На телеканале «Санкт-Петербург» состоялась премьера фильма «Князь Невский: лики и лица» 11 сентября 2021 г. 13:05 10 сентября 2021 года на телеканале «Санкт-Петербург» состоялась премьера фильма «Князь Невский: лики и лица». Просветительский проект творческой студии «Образ» осуществлен при поддержке сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии и городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Фильм был показан накануне главных торжеств в честь 800-летия благоверного великого князя Александра Невского. Он рассказывает, как формировалось и менялось восприятие личности князя на протяжении столетий и как святой вошел в историю и топонимику Санкт-Петербурга, небесным покровителем которого является почти с самого его основания. «Князю Александру Ярославичу было отпущено всего 42 земных года, однако история его почитания оказалась куда более долгой, — рассказала руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и продюсер проекта Наталья Родоманова. — Восемь веков имя князя остается знаковым для российского культурного пространства. При жизни его называли Александром Храбрым. В историю он вошел как Александр Невский. И каждое поколение будет искать свои актуальные черты в его образе. От эпохи к эпохе будут меняться и его " лица " в иконографии. Поворотом в нашей истории стало основание новой российской столицы. И мы хотели сделать этот фильм именно на петербургских образах, показать святого, который не только честными мощами пребывает в главном монастыре города, но и вписан в его летопись через храмы, памятники, иконы, картины — и даже людей, которые здесь жили и живут сейчас. Пятьсот лет разделяют эпоху Александра Невского и время, когда был основан Санкт-Петербург. Но они неразрывно связаны, и наш фильм показывает эту связь». Почему на плечах древнерусского князя в петровские времена появилась императорская мантия? Кого напоминал современникам образ князя на мозаике «Спаса на Крови»? Как на советском ордене Александра Невского появилось изображение артиста Николая Черкасова? И наконец, почему именно образ князя выносит на поверхность историческая память народа во все ключевые моменты жизни страны? Об этом в фильме рассказывают наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , директор Института истории и социальных наук РГПУ Роман Соколов, историк и культуролог Юрий Соколов, руководитель иконописной мастерской лавры Дмитрий Мироненко, хранитель музея-древлехранилища монастыря Роман Катаев, главный художник Военно-исторического музея Евгений Емельянов, сын артиста Николая Черкасова Андрей Черкасов, ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры ордена Александра Невского Борис Феофанов и Анатолий Климов. Ведущий фильма — Александр Малич.

http://patriarchia.ru/db/text/5841980.ht...

Рис. 44. Монета «750-летие победы Александра Невского на Чудском озере» (5 апреля 1242 г.). 1992 г., мельхиор      Рис. 45. Монета «Князь Александр Невский». Серия: «1000-летие России Александр Невский», 1995 г., палладий      В 2013 году на монете «Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, г. Санкт-Петербург» – вверху над лаврой был помещен иконографичный «образ святого покровителя лавры и Санкт-Петербурга благоверного князя Александра Невского» (с нимбом) (рис. 46, 47). Внизу – «эмблема лавры: ангел, держащий в руках овальный диск с изображением двух перекрещенных посохов» 35 . Рис. 46. Монета «Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, г. Санкт-Петербург», 2013 г., серебро      Рис. 47. Образ св. блгв. кн. Александра Невского на монете «Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, г. Санкт-Петербург», 2013 г., серебро. Фрагмент      В 2021 году к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Банк России выпустил две монеты, на которых князь изображен как полководец. На серебряной монете ««рельефное изображение князя Александра Невского в доспехах верхом на коне под развевающимся знаменем (с образом Спаса Нерукотворного. – В.Н. ) на фоне изображений: слева – православного храма, справа – вооруженного войска» 36 (рис. 48). На золотой монете «изображение монумента “Ледовое побоище” на фоне панорамы средневекового Пскова» 37 (рис. 49). Рис. 48. Монета «Александр Невский». Банк России, 2021 г., серебро      Рис. 49. Монета «Александр Невский». Банк России, 2021 г., золото      Таким образом, многие монеты Банка России, посвященные святым, оформлены в подчеркнуто светском стиле в виде изображений известных памятников им или их портретов (без нимбов), хотя встречаются и реплики православных икон на монетах. Подробнее об этом в следующем разделе. 2.3. Иконы на монетах На некоторых монетах имеются изображения конкретных чтимых икон или фресок, созданных известными иконописцами. На некоторых монетах имеются изображения конкретных чтимых икон или фресок, созданных известными иконописцами

http://pravoslavie.ru/155352.html

Александр Невский на Лубянке. Из чьих рук КГБ принял меч? Как образ князя-воина связан с КГБ 24 февраля, 2021 Как образ князя-воина связан с КГБ В Москве 25 февраля запустят голосование — кому поставить памятник на Лубянке: Дзержинскому или Александру Невскому. Протоиерей Андрей Кордочкин высказал мнение о том, почему князь-воин ближе к КГБ, чем железный Феликс. Святой благоверный князь Александр Невский. Икона письма архим. Зинона (Теодора). Я думаю, что возвращения Дзержинского на Лубянку не произойдет. Рискну предположить, что его возвращения и не предполагалось, и что его кандидатура — это информационный вброс с целью выпустить «либеральный» пар. Что касается идеи Швыдкого установить на этом месте памятник Андропову — это и вовсе троллинг. Я думаю, что на Лубянке окажется памятник Александру Невскому, но не уверен, что этому следует радоваться, и вот почему. Образ Александра Невского в его посмертной истории претерпел изменения дважды.  Первый раз — при Петре I, когда его мощи были перенесены в Петербург. После этого его иконография меняется, из князя-монаха он становится князем-воином, превратившись, по меткому замечанию отца Георгия Чистякова, в «российского Марса, православного бога войны, поклонение которому связано с культом оружия». Второй раз его образ был создан заново в 1938 году в фильме Эйзенштейна, в котором христианский дискурс был целиком подменен политическим. Н. Черкасов в роли Александра Невского (1938 г). Учитывая, что людей, которые читали «Житие Александра Невского» или «Первую Новгородскую летопись» гораздо меньше, чем тех, кто смотрел фильм, установка памятника будет означать следующую ступень гражданской канонизации киногероя, а через него — и самого «отца народов», который продюсировал фильм, и лубянский смысловой круг будет, наконец, замкнут. Итак, Александр Невский, не имеющий никакой исторической связи со спецслужбами, является для них гораздо более привлекательным символом, чем Дзержинский.  Последний, в общем-то, не символизирует ничего, кроме юности советской власти и красного террора. В само ФСБ пришло новое поколение людей, которые по возрасту не помнят всех слов песни «И вновь продолжается бой». 

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-na-l...

В рамках празднования 800-летия Александра Невского в дар экипажу АПЛ «Александр Невский» будет передана старинная икона благоверного князя Москва, 12 июля 2021 г. 13 июля 2021 года в Музее русской иконы Михаила Абрамова состоится торжественная церемония передачи в дар экипажу атомной подводной лодки «Александр Невский» иконы святого благоверного князя Александра Невского из собрания Михаила Абрамова, сообщает Патриархия.ru . Редкий старинный образ (Россия, конец XVIII века; левкас, масло, смешанная техника) в корабельном окладе будет передан экипажу атомной подводной лодки «Александр Невский» в юбилейный год празднования 800-летия святого.   На иконе святой князь представлен сидящим у небольшого, покриытого зеленой тканью столика. В поднятой правой руке он держит рукоять обнаженного меча, левой поддерживает раскрытый на столе свиток, указывая на его текст. Святой облачен в кованые металлические объемные доспехи, богато украшенные орнаментом у горловины. Поверх них наброшена горностаевая мантия, крытая красной парчовой тканью. На князе красный венец с крестом, отороченный мехом горностая, в золотые касты тулова вставлены драгоценные камни. Меч с золоченой рукоятью обнажен и поднят острием вверх. На иконее имеется надпись «Святой благоверн князь Александръ Hebckiй». Отличительными особенностями иконы являются митра на голове святого и свиток в его руках. Икона помещена в уникальный оклад флотского образца XVIII века: щит иконы вставлен в деревянную раму и закреплен с оборота двумя металлическими задвижками, с лицевой стороны рама обложена золоченой медью. Икона находится под стеклом. Этот образ в силу своего камерного назначения как памятника личного благочестия и особой иконографии представляет произведение, имеющее особую духовную, художественную и историческую ценность. Церемония передачи иконы организована Музеем русской иконы Михаила Абрамова и Управлением по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ в рамках основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. Начало мероприятия в 12.00 в Музее русской иконы Михаила Абрамова по адресу: Москва, ул. Гончарная, д. 3, стр. 1. Аккредитация СМИ: Богатырев Сергей Евгеньевич +7 916 741-15-92, pr@russikona.ru . 12 июля 2021 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/140468.html

В рамках празднования 800-летия Александра Невского в дар экипажу АПЛ «Александр Невский» будет передана старинная икона благоверного князя 12 июля 2021 г. 14:04 13 июля 2021 года в Музее русской иконы Михаила Абрамова состоится торжественная церемония передачи в дар экипажу атомной подводной лодки «Александр Невский» иконы святого благоверного князя Александра Невского из собрания Михаила Абрамова. Редкий старинный образ (Россия, конец XVIII века; левкас, масло, смешанная техника) в корабельном окладе будет передан экипажу атомной подводной лодки «Александр Невский» в юбилейный год празднования 800-летия святого.   На иконе святой князь представлен сидящим у небольшого, покриытого зеленой тканью столика. В поднятой правой руке он держит рукоять обнаженного меча, левой поддерживает раскрытый на столе свиток, указывая на его текст. Святой облачен в кованые металлические объемные доспехи, богато украшенные орнаментом у горловины. Поверх них наброшена горностаевая мантия, крытая красной парчовой тканью. На князе красный венец с крестом, отороченный мехом горностая, в золотые касты тулова вставлены драгоценные камни. Меч с золоченой рукоятью обнажен и поднят острием вверх. На иконее имеется надпись «Святой благоверн князь Александръ Hebckiй». Omлuчumeльhымu особенностями иконы являются митра на голове святого и свиток в его руках. Икона помещена в уникальный оклад флотского образца XVIII века: щит иконы вставлен в деревянную раму и закреплен с оборота двумя металлическими задвижками, с лицевой стороны рама обложена золоченой медью. Икона находится под стеклом. Этот образ в силу своего камерного назначения как памятника личного благочестия и особой иконографии представляет произведение, имеющее особую духовную, художественную и историческую ценность. Церемония передачи иконы организована Музеем русской иконы Михаила Абрамова и Управлением по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ в рамках основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. Начало мероприятия в 12.00 в Музее русской иконы Михаила Абрамова по адресу: Москва, ул. Гончарная, д. 3, стр. 1. Аккредитация СМИ: Богатырев Сергей Евгеньевич +7 916 741-15-92,  pr@russikona.ru . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5827762.ht...

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия» 15 апреля 2021 г. 10:47 13 и 14 апреля 2021 года в Санкт-Петербурге прошла конференция «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия». Организаторы форума — Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (НИМ РАХ). Первый день конференции прошел в Музее академии художеств, второй — в Исаакиевском соборе. Участников приветствовали директор НИМ РАХ Алексей Мудров и директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. В рамках мероприятия выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. Прозвучали доклады о личности благоверного великого князя Александра, его житии, родственных связях. Ряд сообщений был посвящен честным мощам святого: истории их перенесения в Санкт-Петербург, вскрытию в советское время, возвращению Церкви. Многие доклады были посвящены иконографии святого князя, а также истории посвященных ему храмов в городах России и мира: Санкт-Петербурге, Москве, Таллине, Варшаве, Париже, Иерусалиме. Руководитель иконописной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко в выступлении «Иконография святого Александра Невского. Новое прочтение» представил свою монографию «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI в.». Он отметил, что иконография святого князя многообразна, что нетипично для изображений святых в русской иконе. «Пять веков народная память средствами изобразительного искусства создавала духовный портрет любимого национального героя, — отметил докладчик. — Каждый исторический рубеж вносил в соборный труд предшествующих поколений новую идейную характеристику, дополняющую вневременной духовный образ исторического деятеля Руси и одного из самых почитаемых святых. В результате непрерывного творческого процесса образовался беспрецедентный иконографический феномен — многообразная иконография святого Александра Невского», — подчеркнул Дмитрий Мироненко. Докладчик рассмотрел основные иконографические типы изображений благоверного князя, сформировавшиеся в разные эпохи под воздействием различных факторов: преподобнический, княжеский, императорский и воинский.

http://patriarchia.ru/db/text/5798573.ht...

Иначе дело обстоит с иконографией святого князя Александра. Как известно, свой земной путь он завершил 14 ноября 1263 года, незадолго до кончины приняв постриг в великую схиму. При его прославлении для местного почитания в 1380 году нетленные мощи, пребывавшие 117 лет в земле, с честью поместили во Владимире в открытую раку. Была составлена служба, и, без сомнения, написана икона. Она не сохранилась, но, скорее всего, являла образ святого Александра Невского именно в монашеском чине. Самое раннее из сохранившихся изображений святого Александра Невского относится к середине XVI столетия. Это фреска в Государевом Благовещенском соборе, написанная по заказу Ивана Грозного после пожара 1545 года. Аскетично утонченный княжеский лик плотно обрамлен куколем, борода средней длины заострена книзу. В общем, исключая некоторые детали, это соответствует источнику XVII века: «брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видать маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» 1 . Любопытно, что вместо должного в подобной иконографии наименования святого преподобным Алексием чаще всего встречаются надписи «святой Александр Невский во иноцех Алексий», «святой благоверный князь Александр во иноцех Алексий» или «святой Александр Невский». — На первый взгляд странно и необычно, что еще до общецерковной канонизации у прославленного во Владимире схимника на иконах указывается его мирское имя... — Да, но дело тут, думаю, в жившей в народе исторической памяти о святом князе, о его связанном с ратными и государственными делами жизненном подвиге. Монашеский постриг, ставший его личным предсмертным желанием, коллективная память усвоила только в чине святости, оставив, так сказать, при нем его мирское имя. Второй иконографический тип — княжеский — существует с конца XVI века, причем поначалу он развивался параллельно с официаль­ной преподобнической иконографией. Это свидетельствует о неоднородности почитания владимирского великого князя Александра Невского в русском обществе. Первый сохранившийся и, вероятно, самый ранний пример подобного изображения — ряд книжных миниатюр из Московского Лицевого свода конца XVI века, а именно пятый, «Лаптевский» том этого библиографического памятника. В зависимости от сюжета князь предстает в воинском плаще, надетом поверх доспехов, с обнаженным мечом (если иллюстрируется бой), либо в сорочке или ризе, поверх которых надета турская 2 шуба с меховым воротом и длинными рукавами, с мечом в ножнах. Голова князя неизменно при этом покрыта тафьей 3 Таковы принципиальные отличия этого типа изображения великого князя и на его иконах.

http://patriarchia.ru/db/text/5831134.ht...

Сотрудник Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Вадим Сазонов рассказал об истории создания памятника Александру Невскому в Усть-Ижоре работы скульптора Владимира Горевого. Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых протоиерей Александр Сорокин выступил с докладом «Нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, посвященный святому Александру Невскому». Докладчик кратко рассказал об истории собора, Феодоровской иконе Божией Матери. Архитектор собора Степан Кричинский известен как яркий представитель модерна. Разрабатывая проект храма, он цитировал образцы русского храмового зодчества, в том числе и эпохи святого благоверного Александра Невского. Собор был освящен в год празднования 300-летия Дома Романовых, но действовал только верхний храм Феодоровской иконы Божией Матери. Нижний храм, который планировалось посвятить святым Александру Невскому и Марии Магдалине, небесным покровителям императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, так и не было устроен. Когда началось восстановление собора после десятилетий разрушения (здание в советское время занимал молокозавод), фрески и иконы для нижнего храма писал известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Примечательно, что он написал образ святого великого князя в одежде схимника — этот иконографический тип в течение нескольких столетий оказался забытым. Собор — памятник архитектуры федерального значения, но, поскольку нижний храм до 1917 года отделан не был, это давало относительную свободу при его восстановлении. Интерьер нижнего храма многим кажется неожиданным: в нем, например, отсутствует привычный иконостас, который заменяет невысокая алтарная преграда. Так строили храмы в первые века христианства. Сохранился журнал строительного комитета за 1917 год, из которого следует, что нижний храм собирались строить в домонгольском стиле. Можно сказать, что пожелание строителей храма, высказанное более ста лет назад, исполнено. Председатель Псковского отделения ИППО Владислав Туманов в сообщении «Прославление образа Александра Невского на Псковской земле» рассказал о восстановлении храма благоверного великого князя Александра Невского в Пскове. В свое время строительство благословил Святейший Патриарх Алексий II . Храм был восстановлен в 1995 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5798573.ht...

Открылась выставка " Русские святые " сентября 2021 Выставка " Русские святые " открылась 10 сентября в часовне-музее Спаса-на-Крови . Организаторы - Государственный музей-памятник " Исаакиевский собор " и Московский государственный объединенный музей-заповедник ( " Коломенское " ). В экспозиции представлены более 40 уникальных памятников иконописи XVI-XIX веков: образы святителей, князей-воинов, церковных писателей и проповедников, основателей монастырей. Среди экспонатов - образы первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба в различных иконографических изводах, образ святого князя Всеволода-Гавриила, особо почитаемого на северо-западе Руси, - монументальная икона XVI века. Немало образов преподобных - Сергия Радонежского, Александра Свирского, Антония Дымского. Святой благоверный князь Александр Невский изображен на иконе XIX века, украшенной драгоценным окладом, в княжеских одеждах и с символами государственной власти. К открытию выставки подготовлен и выпущен каталог. " Здесь есть образы святых, особенно дорогих петербуржцам: святого благоверного князя Александра Невского, 800-летие со дня рождения которого мы сейчас отмечаем, преподобных Антония Дымского, Александра Свирского, - отметил на церемонии открытия директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. - Можно изучать историю русской святости, просто историю Отечества, потому что это люди реально существовавшие, к тому же внесшие значительный вклад в духовную жизнь и историю нашей страны " . " Для нас очень важно, что выставка открылась в святом месте - ризнице храма " Спас-на-Крови " , - сказала в ответном слове куратор выставки, главный хранитель Объединенного музея-заповедника Ольга Полякова. - Мы - вотчина древних Романовых, вы олицетворяете эпоху Петра Великого и его потомков. Это нас сближает, и не случайно экспозицию открывает и образ святого Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга, и икона Алексия, митрополита Московского, - это не только выдающийся московский святитель, но и небесный заступник последнего наследника российского престола - цесаревича Алексея. Мы отобрали для этой выставки самое ценное из нашей коллекции. Многие иконы дают представление о древней архитектуре. Так, на иконе начала XVIII века святитель Алексий предстоит перед Господом, а внизу - панорама Московского Кремля. И едва заметная надпись на фоне: " Богохранимый царствующий град Москва " . Святой молит Господа о защите Московского Кремля, а по сути - всего Русского государства. Осмысление образов русских святых очень важно. Крайне значима икона " Богоматерь Боголюбская " . Она написана по заказу князя Андрея Боголюбского, а в XVIII веке был изготовлен список для Москвы, то есть перед этой иконой молились московские святые - митрополиты, юродивые, праведные жены. Общая молитва защитила, спасла Москву в 1771 году от морового поветрия - эпидемии чумы. Благодарю музей " Исаакиевский собор " за издание прекрасного каталога " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

14 мая 2009 г. 16:17 14 мая 2009 года в филиале Государственного исторического музея в Новодевичьем монастыре (Новодевичий проезд, д. 1, палаты Софьи) состоится открытие выставки «Торжество Православие». Открытие выставки возглавит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . «Торжество Православия» так звучит название древнего церковного богослужения. Празднование было установлено в IX в. в Византии в память окончательной победы над врагами Православия иконоборцами и впервые совершено в Софийском соборе Константинополя 19 февраля 843 года. На выставке представлена монументальная икона «Седьмой Вселенский собор», написанная Симоном Ушаковым в 1670-х годах. Она является единственным, хорошо известным памятником русской иконописи, подробно излагающим историю деяний двух Соборов 787 и 842 годов и даже изображающей первое богослужение, ставшее известным под названием Торжество Православия. Исторический аспект этого богослужения позволяет обратиться к теме прославления русских святых и чтимых икон, появившихся в России до конца XVII века. Отдельный чин святости в России составляют «благоверные князья». В их почитании особенно выделяется и подчеркивается общественное и воинское служение в деле защиты русской земли. В экспозиции представлены такие иконы, как «Святой князь Александр Невский в житии» XVI века, «Святые князья Борис и Глеб» и «Святой царевич Димитрий». Естественным дополнением иконам служат стихарь малинового бархата с изображением князя Владимира и фелонь черного бархата с изображением на оплечье святого князя Бориса и апостола Андрея Первозванного. Среди святых русских мирян особого внимания заслуживают юродивые. В монументальных иконах представлена тема аскетического христианского служения  в образах юродивого «Св. Иоанна Устюжского» и столпника «Св. Никиты Переяславского», дополненная иконами с изображениями юродивых, мучеников и столпников, а также веригами как одним из распространенных способов получения аскетического опыта. Великие подвижники Русского Севера представлены рядом крупных житийных икон, а также подробной иконографией преподобного Сергия Радонежского в иконах XVII начала XVIII веков. Экспозиция дополнена небольшой инсталляцией, посвященной Новодевичьему монастырю. В ней собраны: облачение монахини Новодевичьего монастыря (начало XX в.); икона «Прп. Елена Девочкина, игумении Домникеи и послушницы Феофании» (XIX-XX вв.), работы живописной мастерской НДМ; синодик Новодевичьего монастыря (1710 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/638345.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010