Храм двухсветный. Здание приподнято на цоколе, под окнами по всему периметру выпущена полочка. Фасады завершены сухариками и плоским карнизом большого выноса. Углы храма, первого и второго ярусов колокольни обработаны пилястрами, внешние углы пилястр в средней их части декорированы полуко-лоннками. Такими же пилястрами со сдвоенными полуколоннками фланкирован главный вход. Углы граней второго яруса колокольни и светового барабана храма декорированы пилястрами с импостами для архивольтов. Фасады притвора, храма и четверика колокольни декорированы плоскими нишками, имеющими разное завершение: на рукавах креста - арочное, на восточном и западном фасадах храма, трапезной и торцах притвора - горизонтальные, западный фасад притвора с тремя нишками (по бокам - филенчатыми). Четверик колокольни отделен от верхнего восьмигранного яруса профилированным карнизом. Восьмерик с глухими диагональными гранями и арочным завершением. Над арками небольшой цилиндр с высоким колоколообразным куполом с люкарнами по сторонам света. Над куполом возвышается на высоком ложном барабанчике небольшая главка с яблоком и крестом. Все окна арочной формы, обрамлены архивольтами с импостами, опирающимися на пилястры. В храме два окна в его нижней части и по три окна (среднее больших размеров) в рукавах креста над входами. Входы обрамлены наличниками, идентичными наличникам на окнах. Апсиды перекрыты конхами, приделы и трапезная - цилиндрическими сводами. Храм перекрыт сферическим куполом с барабаном на тромпах, притвор - крестовым сводом. Трапезная и приделы сообщаются с храмом через арочные проемы. Иконостас трехъярусный, резного дерева, позолоченный. Верхний ярус представлен одной иконой. Арочные завершения ярусов и декоративное убранство иконостаса выполнены в стилистике архитектуры собора. Стенопись, поновлявшаяся в XX веке, обрамлена лепным рельефом. http://www.stalnevsky.ru/hrami/hestori1.html Александро-Невский храм был возведен в 1908 г. Название храма в честь святого благоверного князя Александра Невского связано с чудесным спасением императора Александра III и его семейства во время крушения царского поезда близ станции Борки 18 (30) октября 1888 года. Это событие было отмечено построением ряда храмов по всей России в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра III.

http://sobory.ru/article/?object=16229

А мы, оставшиеся, не порабощены ли горьким рабством от иноплеменников?.. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыханий и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? – Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность». «Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя гнев Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычею меча; тела преподобных иноков брошены в добычу птицам; кровь отцов и братьев наших, как вода обильная, напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха, а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось, красота наша погибла, богатство наше досталось в удел других, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников... Свели мы на себя гнев Господа, как дождь с неба, подвигли на себя ярость Его, отвратили от себя великую Его милость... Отступим от всех злых дел, от разбоя, грабительства, пьянства, скупости, обиды, воровства, лжи, клеветы, резоимания (ростовщичества)» 315 . Так смотрели наши лучшие люди того времени на постигавшие русскую землю бедствия, такими же мыслями руководился, без сомнения, и благоверный князь, стоявший во главе русского народа в то тяжкое время, смиренно признавая в грозных испытаниях проявление Высшей Воли и лишь заботясь о том, чтобы тяжкие удары окончательно не сломили народных сил. В числе земель, подвергшихся исчислению, не упомянуты северные области: Новгород и Псков. Но перепись и там, как увидим ниже, была уже решена и только отложена до поры до времени. Приднепровье оставлено без исчисления, вероятно, по его запустелости, вследствие татарских погромов и непрестанных литовских набегов. «Жителей везде мало, – писал папский посол, проезжая близ Киева, – они истреблены монголами или отведены в плен». Из общего исчисления исключалось православное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В Тамбовской областной Думе состоялись VIII Рождественские Парламентские встречи 15 декабря 2021 г. 12:23 14 декабря 2021 года в зале заседаний Тамбовской областной Думы состоялись традиционные региональные VIII Рождественские Парламентские встречи, которые завершили проходившие в течение последнего месяца XXVI Питиримовские духовно-образовательные чтения Тамбовской епархии . Основная цель ежегодных Парламентских встреч — содействие укреплению взаимоотношений Тамбовской митрополии с законодательными и исполнительными органами власти Тамбовской области, общественными организациями в образовательно-культурной и социальной сферах, а также законодательное обеспечение системы духовно-нравственного воспитания в регионе. Участниками Парламентских встреч, работу которых возглавили председатель Тамбовской областной Думы Е.А. Матушкин и митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , стали депутаты Тамбовской областной Думы VII созыва, представители исполнительных органов власти в сфере образования, руководители епархиальных отделов и клирики Тамбовской епархии, а также руководители и педагоги образовательных организаций из Курской, Белгородской и Воронежской областей. Открывая заседание, Е.А. Матушкин отметил, что ежегодные Рождественские Парламентские встречи на площадке законодательного собрания Тамбовской области свидетельствуют о важности взаимодействия государственной власти региона, Тамбовской епархии и общественных организаций в деле сохранения и укрепления традиционных российских ценностей. В рамках заседания митрополит Феодосий выступил с докладом «Святой великий Александр Невский — " укротивший варварство на востоке, низложивший зависть на западе " », в котором подвел итоги юбилейного года, посвященного благоверному князю. Глава тамбовской митрополии напомнил собравшимся, что именно Александр Невский был признан победителем проекта «Имя России» в ходе всенародного голосования. Далее состоялось награждение победителей регионального этапа XVI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», регионального этапа XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», а также межрегионального конкурса Центрального федерального округа «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи " Вифлеемская звезда " ». Переходящий приз «Вифлеемская звезда» митрополит Феодосий вручил абсолютному победителю конкурса — муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида 9» г. Курска.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Образ святого благоверного князя Александра Невского, именем которого названа программа, неразрывно связан в сознании нашего народа с высшими нравственными ценностями и идеалами: жертвенность, искренняя вера, самоотверженное служение Богу, Отечеству и ближним. И как бы ни казалось, что сегодня эти возвышенные идеалы разрушаются в сознании людей под натиском псевдокультуры, это не так. Эти идеалы подтачиваются, предпринимаются попытки заменить эти идеалы другими, но становой хребет нашей национальной ценностной системы сохраняется — к радости всех тех, кто любит Россию, и, наверное, к недоумению тех, кто таких чувств в отношении нашей страны не питает. Сегодня наша страна нуждается в людях, обладающих такими качествами и ориентирующих свою жизнь на эти высокие идеалы. Именно поэтому одним из основных направлений программы является воспитание подрастающего поколения. В настоящее время много говорится о необходимости формирования в нашей стране привлекательных условий труда для молодых и перспективных специалистов, и слава Богу, что это происходит, что на это обращают внимание. Особенно важно, чтобы у подрастающего поколения уже в ранние годы формировалось стремление приносить пользу не только себе лично, но и содействовать благу других и, в первую очередь, благу своего Отечества. В дореволюционное время много делалось для того, чтобы воспитывать в людях подлинный патриотизм, который бы не был квасным, который бы не был сиюминутным, конъюнктурным, связанным с политическими симпатиями. Если чем-то и спасается страна, то только чувством солидарности людей вокруг высших принципов, идеалов, ценностей. Если эта ценностная доминанта в сознании людей разрушается, то общество исчезает и страна становится очень уязвимой. Поэтому очень важно сегодня воспитывать среди наших молодых людей чувство патриотизма, стремление приносить пользу Родине и ближним. Отрадно, что организаторы программы, обращаясь к истории нашей страны, к подвигам ее героев, стремятся тем самым вдохновить юношество на благие свершения. В самом деле, ведь лучше всего учить на примерах, а не просто рассуждать теоретически. Ссылка на нашу историю, на выдающихся россиян, которые жизнь свою отдавали во имя Отечества — это, наверное, самый убедительный язык, в том числе в общении с молодежью.

http://patriarchia.ru/db/text/2742605.ht...

Александр Невский в полном смысле слова аристократ — благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью — стяжание Царствия Небесного. Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю — Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить — вот есть враг, его нужно отбить. Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда. Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/aleksandr-zashhitnik-l...

Русские, по словам немецкого историка, бежали, «отчаянно пришпоривая и прихлестывая своих лошадей, и лес оглашался стонами и проклятиями». По пятам бежавших немцы 133 , не теряя времени, устремились к Пскову. Измученные псковичи, не имея времени перевести дух после поражения, не могли защищаться. С ужасом смотрели они на лагерь неприятелей. Кругом горели неукрепленные местности, селения и храмы Божии. Наконец псковичи, после недельной осады, сдались немцам, которые и вступили в обладание всеми землями, принадлежавшими псковичам 134 . То был громкий успех! Весть о нем быстро распространялась, и новые толпы текли из Западной Европы для продолжения столь успешно начатых завоеваний. В то время как многие из несчастных псковичей бежали из родного города с своими семействами и появились в Новгороде, прося крова и защиты, новгородцы с ужасом узнали, что немцы напали уже на новгородские области. Намерение врагов овладеть Новгородом было очевидно. Забирая новгородские земли, немцы в то же время жестоко опустошали их. Поселяне с жалобами сбегались в город. «Не на чем орать по селам» 135 . Успехи немцев были быстры и решительны. Овладевши новгородскими пригородами, неприятели показались в местности, непосредственно прилегающей к Новгороду, не далее 30 верст, и хватали новгородских и приезжих торговцев 136 . Что же знаменитый невский герой, князь новгородский?! Отчего он допустил врагов причинить так много зла его землям? Увы, его в это время не было в Новгороде. Несмотря на все его высокие и благородные качества, несмотря на укоренившуюся к нему любовь народа, несмотря на славу, покрывшую его после Невской победы, неблагодарные новгородцы не могли ужиться с ним в мире. Даже в виду страшной опасности от врагов, они не могли отстать от своей привычки к мятежам и волнениям. Скоро они заметили, что их молодой князь, начав править самостоятельно, обнаруживает не одни только блестящие качества полководца, но твердую волю и сильный ум правителя: усвоив себе взгляды отца, деда и прадеда, он, очевидно, начал выказывать стремление положить конец внутренним смутам и бестолковому кричанию на вечах, производящему лишь «разньствие в братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Ах, под этим взглядом нераскаянные грешники должны вопить: «Горы, падите на нас, скалы, скройте нас от лица Правосудного Бога» (ср. Откр. 6, 16 ). Один генерал был посажен в тюрьму по какому-то недоразумению. Сидя в тюрьме, он заметил, что в двери его камеры проделано маленькое отверстие, и через это отверстие постоянно был устремлён на него глаз часового, следящий за каждым его движением. Мысль об этом глазе не давала ему покоя ни днём, ни ночью. Он знал, что на него постоянно смотрят, за каждым его движением следят. Взгляд этот давил его, как кошмар. А между тем, генерал не сделал ничего такого, что могло бы заставить его бояться присутствия свидетеля. Нет! Сила Божия Всемогущая, Всеведущая, а сила человеческая – ничто. Итак, культ силы человеческой и даже силы бесовской должен пасть, разбиться, упраздниться пред Великой силой Божества. Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава силе Твоей, Господи! Слава Тебе, Боже, во веки. Аминь. Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина Ты в скорбех утеха, моя радосте, Рцы души моей: «Твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение». Мне же Тебе Богу благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися, Никто мне в моих грехах грешному поможет, Аде не Ты, о, преблагий Иисусе мой Боже! Хотение мне едино с Тобой быти, Даждь ми Тебе, Христе, в сердце носити, Изволь во мне обитати, благ мне являйся, Мною грешным и недостойным не возгнушайся. Исчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога, Ты мне крепость, здравие и слава многа, Радуюся аз о Тебе и веселюся, И Тобою во вся веки, Боже, хвалюся». 41 «Бог не в силе, а в правде», – воскликнул однажды великий русский полководец святой князь Александр Невский. Пред лицом смертельной угрозы, когда немецкие рыцари стальной лавиной двигались на русских, Александр Невский надеялся на то, что правда должна непременно победить. Ведь они начали эту кровавую бойню. Ведь русские совсем им плохого ничего не сделали, так что же они своей немецкой «свиньёй» лезут на святую Русь?! Благоверный князь с небольшим, плохо вооружённым войском, выступил на защиту родной земли. Он знал, что немцы вмиг его «сотрут» в порошок сталью, огнём и железом. И от русских не останется ни одного солдата. Но здесь вот и решила исход битвы не сила оружия и воинства человеческого, а Правда Божия и всесильная Небесная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Но среди печали и слез о почившем, без сомнения, не раз возникала в голове Александра мысль о предстоящем ему великом служении, и решение его родителя оставить его в более или менее близком будущем самостоятельным князем в новгородской земле не могло быть для него неожиданностью. «Ежели бесспорно, – говорит историк, – что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера, то несомненно, что Александр Невский твердостию воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, уменьем видимо уступать, выждать время и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к уменью достигать своих целей, не раздражая противников и в то же время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней, т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его князь был в согласии с интересами и волею народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр умел так хорошо поставить себя и так мудро приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и новгородцы не восставали на его распоряжения. «Нет сомнения, что Александр первые годы своей жизни в Новгороде, будучи еще малолетним, не мог сам управлять народом, и за него правили отцовские бояре, его пестуны, под руководством и при деятельной помощи самого Ярослава; следовательно, все успехи за это время принадлежат собственно Ярославу и его боярам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть Почему Александра Невского боятся и сегодня К 750-летию со дня кончины святого благоверного князя Андрей Геращенко 15.11.2013 339 Время на чтение 12 минут В Польше и вообще на Западе, а также у многих сторонников евроинтеграции в нынешней Белоруссии имя Александра Невского вызывает сильное раздражение. Если говорить о поляках и белорусских сепаратистах - противниках Союзного государства и сближения с Россией, то в данной среде Александр Невский наряду с Александром Суворовым является одним из наиболее ненавистных исторических персонажей. С генералиссимусом А.В. Суворовым всё достаточно понятно - именно он разгромил польский мятеж под руководством Т. Костюшко, вспыхнувший в Кракове в 1794 году и затем распространившийся на другие польские и частично на литовско-белорусские территории. Польская и ополяченная католическая белорусско-литовская шляхта хотели восстановления Речи Посполитой и своего господства над православными белорусами. Крестьяне это восстание не поддержали, а Суворов сделал то, что блестяще умел делать, - быстро победил противника, разгромив Костюшко в Варшаве. Но в современной Белоруссии Т. Костюшко провозглашён национальным героем только на том основании, что родился на территории Белоруссии и воевал против России. Поэтому личность Суворова подвергается нападкам в стиле «душитель и палач белорусского народа», хотя именно белорусский народ и обязан, прежде всего, Суворову своим освобождением от шляхетской неволи. Существует музей А.В. Суворова в Кобрине, Суворовское училище в Минске, однако определенными силами постоянно делаются попытки убрать имя генералиссимуса из названия военного училища, преобразовав его в «шляхетский корпус», и ликвидировать музей. В этом смысле схожая и явная неприязнь поляков и белорусских «свядомых» в отношении святого благоверного князя Александра Невского кажется куда менее понятной и обоснованной: с Польшей он не воевал. Однако причины такого отношения становятся понятны, если вспомнить об интересе, проявленном Римским Папой Иннокентием IV к личности русского князя. Этот интерес заключался вовсе не в желании завязать отношения со знаменитым полководцем. Папа, понимая, что после монгольского нашествия Русь оказалась в крайне сложной ситуации, попытался этим воспользоваться и направил Александру Невскому два письма, когда в 1247 году тот находился в Золотой Орде. Он предлагал Невскому принять католичество, перевести в католичество Русь, обещая за это совместную борьбу против монголов путём организации общих крестовых походов против Орды.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть Благоверному князю посвящается В Санкт-Петербурге прошел очередной тур V Международного Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни 30.10.2006 447 Время на чтение 3 минуты С 9 по 12 сентября в Северной столице проходил V Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни . По сложившейся традиции он проходит в несколько туров, приуроченных к памятным датам, связанным с именем Александра Невского. Начинается каждый фестиваль осенним отборочным туром, в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи Великого князя, перевезенные в Северную столицу из древнего престольного города Владимира Петром I, чему и посвящен праздник 12 сентября и осенний тур фестиваля. Далее фестиваль шествует в Москву , где в первые числа декабря проходит зимний отборочный тур, посвященный преставлению Александра Невского (6 декабря). Продолжает фестиваль летний отборочный тур, вновь проходящий в Санкт-Петербурге 10-12 июня, который посвящен дню рождения князя Александра Ярославовича. Лучшие из конкурсантов, прошедших отборочные туры, получают дипломы, дающие право на участие в финальном туре фестиваля, проходящем в Витебске, в братской Белоруссии с 31 июля по 1 августа. Именно там и определяются лауреаты и обладатели Гран-при ежегодного фестиваля. Кстати, лауреаты Александро-Невского фестиваля не имеют права участвовать в последующих фестивалях в качестве конкурсантов! Однако с 2005 года у них появилась возможность принимать участие в ежегодном конкурсе лауреатов Александро-Невского фестиваля - это как бы Высшая лига фестиваля, говоря футбольным языком. Такова нехитрая схема Александро-Невского фестиваля. Но вернемся к событиям осеннего отборочного тура, завершившегося в сентябре на берегах Невы (причем в буквальном смысле слова). 9 сентября в Колонном зале " Святодуховского центра " Александро-Невской лавры состоялась регистрация и прослушивание конкурсантов в четырех номинациях: - автор-исполнитель (автор музыки и стихов), - композитор-исполнитель (автор музыки на стихи другого поэта),

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/30/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010