Ковчег, в котором Ной спасся от Всемирного потопа, также прообразовал Пресвятую Богородицу. «Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа, а Марию приуготовал Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег, долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был сделан из древ негниющих, и Мария была исполнена лишь добродетелями. Тот носился невредимо над водами потопа, Она не испытала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного. Чрез Марию спасаются все, внимающие призывам благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало заново род человеческий, а от Христа, родившегося из Марии, человечеству сообщена новая жизнь» 777 . Купина неопалимая тоже есть образ Божией Матери: «изуй сапоги от ног твоих, – говорил при купине Бог Моисею, – место бо, на немже стоиши, земля свята есть 778 . Это есть явное прообразование совершенной чистоты Богоматери, к Которой не может приблизиться ничто скверное» ( Иоанн Дамаскин . Там же). Мысль о купине как об образе Богоматери развивает святой Григорий Нисский . Святой Епифаний Кипрский пишет: «Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве. И вражду положу, – говорит Господь обольстителю, – между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ея; той сотрет главу твою, а ты будешь жалить его в пяту 779 . Все богомудрые толкователи в сих словах Божиих видят первое благовествование о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разуметь под женой, семенем которой называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная Жена, конечно, не Ева . Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к прообразованию Ее. Будущий Искупитель называется Семенем Жены, а не мужа. Явно, что здесь говорится не об обыкновенной жене, а о такой, которая родит без мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Если Ева названа была “матерью живущих”, то только как образ Марии, потому что Ева названа была матерью живущих после того, как услышала изречение земля ecu, и в землю отыдеши 780 . Сие удивительно, как после такого определения дано было ей такое имя. Ведь от Евы произошел род человеческий – умирающий, а от Марии произошла жизнь в мире, ибо Она родила Вечную Жизнь и, следовательно, сделалась поистине Матерью живущих. А Ева названа была так только потому, что она прообразовала Марию» 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

И все это переживает Он, будучи совершенным Богом. И жертва Христова направлена на единое — на спасение человека от «страстей». Страстей — страданий, но и страстей в аскетическом смысле. Ведь для человека, ищущего спасения, страсть — болезнь, от которой нужно исцелиться, ведь она мучит душу . Неслучайно в этом словосочетании употреблено церковнославянское желательное наклонение с частицей «да», выражающее жажду спасения. За это великое милосердие мы прославляем Бога, называя Его нашей «жизнью и воскресением». Кондак восьмого гласа представляет собой зеркальное отражение тропаря и восстановляет для нас хронологическую последовательность, проливая свет на сотериологичность событий Воскресения Христова, когда Христос умер плотью, спустился во ад и вывел души праведников. Об этом писал апостол Павел в послании к ефесянам: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4, 8–9). Можно было бы подумать, что речь идет о снисхождении к нам на землю, и это действительно так по сравнению с небом. Однако святые отцы идут дальше, говоря об аде и проповеди спасения среди умерших. Господь воскресил Адама, и Ева стала «ликовать» — «петь хором, водить хоровод, плясать» . Эта фраза означает, что и Ева также была причастницей Воскресения Христа. Здесь налицо святоотеческая параллель: по традиции Христос называется Новым Адамом, Богородица — новой Евой, а Древо Крестное — избавлением от греха, ведь некогда древо познания добра и зла стало причиной грехопадения. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление. Ева ликует именно потому, что через Богородицу ей пришло избавление Новая Ева, чистая отроковица Дева Мария, ради всего падшего человечества стала Богородительницей. В этом смысле Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы. Святитель Григорий Палама отмечает, что Бог избрал Сифа. Этим была избрана Та, Которой надлежало стать Матерью Божией. Так имело свое начало в самих детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях спасение мира .

http://pravoslavie.ru/143316.html

Они просто положили Адама торжественно на горе. А солнце светило, через несколько времени кожа стала сползать у него со лба, началось разложение. И они тогда его зарыли в землю на этом месте, а это место стали называть «гора черепа». И когда Христа распинали, к тому моменту это был участок земли недалеко от стены Иерусалима, защитной стены города Иерусалима. Они казнь совершали за  городом. И когда они копали ямы для крестов,  и  троих распинали. Вот как раз в той яме, которую они выкопали для креста Господня, они там нашли череп. Они положили его рядом, когда крест установят, они будут укреплять его, землей присыпать и череп этот вдавили в подножье креста, чтоб более устойчиво крест стоял.  Обычно камни всякие  ставят, чтоб было более устойчиво. И кровь Христа реально капала, опять же в соответствии с православной традицией, которая отражена в иконографии, на череп реального Адама. И уже если кто и прощен, так это праотец наш Адам. Конечно, Адам и Ева  - они вплоть едина, кость от кости, плоть от плоти, как сам Адам говорил. Это было искупление и праотца Адама, и искупление праматери Евы. Для нас эти имена имеют огромное значение. Мы должны с благоговением произносить эти имена. Почему в нашей традиции не принято давать новорожденным  девочкам это имя Ева? Может быть это связано с тем, что все считают, что Ева слишком любопытная была. Ева со змеем разговаривала. вот через неё такое, такое-то произошло. а если девочке дать такое имя, как её потом замуж выдать? Все будут вспоминать судьбу Адама. Может быть такое объяснение.  На иконах их изображают с нимбами: и праматерь Еву, и праотца Адама. Если вы посмотрите родословие Иисуса Христа в Евангелии от Луки, то оно восходит к Адаму, это родословие. Владимир Носов: - Хотел бы констатировать, что в последнее время среди знакомых часто встречаю, что своих любимых дочек называют Ева. Интересно, особенно при переводе означает жизнь. О.Олег Стеняев: - Животворящая, жизнь дающая, я бы так перевел. Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Олег! Добрый вечер, помощнику вашему и всем в студии желаю крепкого здоровья, духовного и телесного.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Тем самым Ева поставляет Древо в разряд обычных плодовых деревьев. Она натурализирует Древо, полагая, что от него можно взять что-то маленькое, сиюминутное и легкое в потреблении. Ева не хочет древа познания, она хочет плода. Ева не хочет Бога; она хочет плоды от Бога. Так и сегодня хотят, оставив религию в стороне, получить от нее некоторые полезные социальные плоды. Этику без Христа. «Православную державу» без Православия и без Евангелия. Это вечное требование государства и светских людей к Церкви: а вы можете дать нам христианскую этику, но чтобы без всякой мистики? Пусть и монашество будет – но чтобы в нем все были Пересветами и Ослябями, без всяких там отшельников. Люди хотят плодов христианства, но тех корней, из которых эти плоды вырастают, не хотят. И началось это с Евы. Захотелось человеку духовности. Он заходит в храм и спрашивает: как у вас тут с эстетикой, товарищи? Какая у вас энергетика? Христа он не ищет; он ищет эстетику или энергетику – «плод». В сознание Евы входит новый момент – утилитаризм. Древо познания она воспринимает прежде всего как «хорошее для пищи». Когда незадачливый психолог ищет по своим учебникам и инструкциям, под рубрику какой «mania» подогнать духовный и мистический опыт христиан, он поступает так по нашептыванию того же духа, который предложил и плоды дерева познания рассматривать сквозь призму рецептов «Книги о вкусной и здоровой пище». Кладовщицы, в недалеком прошлом покрывавшие иконами бочки с капустой; политики, использующие человека как «фактор» для каких-то глобальных целей, церковные писатели, усиленно рекламирующие религию в качестве средства для повышения эффективности функционирования мирского человеческого общества («Церковь служит России») – все они смотрят на мир глазами Евы, прельщенной змием. Кроме того, Ева ужесточает саму заповедь – вместо «не вкушайте» она говорит «не прикасайтесь». Тем самым, по мысли свт. Филарета Московского , Ева не выказывает понимания смысла запрета, и внешнее действие («не прикасайтесь») выставляет как условие вечной жизни. Случайный или внешний мотив она поставляет здесь главным и единственным – и змей видит, что не внутренними нравственными мотивами руководится она, но простым страхом перед наказанием – и именно сюда направляет свои усилия.

http://azbyka.ru/muzhchina-i-zhenshhina-...

Господь да поможет нам раскрыть учение Церкви Христовой о почитании Пресвятой Девы Марии по смыслу и духу Слова Божия и по свидетельствам святых и богодухновенных Отцов Церкви первых столетий христианства, непосредственно примыкавших к апостольскому веку, и добрых свидетелей действий Духа Божия в их разуме, словах и делах и во всей их жизни церковной. 1. Дева Мария и Ева Христос произошел от Девы Марии, как Адам от земли. Адам дыханием Духа Божия – «и вдунул в него дыхание жизни», и Христос наитием Святого Духа – «Дух Святой найдет на Тебя», сказано было Деве Марии. Так Христос произошел по подобию Адама ( Быт.2:7 ; Лк.1:35 ). Но произошел Христос и по подобию Евы: как Ева произошла от отца без матери («из ребра»), так и Христос произошел от матери без отца (Она «мужа не знала»). Как первый Адам произвел Еву без участия женщины, так и Мария произвела Христа без участия мужчины. Ева явилась только семенем мужа, и Христос явился только семенем жены. Способ происхождения Евы и Христа одинаков: природу человеческую оба получили силою Божией от одного пола. Сначала жена (Ева) от мужа, а затем муж (Христос) от жены. Так Христос принял природу первого Адама, природу всего человечества, или всего целого Адама, от Марии, Которая передала Ему эту природу Адама. Поэтому, как Адам сказал об Еве, так и каждый из нас может сказать о Марии, а через Нее и о Христе: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Через Деву Марию наша природа пребывает во Христе, втором Адаме ( Быт.2:21, 23 ; Лк.1:34 ). Как Христос есть второй Адам, так и Мария есть вторая Ева . Это видно из сравнения искушения Евы и благовещения Марии. Там было явление падшего ангела, змие, диавола. Здесь явление святого Ангела Гавриила ( Быт.3:1 ; Откр.20:2 ; Лк.1:26 ). Первый обещал Еве, что через нее человек будет Богом: «будете как боги». Второй обещает Марии, что через Нее Бог будет человеком: «наречется Сыном Всевышняго, Сыном Божиим». «Еммануилом, что значит: с нами Бог» ( Быт.3:4 ; Лк.1:32–35 ; Мф.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Кроме вышеизложенного истолкования святыми отцами грехопадения прародителей, существует и прообразовательное его понимание. Так, древо познания добра и зла, послужившее падению человеков, прообразовало древо Креста, послужившее их искуплению: «Для сего и Древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простертые, против руки, простертой невоздержанием. Для сего вознесение (на Крест) – против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, Воскресение – для воскресения» 52 . Падение происходит через жену, так и спасение приходит через Богородицу, называемую в богослужебных текстах Второй Евой. Первая Ева обольщена речью падшего ангела, Вторая Ева принимает слова архангельского благовестил. «Таково таинство закона: первый человек... пал по совету жены: Второй, рождшийся от Девы, восставил падшего. Зло – от жены, и благо – от Жены. Евою мы преданы рабству, чрез Марию освобождены. Ева подвергла нас осуждению чрез плод древа, Мария избавила нас даром Древа, ибо Христос повешен на Древе, как плод. Евою низведены до земли, Мариею возводимся к Небу. Древом мы умерли, Древом ожили. Древо открыло нашу наготу, Древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, Древо произвело упование и спасение» 53 . Падение человеков происходит в саду – Эдемском, так и начало искуплению положено в саду – Гефсиманском. «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова. Поражается копьем в ребра, дабы исцелить ребро Адама» 54 . В шестом часу дня происходит падение людей, в шестой час Христос приходит на источник «Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая прелестию змиевою» 55 , в шестой же день и час Он на Кресте искупает грехи человеков 56 . Суммируя все вышеизложенные святоотеческие высказывания о прообразовательном значении истории грехопадения прародителей, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять Дева, Древо и смерть, – эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, что чем победил диавол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же Древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же Древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Несмотря на то, что человек был сотворен Богом добрым по природе и получил от Него нравственные силы, что в его совести уже был начертан нравственный закон, все же он нуждался в заповеди внешней. «Господь даёт и закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться, а какого растения не касаться» с. 200]. Ева не устояла пред всеми соблазнами диавола и, забыв благодеяния Божии, вкусила от запрещенного плода. Она имела полную возможность и все средства к тому, чтобы отразить коварные наветы искусителя, так как он не прибегал к насилию, не принуждал её, но только прельщал, действуя на её свободную волю хитростью и обманом. «Облеченная славой Ева не захотела сделать возражения на сказанное презренным, не стоящим внимания змием, хотя слово его требовалось исследовать и ввергнуть в горнило искушения, хотя ей принадлежала слава, а змию – бесславие... Ева поверила ручавшемуся в неисполнимом... Упоенная обещанием славы, на всё отваживается, как блудница; предавшись невоздержанию, не спрашивает змия: «Раб ты, или свободный и один из горних? Зверь ты, или один из Ангелов? " » с. 270–271]. А как поступив Мария Дева, когда к Ней был послан Архангел Гавриил? Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие ( Лк.1:29 ). Святой Григорий Неокесарийский говорит: «Матерь Божия поступила не так, как прежде Ева, которая в одно время, ходя в райском саду, рассеянным умом неосторожно вняла льстивым обещаниям змия и, таким образом, растлив свой ум и сердце, заразила всех убийственным ядом своим и породила, смерть для всего мира. Напротив, эта Пренепорочная в женах не прежде приняла дар, как уже решительно узнала, кто дает его, и что это за дар, и кто его приносит» с. 252–253]. Ева захотела независимо от Бога иметь Божественное знание, некую власть над миром, а Мария Дева, наоборот, согласовала все свои мысли с волей Божией и сказала в ответ архангелу одно: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Адам оплакивал свою наготу. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» для слова «нагота» дается два значения: В греческом оригинале используется слово «γμνωσις» – «обнажение, раздевание» . Адам и Ева впервые осознали свою наготу, и им стало стыдно. Сюжет стихиры восходит к Священному Писанию Ветхого Завета, где Адам и Ева после грехопадения обнаружили себя «нагими» (см.: Быт. 3: 7). В Септуагинте в этом месте используется слово «γυμνς» – «голый, нагой, обнаженный» . Святитель Иоанн Златоуст писал по поводу ощущения наготы прародителями следующее: «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди» . Адам и Ева после изгнания находились в отчаянном состоянии, поскольку потеряли Божественную благодать, которая делала их блаженными. Все, что им оставалось, – просить Господа помиловать их. Адам и Ева потеряли Божественную благодать. Все, что им осталось, – просить Господа помиловать их В стихире встречается своего рода тавтология – «рыдая, плакаше». Такой прием усиливает эмоциональность песнопения. Оплакивал свой поступок и апостол Петр, когда предал Христа (см.: Мф. 26: 75). Его слезы свидетельствовали о том, что он пробудился от греховного состояния: «Петр, вышедши вон из двора архиерейского, то есть из состояния ослепленного ума, заплакал, выйдя из нечувствия. Пока он был во дворе ослепленного ума, не плакал, потому что не чувствовал, но как скоро вышел из него, пришел в чувство» , – пишет блаженный Феофилакт Болгарский. Удаленный от Божественной славы «Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!» – взывает Адам. Адам и Ева поверили диаволу, который обещал им величие, если они нарушат Божественную заповедь (см.: Быт. 3: 5). В церковнославянском тексте стихиры используется слово «прелесть». На нем следует остановиться подробнее, поскольку в настоящее время оно приобрело противоположное значение. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» приводятся следующие значения этого слова: «соблазн, греховное искушение, прельщение, обман» . Противоположное церковнославянскому значение встречается, конечно, в словарях современного русского языка: «очарование, обаяние, привлекательность» .

http://pravoslavie.ru/137900.html

Тема изучена и очень серьезно духоносными людьми, которые имели какие-то озарения от Бога. Адам - это первый человек. Собственно говоря, еврейское слово « адам» -  это означает человек в собирательном смысле. Когда мы читаем Библию, предположим, на еврейском языке, там слово адам, даже в первых главах Бытия иногда встречается не в смысле адам -  как имя первого мужчины, а адам -  как собирательный образ всего человечества. Когда книга   Бытия показывает необратимые процессы после грехопадения прародителя, как  они начались в жизни всего рода человеческого. Наша праматерь Ева -  это источник жизни. Ведь само имя Ева означает животворящая. Ева по-еврейски Хава, от слова хая  - жизнь. Поэтому правильно перевести Ева как животворящая, т.е. она  - тот источник, из которого мы все выходим. Но произошло грехопадение наших прародителей Адама и Евы, и Христос реально представляется в послании апостола Павла, как второй Адам. Когда Павел обыгрывает особенность еврейского библейского текста, что человек это и есть  Адам. Самое это имя означает и в целом человека. Павел пишет: первый человек Адам из праха земного, а второй человек, можно перевести как второй Адам  - это человек с неба, т.е. Адам с неба – это  Господь наш Иисус Христос. Дева Мария действительно в молитвенных текстах иногда называется вторая Ева. Имеется в виду, что если через первую Еву грех вошел в мир, то через послушание, покорность воле Бога второй Евы  - Девы Марии грех как бы исчезает из этого мира. Потом мы помним, что там было древо познания и зла, а противоположность этому древу, это древо голгофское, на котором преступление, связанное с древом познания добра и зла, было очищено. Потом в православной традиции Христос был распят на том самом месте, где была похоронена голова Адама, первого человека. Эта гора называлась Голгофа. Что значит  Голгофа?  Это гора черепа, вот что это означает. Есть предание, его озвучивал Василий Великий в свое время. Когда первый человек умер, то люди не знали, что с ним делать.

http://radonezh.ru/text/a-pravda-chto-go...

Каин и Авель (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа седьмая К чему ведет попытка «исправить несправедливый миропорядок»? Почему же Господь не принял жертву Каина? Что Каиново есть в нас самих? Сегодня, возлюбленные о Господе боголюбцы и христолюбцы, мы будем говорить о Каине и Авеле. Первое совокупление, первое зачатие, первые родовые тошноты, первые боли и первые страдания испытала и пережила Ева – и родила сына, назвав его Приобретением. Каин – приобретение. «Приобрела я человека от Господа», – сказала она. А Адам в этих первых родах, в этой мистике зачатия и вынашивания узрел тайну рождения всех живущих и дал своей жене имя Хава, то есть Ева, – «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Митрополит Филарет (Дроздов) на эту тему рассуждает так: Адам прозрел в своей жене не только мать всех живущих и будущих жить, но он прозрел в ней и Божию Матерь, потому что подлинную Жизнь родила нам Богородица, Она – истинная Хава, истинная Ева и Мария, Святая и Пречистая и пречуждая всякого порока. А Ева внесла большую печаль в мир. Адам и Ева получили от Бога обетование (так называемое Первоевангелие), что семя жены и семя змея будут враждовать между собой и семя жены поразит змея в голову (см.: Быт. 3: 15). И потому они ожидали от жены спасения. Когда родился Каин , взоры отца и матери его были, быть может, устремлены на него с большой надеждой. В нем они желали увидеть какое-то избавление от того, что на них свалилось, и возвращение туда, откуда они были изгнаны. Но Каин, этот первенец, стал первым убийцей. Авель, пастырь, – первый прообраз Иисуса Христа Потом родился Авель, который был похож на легкое дуновение ветерка, что, собственно, и означает его имя. Видимо, он был не от мира сего, был устремленным ввысь, более небесным, чем земным. У них, этих двух братьев, были разные занятия: Авель был пастырем овец, а Каин – земледельцем. Авель – первый прообраз Иисуса Христа: он был убит братом, он девственник – семени после себя не оставил; как и Господь Иисус, был девственным и душой, и телом. И он – пастырь овец, а Господь Иисус Христос – Пастырь Добрый. И вот эти два родных брата стали непримиримыми антагонистами.

http://pravoslavie.ru/91624.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010