22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: 22 Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: 23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 23 От Господа было это, и дивно в очах наших. 24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. 25 О! Господи, спаси же, О! Господи, поспеши же. 25 Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! 26 Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. 27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 27 Бог — Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. 28 Бог мой еси ты, и исповемся тебе: Бог мой еси ты, и вознесу тя: исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение. 28 Ты — Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты — Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. 29 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. 29 Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.   Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости. — Почему многие из людей не видят этих милостей? — Божественное милосердие к страждущему и вследствие этого уверенность последнего в своей безопасности. — Тщетность надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопевцем божественная помощь во время наибольшей опасности и прославление Господа за избавление от смерти, служившее прообразом нашего воскресения. — Благотворное действие посылаемых Богом бедствий. — « Камень, которым пренебрегли строители… » — Не малая добродетель — с радостью принимать благодеяния Божии. — « Бог — Господь и явился нам ». — Что значит: « соберитесь на праздник многолюдными толпами »? — Призыв к прославлению Господа ради Его величия.   « Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как хорош, братия мои, искупленный Господом человек! «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю небесный, Боже, Отче, Вседержителю! Господи, Сыне единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе!» Какая глубина боговедения! Как ясно человек-христианин созерцает святую и единосущную Троицу! Кто же научает нас такому богопознанию и богопочтению? Господь наш Иисус Христос. И вот мы тотчас прославляем в особенности Господа нашего Иисуса Христа. В самых трогательных выражениях мы умоляем Его о помиловании и прославляем Его святость. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отеч, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу: седяй одесную Отца, помилуй нас! Какая умилительная мольба грешника к своему Спасителю. «Яко Ты еси един Свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь». Какое глубокое и вместе искреннее исповедание святости Господа нашего Иисуса Христа! Далее молитвенная песнь наша опять обращается ко всем трем лицам Святой Троицы. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Какое дерзновенное обещание! «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Чтобы кто не подумал, что обещание на всяк день благословлять Господа и восхвалять имя Господне во веки и в век века может быть выполнено одними нашими силами, без особенной помощи Божией; для этого мы тотчас смиренно молим Господа, чтобы Он Своею всемощною благодатью сохранил нас без греха в течение всего дня. Укрепившись надеждой на Господа, мы как бы тотчас уже начинаем выполнять свое обещание: «благословен еси, Господи, Боже отец наших: и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь». Если бы человек – христианин не чувствовал за собой немощей и грехов, его славословие было бы неизменно торжественно и величественно; но самый легкий взор, брошенный на себя, тотчас заставляет изменить тон хваления на молитву к Господу о милости. «Буди, Господи, милость Твоя на нас». Одно, чем мы можем привлечь Твою милость к себе – это наше неизменное упование на Тебя, Господи, наше искреннее и твердое желание исполнять Твою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14. Господи! услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене, в день оскорбления моего приклони ко мне ухо Твое: милостив буди мне во всех делех моих, и избави от погибели душу мою, исполни во благих желание мое. 15. Призираяй на землю и творяй ю трястися, изведый люди Твоя в радости и избранныя Твоя в веселии, сотвори мене – сохраняти суд и правду на всякое время. Изведи мя из тьмы и сени смертныя, да готовым сердцем воспою и пою Тебе. Сотвори со мною знамение во благо, ради милости и имени Твоего, да во светлостях святых, в совете праведных и в сонме правых, правда моя пребудет в век века, и рог мой вознесется в славе! 16. Господи! внегда повелиши ми убогому востати от земли, и от гноища воздвигнеши нищаго, тогда благоугожду Тебе во стране живых и благословлю Тебе отныне и до века. Разреши оковы моя, и утверди мя в щедротах Своих. Егда в скорби призову Тебе, Господи, услыши мя и даруй ми простор. 17. Господи! положи мне закон, да живу, и пути правды Твоея взыщу выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Заблудих яко овча погибшее, взыскав, сохрани душу мою. 18. Сохрани, Господи, вхождение мое и исхождение: да во дворех Твоих станут нози мои – во храме Иерусалима. К Тебе возведох душу мою, и очи мои к живущему на небеси: исхити душу мою от сети ловящих, да не простру к беззаконию рук моих. Исполни радости уста моя и язык мой – веселия. Исполни желание мое во благо, и благослови мя от Сиона, да вижу благая Иерусалима. Удали мя от беззакония, да будут уши Твои, Господи, внемлющии гласу моления раба Твоего. Да не вознесется сердце мое в гордости, ниже вознесутся очи мои: но да буду во смирении, дóндеже обрящу место Господеви – селение Богу Иаковлю, идеже заповедал еси благословение и живот до века. В селении Твоем, Господи, вознесу руки мои во святая, и благословлю Тя, судящаго люди Своя и веселящагося о рабех Своих. Боже богов и Господи господей! искуси мене, рыдающаго и молящагося ко храму святому Твоему, и испытай сердце мое, виждь мя и познай стези моя, и введи мене в жизнь вечную. Сохрани мене, Господи, и изми из руки грешнаго и от всех беззаконий моих избави мене. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Изведи из темницы душу мою – исповедатися имени Твоему. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Скоро услыши мене, Господи, да не оскудеет и да не исчезнет дух мой: зане Ты еси Бог мой, – милость моя, и прибежище мое, и Заступник мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

40. И препоясал-мя-еси силою на брань, спял-еси вся востающия на мя под мя. 40. И препоясал Ты меня силою на брань, низверг всех восстающих на меня под меня. 41. И врагов моих дал-ми-еси хребет, и ненавидящие мя – потребил-еси! 41. И врагов моих тыл Ты обратил ко мне, и ненавидящих меня – истребил Ты! 42. Воззваша, и не бе спасаяй: ко ГОСПОДУ, и не услыша их! 42. Возопили (они), и не было спасающего – ко Господу, и Он – не услышал их! 43. И истню я, яко прах пред лицем ветра, яко брение путей – поглажду я! 43. Обращу их в пыль пред лицом ветра, как грязь на (широкой) дороге разглажу их. 44. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков: людие, ихже не ведех, работаша ми. 44. Избавишь (Ты) меня от перекора (противоречия) людского, поставишь меня во главу народов. Люд, которого я не знал, поработился мне. 45. В слух уха послушаша мя: сынове чуждии – солгаша ми! 45. По слуху уха (по одной наслышке) стали слушаться меня: сыновья чужие (иноплеменники лукаво) льстили мне. 46. Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих. 46. Иноплеменники одряхлели и охромели от путей своих. 47. Жив ГОСПОДЬ и благословен БОГ, и да вознесется – БОГ спасения моего! 47. Жив Господь и благословен – Бог, и да будет превознесен – Бог спасения: моего! 48. БОГ, даяй отмщение мне, и покоривый люди под мя. 48. Бог, дающий отмщение мне и подчинивший мне народы. 49. Избавитель мой от враг моих гневливых; от востающих на мя вознесеши мя – от мужа неправедна избавиши мя! 49. – Избавитель мой от врагов моих гневливых: от восстающих против меня Ты вознесешь меня, – от человека неправедного избавишь меня! 50. Сего ради исповемся Тебе во языцех, ГОСПОДИ: и имени Твоему пою! 50. Ради этого буду исповедовать Тебя пред лицом народов, Господи: и воспою имени Твоему! 51. Величаяй спасения царева, и творяй милость Христу Своему Давиду, и семени его – до века!.. 51. О, Ты, возвеличивающий спасение царево, и творящий милость помазаннику Своему Давиду, и семени его – до века! 1-ая слава III-й кафизмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   Третий псалом – 62-й – Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, был написан Давидом в Иудейской пустыне, где псалмопевец спасался от преследований Саула.    Четвертый псалом – 87-й – Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. Составителем этого псалма считают Емана, одного из трех знаменитых певцов-левитов, живших во времена Давида. Псалом выражает состояние человека, находящегося в крайнем уничижении и изнеможении.    Пятый псалом – 102-й – Псалом Давиду Псалмопевец посвящает благости, неистощимому милосердию и долготерпению Божию.    Шестой псалом – 142-й – Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, рассказывает о человеке, преследуемом врагами, испытывающем страх и уныние, но сознающем, что он наказан за свои грехи; осознав свою вину и раскаявшись, он просит у Бога прощения и милости.     Чтец: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (трижды).    «Господи! устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (дважды).     Псалом 3-й    Господи, что ся умножиша стужающии ми! мнози востают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе; зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.    Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя.     Псалом 3-й: Господи! Что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня; многие говорят обо мне: «Нет ему спасения от Бога его». Но Ты, Господи,— Заступник мой, Слава моя, и Ты поднимаешь главу мою. Громким голосом моим взываю я к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Я спокойно ложусь, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. И я не убоюсь десятков тысяч людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ведь ты поражаешь всех, беспричинно враждующих против меня, сокрушаешь оружие нечестивых. От Господа спасение, и на людях Твоих благословение Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Изъяснение псалма 20-го. Пс.20:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. " В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя. Пс.20:2 .  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Пс.20:3 .  Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул. «Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело». «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его». Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: Пс.20:4 .  Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна»; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем. Пс.20:5 .  Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. «Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века»; то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость. Пс.20:6 .  Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. «Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него»; потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, царь сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Объяснение вечерних молитв 25 июня, 2009 Вы хотели найти объяснение вечерних молитв? Тогда редакция Правмира не зря написала эту статью! Полные тексты молитв с объяснениями Вы найдёте здесь! Объяснение вечерних молитв Откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы? Вечерние молитвы Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. ( Трижды ) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. ( Трижды ) Слава, и ныне: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя для себя никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Слава: Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших; но и теперь обрати к нам взор Твой, как Милосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты — Бог наш и мы люди Твои; все мы — дело рук Твоих, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

http://pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-m...

Все повеления Твои признаю справедливыми, всякий путь лжи ненавижу… Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина… Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить… Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня… Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое… Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне… Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». После первой половины 118-го псалма звучит, ектенья: «Паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй» после каждого прошения. «Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному». «Яко да Господь Бог наш учинит душу его, идеже праведнии упокояются». «Милости Божией, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Хор: «Подай, Господи». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Между тем священник тайно читает молитву. «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог , прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина " … и возглашает: «Яко Ты еси Воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…». Затем начинается чтение второй статии, перед каждым стихом которой поется прошение: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)». Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим). При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но представляя себе все непостижимое величие Бога, мы не должны забывать, что Сей же высочайший Бог есть также наш Отец, и что насколько велика слава Его, настолько же велика и любовь Его. Никто не может любить нас так, как любит Он. Поэтому мы можем молиться Ему с полною надеждою на Него. К этому мы добавим еще одно. По словам призывания Молитвы Господней, Бог, наш истинный Отец, обитает на небе. Но где обитает Отец, там должна находиться также и родина детей. Значит, слова «иже еси на небесех» должны напоминать также нам, что родина наша есть небо, и что все мы – странники и пришельцы на этой земле. Сам Иисус Христос обетовал, что все истинные христиане некогда приидут к Отцу Небесному и будут жить там, где обитает Он. «Кто мне служит, – так говорил Он, – Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто мне служит, того почтит Отец Мой». А в Своей первосвященнической молитве Он так взывал к Богу Отцу: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Мы дал Мне». На небе Господь уготовал нам многие славные обители, даже царство, в которое в последний день Он призовет всех благоугодивших Ему, когда скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Этим мы окончим изъяснение призывания Молитвы Господней. Как многосодержательны эти немногие слова ее! Какую глубину веры открывает, например, нам слово «Отче»! какую любовь – слово «наш»! «Иже еси на небесех!» – какие утешительные надежды возбуждаются в нас этими словами, возводящими ум и сердце наше к небу, к обителям Отца Небесного, в которых некогда мы будем жить вечно! Кратко, слова «Отче наш, иже еси на небесех!» как бы открывают нам врата неба, через которые мы, оставив все земное и тленное, проникаем в самое блаженное жилище небесного Отца нашего, где тьмы тем духов святых непрерывно воспевают Ему: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Подражая сим святым духам, будем и мы на земле как можно чаще взывать к Богу: «Отче наш, иже еси на небесех!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию,/и бысть образ Воскресения,//всем подая Божественное оставление. Стихира, глас 3 Прежде шести дней бытия Пасхи/прииде Иисус во Вифанию/воззвати умерша четверодневна Лазаря/и проповедати воскресение./ Сретоша же Его и жены/Марфа и Мариа, сестры Лазаревы,/вопиюще к Нему: Господи, аще бы еси был зде,/не бы умерл брат наш./ Тогда глагола к ним: не предрекох ли вам:/веруяй в Мя, аще и умрет, жив будет./ Покажите Ми, где положисте его?/ И вопияше к нему Зиждитель всех://Лазаре, гряди вон. Из службы Пятка Ваий Стихира, глас 6 Господи глас Твой разруши адово царствие,/и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго,/и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное./ Вся возможно Тебе, Владыко всех Царю,/даруй рабом Твоим очищение//и велию милость. Стихира, глас 6 Господи, уверити хотя учеником Твоим/из мертвых Твое Воскресение,/на гроб Лазарев пришел еси,/и, возгласившу Ти сего, ад пленися,/и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе://благословенный Господи, слава Тебе. Стихира, глас 8 Представ гробу Лазареву, Спасе наш,/и возгласив мертваго,/яко от сна воскресил еси,/оттрясе тление нетления манием/и изыде словом связанный укройми./ Вся можеши,/вся Тебе работают, Человеколюбче,/вся повинуются Ти.//Спасе наш слава Тебе. Величание Величаем Тя,/Живодавче Христе,/осанна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен Грядый во имя Господне. Место встречи Господа с Марфой Евангелие от Иоанна 11, 20–30 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. На русском участке, принадлежащем Вифанской общине, в 1970е годы был найден камень византийского времени с надписью: «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о Воскресении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010