Свято-Троицкой Александро-Невской лавре передан список чудотворной иконы из Сербии Санкт-Петербург, 24 июня 2013 г. 23 июня 2013 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), в Санкт-Петербурге состоялись торжества по случаю престольного праздника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, отмечающей в этом году свое 300-летие. Божественную литургию в Троицком соборе обители в этот день возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий и члены делегации Сербской Православной Церкви, прибывшей в обитель 19 июня. Сербское духовенство преподнесло братии лавры список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Оригинал святыни, особо почитаемой православными сербами, хранится на Афоне в Постнице святого Саввы Сербского, принадлежащей монастырю Хиландар. Известны чудотворные списки Хиландарского образа «Млекопитательница» — в скиту святого пророка Илии на Афоне, в главном приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове и в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Накануне, 22 июня, список чудотворной иконы был установлен в Троицком соборе лавры. Также в воскресенье, в день праздника, на богослужении присутствовала делегация Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые лавры Руси Православной». Среди участников делегации — школьники Украины, России и Белоруссии. Делегация преподнесла в дар старейшему монастырю Петербурга икону «Собор небесных покровителей лавр Святой Руси». На иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Иоанн Затворник Святогорский, святой благоверный князь Александр Невский предстоящие перед Святой Троицей и Божией Матерью. Этот новый иконографический образ написан донецкими иконописцами по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Всего пять подобных икон будут подарены каждой из пяти лавр Русской Православной Церкви. 24 июня 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62378.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выставка «Торжество Православия» открывается в московском Новодевичьем монастыре 14.05.2009 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в четверг 14 мая откроет в Новодевичьем монастыре Москвы выставку икон " Торжество Православия " . " Торжеством Православия " именуется древний церковный праздник, установленный в IX веке в Византии в память окончательной победы над ересью иконоборчества. Образ " Седьмой Вселенский Собор " , написанный известным русским мастером Симоном Ушаковым в 1670-х годах, на котором представлена не только соборная история, но и первое богослужение под названием " Торжество Православия " , вошел в новую экспозицию. Особое место на выставке отведено святым благоверным князьям. В их почитании издревле подчеркивались заслуги общественного и воинского служения, защиты Русской земли. На экспозиции можно будет увидеть, в частности, иконы " Святой князь Александр Невский в житии " XVI века, " Святые князья Борис и Глеб " и " Святой царевич Димитрий " . Естественным дополнением к иконам служат стихарь из малинового бархата с изображением св. князя Владимира и фелонь из черного бархата с изображением на оплечье св. князя Бориса и апостола Андрея Первозванного. Одна из основных тем выставки - юродивые. В экспозицию вошел образ св. юродивого Иоанна Устюжского, а также св. столпника Никиты Переяславского, изображения других юродивых, столпников и мучеников, а также вериги - как один из самых распространенных способов получения аскетического опыта. Великие подвижники Русского Севера представлены рядом крупных житийных икон, а также подробной иконографией преподобного Сергия Радонежского в образах XVII - начала XVIII веков. Среди чтимых икон Богородицы выделяются " Прославление Донской иконы Богородицы " (вторая половина XVII века) и " Богоматерь Всех Скорбящих Радость " (конец XVII века) в редком иконографическом варианте.

http://drevo-info.ru/news/6589.html

Список Феодоровской иконы Божией Матери прибыл в Санкт-Петербург из Костромы Санкт-Петербург, 16 июня 2011 г. Феодоровская чудотворная икона Божией Матери прибыла 15 июня в Санкт-Петербург из Костромы. Чтимый список христианской святыни, которой в 1613 году был благословлен на царство первый из династии Романовых — царь Михаил Федорович, до 19 июня будет доступна для поклонения посетителям Троицкой православной выставки в экспоцентре на площади Победы. Перед святыней при большом стечении верующих совершил молебен наместник Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий. Перед иконой выстроилась огромная очередь желающих приложиться. Каждый сможет политься перед ней за молебнами и акафистами, которые будут служиться каждый день выставки по несколько раз, пишет " Вода живая " . В летней выставке, которая проводится в Санкт-Петербурге впервые, участвуют более 80 монастырей и храмов из Украины, Белоруссии, Сербии и Греции. Будет представлено творчество православных поэтов, писателей, солистов, хоровых и фольклорных коллективов. Открыта книжная лавка с раритетными изданиями христианской литературы. Родители могут оставить детей в игровой комнате под присмотром профессиональных педагогов. Посетители выставки, у которых есть неразрешенные вопросы, сомнения, кому нужен совет и утешение, могут поговорить со священниками Санкт-Петербургской епархии в специально отведенных помещениях. Образ Феодоровской иконы Божией Матери, по преданию, был написан евангелистом Лукой и близок по иконографии Владимирской иконе. Этой иконой святой Александр Невский был благословлен на брак с полоцкой княжной Параскевой. Она сопровождала князя в военных походах и в путешествии в Орду, где он отстаивал интересы земли русской. Перед ликом Феодоровской иконы великой благоверный князь, приняв монашество, завершил жизненный путь. В середине XIII века в Костроме икона чудесно явилась князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского. Накануне явления жители города видели святого великомученика Феодора Стратилата с образом Богородицы в руках. На следующий день Василий Ярославич во время охоты увидел икону на ветвях дерева у речки Запрудни. Обретенную святыню принесли крестным ходом в Кострому и, поместив в собор великомученика Феодора Стратилата, стали именовать Феодоровской. 29 августа совершается празднование памяти ее явления.

http://pravoslavie.ru/47087.html

Главный редактор журнала «Вестник МГУКИ», главный редактор журнала «Культура и образование», входящих в перечень ВАК, член редакционного совета «Вестника Кемеровского государственного университета культуры и искусств» и «Нового филологического вестника», член редколлегии серии «Религиозно-философское наследие Древней Руси» (ИФ РАН) и др. Читал лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Литературном институте им. А.М. Горького, Московском физико-техническом университете (МФТИ), Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Балтийском федеральном университете им. И.Канта (г. Калининград), Кемеровском государственном университете, Томском педагогическом государственном университете, Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, Токийском университете (Япония), Киотском университете (Япония), Карловом университете (Чехия, Прага), Университете Палермо (Италия), Львовском национальном университете им. И.Франко (Украина) и др. Автор и ведущий программы о русской литературе «Фактор времени» на телеканале «Просвещение» (с 2011), автор лекций на ТВ «Культура» в программе «Академия» (с 2011). Лауреат Всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского; Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», литературной премии им. А.С. Грибоедова; литературной премии им. А.П. Чехова, Союза писателей Евразии «Литературный Олимп». Награжден орденами и медалями РПЦ. Специалист в области литературы, истории и культуры Древней Руси. Ему принадлежат исследования по новой датировке «Слова о Законе и Благодати», «Жития Феодосия Печерского», «Чтения о Борисе и Глебе», «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о полку Игореве», «Слова о погибели Русской земли», «Повести о житии Александра Невского», «Летописца Даниила Галицкого» и др. А.Н.Ужанков предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской «Книги пророка Иеремии» на «Слово о полку Игореве»; по-новому интерпретировал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности и иконографии; историю жанра древнерусской повести и т.д.

http://pravoslavie.ru/83360.html

Копия картины П.Д. Корина (фрагмент) Среди икон Никольского собора есть еще один образ Александра Невского. Это икона современного письма, отличающаяся от всех предыдущих своей декоративностью. Благоверный князь предстает на этой иконе перед Христом, изображенным справа в небесном круге, окруженном облаками. Он облачен в княжеские одежды и латы, украшенные золотым орнаментом и драгоценными камнями, на плечах — горностаевая мантия. При этом Александр Невский показан и как воин, его меч хоть и опущен, но обнажен, и как мученик, потому что в левой руке он держит крест. Святой стоит на берегу реки, за которой видна Александро-Невская лавра. Образ обрамлен расписной килевидной аркой на тонких орнаментальных колонках. Иконописец явно ориентировался на строгановские письма XVII века, для которых была характерна тонкая, почти ювелирная разделка деталей и золотые орнаменты, а также на иконы начала XX века, в которых соединялась иконная и живописная манера. В заключение стоит сказать, что образы св. благоверного князя Александра Невского, собранные в Никольском соборе Вены, очень интересны и разнообразны, и каждый из них по-своему уникален. В определенной степени они отражают то богатство иконографической традиции, которая сложилась за почти пятьсот лет почитания Александра Невского. Текст — один из материалов книги «Об Александре Невском из Вены». Редактор-составитель: Андрей Золотов Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Сборник «Об Александре Невском из Вены» — издание одновременно парадоксальное и научно-популярное. Парадоксальное — потому что выдающийся государственный и военный деятель и святой XIII века никогда не бывал в Вене и, на первый взгляд, ничто не связывает его и столицу Австрии. Но достаточно взглянуть чуть глубже — и оказывается, что такие связи есть. Научно-популярное, потому что его авторы серьезно, исследовательски подошли к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского. Подробнее о книге читайте здесь .. . Сохранить Поделиться:

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

В Петербурге состоялись торжества по случаю престольного праздника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 24 июня 2013 г. 17:11 23 июня 2013 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), в Санкт-Петербурге состоялись торжества по случаю престольного праздника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры , отмечающей в этом году свое 300-летие. Божественную литургию в Троицком соборе обители в этот день возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий . Его Преосвященству сослужили епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий и члены делегации Сербской Православной Церкви, прибывшей в обитель 19 июня. Сербское духовенство преподнесло братии лавры список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Оригинал святыни, особо почитаемой православными сербами, хранится на Афоне в Постнице святого Саввы Сербского, принадлежащей монастырю Хиландар. Известны чудотворные списки Хиландарского образа «Млекопитательница» — в скиту святого пророка Илии на Афоне, в главном приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове и в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Накануне, 22 июня, список чудотворной иконы был установлен в Троицком соборе лавры. Также в воскресенье, в день праздника, на богослужении присутствовала делегация Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые лавры Руси Православной». Среди участников делегации — школьники Украины, России и Белоруссии. Делегация преподнесла в дар старейшему монастырю Петербурга икону «Собор небесных покровителей лавр Святой Руси». На иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Иоанн Затворник Святогорский, святой благоверный князь Александр Невский предстоящие перед Святой Троицей и Божией Матерью. Этот новый иконографический образ написан донецкими иконописцами по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Всего пять подобных икон будут подарены каждой из пяти лавр Русской Православной Церкви. Пресс-центр празднования 300-летия Александро-Невской лавры /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3063165.ht...

В ПСТГУ пройдет конференция, посвященная 800-летию Александра Невского Москва, 1 октября 2020 г.      6 октября 2020 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет проведет конференцию, посвященную 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского. В ходе форума будут рассмотрены фундаментальные основы бытия Российского государства, его наиболее общие закономерности, отображенные в деятельности великого князя Александра, а также в изобразительном языке древнерусского и современного церковного искусства в его диалоге с мировоззрением Запада, сообщает Патриархия.ru. Святой благоверный великий князь Александр Невский — одна из ключевых фигур русского культурного кода. Почти 800 лет назад князь Александр, приняв вызов Тевтонского ордена, отстоял русскую идентичность. Однако в настоящее подобные вызовы по-прежнему остаются актуальным для России и возникает вопрос: каким языком современные художники-иконописцы, скульпторы, искусствоведы, должны рассказывать о том, что происходит с Россией? Каким видится диалог с западной, католической традицией «церковного» искусства? В ходе предстоящей конференции будут предприняты попытки найти ответы на эти непростые вопросы. В докладах историков, священнослужителей, художников и краеведов будут рассмотрены произведения архитектуры, скульптуры и живописи, посвященные памяти Александра Невского, связанные с его личностью и с его эпохой. Будут рассмотрены также вопросы иконографии святого князя. Конференция проводится по инициативе Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В конференции примут участие: Конференция пройдет 6 октября с 11.00 до 18.00 во Владимирском зале Московского епархиального дома по адресу: г. Москва, Лихов пер., д. 6. Участие в конференции бесплатное, регистрация обязательна. Контакты организаторов: e-sheko@list.ru (куратор Екатерина Дмитриевна Шеко, заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ). Программа конференции 1 октября 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/134335.html

В Петербурге с 15 июня можно будет поклониться самой чтимой святыне Дома Романовых Санкт-Петербург, 10 июня 2011 г. С 15 по 19 июня на Троицкую православную выставку прибудет из Костромы список чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, по преданию, написан евангелистом Лукой и близок по иконографии Владимирской иконе. Именно этой иконой князь Александр Невский был благословлён на брак с полоцкой княжной Параскевой. Этот образ сопровождал князя в военных походах и в тяжёлом путешествии в Орду, куда он отправился отстаивать интересы земли русской. Перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери святой благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. В середине XIII века в Костроме икона чудесным образом явилась князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского. Накануне явления жители Костромы видели святого великомученика Феодора Стратилата с образом Богородицы в руках. На следующий день князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и помещена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. 29 августа совершается празднование памяти явления чудотворной иконы, сопровождаемое крестным ходом. В 1613 году у чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов, избранный на царство Земским собором, принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царского Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено ещё одно празднование иконе – 27 марта. Со второй половины XVIII столетия все российские императоры, начиная с Николая I, обязательно посещали Кострому, «колыбель Дома Романовых», чтобы поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/46993.html

Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был великомученик Феодор Стратилат . Этого же покровителя избрали для третьего русского царя – Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната. К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

http://pravoslavie.ru/95318.html

В новом подходе И.Г. Спасский исходит из того, что как подвиги Довмонта для Пскова, так «для Новгорода в его историческом прошлом наиболее значительно житие Александра Невского и его кульминация» – победа на Чудском озере и пленение немецких рыцарей. В таком случае «горделивая фигура со скипетром и в венце могла бы представлять победителя, униженно согбенная и нагая – просящего о пощаде противника». Дополнительный аргумент ученого заключается в том, что с утратой Новгородом независимости чеканка монет с этим образом продолжалась еще два-три года (образ не был «одиозным для московских властей»), тогда как надпись «Великого Новгорода» была убрана сразу, так как монета чеканилась уже от имени великого князя Московского 18 . В таком случае на новгородской монете изображен святой благоверный князь Александр Невский, который, как и Довмонт на псковской монете, не имеет нимба и надписания имени, т.е. иконографических признаков святости. 1.6. Первые монеты Великого княжества Московского «Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х гг. великий князь Дмитрий Иванович. Серебряные денги, которые он чеканил, относятся к числу редких монет. В более широком масштабе производилась чеканка монет его сына Василия Дмитриевича (1389–1425)», – пишет И.Г. Спасский 19 . На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись (рис. 21), которая прочно закрепилась на многих ранних выпусках монет не только в Москве с ее уделами, но и в княжествах, расположенных восточнее. Характерно, что на более поздних денгах Тверского княжества, Новгорода и Пскова все надписи с самого начала были русские 20 . Рис. 21. Дмитрий Донской. Денга. Серебро. 1382–1389 гг. Аверс – в центральном круге изображение петуха, над ним четвероногое животное. Вокруг – кольцевая надпись по-русски: «Печать Князя Великого Дмитрия». Реверс – внутри ободка арабская надпись с титулом хана Тохтамыша. На рис. справа – прорись аверса монеты     

http://pravoslavie.ru/155335.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010