Обер-Прокурор Святейшего Синода, представляя полученные им от митрополита Ростовского Арсения письмо к нему и проповеди Святого Димитрия Ростовского , 8-го января 1760 года сделал Святейшему Синоду следующее предложение: «А понеже как и мною присмотрено, что в тех поучениях некоторые есть малороссийского тогдашняго наречия с польским сходного, того ради Святейший Правителствующий Синод не соблаговолит ли оныя проповеди рассмотреть и что подлежательно приказав исправить и для прославления имени Божия и угодника ево и притом и для всенародяой пользы издать в печать». В деле Святейшего Синода нет никаких сведений о том, чтобы эти проповеди кем-либо, по поручению Святейшего Синода, были рассмотрены для приготовления к печати. Дело заканчивастся только следующею выпискою из Журнала Святейшего Синода от 8-го декабря 1770 года под 24: «Докладывано по нерешенному делу прошлого 1758 года февраля 24 дня и Приказали: присланныя от бы вого ростовского архиерея сказыванные святителем Димитрием митрополитом Ростовским при жизни ево проповеди переплетя поставить с прочими книгами в Синодальной Архиве, куда и дело о том отдать». (Дело Святейшего Синода 1758 года за 2). В Синодальном Архиве есть собрание монастырских грамот. В пояснение того, как составилось в Синодальном Архиве Собрание грамот, приводим следующее определение Святейшего Синода от 13-го сентября 1743 года: «По указу Ея Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по сообщенному из Кабинета Ея Императорского Величества требованию, которым во изъяснение поданной в Кабинет Ея Императорского Величества из Синода от 3-го дня сего сентября ведомости 1 требуется: Троицкий Сергиев и прочия обявленныя в той ведомости монастыри имеют ли такиеж жалованныя грамматы, каковы имеют ставропигиальные Киево-Печерская лавра и Киево-Межигорский монастырь, а какова Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря архимандриту жалованная граммата в нынешнем 1743-м году марта 19 числа дана, со оной притом сообщить точную копию. А понеже по справке в Канцелярии Святейшего Синода канцелярские служители подписками объявили: что таковых граммат в повытьях их по делам не имеются, того ради Приказали: из Троицкого Сергиева из Рождественского во Владимире из Ипатского на Костроме и из других Московской епархии монастырей по силе вышеобъявленного Кабинета Ея Императорского Величества требования с жалованных граммат, какия на оныя монастыри государевы и патриарши имеются, точныя копии с надлежащим настоятелей засвидетельствованием прислать в Святейший Синод в какой возможно скорости; таковых з граммат копии с надлежащим же настоятелей засвидетельствованием для известия Святейшему Синоду и из монастырей протчих всех епархий епархиальным архиереям собрав и переплетя в книги с реэстрами прислать в Святейший Синод немедленно, а которые монастыри таковых граммат не имеют и о тех противу каждого монастыря на реэстре подписать же и о том к синодальным членом и в епархии к архиереом послать указы». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. XX в. на правобережье Днепра в пределах Херсонского у. на территории Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в 24 населенных пунктах. В Бериславе действовали 4 храма, по 2 храма имелось в Б. Александровке (Николаевский и Александро-Невский), М. Александровке, Меловом, Новопавловке. Наиболее значительными общинами помимо приходов в Бериславе являлись приходы в Тягинке, Б. Александровке, Ново-Воронцовке, в селах Архангельское (ц. во имя арх. Михаила, построена в 1897) и Качкаровка. Село Б. Александровка (до 1803 Новоалександровка, ныне пос. Вел. Александровка) в кон. XIX в. стало центром благочиния, при Николаевском храме была открыта церковноприходская школа. В Херсонском у. находился богатый земельными владениями Григорие-Бизюков мон-рь. На левобережье Днепра на территории Н. и Г. е. наиболее крупные приходы были в Каховке, Горностаевке, Каирах (Днепровский у.), Геническе, В. Рогачике (Николаевская ц., Успенский храм, построенный в 1870), Б. Лепетихе (Николаевская ц., в 1881 началось строительство каменной ц. во имя св. кн. Александра Невского), Н. Серогозах, в селах Рубановка, Агайманы (Мелитопольский у.). В Днепровском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы также действовали в Британи, Б. Благовещенке, Воскресенской, Громовке, Догмаровке, Заводовке, Князе-Григоровке, Константиновке, Любимовке, Натальевке, Нов. Благовещенке, Ново-Дмитровке, Новоелизаветовке, Новониколаевке, Новомихайловке, Новоалександровке, Новоалексеевке, Новопокровке, Новорепьевке, Новотроицком, Отрадовке, Софиевке, Чалбасах, Чернянке. В Мелитопольском у. в пределах Н. и Г. е. правосл. храмы имелись в Благодатном, Болграде, В. Серогозах, В. Торгаях, Зеленом, Ивановке, Калге, Екатериновке, М. Лепетихе, Николаевке, Н. Торгаях, Н. Рогачике, Новогригоровке, Новоалександровке, Семёновке, Павловке (Мустапой), Петровке (Мустапой), Покровке, Ст. Домузле, Стокопанях, Ушкалке, Чокраке, Шоттовке, Юзкуе, Демяновке. Геническ сильно пострадал во время Крымской войны, при обстреле города сгорела в числе др. построек Успенская ц., вскоре вместо нее был сооружен Успенский собор. В кон. XIX - нач. XX в. местный подвижник старец Созонт (ок. 1850-1908) испросил позволение на выделение земли для устройства мон-ря. Участок выделили, здесь старец вырыл земляную келью, собирал средства на храм подаянием. В 1904 г. на собранные старцем Созонтом средства и на его вклад было устроено Геническое подворье Кизилташского во имя святителя Стефана Сурожского монастыря , в 1907 г. на подворье была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Третий храм появился в Геническе также в нач. XX в.: на русское кладбище была установлена церковь, перевезенная из Юзкуя. В 10-х гг. XX в. в городе образовалась жен. община, однако своей церкви у нее не было. После кончины старца Созонта в Геническе продолжалось его почитание.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

И во исполнение оных Его Императорского Величества Высочайших указов Святейший Правительствующий Синод приказали : 1) по оным Его Императорского Величества именным указам в монахи и монахини пострижение чинить с позволения в синодальной области и в ставропигиальных монастырях Святейшего Синода, а в епархиях тех епархий архиереев с крайне прилежным и наикрепчайшим рассмотрением и без всякого излишества, как оными Его Императорского Величества указами повелено во всём непременно; 2) когда, где, в которых именно монастырях, кто, из каких чинов и по каковым о свободности их свидетельством и в какие от роду лета в монахи и монахини пострижены будут, в Святейший Синод присылать по прошествии каждого года всеконечно в январе месяце рапорты, в которых рапортах и определениях постриженных сколько где налицо по чинам будет, показывать справедливо, и прочие по силе вышеписанного Его Императорского Величества указа обстоятельства, яко о числе церквей, в которых повседневная служба бывает, и в коих не по все дни, тако и о крылошанах и в прочих званиях обретающихся монахах объявлять именно; 3) настоятелям монастырским всеприлежно наблюдать, чтоб монашествующие в монастыре содержали себя, как долг монашества требует и святые правила повелевают, без всякого преткновения и зазора, и оных настоятелям содержать добропорядочно с крайним о них попечением, якоже звание их одолжает; из монастыря в монастырь переходить и нигде бродить отнюдь не попускать, и как в том так благочинном поведении монахов и в прочем поступать без всякого послабления непременно, по Духовному Регламенту и по указу 1701 года и другим, в пополнение оных Регламента и указа учинённым Святейшего Правительствующего Синода напредь сего определениям; в чём над настоятели монастырей синодальной области и ставропигиальным Бизюковским Московской синодального правления Канцелярии и Духовной Дикастерии, а над епархиальными епархиальным архиереям иметь прилежное смотрение и письменно о том им накрепко подтверждать; 4) по сему к синодальным членам, в епархии к архиереям, в Духовные Дикастерию и С.-Петербургское Правление, и в ставропигиальные монастыри послать указы, а в Московскую синодального правления Канцелярию сообщить ведение, а Правительствующему Сенату с помянутых Его Императорского Величества именных указов сообщить копии, а к сочинению по силе вышепомянутого Его Императорского Величества указа определения о сочинении порядочного монастырям штата, коликому числу монахов в котором монастыре по званиям быть надлежит, и что им из доходов употреблять и о прочем, выписав надлежащее из оного Его Императорского Величества, також и из прежних указов и резолюций кабинетных, о сочинении Троицкому Сергиеву монастырю штата, сделав экстракт, предложить впредь Святейшему Синоду немедленно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преданный сердечно епископ Антоний 1905 24 Друже и святителю! Вчера я водворился во святой Лавре и так проникся ее красотами, духовными и видимыми, что спешу пригласить Вас сюда для созерцания их. Я здесь до Духова дня, а вторично приеду пред Успением и пробуду до Покрова. Когда Вам сравнительно свободно? Наипаче наблюдай 28 августа. Тогда обнесение мощей преподобного Иова вокруг церкви и может быть я приглашу киевского святителя [Флавиана (Городецкого)]. Новости последних заседаний Синода: открывают Уральское викариатство и Холмскую епархию делают самостоятельною. Вероятно, что Иркутский ректор отец Никон [Бессонов] переведен в Тифлисскую семинарию, а иеромонах Арсений ректором в Иркутск (бывший инспектор Киевский). Прошу молиться за преданного сердечно собрата Антония 1905 25 Друже и святителю! И Вас взаимно благодарю за посещение, за молитву, за братскую студенчески-искреннюю беседу и за дружеские чувства. Взаимно прошу считать меня неизменно преданным. Жаль, что поспешили отъездом. Завтра приедет Преосвященный Евлогий [Георгиевский] и Димитрий (Абашидзе), а 29-го пятый святитель Феодосий [Олтаржевский], уже записанный в братство Бизюкова монастыря, в виду его отказа от викариатства, уже Высочайше утвержденный. Конечно сия опала продолжится вероятно недолго. Преосвященный Димитрий [Абашидзе] Вам кланяется, а архимандриты и другие мои гости просят благословения. Народу нынче менее прошлогоднего: забыли оповестить заблаговременно. Если епископ Феодосий [Олтаржевский]согласится погостить у меня до 8 сентября, то я получу возможность съездить в Холм и на открытие епархии; ожидается там и митрополит Флавиан [Городецкий]. По одним ректором в Казань назначен доцент Иннокентий (Ястребов), а по другим епископ Алексий [Дородницын]. Прошу святых молитв за любящего собрата во Христе епископ Антоний. 26 августа 1905 года 26 Друже и владыко! С радостью ожидаю Вас на 20 августа в Лавру, накануне или за день прошу предупредить телеграммой. Надо ехать Вам на Ровно по скорому поезду «Санкт-Петербург – Юг», который вечером (7 часов 15 минут ?) выходит из Санкт-Петербурга. Билет берите на Рудно Почаевскую. Первая и единственная пересадка будет в Здобунове (первая станция после Ровно); выехав на утренней заре 19 августа, Вы 20 в 10 часов утра будете на Рудне, где Вас будет ожидать карета и чрез два с половиной часа привезет в Лавру. Было бы приятнее, если бы Вы пожаловали в пятницу 19-го, 20-го же после поздней (по субботам всегда) отчитали бы акафист пред иконой Почаевской, 20-го вечером вышли бы на литию, а 21-го совершили бы литургию. Если 21-го вечером поедете из Лавры, то 23-го рано утром будете во Пскове.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные ... Нилом Поповым//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914. В.А. Прохоров, Ю.Н. Шорин, 2003 г. Бизюков мужской монастырь в честь Воздвижения Креста Господня располагался в 9 верстах от Дорогобужа, на правом берегу Днепра. Основан в первой половине XVII в. сыновьями боярина М.Г. Салтыкова-Морозова Федором, Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской церкви в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польским королем Сигизмундом III. Впоследствии Федов Салтыков принял постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители. В 1640-х гг. многие иноки покинули монастырь, спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Бизюкова монастыря на Смоленского униатского епископа Ф. Исайковского, который «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского уезда униатский епископ А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Бизюковом монастыре «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех». До 1654 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриарха, но фактически монастырем управлял Киевский митрополит. В 1654 году, после взятия Смоленска русскими войсками, монастырь перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 ноября 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Бизюковым монастырем «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм. Ок. 1662 г. иером. Сергий и постриженик монастыря инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Бизюков монастырь, а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=38460

4 декабря 1803 г. Указом Императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняется. Положенная на него штатная сумма обращается на содержание Григорьевского монастыря. «Таврийский Афон» – так назвал современник той далекой поры место, где стоял Свято-Григорьевский Бизюков монастырь. Вглубь его высоких покатых склонов и обрывистых берегов уходили подземные ходы и пещеры, тянувшиеся на десятки километров. Кем и когда они вырыты, точно не известно. Есть только предположения, что оставлены они с той поры, когда земли эти нещадно топтали дикие и жестокие кочевники, не оставляя ничего живого на своем пути. В более поздние времена ходами пользовались запорожцы и ищущие уединения христиане. К концу XIX столетия монастырь имел на своей территории собор Вознесения Господня и пять церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор), Трех Святителей – Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и располагалась в северо-восточной части архиерейского особняка. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок и горним откровением. В начале ХХ столетия монастырь представлял собой обширное поселение. На монастырских полях паслось: 1000 голов рогатого скота, 2 000 лошадей и более 20 000 овец. Его земельные владения простирались на территории 45х7,5 километров и имели площадь 32 тыс.га. Здесь выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В садах произрастало множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в изобилии делали замечательное монастырское вино. Урожайность на монастырских землях значительно превышала среднюю по Херсонщине и составляла 70 пудов (зерна пшеницы) с десятины. В начале ХХ столетия монастырь уже обеспечивался собственной электроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…» В 1924 г. электростанция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=26596

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено, «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…» Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня. Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Г.А. Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя – в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г. По преданию, средства на ее строительство были получены частично от запорожских казаков. В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришел в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа. Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.

http://sobory.ru/article/?object=26596

Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай: В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего. Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев. Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство «трудившихся». Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания. Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель – оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ – аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами «А.И.” или «Е.И.» (архимандрит или епископ). Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февр.1892 г.) этого великого старца Божия – прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: «Благо мне, яко смирил мя еси Господи» – литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти. Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Богослужения [ править править код ] Праздники: Покров Пресвятой Богородицы 1 (14) октября Память свт. Григория, просветителя Армении 30 сентября (13 октября) Местонахождение [ править править код ] Адрес: 74370, Украина, Херсонская область, Бериславский район, с. Красный Маяк Телефоны: (05546) 4–15–17, 4–15–10, 4-15-35 Проезд: По милости Божьей с 23 июня 2006 г. открыто постоянное ежедневное автобусное сообщение по маршруту " Центральный автовокзал " (г. Херсон) – Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь (с. Красный Маяк, Бериславского района). Где остановиться [ править править код ] При монастыре есть гостиница для паломников. В ней обустраиваются просторные комнаты со всем необходимым к проживанию. Гостиница находится в капитальном трехэтажном здании бывшего братского корпуса. Из ее окон открывается вид на живописные окрестности, Днепр и внутренний дворик. Правила для проживающих в гостинице: В гостиницу принимаются особы, достигшие 18-летнего возраста. Дети принимаются с взрослыми, которые несут за них ответственность. Для поселения в гостиницу необходимо иметь при себе паспорт, который в период проживания находится у коменданта. В гостиницу принимаются паломники, которые постоянно посещают храм и принимают Таинства. Паломники могут пользоваться библиотекой гостиницы. Паломники обязаны вести себя по-христиански, как на территории монастыря, так и за его стенами; бережно относиться к монастырскому имуществу. Паломники обязаны поддерживать порядок в кельях, экономно использовать воду. В кельях запрещается принимать пищу и хранить продукты. В кельях запрещается пользоваться свечками и дымить. Запрещается что-либо класть на подоконники, ставить на кровати сумки, срывать цветы. Запрещается сушить белье в кельях, бросать что-либо в раковины и унитазы; мусор следует выносить в урну на улицу. Во время богослужения все обязаны быть в храме; отель в это время закрывается. Приводить посторонних лиц в гостиницу запрещается.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

13 авг. 1910 г. был назначен архиепископом Полтавским и Переяславским. При Н. в Полтаве было начато строительство Епархиального дома, были организованы миссионерские курсы, прошли съезды законоучителей, начал работу Кружок законоучителей им. Иоанна Кронштадского. 8 марта 1913 г. был переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. В 1914 г. его трудами при Григориево-Бизюковом мон-ре была открыта пастырско-миссионерская семинария с 3-летним курсом обучения (принимались лица, закончившие 3 класса духовной семинарии или учительские школы и семинарии, а также диаконы и псаломщики - учителя церковноприходских школ). Во время первой мировой войны по инициативе Н. был сформирован для отправки на фронт санитарный отряд из братии Григориево-Бизюкова мон-ря. Были устроены лазареты для раненых при госпитальных церквах в Николаеве и Одессе, в Григориево-Бизюкове, Архангело-Михайловском и других монастырях, организовывались сборы пожертвований в пользу детей погибших воинов, был открыт епархиальный лазарет. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, в мае того же года участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных перенесению останков лейтенанта П. П. Шмидта и казненных вместе с ним революционных матросов с о-ва Березань в Севастополь. 28 сент. 1917 г. уволен на покой и назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1919 г. назначен управляющим Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . Во время кампании по вскрытию мощей присутствовал при организованном властями осмотре хранившихся в то время в Донском мон-ре мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и подписал соответствующий акт. В 1920 г. назначен управляющим Курской и Обоянской епархией. В том же году Н. был арестован и отправлен в Москву, но вскоре освобожден и вернулся в Курск. 23 авг. 1921 г. возведен в сан митрополита. После ареста в мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2564626.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010