е. отапливаемая) церковь «Введения Пресвятой Богородицы» 636 , построенная в 1519 году 637 и занимавшая второй этаж здания («на подцерковье»). В настоящее время эта церковь , как и прилегающая к ней строения, вследствие переделок отступили от своего первичного плана. Из описи 1773 года видно, что с алтарем по наружной мере она была длиною в пять (прежних) сажень и два аршина, а шириною в пять сажен с четвертью аршина 638 , внутри же была длиною с алтарем в три сажени и два с лишним аршина, а шириною – в четыре сажени с полвершком 639 . Таким образом: а) своим размером она соответствовала той длине и ширине ее, какие можно видеть с восточной и южной (или по компасу западной) ее сторон (см. рисун. XXI, XXII XXIII). б) Внутренняя площадь главной части церкви имела вид не квадрата, но параллелограмма, ширина которого равнялась приблизительно удвоенной его длине. План восточной стены алтаря представлял собою не полукружие, но ломанную линию (см. рисунок XXI). Рис. XXII. План церкви Введения (второй этаж) 1. Алтарь церкви Введения (бывшая церковь и алтарь). 2. Церковь Введения (бывшая трапеза). 3. Бывшая келарская (?). 4–5. Ризница. 6. Паперть. 7. Лестница в нижний этаж. 8. Лестница в бывшую библиотеку и на колокольню. 9. Проходная комната и чулан. 10. Дверь во второй этаж здания, что под колокольнею. А–Б. Оси коробовых сводов К церкви с западной стороны непосредственно примыкала трапеза, составлявшая с нею одно здание и сообщавшаяся с нею посредством двери 640 , чрез которую братия в большие праздники носила в трапезу образа 641 . Построенная не ранее начала XVI века одновременно с Введенскою церковью, когда кирилловское братство было уже многочисленным, трапеза представляла в своем плане довольно объемистый квадрат, имевший, по словам описи 1601 года, в длину и поперег по семи с половиною (древних) сажен 642 . Посредине этого квадрата 643 находился каменный четыреугольный столб, поддерживавший своды, которые, судя по аналоги с другими однородными трапезами, были, вероятно, цилиндрическими 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний ее этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является ее ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей. В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ века. 5. Казенная палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. 1-й этаж был сушилом, на 2-м была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на 1-м этаже выставочное помещение. 6. Колокольня кон. XVI в. Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами - папертью с главными храмами - собором Рождества Богородицы и церковью Благовещения. Галерея относится к XII в., крыта кровлей позже. Ярус звонов открытый с четырех сторон. Набор колоколов 17. 11 из которых современного литья, изготовлены в Воронеже на средства Фонда культуры. В шатре колокольни имеются старинные башенные часы. Реставрация их не завершена. 7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. XIX и ХХ вв. До XIX в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда не имела. От каменной ограды XIX в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е годы. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно не удачный, поскольку не несет никакой логической нагрузки, декоративный). Келейные и хозяйственные постройки монастыря не сохранились, они были деревянными. Для женской обители в нач. ХХ в. были выстроены три больших двухэтажных корпуса, один из них - игуменский - прилегал к северной пристройке Святых врат. Два других находились на северной стороне, за храмами, там же была столовая и хозяйственные приспособления. Кроме корпусов на территории монастыря было несколько строений на склоне перед монастырем: гостиница для паломников с чайной, скотные дворы (от них сохранилась каменная постройка, где жили скотницы) вблизи Бородаевского озера, а также деревянная школа для девочек, построенная в 1909 г. на средства монастыря и содержавшаяся за счет обители (находится на южном склоне под монастырем; сейчас там живут две семьи работников музея).

http://sobory.ru/article/?object=00501

Братский корпус - единственное гражданское каменное здание обители - много раз перестраивался. Первоначально был сооружен одноэтажный корпус с поварней, квасоварней и сушилом, впервые названный в отписи игум. Тихону от 22 дек. 1674 г. как «каменные поварни и сушило» (ГААО. Ф. 191. Оп. 1. Д. 655. 1675 г. Л. 42-42 об.). Подробнее это строение представлено в отписи мон-ря келарю старцу Арсению 20 апр. 1677 г. (Арх. СПб ИИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1003. Л. 74). В 1851-1852 гг. бывш. поваренный корпус был перестроен в 2-этажный братский корпус с настоятельскими покоями; одновременно сооружена деревянная галерея на каменных столбах, соединившая корпус с каменными переходами между храмами. Согласно описи 1891 г., в корпусе (длина 30 саж., ширина 8 саж.), «нижний этаж коего и средняя часть верхняго этажа каменные, а остальная часть верхняго этажа деревянная», на верхнем этаже находились 5-комнатные покои настоятеля (правящего архиерея), на нижнем - братские кельи, трапезная и келарская с кухней (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1504. Л. 3-5 об.). После 1920 г. 2-й этаж корпуса вместе с деревянной галереей был уничтожен пожаром. Впосл. здание было перестроено для нужд ОАО ПО «Севмаш» с добавлением 2-го каменного этажа. К 2015 г. в корпусе располагались его производственные помещения. Часовня в честь Сретения Господня (1860) над гробницей праведных Антония и Феликса, построенная на месте деревянной Сретенской ц., стала последним каменным монастырским зданием. Согласно описи 1891 г., 8-угольная часовня, диаметром 21/2 саж. и высотой 31/2 саж. имела деревянные купол и главу. Посредине часовни находилась деревянная гробница с чугунной плитой. На плите надпись: «Когда слава жизни бывает непричастна печали одно мгновение и все это смерть отнимает у нас. Дети знаменитой Марфы Новгородской посадницы Антоний и Феликс» (Там же. Д. 1503. Л. 42 об.- 43 об.). В 60-х гг. XX в. здание было снесено. Библиотека В описи 1551 г. указано, что в собрании К. м. хранились Евангелие-тетр «в десть, на бумазе, без Еуангелистов», Апостол-тетр «на бумазе, заставицы на золоте», 2 Псалтири, «Шестодневец», Минеи, Ирмологий «под знаменьем», Триоди Постная и Цветная, Служебники, а также характерные для монашеской среды «Лествица Толковая в полдесть», сочинения преподобных Дорофея Газского, Симеона Нового Богослова и Петра Дамаскина (Опись.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Еще при жизни ктиторов близ И. П. м. были основаны часовни и кельи. В наст. время существуют 7 парекклисионов, построенных в поздневизант. и поствизант. периоды. В неск. десятках метров к югу от мон-ря был воздвигнут кладбищенский храм в честь Успения Пресв. Богородицы. 1-й этаж с сер. XIV в. использовался как костница, 2-й этаж был надстроен в 1630 г. мон. Хадзи-Акакием из Сидирокастрона (отремонтирован в 1857). В неск. стах метров к западу от И. П. м., на дороге, к-рая в визант. период соединяла обитель с г. Серры, находится парекклисион Рождества Пресв. Богородицы (кон. XIV - нач. XV в., перестроен в 1756) с фресками. Пещерный парекклисион Преображения Господня (XV в.) расположен на отвесном зап. склоне горы Меникио. К северу от мон-ря, в оливковой роще, в XVI в. был построен парекклисион св. Таксиархов, отремонтированный и расписанный в 1763 г. (сохр. также более ранняя фреска, датируемая 1637). В 1622 г. к северо-западу от И. П. м., рядом с горным потоком, текущим по ущелью, был сооружен парекклисион прмц. Параскевы с источником св. воды. В 1776 г. к западу от монастыря был воздвигнут парекклисион св. бессребреников Космы и Дамиана. К югу от И. П. м. находится парекклисион в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Библиотека насчитывала 313 рукописей (ок. 100 на пергамене и ок. 200 на бумаге) и 1,5 тыс. печатных книг. В средние века в И. П. м. действовал скрипторий. Монастырские акты находились в составе 2 картуляриев XIV в. (изд. A. Гийу по копиям XIX в.). Картулярий А, содержащий древнейшие акты (копии 14 хрисовулов, простагм, сигиллиев, Типикона И. П. м. и др.), хранится в б-ке Пражского ун-та. Картулярий В, включающий документы с 1279 по 1800 г.,- в Центре славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева в Софии. Там же хранится большая часть рукописного собрания И. П. м., в т. ч. Апостол-апракос и Апокалипсис (Дуйчев. Греч. 176; Prodrom. γ. 23, 2-я пол. Х в.), Толковое Евангелие (Дуйчев. Греч. 177; Prodrom. P. A. 2, XI в.), 16 Слов свт. Григория Богослова (Дуйчев. Греч. 282; Prodrom. P. A. 14, 2-я пол. XI в.), Номоканон (Дуйчев. Греч. 21; Prodrom. P. В. 9, кон. XII - нач. XIII в.). Святыни

http://pravenc.ru/text/577916.html

е., Службы в один этаж; ж., Небольшой домик для сторожей, также в один этаж; и з., Оградную стенку вокруг всего места. На все эти постройки были составлены сметы, которые по рассмотрении были утверждены в апреле 1860 года. К исполнению построек было приступлено в том же году. 30 августа 1860 года заложен был собор во имя Св. Живоначальной Троицы, и тогда же началась кладка фундаментов. К постройкам же оградной стены, сторожей и служб было приступлено в начале 1860 года. Во исполнение этих проектов возведены: 1 . Собор во имя Св. Живоначальной Троицы о пяти куполах и с двумя башнями для колоколен, длиною с алтарем 20 сажен, шириною с абсидами на севере и юге 12 1 / 3 сажен и вышиною с цоколем и с крестом на большом куполе 13 сажен. Под алтарем, дьяконником и жертвенником устроен цокольный этаж для помещения ризницы, с внутреннею лестницею в алтарь. Собор построен по образцу древних афонских церквей, с хорами для женщин по обычаю православных церквей на Востоке. Собор этот может свободно вместить в себя более 1.200 человек. 2 . Дом для Духовной Миссии в два этажа, длиною 30 сажен и вышиною с цоколем до 5 сажен, с внутреннею церковью во имя св. мученицы царицы Александры. В верхнем этаже помещаются начальник нашей Духовной Миссии, члены Миссии, библиотека, состоящая из четырех комнат, и две квартиры запасные для почетных особ. В первом этаже с южной стороны здания устроен приют первого разряда для мужчин, с западной стороны – кухни и разные службы, принадлежащие Миссии, а с северной и восточной сторон – отдельные комнаты для помещения богомольцев духовного звания. С южной и западной сторон устроены подвалы для удобств дома, а также устроены с южной и северной сторон здания продольные коридоры под первым этажом для выноски нечистот из отхожих мест, дабы избежать устройства выгребных ям внутри здания, что было бы неудобно по климатическим условиям. С западной стороны здания за цистерною на черном дворе устроен сарай для хранения топлива. 3 . Госпиталь в три этажа (считая в том числе и цокольный этаж) на 60 кроватей, длиною 20 ½ сажен, шириною 10 2 / 3 сажен, вышиною с цоколем 5 сажен. В верхнем этаже помещаются палаты для больных, разделенные залою. В этой зале поставлена продольная деревянная перегородка, разделяющая мужское и женское отделения. В первом этаже – аптека с лабораторией, квартиры доктора, аптекаря и смотрительницы, с кладовыми для госпитального белья. В цокольном же этаже – кухни, прачечная, кладовая для дров и провизии, и другие удобства. На черном дворе госпиталя устроен небольшой сарай и возле двора навес для сушки белья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как своды их, так и стенки и внутренние полуколонны были изукрашены живописью XVI века (см. рисунок XXIV) 677 . Первоначальное сооружение этих (?) каменных «святых вороты» (как мы видели) 678 относится, вероятно, к 1523 году. Но церковь над ними во имя св. Иоанна Лествичника с приделом св. Феодора Стратилата была выстроена не ранее второй половины XVI века 679 . Устойчивость и пропорциональность приворотных опор, рассчитанных на давление больших тяжестей, заставляет полагать, что нынешний вид «святых ворот» обязан задуманной постройка этого надворотнего храма, едва ли не самого замысловатого в монастыре по своей структуре, примененной зодчими времен Грозного. Но замечательно, что хотя боковые (опорные) стенки ворот приходятся под иконостасной и западной (по отношение к алтарю) стенами церкви, колонны церковные, поддерживающие купол, не совпадают с нижнею перегородкою, разделяющею ворота на меньшие и большие, и основания верхних столбов помещаются на сводах (см. рисунки XXVI и XXVIII). Рис. XXVI. План церкви св. Иоанна Лествичника , смежных помещений и нижнего этажа под ними (по чертежу из альбома Н. Мартынова) А. Нижний этаж. 1. Меньшие святые ворота. 2. Большие святые ворота. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кладовые. В. Второй этаж. 1. Алтарь церкви св. Иоанна Лествичника . 2. Средняя часть. 3. Придел во имя св. Феодора Стратилата. 4. Алтарь придела. 5. Паперть. 6 и 7. Бывший арсенал и библиотека (или «казенные палаты») План церкви – прямоугольник без алтарных полукружий 680 . Расположение сводов в обоих этажах, как видно из прилагаемых чертежей (см. рисунки XXVI и XXVIII) довольно сложное. Пред церковью – квадратная паперть, существовавшая еще в 1601 – 1621 годах 681 и соединяющая церковь с казенною палатою, под которою находятся погреба. Время возникновения этой паперти остается загадкой, хотя церковь в своем плане сохранилась, очевидно, без крупных изменений 682 . С фасада (на внутренний и наружный дворы, см. рис. XXVII) можно видеть, что паперть отстроена независимо от казенной палаты (история которой начинается с 1523 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Изученная в ходе археологических работ гражданская постройка на Владычном дворе, вероятно, палата 1350 г. — одностолпное сооружение, подвальный этаж к-рого был перекрыт сводами. Находка многочисленных фрагментов фресок, а также большое количество обнаруженных переотложенных средневек. строительных материалов показывает, что здание имело, по крайней мере, еще один каменный этаж. «Палата архиепископа Василия» пока является самым ранним примером каменного гражданского здания в Н., по своей структуре она гораздо сложнее, чем др. изученные постройки, в основном однокамерные и перекрытые бревенчатым накатником. Среди основных особенностей крепостного зодчества этого времени можно выделить тенденцию к созданию крепостей с более регулярным планом (Орлец, Орешек), появление башен, с к-рых возможно было простреливать фланги. В годы, когда Новгородской епархией 2-й раз управлял архиеп. Моисей (1352–1359), новгородцы возвели, по крайней мере, 10 каменных церквей, при этом заказчиком мн. храмов являлся сам владыка. Среди памятников 50-х гг. XIV в. частично сохранились церкви Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1352), арх. Михаила на Сковородке (1355) и вмч. Георгия на Торгу (1356), археологически изучен Знаменский храм на Ильине улице (1354). Архитектурные формы построек сер. XIV в. обнаруживают очевидную преемственность с зодчеством 30–40-х гг. XIV в.: продолжает использоваться круглая форма зап. столбов, на хорах находятся палатки-приделы, вост. угловые ячейки открыты высокими арками в боковые рукава креста и в апсиду, во всех памятниках встречаются стрельчатые завершения проемов. Есть и новые архитектурные элементы: в волотовском и сковородском храмах нет лопаток на фасадах, а зап. углы открыты высокими арками, в сковородской церкви на зап. фасаде появляется необычное круглое окно в уступчатой нише с валиковым обрамлением, в Знаменской ц. были крещатые столбы. Памятники новгородской архитектуры 50-х гг. XIV в. обладают отчетливой индивидуальностью, при общем варьировании единой конструктивной и композиционной схемы (4-столпный одноапсидный одноглавый храм с одним или несколькими притворами) каждый раз возникает образ, далекий от какого-либо шаблона. Среди основных черт построек этой эпохи — вертикализм построения архитектурных форм, камерность, лаконизм решения как фасадных плоскостей, так и интерьера. В декоре памятников новгородской архитектуры 50-х гг. XIV в. продолжают применяться «готические» формы, но роль их невелика, значение этих элементов резко увеличивается только в 60-е гг. XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Кротость можно еще и так выразить: никого не обижать и терпеливо сносить любые обиды. Поистине, агнец есть образ кротости. Представьте себе Христа перед озверевшими судьями. В то время как они кричали, ругали Его, плевали в Него и рвали на себе одежды, Он стоял безмолвно, как агнец безгласный. Мирная тишина Его души была подобна сиянию покоя над вспененным бурей морем. Эта тишина была так чудесна и непостижима, что Апостол заклинает ею христиан, говоря: Я же, Павел, ...убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2Кор.10:1). И Апостолы были совершенно подобны в кротости Учителю своему. Он завещал им быть ягнятами в стае волков, то есть завещал быть кроткими среди наглых и терпеливыми среди мстительных. Он учил их быть терпеливыми, как кормящие матери, которые страдают от вскармливаемых чад, но терпеливо сносят эти муки: Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес.2:7). Некие посетители, навестившие одного Святого, удивились, как этот святой человек сносит ругань чабана, бранящегося возле его лачуги. А он на это ответил: " Этим я учусь терпеть зло, говоря себе: как же я смогу снести большее зло, когда оно придет? " Другого старца постоянно обкрадывал сосед, который ему прислуживал. Когда бы тот ни заходил в покои старца, он непременно что-то прихватывал и уносил. Старец все это замечал, но ничего ему не говорил. Когда же пришел смертный час старца, и все соседи собрались вокруг его смертного одра, старец поцеловал руки слуги своего со словами: " Этим рукам я обязан тем, что сейчас отхожу в Царство Небесное " . О, кроткие, вы получите в наследство всю землю. Вы недоумеваете, как это? А так, как и Апостолы. Чьи имена известны сегодня по всей земле больше, чем их? Речи какого властелина слышны сейчас повсюду громче, чем слова Апостолов? Не имеющие кротости не унаследуют ни пяди земли, ни здесь, ни в Раю. И ты, христианин, созидай третий этаж своей райской пирамиды с помощью кротости. Кротость подобна драгоценному камню аметисту, который переливается прекрасными нежными оттенками. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАЖ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Опись же 1730-х годов упоминает опять только о двух палатах: книгохранительной и крепостной, над которыми на столбах возвышалась колокольня 631 . Отсюда можно заключать, что опись 1668 года только приблизительно определила местонахождение ризницы, занимавшей помещение не под колокольней, но (смежное с ним) над церковью архангела Гавриила. (Такая неточность в описи могла произойти вследствие того, что вход в ризницу и в колокольню был общим со стороны трапезной паперти) 632 . По крайней мере на плане 1720 года церковь архангела Гавриила изображена уже с верхним рядом окон, т. е. с ризницею, которая определенно упоминается в описных книгах 1730-х годов. Поэтому происхождение ризницы над церковью архангела Гавриила возможно относить к XVII веку, когда вход в нее был, очевидно, с юго-западной стороны церкви архангела Гавриила (см. рисун. XVI). В 1601 же и 1621 годах, вероятно, над двумя палатами книго-хранительными помещалась непосредственно колокольня (предполагая, что четвертый (глухой) этаж ее был отстроен в 1761 году), – на которой в то время и находились самые громкие монастырские колокола: а) колокол большой, слитый при старце Леониде в 104 (159 5 / 6 ) году, весом 938 пудов, из меди, купленной на монастырские деньги 633 и для прибавки из 5 монастырских колоколов, разбитых с этою целью, и из обоих колоколов, взятых от «Ивана Предтечи» 634 с горнего монастыря; б) колокол в 400 пудов, отлитый во Пскове в 1551 году на средства Петра Ивановича Шуйского 635 и носивший название «псковитин». Рис. XX. Планы нижних этажей «колокольни» (бывшей библиотеки и других помещений) Рис. XXI. План нижнего этажа под церковью Введения и смежными с нею помещениями. 1. Подвал под церковью Введения. 2. Бывшая хлебня. 3. Бывшая хлебодарня (?) 4. Ледник. 5. Кладовая. 6. Мучной анбар. 7. Подвал под трапезною папертью. 8. Дровяной подвал. 9. Подвал. 10. Выход. 11. Лестница в паперть. 12. Лестница во второй этаж здания, что под колокольнею. А–В. Ося коробовых сводов Рядом с колокольнею, недалеко от церкви архангела Гавриила по направлению к (северо) западу стояла трапезная теплая (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Учебная жизнь в новой Академии сначала сосредоточивалась в другом месте, в том же, где она сосредоточивалась в Троицкой семинарии, именно, во-первых, в корпусе, который идет на север, позади нынешних ректорских покоев и в котором помещается теперь столовая, и затем в нижнем этаже корпуса древних царских чертогов, теперь занятого церковью, ректорскими покоями, столовой, актовым залом и студенческими библиотекой и спальнями. Первый, двухэтажный корпус был выстроен митрополитом Платоном в 1803 году специально для богословской аудитории с библиотекой (вверху) и столовой (внизу). Постройка эта была дорога душе митрополита Платона, и он записал о ней в своей автобиографии: «летом 1802 года я начал новое строение в Лавре для семинарии. Ибо примечал, что богословская палата темна и тесна, а для трапезы семинарии палата не только тесна и темна, но и сыра, рассудил все вновь построить, на основании бывшего за нынешними «чертогами» и уже упраздненного дворца царя Иоанна Васильевича, где после устроены были —711— для нынешнего дворца кухни. Что все каменное устроено на 22 саженях в 2 яруса; внизу хорошая для семинаристов трапеза и подле нее кухня и хлебня, а вверху большая и прекрасная аудитория, а возле нее большие две палаты для библиотеки, а при том в оную аудиторию сделана галерея прямо из чертогов царских, что все с покрытием нового корпуса железом в 1803 году окончено». 3422 При открытии Академии верхний этаж этого корпуса сохранил за собою совершенно то же самое назначение, которое дал ему митрополит Платон; только чрез шесть лет, в 1820 году, богословская аудитория была переведена на место, занимаемое теперь церковью, уступив свое помещение расширившейся библиотеке, которая занимала весь верхний этаж платоновского корпуса даже до второй половины XIX столетия. Аудитория философская и другие заняли и до построения в 1839 г. нового аудиторного корпуса занимали места прежних соответствующих классов семинарии, именно переднюю юго-восточную сторону нижнего этажа «чертогов», т.е., где теперь помещается студенческая библиотека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010