Икос 2 Разум Небесный открывая, Богоотроковице, благоволила еси, преодеяна быти еси со славою и красотою многою, да исполнится на Тебе Давида праотца Твоего предречение: " Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, приукрашена " . Егда же, яко Невеста Божия одеяна была еси и вся ко всечестному введению Твоему достойно устроишася, поведоста Тя родители Твоя, яко трехлетнюю агницу, во Иерусалим, воспевши Тебе тако: Радуйся, Пречистый храм Спасов, ко храму законному стопы Своя направившая; Радуйся, преодеянная в рясны златыя девства и чистоты; Радуйся, преукрашенная во вся доброты небесныя ; Радуйся, дщи Царева, всю славу девственную внутрь Себе имущая; Радуйся, дочернюю радость всему миру несущая; Радуйся, сосуде, Богом избранный и освященный; Радуйся, чистоту смиреннаго сердца к горнему устремившая; Радуйся, вместилище и храме духа Божия; Радуйся, невесто Божия, предстати одесную Небесному Жениху грядущая; Радуйся, с девственными лики ко Господу приведенная; Радуйся, с горящими светильники ко храму препровожденная; Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 3 Силою Божественною укрепляемый, с небесных высот великий архангел во град Назарет прииде, и обрете Святую Деву в молитве и чтении книжнем пребывающую, со страхом велиим рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! - и се зачнеши и родиши Сына, наречеши имя ему – Иисус! И будет Великий и Сын Всевышнего наречется!». Ты же, смиренная рабо Господня, прием с кротостию обетование Божие, рекла к бесплотному: «Да будет ми по глаголу твоему!». Мы же, недостойнии, зрящие велие таинство совершаемое, во умилении взываем о Тебе Богу нашему: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богоприятную Дева утробу, востече во град Иудов к южице своей. Елисавет же исполнися Духа Свята, возопи гласом велиим, глаголя: «Откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне?». О, Пречистая, Духом Святым освященная, посети и нас немощных и убогих, вознеси молитвы наша, яко дым кадильный ко престолу Бога-Сына твоего, да преисполнены благодати Его речем Ти:

http://pravicon.com/info-4002

Кондак: «Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, честныя мощи твоя нетленны обретошася, яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, и всем верным источающе различная исцеления, и веселяще избранное твое стадо, еже мудре собрав, добре паствил еси. О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, и воинству победительная на враги даровати, да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре». Русский перевод этих песнопений таков. Тропарь: «Сегодня пресветло радуется царствующий город Москва, как солнечными лучами зари, молниями чудес твоих освещаемы всю вселенную, созывает восхвалить тебя, Богомудрый Сергий, святочтимая же и славная обитель твоя, которую во Имя Святой Троицы большими трудами своими создал, отче, имеющую у себя стадо учеников твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующее многославное обретение славных мощей твоих, в земле утаенной, как цветка благоухание и кадила благовоние, любезно их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам удостаиваемся прощения грехов, отче преподобный Сергий, моли Святую Троицу о спасении наших душ». Кондак: «Сегодня, как пресветлое солнце, поднявшееся от земли, славные мощи твои обрелись нетленными, как благоуханный цветок, сияющий множеством чудес и всем верным источающий различные исцеления, радуя избранное твое стадо, которое ты, мудрый, собрав, хорошо пас. О них же и сейчас, Троице предстоя, молишься и воинству победные гимны на врагов даровать, да все взываем к тебе: радуйся, богомудрый Сергий». Пресвятая Троица Благодаря сохранившемуся житию преподобного мы можем заметить, какое особое место в жизни великого русского святого занимала Пресвятая Троица. Первый храм, воздвигнутый преподобным Сергием, был в Ее честь. Обитель, основанная игуменом земли Русской, также носит имя Троицы – Троице-Сергиева лавра. Гимнографическое творчество, прославляющее великого русского святого, также не обходит вниманием этот факт. Обратимся к тропарю праздника: «Пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, – и также: – моли Святую Троицу спасти души наша».

http://pravoslavie.ru/140546.html

Радуйся, Пречистый храм Спасов, ко храму законному стопы Своя направившая; Радуйся, преодеянная в рясны златыя девства и чистоты; Радуйся, преукрашенная во вся доброты небесныя ; Радуйся, дщи Царева, всю славу девственную внутрь Себе имущая; Радуйся, дочернюю радость всему миру несущая; Радуйся, сосуде, Богом избранный и освященный; Радуйся, чистоту смиреннаго сердца к горнему устремившая; Радуйся, вместилище и храме духа Божия; Радуйся, невесто Божия, предстати одесную Небесному Жениху грядущая; Радуйся, с девственными лики ко Господу приведенная; Радуйся, с горящими светильники ко храму препровожденная; Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Радуйся, Мати Божия, Цвете Благоуханный. Кондак 3 Силою Божественною укрепляемый, с небесных высот великий архангел во град Назарет прииде, и обрете Святую Деву в молитве и чтении книжнем пребывающую, со страхом велиим рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! … и се зачнеши и родиши Сына, наречеши имя ему – Иисус! И будет Великий и Сын Всевышнего наречется!». Ты же, смиренная рабо Господня, прием с кротостию обетование Божие, рекла к бесплотному: «Да будет ми по глаголу твоему!». Мы же, недостойнии, зрящие велие таинство совершаемое, во умилении взываем о Тебе Богу нашему: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богоприятную Дева утробу, востече во град Иудов к южице своей. Елисавет же исполнися Духа Свята, возопи гласом велиим, глаголя: «Откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне?». О, Пречистая, Духом Святым освященная, посети и нас немощных и убогих, вознеси молитвы наша, яко дым кадильный ко престолу Бога-Сына твоего, да преисполнены благодати Его речем Ти: Радуйся, благоухание Христова смирения; Радуйся, Пречистая Дево, всех дев чистейшая; Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная; Радуйся, яко призре Господь на смирение твое; Радуйся, благодатная, ликуй ныне и веселися, яко Господь с Тобою; Радуйся, благословенная, слыши ныне и приклони ухо Твое; Радуйся, обрадованная, яко благословенна Ты в женах;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

 Слышим еще в Пасхальном каноне глас Ангела женам-мироносицам: «тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть» (Ипакои). Тогда Воскресение Христово было предметом совершенно новым и необыкновенным. Для уверения в нем нужны были красные ноги благовествующих и проповеднические уста с чудодейственною силою. Ныне в мире христианском истина Воскресения Христова так несомненна и всеобща, что устная проповедь о нем кажется совершенно излишнею и мы не возбуждаем веры, а только соуслаждаемся общею верою, когда повторяем взаимные приветствия: Христос воскресе — воистину воскресе. При всем том и теперь между нами не только благоприлична, но и необходима иного рода проповедь, проповедь не из уст, а из дел и жизни, которая, не говоря ни слова о Воскресении, тем самым, что совмещает в себе силу Воскресшего, убедительнее всякого слова уверяет в истине Воскресения. Эта безмолвная проповедь совершенно походит на то, как возвещают о себе благоуханные цветы. Самих их мы иногда не видим, но, проходя мимо места, где они растут, тотчас по одному запаху заключаем: здесь верно растет такой или такой цвет. Или еще: тихо и покойно течет чистый ручей; но тем самым, что чист, отражает в себе небо, и мы смотрим в воду ручья, а видим небо. Так проповедует о Воскресшем Спасителе тот, кто в жизни своей изображает жизнь Христову. Оттого в Священном Писании таковые называ­ются благоуханием Христовым, или такими, в коих вообразился Христос, или кои облеклись во Христа, или еще более — такими, кои уже не живут к тому сами, но живет в них Христос, как бы их собственная жизнь вся пожерта была животом Христовым. Потому глас Ангела: «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам то же значит, что: живите так, чтоб вся ваша жизнь была единым словом: Христос воскресе, и что­бы, смотря на вас, весь мир, и христианский, и не христианский сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо живет в том или другом, в том или другом видимо силы деются о нем. Нужно ли объяснять еще, что в основании такой жизни лежит ревность о славе Воскресшего Господа чрез подражание Ему и усвоение себе силы Его Воскресения.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-f...

Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

б) Сверх урока христ. смирения мы познаем отсюда, во вторых, ту истину, что слава за добродетелью, как тень за телом, следует. Истинная добродетель, как ни старается укрыться от взора людей, как далеко ни уединяется от мира, мир ее находит, люди отовсюду к ней приходят; как ни убегает похвалы народов, эхо доброй молвы всюду несется об ней: как ни смиряет себя, ни ставит себя в ничто, все дорожат насладиться ее видением и беседою, получить от нея благословение. Она, как благоуханный цвет, кроющийся в дикой траве, но не могущий укрыться, потому что благоухание далеко об нем возвещает. Преподобный Сергий поселился было среди густого леса, в месте удаленном не только от жилищ, но и от путей человеческих: несмотря на то, свет добрых дел его увидали и там; благоухание святого жития его услышали и оттуда. На свет его добродетелей, по благоуханию его благочестия приходят к нему издалека и сельские жители, и обитатели столицы, и простолюдины, и великие князья. в) Поучившись смиренномудрию, уверясь в неразлучности славы с добродетелью, мы из сего повествования еще вразумляемся ценить людей не по наружности, не по одежде, не по роду занятий, а по внутренним качествам души, по совершенствам ума и воли. Наружность часто бывает обманчива. Излишняя изысканность в одежде есть явный признак наготы духовной, вывеска легкомыслия, суетности, жалкого тщеславия. Самого низкого рода занятий, если он честен, необходим и полезен в жизни-либо частной,-либо общественной, гнушаться несправедливо, даже безрассудно. Преподобный Сергий был избранный сосуд благодати, истинный подвижник добродетелей, предмет всеобщего благоговения, знаменитый игумен Троицкой обители: но по наружности он казался изможденным, уничиженным старцем; носил одежду из такой ткани, которую, как негодную, отвергли прочие, и притом по большей части ветхую, покрытую заплатами и напоенную потом; исправлял самую черную работу в монастыре: копал гряды, рубил дрова и приносил к келиям, молол в жерновах, пек хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь, воду в двух водоносах на своих раменах носил на гору и поставлял у келлии каждаго. Можно ли по этому судить о человеке по внешнему виду, по одежде, по роду занятий?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бахчисарайская, половина 15 века, 15 Августа, в Бахчисарайском Успенском скиту (Панагия), в пещерном храме. Белеградская, в Константинополе, близ врат Селиврийских, в церкви Пресвятой Богородицы. Белзская – ныне Ченстоховская. Бердичевская, (подобная Почаевской). По преданию явилась православному казаку Тышку, в хуторе его, ныне Бердичеве, и помещена была сначала в часовне, потом в церкви святого Архангела Михаила, построенной им же. Потом он начал было великолепный храм в честь Богоматери, но за смертью не окончил; брат его, ополяченный Тышкевич, сделал храм костёлом, поляки подожгли церковь православную и во время пожара похитили икону Богоматери и поставили её в монастыре кармелитов, потом обращённом в костёл, где она находится и доныне. Величественный образ Богоматери в золотой ризе, с драгоценными камнями, украшенный ещё венцом и короной с бриллиантами, присланными в дар от папы Пия IX. Икона стоит высоко, на горнем месте главного алтаря (Киевские Епархиальные Ведомости 1869, стр. 702). Бетлемская, см. Вифлеемская Благовещение, самоизобразившаяся, прославлена в XVI веке в Москве, в Успенском соборе. В церкви Благовещения, что на Житном дворе, в Московском Кремле. Празднование 25 Марта. См. Тиносская Благодатное Небо, в Московском Архангельском соборе. Богородица в рост, с Младенцем на левой руке. Подаренная Витивтом дочери своей Софии, вышедшей замуж за великого князя. Икону эту иные неправильно называют «Что Тя наречем». Празднование 6 Марта. Благоуханный цвет, в Воронеже, в Покровском женском монастыре. 15 Ноября. Блаженное чрево, см. Барловская Боголюбская, 1157, Марта 25 и 1771г., в монастыре Боголюбов, Владимирской епархии; крестный ход из монастыря во Владимире 21 Мая, оттуда возвращение в монастырь 16 Июня. Боголюбская – в Москве у Варварских ворот, прославилась во время моровой язвы, 1771г. (Русский Паломник 1889, стр. 437); в Угличе, Ярославской епархии, в церкви святого Димитрия Царевича, с 1654г; в селе Зимаров, Рязанской епахии, 1771 и 1848; в Козлове, Тамбовской епархии, с 1778, в новом Боголюбском соборе,– крестный ход 29 Октября, в память избавления от моровой язвы; в Усмане Тамбовской епархии, в соборной церкви с 1831г. Празднование 25 Марта и 18 Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Благоуханная икона благочестивого царя-мученика посетила различные храмы и монастыри свыше двух десятков епархий. От этой иконы за последнее время было множество чудес. Но, пожалуй, самое известное и славное из них - это чудо схождения благодатного огня на престол 15 февраля 2000 года в соборе Свято-Иверского мужского монастыря Одессы, когда там пребывала эта икона. Иеромонах Петр (Голубенков), служивший в этот день, так рассказывает об этом событии. " Когда я закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошел в алтарь, после слов: " Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое " на престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял, что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, было невозможно описать той радости, которая охватила мое сердце. Сначала я подумал, что это - кусочек угля от кадила. Но этот маленький лепесточек огня был величиной с тополиный листок и весь белый-белый. Потом я сравнивал белый цвет снега - и невозможно даже сравнить - снег кажется сероватым. Я подумал, что это искушение бесовское такое бывает. И когда отнес чашу со Святыми Дарами на жертвенник, возле престола никого не было, и многие прихожане видели, как лепестки Благодатного огня рассыпались по антиминсу, затем собрались воедино и вошли в напрестольную лампаду. Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня... " ( " По молитвам святого царя " (Новая книга. Ковчег. 2000). Из серии " Чудеса царственных мучников " , вып. 5). С. 41-42.) Другое известное чудо, связанное с изображением святого царя, - появление его образа на покрытой известью стене в алтаре Боголюбского собора города Владимира , вызвавшее массовые паломничества православных. Фотография этого образа приведена, например, в книге " Православные чудеса в ХХ веке " ( " Православные чудеса в ХХ веке " . Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. (М., Паломник, 2001)). Чудотворный образ, с которого мы начали наш рассказ, время от времени источает благоуханное миро. Мироточение особенно усиливается во время богослужений перед иконой. Девять исцелений от различных болезней было зафиксировано за период с 1998 по 2000 год (то есть в то время, когда государь еще не был официально канонизирован, и шла борьба за эту канонизацию, встречавшая бешеное сопротивление безбожных, либеральных сил (вплоть до прямых кощунств). Только за время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне 2000 года произошло четыре исцеления. Рапорты об этих случаях исцелений были переданы священноначалию. Вот рассказ одной из исцеленных.

http://pravoslavie.ru/29214.html

И ныне, господине, о том стать накрепко не кому, опроче тебя, государя нашего; аще же ты потщишися за Христа и за пречистую Богородицу и за все православное христианство стать накрепко, тобой, господине, многие пользуются и о тебе укрепятся все: глава бо еси всем, и на тебе все зрим, и тобой очистит Господь всю церковь и все православное христианство от жидовской и пагубной и скверной ереси. Поистинне, государь, с первыми исповедниками и святителями, с Германом и с Никифором и с Мефодием, царствию небесному сподобишися от Господа нашего Иисуса Христа. Помни, богопочтенный владыко, колико лет жили есмя, милостью великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пречистой его Матери и молитвами всех святых, в мире и во устроении и во всяком благоденстве и чести. Аще убо во время мирное порадовахомся со Христом, но и во время гонения постражем с ним; аще во время благоденства Иисусу любили быхом, и во время ратно да не будем ему враги. Иисус распять бысть нас ради безгрешный, а мы за распятого нас ради не постражем ли до смерти? Что сего блаженнейши, еже за Христа пострадать и за пречистую Богородицу? Аще бо с ним умрем, то с ним и прославимся. Аще ли же ныне не умрем о правде и о благочестии, помале туне умрем. Ныне время купли, время труду, время мене, время течению и подвигам. Воспомяни, богопочтенный владыко, богоносные Отцы и Учителя, патриархи-исповедники, иже до крови о благочестии подвизавшихся. Зри и вижь, какова ныне слава их и благолепие: почиша бо в мире, и гробы их фимиамом мирисают, и мощи их цветут, яко благоуханный цвет 3078 , и царствует в них Господь, и душа их в руце Господни. И яко тогда беша многие исповедники и мученики, с радостью и веселием крови свои проливающе за Господа нашего Иисуса Христа и за непорочную веру христианскую, ныне же сие до конца оскуде: сего ради подобает о сем паче ныне даже до смерти подвизаться, в последние сие лета и во времена, лютейшие паче всех времен, о них же рече великий Апостол Павел: «в последняя дни настанут времена люта, приидет преже отступление и тогда явится сын погибельный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

О, преславная святая блаженная мати наша Ксение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Якоже прежде к надгробию твоему припадавшии, сице ныне и мы по прославлении твоем к мощем твоим прибегающе, просим: помолися Господу, да освятит наши души и телеса, да просветит ум, очистит совесть от всякия скверны, нечистых помыслов, лукавых и хульных умышлений и от всякаго превозношения, гордости же и кичения, высокоумия же и дерзости, от всякаго фарисейскаго лицемерия, и от всякаго студнаго и лукаваго обычия нашего; да дарует нам искреннее покаяние, сокрушение сердец наших, смиренномудрие, кротость же и тихость, благоговение, разум же духовный со всяким благоразумием и благодарением. Утаившая себе от мудрых века сего, но Богу знаемая, испроси же стране нашей Российстей от бед лютых избавление, всего нашего жития обновление и исправление, соблюди нас во всяком благочестивом православном исповедании веры христианския, яко да ублажающе тя сподобимся во вся дни воспевати, благодарити и славити Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную во веки веков. Аминь. Молитва блаженной Ксении Петербургской О святая блаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получившая и под сенью Всемогущего упокоившаяся, днесь же, от славнаго тысящелетия Крещения Руси, Церковь Русская, прославляет тя, яко благоуханный цвет. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси я ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая; испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, юныя в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им стяжати. Болящия и недугующия исцели, супругом любовь и согласие ниспосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися помози и от поношения огради, пастыри в крепости духа утверди, Церковь и страну нашу сохрани, и всех боголюбивых чад в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин сподоби, ты бо еси наше скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. святителю Герасиму, епископу Великопермскому, Устьвымскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010