиража по старообрядческим общинам. У старообрядцев эти книги именуются морозовскими.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Захар Саввич – основатель богородской ветви морозовского дома. В 1842 г. второй сын знаменитого Саввы Васильевича Морозова купил у дворян Жеребцовых сельцо Глухово (Жеребиху) на берегу Клязьмы в 2 верстах от Богородска. Спустя пять лет началось строительство бумаготкацкой фабрики с механическими станками и бумагопрядильным отделением, а в 1857 году утверждено Товарищество Богородско-Глуховской мануфактуры. Память о деде Арсений Иванович увековечил в названии храма, а его брат Давыд Иванович – в названии «Захарово» конечной станции железнодорожной ветки, соединившей Богородск с Нижегородской железной дорогой. Во время стройки Морозов не докучал архитектору излишним контролем. При строительстве Бондаренко применял новейшие технологии. Он смело внедрял железобетон в храмостроительную практику, сотрудничая с инженером лучшей московской фирмы по бетонным работам «Юлий Гук» А.Ф. Лолейтом. Спроектированный и построенный под надзором Бондаренко храм заказчику понравился, особенно восхитила его акустика, «резонанс», ведь храм был предназначен для церковных служб в сопровождении знаменитого старообрядческого хора Морозова. Проект рассмотрен и одобрен строительным отделением Московского губернского правления по протоколу, состоявшемуся 29 апреля 1911 г. Сохранилась Пояснительная записка к проекту храма Богородско-Глуховской старообрядческой общины в г. Богородске Московской губернии. Здесь мы можем почерпнуть следующие данные: Проектируемый храм рассчитан на 270 человек, считая по 12 человек на кв. сажень полезной площади пола, причем площадь храма делится на 1) храм 5.00 х 3.50=17. 50 кв. саженей и 2) притвор 5.00 х 2.00=10. 00 кв. саженей; полезную площадь притвора можно принять равной ½, так как притвор предназначается для скамей для отдыха и церковных ящиков (17 50 – 5.00=22.50 х 12=270 человек). Придел [святителя Николы Чудотворца] площадью=5. 00 кв. саженей предназначен для будничной службы. Храм перекрыт железобетонными сводами (расчет коих прилагается) с утеплением их изолирующей массой толщиной в 4-5 вершков.

http://sobory.ru/article/?object=16770

Льbib, 1994. Вип. 2. С. 23-29; он же. Льbibcьki homhi першодруки//ΚΑΛΟΘΩΝΙΑ. Льbib, 2002. Число 1. С. 25-36; Видашенко М. Йосиф Городецький - засновник cxiдhocлob " янського haбiphoro нотодрукування: [Публ. ст. 1983 г.]//Там же. С. 252-255; Музичка I., свящ. Перший украïнський друкований ipмoлoй: [Публ. ст. 1954 г.]//Там же. С. 240-251; Запаско Я., Я. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1; 1984. Кн. 2; Лабынцев Ю. А. Некоторые вопросы кирилловского нотопечатания в Супрасле//Федоровские чт., 1978. М., 1981. С. 174-175; он же. Неизвестный памятник нотной печати//Сов. музыка. 1983. 3. С. 76-78; Любащенко В. Icmopiя протестантизму в Ykpaïhi: Курс лekцiй. Льbib, 1995; Nichi до Почаïвськоï Бoropoдuцi/Перевидання друку 1773 р./Транскр., комент. i дocлiджehhя: Ю. Медведик. Льbib: Вид-во omцib bacuлiяh «Miciohep», 2000; Шевчук Е. Ю. Киевская нотация кон. XVI - нач. XVIII в. в свете совр. данных//Звуковое пространство правосл. культуры: Сб. трудов РАМ. М., 2008. Вып. 173. C. 127. Е. Ю. Шевчук Старообрядческие церковнопевческие издания В 1884-1885 гг. благодаря финансовой поддержке «потомственного почетного гражданина» купца, владельца Богородско-Глуховской мануфактуры и мецената А. И. Морозова было осуществлено 1-е (после неудачных попыток в 1652 и 1667) издание крюковых книг «Круг церковного древнего знаменного пения» в 6 частях (Ч. 1-3: Октай, Обиход всенощного бдения, Триоди Постной и Цветной, Обиход литургии Иоанна Златоустого; Ч. 4-5: Праздники двунадесятые, Трезвоны; Ч. 6: Ирмологий). В нач. 1883 г. Морозов обратился в ОЛДП с просьбой о публикации рукописной певческой книги (истинноречной, пометной, призначной), выполненной И. А. Фортовым (впосл. руководитель т. н. Морозовского хора при Богородско-Глуховской мануфактуре), и представил оригиналы, с которых она была списана. 11 марта 1883 г. на очередном заседании общества по предложению члена-учредителя Г. Ф. Карпова было принято решение об издании «Круга...» в количестве 1,2 тыс.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Главный престол церкви освящен в честь пророка Захарии и мученицы Евдокии. Это связано с тем, что деда и бабушку А.И. Морозова, давшего деньги на строительство храма, звали Захарий и Евдокия. До построения Захарьинской церкви старообрядческий храм располагался в здании Управления Богородско-Глуховской мануфактуры.  О. Пэнэжко " Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района " , 2004 г. Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал " Церковь " 2, 1911 г .), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм - отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор Илья Евграфович Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А. И. Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии, храм имеет и второе посвящение - во имя преподобной мученицы Евдокии. Храм был посвящен святым пророку Захарии и преподобномученице Евдокии – святым, тезоименитным бабушке и дедушке Арсения Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=16770

Особенно известны в Оренбурге иконы Табынская, Богородская Уфимской губернии» (Оренбургские ЕВ. 1886. 10. С. 374). К. Б.-У. и. почитали старообрядцы, принимая ее в своих домах во время крестных ходов. Известны также случаи почитания иконы мусульманами и язычниками, они опускались на колени и даже вносили денежные пожертвования. Встреча Казанской Богородско-Уфимской иконы Божией Матери, возвращающейся крестным ходом из с. Богородского. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Национальный музей Республики Башкортостан) Встреча Казанской Богородско-Уфимской иконы Божией Матери, возвращающейся крестным ходом из с. Богородского. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Национальный музей Республики Башкортостан) Протяженные крестные ходы по Уфимской губ. с К. Б.-У. и., а также крестный ход из уфимского кафедрального собора в с. Богородское продолжались до сер. 20-х гг. XX в. Постепенно они были прекращены. В 1922 г. актами комиссии по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих» были конфискованы драгоценные ризы К. Б.-У. и. и ее чтимого списка в церкви с. Богородского. В 1931 г. был закрыт и в 1932 г. разрушен Воскресенский кафедральный собор, явленную икону неск. раз переносили в др. храмы Уфы, а после их закрытия она была утрачена. В 1933 г. была закрыта и разграблена церковь в с. Богородском: порублен иконостас, сожжены богослужебные книги, сброшены колокола с колокольни; в это время был утрачен и чтимый список К. Б.-У. и. Ок. 1944 г. была взорвана Богородская надкладезная часовня, однако св. колодец сохранился и оставался местом паломничества верующих. В связи с этим в 50-60-х гг. XX в., в период очередной антирелигиозной кампании, Богородский родник и остатки фундамента часовни были залиты бетоном и засыпаны 3-метровым слоем песка. По иконографии и размеру (23×21×4,4 см) К. Б.-У. и. представляла собой точный список Казанской иконы Божией Матери, но чуть более темных тонов. Была написана на липовой доске со средником и с полями, на одной шпонке. До 20-х гг. XX в. у иконы было 2 ризы: одна - драгоценная, к-рую возлагали на нее во время пребывания в соборе, а другая - бисерная, для ношения по уездам.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

2. Утвердить наместником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря п. Горные Ключи Кировского района Приморского края иеромонаха Алексия (Несмеева) с возведением его в сан игумена. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного епископа Владивостокского и Приморского Вениамина об утверждении монахини Филареты (Фурмановой) настоятельницей женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери п. Раздольного Приморского края. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Филарету (Фурманову) настоятельницей женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери п. Раздольного Приморского края с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Калужского и Боровского Климента о благословении на открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в г. Мещевск Калужской области и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в г. Мещевск Калужской области. 2. Утвердить игумена Георгия (Евдачева) наместником Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного митрополита Курского и Рыльского Ювеналия об освобождении монахини Серафимы (Коноваленко) от обязанностей настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска и о назначении на эту должность монахини Нины (Бодяк). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить монахиню Серафиму (Коноваленко) от должности настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. 2. Утвердить монахиню Нину (Бодяк) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери г. Уфы в Благовещенский женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери г. Уфы в Благовещенский женский монастырь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4892977...

А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в. А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в. Арсений Иванович финансировал певч. коллектив, исполнявший древние церковные напевы. Хор получил название «Морозовский», Морозов лично отбирал для хора способных детей и молодежь из семей своих работников. Первым головщиком хора в 1872 г. стал знаток крюкового пения И. А. Фортов. В 1900 г. по инициативе Арсения Ивановича впервые в старообрядческой певч. практике был создан женский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре. Ок. 1905-1906 гг. при Морозовском хоре начала работу школа крюкового пения во главе с дирижером П. В. Цветковым; в 1908-1911 гг. под рук. Цветкова при коллективе действовали летние курсы по подготовке учителей старообрядческого духовного крюкового пения. В 1907 г., после кончины Фортова, Цветков возглавлял Морозовский хор до своей кончины в 1911 г. После него муж. хором руководили Н. Ф. Маслов и Т. В. Цветков, женским управлял В. Е. Швецов. Морозовский хор пользовался большой известностью в старообрядческой среде, певцы из хора ездили в качестве преподавателей крюкового пения в общины. Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в. Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в. Впервые в истории старообрядчества хор вышел на концертную сцену. Концерты состоялись: 25 марта и 6 апр. 1908 г., 8 марта и 1 нояб. 1909 г., 13 марта 1911 г.- в Большом зале Московской консерватории, 16 и 18 апр. 1909 г.- в С.-Петербургской консерватории, 22 июня 1910 г.- на 3-м съезде хоровых деятелей России. В репертуар хора входили песнопения разных гласов, распевов (знаменного, демественного, путевого, большого), напевы «Рогожского кладбища», «московского Преображенского кладбища», псальмы, духовные стихи, греч. пение «с исоном», песнопения с «аненайками», «хомовым напевом» и др. В связи с расширением концертной деятельности коллектив приобрел официальное название - «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры А.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

2) Утвердить наместником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря п. Горные Ключи Кировского района Приморского края иеромонаха Алексия (Несмеева) с возведением его в сан игумена. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного епископа Владивостокского и Приморского Вениамина об утверждении монахини Филареты (Фурмановой) настоятельницей женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери п. Раздольного Приморского края. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Филарету (Фурманову) настоятельницей женского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери п. Раздольного Приморского края с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Калужского и Боровского Климента о благословении на открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в г. Мещевск Калужской области и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в г. Мещевск Калужской области. 2) Утвердить игумена Георгия (Евдачева) наместником Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного митрополита Курского и Рыльского Ювеналия об освобождении монахини Серафимы (Коноваленко) от обязанностей настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска и о назначении на эту должность монахини Нины (Бодяк). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить монахиню Серафиму (Коноваленко) от должности настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. 2) Утвердить монахиню Нину (Бодяк) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона о благословении на преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери г. Уфы в Благовещенский женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери г. Уфы в Благовещенский женский монастырь.

http://mospat.ru/archive/86343-zhurnaly-...

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010