Поэтому и прибавляет: Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца (ст. 17). Постыдитесь же со скверным Копронимом о своей вере, говорящей, что Она лишилась славы и чести приснодевственной после того, как родила поклоняемого Еммануила. Ибо Господь, говорит, вселится до конца, то есть, Она пребудет неотлучна во славе Единородного Сына Своего. Другой тайноглагольник называет Ее жезлом прозябшим из корене Иессеова, говоря ясно так: И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет ( Ис.11:1 ), и прочее дальнейшее пророчество, которое оставляю, чтобы не оказаться для некоторых обременительным. Но почему назвал пророк Приснодеву жезлом? Потому, что происшедший из Нее Плотоносец Бог сокрушил все главы ядовитых змей, то есть, различные по всей вселенной бесовские прелести, которыми они, нечестивые, порабощали себе и отлучали от Бога окаянный человеческий род. Потому и цветом ее именуется рожденное Ею бессеменно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога-Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь , именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поется так: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь , пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия), при приятнейшем своем благоухании, имеет еще три листка, коими образует три богоначальные ипостаси Святой Троицы, во имя которых совершается божественная баня пакибытия, разумею спасительное крещение, в котором и чрез которое прежняя пустыня, то есть, составленная из языческих народов церковь, очистилась и процвела, то есть, обновилась как цвет, именуемый крин. Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святой Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом, почему и не приличествует для показания тайны Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Богородичен: Воистинну Богородицу Тя, Дево и Мати Слова,/Ходатаицу Сущую нам, Солнце Правды возсиявшую,/вернии, единомудренно песньми величаем. Светилен: Якоже солнце светоносно, возсия ныне, блаженная мати, память твоя,/вся верныя веселящи, иже молитвенно взывают ти:/молися прилежно спастися нам. Слава, и ныне, Богородичен: Державным Твоим покровом, Пречистая,/нас, рабов Твоих, от наветов вражиих сохраняй всегда невредимых,/Тя бо Едину стяжахом надежду и утверждение. На хвалитех стихиры, глас 2: Неисчерпаема есть благодать, юже от Христа прияла еси, блаженная,/темже и мощи твоя Божественною силою непрестанно действуют чудесы,/к ннмже притека­ющии и имя твое с верою призывающии/от неисцельных болезней исцеляются./Еяже молитвами, Господи,/и нас душевных и телесных страстей свободи, яко Чело­веколюбец. В подвизех странствия твоего/привлекла еси многая души ко спасению,/сего ради Христос, нас ради странствовавый/и не имый где главу приклонити,/знаменьми и чудесы преславными истинно тя украси,/страннице блаженная. Добродетели твоя, богомудрая Ксение,/к вере обращают сердца./Кто бо, слыша безмерное твое смирение и терпение, не удивится?/Еще же ко всем кротость и незлобие,/скорбящим милование и сущим в бедах скорое поможение,/плавающим немятежное пристанище/и путешествующим благое поспешение,/вся боголепно предваряеши, досточудная,/и ныне неувядаемым венцем увенчана еси от руки Вседержителя Бога,/Егоже моли спастися душам нашим. Слава, глас 8: Днесь град святаго Петра просвещается, мати Ксение, твоими зарями,/и святый храм Божия Матере Смоленския, цветы украшаемь,/вопиет ти, угоднице Христо­ва:/не престай молитися о всех,/празднующих любовию святую память твою. И ныне, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих,/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое. На Литургии Блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Молитва О, святая блаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претер­певшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получившая и под сению Всемогущаго упокоившаяся, днесь же, от славнаго тысящелетия Крещения Руси, Церковь Русская прославляет тя, яко благоуханный цвет.

http://mitropolia.spb.ru/docs/sluzhba-sv...

И Преподобный с своей стороны привык миловать зверя, так что делил с ним последний кусок, а иногда и весь отдавал ему, как не разумеющему поста, а сам оставался без пищи. Так упражнял он себя в отречении от самых необходимых потребностей, а может быть, в сем мирном обращении с свирепою тварию, с назиданием души своей созерцал он следы первоначального повиновения всех тварей невинному человеку. Впрочем, не долго Преподобный мог жить в любезном своем одиночестве. Как благоуханный цвет, хотя и кроется в дикой траве, однако не может укрыться, потому что его благоухание о нем далеко возвещает; так Блаженный Сергий, хотя крылся от всякого человека во глубине лесов, между дикими зверями, однако не мог укрыться, потому что благоухание святого жития его услышали некоторые люди, имеющие очищенное чувство духовное, или по крайней мере ищущие очищения, и начали приходить к нему, и просить позволения жить близ его. Сперва он не принимал их, представляя им трудности пустынного жития, и крайнюю скудость места, но как они не отступали от него, и обещали все претерпевать с помощью Божиею; тогда он поступил по слову Спасителя: грядущаго ко мне не изжену вон . Мало-помалу собралось до двенадцати братий. Построены келлии. Обнесена непространная ограда. В Церкви ежедневно совершаемы были полунощница, утреня, часы, вечерня и повечерие, а часто и сверх сих молебные пения. Для совершения же Литургии призываем был Пресвитер или Игумен отинуды; ибо своего еще не было. По смиренномудрию Преподобный Сергий не хотел принять- сана ни игуменского, ни пресвитерского; он управлял только посредством своего примера; и точно по слову Христова, был первый тем, что был всем слуга . Три или четыре келлии построил он своими руками; рубил дрова, и приносил к келлиям ; молол в жерновах; пек хлебы; варил пищу; шил одежду и обувь, воду в двух водоносах на своем раме носил на гору, и поставлял у келлии каждого. Когда, по прошествии нескольких лет, пришел в Монастырь Преподобного Сергия Игумен Митрофан, тот самый, от которого он приял пострижение, Сергий возрадовался было потому особенно, что была нужда в Игумене.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Как научиться любить? Это вопрос, на который мы, христиане, должны искать ответ до последнего нашего издыхания. И Господь помогает нам находить и исполнять этот ответ каждую минуту и час, и день нашей жизни. Здесь неизбежны неудачи, спотыкания и падения даже, но необходимы и восстания, исправления, устремления слезные (и очень болезненные порой) с покаянием – к Богу. Что поделаешь – таков наш путь приобщения Божественной жизни и Божественной любви; простым и легким он быть не может по причине нашего падшего состояния. Но Господу известна немощь нашего естества, и Он использует любую возможность нам помочь, поддержать нас, вдохновить и содействовать нашему реальному взрослению и восхождению «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). А это зачастую происходит теми путями и средствами, которых наше плотское мудрование не понимает и не принимает. Вот почему важно безусловное доверие Богу вкупе со стремлением исполнять Его заповеди. Потому что «кто имеет заповеди Мои и исполняет их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21) – именно это и есть любовь к Богу, а без нее невозможна и истинная любовь к ближнему. Что слова преподобного старца Амвросия «срабатывают» далеко не всегда – правда. И тянется, тянется это «несрабатывание», кажется порой, без конца. Но вот именно, что кажется . Потому что спасается именно претерпевший до конца (см.: Мф. 10: 22). И часто это терпение именно на грани человеческих сил, со сжатыми, что называется, зубами. Но если оно совершается в доверии Богу и с желанием, насколько возможно, все-таки исполнять то, что от нас требуется… то, несомненно, все наши понесенные труды и скорби в Вечности расцветут благоуханным и радостным цветом, а всё тяжелое, темное, трудное рассеется как дым и станет как бы не бывшим. Так и будет! Просто у нас не хватает терпения, и мы хотим увидеть этот цвет и почувствовать его благоухание уже на полпути. Иногда так и бывает – Господь, подбадривая и утешая человека, дает ему почувствовать это благоухание. А когда-то бывает иначе. Но тем, значит, б о льшую радость готовит для нас Господь – за мужество и постоянство; тем б о льшую видит Он в человеке веру и способность претерпевать до конца. Это проверено и подтверждено множеством примеров, свидетельствами святых людей.

http://pravoslavie.ru/151399.html

Кондак, гл. 8. Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопиим Ей: О Владычице Марие! присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вернаго ИМПЕРАТОРА нашего и вся Христианы, наследники показующи небесныя жизни: Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение. Обретение мощей Преподобного Сергия Тропарь, гл. 8. От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси приходящих к тебе верою: и исцеления всем подая обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Днесь яко солнце пресветло возсиявше от земли честныя моши твоя, нетленны обретошася, яко благоуханный цвет множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, и добре наствил еси, о них же и ныне троице предстоиши моляся, и ИМПЕРАТОРУ победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие Богомудре. Святой Равноапостольной княгине Ольге Тропарь, гл. 1. Крилами Богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: древа животнаго наслаждающися, нетленна бо веки пребывавши, Ольго приснославная. Кондак, гл. 4. Воспоем днесь благоднтеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление. Святой Равноапостольной Марии Магдалине Тропарь, гл. 1. Христу нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалино Марие, последовала еси, Того оправдания и законы хранящий тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Кондак, гл. 3. Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше, глаголющи: что сие есть странное чудо? Содержай Всю тварь, пострадати изволи; слава державе Твоей. Нерукотворенному образу Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Многоценная жемчужина. Многогранный алмаз. Благоуханный цвет афонского жительства. Он признан одной из наиболее ярких фигур современного афонского монашества . Еще опишут и оценят по достоинству его богословское наследие, его церковное служение, его вклад в совершение внешней миссии, его подвиги ради Церкви и Православия, его участие в делах афонского монашества. Также многие отметят, и справедливо, что он был настоящим духовным отцом, опытным целителем, ибо упокоевал под своей епитрахилью не только многочисленное братство Григориата, но и немало женских монастырей, для которых был духовным отцом, а также массу мирских людей, с доверием прибегавших к его большому и любящему сердцу. Все с почтением встанут перед этой личностью всеправославного масштаба – архимандритом Георгием. Отец Георгий, о котором я узнал от старца Агафоника в школьные годы, и впоследствии имел с ним общение будучи диаконом, пресвитером и епископом Церкви Христовой, имел среди прочих одну редкую добродетель. И ей я хочу принести несколько своих безыскусных слов, уподобив их немногим цветам, которые возложу на свежую могилу, в которой упокоилось досточтимое тело Геронды, в монастыре Григориат. Игумена Георгия украшала добродетель благородства. И когда он соглашался со своим собеседником, он вел себя благородно. И когда он не соглашался с ним, то все равно был благороден. И если он принимал кого-либо в своем монастыре, в совершенно особой, свойственной только ему манере, это опять-таки было самим воплощением благородства. Причем присущее ему и выходившее из его души благородство было не просто хорошими манерами, результатом классического воспитания или аристократического происхождения. Оно не имело таких форм и правил, как в светской жизни. Но являлось плодом Святого Духа , внутренним состоянием, которое создавало присутствие Духа-Утешителя, «обитавшего в пространстве его души». Геронда знал, наученный Отцами Церкви, что христианин, тем более монах, а еще больше духовный отец должен выказывать, по выражению Василия Великого, «обходительность в разговорах и во всем». Он имел в виду призыв святого Исаака Сирина: «Сей обычай да будет у тебя всегда: обходительность и почтение ко всем». И этого отец Георгий держался до последнего дыхания своей жизни.

http://pravoslavie.ru/71759.html

Прежде нежели мы приступим к подробностям в отличии русской иконографии от западной, надобно предупредить, что некоторые западные новизны были введены в нашу иконопись уже в XVII в., а, может быть, и раньше, вследствие разных случайностей. Но эти нововведения или остались в нашей иконописи как исключения, или же не привились к ней. К исключениям надо отнести несколько наименований икон Богородичных с непокрытой головой Богородицы. По общему правилу восточной иконописи, голова Богородицы покрыта покрывалом, как в знак того, что она не только Дева, но уже и родившая, так и для того, чтобы тип ее согласовался с обычаем – не являться женщинам нам молитву с непокрытой головой. Впрочем, еще в живописи катакомб I-ro и II-ro столетий Богородица пишется двояко, и с покрытой головой и с непокрытой головой, как, например, в катакомбах Прискиллы. Непокрытую голову Богородицы археологи объясняют мыслью дать этому священному типу значение Приснодевы, в противоположность обычаю женщин покрывать голову. С этой мыслью вполне согласуется имя Богородичной иконы Мати и Дева: Богородица представлена с распущенными по плечам волосами и с короной на голове. В том же виде, то есть, в короне с распущенными по плечам волосами, Богородица изображается на принятых в нашей иконописи иконах: Силуамской, Всех Скорбящих Радости, Византийской. Спускаются волосы по плечам, на из-под короны, а из-под покрывала, на иконе Долинской. Наконец, совсем открытая голова, без покрывала и венца, на иконе Ахтырской, на которой Богородица стоит с распущенными по плечам волосами при распятом Спасителе. На иконе, именуемой Благоуханный цвет, распущенные волосы убраны цветами. Также распущенны волосы и на иконе Виленской, только над головой Богородицы два Ангела держат корону. Но и при непокрытой голове Богородичного типа в нашей иконописи наблюдается то правило, чтобы волосы спускались по плечам, а не были заплетены в косы. Как исключение, является, но очень редко, Христос-Младенец на коленях Богородицы обнаженый, но всегда препоясанный. Например, на иконах: Долинской, Воспитание. Впрочем, так как бóльшая часть разных наименований Богородичных икон (до 130) относятся в Русской иконописи к XVII в., то многое объясняется в них влиянием западного искусства 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Светилен, глас 3: Приими, о Троице покланяемая, новаго мученика Александра, его же приводит к Тебе род безбожный, яко жертву совершенную, яко благоуханный цвет, яко благовонный фимиам, яко миро многоценное и даруй нам и граду Самаре избавитися от всех напастей и просветитися светом истины. Слава и ныне: Марие Богоневестная, христианом Предстательнице, Ангелом же Царице и всем святым Первостоятельнице, не престай молящи Господа о православно воспевающих Тя. На хвалитех стихиры, глас 4: Терпел еси гонение от неверных, радовался еси воздаянием, яже уготова Бог любящим Его. Сего ради, священномучениче, ветхаго совлеклся еси человека, ветхаго же искоренив идола безбожия, благодатию мучений своих освятил еси град Самару, и в нем яко солнце незаходимое возсиял еси. Сего ради молим тя, отче Александре: моли Христа Бога спастися душам нашим. Терпел еси от безбожных гонения, и радовался еси от Владыки Христа воздаянием, и к злобствующим вопиял еси: нужно страдание, но радостно возмездие, многи скорби, но сладок рай и сего ради многи оставльша раскол, к тебе притекаху, глаголюще: моли Христа Бога, отче Александре, да твоими молитвами спасет души наша. Терпя мучения кровавыя, одежду священства своего, святителю Александре, светло украсил еси, и в Небесную Церковь введен бысть, и со Ангелы всегда Богу предстоя, мудре, и ныне моли даровати мир душам нашим. Слава, глас 8: Самарскому граду вся волжская страна спразднует днесь, в память честнаго сего архиерея, ибо концы земнии восплещуще веселятся нынешним торжеством священномученика. Тем же и мы песньми, яко цветы, венцы сплетше, возопиим: радуйся пастырю добрый, иже душу положи за овцы своя, молимся тебе, богоносне отче Александре, молися стадо свое от безбожных волков избавити и небесныя ограды с тобою сподобитися. И ныне: Владычице, приими молитвы раб Твоих, и избави нас от всякия нужды и печали. Великое славословие и отпуст. Источник: сайт храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Икос 10 Стена необоримая и покров буди нам, о всепетая Мати, сопротив ополчений враг видимых и невидимых, ризою Твоею нас защити от всяких бед и болезней. Сего ради, припадающе к чудотворному образу Твоему, на Тебе едину по Бозе надежду спасения возлагаем и зовем Ти сице: Радуйся, благоуханием молитв Твоих нас осеняющая; Радуйся, от путей погибельных нас удаляющая; Радуйся, на всякую истину верных наставляющая; Радуйся, духа болезни и уныния отгнание; Радуйся, духа разума и крепости стяжание; Радуйся, врагов силою Божиею посрамляющая; Радуйся, советы нечестивых разоряющая; Радуйся, вся лютыя недуги врачующая; Радуйся, от смерти духовныя нас избавляющая; Радуйся, слезами Твоими грехи наша омывающая; Радуйся, радостию духовною нас дивно насыщающая; Радуйся, милости неиссякаемый источниче; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 11 Пение наше смиренное, от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от нас лика Твоего, но помози, заступи и помилуй искупленных кровию Сына Твоего, да зовем спасающему нас Тобою Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарною лучею благодатного упования явися в земли Бессарабии честный образ Твой, именуемый верными «Благоуханный Цвет». Егда же времена смутныя и безбожныя наста в стране нашей, и отступиша мнози от Бога и Церкви Его, верни же в напасти сей сущии, молящиися пред иконою Твоею, Владычице, велие утешение и отраду светлую обретаху, в надежде укрепляемии, яко привременнии дни сии лукавии. Егда же чаяние сие исполнишася, людие с веселием воспеша Ти хвалу сицевую: Радуйся, Церкви Христовой пресветлое украшение; Радуйся, православия в стране нашей утверждение; Радуйся, верных отрадо и всему миру утешение; Радуйся, неверных вразумление и просвещение; Радуйся, отчаянных надеждо и всех скорбящих радосте; Радуйся, печалей наших утоление и болезней наших исцеление; Радуйся, иноков наставнице и в миру живущим путиводительнице; Радуйся, всеблагая о нас пред Богом заступнице; Радуйся, яко молитвами Твоими спасаемся; Радуйся, яко покровом Твоим от всякой напасти избавляемся;

http://pravicon.com/info-4002

Богородичен: Т я, Дево, яко Матерь Божию, лицы мученичестии велегласно прославляют, темже и святая Татиана, Сыну Твоему последовавши, купно с ними ублажает Тя, Пречистая. Кондак, глас 2: Слово Божие сердцем твоим восприемши,/миру распялася еси,/святая мученице Татиано,/и, в служении страждущим Богу угодивши,/плод добродетелей обилен пожала еси./Сего ради буди нам ходатаица/и умоли Создателя всех,/безплодие сердец наших исцелити,/да принесем Ему плоды покаяния,/любовь, милосердие и смирение. Икос: Приидите, вернии, духовне возвеселимся в памяти святыя мученицы Татианы,/и, прославляюще подвиги ея, воспоим тако:/радуйся, града Томска благое прозябение;/радуйся всея земли Русския украшение./Радуйся, Церкве Божия плод благоприятный;/радуйся, лика новомучеников наших цвет благоуханный./Радуйся, женам мироносицам в ревности подражавшая;/радуйся, многия добродетели стяжавшая./Радуйся, Татиано, мученице преславная, образ милосердия нам показавшая. Песнь 7 Ирмос: О т Иудеи дошедше отроцы/в Вавилоне иногда/верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/отцев Боже, благословен еси. Кая темница не име тя юзницу, страдалице терпеливодушная? Ты бо, лютое неистовство мучителей безбожных мужественне претерпевающи, смирением Христовым сих победила еси. Ныне же в радости поеши: отцев Боже, благословен еси. Евангельскими глаголы святых юзников утешала еси, достохвальная Татиано, имже божественне поревновавши, вседушно пострадати за Христа возжелела еси. Ныне же с лики мучеников в радости поеши: отцев Боже, благословен еси. Мироносицы вземши чин, всечестная страдалице, Христу, нас ради волею обнищавшему, усердно послужила еси, егда, вместо мира, елеем милосердия страждущих и недужных умастила еси. Ныне же, Господа зрящи, поеши: Боже, благословен еси. Богородичен: В ся жены богомудрыя с веселием прославляют Деву Пречистую, истинную Матерь Божию, и, благоговейно предстояще, Христа восхваляют во веки. Песнь 8 Ирмос: Ц аря Небеснаго,/ егоже поют вои ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010