Рубрики Коллекции Древняя икона Александра Невского: почему воин изображен монахом? 2 мин., 17.04.2021 Поделиться Время создания иконы: XIX век Где находится: Государственный музей истории религии, санкт-Петербург. Изначально находилась в одной из старообрядческих церквей или часовен в окрестностях Санкт-Петербурга. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Подписи на иконе: 1. «Шведский король со своим большим войском пожелал захватить Русские земли». 2. «Благодаря помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр одержал победу: землю свою и Великий Новгород освободил от врагов, а многих врагов взял в плен». 3. «Воевода из войска Александра по имени Филипп при восходе солнца шел по берегу моря и увидел плывущий корабль, где сидели два человека. Их звали Борис и Глеб. Один сказал другому: «Брат, поспешим, поможем нашему сроднику». 4. Воевода Филипп сообщает князю Александру о видении. Когда он ночью был в дозоре, он видел ладью (5.) и в ней святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — первых русских святых, дальних родственников князя Александра, пострадавших от своего брата Ярополка в 1015 году. В видении Борис просит Глеба приказать ангелам-гребцам грести, чтобы они помогли князю Александру. Ободренный этим известием, Александр вступил в битву и победил. За что и получил прозвание Невский. 6. «Святой Александр побил бесчисленное множество врагов, а их короля ранил в лицо». Князь Александр (1220–1263) прославился как полководец и дипломат. Самые значимые сражения — Невская битва (1240) и ледовое побоище на Чудском озере (1242). Его войско не потерпело ни одного поражения. князь сумел договориться о частичной независимости Руси от орды. Причислен к лику святых. Мощи находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. От простого монаха до великого князя: как менялась иконография образа святого самые ранние изображения святого относятся к середине XVI века — времени прославления Александра Невского. Чаще всего на них князь изображен в виде монаха. В 1710 году в память о Невской битве Петр I основал в санкт-Петербурге в устье Чёрной речки (ныне река Монастырка) Александро-Невский монастырь. Тогда считалось, что Невская битва проходила именно на этом месте. В 1724 году мощи святого покровителя новой столицы были перенесены в монастырь на Неве. В том же году было издано распоряжение синода, предписывающее образ святого князя «в монашеской персоне никому отнюдь не писать... А писать тот святого образ в одеждах великокняжеских». Старообрядцы же продолжали писать его как схимника.

http://foma.ru/ikona-svjatogo-blagoverno...

В Петербурге отпраздновали 750-летие преставления св. Александра Невского Санкт-Петербург, 7 декабря 2013 г.      Торжества юбилейного года Александро-Невской лавры завершились в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. 750 лет назад святой преставился ко Господу, приняв схиму с именем Алексий в Феодоровской обители Городца. Современники называли его Солнцем земли Русской, а сегодня св. блгв. кн. Александр Невский олицетворяет собой Имя России. 6 декабря праздничную Литургию в Свято-Троицком соборе лавры возглавили наместник лавры, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Петергофский Амвросий и епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, сообщает ИА " Вода живая " .    Память святого Александра Невского жива и будет жить в веках. В самые лютые для Руси годы именно он сохранил страну После богослужения архиереи прошли по монастырю во главе крестного хода, во время которого была освящена недавно завершенная мозаичная икона Святой Троицы на внешней стене алтарной апсиды Свято-Троицкого собора. Иконография образа восходит к иконе Св.Троицы письма Андрея Рублева, под иконой мозаикой же выложены слова тропаря. Был освящен и памятный знак в честь 300-летия Лавры на стене Просфорного корпуса монастыря. Это работа скульптора Эвелины Соловьевой. В центре бронзовой памятной доски — образ святого Александра Невского на фоне лавры, над святым изображена Святая Троица. На знаке воспроизведен текст царского указа об основании лавры.      Сам Бог вразумил императора Петра I вручить наш город небесному покровительству святого князя Во время крестного хода был отслужен молебен перед Благовещенской церковью, о котором владыка Назарий сказал: «Может быть, наши молебные стояния помогут ускорить передачу церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, верхний придел которой освящен в честь святого Александра Невского. Процесс передачи, к сожалению, встретил много различных препятствий». По завершении крестного хода Владыка Амвросий зачитал поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира со словами обращения к пастве: «Отрадно видеть нашу лавру в эти дни благоукрашенной и благоухающей молитвами, одухотворенной иноческой любовью и наполненной сотнями богомольцев. Наши труды не были бы столь успешны, если б нам не помогал святой благоверный князь Александр Невский. Современники называли его Солнцем земли Русской, а сегодня он олицетворяет собой Имя России. Воплотив в своей жизни идеал любви к Богу, он положил душу свою за свой народ. Сам Бог вразумил императора Петра I вручить наш город небесному покровительству святого князя».

http://pravoslavie.ru/66495.html

Экспозиция в залах Зимнего дворца «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика» включает около 200 экспонатов из собрания Эрмитажа. В ней представлен деревянный ковчег, в котором мощи святого князя были перенесены в Санкт-Петербург, а также проект повозки, сооруженной специально для перевозки мощей. Посетители могут познакомиться с видами Рождество-Богородичного монастыря во Владимире, где ранее находились мощи святого князя. Центральный экспонат — серебряная рака, изготовленная в 1746-1752 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны из серебра, найденного в России. Комплекс гробницы был передан в Эрмитаж из Александро-Невской лавры в 1922 году. На выставке представлены документы, свидетельствующие о том, как музейные сотрудники спасли уникальное произведение искусства от переплавки. Комплексная реставрация гробницы начата в 2011 году и продолжается по сей день.  На выставке представлены иконы святого благоверного князя, по которым можно проследить изменения в его иконографии. Святой Александр Невский был небесным покровителем трех императоров из дома Романовых, что способствовало и написанию большого количества икон, и строительству храмов в его честь. Часть экспонатов с изображением святого Александра Невского принадлежало нескольким поколениям дома Романовых. Есть на выставке и гравюры, изображающие сцены из его жития.  Отдельный раздел экспозиции посвящен ордену святого Александра Невского — всем трем периодам его бытования. К первому периоду относится, в частности, епископская мантия с вышитыми знаками ордена, принадлежавшая, скорее всего, одному из настоятелей Александро-Невской лавры. Современную историю ордена представляют орденские знаки, которыми были награждены директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и его заместитель Георгий Вилинбахов.  Выставка открыта до 5 сентября. Посетить ее можно в рамках двух маршрутов — 1 (вход со стороны Иорданской лестницы) и 2 (вход со стороны Церковной лестницы).  По материалам  Санкт-Петербургской митрополии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине – изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской (Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного князя Александра Невского//Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 174). Учреждение нового ордена имени Александра Невского задумывалось еще Петром для награждения исключительно за военные заслуги. Впоследствии орден был возобновлен в 1942 г. В настоящее время орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определенными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. М., 2000. С. 37, 258). В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 г. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

http://pravoslavie.ru/48583.html

— Их много. Упомяну об одном, которое, пожалуй, правильнее назвать «закрытием». В Новгородском государственном объединенном ­музее-заповеднике хранится знаменитый шедевр иконописания третьей четверти XV века «Чудо от иконы " Богоматерь Знамение " (Битва новгородцев с суздальцами)». Он иллюстрирует конкретное драматическое событие древнерусской истории, имевшее место в 1170 году в Новгороде, когда князь Андрей Боголюбский направил в Новгород коалиционное войско, чтобы наказать тамошних свободолюбивых людей за притязания собирать дань с Двины. Неожиданную победу защитников Новгорода над большой дружиной летописи связывают с чудом от иконы Божией Матери «Знамение». В начале прошлого века некоторые искусствоведы предположили, что в нижнем регистре иконы городскому войску во главе с Архангелом Михаилом предводительствуют четыре всадника небесного воинства — великомученик Георгий Победоносец, святые мученики Борис и Глеб, а также святой благоверный князь Александр Невский. Еще при работе над своей диссертацией по искусствоведению я засомневался в справедливости этой атрибуции. Битва состоялась за полвека до рождения Александра Ярославича! Да, к моменту создания иконы Александр Невский уже был святым — но по-прежнему прославленным для местного почитания во Владимирской епархии. И вдруг в сонм небесного воинства его включает не кто-нибудь — а иконописец из Великого Новгорода, где Александра Невского хорошенько запомнили отнюдь не победами на Неве и на Чудском озере, а тем, что он местным буйным «протестунам» рвал ноздри (и абсолютно правильно, замечу, делал, ведь не усмири он тогда непокорных новгородцев, Русь ждал новый карательный поход Орды в наказание за избиение новгородцами баскаков, после которого от страны вряд ли что-то осталось бы). И вот с учетом всех привходящих обстоятельств актуален вопрос: возможен ли подобный мотив на иконе, созданной в XV столетии в Новгороде? Я отвечаю на него однозначно отрицательно. Кроме того, иконографически этот всадник совершенно не похож на святого благоверного князя Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/5831134.ht...

Изначально предполагалось, что во Владимирском соборе Н., не имевший опыта в монументальной живописи, будет делать росписи по эскизам В. М. Васнецова, однако т. о. были исполнены лишь фигуры святых Бориса и Глеба, а большинство изображений Н. выполнил самостоятельно. Таковы композиции «Рождество Христово» и «Воскресение Христово» в диаконнике и жертвеннике собора, «Крещение» (Богоявление) в крещальном храме, иконы для 4 иконостасов придельных церквей. Н. также выполнил эскизы для нек-рых мозаик храма Воскресения Христова («Спас на Крови») в С.-Петербурге (1892-1897, композиции «Воскресение Христово», «Благоверный князь Александр Невский»). Проект создания монументальной живописи для храма Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве, для к-рого Н. разработал систему росписи, не состоялся. Первым полностью самостоятельным и в то же время крупнейшим в творчестве художника церковным проектом стала роспись ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Абастумани, Грузия (1898-1904, роспись отреставрирована в 2004, эскизы - ЦАК МДА), заказ на к-рую Н. получил от вел. кн. Георгия Александровича. Желание заказчика и собственные творческие поиски художника привели к тому, что Н. ориентировался на иконографию и цветовой строй средневек. груз. живописи и мозаики, однако древние прототипы узнаются в работе Н. лишь опосредованно. Для росписи характерен светлый, жемчужный колорит, обилие золотых и голубых тонов. В ходе работы Н. вносил изменения в иконографию: с рождением детей в имп. семье он включал в роспись образы их св. покровителей; в 1903 г., после канонизации прп. Серафима Саровского, создал образ св. старца, преклонившего колени в молитве на камне в лесу. Работа над росписями в Абастумани показала, что в монументальной живописи Н. применял подход живописца-станковиста: сюжетные композиции и орнамент занимают определенные места на архитектурных поверхностях церкви, но не создают цельного архитектурно-монументального ансамбля. Среди несохранившихся церковных работ Н.- иконы и эскизы росписи для ц. митр. свт. Петра в Новочартории в Волынской губ. (1899-1902), иконы для храма св. Ипатия Гагрского в Гаграх (1903), для часовни на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1900-1901, заказ гр. Л. А. Бобринского), для часовни семьи фон Мекк на Новодевичьем кладбище в Москве. Н. был приглашен для участия в росписи Александро-Невского собора в Варшаве, однако отказался, негативно оценив «нарочито русский» стиль проекта.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

Открывая мероприятие, руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова поблагодарила представителей музеев за экспонаты, предоставленные для работы над книгой. Была показана видеопрезентация медалей, где представлены артефакты Монетного двора, посвященные святому князю: медаль XVIII века, эскиз ордена Александра Невского, памятные монеты. Медали к 800-летию святого Александра Невского изготовлены из томпака, на них изображены сюжеты, рассказывающие о крещении князя, его воинских победах, принятии схимы и перенесении его мощей в Александро-Невскую лавру. Был показан также видеофильм о книге, где вкратце представлены типы иконографии святого Александра Невского. Самым ранним был преподобнический тип — князь изображен в одежде схимника. Такой образ был популярен до XVIII века, а в настоящее время переживает возрождение. Следующий тип — княжеский, бытовал наряду с преподобническим, ведь Александр Невский был канонизирован не как схимник Алексий, а как благоверный князь Александр, что также нашло отражение в иконографии. Эти типы сменил императорский (петровский) тип — император Петр Первый повелел изображать князя на иконах в виде полководца, и художники стали изображать его как императора — в латах, с рыцарским шлемом, в горностаевой мантии; иногда даже прослеживалось внешнее сходство с Петром Первым. В ХХ веке получил распространение воинский тип, причем он был не столько церковным, сколько светским. Руководитель городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов приветствовал присутствующих от городского оргкомитета празднества, поздравил с выходом книги, поблагодарил за труды владыку Назария, который всех объединил. Дмитрий Мироненко отметил, что издание получилось «консервативно-классическим, в петербургском ключе». У книги есть три варианта оформления: просто в твердом переплете, в суперобложке, а также эксклюзивное издание в футляре. Искусствовед, профессор Академии художеств Нина Кутейникова, научный руководитель Дмитрия Мироненко, отметила аналитический подход автора к материалу, интересную трактовку образов.

http://patriarchia.ru/db/text/5776977.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Белик Ж.Г. Книга «Благоверный великий князь Александр Невский. Блистая славою на земле и на небесах», подготовленная Фондом социально-культурных инициатив, вышла в свет к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского, мудрого правителя, доблестного полководца и святого Православной Церкви. Книга вышла в серии «Святые России», которая насчитывает уже шесть выпусков, посвященных наиболее известным и любимым русским святым.Исследование состоит из 3 частей. В первой части читатель знакомится с жизнеописанием Александра Невского в двух аспектах: историко-биографическом и агиографическом. Вторая часть связана с темой памяти и почитания святого. Здесь излагается история прославления святого, составления ему богослужения, почитания в различные эпохи. В этой же части рассказывается о храмах, посвященных Александру Невскому и отдельно о  Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Благоверный князь рассматривается как государственный символ Российской империи. Наконец, отдельная глава посвящена образу Александра Невского в культуре XX века. Третья часть тома посвящена подробнейшему обзору иконографии святого с древних времен до XX века, как в светском, так и в церковном искусстве. Внушительный том в 700 страниц, над изданием которого трудилось более 200 человек, можно назвать энциклопедией Александра Невского. Книга богато иллюстрирована, в том числе опубликованы редкие иконописные образы из отечественных и зарубежных коллекций и частных собраний. Представленная работа является первым опытом монографического исследования деятельности известной иконописной династии и произведений ведущей петербургской мастерской Пешехоновых. Просуществовав до конца 1880-х годов, мастерская выполнила множество ответственных заказов: иконостасы храмов Петербурга, Валаамского монастыря, кафедральных соборов многих русских городов и монастырей, Русской Духовной миссии в Иерусалиме, собора в Токио и др., а руководитель мастерской В.М.

http://bogoslov.ru/person/2552782

В Санкт-Петербурге представлены проекты к 800-летию святого Александра Невского 23 февраля 2021 г. 18:33 22 февраля 2021 года, в канун Дня защитника Отечества, в новом зале духовно-просветительского центра «Святодуховский» в Санкт-Петербурге состоялась презентация двух проектов, посвященных 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, — набора медалей и книги о небесном покровителе Северной столицы. Не имеющая аналогов книга-альбом «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.» впервые представляет историю развития и типологическое многообразие иконографии великого князя. Автор книги — заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. В книге представлено более 100 произведений иконописи, монументальной и станковой живописи, мозаики, скульптуры и ювелирного искусства из фондов 35 собраний России, среди которых — Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Музей Московского Кремля, Государственный исторический музей имени Александра Пушкина, Музей истории религии. Книга издана при поддержке городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Второй подарок к юбилею представлен Санкт-Петербургским монетным двором, где были отлиты четыре юбилейные медали, объединенные в подарочный набор. На них изображены события из жития святого и памятные места, с ним связанные. Это Переславль-Залесский, отмеченный рождением и крещением князя, Великий Новгород, откуда начались его военные победы, Владимир, где он был погребен, и Санкт-Петербург как место хранения его мощей с 1724 года. Эскизы медалей созданы ведущим художником дизайнерского центра «Гознака» Андреем Брынзой. «Поздравляю вас с наступающем Днем защитника Отечества. Мы решили приурочить к этому празднику презентацию, поскольку святой Александр Невский — небесный покровитель сухопутных сил нашей армии, — сказал наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий на встрече с журналистами. — Нынешняя презентация для меня лично тоже праздник. Издание этой уникальной книги было одним из пунктов программы празднования юбилея. Издательство нашего монастыря может гордиться этой книгой. А вот презентация медалей не была изначально запланирована, но вызовет, думаю, резонанс не меньший, чем книга. Мы объединили эти два события, потому что оба они посвящены святому. Кроме того, Дмитрий Мироненко поучаствовал и в создании медалей как консультант».

http://patriarchia.ru/db/text/5776977.ht...

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев. Церковь Входа Господня в Иерусалим [ править править код ] Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г. Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой). Церковь Григория Армянского [ править править код ] Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Василия_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010