Порой невозможно постичь разумом, как близко стоят понятия «мудрость» и «безумие», «богатство» и «нищета», «гибель» и «спасение». Нельзя увидеть грань между ними, заметить миг, когда мудрость вдруг обернулась безумием, глупостью; богатства, материальные блага человека – его внутренней духовной нищетой… Мудрость мира сего видна. Евангельская мудрость сокрыта от глаз, сокровенна, путь к ней долог, труден, тернист. Человек приближается к ней по мере своего невидимого прочим людям внутреннего духовного роста. Лишь когда он сможет увидеть в отказе от материальных благ – духовное богатство, в желании власти, почестей, славы – порок, а не достоинства, тогда приблизится к христианской истине, а если сам встал на этот путь – значит, постиг. Жизнь юродивых – это воплощение христианской мудрости в высшей и максимальной мере. Юродивые ради Христа, лишь слову Его повинуясь, не просто покидали свой дом, они годами не входили в человеческое жилье, обрекая себя на бесприютность, скитания. Они не только отказывались от домашнего тепла и уюта, самых необходимых человеку удобств, но искали дополнительных лишений. Юродивый Виссарион 40 лет не преклонил головы, спал сидя или стоя, однажды простоял на молитве сорок суток с воздетыми к небу руками под дождем и зноем. Московский юродивый Иоанн ходил обремененный железными цепями, с тяжелым железным колпаком на голове, с медными кольцами на пальцах и железной палицей в руках. Счастливый, картина Василия Перова      Они не просто носили нищенскую одежду, но часто совсем отказывались от нее. Они не только раздавали бедным свое имение, но отрекались ради ближнего от последних, самых дорогих и необходимых вещей. Блаженный Серапион Синдонит как-то пришел в Александрию и увидел нищего, дрожащего от холода. Тогда старец снял свой синдон и отдал ему. Сам же сел нагой возле дороги с Евангелием в руках, с которым ни на миг не расставался всю жизнь. Увидев человека, которого вели за долги в темницу, святой продал Евангелие и заплатил его долги. Юродивые Христа ради не просто отказывались от привычной жизни, они поистине «отвергались себя», отказывались даже от своего облика, принимая порой вид уродливый и безобразный, вызывая к себе отвращение не только людей, но и собак. Когда юродивый Андрей пытался хотя бы на краткое время укрыться от холода под кровлей жилища, приходил к нищим, они гнали его палками, как собаку, кричали: «Пошел прочь отсюда, пес!» Блуждая по улицам, он в одном закоулке увидел собаку и, надеясь согреться, лег рядом. Но, заметив его, собака ушла.

http://pravoslavie.ru/98489.html

И дальше: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:23–24). Забудь о своих желаниях и страстях, подчинись слову Бога, за Ним следуй. Живи с вечной готовностью принять муки крестной смерти – принести себя в жертву ради спасения людей, забудь о себе, но о Боге и о них помни. Поверь, что крест – это не только тяжесть мук, но и радость спасения. И если хочешь сберечь душу свою, то есть жизнь, лишь о себе будешь думать и заботиться – вопреки заповедям Христа жить станешь, то потеряешь жизнь вечную. А если отречешься от себя – от эгоизма своего и себялюбия, – то сбережешь бессмертие души. А вот, кажется, совсем просто – не завидуй, не осуждай, не гневайся, прощай обиды. Но попробуй выполнять это ежедневно и ежечасно! Или последовать другому ясному и понятному завету: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21). Понятно и ясно, но этого не смог выполнить даже праведный юноша, отошел от Христа с печалью. Вот и получается: для тех людей, которые более всего дорожат настоящей, земной жизнью, для кого она – единственный и неповторимый момент бытия, мудрость есть способность человека найти путь к богатству, власти, славе, заслужить почет и уважение, пожить в свое удовольствие. А венец мудрости – достижение высшей власти, царского богатства, почестей. Оказывается, что сказочный дурак земной мудростью живет, мудрости века сего следует, то есть сиюминутной, проходящей, временной, получает в конце сказки высшие блага мира сего – власть и царскую дочь с приданым. Блаженный Иоанн Ростовский      Юродивый служит противоположной мудрости. Она недоступна властителям века сего преходящего. А если бы приняли они ее, то отказались бы от почестей, власти, богатства. Для юродивого мудрость есть воплощение в своей жизни Заветов Христа, отречение от благ мира сего ради жизни вечной, спасения от смерти. И слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10) означают, что они, апостолы, верные ученики и последователи Иисуса Христа, отвергли временную, земную мудрость ради вечной, земные истины ради небесных, что они безумны с точки зрения земной – низкой, мудры – с небесной, высшей.

http://pravoslavie.ru/98489.html

Croix d " autel en argent doré, entourée d un chapelet de perles-fines et contenant des saintes reliques. Don du tsar -Michel Théodorovitch St de son père le patriar- che Philareth en 1623. Серебрянные, вызолоченные: потир, дискос Бархатные, шитые серебром, покровы – два малые и большой (воздух) для покрытия и блюдце для просфор. Св. Даров. Calice, patène et soucoupe pour le pain sacré, Couvertures en velours brodées d’argent; l’une pour couvrir la patène, l’autre pour le Saint Sacremen en agrent doré Серебряный, вызолоченный оклад напрестольного Евангелия Reliure d’évangile d’autei, en argent doré Площадка перед ризницей и дверь в ризницу в северо-восточной части верхнего собора. Palier et porte de la sacristie, du cté Nord-Est de la basilique supirieure Входная лестница и площадка перед Никольским приделом в юго-западной части верхнего собора. Escalier et palier devant l’église-annexe de St. Nicolas, dans la partie Sud-Ouest de la basilique supérieure Площадка перед Входо-Иерусалимским приделом в верхнем соборе. Palier devant l’entrée de l " église-annexe de l " Entrée de N. S. J-C. à Jérusalem, dans la basilique supérieure Икона Знамения Божией Матери на восточной наружной стене нижнего собора. Image de l’apparition de la Sainte-Vierge; cté Est extérieur de la basilique inférieure Св. Василий Блаженный, Христа ради Юродивый. (Снимок со старинной иконы на правом клиросе Васильевского храма). St. Basile le Bienheureux, insensé pour l’amour du Christ. (Facsimilé d’une ancienne image, dans le choeur à droite de l’église St. Basile) Иконостас Покровского храма в верхнем соборе. Iconostase de l " église de l’Intercession, dans la basilique supérieure Купол Покровского храма верхнего собора. Intérieur de la coupole de l’église de l’Intercession, dans la basilique supérieure Северные входные двери Покровского храма. Porte septentrionale dans l’église de l’Intercession Западные входные двери Покровского храма (в верхнем соборе). Porte occidentale dans l’église de l’Intercession

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vue de la basilique et du «lieu de supplice» sous le tsar Boris Godounow (Tirée de «Geographia Blaviana», Amsterdam 1662) Иконостас и сень над надгробием Св. Василия Блаженного в Васильевском храме. Iconostase et auvent au dessus de la sépulture de St. Basile le bienheureux dans l’église-annexe de се nom Малый иконостас с тремя древними иконами (в середине: Покрова Божией Матери, вправо от неё – Св. Троицы, влево – Св. Василия Блаженного) – в Васильевском храме. Petit iconostase, avec trois icons antiques. Au milieu: de la Sainte-Vierge, à sa droite: la S-te Trinité et à sa gauche: St. Basile le Bienheureux Dans St. Basile Св. Иоанн Блаженный, Христа ради Юродивый. St. Jean le Bienheureux, insensé pour l’amour du Christ Вериги Св. Иоанна Блаженного. (Висят на стене у надгробия его). Chaines de St. Jean le Bienheureux, (accrochées à la muraille, près de sa sépulture) План верхнего этажа Покровского собора. План верхнего этажа собора. Plan de l’étage supérieur de la basilique Входная лестница и площадка в южной части верхнего собора. Escalier et palier dans la partie miridionale de la basilique supérieure Входная лестница в северо-западной части верхнего собора. Escalier dans la partie Nord-Ouest de la basilique supérieure Покров на надгробие Св. Василия Блаженного – вклад царя Фёдора Иванновича и супруги его и. Ирины в 1589 г. Couverture sur la tombe de St. Basile le Bienheureux. Don du tsar Théodore Johanovitch et de la tsarine Jrène en 1589 Серебряный, вызолоченный и обни­занный жемчугом напрестольный крест с св. мощами. Вклад ц. Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета в 1626 году. Croix en argent doré, entourée chapelet de perles-fines et contenant des saintes reliques. Don du tsar Michel Thèodorovitch et de son père le patriar che Philareth en 1626. Лицевая (а) и оборотная (б) сторона серебряного вызолоченного напрестольного креста. Вклад 1694 г. Croix d’autel en argent doré (a, face, b, revers) Don datant de 1694. Серебряный, вызолоченный и обнизанный жемчугом напрестольный крест с св. мотами. Вкладъ ц. Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета в 1623 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из немногочисленных произведений иконописи за ее пределами известен образ «Спас на престоле с Тотемскими чудотворцами» из с. Голоустного на оз. Байкал, написанный тотемским иконописцем Феодором Никоновским ок. 1790 г. (ИркОХМ). Облик М. близок к изображению на иконе избранных Тотемских святых 2-й пол. XVIII в., но отличается более длинными и пышными волосами и бородой. Это единственный из известных образов XVIII-XIX вв., на к-ром святой представлен со скрещенными на груди руками, но именно этот иконографический вариант получил распространение в совр. церковном искусстве как в самой Тотьме, так и за ее пределами. В 2004 г. на сев. стене ц. Воскресения в Варницах худож. А. С. Пестерев выполнил мозаичный образ М. со скрещенными на груди руками. В иконографии икон-пядниц с поясным изображением М., созданных совр. иконописцами, аналогично сложены руки, но есть нек-рые изменения в прическе и форме бороды. Лит.: Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. М., 1994, 2009р. С. 665. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362 Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский). Декабрь, 8 1368 Святитель Иоанн, епископ Суздальский. Октябрь, 15 1373 Преподобный Авраамий Галичский, или Чухломский. Июль, 20 1375 Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 12 1378 Преподобная Феодора, в миру Анастасия (Васса), Нижегородская. Апрель, 16 1378 Преподобный Сильвестр Обнорский. Апрель, 25 1379 Преподобный Пахомий Нерехтский. Май, 15 1384 Святитель Дионисии, архиепископ Суздальский. Июнь, 26 1385 Преподобный Михей Радонежский. Май, 6 1385 Благоверный Великий Князь Димитрий Донской. Май, 19 1389 Преподобный Мефодий, игумен Пешношский. Июнь, 4 1392 Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский. Февраль, 11 1392 Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. Сентябрь, 25 1392 Святитель Иаков, Епископ Ростовский. Ноябрь, 27 1392 Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый. Январь, 19 1392 Преподобный Роман Киржачский. Июль, 29 1392 Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские. Июнь, 15 1392 Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец. Июль, 27 1392 Преподобный Афанасий (младший), игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 1395 Преподобный Андроник Московский. Июнь, 13 1395 Святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Ноябрь, 28 1395 Святитель Стефан, Епископ Великопермский. Апрель, 26 1396 Святой Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец. Октябрь, 27 1398   Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, Г Или Муромские. Март, 8 XIV-XV вв. Преподобный Андрей Рублев, иконописец. Июль, 4 XV в. Праведные Антоний и Феликс, местно чтимые. Апрель, 18 XV в. Блаженный Георгий, Христа Ради Юродивый, Шенкурский Чудотворец. Апрель, 26 XV в. Преподобные Амфилохий и Тарасий Глушицкие. Октябрь, 12 XV в. Преподобный Иаков Брылеевский. Апрель, 11 XV в. Преподобный Иоанн Галичский. Май, 29 XV в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

СПб., 1908; Жизнь блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. М., 1912; Скрипиль М. О. Повесть о Соломонии//Старинная рус. повесть: Ст. и исслед. М.; Л., 1941. С. 197-215; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. М., 2008; Белоброва О. А., Власов А. Н. Житие Иоанна, Устюжского юродивого//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 268-269; он же. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995; Пигин А. В. Из истории рус. демонологии XVII в.: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исслед. и тексты. СПб., 1998; Баданин Д. Д., Биланчук Р. П., Наумов А. Н., Смирнов В. А., Суворов А. В., Шиловский М. Е. Никольская земля в истории Европейского Севера//Никольская старина: Ист. и этногр. очерки. Вологда, 2000. С. 40; Романова А. А. Чудеса о иконе Богоматери Пуховской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 246. А. Н. Власов Иконография И., сформировавшаяся не позднее сер.- 2-й пол. XVI в., продолжает рус. традицию иконографии юродивых Христа ради, к тому времени уже представленную изображениями блаженных Андрея К-польского, Максима Московского, Исидора Ростовского и Прокопия Устюжского. Вместе с тем образ И., скончавшегося в ранней молодости, положил начало особому, впосл. популярному иконографическому типу - образу праведного отрока или юноши, прославившегося подвигом юродства, необычными обстоятельствами смерти или неожиданным явлением чудотворных мощей (близкие примеры - праведные Артемий Веркольский, Иаков Боровичский, Прокопий Устьянский и др.); он в свою очередь представлял собой вариант широко распространенного в рус. житийной лит-ре и искусстве позднего средневековья образа праведного мирянина-нищего (особенно на Севере, на Урале и в Сибири). Обладая самостоятельным значением, иконография И., как и посвященные ему агиографические тексты, была тесно связана с почитанием 1-го устюжского юродивого - блж. Прокопия, чему способствовали сходство подвигов этих святых, соседство посвященных им храмов и чудеса при их гробницах ( Сорокатый. 2003. С. 134).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Свист и шум ветра и звон городских колоколов смешался в один плачевный, заунывный вой. Царь направился в Троицкий собор, где был встречен на паперти печерским игуменом Св. Корнилием и городским духовенством. Выслушавши молитву за царя и многолетие, приложившись к мощам Св. Гавриила–Всеволода, Иоанн вышел из церкви. Здесь вновь царя встретил неустрашимый Св. Николай и неотступно звал его к себе в келью, под троицкую соборную колокольню. Царь внутренно боялся юродивого. В царе боролись два чувства: чувство собственной безграничной власти и могущества и чувство страха пред Богом, Который сиял своею истиною и правдою в Святом Николае, пред Богом, Который может чрез святых своих без огня и мечей побеждать всякое земное могущество. Царь, наконец, для успокоения себя склонился на просьбу Св. Николая. В тесном и убогом помещении юродивого, на лавке была разостлана скатерть, и на ней лежал огромный кусок сырого мяса. „Покушай, Иванушка, покушай!» приговаривал юродивый с поклоном, угощая царя.–„Я – христианин и не ем мяса в пост, сурово промолвил Грозный, видя в этом поступке юродивого правдивое нравоучение дли себя. „Ты делаешь хуже, заметил блаженный, „ты питаешься кровию и плотию христианскою, забывая не только пост, но и Бога“ Затем, сильным словом, как истинный вестник Бога Вседержителя, Святой Николай здесь же в келье грозил царю, что он будет поражен тою самою бурею, которая воет теперь кругом на улицах, если только он или кто-либо из его воинов коснется в гневе и не по правде хотя одного волоса на голове последнего ребенка, во Пскове; что Ангел Божий хранит Псков для лучшей участи, а не на разграбление, и что царь должен выйти из города прежде, чем Божий гнев разразится над ним из огненной тучи, которая, как он сам может теперь видеть, висит над его головой. В это время были слышны самые сильные и мрачные порывы бури. Царь, чувствуя пред собою речь посланника Божия, содрогнулся и просил его молиться об избавлении и прощении ему его жестоких замыслов, обещал никого из жителей не казнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

и свт. Филиппа, митр. Московского. Переосвящение во имя названных святых состоялось 17 янв. 1916 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых (1841), в Соборы Ростово-Ярославских и Московских святых, празднование к-рым было установлено в 1964 и 2001 гг. Ист.: Описание о российских святых. 189; Флетчер Дж. О государстве Русском, или Образ правления русского царя. СПб., 1906. С. 126-127; Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы. М., 1910. С. 401-494. (ЗМИАИ; 8). Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 10. С. 283-284. Примеч. С. 149; Белянкин Л. Е. Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе в столичном граде Москве. М., 1847. С. 17, 55; Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 37; СИСПРЦ. С. 119-120; Ключевский. Древнерус. жития. С. 330; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 199; Барсуков. Источники агиографии. С. 246-247; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 138, 139; Барбарин В. Ф., свящ. Жизнь и чудеса св. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, Московских чудотворцев. М., 1894. С. 25-32; Ковалевский И., свящ. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы. М., 1894. С. 30-34; Кузнецов И. И., прот. Московский Покровский и св. блж., что на Рву, Василия собор: Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, в сем соборе почивающие; Спасские ворота. Лобное место. М., 1895. С. 76-82; он же. «Чюдо сдеялось Божьим Промыслом...»//ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Отд. 5. С. 6; ПБЭ. Т. 6. Стб. 889-890; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 390; Каган М. Д. Житие Иоанна, Московского юродивого, по прозвищу Большой Колпак//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 355-359. К. Ю. Ерусалимский Иконография Изображения И. распространены значительно меньше, чем образы его более известных предшественников - блаженных Василия, Максима и Исидора Московских, однако занимают особое место в иконографии рус. юродивых. Это обусловлено редкой индивидуальностью облика И., к-рую воспроизводят все его изображения, восходящие к прототипам, созданным едва ли не сразу после кончины святого (1589) и отражающим впечатления современников.

http://pravenc.ru/text/469402.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010