Со временем к деревянной Борисоглебской ц., близ к-рой погребли М., был пристроен придел во имя прп. Максима Исповедника, небесного покровителя М. Храм перестраивался. В 1568 г. он был каменным, с главным престолом во имя прп. Максима Исповедника и с приделом во имя св. князей Бориса и Глеба. Возможно, каменное здание было сооружено в нач. XVI в. по заказу живших на Варварке рядом с церковью купцов-сурожан Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, которые в 1514 г. оплатили постройку соседней ц. во имя вмц. Варвары (Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 438-439). Во время строительства Максимовского храма на месте Борисоглебской ц. были обретены мощи М., после чего М. канонизировали на Соборе 1547 г. Соборное определение изложено в Повести: «Создаша церковь над гробом его (М.- Авт.) во имя преподобнаго отца нашего Максима Исповедника, каменную, и в созидании церкви обретены быша честныя его и многоцелебныи мощи целы и нетленны... И повелением самодержца и благословением всего Освященного Собора составиша стихеры и канон молебне, и праздновати учиниша, и предаша всей российстей Церкви» (РГБ. Рум. 364. Л. 328 об.). В Повести неверно сказано об общецерковном прославлении М., поскольку Собор в 1547 г. установил местное почитание святого: «...пети и праздновати на Москве августа в 13 день новому чудотворцу Максиму, Христа ради уродивому» (ААЭ. Т. 1. 213. С. 203). (В агиографической лит-ре обретение мощей М. обычно относят к 1547 г. (или позже), что неверно, т. к. Собор, канонизировавший М., состоялся в февр. 1547). В новом храме мощи святого лежали «под каменною гробницею, а не на яве» (РГБ. Рум. 364. Л. 632 об.). О почитании М. царем Иоанном IV Васильевичем (Грозным) свидетельствует тот факт, что царь подарил икону блаженного в Успенский Старицкий мон-рь (Описные книги Старицкого Успенского монастыря. Старица, 1912. С. 11). Однако в 1602 г., при царе Борисе Феодоровиче Годунове , имя этого юродивого, как и других, было вычеркнуто из московского Служебника ( Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910. С. 388-389).

http://pravenc.ru/text/2561588.html

С изощренной жестокостью выдумывались подлые прозвища: глубокая и настоящая вера Императрицы — «религиозная фанатичка»;серьезные болезни, которые она мужественно терпела (с юности — тяжелая болезнь ног, болезнь сердца, невралгия)- «истеричка». Несть им числа. Вплоть до «немецкой шпионки и агентки». Открытый, явный пример жизни по Заповедям Христа, без тени лицемерия ханжества, слишком «не ко двору» пришлись тогдашнему обществу — кстати, не только великосветскому. Еще до трагедии 1917го Царя и его Семью предали в конечном итоге все слои русского «образованного»общества: аристократ, и священник, и дворянин, крупный промышленник. А что же народ? «Народ — дитя», — говорила Царица. Так вот, этот самый простой народ, столетиями привыкший слушаться старшего: аристократа, барина-дворянина и купца, и подражать ему во всем с детской непосредственностью — принял ложь за чистую монету. В страшном 17м на улицы столицы вышли толпы простонародья, хулившие Императрицу, называвшие ее «германской шпионкой Алисой», и за рубли, розданные неизвестными, бившие витрины и полицейских. Хорошая и нужная сама по себе традиция субординации социальных групп и «подражания старшему», употребленная высшими слоями общества во зло главе государства, сыграла роль удавки все для того же несчастного аристократа, дворянина и купца. Государыня претерпела все, зная, что клевета — удел праведных: «Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь»(Пс. 33). Евангелие было для нее не отвлеченным моральным кодексом, а образом жизни, который делает человека достойным гражданином Небесного Царства. Она постоянно читала Библию и толкования св. отцов Церкви, чтобы более точно и ясно знать путь, по которому должно идти за Христом. Стараясь во всем познать волю Божию, Царица не только молилась, регулярно была на богослужениях, исповедовалась, ездила по святым местам, но и посещала великих подвижников, Христа ради юродивых — русский народ назвал их «людьми Божиими». Действительно, необычайная близость этих людей к Богу помогала Царице во всем познать и неукоснительно исполнять волю Всевышнего. Среди таких имен — св. праведный Иоанн Кронштадский, блаженная Паша Саровская, блаженная Мария Новгородская. Все они предсказывали гибель России и династии. Какая же сила духа требовалась, чтобы, зная эти грозные пророчества, не впасть в уныние и не отчаяться, трудиться не покладая рук!

http://pravmir.ru/poslednyaya-carica/

Однажды он встретил на торгу трех златовласых 3 юношей, красивых и телом и душой, и одного из них, доселе ему неизвестного, назвал по имени Епифанием, своим другом. Епифаний в то время не имел еще и восемнадцати лет. С того времени водворилась между ним и Андреем взаимная любовь. Епифаний был сын знатного мужа Иоанна, который имел в доме многих рабов, сыну дал хорошее воспитание и Епифаний удивлял всех своим умом и воздержной и целомудренной жизнью. Много искушаем был он от сатаны плотскими вожделениями. Святой Андрей помогал ему в этой борьбе своими наставлениями и наконец Епифаний, по совету его, обратился с молитвой к мученику Акакию в храме его и исцелен от страсти. Неоднократно святой Андрей предсказывал Епифанию, что он будет святителем в Царьграде. Не задолго пред концом своей жизни святой Андрей удостоился вместе с Епифанием созерцать во Влахернском храме явление Божией Матери. «Однажды во время совершения всенощного славословия в храме Богоматери во Влахернах, говорит жизнеописатель, пришел туда юродствуя блаженный Андрей. Он стоял по обычаю там, сколько усердие давало силы, иногда до полуночи, иногда до утра. Был там и Епифаний и один из слуг Епифания. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит наяву Богородицу, идущую от царских врат (то есть, от главных западных входных врат церковных) 4 со страшной свитой, из коей честный Предтеча и сын грома (т. е., святой евангелист Иоанн Богослов) поддерживали Ее по сторонам своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и Царицу мира»? «Вижу, отец мой духовный» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к алтарю, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало (мафорий или омофор), которое имела на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи, святые Андрей и Епифаний, довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню, и доколе была там Пресвятая, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Конечно, Она взяла его с собою, благодать же оставила сущим там».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но если эта благодать есть цель нашей жизни, то, само собой разумеется, мы должны о ней иметь познание. Вот что прежде всего мы должны знать с вами, возлюбленные, касательно новозаветной благодати, которую мы получаем во время нашего крещения в таинстве св. миропомазания. Если она, как видим мы из слов Ап. Павла и пророка Иезекииля, делает нас святыми и обновляет наши сердца, то при помощи какой же благодати Святого Духа делались праведниками люди в Ветхом Завете? Иначе сказать: какая существует разница между действием ветхозаветной и новозаветной благодати? На этот вопрос отвечает нам Блаженный Диадох, говоря, что до Христа благодать Святого Духа действовала со-вне на человека, а грех действовал в самом сердце его; после же Христа, наоборот: грех действует со-вне на человека, а благодать – в самом сердце его 77 . Отсюда, по учению св. Иоанна Златоуста и преп. Иоанна Кассиана , ветхозаветная праведность могла возвышаться лишь до освобождения человека от пороков, до воздержания от внешних преступных деяний, а внутренней чистоты и внутренних высших совершенств она не давала 78 . Вот почему, по словам св. Иоанна Златоуста , такие великие ветхозаветные праведники, каковыми были Моисей и Самуил, не дерзали вступать на путь девственной жизни и были связаны брачными узами. И лишь новозаветная праведность, как учат преп. Макарий Великий и тот же преп. Иоанн Кассиан , дала возможность достигать человеку совершенных добродетелей по их сердечной чистоте и неизменности 79 . Эти новозаветные добродетели являются дивными делами Божиими и даже самым великим чудом, превращающим человека плотского в духовного, и земного в небесного 80 . Только в Новом Завете настала возможность для появления таких величайших праведников, какими были Ап. Павел, св. Андрей Христа ради юродивый, св. Варсонофий Великий и преп. Серафим Саровский . Будучи в теле, они возносимы были Богом до престола Божиего – туда, где непрестанно славословят Св. Троицу Серафимы и Херувимы. Живя на земле, они наслаждались райским блаженством в то время, как для ветхозаветных праведников это блаженство было закрыто, и даже самые великие из них после своей смерти сходили в ад. Новозаветные праведники представляют из себя чудное зрелище, подобное купине, которая горела и не сгорала. Подвергаясь всем немощам и страданиям человеческой плоти, они были в теле, как не в теле. Испытывая на себе нападения греха, страстей и диавола, они были неуязвимы, и потому новозаветные праведники ублажаются Церковию, как небесные люди и земные ангелы. Подобно Богу, они всегда озарялись невидимым для обычного человеческого глаза неизреченным светом, в особениости после св. Причащения, которое их обожало и делало ангельски совершенными, чистыми и святыми и не только в делах, но и в помыслах, чувствах и желаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Подвиг юродства И. принял в Ростове, где жил при Успенском соборе, там И. «учини себе жилище и постави келию». Согласно Житию прп. Иринарха Ростовского, И. предсказал прп. Иринарху его учительство «по всей вселенней», посоветовал носить вериги, а свой уход в Москву объяснил так: «Аз же иду к Москве ко государю земли прошати, что у меня на Москве будут видимых бесей, что в них едва уставятся хмелевыя тычи, и тех Святая Троица силою Своею изженет» ( Кузнецов. 1910. С. 481). Позднее эти слова И. интерпретировали как предсказание событий Смутного времени . Прп. Иринарх преставился в 1616 г. в возрасте 69 лет, маловероятно, что его встреча с И. произошла ранее 70-80-х гг. XVI в. Согласно уникальному свидетельству Жития ростовского блж. Иоанна Власатого, Милостивого (по списку Милютинских Четьих-Миней), И. жил в Ростове в одно время с блж. Иоанном Власатым († 3 сент. 1580 (?)): «Бе в Ростове человек праведен и именем Иоанн, зовомый Болшой Колпак, млад, и той многа знамения и чюдеса творя, и прорицая многим и архиепископу Евфимию, и збысться, и отъиде в царствующий град Москву, и чудодействуя много, и почи о Господе у Покрова Пресвятыя Богородицы на Рву» (ГИМ. Син. 808. Л. 1448, 1646-1654 гг.). Архиеп. Евфимий занимал Ростовскую кафедру в 1583-1585 гг. Следов., И. в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. жил в Ростове и был тогда молод. В службе И. и в 1-й редакции его Жития говорится, что блаженный провел в Ростове «многая лета», а в Москве «собеседник быв святому и блаженному Василию, Христа ради юродивому» ( Кузнецов. 1910. С. 477-478). Однако св. Василий Блаженный преставился ок. 1557 г. и вряд ли мог быть «собеседником» И. Вероятнее всего, И. оставил Ростов не ранее сер. 80-х гг. XVI в., поскольку в Москву, согласно Житию, он пришел «на свое преставление», незадолго до кончины. В перемышльском Лютиковом мон-ре сохранилось предание о том, что И. предупредил жителей Калуги о пожаре криком: «Железные двери, железные затворы!» Возможно, это сказание навеяно историей тушения пожара в Новгороде св. Василием Блаженным ( Кузнецов. 1910. С. 467).

http://pravenc.ru/text/469402.html

Разумеется, можно всегда говорить об исключительных духовных дарованиях наших святых — преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, не сходящих с камня, чтобы не утратить благодать. Можно вспомнить о блаженном Василии, Христа ради юродивом, который нагой и босой среди зимы ходил по Москве и повторял: «Люта зима, но сладок рай». Но посмотрите на святителя Митрофана Воронежского. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». На самом деле эти примеры чудесно иллюстрируют главную добродетель нашей христианской жизни — рассудительность. В ней есть две стороны, по видимости противоречащие друг другу, — желание любой ценой пробиться ко Господу и «разумные» общие пути, которым должны следовать все, например, несущие своего друга — ведь они должны были вначале постараться пройти через дверь. «Мы должны делать то, что от нас зависит, предоставляя остальное воле Божией» — таков принцип христианского подвига, ибо «Дух дышит, где хочет». Наши пути — не Его пути. Дары Духа Святого свидетельствуют, что Он всегда рядом с нами и дает возможность самому смиренному христианину действовать согласно этим дарам. Эта «осторожность» — прежде всего достояние Церкви. Не перестанем удивляться, как возрастают в святости самые обычные люди в течение истории перед лицом тех, кого Церковь канонизирует одного за другим — разумных и неразумных с точки зрения мира. Мы знаем, через какие искушения смирение проведет тех, кому были даны видения. Посмотрите на святых, которые просили Господа избавить их от дара прозорливости. Святой Иоанн Предтеча «не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем (о Христе), было истинно» (Ин. 10, 41). Осмотрительность заставляет нас с благоговением и трепетом относиться к Богу, в том числе в обычных земных делах, где действует Его Промысл. Тем более будем внимательными к Духу Святому, чтобы не угашать Его. Посмотрите, как народ Божий — хранитель благочестия — узнает исключительное призвание своих святых, и не обязательно только после смерти этих избранников и даже если они не совершают очевидных чудес.

http://moral.ru/dom08_2014/

Родной дом! Для Вани он был прообразом Царства Небесного, временем первых порывов детской души ко Господу и к молитве. По крупице собирал пытливый детский ум нектар в этом Царстве, где великое слово «любовь» приоткрывалось малышу и поначалу означало одно: маму, Елизавету Илларионовну Крестьянкину 4 . Жизнью своей мама отвечала на все вопросы Вани о Боге. Бог есть Любовь . Ее же приносили с собой блаженные, юродивые и нищие, любившие дом вдовицы Елизаветы Крестьянкиной. С их приходом в доме, где крайняя скудость уживалась с изобилием тепла и радушия, словно бы оживало Евангелие – ведь к ним жаловали посланцы Господни. Этих гостей принимали с особым радушием. Ваня раскрывал свое сердечко для их любви и дарил им все самое ценное, что было дорого ему. В них он начинал любить людей. Свет живой веры, входящий с Божиими людьми, освещал их убогий дом и детское сердечко, в котором таинственно зарождалась жизнь в Боге. Свое раннее детство отец Иоанн вспоминал и благословлял особенно. Оно дало ему и первые уроки послушания, и понятие о грехе, когда детские укоры совести за содеянное надолго лишали его радостей, а укоризненный взгляд мамочки вызывал обильные слезы раскаяния. И как следствие его духовной чуткости, появилось в нем умение видеть и слушать, умение не огорчить. Чуткость же породила в сердце мальчика и благоговение, которое в нем, уже повзрослевшем, разлилось на все сущее и стало, как и любовь, сутью его натуры. С любовью и благоговейной памятью он относил все доброе, приобретенное долгой подвижнической жизнью, тем, кто духовно родил его в Божий мир: маме, блаженным Христа ради, духовным отцам, служителям Божиим. Ибо все это было посеяно в то далекое благодатное время, когда он буквально жил в Царстве Небесном. В семь лет для Вани кончилась безмятежная пора детства. Наступал 1917 год, судьбоносный для нашего Отечества. Надвигались невиданные потрясения и бедствия. Богу и Церкви воинствующим безбожием была объявлена война. И верующая Россия, чтобы сохранить для потомков Православие, приняла подвиг мученичества. Время это стало памятником исповеднической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

- святой старец Серафим Вырицкий. Икона «Три Серафима» -трёх великих светильников Русской Церкви - Николай Александрович Мотовилов известен ныне всему православному народу как " Служка Божией Матери и преп. Серафима " - Блаженная Параскева Дивеевская, более известная как Паша Саровская. Ведущая мероприятия Ирина Игоревна Веселкина. 18.00 Показ фильма «Отец Иоанн Миронов. Любовь не может забыть». 23 декабря, суббота 12.00. Показ фильма «Матушка игумения Арсения (Себрякова). Усть-Медведицкая обитель». 13.00. Ц икл лекц ий « Здоровье православному человеку». Головач Евгений Анатольевич, фитотерапевт. Тема: «Профилактика и лечение простудных и вирусных заболеваний, как укрепить иммунитет методами фитотерапии». 15.00 Издательство «Царское Дело». Встреча «Г лавные книги уходящего 2023 года». Ведущий Сергей Игорев ич Астахов: - «Царицы Золотого века», 2023. Автор Душенова Е.И. - «Митрополит Иоанн (Снычев). Плач сердца. Дневниковые записи архипастыря». Публикуемый дневник охватывает период с 1961 по 1987, является важнейшим свидетельством жизни Русской Православной Церкви в это непростое время. 16.30. Показ фильма о Соловецком монастыре «Святой Архипелаг» Реж. С. Дебижев. 24 декабря, воскресенье 12.00. Показ фильма «Ангел над Оптиной». 13.00. Ц икл лекц ий « Здоровье православному человеку». Головач Евгений Анатольевич, фитотерапевт. Тема: «Суставные заболевания, лечение, профилактика лекарственными растениями». 15.00. Показ фильма «Схиархимандрит Илий». 16.00. Обзор книг Юрия Воробьевского в Санкт-Петербурге. На выставке открыто представ ительство с изданиями. 16.30. Показ фильма «Валаам. Голоса русского православия». 25 декабря, понедельн ик. День православного к инотеатра 12.00. Показ фильма «Юродивые Христа ради ». 15.00. Показ фильма «Горненский монастырь». 17.00. Показ фильма « Архидиакон Роман Тамберг и священник Алексей Грачев» - памяти исполнителей старинных кантов и былин. 26 декабря, вторн ик. День православного к инотеатра 12.00. Показ фильма «Б лаженный инок Владимир (Алексеев) – подв ижник благочестия. Летопись жизни , чудеса по молитвам, небесное заступничество».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/v_...

Баптистский историк Л. Корочкин в брошюре «Христианство и история» уже сказал, что Александр Невский не может считаться святым (в отличие, скажем, от любого баптиста) на том основании, что, защищая Русь от крестоносцев (это-то зачем надо было делать?!), он убивал людей, а Василий Блаженный никакой не «юродивый Христа ради», а просто психически больной. Со смертью последнего апостола умер последний христианин. Нет, более строго: в ту минуту, когда последний из новозаветных авторов поставил точку в своем последнем послании, люди вновь стали далеки от Бога. Бог ничего больше не мог сказать людям. И люди более никогда не могли сказать о своем сердце, о том, что в нем происходит во время его странствия к Богу, ничего сверх того, что было запечатано библейской обложкой. «Если кто прибавит слово к книге сей…». Так мыслят протестанты. Протестантское и православное мировосприятие более, чем вопрос об иконах, разнит отношение к истории. Протестантизм – это внеисторическое мировоззрение. Из него уходит история людей, история Церкви. В истории ничего не копится, не происходит. Бог прекратил говорить с написанием последней новозаветной книги, а сами по себе люди ни к чему доброму не способны: «по своей природе человек является не только чадом зла, но еще и преступником и даже уголовником» 152 . Святоотеческая традиция никогда не видела в человечестве сборище амнистированных уголовников и потому иначе относилась к плодам человеческого творчества: «Мы одни из всех тварей, кроме умной и логической сущности, имеем еще и чувственное. Чувственное же, соединенное с логосом, создает многообразие наук и искусств и постижений, создает умение возделывать (культивировать) поля, строить дома и вообще создавать из несуществующего (хотя и не из полного ничего – ибо это может лишь Бог). И это все дано людям. Ничего подобного никогда не бывает у ангелов», – говорил св. Григорий Палама 153 . И в самом деле ангел – это ведь вестник. От почтальона не ждут, чтобы он творчески переиначивал порученную ему телеграмму, потому еще за тысячу лет до Паламы св. Иоанн Златоуст подтверждал: «не ангельское дело творить» 154 . И, напротив, – «Бог соделал человека участником в творчестве», – пишет преп. Ефрем Сирин 155 . Поэтому и возможно Предание: Бог способен творить за пределами Библии, а человек способен не только ко греху, но и к сотрудничеству с благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

В памяти местных жителей хранится воспоминание о том, что под горой Осиряк жил в землянке Христа ради юродивый Георгий Кароль. За 30 лет до основания обители он неоднократно говорил, что на этой горе будет монастырь. Скончался блаженный Георгий в 1937 году и был погребен на кладбище в селе Чумалево. Монах Иларион (Рыбарь) в 1926 году был рукоположен в иеромонаха и назначен духовником в новооснованную обитель, где служил по 1939 год. Скончался он, в 1969 году иеросхимонахом с прежним именем. Похоронен он на кладбище в своем родном селе Дубовое Тячевского района. Василий Рыбарь скончался в 1952 году и похоронен на том же кладбище. Отец Георгий Кениз был рукоположен во пресвитера в 1922 году епископом Пражским Сергием (Королевым) и назначен настоятелем на приход в свое родное село Копашнево. С 1935 года был назначен настоятелем этого прихода его сын протоиерей Михаил Кениз. Отец Георгий скончался 5 апреля 1938 года. Похоронен в ограде основанного им Свято-Покровского храма в том же селе. Протоиерей Иоанн Бабич был настоятелем прихода в селе Терново Тячевского района, протоиерей Михаил Розман - находился за штатом, проживая в своем родном селе Чумалево; иеромонах Доримедонт (Андришко), служивший в обители в 1952-1960 гг. В сане игумена являлся одним из священников Мукачевского монастыря. Иеромонах Сергий (Мурашка) был духовником обители в 1939-1947 годы, скончался в 1947 году и похоронен на монастырском кладбище; иеромонах Дамиан (Бынь), бывший монастырский духовник с 1947 по 1952 годы, скончался в 1954 году в Ровенской области. Помимо названных священнослужителей, в обители был духовником иеромонах Досифей (Шандра) в 1960-1962 годы. Совершавший здесь служение с 1962 года схииеромонах Артемий (Половка) находился в обители на покое с правом служения. В 1938 году скромная и благочестивая Мария Рыбарь, с большим усердием трудившаяся по благоустроению обители, была пострижена в мантию с прежним именем - в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и была возведена в сан игумении. Её брат - иеромонах Афанасий подвизался в Иверском монастыре на Святой Горе Афон. В объединенном Чумалевском монастыре по благословению архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория в 1968 году была назначена настоятельницей монахиня Евгения (Фарковец). В 1969 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Московского и всея Руси она была возведена в сан игумении.

http://sobory.ru/article/?object=28316

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010