Глава 12. Благодарственная песнь Спасителю–Богу 1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. (И речеши в день оный: благословлю тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость твою [от мене], и помиловал мя еси). Как по выходе из Египта, избавившись от преследований Фараона, благополучно перейдя Красное море, или по истреблении войска Иавина, царя Ханаанского, Евреи славили Бога в молитвенных песнях ( Исх.15:31; 16:1–21 ; Суд.4:23–24; 5:7–31 ); так, и возвратясь из плена Ассирийского, усматривая в том действие благой наказывающей и милующей воли Божией, Евреи прославят своего Спасителя. Чем больше длилось время плена и дольше тяготел гнев Божий, тем отраднее будет избавление, тем искреннее будет благодарение и торжественнее славословие Господа за дарованное Им спасение. 2. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. (Се, Бог мой Спас мой, уповая буду на него и не убоюся: зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение). Когда враги – союзные цари Израильский Факей и Сирийский Раассон – грозили низвержением царствовавшей династии Давида, то представители её страшились их намерений так, что отчаивались в спасении, не принимали утешения от Бога через Его пророка, не надеялись на Его помощь, искали защиты в союз с царем Ассирийским и за то были подчинены его безусловной власти (гл.7). Лишившись свободы, царя и отечества, Евреи должны били возложить надежды только на единого Бога. Именно этого и желал Господь–Промыслитель. Плен Ассиро-Вавилонский вразумил Евреев чтить власть своего Верховного Царя и быть неуклонно преданными Его закону. Народ сознал это и, освободившись из плена, торжественно исповедал, что его спас только Господь, а потому в Нем сила, от Него спасение, на Него надежда, а не на войско, колесницы и богатства; Господь достоин хвалы от народа, а не царь богоотступный и его богопротивные союзники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Сретение Господа нашего Иисуса Христа Месяца февраля во 2-й день Величаем Тя,/Живодавче Христе,/и чтим Пречистую Матерь Твою,/Еюже по закону ныне принеслся еси/в храм Господень. Псалом избранный: Отрыгну сердце мое слово благо,/глаголю аз дела моя цареви./ Язык мой – трость книжника скорописца./ Красен добротою паче сынов человеческих./ Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне,/и наляцы, и успевай, и царствуй/истины ради, и кротости, и правды./ Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие./ Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое,/ И возжелает Царь доброты Твоея./ Яко Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему./ Лицу Твоему помолятся богатии людстии./ Господь во храме святем Своем, Господь на Небеси престол Его./ Свят храм Твой, дивен в правде./ Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний./ Помяну имя Твое во всяком роде и роде,/Яко благо пред преподобными Твоими. Слава, и ныне: Аллилуия: Трижды. На Благовещение Пресвятыя Богородицы Месяца марта в 25-й день Архангельский глас/вопием Ти, Чистая:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою. Псалом избранный: Боже, суд Твой Цареви даждь/ и правду Твою Сыну Цареву,/ судити людем Твоим в правде/и нищим Твоим в суде./ Судит нищим людским и спасет сыны убогих./ Благовестите день от дне спасение Бога нашего./ Господь даст глагол благовествующим силою многою./ Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея./ От плода чрева Твоего посажду на престоле Твоем./ Снидет, яко дождь на руно,/и яко капля, каплющая на землю./ И приклони Небеса, и сниде, и мрак под ногама Его./ Яко избра Господь Сиона, изволи его в жилище Себе./ Освятил есть селение Свое Вышний./Бог посреде его, и не подвижится./ Пощадит нища и убога и души убогих спасет./ Вси языцы поработают Ему./ Весь день благословят Его./ Будет утвержение на земли, на версех гор./ Будет Имя Его благословено во веки./ И благословятся в Нем вся колена земная./ Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един./ И благословено Имя славы Его в век и в век века./ И исполнится славы Его вся земля, буди, буди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

...О том, чтобы была дарована (этой крещенской воде) благодать избавления – то благословение, которое снизошло тогда, в день Богоявления, на воды Иордана. ...О том, чтобы скорее сокрушился сатана под ногами нашими и разрушился всякий лукавый замысел, направленный против нас. ...О том, чтобы вода сия приводила нас в Жизнь Вечную. Вот о чем молится Церковь при «освящении естества водного». Отсюда сразу видно, что цель празднования и смысл тайнодействия («Великой Агиасмы») гораздо шире собственно благословения воды. Как крещение всякого человека есть его новое рождение, «рождение свыше», так январские водокрещи, крещение воды, есть обновление, освящение всего Божьего мира, всего тварного космоса. Вода не просто один из элементов древней картины мироздания, она – основной элемент. «Все течет», – говорит Гераклит. «Все – вода», – отзывается Фалес. И в Писании книга Бытия открывается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою». И тогда Бог сказал: да будет свет. И стал свет. Это единство воды и света (в древности на Православном Востоке Крещение так и называли – Праздником Светов) лучше всего раскрывается в кондаке праздника: Явился еси днесь Вселенней, И свет Твой, Господи, Знаменася на нас, В разуме поющих Тя: Пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Потому и говорим: Богоявление. «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы», по учению Иоанна Богослова. Если нет в Нем никакой тьмы, значит, нет и не может быть никакой тьмы в том, что сотворено Им. Все в мире есть богоявление, действие воли и силы Божией, все есть светоявление. Но различна мера явленности Бога в Его тварях: живой и неживой природе, в словесных и бессловесных, в мире человеческом и ангельском. «И звезда от звезды разнится в славе», – говорит апостол. Первородный грех помрачил славу и светоносность человека – высшего создания Божия. Потому, когда Бог сошел, «приклонив небеса», и принял на Себя человеческое естество, соединив его со Своим Божественным, мир этого на первых порах не заметил. Этим и объясняют святые отцы, почему Крещение на Иордане, а не Рождество в Вифлееме, Церковь называет Богоявлением. Надо было «явить» Христа людям – явить как Агнца, берущего на Себя грех мира, как Сына Божия, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея… Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих… Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе… Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Благослови, душа моя, Господа. Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки… Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих… Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих… Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе… Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. (Перевод сщмч. Феофана (Адаменко)  Во время пения 103-го псалма священник с диаконом совершают каждение храма и верующих. Оно помогает настроиться на молитву — ведь наша молитва должна возноситься к Богу, как дым этого каждения, а каждение священником каждого участника богослужения — это благословение, освящение и отражение того почтения, которое обращено к образу Божию в нас. Правда, этому действию было дано и символическое толкование. Византийские богословы считают, что каждение в этом месте Вечерни изображает веяние Святого Духа над сотворенным миром (Быт 1:21). Но вот Царские врата закрываются. После грехопадения люди были изгнаны из рая и проводили жизнь в труде и покаянии. Стоящие перед закрытыми Царскими вратами молящиеся символизируют собой кающихся праотцов Адама и Еву у дверей рая. Во время чтения 103-го псалма священник читает семь светильничных молитв по числу дней творения. Поскольку эти молитвы не читаются вслух, многие даже не знают, о чем они. Между тем именно эти молитвы лучше всего отражают дух вечернего богослужения. 

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Пс.117:23 .   Это – от Господа, и есть дивно в очах наших. «От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». Податель же сей благодати – Бог; и мы дивимся неизглаголанному Его человеколюбию. Пс.117:24 .   Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! «Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь». Пророк называет от Бога сотворенным тот день, в который Камень сей, по страдании, воскрес; потому что вскоре по воскресении повелел священным Апостолам идти и научить все народы. Но Пророк сказал, что день сей преимущественно создан Богом; потому что в оный в начале сотворил Бог свет; и он же, прияв воскресение нашего Спасителя, лучи Солнца правды излиял на целую вселенную. Бог, создав свет, назвал свет – днем, и ничего инаго не творил в тот день. По этому и сей единый день, подобно дню первому, приял создание света. Ибо в день вторый сотворил Бог твердь, в день третий растения и семена, и также в дни другие создал все прочее: но в первый день сотворил свет, и свет назвал днем. По этому справедливо сказал Пророк: «сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь», как приявшие в оный источники благ. Пс.117:25 .   О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! «О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же». И в последующее время подавай спасение, Владыка, и ведущий к Тебе путь соделывай легким и удобошественным. Пс.117:26 .   Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. «Благословен грядый во имя Господне». Сие и отроки восклицали Владыке в обличение тех, которые уверяли о себе, что изучили словеса Божии, но не хотели уразуметь истиннаго смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самарянином, отроки взывали, что Он – и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: «осанна» встречается в сем же пророчестве. Ибо находим, что сказанное: «спаси " , у Евреев читается: «осанна». Отсюда же заимствуя и блаженный Иоанн Креститель, руководствуя к истине учеников своих, спрашивает через них Господа: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» ( Матф. 11, 3 )? Но тот, кто Господь, пришел во имя Господне. Так сказал Иудеям: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; ин приидет во имя свое, того приимете» ( Иоан. 5, 43 ). Тот, кто есть Благословенный, есть также и Сын Благословеннаго. Так и первосвященник спрашивал: «Ты ли еси Сын благословеннаго» ( Марк. 14, 61 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Молитва ребенка Боженька, помилуй нашу семью: папу с мамой и всю родню, духовного нашего отца схиигумена Савву и всех его духовных чад и благодетелей. Дай им сил, здоровья и счастливых дней, и мне, малютке, вырасти скорей. Аминь. Ежечасная молитва святого Иоасафа Белгородского Буди благословен день и час, в оньже Господь Бог мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитв ради Пречистая Твоея Матери и всех святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Богородице Дево, радуйся ( 3 раза). Молитва от тщеславия протоиерея Иоанна Кронштадтского Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь. Молитва от врага Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я – раб Господа моего Иисуса Христа; ты, превознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым. Аминь. Молитва об искоренении злобы среди враждующих Именем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, отойди от меня, сатана, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Христос посреде нас. Аминь. Молитва от антихриста Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, избави от обольщения близ грядущего, богомерзкого, злохитрого антихриста, и избави от всех козней его, и укрой всех нас, духовных чад отца нашего духовного старца схиигумена Саввы и вся ближния христианы, от коварных сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения, и не дай нам, Господи, убояться страха диавольского паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой Церкви Твоей, но даждь нам лучше, Господи, пострадать и умереть за имя Твое святое и веру православную, но не отречься от Тебя и не принять печати проклятого антихриста и не поклониться ему. Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день Страшного Суда Твоего. Аминь. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Если мы придем к самому началу всенощной, то увидим, что при открытых царских дверях священник возглашает славу Святой Троице, и вслед затем призывает верующих поклониться Тому, Кто жизнь Свою положил за грехи наши, – Христу, Царю и Богу нашему. Вместе с диаконом, несущим свечу, священник, с кадилом в руках, кадит по всему храму. В это время певчие поют священную песнь пророка Давида, которая изображает пред нами творение Мира: «Благослови, душе моя, Господа; Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, вся премудротью сотворил еси», т. е. благослови, душа моя, Господа; Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Далее говорится, что Господь одевается светом, как ризою, простираете небеса, как шатёр, делает облака Своею колесницей, ходит на крыльях ветра, творит ангелами Своими духов, служителями Своими огнь пылающий. Господь поставил землю на твердых основаниях; Он послал источники в долины, и между горами текут воды, поят всех зверей и птиц небесных. Солнце – заходит и в ночной тьме скитаются лесные звери и просят у Бога пищи себе; восходит солнце – и они уходят в свои логовища; тогда выходит человек на работу свою до вечера. Далее Давид обращается с благодарными восклицаниями ко Господу: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Земля полна творений, произведенных Тобою с такою высокою мудростью! Все создания ожидают Твоих благ и милости: отвратишь лице Твое от них, отымешь дух их, – они умирают и делаются землею, из которой сотворены. Но пошлешь Духа Твоего Святого – земля оживает и обновляется; смотришь на землю – и колеблется она от Твоего взора; горы дымятся от Твоего прикосновения. Пусть будет слава Господня во веки! Да веселится Господь о делах Своих! Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь; да будет благоприятна Ему песнь моя: буду веселиться о Господе. Благослови душе моя, Господа»! ( Псал. 103 ). Вскоре после сотворения мира и животных, Господь создал первых людей – Адама и Еву. Он дал этим людям все, что нужно было для их блаженной жизни. Они жили в раю, т. е. в прекрасном саду, устроенном Самим Господом, где росло множество деревьев с прекрасными плодами. Этот сад и все, что росло и жило в нем, Господь отдал во власть человека. Питались первые люди плодами всех деревьев рая, из которых плоды древа жизни спасали их от смерти. В одежде Адам и Ева не нуждались, потому что воздух не был вреден для тел их, а стыда они – безгрешные – еще не знали. Но особенное блаженство доставляла им близость их души к Богу. Видя творения Божии во всей красоте и совершенстве, наслаждаясь всеми благами, данными человеку от Господа, они всей душой стремились к Нему, любили и почитали Его. Господь Сам являлся Адаму и Еве, часто беседовал с ними лицом к лицу, как отец с детьми, и был для них руководителем и наставником в добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Ф. Рахманинов Проскомидия После облачения, как священник, так и диакон умывают руки свои сопровождая омовение чтением 6–12 стихов из 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой Господи» и т.д. (т.е. Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погубил души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа «(служеб. 5 обор. и 6 стр.; священные книги Ветхого Завета в русс. пер. стр. 873 и 874). После того отходят в «Предложение», к жертвеннику», делают перед ним три поклона, при чем каждый читает тропарь великого пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – (служеб. стр. 6). После сего священник начинает совершать «проскомидию». Диакон. Благослови, владыко. Священник. Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков. Д. Аминь. Священник приступает к жертвеннику, берет левою рукою одну из просфор, а правою – св. копье, и благословляя им трижды верх печати, находящейся на просфоре, говорит: Св. В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (трижды). Д. Аминь. Потом, водружая копье в «правую» сторону печати, произносит, режа: Св. Яко овча на заколение ведеся. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «левую» сторону печати, говорит: Св. И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «верхнюю» сторону печати, говорит: Св. Во смирении Его суд Его взятся. Д. Господу помолимся. Водружая копье в нижнюю сторону печати, говорит: Св. Род же Его кто исповесть? Д. Господу помолимся. После того священник подрезает просфору снизу, а диакон говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И уничтожится зависть Ефрема, и враги Иудовы погибнут. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема и полетят они в кораблях иноплеменников, захватят море и тех, кои на востоке солнца, и Идумею, и прежде всего возложат руку свою на Моава, и сыны Аммона покорятся первые. И иссушит Господь море Египетское, и в сильном ветре возложит руку свою на реку; и ударит сильно в семь потоков её, чтобы можно было перейти её в обуви. И откроется проход для народа моего, оставшегося в Египте, и будет Он для Израиля как и в тот день, когда вышел он из земли египетской. И скажешь ты в день тот: благословляю Тебя, Господи, что Ты, прогневавшись на меня, отвратил гнев Твой и помиловал меня. Вот Бог мой. Спаситель мой, и я буду надеяться на Него, и не буду бояться, потому что слава моя и похвала моя Господь, и Он был мне во спасение». Прокимен, глас 7, пс. 54 Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. [«Внемли, Боже, молитве моей, и не пренебреги молением моим».] Стих: Вонми ми, и услыши мя. [«Внемли мне, и услышь меня».] На вечерни, стихиры на Господи воззвах Спасе истинная сладосте, горькия мерры древле воды усладивый образом тогда древа, божественнаго креста, простерся на нем, якоже благоволил еси: желчи же вкусил еси, в ребра прободен, из нихже миру вода излияся оставления, на обновление земнаго смешения. Темже славословим Твою неизреченную силу, и молимся: подаждь нам страх Твой, Господи, во время пощения, и прощение согрешений, и велию милость. [«Спаситель, истинная сладость, усладивший некогда горькие воды Мерры, древом, прообразовавшим тогда божественный крест! Ты распялся на нём, как благоизволил, вкусил желчь и был прободан в ребро, из которого изливаешь миру воду прощения, для воссоздания человеческого состава: посему славословим неизреченную Твою силу, и умоляем: даруй нам, Господи, во время поста страх Твой и прощение грехов и великую милость».] Слове прострыйся на кресте, собирая далече отстоящия от Тебе, вознес помышление мое от гноя страстей, добродетельми всяческими обогати, подавая сердцу моему чистейший страх Твой, и души моей совершенную любовь, плотския мя любве отсецающую: яко да воздержанием Тебе, молитвою и молением, в настоящия дни угожду, и узрю Твой светлый день воскресения, приемля велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А я, как глухой, не слышал и был, как немой, не открывающий уст своих. И стал я как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, надеялся я, что Ты услышишь, Господи Боже мой. И сказал я: да не позлорадствуют надо мною враги мои. Но, когда поколебались ноги мои, они хвалились надо мною. Я готов на страдания, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю и сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и стали сильнее меня, и возвеличились несправедливо ненавидящие меня. Воздающие мне злом за добро оклеветали меня за то, что я стремился к благому. Не оставь меня, Господи Боже мой! Не отступи от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой. Псалом 62-й Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою: яко лучши милость Твоя, паче живот. Устне мои похвалите Тя; тако благословлю Тя в животе моем, и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя. Тии же – всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли; предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. На утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды – без поклонов). Псалом 62-й: Боже, Боже мой! С раннего утра я стремлюсь к Тебе. Возжаждала Тебя душа моя, и сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в пустыне непроходимой и безводной. Так бы я и явился пред Тобою во святилище, чтобы видеть силу и славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010