При соборе была устроена колокольня, стоявшая тогда отдельно от него, она была, судя по древним рисункам 5 , трехярусная и о трех верхах; теперешнюю же восьмиугольную пирамидальную форму она приняла в самом конце XVII или начале XVIII века. Вот каков был первоначальный вид Покровского собора. Теперешнее наименование собора: «Покровский и Василия Блаженного, что на Рву», установилось за ним не сразу и не скоро. Сначало он долгое время назывался «Троицею, что на Рву», «Троицею у Фроловских ворот», (в воспоминание о бывшей здесь Троицкой церкви), иногда «Троицким, что на Рву (или что у Фроловских ворот) и Покровским». Назывался и «Иерусалимским» (по своему Входо-Иерусалимскому приделу; по Иерусалимскому ходу, – торжественному шествии на осле в этот придел в Вербное Воскресенье (о чем см. ниже) и по некоторому сходству с Иерусалимским храмом Воскресения). Впрочем, «Иерусалимским» его называли больше иностранцы в XVII в. Название «Троицкого» сохранялось за собором даже в первой половине XVIII в. Затем оно исчезает и за собором утверждается уже теперешнее наименоваше «Покровского и Василия Блаженного на Рву». Но и это наименование употребляется как оффициальное, в деловых бумагах, – в просторечии же собор известен более под именем храма Василия Блаженного (Прибавка: «что на Рву» дана была потому, что собор, как уже упомянуто выше, был построен близ рва, окружавшого тогда Кремль). Вскоре пошли и изменения в соборном здании: в 1588 году Бог «проявил угодника своего блаженного Василия» Христа ради юродивого (погребенного близ Троицкого придела собора), «и были от гроба его чудеса великие 6 ». Тогда по повелению сына Грозного, царя Федора Иоанновича над тем местом, где было погребено тело блаженного, воздвигли храм во имя этого угодника (Его житие см. ниже). Новый храм был примкнут к северо-восточной части нижнего этажа собора, при чем арки, соединявшие нижние этажи приделов: Троицкого и св. Трех Патриархов (теперешнего Григориевского) были разобраны и покоившаяся на этих арках часть верхней площадки, примыкавшае к северной стороне Троицкого и восточной (теперешнего) Григориевского приделов, была уничтожена, так что здесь в верхнем этаже собора остался только узкий проход круговой галереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанну Кронштадтскому , прав., глас 1 Православныя веры поборниче,/земли Российския печальниче,/пастырем правило и образе верным,/покаяния и жизни во Христе проповедниче,/Божественных Таин благоговейный служителю/и дерзновенный о людех молитвенниче,/отче праведный Иоанне,/целителю и предивный чудотворче,/граду Кронштадту похвало/и Церкви нашея украшение,/моли всеблагаго Бога//умирити мир и спасти души наша. Перевод: Православной веры поборник, земли Российской попечитель, пастырям правило и пример верующим, покаяния и жизни во Христе проповедник, Божественных Тайн благоговейный служитель и дерзновенный молитвенник о людях, отче праведный Иоанн, целитель и удивительный чудотворец, городу Кронштадту слава и Церкви нашей украшение, моли всеблагого Бога мир умиротворить и спасти души наши. Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому, блж., глас 8 Иже Христа ради волею оставив свое отечество, град Вологду/и вся красная мира сего возненавидев,/желанием духовным вселился еси во град Ростов/и, яко в пустыни скитаяся в нем,/гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть твою изнуряя,/и работая Господеви день и нощь,/в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/власы же главы своея пеплом и смолою удручая,/и, ревнуя Василию блаженному,/пришел еси в царствующий град Москву/и, в целомудрии и терпении течение добре скончав,/преселился еси к вечным обителем,/чудес лучи испущая,/преблаженне Иоанне, отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Ради Христа ты по своей воле оставил отечество – город Вологду и, все блага мира этого возненавидев, стремлением духовным поселился в городе Ростове и, как в пустыне скитался в нем, голодом и жаждой и безмерными тяготами плоть свою изнуряя, и служа Господу день и ночь, в посте и молитве пребывая в церковном притворе, волосы же на голове своей пеплом и смолой покрывая, и, подражая Василию блаженному, пришел ты в царствующий город Москву и в целомудрии и терпении окончив жизненный путь, переселился в вечные обители, испуская лучи чудотворений, преблаженный Иоанн, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году. На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче († 1598 г.). Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского († 1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году. Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года. 17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Стефан Озерский, Комельский, преподобный В то время славилась постническими подвигами пустынная лавра Дионисиева (прп. Дионисий Глушицкий, † 1437; память 1/14 июня). Строгий общежительный устав обители, не позволявший монахам не только иметь какую-либо собственность, но и делать что-нибудь без повеления и благословения настоятеля, удаленное от мирских селений положение ее в глухом лесу как нельзя более соответствовали желанию Стефана, искавшего безмолвия. И он, оставив княжеский двор, родных и друзей, ушел на Глушицы и смиренно просил настоятеля и братию принять его в их монастырь. Тронутый неотступными просьбами и слезами Стефана, настоятель принял его сперва в число послушников, потом, видя его усердие и труды, постриг в монашество с именем Стефан и поручил одному опытному старцу для руководства в духовной жизни. Новый инок всецело предал себя воле своего руководителя и старался подражать ему во всем, проводя дни в монастырских трудах, а ночи – в бдении и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

(Сборник Императорской библиотеки 365.) Память блаженного Иоанна, Христа ради юродивого московского Из пределов Вологодских был родом сей блаженный, но кто были его родители? – неизвестно; трудный был его промысел соловаренный, в котором работал безмездно, изнуряя себя постом и молитвой. После долгого труженичества, пошел он в город Ростов и там водворился, при соборном храме Успения Богоматери, наложив на себя тяжкие вериги со крестами, а на всех своих составах медные кольца и тяжкий железный колпак на голову, отчего и прозван был большим колпаком; так подвизался до исхода души своей, не облегчая себе тяжкого бремени. Пришел он в царствующий град, где пребывал довольно времени, юродствуя по стогнам; когда же предчувствовал близкую кончину, посетил церковь Покрова Богоматери и блаженного Василия, что на рву, и просил у протоиерея Димитрия место себе, где бы ему лечь. Протоиерей с братией благословил его избрать место и блаженный избрал себе то, где ныне почивают его мощи. Из церкви пошел Иоанн к живому мосту на Москву–реку, где встретился ему болящий человек, по имени Григорий, два года уже не владевший ногою. Расспросив его о болезни, Иоанн, как бы нечаянно, наступил ему на ногу и тем исцелил ее; блаженный велел ему идти сказать о том протоиерею церкви Покрова, без сомнения для того, чтобы, по случаю сего исцеления, соборная братия даровала ему обещанное место. Потом пошел за реку в баню и там, в первый раз, сняв с себя все свои тяжкие вериги, трижды облился водою, приготовляя себя, через сие умовение, к погребению; он лег на скамью, положив под голову всю носимую им тяжесть, и простился со всеми тут бывшими, говоря: «простите меня братия и, когда преставлюсь, отнесите меня к церкви Покрова Богородицы и ко гробу блаженного Василия, чтобы протоиерей с братией у себя похоронили тело мое». С сими словами скончался; бывшие при его блаженной кончине поспешили известить о ней настоятеля соборной церкви Покрова. Протоиерей с братией немедленно перенесли священные останки в церковь свою, при большом стечении народа; во время панихиды исцелился сын боярский Елеазар Юрьев, двадцать лет страдавший глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( 11 , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( 21 , 50). На Соборе 1547 г.19 были канонизированы: 1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461); 2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186); 3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483); 4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477); 5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263); 6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426); 7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429); 8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456); 9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406); 10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие; 12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437); 13) преподобный Александр Свирский (+ 1533). Для местного почитания 20 на Соборе были прославлены : 1) блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский (+ 1434); 2-4) благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129); 5-6) благоверные князья Петр и Феврония, Муромские (+ 1228); 7) святитель Арсений Тверской (+ 1409); 8-9) блаженные Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские. Собором же 1549 г., сведений о котором сохранилось гораздо меньше 21 , были, предположительно 22 , прославлены следующие святые: 1) святитель Нифонт, архиепископ Новгородский (+ 1156); 2-3) святители Новгородские Иона (+ 1470) и Евфимий (+ 1458); 4) святитель Иаков, епископ Ростовский (+ 1392); 5) святитель Стефан Пермский (+ 1396); 6) благоверный князь Всеволод Псковский (+ 1138); 7) благоверный князь Михаил Тверской (+ 1318); 8) преподобный Авраамий Смоленский (+ начало XIII в.);

http://pravoslavie.ru/2367.html

«Ихже мощи неведомо где» (Рукопись Московской Д. Акад. N 209). Житие неизвестно. Неканонизированы. Может быть один из них упоминается в рукописи П.И. Савваитова : «преподобный Дионисий, ученик Александра Свирскаго на Ояте реце, в монастырь Введения Богородицы от Свири реки пять поприщь по Ояте вверх села Архангельскаго Серкамасы». 138. Преподобный Арсений Новгородский затворник В мире Амвросий, уроженец Ржева – Володимерова, при пособии благотворителя Ф.Д. Сыркова, устроил в 1562 году иноческую обитель на Торговой стороне Новгорода, подле Ярославова Дворища и Мироносицкой церкви; иногда юродствовал, последние годы жил в затворе, а во время Новгородского разгрома строго обличал царя Ивана Грозного. Ум. 12 июля 1570 года. Служба есть. Память 8 мая, в день перенесения мощей в Новгородский Кириллов монастырь в 1785 году. Житие написано после 1701 года (Строев, «Библ. Слов.» стр. 393). 139. Святые и праведные братия по плоти Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы, посадницы Новгородские, иже на Сокольке в девичьи монастыри, быша в лето 6000, месяца июня в 17 день Новгородские посадники, родные братья Алфановы, преп. Сокольницкие, жили по преданию в XII веке, но Новгородская летопись говорит о них: «на Сокольей горе поставиша церковь древяну святаго Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 году. В сказании о них описаны чудеса, происходившие от мощей их в 1562 году и память о них положена 17 июня. В 1775 году по случаю пожара, истребившего Соколинскую обитель, мощи праведных Алфановых перенесены в Антониев монастырь, где почивают под спудом. 140. Святые и праведные братия по плоти младенцы Иоанн и Иаков быша в Троицком монастыре на Менюге реце в лето 7000 месяца июня 24 день В 40 верстах от Новгорода на берегу реки Менюги, до 1764 года существовал Троицкий Менюжский монастырь; от него осталась церковь с мощами под спудом св. Иакова и Иоанна и с приделом во имя их. Святый Иоанн (5 лет) и св. Иаков (3 лет) дети благочестивых поселян Менюжского погоста жили и скончались в царствование царя Ивана Грозного, при митрополите св. Филиппе и владыке Новгородском Пимене, т.е. около 1566–1569 года (Сборник житий святых в библ. Новгород. Семинарии; см. Месяцеслов Новгор. святых свящ. Краснянского, Новгород, 1876). Там же помещено сведение, что блаж. Иоанн, во время игры, убил нечаянно своего младшего брата, а сам, испугашись, спрятался в печи, где задохся от дыма. (Краснянский, стр. 101 и 102). Впрочем вероятнее, что младенцы-мученики умерщвлены были злодеями. Мощи обретены, освидетельствованы и оказались нетленными в царствование царей Иоанна и Петра, в конце XVII века. Память полагается 24 июня. В «Иконописном Подлиннике», под 24 июня: «святые мученики и младенцы: Иоанн 5 лет и Иаков 2 лет, новые чудотворцы; подобием пишутся как младенцы в рубашках» (Филимонов, стр. 60). Тропарь и кондак сохранились. 141. Святые и блаженные Христа ради юродивые Никола Кочанов и Федор на Лубянице и Георгий Новгородские чудотворцы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Представьте, что у одной женщины сын-калека. Он был совсем болен, ничего не мог для себя сделать. Всё делала мать, а он только по земле ползал. Мало того что он был калека телом, он и душой был разбойник. Видно, телесные страдания так ожесточили его, что он никого не любил, никому не желал добра, только зла. И однажды ночью этот несчастный выполз из своего дома и поджег дом соседа. Когда тот обо всем узнал, кинулся в дом этой бедной вдовы, чтобы наказать, отомстить, убить ее сына. А тот спрятался за мать. И эта женщина встала между сыном и соседом. Дорогие мои, не чувствуете ли вы, что эта женщина олицетворяет Матерь Божию? Она о нас заботится и всё для нас делает и защищает от всяких опасностей. А мы с вами — настоящие духовные калеки, поскольку нет у нас той полноты духовной, той постоянной и глубокой любви, благодарности, доверия к Матери Божией. Такое чувство неблагодарности — очень печально и страшно. Она, только Она в силах нас защитить и помочь. Она покрывает наши грехи, наше недостоинство Своей безграничной материнской любовью. Святые отцы говорят, что Царица Небесная всесильного Бога связывает Своими молитвами и в этом как бы сильнее Его. Он не может отказать Ей, Она — Мать. В тот страшный час, когда Она в безмолвной материнской скорби стояла на Голгофе, Она была несчастнее всех людей. Страдания Ее были неизмеримы, перед Ее слабеющим взором в муках на Кресте умирал Ее безгрешный Сын. Но Она вынесла эту муку, эту величайшую материнскую скорбь, и ценой этой скорби приобрела право материнства над всем человечеством, получила благодать защищать, помогать, покрывать всех нас, христиан, и весь человеческий род. Праздник Покрова установлен Святой Церковью в память защиты Божией Матерью греческого народа. Над греческой землей нависла опасность, ей угрожали варвары. И народ ринулся в храм, чтобы горячей молитвой и слезами преклонить на милость Царицу Небесную. И Матерь Божия покрыла верующих. Ее видели блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и блаженный Епифаний. Она вышла из Царских врат. Рядом с Ней были святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов. Ее сопровождали множество ангельских сил, апостолы, пророки и святители.

http://azbyka.ru/zastupnica-userdnaya

Образ М. относится к числу наиболее ярких примеров иконографии русских Христа ради юродивых и вместе с иконографией блж. Василия Московского характеризует один из кульминационных моментов ее развития. Подвиг М. повлиял на агиографические характеристики др. святых этого чина, а изображения святого, оказавшегося 1-м из 3 блаженных, прославившихся в Москве и получивших общерус. почитание, во многом предвосхитили дальнейшее развитие рус. иконографии юродивых. Вместе с иконами блж. Исидора Ростовского и отчасти блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских образы М. иллюстрируют важнейший этап процесса формирования иконографии юродивого как нищего-нагоходца, финалом к-рого стало возникновение в 80-х гг. XVI в. изображений блж. Василия Московского, очень часто составлявшего пару с М. (см.: Василий Блаженный. Иконография//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 128-131). Кроме принадлежности к одному чину святости и сонму Московских чудотворцев, а также того, что их погребения расположены по соседству - на Красной пл. и Варварке, этих святых объединяют иконографические признаки: оба полностью или почти полностью обнажены (М. обычно изображали только в набедренной повязке, Василия - нагим, лишь изредка в повязке или с платом в руке), их изможденные фигуры ассоциируются с наготой Адама до грехопадения или обликом великих аскетов древности - преподобных Онуфрия Великого, Макария Египетского и др. Со 2-й пол. XVII в., когда блж. Василия стали все чаще изображать в повязке, подобие этих блаженных друг другу стало почти полным. Представленные вместе, они свидетельствовали об аскетической природе подвига юродства и пророческом служении рус. блаженных как духовных преемников блж. Андрея К-польского. Появление в кон. XVI в. вместе с изображениями М. и блж. Василия образа 3-го столичного блаженного - Иоанна Большого Колпака (Иоанн, блж., Христа ради юродивый. Иконография//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 342-350), способствовало превращению иконографии столичных юродивых в уникальный изобразительный комплекс, к-рый, дополняя иконографию Московских чудотворцев, показывал разные грани специфического типа святости, игравшего значительную роль в религ. жизни России позднего средневековья и Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Старец же, видя их взаимную заботу друг о друге, и по опыту зная, что Бог не постыжает, не отвергает прибегающих к Нему всею душою и твердою верою, не медля более, ввел их в церковь и постриг в начальный иноческий образ. Когда же совершалось их пострижение, Иоанн сильно плакал, а Симеон тайно толкал его, давая знать, чтобы он молчал, – он думал, что тот плачет об отце и жене своей. Но тот изливал слезы от горячей сердечной любви к Богу. После пострижения и по совершении святой литургии, игумен опять простер к ним продолжительное поучительное слово, ведая своим прозорливым духом, что недолго пробудут они в его монастыре, так как Бог призовет их на еще более совершенное житие. Тот день пришелся в субботу, и хотел игумен наутро, в воскресенье, возложить на них совершенный чин ангельского образа. И стали говорить некоторые из братий Иоанну и Симеону: – Блаженны вы, потому что наутро возродитесь и будете чисты, как бы только что родились; вы очиститесь от ваших грехов, как будто только в этот день получили крещение. А те, не понимая того, что говорили им, изумились и ужаснулись и, придя к святому игумену в субботу вечером, молили его такими словами: – Не крести нас, отче, потому что мы христиане и дети христианских родителей, вновь рожденные погружением святого крещения. Игумен же, не понимая слов их, спросил: – Кто вас хочет крестить, о, дети? Они отвечали: – Слышали от братий, что наутро будем крещены. Тогда игумен, поняв, что братия говорили им о святом ангельском образе, сказал: – Хорошо объяснили вам отцы: потому что наутро хотим облечь вас в совершенный чин ангельского образа, который освободит вас от всех сделанных вами в мире прегрешений, подобно второму крещению. Иоанн же и Симеон не знали, что такое совершенный чин ангельского образа. И приказал игумен позвать брата, которого в прошлую неделю посвятил в тот совершенный чин, чему еще не исполнилось 7 дней, так что брат носил постоянно, по уставу монастырскому, все одеяния святого чина. Когда этот брат пришел, Иоанн и Симеон, увидев его, припали к ногам игумена и молили, чтобы он тотчас же, еще вечером, облек их в этот чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Целых 72 года подвизался так блаженный, слава о нем далеко прошла: и царь, и митрополит и вельможи, и народ, все почитали его как великого угодника Божия. Настал конец долгому трудному подвигу блаженного: св. Василий занемог и слег в постель, все узнавшие о тяжкой болезни великого угодника Божия приходили к нему проститься и испросить у него благословения. Пришел и сам царь Иоанн Васильевич Грозный с царицею Анастасией царевичами Иоанном и Феодором; блаженный их благословил, при чем Феодору предсказал, что он будет царем после отца (хотя Феодор был младший сын, а Иоанн старший). Блаженный скончался на 88-м году своей жизни, 2 августа 1557 года. Погребение его совершилось весьма торжественно: сам царь с князьями нес его гроб (причем множество больных исцелялось на пути от прикосновения к мощам блаженного), митрополит, архиереи и много священников с причтами, множество народа проводили до церкви Троицы на Рву (нынешний Покровский собор) и вблизи её погребли его. В 1588 г. «Бог проявил своего великого угодника блаж. Василия», святые мощи коего источали много исцелений всем с верою к ним притекавшим. В этом же году по повелению царя Феодора Иоанновича над могилой блаженного был построен храм во имя его (теперешний Васильевский придел Покровского собора), сооружена серебряная, вызолоченная, украшенная жемчугом и дрогоценными каменьями рака и установлено праздновать память его 2 августа. Мощи блаженного доселе почивают под спудом в сем храме. 18 В этой церкви сохраняется, как мы выше сказали, доселе древний образ блаженного, как бы напоминание и подтверждение, что здесь, близ этой церкви, была родина угодника Божия 19 По другому сказанию (Душен. Чт. 1864 г. ч. 2. 29495 стр.), бл. Василий уже жил в Москве, пред своим выступлением на путь подвиж ­ничества. По этому сказанию св. Василий был отдан отцем в ученье к сапожному мастеру, жившему за Кремлем, в Китай–городе, и здесь в бла ­женном в первый раз открылся, столь прославивший его впоследствии, дар предведения будущаго. К этому мастеру пришел один горожанин и, заказы ­вая себе сапоги, просил сделать попрочнее, чтобы ему их хватило на не ­сколько лет. Слыша эти последния слова, бл. Василий улыбнулся; улыбка его заинтересовала мастера и, по уходе посадскаго, он неотступно прос ил бл. Василия обяснить причину ёё . Василий сказал своему хозяину, что если откроет ее, то не может более у него оставаться. Хозяин, хотя и доро ­жил бл. Василием, как понятливым и прилежным к работе учеником, но, одолеваемый любопытством, согласился и на это. Тогда блаженный ска ­зал ему: мне странным показалось, что посадский заказывал себе сапоги на несколько лет, тогда как он завтра умрет. Предсказание блаженнаго исполнилось: на другой день горожанин умер; после этого св. Василий оста ­вил своего хозяина и вместе с тем более уже не являлся в дом роди ­тельский. Ему тогда было 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010