Так жил и подвизался св. Иоанн в Москве, подражая блаж. Василию. Желая и по смерти покоиться близ сего блаженного, св. Иоанн, получив от Бога откровение о близкой своей кончине, пришел в Покровский собор и стал просить у протоиерея Димитрия места, «где бы ему положиться». Блаженному дали свободу выбрать себе место недалеко от могилы св. блаж. Василия, близ только что построенного тогда храма во имя этого святого. Затем св. Иоанн пошел через «Живой» (ныне Москворецкий) мост в баню. На пути он встретил хромого, именем Григория; хромой поклонился ему, блаженный спросил, довно ли и от чего он хромает. Хромой отвечал, что два года тому назад он свихнул ногу и с тех пор ею не владеет. Блаженный как бы нечаянно, наступил хромому на больную ногу так, что она хрустнула и сказал: «человек Божий, не скрывай исцеления, которое тебе дал Господь Бог через меня. Расскажи обо всем протоиерею и служащим при церкви Покрова Богоматери и св. блаж. Василия». Хромой тотчас же исцелился, а св. Иоанн пошел в баню. Там в первый раз он снял с себя вериги и все носимые им на теле тяжести, трижды облил себя из водоноса водой и, приготовив, таким образом, себя к погребению, лег на скамью, под голову подложил свои вериги и прочия снятые с себя вещи, и сказал присутствующим: «простите меня, братие; когда умру, отнесите меня к церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили мое тело». После этих слов блаженный мирно почил. Это было 3 го июля 1589 г. в третьем часу пополудни. Воля блаженного была исполнена: тело его было перенесено в Покровский собор соборянами, здесь множество народа приходило поклониться его св. мощам и многие исцелялись от болезней. Погребение мощей совершалось весьма торжественно. Присутствовал сам царь Феодор Иоаннович, отпевание, по воле царя, совершал митрополит казанский, рязанский епископ и множество духовенства. Погребение блаженного сопровождалось редким таинственным несчастием: поднялась страшная буря с громом и молнией; молнией опалены были св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Описание о российских святых. С. 155; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 18; Летописец о граде Сольвычегодске//Проблемы изучения традиционной культуры Севера: К 500-летию г. Сольвычегодска: Сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 31; Соскин А. И. История города Соли Вычегодской/Подгот. текста и коммент.: А. Н. Власов. Сыктывкар, 1997. С. 169. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Верюжский. Вологодские святые. С. 693; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 254; Прил. С. V; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 92-93; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 358; Попов В. Сольвычегодская старина//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исслед. к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 105; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 45-47; Буланин Д. М. Житие Иоанна Самсоновича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. Доп. С. 393-395. А. В. Пигин Иконография Ранних изображений И. С. не обнаружено. Сольвычегодские юродивые, в т. ч. И. С., упомянуты без описания облика в иконописных подлинниках XVIII в. (принадлежал Г. Д. Филимонову) под 3 июля и 30-х гг. XIX в. под 1 июня и 3 июля (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 168, 180 об.). В совр. иконописи образ И. С. присутствует на иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной А. Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы бывш. Введенского мон-ря в Сольвычегодске. В молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере представлены 5 юродивых: блаженные Фома, Иродион, И. С., Михаил и Василий Сольвычегодские. Фигуры поставлены на поземе с условной растительностью, на заднем плане - узнаваемое изображение Введенского собора, близ к-рого погребены святые. И. С., 1-й в правой части композиции, представлен юношей с волнистыми каштановыми волосами, руки сложены в молении, из одежды на нем лишь набедренная повязка. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 61; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 170-171, 243.

http://pravenc.ru/text/471492.html

Так, Пречистая Божия Матерь всегда являет Свой особенный покров людям, когда они находятся на краю гибели. Бог судил нам с вами, возлюбленные, жить в страшные времена. Состояние мира в данный момент подобно тому, которое созерцал Иоанн Богослов, когда появилась Божия Матерь, облеченная в солнце. И сейчас мы переживаем мировое потрясение, ибо весь мир участвует в войне и, как никогда, тяжко страдает, обливаясь кровью. Поэтому и сейчас особенный покров Пречистой Божией Матери простерт над нами. И может ли Она оставить нас без Своего материнского заступления, когда мы находимся в скорбях и бедствих? Ведь Она есть наша истинная Мать. Замечательно, что св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, осеняющую людей Своим омофором, всю в слезах. Так Она за нас молится и умоляет Своего Божественного Сына о даровании нам помощи и утешения. Несомненно, как никогда, Она теперь с нами Своим покровом и заступлением. Да, мы недостойны этого покрова по своим грехам. За грехи свои и страдаем сейчас. Но будем с покаянием молиться Божией Матери, ибо Ей весьма любезно наше покаяние и ради него Она изливает на кающихся всю Свою любовь. Ради покаянной молитвы к Ней Марии Египетской, Божия Матерь помогла ей оставить свою нечистую жизнь, и преп. Мария достигла еще на земле изумительной благодатной славы, а ныне, как солнце, сияет в небесном Царстве Христовом (см. житие преп. Марии Египетской). Ради такой покаянной молитвы к Божией Матери блаженного Феофила, Она умолила Сына Своего простить Феофилу самый ужасный грех – грех его отречения от Христа, и даровала ему прежнюю благодать (см. повесть о покаянии Феофила). Будем, возлюбленные, делать в своей жизни только то, чтó угодно Божией Матери. А Ей угодно, чтобы мы имели вместе с покаянием истинную веру, чуждую всяких ересей. Ей угодно, чтобы мы имели веру, любовию к Богу и ближним поспешествуемую. Она ищет от нас веры с непреклонной уверенностью, что Господь никогда не оставит нас в скорбях одинокими, но всегда готов даровать нам Свою дивную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивыеИоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками. Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце. В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

http://pravoslavie.ru/14753.html

Позже он прочитал пророчества святых отцов, говоривших, что христиане последних времён не будут иметь сильной молитвы, ни добрых дел, истинного поста, останутся спасаться скорбями и болезнями, неся их без ропота в смиренном терпении, идя вослед Иисусу Христу молитвами Пресвятой Богородицы, Небесных Сил и всех святых. Настигшие скорби исцелили от неверия и заблудшего Николая. Он стал отныне глубоко верующим человеком, ни на мгновение не забывая больше ниспосланное ему чудесное и грозное видение. Все эти четырнадцать лет он мечтал запечатлеть на полотне увиденный воочию Лик Пресвятой Богородицы, навеки оставшийся в душе. Наконец, Господь услышал его мольбу и ниспослал решимость начать работу. Взяв благословение своего священника, художник приступил к работе, которую с Божьей помощью закончил и 21 сентября 2001 года от Р. Х. икона была освящена. Такова история создания иконы Божьей Матери " Мостыщенская " . По написании её возникла проблема, какой акафист читать перед этим Образом? И снова Господь послал Свою милосердную помощь, открыв в ещё одном откровении, каким должен быть акафист к новой иконе. 21 августа 2000 года, в день прославления Царя-страстотерпца Николая Второго, его семьи и многих других новомучеников русских было открыто, что Акафист " Пресвятей Богородице в честь ея иконы Мостыщенская " должен быть составлен из текстов акафистов " Божией Матери в честь иконы ея Иверская " , " Пресвятей Богородице ради чудотворного образа именуемого Всецарице " Пантанасса " , " Успению Пресвятей Богородицы " , " Пресвятей Богородице в честь иконы ея, именуемая " Умиления Серафимо-Дивеевския " . Кондак 13 из акафиста иконе Божией Матери " Спорительница хлебов " . Молитва, в основном, составлена из молитв, написанных к данным акафистам. Икона Божьей Матери " Мостыщенская " имеет размер 2.80 х 1.20. Фон на иконе тёмно-голубого цвета. В центре изображена Пресвятая Богородица в белом одеянии, стоящая на облаке. В правой руке она держит спасительную Чашу скорбей и болезней, а левой рукой как бы слегка касается семицветной радуги, идущей сверху вниз. Под облаком, на котором стоит Дева Мария, предстоят, склонив колена, святые: апостол Андрей Первозванный и пророк Илия. Ниже изображены четыре земных удела Божьей Матери. Под Ними Царственные мученики. В верхней части иконы по центру благословляющий Иисус Христос. Слева на облаках изображены святые: праведный Енох и блаженная монахиня Алипия, справа на облаках св. Апостол и евангелист Иоанн Богослов и Христа ради юродивый Феофил. В нижней части иконы надпись: " РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ "

http://pravicon.com/info-618

Раз благочестивый боярин подарил ему шубу. Недобрые люди решили завладеть ею, и один из них притворился умершим, а другой стал просить на погребение. Блаженный вздохнул и спросил: «Давно ли умер?» — «Сейчас», — ответил обманщик. Блаженный прикрыл притворщика шубой и сказал: «Буди отныне мертв вовеки за лукавство твое!» Оказалось, что он действительно скончался. В 1521 г., во время нашествия хана Магмет-Гирея, когда блаженный слезно молился в Успенском соборе о спасении России, он услышал в храме страшный шум и увидел летающее пламя, а от Владимирской иконы Божией Матери был глас, возвещающий, что Она оставляет Москву вместе со святителями. Блаженный усилил молитвы, и страшное явление прекратилось. А Магмет-Гирей, который усиел уже сжечь предместье Москвы, устрашился видения множества воинов и поспешно отступил из пределов России. В 1547 г. Василий долго и неутешно плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая пожар Москвы, который начался с этого монастыря и уничтожил Кремль, царский дворец вел. князя и почти весь город. Царь Иоанн IV Васильевич любил и почитал блаженного Василия. Раз во время обеда в царских палатах блаженный трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в Новгороде в это время действительно вспыхнул пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Приехавшие после этого в Москву новгородцы опознали в св. Василии этого мужа. После пожара царь раз во время литургии размышлял о построении нового дворца на Воробьевых горах. Блаженный стоял в углу и наблюдал за ним. После литургии он сказал царю: «Я видел, где ты истинно был: не в святом храме, а в ином месте». — «Я нигде не был, только в святом храме», — отвечал царь. Но блаженный сказал ему: «Твои слова не истинны, царь. Я видел, как ты ходил мыслью по Воробьевым горам и строил дворец». С тех пор царь стал еще более бояться и чтить его. Скончался блаженный Василий 2 августа 1552 г., будучи 88 лет. Перед кончиной посетили его царь с царицей Анастасией и царевичами Иоанном и Феодором, и блаженный пророчески сказал младшему из них, Феодору: «Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником». Сам царь нес гроб его до могилы, и от прикосновения к святым мощам его многие получали исцеление. Всех же чудес, которые сотворил блаженный по преставлении своем, явлений и исцелений, происходивших на могиле его, описать невозможно. К лику святых блаженный Василий причислен был в 1558 г. Святые мощи его почивали до наших дней в Васильевском приделе Московского Покровского собора, известного под именем храма Василия Блаженного.

http://sedmitza.ru/lib/text/437534/

Кроме того, оно способствовало отождествлению национальной, гражданской и религиозной идентификации и укрепило чувство совместной принадлежности обществу, начавшему свой исторический путь с обновления Святым Крещением в водах Днепра. Следуя неложным путем Православия как теории и практики, русский народ остался единым целым даже во времена опустошительных нашествий извне или жестоких внутренних гонений. Русская Церковь, берущая свое начало в Крещении, произошедшем в 988 году, на протяжении веков стала светлым маяком духовных и нравственных ориентиров. Тем не менее, авторитет любого института измеряется не только по тому следу, который он оставляет в истории, находясь в стадии своего расцвета. Гораздо большее значение имеет то терпение и та стойкость, которую он демонстрирует, чтобы сохранить его традицию невредимой в суровых условиях. И, подобно тому, как дубы становятся крепче, обдуваемые ветрами, и, как алмазы создаются под тяжестью толщи земли, так и Русская Церковь возмужала, проходя через невзгоды и стеная на крестном пути веры. Она явила великий сонм святых, просветителей, преподобных, Христа ради юродивых и исповедников, украсивших многосветлое небо Соборной Церкви, и ясно засвидетельствовала, что «вера без дел мертва, как и дела без веры, ибо истинная вера делами испытуется» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 82, 60-62). Ваше Блаженство, Более чем тысячелетняя историческая глубина и удивительная прочность духовной связи Православия с русским народом, даже во времена, когда эта связь была подвергнута сомнению, красноречиво и неоспоримо свидетельствует о том, что крещение русских людей является историческим событием, не только превосходящим законы истории, но и изменяющим их. Нашим долгом является воздать сегодня дань памяти и засвидетельствовать свое почтение святым, которые привели русских людей к купели пакибытия. Согласно Аристотелю, смелость занимает первое место среди человеческих добродетелей, поскольку наличие ее гарантирует приобретение всех остальных; и равноапостольная просветительница Русской Церкви святая Ольга, со смелостью и дерзновением, а также благим личным примером и спасительной вестью на устах стала пламенным миссионером русского народа. К ней мы благоговейно взываем: «Радуйся, яко поведала еси русским Бога».

http://patriarchia.ru/db/text/3119083.ht...

Но много может молитва праведных. В такие тяжёлые минуты для отечества жители столицы Цареграда собрались в своих христианских храмах для усердной молитвы перед Господом – освободить их страну от ужасной наступающей грозы-гибели. Между молящимися во Влахернском храме, где сохранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса, находился блаженный Андрей Христа ради юродивый. Долго он бодрствовал перед Господом, долго молитвенный его дух возносился к престолу Божественному и Ходатаице за человеческий христианский мир. В четвёртый час ночи видит молитвенник Христов величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честной Предтеча и сын грома Иоанн Богослов поддерживали Её руками, а сонм ангелов и многие святые в белых одеждах предшествовали Ей и сопровождали Её гимнами и духовными песнями. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу св. Епифанию и спросил его: видит ли он чудо? – видит ли Госпожу и Царицу мира? «Вижу, – ответил он, – и ужасаюсь». И зрят они: преклоняет Богоматерь колена, молится в долгий час, обливает слезами Свое благовидное и пречистое лицо, идёт потом Она к престолу, молится и здесь за предстоящий народ, снимает с себя головное покрывало и простирает его над главами молящихся в сокрушении сердечном. Праведники рассказали своё видение бывшему в храме народу; весть эта разнеслась по всему Цареграду и его окрестностям, все в умилении благодарят Бога и славят небесную Заступницу. Та вражья сила, которая тяготела над Цареградом, которая грозила разрушением христианству и его святыням, силою Божией, молитвами Пресвятой Богородицы надолго была удалена от хранительницы христианства – Византии. Оттоле благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили воспоминать утешительное событие ежегодно церковным празднеством. От греческой церкви прияла и верно соблюдает это торжество и Церковь Российская. Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа по успении своём была вознесена Спасителем в горные обители, где Она сидит на небесном престоле одесную Своего Сына и Бога Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Но главное не в этом. Господь на Фаворе предстал в сиянии Фаворского света. Стоящий на мертвой горе предстает в свете софитов весь в белом, но в тварном. Денница ведь тоже не зря по латыни Люцифером зовется. И нет здесь учеников – «вы сами учителя» – каркает белый плащ. И вспоминает своих предтеч – Севастьянова, Холмогорова и т.д., имя им – легион. Кто не знает – я напомню: Севастьянов – это русский националист, настолько антиправославный, что печать некуда ставить , да еще и сторонник русского унитарного государства (а вовсе не Империи): «Едва ли не первым в истории русского постсоветского национализма антиимперскую карту начал разыгрывать в середине 1990-х гг. именно автор этих строк». Егор Станиславович (Холмогоров) – как Вам в этой компании? А детям в старших классах введем основы НЛП и восточных боевых искусств (в коих поклонение бесам – часть ритуала). А еще нам нужен монарх. Или президент-управленец, рядом с которым будет стоять духовный лидер. «Где взять – у нас любой второй в Туркмении//аятолла – и даже – Хомейни!» (с). И нация наша исключительно воевать и строить оружие может – знает о. Иоанн этот анекдот про рабочего с завода детских колясок («Припер домой все детали, хотел коляску сыну собрать – а все пулемет получается») И только в конце отец Иоанн говорит о тщете всего этого без Любви. Но это, как уже отмечали, за гранью 77 минут. Но без Любви все речи – медь звенящая и кимвал бряцающий. И именно так придет к нам то, кто «вместо-Христа», обольщающий народы, тот, который из колена Данова (что подчеркивает о.Иоанн нарочитой картавостью) – Антихрист. Актер Иван Охлобыстин сыграл роль Антихриста. Фото Юлии Маковейчук В программке не значится «Антихрист – Иван Охлобыстин». Но и св. Василий Блаженный, поедая мясо в Пост, не вывешивал рядом с собой табличку: «Царь Иоанн Васильевич – Василий». Имеющий уши – да слышит. Трудно узнать Христа ради юродивого. Церковные и околоцерковные либералы различных мастей грезят о нагом и босом. Но это когда-то нагой и босой выделялся из толпы своей необычностью. А сейчас нагой и босой – это БОМЖ. Он абсолютно обычен и привычен, и поэтому никогда не будет услышан. Он даже в общем-то и не поругаем – так, представитель городской фауны. Современный юродивый будет предавать себя на поругание демонстративным возвращением к актерству, креативами мобильных операторов, джипами и всем прочим. Он на виду, и он обращается к нам со своим страшным предупреждением – «Доктриной-77». Читайте также:

http://pravmir.ru/doktrina-77-preduprezh...

Мы уселись. Матушка хлопнула в ладоши два раза, и дожидавшаяся, верно, за дверью послушница мгновенно появилась с подносом. Все блистало чистотою: стояли две чашки с чаем, масло, домашняя булка, вишневое варенье, сахар, сардинки. Как ни вкусно все выглядело, но я смотрела на это с ужасом, зная, чего все это стоит. Взгляд мой был, верно, так выразителен, что игуменья подметила его: — Пожалуйста, не пугайтесь, княгиня, все, что Вы видите, нашлось дома: белый хлеб мы испекли ради святого ангела-сиротки, которого мы воспитываем с матушкой казначеей, коробка сардинок осталась у нас еще с престольного праздника, ну а варенье я велела сварить для дорогих гостей, среди которых и Вас считаю. Я была казначейшей, когда Ваши гащивали у нас, и много от них видела привета и ласки; прошу Вас, Христа ради, не отказывайтесь теперь и от нашей любви. А нет ли у Вас именинниц сегодня, княгиня? — Как же, матушка, сегодня день ангела золовки моей, княжны Софьи Николаевны, которую Вы знаете, да кроме того и я родилась 17 сентября  (17 (30) сентября — день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии († ок. 137) и приехала сюда провести этот день, чтобы хоть его отпраздновать вдали от большевиков. Это лучший подарок, который я могла себе доставить. Даже моя семья, понимая это, отпустила меня. Преподобный Иоанн, затворник Сезеновский, Христа ради юродивый Глаза игуменьи заблестели от слез. — Вы несказанно меня обрадовали. Да будет Вам по вере Вашей, да вымолит Вам наш покойный старец, блаженный Иоанн, останки которого здесь почивают, под спудом, подарок с неба на душевную пользу и на утешение сердечное. Да благословит Господь мужа Вашего и детей, что они поняли состояние Ваше и не испортили Вашего настроения желанием удержать Вас. ( Если верно указано имя блаженного Затворника — «Иоанн», то, видимо, речь идет о преподобном Иоанне, Затворнике Сезеновском, Христа ради юродивом († 1839), которыи основал в с. Сезенове, на правом берегу реки Сквирни (левыи приток Дона), в 12 км от Лебедяни, женскую обитель — ныне она называется Сезеновскии Иоанно-Казанскии епархиальныи женскии монастырь. До революции мощи прп. Иоанна Затворника находились в Свято-Троицком храме обители, возведенном на месте кельи старца, под которои был устроен его склеп. В 1930 г. обитель была официально закрыта. Сестры заблаговременно вывезли святые мощи в с. Мечнянка Тульскои губ. и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма. Прп. Иоанн прославлен в 1988 г. В 2007 г. мощи Сезеновского Затворника Иоанна были обретены в с. Мечнянка и торжественно перенесены в основанную им обитель.

http://pravmir.ru/ostavatsya-tebe-nelzya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010