12 января 1779 года Святейший Синод своим Указом направил игумена Феодосия в Софрониевую Пустынь. Игумен обратился с просьбой к князю Г.А. Потемкину, фавориту империатрицы Екатерины II, за помощью о предоставлении новых земельных угодий для монастыря. Князь Г.А. Потемкин для нужд Софрониевой Пустыни, на основании указа Новороссийской канцелярии от 23 мая 1782 года, выделил в Херсонской губернии " при реке Днепр, с правой стороны Пропастной Балки 3.245 десятин степной пустопорожней земли, а сверх того… плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2.000 десятин " . Здесь игумен Феодосий распорядился построить несколько монашеских келий, часовню и храм во имя священномученика Григория, назвав новые угодья " подворьем Софрониевой Пустыни " . В период с 1802 по 1812 год видное место в Пустыни занимал благочинный обители Филарет (Данилевский), в миру Фома. Он был известен своей ортодоксальностью, аскетизмом, непримиримостью к любым нарушениям принципов и сильным поборником Православия. В Софрониевой Пустыни находились каменная соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1405 году на " Чудной горе " , где явилась чудотворная икона; церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1710 году при настоятеле Серапионе, и второй этаж Успения Пресвятой Богородицы; колокольня с библиотекой 4 тыс. томов книг разного содержания; каменная церковь Вознесения Господня, построенная в 1801 году при архимандрите Феодосии; каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1757 году; каменный Ризничный корпус, бывший настоятельский, под ним же большая кладовая; каменный Братский корпус в два этажа, где проживали иноки монастыря; каменный Больничный корпус и т.д. С приходом советской власти были ограблены и превращены в руины многие храмы. Не миновала сия чаша и Софрониевую Пустынь. Зимой 1919 года в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности, но цели своей не добились. В феврале 1920 года обитель была упразднена по причине: " враждебное отношение к советской власти " .

http://sobory.ru/article/?object=13952

23 ноября в 9 часов утра новый храм торжественно был освящен Высокопреосвященнейшим Арсением Архиепископом Харьковским и Ахтырским в сослужении причта и Соборного духовенства при протодиаконе В.Д. Вербицком. После освящения совершена была Его Высокопреосвященством и первая Литургия, во время которой Архипастырь обратился с глубокопрочувствованным и назидательным словом. В конце молебна покровителю храма св. бл. Александру Невскому протод. Вербицким провозглашены были многолетия Государю Императору, св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Арсению, и „строителям и созидателям св. храма сего - гласным Харьковского Губернского Земства " . На богослужении присутствовали: Губернский Предводитель Дворянства Н.А. Ребиндер, А.А. Венике, П.И. Плещеев. С.А. Задонский, П.Р. Ферхмин, врачи и масса болящих и служащих. http://nevsky.kharkiv.org Храм сооружен по проекту профессора архитектуры М.И. Ловцова в стиле времен Московских царей XVII в. в соединении современного искусства, на средства Харьковского Губернского Земства. По форме имеет вид продолговатого четырехугольника с колоннами, на которых покоится купол и своды и с восточной стороны имея полукружие, которое граничит собою алтарь. На правом углу от входа в храм возвышается на четырех столбах колокольня, соответствуя общему стилю храма. По сторонам алтаря имеются две комнаты небольшие, из которых в одной помещается ризница и архив, а в другой пономарка. При входе есть небольшое помещение для раздевальни; здесь же находится и церковная библиотека, книгами которой охотно пользуются больные и служащие. Храм вмещает в себя до 1000 человек; отапливается, как и вся больница, паром, поступающим из общего паровика. Внутри стены храма выштукатурены, украшены лепными работами и расписаны альфрейными красками в зеленовато-фисташковый тон, производящей приятное впечатление. В дни торжественных богослужений храм освещается электричеством. Иконостас нового храма одноярусный, деревянный, выкрашен эмалевой краской в общий тон, с прекрасной золоченой резьбой и полуколоннами; исполнен фирмой Кондратенка в г. Харькове, а иконы в иконостасе писаны на цинке художником Крючковым. В алтаре находится престол, два жертвенника и горнее место с изображением Воскресения Христова. Пол храма сделан из Беренгеймских плиток по красивому рисунку; под половиною храма помещается подвальный этаж. Купол храма увенчан восьмигранной главой с вызолоченным крестом; над колокольней и входом в храм также возвышаются вызолоченные кресты..Храм покрыт листовым ремизом. Стоимость храма свыше 25.000 руб. Все работы по сооружению нового храма велись при деятельном участии и руководстве настоятеля церкви свящ. Михаила Слуцкого и старшего врача П.Р. Ферхмина. http://nevsky.kharkiv.org/stranica-2/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03870

2. Покровский собор. Первоначальный соборный храм Покровского женского монастыря. Двухъярусная церковь на кирпичном фундаменте в псевдорусском стиле построена по проекту В.Н. Николаева. Закладка состоялась 11 января 1889 г., освящение – 17 декабря 1889 г. (строительство продолжалось и в 1890 г.). Храм имел три престола - кроме главного, еще южный в честь св. Ильи и северный в честь Всех Святых. Главный объем церкви завершается центральным луковичным куполом с крестом, на углах установлены еще четыре декоративных главки. С востока главный алтарь увенчан высоким шатром, боковые алтари - луковичными главками. К алтарной части прилегают небольшие объемы, также увенчаны главками. Главный южный вход оформлен притвором с шатровым завершением. В интерьере находился резной позолоченный иконостас, стены были покрыты росписями. В подвале церкви с северной стороны была копия иерусалимской пещеры Гроба Господня. С западной стороны к храму примыкает большой жилой объем. В нем находились кельи основательницы монастыря - великой княгини Александры Петровны, домовая Михайловская церковь, кельи игуменьи, приемные покои, канцелярия, библиотека и другие помещения, над частью объема был возведен второй этаж с покоями для высокопоставленных гостей. В советское время купола были разрушены. В ходе реставрационных работ 1989-1999 г.г. (Ю.Г. Лосицкий) были восстановлены купола, стены укреплены камнем, возобновлена роспись. 3. Новый терапевтический корпус. Сооружен в 1897-1898 г.г. по проекту В.Н. Николаева на средства Николая II в псевдорусском стиле. Расположен на одной центральной оси север-юг с Николаевским и Покровским храмами, на север от последнего. В корпусе располагалась больничная церковь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости». В советское время сильно перестроен. Ныне за пределами монастыря на территории поликлинического комплекса. 4. Трапезная с кухней. Сооружена в конце 1890-х г.г. по проекту В.Н. Николаева. Располагалась к северу от нового терапевтического корпуса, замыкая главную архитектурную ось комплекса. При трапезной действовал храм в честь Архангела Михаила. Разрушена в 1960 г.

http://sobory.ru/article/?object=02898

Новая история Никольского храма С назначением протоиерея Игоря Копылова настоятелем Никольского храма связан новый этап в жизни прихода и его общины. К тому времени здание, в котором проводились богослужения, из-за ежегодных наводнений, опять пришло в негодность, и его нужно было либо перестраивать и расширять, либо искать новое место под храм. Посоветовавшись с Высокопреосвященнейшим Алексием (Кутеповым), архиепископом Алматинским и Семипалатинским, ныне митрополит Тульский и Ефремовский, и получив его благословение, батюшка Игорь приступил обустраивать храм на новом месте, именно в непосредственной близости от того места, где когда-то стоял храм в честь Честного и Славного Успения Божией Матери. Под его реконструкцию пошло здание бывшего банка, построенного в 1939 году. С 1997 года здание бывшего банка стало постепенно перестраиваться под храм. Первая Литургия в храме была отслужена в 1998 году на Сретение. К 2010 году был уже пристроен притвор площадью 99 кв.м. с колокольней высотой 22,5 м и алтарь (площадь 65 кв.м.), в итоге площадь храма стала составлять 399 кв.м. Под одной крышей со зданием храма находится и 2-х этажная пристройка, в которой расположены баптистерий, классы воскресной школы, библиотека и иконная лавка. Каждый этаж имеет площадь 187 кв.м. С другой стороны здания имеется одноэтажная пристройка площадью 98 кв.м, где расположены ризная и склад. Общая площадь здания вместе с храмом в итоге составляет 684 кв.м. Вместимость храма 500-550 человек. На иконостасе Никольского храма часть икон – это иконы с бывшего молельного дома, другая часть – это иконы, написанные в 1999-2000 годы местным художником. Клирос расположен на балконе в левой части храма. А в правой - на стене висит довольно большое полотно размером 2х3 метра, на котором изображена икона «Успение Пресвятой Богородицы». Это икона когда-то принадлежала Успенскому храму, разрушенному в годы советской власти. Полотно было очень сильно повреждено, но каким-то чудом все же уцелело от полного уничтожения. И в 2008 году местная художница Елена Федорова буквально по крупицам восстановила эту икону. Восстановительные работы длились практически ежедневно в течение года. А к престольному празднику, который прошел 22 мая 2009 года, Елена написала новую икону, отражающую события этого праздника – перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. С 1997 года при Никольском храме также действует воскресная школа, а в летнее время – детский православный лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=15463

Эти-то кровные сбережения старой, платоновской Академии и пошли согласно указу Св. Синода‚ на устроение новой Академии в Троицкой Лавре. Новая Академия, таким образом, нашла себе приют в зданиях другого детища митрополита Платона – Лаврской семинарии, приспособляя и обновляя их для себя на деньги, скопленные старой, платоновской Академией. Теперешний аудиторный корпус был создан в конце 30-х годов прошлого столетия при митрополите Филарете. Но до этого корпуса, с самого основания Троицкой семинарии (т. е. с начала XVIII века), на том же месте стоял прежде двух-этажный с подвальным этажом корпус, называвшийся учительским или профессорским. Здесь в бельэтаже, до реформы 1814 года, жили учителя, а в верхнем этаже – троицкие семинаристы. С открытием Академии весь этот корпус, сильно обновленный при митрополите Платоне, был занять профессорами и бакалаврами и занимался ими до 30-х годов прошлого столетия. Учебная жизнь в новой Академии сначала сосредоточивалась в другом месте, в том же, где она сосредоточивалась в Троицкой семинарии, именно, во первых, в корпусе, который идет на север, позади нынешних ректорских покоев и в котором помещается теперь столовая, и затем в нижнем этаже корпуса древних царских чертогов, теперь занятого церковью, ректорскими покоями, столовой, актовым залом и студенческими библиотекой и спальнями. Первый, двухэтажный корпус был выстроен митрополитом Платоном в 1803 году специально для богословской аудитории с библиотекой (вверху) и столовой (внизу). Постройка эта была дорога душе митрополита Платона и он записал о ней в своей автобиографии: «летом 1802 года я начал новое строение в Лавре для семинарии. Ибо примечал, что богословская палата темна и тесна, а для трапезы семинарии палата не только тесна и темна, но и сыра, рассудил все вновь построить, на основании бывшего за нынешними «чертогами» и уже упраздненного дворца царя Иоанна Васильевича, где после устроены были для нынешнего дворца кухни. Что все каменное устроено на 22 саженях в 2 яруса; в низу хорошая для семинаристов трапеза и подле нее кухня и хлебня, а в верху большая и прекрасная аудитория, а возле нее большие две палаты для библиотеки, а при том в оную аудиторию сделана галерея прямо из чертогов царских, что все с покрытием нового корпуса железом в 1803 году окончено» 10 . При открытии Академии верхний этаж этого корпуса сохранил за собою совершенно то же самое назначение, которое дал ему митрополит Платон; только через шесть лет, в 1820 году, богословская аудитория была переведена на место, занимаемое теперь церковью, уступив свое помещение расширившейся библиотеке, которая занимала весь верхний этаж платоновского корпуса даже до второй половины XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Организаторы: Патриарший совет по культуре, Центральный исторический парк «Россия – моя история». Ответственный: Денисова Елена Владимировна, руководитель административной службы Центрального исторического парка «Россия – моя история». Куратор: Середа Иван Васильевич, сотрудник Центрального исторического парка «Россия – моя история». Время проведения: 25–29 января 2017 г. 10:30–20:00. Место проведения: ВДНХ, Центральный исторический парк «Россия – моя история», павильон 57. Проезд: м. «ВДНХ». 4.5. Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года» Организаторы: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; Патриарший совет по культуре. Председатель: Зенкин Константин Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Куратор: Насонов Роман Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Время проведения: 26 января 2017 г. 11:00–18:00. Место проведения: Московская консерватория, Конференц-зал; ул. Большая Никитская, д. 13/6, 2-й этаж. Проезд: м. «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина». Конференция Начало: 11:00. 1.Зенкин Константин Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской консерватории. Приветствие участникам конференции. 2.Старикова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. К истории изучения и возрождения древних монодийных распевов в русском певческом искусстве конца XIX–XXI веков. 3.Рахманова Марина Павловна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания (Москва). Исследование русской православной музыки в XX веке (по опыту работы над 9м томом серии «Русская духовная музыка в документах и материалах»: «Православное церковное пение советской эпохи: довоенный период»).

http://pravoslavie.ru/100449.html

Капранова (угол Сурамской и Батарейной улиц), причем нанят был только верхний этаж. Дело так говорило за себя, что решили не ожидать обычного начала учебного года и открыли школы, вопреки обычаю, с начала марта месяца текущего года. Пишущий эти строки был назначен заведывающим школами, определен был и преподавательский состав – учитель и две учительницы; нашлись добровольные работники – дамы, принявшие на себя преподавание рукоделия для девочек, заведывание библиотекой: и выдачей книг детям и их родителям; нашлись лица, пожелавшие принять участие в открытых при школе народных религиозно-нравственных чтениях. Деятельную поддержку школам на первых порах оказали причт Александро-Невской церкви, некоторые преподаватели духовной семинарии 2-й гимназии, реального училища. Обыкновенно по четвергам, вечером, заведующий школами совершал краткое богослужение собственно для детей и затем беседовал с ними о воспоминаемых Церковью лицах и событиях о поведении в церкви, в школе и дома; все это оказалось безусловно необходимым, так как скоро выяснилось, что домашнего воспитания детям не было дано никакого. По воскресеньям, вечером, заведующий совершал богослужение для приходящих взрослых богомольцев; нередко среди них можно было видеть и солдатиков из близлежащих артиллерийских казарм; скоро образовался небольшой хор, в котором стали принимать участие и дети. Богослужение часто совершал о. ректор семинарии, и это привлекало народ. После проповеди заведующего обыкновенно устраивались народные чтения с туманными картинами; вместе со взрослыми здесь присутствовали и дети; иногда им показывали картины отдельно. Так шло дело до конца учебного года. Открытые школы при бесплатном обучении детей, видимо, приобрели расположение местного населения: среди учащихся до 20% составляли дети сектантов, и сами сектанты посещали чтения, высказывая нередко благодарность инициаторам доброго дела. Убедившись, что школы открыты вовремя и на месте и что они удовлетворяют насущным потребностям населения, руководители школьного дела должны были позаботиться о том, чтобы делу, удачно начатому, дать прочное существование и обеспечить ему дальнейшее развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Владыка Иоанн с патриархом Алексием I «У нас будет 3 этажа и роскошная плоская крыша. В нижнем этаже сооружается небольшая домовая церковь. В ней предполагается еженедельная служба на арабском языке. В церкви уже установлен ореховый иконостас с резьбой, изображающей виноградную лозу, в том стиле, какой выработан Вами. Еще нет в нем икон. Но митрополит Николай прислал мне телеграмму, в которой обещает иконы, специально для этой церкви изготовленные Марией Николаевной Соколовой, антиминс и все прочее. Я не устаю любоваться резным иконостасом из орехового дерева и киотами, установленными в зале. Митрополит Николай благословил церковь назвать именем святого Иоанна Златоуста» Условия жизни в столице Сирии были сказочные. «Как в «Тысяче и одной ночи”, — пишет архимандрит Иоанн Владыке Гурию, после переезда в новое жилище. — Дом — в новой части Дамаска, выходит на площадь, имеющую форму 8-угольной звезды. Жилище мое очень просторно и комфортабельно. Моя квартира (кабинет, церковь, библиотека, гостиная, спальная, 4 балкона и много подсобных комнат) занимает 1-ый этаж. У секретаря — такой же 2-ой этаж, а сверху для гостей и приемов 3-ий этаж. Все удобства, вплоть до центрального отопления на зиму. Центр города. С крыши любуемся звездами, луной, фейерверками. Солнцем любоваться невозможно, т. к. оно посылает угнетающе горячие лучи. Весь дом – огромен. Полы все каменные, лестница — мраморная, как здесь принято. Если бы приехал какой-нибудь весьма почтенный гость, например Вы, то я, конечно, уступил бы такому гостю весь свой первый этаж. Приезжайте! Впрочем, я с бльшим удовольствием приехал бы к Вам, потому что, все-таки, здесь – скучновато». Его письма полны нескрываемой тоски по дому, близким, Родине. Все они начинаются одинаково: «Дорогой и горячо любимый Владыка!». Вот строки из нескольких писем: «Сегодня — 25 августа — день и 12-ая годовщина Вашей архиерейской хиротонии. Вчера послал Вам поздравительную телеграмму, а сегодня особенно усиленно Вас вспоминаю. Впрочем, я вспоминаю Вас каждый день и ежедневно, даже помимо моего желания, в моем воображении встают картины Вашего Днепропетровского домика и сада».

http://pravmir.ru/k-25-letiyu-so-dnya-ko...

Через 100 лет, во время реконструкции тюрьмы по проекту архитектора Шимоновского, были снесены тюремные постройки, примыкавшие к храму. В 1887 г. храм переосвятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1899 г. храм был вновь перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1909 г. по проекту архитектора В.В. Воейкова пристроили звонницу (не сохранилась). Покровскую церковь закрыли вскоре после 1917 г., устроили в ней пересыльные камеры. В 1930-е гг. храм разделили на два этажа, над ним надстроили третий этаж для медсанчасти. В эти годы количество узников Бутырской тюрьмы многократно возросло; всего единовременно в ней содержались до 20 тысяч человек. В Бутырской тюрьме в разное время находились в заключении – С.П. Королев, О.И. Мандельштам, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов. В Бутырской тюрьме содержались более 200 новомучеников (в том числе – митрополит Петр Крутицкий, архиепископ Илларион Верейский, протопресвитер Александр Хотовицкий, священник Владимир Амбарцумов). В настоящее время тюрьма продолжает располагаться в этом старинном комплексе и переезжать не планирует. Храм освятили в 1992 г. на третьем этаже здания церкви. На Пасху 1993 г. в Бутырской тюрьме состоялся крестный ход во внутреннем дворе вокруг храма. В 1997 г. после того как рухнула крыша переместили на первый этаж церковного здания. Его иконостас выполнен иконописцем Ольгой Клодт. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Тюремный замок. У Бутырской (иначе Дмитровской) заставы. Построен в 1782 году. Стены замка составляют квадрат высотой около 4,5 сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания. Главный корпус построен в 1888 году по системе одиночного заключения. В пяти этажах этого здания размещено 396 одиночных камер, 5 карцеров, 4 кладовых, ванная, библиотека и 2 кабинета для занятий чинов судебного ведомства. Другие корпуса перестроены и перестраиваются. По углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых. Внутри замка домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженной в 1879 году и перестроенной в 1884 году. Заботами старосты купца Хрулева церковь в последнее время возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=28664

И лаврская библиотека продолжала снабдевать книгами библиотеку семинарскую; так в 1787 году взяты оттуда в семинарию две кормчих книги; по делам 1781 года значится, что со времени открытия семинарии взято в семинарскую библиотеку из монастырской печатных книг 163 и рукописных 207 252 . В 1805 году, по распоряжению Платона, возвращены из семинарской библиотеки в монастырь и положены для хранения в ризнице следующие три книги, – «яко по древности своей и редкости достопочтепныя»: преп. Никона служебник рукописный на пергаменте, в малую осьмушку, его же евангелие рукописное на пергаменте в осьмушку большую, и евангелие, рукописное на бумаге, писанное рукою митрополита Киприана 253 . По свидетельству Карамзина, бывшего в лавре в 1802 году, семинарская библиотека «состояла из шести тысяч книг, иностранных и русских, исторических, нравоучительных, богословских и пр.» 254 . До 1776 года библиотека помещалась под чертогами, но в этом году предложено было перенести ее в оружейную палату, – каменное двухэтажное здание, находившееся близ Смоленской церкви. Оружейная палата оставалась праздною после 1756 года, когда, по высочайшему повелению, хранившееся там со времен осады лавры оружие взято было в военно-походную канцелярию графа Шувалова. Для помещения библиотеки предназначался верхний этаж здания. Палату уже отделывали для библиотеки, но в июне 1777 года начальство семинарии представило Платону, что это помещение для библиотеки оказывается тесным, и просило дозволения устроить для нее помещение в лаврской колокольне, «при входе с нижнего яруса во второй». Платон дал согласие, и в сентябре 1778 года книги перенесены в новую библиотеку. По сему случаю Платон приказал: 1) «составить вновь каталог всем книгам· 2) мелкие сочинения, как-то: оды, проповеди и проч. из номеров в каталоге выключить, переплести их вместе и вписать в кагалог снова: 3) многие одной книги экземпляры раздать ученикам в награждение; 4) купить статуи недорогие ученых мужей и поставить их в библиотеке в сделанных для того нишах; 5) бывшую библиотечную палату употребить для школы» 255 . В 1803 году для библиотеки устроено помещение в новом здании, построенном позади царских чертогов на месте бывшего дворца царя Иоанна Васильевича. Первая палата в верхнем ярусе этого здания назначена для богословской аудитории, а следующая две палаты – для библиотеки, в которую сделан особый вход с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010