Святитель Евфимий II был другом блаженного Михаила. Раз, когда святитель был в Клопове, блаженный Михаил стал звоните во все колокола. Его спросили, что это значит. Он ответил, что на Москве великая радость: у великого князя родился сын, который покорит Новгород, лишит его свободы и изменит все его обычаи; и что это наказание постигнет вольный город за постоянные междоусобия между его гражданами и их непокорность вел. князю. В великом смущении слушали его бояре. Действительно, родился будущий вел. князь Иоанн III Васильевич, покоритель Новгорода. Приехал в Клопов князь Димитрий Шемяка, постоянно враждовавший против вел. князя Василия II Васильевича, которого он даже ослепил. Он просил блаженного Михаила помолиться об успехе его дела. Блаженный ответил ему: «Довольно бед натворил ты, если еще примешься за то же — со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя!» Шемяка не послушался и был вновь побежден. Не дошла еще эта весть до Новгорода, как блаженный сказал: «Наши потеряли дорогу и бегут от врагов! " Опять приехал Шемяка. «Земля зовет тебя, князь», — сказал блаженный, погладив его по голове. Скоро после этого Шемяка был отравлен своими боярами. В 1452 г. умер игумен Феодосий II — преемник Феодосия I, друга блаженного Михаила, — тоже почитавший блаженного. В тот же день блаженный исчез из монастыря. Исчез и монастырский ручной олень. Но когда тело почившего выносили для погребения, вдруг все видят: навстречу погребальному шествию идет блаженный Михаил и в руках у него мох, а за ним идет олень и тянется за мхом. С тех пор блаженный оставил свое обычное место в церкви и слушал литургию стоя у могилы игумена Феодосия. Когда его спросили, почему он не входит в церковь, он ответил: «Здесь мое место, здесь я буду лежать». Заболел он 5 декабря 1455 г. и больше не вставал. Ясно было, что он угасает, но настроением своим он напоминал путника, возвращающегося домой. 10 января 1456 г. он в последний раз был в церкви и причастился Святых Тайн. Потом ушел в свою келью, унеся с собой кадило. На другой день ему настоятель послал обед из трапезной. Но нашли его уже скончавшимся. Руки его были скрещены, и вся келья наполнена благоуханием фимиама. Архиепископ Новгородский Евфимий приехал нарочно его отпевать. Стечение народа было огромное. Но выкопать могилу было невозможно: земля слишком сильно промерзла. Лишь в том месте, которое указал блаженный для себя, она оказалась мягкой и рыхлой, как летом. Там его и похоронили. По кончине своей св. блаженный Михаил явился на море новгородскому купцу, возвращавшемуся из «латинских стран», и спас его от потопления; также спас и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере; спас и обитель свою от пожара.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

30 лет провели они в пустыне, открытые любой непогоде и бесовским козням. Тогда Симеон, достигнув блаженного бесстрастия благодатью обитавшего в нем Святого Духа, предложил другу покинуть пустыню, чтобы спасти и других людей, высмеяв мир властью Христовой. Иоанн, сочтя, что тот пал жертвой бесовского наваждения, строго ему выговорил и напомнил об обоюдном обещании никогда не расставаться. Но ничто не могло поколебать решимости Симеона, и, уразумев, что на то воля Божия, Иоанн отпустил друга, взяв с него обещание не уходить из этого мира, не повидавшись с ним. Вначале Симеон отправился в паломничество в Иерусалим, где провел три дня в молитве у великих святынь, а затем в Эмесу. Там он решил прикинуться безумцем, чтобы следовать своему служению. Так он стал первым из вступивших на опасный подвижнический путь юродства Христа ради. Слова апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3: 18) – он понял буквально. Поэтому, не имея иных целей, кроме спасения душ, он в качестве средства использовал или смешное поведение, или придуманную заранее хитрость, или чудеса, которые он совершал, отдавая себя при этом на посмешище и поругание, а иногда произносил наставления и пророческие речи вопреки своему мнимому безумию. И всякий раз он стремился укрыться от людей и избежать огласки, чтобы не удостоиться похвалы и почестей от людей и жить в миру как в пустыне. Симеон вступил в город, волоча за собой на ремне труп собаки, найденный им на мусорной куче, вызвав этим издевательские насмешки детей. На следующий день, в воскресенье, он пришел в церковь и принялся тушить свечи, кидая в них орехами. Его хотели выгнать, тогда он взошел на амвон и стал кидать орехи в присутствующих женщин. Когда же его наконец вывели вон, он опрокинул столы торговцев-кондитеров, и те осыпали его ударами. Один продавец пирожков сжалился над ним и предложил торговать в своей лавочке, но Симеон принялся бесплатно раздавать товар прохожим, а сам жадно поедать пирожки, потому что постился уже неделю. Поддавшись на уговоры жены, торговец поколотил его и выгнал. Вечером Симеон взял голыми руками горячие угли и зажег от них ладан, но затем, когда это увидела жена торговца, блаженный сделал вид, будто обжегся, и сбросил жар в свой плащ, оставшийся, как и его руки, невредимым. Впоследствии он обратил ко Христу этого лавочника, который был учеником Севера Антиохийского, изгнав из него беса.

http://pravoslavie.ru/55112.html

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Иоанн осознал себя " игуменом всея Руси " . И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины... Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского " воцерковленного " мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения... Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения». Добавим к тому, что во времена Иоанна Грозного и при его личном участии построено множество церквей и монастырей, немало их сохранилось до наших дней. Также интереснейший результат даёт анализ годичного круга церковного календаря, на который обычно мало обращают внимания даже учёные клирики. За 54 года жизни Иоанна Грозного отошло ко Господу из в последствии прославленных в лике святых примерно 60 христиан. Среди них 50 - это святители, преподобные (их больше всего), праведные, Христа ради юродивые, блаженные, всего около 50. Мучеников всего около десятка, они замучены шведами, татарами, и один из них - разбойниками. Единственный священномученик, в смерти которого можно как-то обвинять Царя, это Корнилий Псково-Печерский, казненный за изменническую переписку с агрессивными соседями. Если бы Государь Иоанн Грозный действительно был «terrible» («ужасный»), то наши святцы за XVI век были бы переполнены священномучениками. А всего за годы правления Грозного Царя по его синодикам казнены примерно 4 тысячи изменников, заговорщиков, воров, грабителей и убийц, лжесвидетелей, жуликов и прочих лихих людей, не желавших жить по-христиански.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/io...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Прошу помочь в опознании времени написания иконы и школы написания иконы. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2023-12-15 09:36:30 Владелец: Stesha555 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Хотелось бы определить ,когда примерно была написана икона, может быть удасться понять какая это иконописная школа, чьи лики изображены вокруг образа Пресвятой Богородицы и младенца Христа. Ответов: 1. Последний ответ: Здравствуйте! Вы поставили перед собой замечательные вопросы. Желаем вам творческого подхода и внимательного изучения для определения периода написания таких икон, понимания " иконописных школ " , и историю написания данного образа! Начните с этого сай [...] Добавлено на опознание: 2023-12-13 09:50:23 Владелец: Annyshka1988 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2023-11-13 16:23:36 Владелец: Oleca Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, нашли икону. Надписей на ней нет. Очень бы хотелось понять кто на ней изображен. Спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Святые блаженный Василий Московский и блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый. страницы жития этих святых: http://pravicon.com/icon-1392 http://pravicon.com/icon-1957 Добавлено на опознание: 2023-11-11 15:41:19 Владелец: Sherio Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Нашёл сегодня на антресолях, выглядит старинной) [Добавлено 2023-11-11 15:51:45]: Интересно когда такая могла быть написана? Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Деисус " , включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя. Скорописная икона нач. 20 века. http://pravicon.com/icon-398 Добавлено на опознание: 2023-11-05 16:33:58 Владелец: funkyset Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона на дереве. Подскажите пожалуйста описание и название Ответов нет.

http://pravicon.com/unknown

Леушинская игумения была глубоким богословом. В своей книге о святом Апостоле Иоанне Богослове она касается сложных вероучительных вопросов. Наделенная литературным даром повествовательницы, матушка Таисия составила замечательное «Жизнеописание блаженной Христа ради юродивой Евдокии Родимой». Памятником духовной дружбы с о. Иоанном Кронштадтским стали ее «Беседы» с Дорогим Батюшкой, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная связь с Всероссийским пастырем запечатлена и в «Письмах о. Иоанна Кронштадтского к игумении Таисии» (изданных в 1909 г.) и в ее сочинении «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую, возрастив сотни и сотни воспитанниц. Даже краткое перечисление деяний игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос: как было возможно одному человеку все это успеть совершить, совместив столь многоразличные труды и подвиги? Вся жизнь великой праведницы блаженной старицы и дорогой матушки игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Но помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще одним уникальным талантом – поэтическим, который по заповеди Христовой не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Духовные стихи игумении Таисии были весьма высоко оценены о. Иоанном Кронштадтским , который считал ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну еще в рукописи свои новые стихи. На одно из них, присланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался такими словами: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». Многие современники считали Таисию «внучкой Пушкина». Даже о. Иоанн Кронштадтский в переписке с нею назвал ее этим «титулом». Хотя в действительности она была представительницей одной из многих ветвей московского рода Пушкиных. Ее мать – московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова в девичестве носила фамилию – Пушкина. Но по силе поэтического дарования в духе и традиции Пушкина, игумения Таисия в творческом смысле действительно может быть названа «внучкой» великого русского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Но и в прежние десятилетия святитель Иоанн был у нас известен и почитаем, правда, в довольно узком кругу церковных людей. Так, в бумагах духовной дочери отца Сергия Мечёва , а затем архимандрита Бориса Холчева Елизаветы Александровны Булгаковой († 1995), родной сестры дивеевской монахини – исповедницы Серафимы († 1991), мы нашли машинописные копии двух статей из зарубежной церковной периодики 1966 года, посвящённых блаженной кончине владыки Иоанна. В тогдашней обстановке немного было известно о сём удивительном архиерее, но так же сложно (если не более) было что – то узнать о современных ему подвижниках в самой России. Карловчане тогда были для нас в полной мере своими. Очень важно было сознавать, что где – то православные русские люди в полноте сохраняют наше Церковное Предание, богослужение, продолжают русское богословие. Мы питали души книгами, издаваемыми «зарубежниками» и чудом попадавшими в Союз, мы перепечатывали их на машинках для себя и для надёжных знакомых. С этих книг печатались самиздатовские тиражи. В поддержании книжного церковного предания в советской России живое участие Зарубежной Церкви не подлежит сомнению. Раньше имени владыки Иоанна многие узнали имя его духовного сына иеромонаха Серафима (Роуза) . В работах приснопамятного отца Серафима, появившихся в русском переводе в Союзе в начале восьмидесятых и имевших особое значение не столько для Зарубежной Церкви, сколько для обращающихся в отеческую веру людей советских, нужно видеть действенное участие святителя Иоанна, благословившего начало трудов молодого американца Евгения Роуза. Иеромонах Серафим (небольшую работу которого, посвящённую богословию архиепископа Иоанна, мы включили в сборник) в жизнеописании, составленном вскоре после блаженной кончины Владыки, отмечал три высочайшие проявления его деятельности, обычно редко сочетаемые: «как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, продолжающего традицию столпничества, принявшего на себя самую суровую аскезу; наконец, как Христа ради юродивого, наставляющего людей той «простотой», что находится за пределами мудрости мира сего» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Основная ценность «Летописи» – в той оценке, которая дается в ней архиепископу Иоанну. Слишком часто в наше время истинные праведники, завершив свой путь в смирении и внешнем бесславии, оказываются в полном забвении, и опыт их святой жизни теряется для тех, кто следует за ними. Поэтому истинный летописец, каким был епископ Савва, может оказать великую услугу Церкви именно своей справедливой оценкой избранного им святого. Но епископ Савва, давая свою оценку, доверяет не только собственным мнению и чувствам, а и обращается ко многим почтенным свидетелям. Целые главы или части глав его книги о святой жизни владыки Иоанна отданы свидетельствам митрополита Филарета (гл. 20), митрополита Антония (Храповицкого) (гл. 20–21), архиепископа Аверкия (гл. 1), архиепископа Никона (гл. 29), архимандрита Константина (гл. 7), епископа Николая (Велимировича) (гл. 13), протоиерея Валерия Лукьянова (гл. 22), церковного историка Николая Тальберга (гл. 23) и – что составляет большую часть книги – простых церковных людей, испытавших его любовь и познавших чудесную силу его молитвы. Другая, и весьма ценная, часть книги содержит отрывки из сочинений святых Отцов и фрагменты из житий святых, проливающие свет на святость владыки Иоанна. И все же самое драгоценное в «Летописи» – это свидетельства самого епископа Саввы. В каждом его слове и особенно в проповедях о владыке Иоанне (гл. 2, 3, 11) ощущается безграничная любовь и благоговение младшего иерарха перед старшим, его жажда поделиться с церковным народом сокровищами своих воспоминаний и одновременно печаль о том, что в наше время охлаждения веры и любви не многие поймут его или хотя бы отнесутся с пониманием к его чувствам, и в усердном почитании памяти человека, ставшего подлинным юродивым ради Христа в наше расчетливое и рационалистическое столетие епископ Савва и сам уподобился ему, вменяя в ничто мнение мира сего, пока мог говорить истину о том, кто жил по совершенно иным нормам – христианской духовной жизни. I. Епископ Савва (некролог) 1

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь поименованы следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 9 – «в той же день преподобный Арсеней старец преиде и начат жити на Коневском острове в Новгородской области на Ладожеком озере в Кореле»; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 28 – «Вечеслав, князь Черниговский(?), блаженный мученик»; сентября 29 – «Варлаам(?), архимандрит Богоявленский»; октября 14 – Константин философ, «учитель словенску языку и болгарску»; тропарь и кондак ему помещены под 14 февраля; октября 15 – «преставление иже во святых отца нашего Дионисия митрополита(?) всея Руси новаго чудотворца. Преставление память иже во святых отца Еуфимиа архиепископа Великаго Новагорода новаго чудотворца»; ноября 5 – Евфимий, архиепископ Новгородский; ноября 14 «преставление святого князя Александра Ярославича в скиме Новгородского новаго чудотворца в лето 6750 (1242) при архиепископе Спиридоне»; ноября23 – «преставление святого благовернаго князя Александра Ярославича Невского. Преставися во мнишестве в лето 6771 (1263)»; под 21 декабря замечено о митрополите Петре: в той же день преставися всесвященный архиепископ Богоспасенаго града Киева и всеа Русии Петр митрополит в 3 час нощи в лето 6834 пасы церковь Божию лет 18 и 6 месяц и создана церковь во имя Пресвятыа Богородица честнаго Ея Успениа и заложи себе гроб в церкви своима рукама и положено бысть тело святого в церкви соборной Пресвятыа Богородица каменной в Богоспасаеме град(е) славнии нарецаеме Москве при благоверном и христолюбивом цари великого княз(я) Ивана Даниловича и подают исцелениа честныа его мощи притекающим с верою к раце его. Списа же … смиренный митрополит Киприан тои же митрополит»; января 9 – Павел Обнорский; января 17 – Антоний Римлянин; января 19 – Феодор юродивый Христа ради Новгородский, новый чудотворец; января 24 – Иоанн «новый, иже бысть усечен во граде в Казани»; января 30 – Никита Новгородский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона, митрополиты, новые чудотворцы; июня 15 – Симеон архиепископ Новгородский; июля 9 – «страдание священномученика Кирилла епископа Ростовского, новаго чудотворца»; июля 27 – «успение Микулы Кочанова», юродиваго Христа ради Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010