Но таковы ли имена происхождения человеческого? – Человек, доколе имел духовное око чистым и светлым, дотоле мог проникать в существо вещей, и давать имена сообразные с их назначением. Так имя Ева, которым Адам нарек жену свою, выразило вполне ее назначение; Ева точно мать всех живущих. Но имя Каина, которым Ева нарекла первого своего сына, было дано уже в омрачении духовного ока; и потому вышло односторонне и не право. Родив сына, она думала, что приобрела Богочеловека; но как много ошиблась! – Она точно приобрела, но кого? – Братоубийцу. – Не лучше ли бы было назвать его именем Авеля, которое значит плач, сокрушение, суету? Но имя Авеля, оставшееся по ныне в живых, усвоила Ева другому своему сыну – приснопамятному первомученику в мире. Имена человеческие суть выражения впечатлений, которые получаем мы от внешних предметов, суть отпечатки наших мыслей и чувствований. От разных впечатлений происходят разные чувствования и понятия; от разных ощущений и понятий разные названия. Имя Исаака выражает то самое чувствование, которым был исполнен отец его, Авраам, при обетовании ему сына. Быв девяноста девяти лет, он рассмеялся тогда; и вот – имя; Исаак значит: рассмеется. – Исав и Иаков были близнецы, последний держался рукою своею за пяту первого: по этому случаю дано ему имя Иакова, что – значит запинатель. Таковы все имена человеческого происхождения. Человек всегда давал имена по своим мыслям и чувствам, в воспоминание каких-либо событий. Но кто нарек имя человеку, Тот и именам, изрекаемым от человека, не редко сообщал, сообщает и ныне, полноту и силу знаменования. Так Ламех назвал сына своего Ноем, с тою мыслию, что он успокоит его и утешит в старости. И Ной был не токмо охранителем рода человеческого, но и восстановителем его в лучшем виде. Иессей назвал последнего из сынов своих Давидом, возлюбленным. Думал ли отец, что сын его будет возлюблен всему народу Божию? – Будет царем по сердцу Божию? – Есть подобные примеры и в нашей отечественной истории. Родоначальник державного дома Романовых называется Михаилом, что значит: кто, яко Бог ? Известно, что Михаил был совершенно отчужден от престола, и жил в монастыре. Кто, как не Един Бог, мог указать народу Царя в Михаиле, вывесть его из святой обители и возвесть на престол России? – Благочестивейший Царь Алексей Михайлович нарек младшего своего сына именем Петра. Но Всевышний рек: и на сем камени созижду преобразование, честь и славу России, и Европа не превозможет ее. И исполнилось! – Имя Александра значит защиту мужественную. Какое государство в Европе не признавало Императора Александра своим мужественным защитником после 12 года? – Чей престол не защитил он от притеснений безумного честолюбия и не спас от падения?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

а) История термина Богородица (Theotokos). Исторический анализ источников обнаруживает, что этот термин известен с глубокой древности, и его употребляли уже Ориген , свт. Александр Александрийский (+328), свт. Афанасий Александрийский (373), свт. Григорий Богослов . б) Толкование ветхозаветных пророчеств ( Быт. 3, 15; 3, 20; 28, 10–17 ; Исх. 3, 1–5 ; Числ. 17, 9 ; Ис. 7, 14 ; и др.). в) Смысл Ветхого Завета, как периода предуготовления к Боговоплощению, и хроники падений и избраний (свт. Григорий Палама , В.Н. Лосский ). На протяжении этой истории Бог всегда спасает некий «остаток», ожидание которого достигает всё большей чистоты. Так, первым падением после утраты рая было убийство Авеля Каином. За этим падением следует и первое избрание Сифа и его потомства. Потомки же Каина, напротив, только сыновья человеческие, трагически обреченные на смерть. Последнее избрание было возвещено Марии архангелом Гавриилом ( Лк.1:26–38 ). Но Мария могла свободно согласиться или отказаться. Вся история мира и весь замысел Божий зависел от этого свободного ответа человека. Дева соглашается, и Бог становится плотью. г) Цель этого медленного провиденциального и мессианского процесса – ослабить действие первородного греха до того, чтобы сделать его недейственным, хотя и не недействительным. Это и совершилось в Пресвятой Деве, Которая в силу наследственной святости и личной чистоты оказалась неподвластна силе первородного греха, хотя он и жил в Ней, как общечеловеческий удел, как наследственная болезнь всего человеческого естества, которое Она в себе несла. Сила греха может усиливаться до осатанения (антихрист) или оплотянения (допотопное человечество), но и ослабевать чрезвычайно. В Деве же он был сведен до чистой потенции, не оказывая влияния на Её волю, и потому в Ней он не мог осуществиться (прот. Сергий Булгаков ). д) Однако не следует преувеличивать значение тварной святости. Только Сам Бог мог освятить и обожить тварь, чтобы сделать её сильной и достойной боговоплощения. 2 . 2. Очень важной в учении о Приснодеве Марии является антитеза «Ева – Мария», восходящая к Иустину мученику . По его мнению, подхваченному и развитому затем многими отцами Церкви, Христос стал человеком из Девы, чтобы преслушание, внушенное змием, было бы устранено тем же путем, как и возникло. Ибо Ева приняла слово змия, будучи девственной, и родила преслушание и смерть. Дева же Мария, напротив, прияла веру и радость, когда услышала благовестие Архангела, и ответила: «Да будет мне по слову Твоему». В начале и центре истории стоят две женщины: Ева и Мария. Ева – мать падшего и согрешившего человечества, Мария – мать нового, спасающегося и возрожденного человечества. В первой была причина всеобщего зла, во второй – причина всеобщего блara(Hilda Graef).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Второе толкование связано с Евой. Она приходится матерью всем живущим. Мария же родила Того, Кто Сам о Себе скажет: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). В другой раз Господь говорит: Я есмь воскресение и жизнь ( Ин.11:25 ). Как Ева – мать всех живущих на земле, так Мария приходится Матерью всем живущим в духовном смысле, как родившая Истинную Жизнь для этой земли. Святые отцы были воспитаны на языке логики и эллинской риторики и искусно использовали параллели и сопоставления, что делает и апостол Павел. Нам порой не очевидно, почему из одного непременно следует другое. Мы не понимаем этого, потому что воспитаны уже в иной культуре. Апостол Павел пользуется теми логическими построениями, которые нам недоступны. Святые отцы размышляют так: Ева взята из Адама, а из Марии взят Второй Адам. Эта аналогия просматривается у них очень часто. Даже более того: как Ева взята из Адама и не имеет матери, так Христос взят из Марии, и у Него нет земного отца. То есть зачатие происходит не по закону естества, когда становятся «два одною плотью» ( Мк.10:8 ) и у них рождается дитя. В обоих случаях этот естественный закон не соблюден, он превзойден благодатью и всемогуществом Божиим. Нередко приводится и такая аналогия: через Еву в мир вошла смерть, а через Деву в мир вошла жизнь, смерть же вышла из мира. То есть Ева открыла смерти дверь, а через Деву эта дверь закрылась, потому что Она родила Того, Кто даровал нам жизнь, «смертию смерть поправ» 12 . Часто встречающимся библейским прообразом Божией Матери является и Лестница Иакова 13 . Иаков прогневал родного брата, похитив не только первородство, но и благословение отца. В результате он был вынужден бежать. В первую же ночь вне родительского дома Иаков засыпает, подложив под голову камень. Во сне он видит лестницу, а на самом верху ее – Бога и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. Паремия 14 об этом откровении читается на Богородичных праздниках. Уже в первые века христианства появляется толкование святых отцов и учителей Церкви, что эта лестница, соединяющая землю и небо, – Божия Матерь, потому что через Нее Бог сошел на землю.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Преслушанием первой в человечество вошла смерть; послушанием Второй Евы Христос соделался человеком и вошел в потомство Адамово. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и с высоты духовного девства ниспала в подчинение мужу. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, сотворила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в храм Божий. Как ветхая Ева в раю сделала ветхого Адама участником своего преступления, так Новый Адам соделал Новую Еву причастницей Своих страданий, которыми человечество спасено от последствий преступления праотцев. Первая Ева, мать всех живущих, преклонила слух к словам искусителя, будучи в раю. Вторая же Ева, избранная стать Матерью Божией, услышала слова Ангела, пребывая в искаженном грехом мире. С Креста Новый Адам обратился к предстоящей Ему Богоматери и объявил Ее Матерью возлюбленного ученика Иоанна, а в нем — и всего обновленного человечества. По вознесении Господа на небо Богоматерь жила в одном доме вместе с апостолами, посвятив все время молитве. В таком молитвенном настроении Она, как и апостолы, приняла в день Пятидесятницы Святого Духа, Который просветил и Ее душу, и Ее тело. Благодатные дары Святого Духа у апостолов, о которых повествует Священное Писание, имелись у Божией Матери в гораздо большей степени. Она имела и дар пророчества, и дар прозрения, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные только Богу и Его Матери. Тень, которую отбрасывал апостол Петр, исцеляла больных. Эту тень, изображавшую Петра, можно считать его образом, иконой. И иконы Божией Матери до сих пор творят чудеса, проповедуют, свидетельствуют истину учения Христова. Приснодева, наиболее близкая к Богу из всех сотворенных существ, должна была, как и прочие люди, подчиниться закону смерти: ибо прах ты и в прах возвратишься . В час успения Божией Матери душа Ее отделилась от тела, а тело было предано погребению. Но это была живоносная смерть, начало новой жизни. Поэтому она именована не смертью, а успением.

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

Несколько лет назад в издательстве «Сатисъ Держава» (СПб) вышла книжечка «Женщина в Церкви», там – слова священника Виктора Грозовского: «Как Новая Ева, Божия Матерь таинственно присутствует в каждой женщине», – то есть пол освящается и возводится выше тварных характеристик: «Женщина, прежде всего, принадлежит к роду Божией Матери, Которую Бог возвеличил над всем творением» (Там же)? Точно также как мужская природа освящена во Христе? Или все-таки «несть ни мужеский пол, ни женский»? Испрашивая прощения и молитв р.Б. ольга 11 февраля 2013, 14:43 Параллельно прочла проповедь архимандрита Тихона (ссылка ниже): «…Недаром ведь Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог»… Это, конечно, Его Высокопреподобие устроил пост-попытку Адама взять вину на себя. Комплекс (если можно так сказать) Нового Адама? Господь же уже вземляй всю вину мира. [Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (кн. Шаховской) писал, что Господь оставил женщину в большей близости общения с Собой в силу того, что Ева после грехопадения не впала в Богообвинение, как Адам («жена, которую Ты мне дал…» (Быт. 3:12)); не раскаялась, но хотя бы отчасти взяла вину на себя, она не дерзнула сказать: «змей, которого Ты сотворил»]. Апостол Павел все-таки констатирует, что «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). То есть соблазн «будете, как боги» (Быт. 3:5) – это, прежде всего, Евин соблазн? а у Адама просто устроение было не монашеским? )) Ева и в Адаме захотела увидеть бога – и в этом ее соблазн? Это похотение и Адамово соглашательство и стало причиной того, что видеть Бога друг в друге – Творца сквозь тварь – они перестали: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7), «твари дрожащие»? р.Б. ольга 11 февраля 2013, 14:42 …а комплекс Евы тогда будет какой? На этой фреске она вообще, по иронии судьбы ли, времени или бильд-редактора)) оказалась без глаз, как будто не то что не хочет, но уже и не может видеть Интересно, что зрение, чрез которое преткнулась Ева («И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3:6), действительно не столь значимо для Евы земной, это «мужчины любят глазами». Для нее же значим слух (замечание прп. Иоанна Дамаскина о Зачатии Господа через слух (Точ. излож. веры. Кн. IV. Гл. 14, о сложении глаголов Божиих в сердце), у мужчин же напротив слух несколько атрофирован к женским словам («послушал голоса жены твоей…»?! (Быт. 3:17)

http://pravoslavie.ru/59292.html

Однако для того, чтобы безоценочные «ясообщения» стали естественной частью вашего общения, соединяясь с привычкой не осуждать, нужно разобрать этот вопрос с духовной точки зрения. Почему же вообще именно «ты-сообщения» являются неосознанным выбором большинства людей? Почему нам так привычно защищаться, обвиняя? Истоки привычки самооправдания  Вспомним историю Грехопадения. Ева соблазнилась словами змия, и, в свою очередь, соблазнила на нарушение заповеди Адама. «Пагубные следствия преступления Божией заповеди не замедлили обнаружиться. Предсказание змия сбылось: у преступников действительно открылись очи, но не для свойственного Богу разумения добра и зла без порабоще­ния злу, а для горького уразумения своей нравственной порчи» (епископ Виссарион (Нечаев)) . В результате Адам и Ева впервые испытали неведомый им доселе стыд. В этом мучительном, непереносимом стыде сочетались ощущение наготы внешней, требующей одежды, и внутренней, которая «соединена была со страхом и желанием скрыться от Бога» (свт. Филарет (Дроздов)) . Когда они «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ) , то испугались. «Поелику ощущению наготы сопутствует страх Бога, то сие ощущение относить можно непосредственно к действию совести» (свт. Филарет (Дроздов)) . Там, где начинает действовать совесть, у человека есть выбор: в первую очередь, быть ли честным перед Богом и с самим собой, последовать велению души, принести покаяние, уповая на Любовь Божию, – или же увязнуть в своем грехе.  «Падшие наши прародители не довольны были собою и способны были к раскаянию, которое впрочем, как увидим, не вдруг и не с полною искренностию обнаружили» (епископ Виссарион (Нечаев)) . Адам и Ева вместо покаяния стали защищаться перед Господом – защищаться, обвиняя другого вместо себя. Ева сказала, что ее обольстил змий, поэтому она нарушила заповедь, Адам же сказал, что его соблазнила на нарушение заповеди жена. То есть уже у первых людей мы видим эту вот реакцию – ощущение беспокойства и скорби, связанное с собственным преступлением заповеди, вызывает желание избавиться от них. Но вместо единственно верного, исцеляющего душу покаяния наши прародители не признают в тот момент свою вину. Поверив искушениям змия, они показали тем самым свое неверие словам Бога. А уклонившись от самоукорения, они усугубили свое богоотступничество.

http://azbyka.ru/semya/kak-perestat-obvi...

По первым словам змея: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?  – в которых был искажён смысл заповеди Божией, Ева могла распознать, что перед ней не просто змей – одно из созданий Божиих, но отец лжи – диавол. Распознав его, она должна была уклониться от беседы с ним. Но этого не происходит. Ева не замечает диавольского искушения, вступает в диалог и, поправляя змея, говорит: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. В этой фразе она уже искажает заповедь Божию словами и не прикасайтесь к ним  – этого Бог не запрещал. Лукавство уже начало действовать в душе жены Адама. Видя, что жена внимает его словам, враг произносит уже откровенное богохульство и ложь: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Кажется, что, услышав это, Ева должна была возмутиться, или броситься прочь, или призвать Бога, или хотя бы своего мужа, от которого она узнала заповедь Божию. Но ничего подобного не происходит. Напротив, жена не возразила ни словом, ни жестом. Она увлекается мечтой стать богом без Бога вопреки воле Божией. Душа Евы захвачена желанием равенства Богу. Ей кажется, что красота, которую она созерцала в Боге, станет её собственным достоянием и славой, что она будет иметь её в себе самой. Созерцание Бога вытесняется воображением, фантазией, мечтой о собственном величии. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «диавол увел жену в плен, увлек её ум и заставил мечтать о себе выше своего достоинства, чтобы она, увлекшись пустыми надеждами, потеряла и то, что уже было ей даровано» 381 . Соблазн стать богиней через простое нарушение заповеди был слишком велик. Мысль о том, что Бог что-то скрывает от людей, приводит её к тяжелым сомнениям и переходит во внутреннее состояние богоборчества. Греховное желание подавляет разум и волю Евы. Перед нею тяжелый выбор: с одной стороны – постепенное бесконечное совершенствование через осуществление воли Божией, с другой – союз с сатаной и, как ей кажется, мгновенное достижение равенства с Богом. Ева выбирает второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

По этому поводу Иоанн Златоуст говорит: Ева была создана для Адама и могла разговаривать только с ним. А здесь она оказывается одна, проявляет самостоятельность, инициативу. Можно сказать, что Ева – первая феминистка, поступившая как истинно эмансипированная женщина. Она самостоятельно передвигается по раю, самостоятельно подходит к запретному древу, самостоятельно вступает в разговор с диаволом, выступающим здесь под видом змея. А каковы последствия? Диавол, завидовавший человеку и желавший разрушить состояние его особой близости к Богу, под видом змея, хитрейшего из всех зверей полевых, воспользовавшись им как орудием, вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд (Беседы на Книгу Бытия). Священное Писание показывает нам, как диавол незаметно, неслышно подкрадывается к человеку: Ева и не заметила, как стала его добычей. Змей, выпуская свое ядовитое жало, задает ей очень странный вопрос: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Мы знаем, что Бог так никогда не говорил. Бог говорил Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Кстати, о смерти. Если Бог говорил Адаму о смерти (а речь здесь шла и о духовной, и о физической смерти), значит, тот имел о ней представление, Бог не мог спекулировать на неведении человека. А диавол все переворачивает, усугубляет. Как же могли бы люди существовать в раю, если бы им было запрещено есть что-либо: ни от какого дерева? Ева , возмущенная несправедливой постановкой вопроса, из самых лучших побуждений возражает змею, она хочет пояснить, что все на самом деле – не так. Бывает, идете вы по улице, а к вам вдруг подбегает незнакомый человек и говорит: «А вот православные считают, что Троица – это Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. Но это же неправда!» Или говорят что-нибудь иное, столь же неверное, например: «Вот вы, православные, считаете, что Церковь – это каменные стены».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И что же делает? Находит змея, который превосходил смыслом всех зверей, что засвидетельствовал и Моисей сими словами: Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори Господь Бог ( Быт.3:1 ). Воспользовавшись змием, как орудием, дьявол чрез него вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд. Беседуя со змеем, Ева говорила, что Бог запретил не только вкушать от плодов древа познания добра и зла, но прикасаться к сему дереву; и сказала жена змею: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть ( Быт.3:2–3 ). В этих ее словах обнаружилась тайна ее душевного состояния, подмеченная искусителем: страх смерти только сдерживал ее в повиновении Богу. Посему-то отвечает змей жене: Нет, не умрете ( Быт.3:4 ). Рассеян страх смерти, дьявол уже без труда привлекает Еву на свою сторону; он говорит ложь и клевещет на Бога: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ). Ева не противоречит дьяволу: она ему верит, а потому не возражает. Услышав, что Бог будто бы из зависти запретил вкушать от дерева, надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева возмечтала о себе слишком много: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ). Заговорила в Еве похоть человеческой природы ( Ин.2:16 ), заговорила похоть плоти: дерево казалось хорошим для пищи; заговорила похоть очей: дерево казалось приятным для глаз; заговорила и гордость: дерево казалось дающим знание. «Бедствия произошли не от дерева, но от произволения человека, от беспечности и невнимательности, какие он показал по отношению к заповеди» (Иоанн Златоуст). «Дерево в раю было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания» (Св. Василий Великий). Вина не в дереве, а в нас, в нашем преслушании; сама Ева взяла плодов и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

A Вам,Сергей,спасибо а написанное о том,что муж мне для приближения к Нему дан.За напоминание спасибо.Поняла что делать. Егор 2 декабря 2013, 14:33 Дорогая Ева! Случайно (??) натолкнулся на рассказ буквально сразу же, как отписал вам. Почитайте его, не узнаете ли вдруг себя в Викторе? http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65714.htm Егор 2 декабря 2013, 14:16 Бедная Ева. Уверен, что вы действительно хороший человек, и искренняя верующая, и морально-волевые качества у вас на высоте. Но пока вы считаете, что мужчины кругом хуже вас - мужа по себе вы не найдете. Хорошим мужем (равно как и хорошей женой!) нельзя родиться. И нельзя стать такими до брака, понимаете? Ну вот не получается так, чтобы вы сначала стали хорошей женой, а потом уже вышли замуж. И точно так же не бывает, чтобы мужчина сначала стал хорошим мужем, а только потом нашел вас и женился. Брак - это совсем про другое. А что касается мужества - ох... Это беда не вас одной. Это беда современности. Одна часть женщин считает, что правильный мужчина - это тот, кто будет во всем слушаться жену и потакать ей. И естественно, разочаровывается, потому как мужество - это всегда покровительство, а не подчинение. Другая часть женщин ищут " состоявшегося " , да только не понимают, что состоявшийся сам себе будет выбирать женщину. Татьяна 2 декабря 2013, 11:50 Ева, ну Вы,действительно,слишком хороши для этих " низменных тварей " -мужчин(простите меня,братья)боюсь,что даже для Бога.... Только вот не пойму с какой стороны Вы читали Писание? Ева 28 ноября 2013, 18:43 А я вообще не понимаю зачем нужен такой Брак, каков он есть в современности, а не в красивых статьях. Поначитаешся ужасов о том, какие формы искалеченных отношений люди влачат, ужаснешься. Вот к примеру я. Я верующая-разверующая, хорошая-прехорошая, умная-разумная, никого не предаю, и не предам, живу по заповедям. Представьте например, что это правда. и что? Встречаюсь с людьми (тоже хорошие) которые прямо говорят-ты слишком возвышенная, а мы-земные, в церковь как ты ходить не хотим.Уйди типа от нас от нашей страны Гадаринской.

http://pravoslavie.ru/65991.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010