123. Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой/Предисл. и примеч. сост. — М.: УНИК, 1999. — XII, 100 с. 124. В помощь кающимся/Православ. братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. — М.: Елеон, 1999. — 31 с. 125. В помощь кающимся: Из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Моск. Сретен. монастырь, — М., 1999. — 31 с. 126. В помощь кающимся. — СПб.: Сатисъ, 1999. — 16 с. 127. Исповедь: Перечень грехов и пагубных привычек соврем. человека: Добрые правила для причастников. — М.: Синтагма, 1999. — 62 с.: ил., портр. 128. Крестоношение: Избр. творения. С прил. жития свт. Игнатия Брянчанинова, службы и акафиста ему/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. — М.: Правило веры, 1999. — 543 с., 1 л. портр. 129. Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия: Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова)/Православ. братство св. ап. Иоанна Богослова. — М., 1999. — 79 с. 130. Слово о смерти. — Минск: Лучи Софии, 1999. — 333 с.: портр. на обл. — Печ. по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. 131. Слово о смерти. — Минск: Лучи Софии, 2000. — 333 с.: портр. на обл. — Печ. по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. 132. Судьбы Божии. — М.: Уник, 1999. — 32 с.: портр. 133. В помощь кающемуся/Православ. братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. — М.: Елеон, 2000. — 32 с. 134. В помощь кающимся. — М.: Рус. хронограф, 2000. — 32 с. 135. В помощь кающимся/Свято-Данилов монастырь. — М.: Данилов. благовестник, 2000. — 63 с. 136. О терпении скорбей по учению святых Отцов, собранное святителем Игнатием Брянчаниновым. — М.: изд. Сретен. монастыря, 2000. — 143 с. 137. Песнь под сенью креста/Ред. и предисл. Г. Беловолова. — СПб.: Сев.-Зап. центр православ. лит. «Диоптра», 2000. — 286 с. 138. Подвиг христиан последних времен: Слова утешения скорбящим, извлеченные из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Молотков. — СПб.: Сатисъ, 2000. — 95 с. 139. Учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, извлеченное из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Молотков. — СПб.: Сатисъ, 2000. — 142 с.: ил. — На обл. в подзаг.: Происхождение молитвы Иисусовой. Сила и польза молитвы Иисусовой. Практические указания. Советы из опыта святителя. Предостережения от ошибок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

О «Смысле любви» С–ева Флоровский пишет: «Это какой то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь» (464). Здесь была (у Павла Флоренского и Соловьева) несомненная муть в самом религиозном опыте, муть двоящихся мыслей и двойных чувств, муть эротической прелести... На русское богословие надвигался эстетический соблазн...» (498). Указав мистические, теософские и германско-философские источники «Чтений», Флоровский пишет: «В том и было основное и роковое противоречие С–ева, что он пытается строить церковный синтез из этого не церковного опыта» (316). «Соборность Церкви оставалась для С–ева мистически закрытой» (317). – «Образ Спасителя остается в его системе только бледной тенью» (317). – В учении о воплощении Христа – «от церковного догмата С–ев во всяком случае далеко отходит» (318). Это – отдельные суждения; в сумме, конечно, о. Флоровский дает положительную характеристику богатого творчества С–ва. Однако более важным будет и более по существу привести те критическия суждения об идеях С–ева, какия находим у прямых последователей С–ева, богословов Парижского Богословского Института, подчеркивающих: «наш Богословский Институт разными нитями связан с Владимиром Соловьевым, влияние которого в свое время испытали многие из нас» (прот. В. Зеньковский , «Правосл. Мысль», вып. X, 45). Бережно, с сохранением пиэтета, как к своему старому учителю и вдохновителю, они теперь, разбирая по отдельным пунктам систему Соловьева, обнаруживают противоречия и неприемлемые положения в том, что составляет основу в системе Соловьева и что оставалось раньше незамеченным. А. В. Карташев , обозревая историю философской и богословской работы на тему Халкидонского определения догмата Богочеловечества в речи по поводу 1500-летней годовщины Халкидонского собора, отдавая должное «гигантской фигуре С–ева, как «философа по призванию, блестящего публициста, проповедника христиански-церковного мировоззрения» указывает на неприемлемость двух его основных идей: всеединства и Софии. Он пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Разделы портала «Азбука веры» Часть 1. Адам, Ева и их сын Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа (I, 1, 5). Преп. Анастасий ссылается здесь на мысль сщмч. Мефодия Патарского . Переводчик «Слов об устроении человека» А.И. Сидоров так комментирует эту ссылку: «Среди фрагментов из неизвестных сочинений святителя Мефодия есть один, гласящий»  и далее приводит текст из русского издания 1905 г. произведений сщмч. Мефодия Патарского: «Может быть, три прародительские главы всего человечества, эти единосущные лица, были, как думает и Мефодий, прообразовательно некоторым подобием Святой и единосущной Троицы, именно: не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его — представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лице Святого Духа» . Однако в примечаниях к данному изданию творений святого Мефодия сказано, что этот фрагмент сохранился лишь в пересказе именно преп. Анастасия Синаита и помещен в собрание произведений святого Мефодия именно из исследуемого нами произведения св. Анастасия . Скорее всего, преп. Анастасий почерпнул свою аналогию из несохранившегося Толкования святого Мефодия на книгу Бытия, о котором упоминает блж. Иероним.  В сохранившемся же произведении Мефодия «Пир десяти дев, или О девстве», в гл. VIII речи Фалии есть похожий образ. Адам есть прообраз Христа, а Ева — Церкви, которая происходит из духовного ребра Нового Адама — Духа Святого.  Заметим, что и в произведении преп. Анастасия данная, часто встречающаяся у святых отцов, аналогия (Адам — Христос, Ева — Церковь ) присутствует. Так, в одной из схолий, (которые, скорее всего, принадлежат самому св. Анастасию сказано:

http://azbyka.ru/obraz-troicy-v-razdelen...

Своим стоянием у Креста Христова разделила Она нечеловеческие страдания Искупительной Жертвы Сына Своего и Господа. Матерь Божия – единственная в мирах земном и Горнем – духовно сораспялась Господу Иисусу и вместе с Ним претерпела сгустившуюся боль миллиардов человеческих существ, скорбь всех веков и народов – немыслимо жестокую, диавольскую пытку во искупление и спасение человечества. Своим Материнским сердцем Она объяла весь род людской, и с Ней мы уже не сироты в этом дышащем злобой и угрозой мире. Из Пречистого тела Богородицы сотканы плоть и кровь Господа Иисуса, соединенные с Его Божеством, которых таинственно причащаются верные, входя в великое кровное братство с Сыном Божиим, становясь причастниками Божественного естества, – и таким образом Пречистая Дева есть Мать рода христианского не только духовно, но и в каком-то смысле телесно. В Царице Небесной мы имеем любвеобильную Заступницу, Прибежище отчаявшихся, Мать-Молитвенницу, могущую умилостивить грозное правосудие Божие. В горчайший миг изгнания наших прародителей из рая, людям, изменившим Его Отеческой любви, все же даровал Всемилостивый Господь луч надежды: Семя Жены сотрет главу змия (ср. Быт.3:15 ). Тысячелетиями задыхалось соблазненное человечество в петлях змия-душеубийцы, влекущего несчастных в смерть и адскую бездну. Но вот сбывшейся надеждой, исполненным обетованием Господним явилась Пречистая Жена, Приснодева Мария, смиренно и бесстрашно наступившая на главу диавола. Имя нашей прародительницы Евы означает «жизнь», ибо она стала матерью всехживущих ( Быт.3:20 ). Увы! Ева не соблюла вверенную ей вечноблаженную жизнь грядущих поколений, она отпала от Источника Жизни, Любви и Блаженства – от Господа Создателя своего. Но вот явилась Новая Ева – Новая Жизнь – Пренепорочная Дева и Матерь. «Ева сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. А по слову святителя Григория Нисского : «Жена защитила жену. Первая Ева открыла путь греху; Новая Ева послужила явлению правды. Древняя Ева последовала совету змия; Дева Мария представила Истребителя змия и произвела на свет Подателя Света». О том же говорят и святые Иустин Философ , Ириней Лионский и другие.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Через Еву падение, через Марию спасение. Тогда Ева обманулась и, возжелав быть Богом, Богом не сделалась. Теперь Бог делается человеком, чтобы человека действительно обожить, и прежде всего Марию, в Которую Он входит, как в первую от всего рода человеческого. Жена первою пала, первою и спасена. Ева проявила неверие заповеди Божией, не поверила Богу и вожделела своим опытным знанием приобрести обожение. Мария совершенно поверила Богу, отвергла в этой вере знание («мужа не знает» и не надо знать) и сказала: «да будет Мне по слову твоему». «И блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Там падение свое и всех людей сомнением и неверием, здесь спасение себя и всех людей верою ( Быт.3:6 ; Лк.1:34; 37:45 ). Ева показала непослушание Богу и на заповедь Его – «не ешь от него» (от древа), «взяла плодов его и ела». Мария послушалась воле Божией в благовестии без всякого сомнения и сказала: «Се, Раба Господня» ( Быт.2:17; 3:6 ; Лк.1:38 ). Ева возгордилась от мысли «будете как боги». Мария была смиренная «Раба Господня», как в принятие самого благовестия о пришестви и через Нее Бога во плоти, так и до этого события; потому что «призрел Он на смирение рабы Своей», именно за это свойство души Ее обратил на Нее внимание и за это удостоил Ее быть Своею Матерью. Тогда по гордости Ева сама захотела быть Богом, теперь за смирение Мария удостоилась принять в Себя Бога и дать Ему природу человеческую ради нашего спасения ( Быт.3:4 ; Лк.1:48 ). Ева лишилась благодати Святого Духа и не допущена уже была к древу жизни. Мария приняла в Себя Сына Божия – Жизнь Вечную, «обрела благодать у Бога», получила приветствие – «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», и зачала по слову – «Дух Святой найдет на Тебя»... На таких первых и величайших примерах видим, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Быт.3:24 ; Лк.1:28, 30, 35 ; Иак.4:6 ). Еве за Ее грех определены скорби и болезни деторождения. Мария, как безмужная и несогрешившая, безболезненно родила Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Начнем с самого творения Евы. «Как Ева,– говорит святой Дамаскин,– создана из Адама без сообщения; так и Пресвятая Дева родила нового Адама не по закону чревоношения и превыше естественного рождения; потому что Он рождается от жены без отца, как и от Отца без матери 21 . Ева обольщена была диаволом; Мария получила благовестие от Ангела». «Змий,– поет Святая Церковь ,– прельсти Еву иногда: ныне же благовествую Тебе радость». «Как Ева,– говорит святой Ириней 22 ,– обольщена, да удалится от Бога: так Мария преклонена к послушанию Богу, да будет девы Евы ходатаицею Дева Мария». Непослушанием Евы введена была смерть в мир и человек выгнан из рая; напротив, чрез Марию введена жизнь в мир и возвещено вечное блаженство. «Из Эдема изыде род наш прабабы ради Евы,– поет Святая Церковь к Богородице,– призван же Тобою, рождшею нам нового Адама Христа» 23 . И в другой песни: «умерщвление плодом мне Ева принесе: Ты же Жизнь рождши ипостасную, Пречистая, абие исправила еси» 24 . И еще: «Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови благословение процвела еси» 25 . Подобно говорит и святой Ириней: «узы, устроенные неповиновеним Еве, разрешены повиновением Марии: ибо, что связала неверием Дева Ева , то разрешила верою Дева Мария» 26 . Как древо жизни, растущее посреди рая и дающее жизнь вкушающим от него, прообразовало Спасителя мира, так самый рай прообразовал Пресвятую Деву. «Глас Тебе божественного Гавриила,– воспевает Святая Церковь к Богородице,– приносим радостно, и взываем: Радуйся, Раю, древо посреде жизни имеяй, Пречистая» 27 . И в другой песни: «Тайн еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо» 28 . «Новоцветный безсмертия рай, и красен воистинну показалася еси, древо жизни в Тебе насажденное Богоначальнейше чревоносящи и раждающи» 29 . «Ты,– восклицает к Богородице святой Андрей Иерусалимский 30 ,– земной рай, в котором живоносное древо спасения и в котором Сам насадитель Эдема Христос, Тот, Который в тебе таинственно зрится, и Который неизреченною силою, исходя из чистой утробы Твоей, подобно живоносному источнику, и посредством Своего Евангелия, как бы разделясь на четыре потока, напаяет всю вселенную».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Но за то, что Ева обольстилась сладостью плода древа знания, «оружие прошло душу» Марии, когда Она увидела Сына на древе крестном. Христос искупил грех Евы. Ребро, из которого была создана Ева, было прободено у второго Адама и, в знак искупления и омытия первого греха, из него вышли кровь и вода. Но к кресту Сына Своего Мария принесла Свои невинные искупительные нравственные скорби и страдания за грех Евы, потому что из-за греха Евы Сын Ее взошел на крест. За Еву пострадала Мария и именно у креста, там, где омывался грех Евы ( Лк.2:35 ; Ин.19:34 ). Мы видим, что если Христос есть второй Адам, то Мария есть действительно вторая Ева , и если Ева была создана, как «помощник, соответственный, подобный Адаму» ( Быт.2:18, 20 ), то Мария по всем Своим свойствам явилась «помощником, соответственным, подобным» второму Адаму, Самому Господу Иисусу Христу. И насколько беспредельно величие второго Адама, настолько же свято и возвышено величие второй Евы, достойной этого Адама. Она несравнима ни с кем из людей. В начале и в центре истории стоят две жены: Ева и Мария. Ева – мать падшего и согрешившего человечества, Мария – мать нового, спасающегося и возрожденного человечества. В первой была причина всеобщего зла, во второй – причина всеобщего блага. 2. Время жизни Пресвятой Девы Марии и от Рождения Ее до Благовещения Рождение Пресвятой Девы Марии В рождении Пресвятой Девы Марии – начало истории Нового Завета, истории нашего спасения. Приготовляется воплощение Сына Божия, пришествие Бога во плоти. Приготовляется та природа человеческая, которую должен был воспринять Сам Бог , чтобы спасти род человеческий. Эта природа человеческая должна быть достойна Бога, должна быть свята и непорочна, должна иметь святое происхождение, воспитание и развитие. Избрание Божие почивает на Той, Которая должна была дать взаймы Богу от всего человечества общечеловеческую природу. Время рождения Девы – время ожидания пришествия Мессии-Христа. Родители Ее – Иоаким и Анна; он – царского, она – первосвященнического рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. В день падения Ева думала получить причастие к Высшей Истине, не любя саму Истину, не любя Бога. Она избрала магический путь: «вкусите и станете», подменив им трудную заповедь «возделывания»… И вот теперь перед нею снова Истина, ставшая плотью, — Христос. Вновь Причастие Ему способно спасти человека. Но теперь Ева знает, что к Причастию нельзя приступать с самоуверенностью… Теперь понимает: все существо человека должно пронзить «рассуждение», — к Кому дозволено ему причаститься… И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней. Прежде, в раю, одеждой людей была Божественная Слава. «Совлекшись» ее после грехопадения, после попытки стяжать всю полноту этой Славы бесславно-техническим путем, и явилась потребность в материальной одежде. Свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, ибо при этом свете, ставшем теперь внешним для них и извне обличающим, «узнали они, что наги» (Быт.3,7). Одежда служила тому же, чему позже станут служить города — самоизоляции, ставшей, увы, необходимой (город — от «городить, огораживать»). То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась. Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик или жесты, но и одежды. А поскольку тем самым вводится тема покаяния, икона в душе молящегося совмещает Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого поста и всерастворяющую радость Пасхи.

http://zavet.ru/a/rss_1303140216.html

Так об этом размышляет св. Амвросий Медиоланский : «Гряди, Ева , теперь уже трезвенная; гряди, Ева, некогда оказавшаяся невоздержаной, но теперь уже постящаяся в лице своего потомства. Гряди, Ева, теперь уже не из рая изгоняемая. Гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррой, рождающей детей не в печали, а в радости, не со скорбию, а со смехом. От тебя родится Исаак с многочисленным потомством. Снова взываю – гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррою, о которой сказано было мужу: «Выслушай Сарру, жену твою» ( Быт. 21:12 ). Хотя ты и подчинена мужу, так как подчинение благопристойно тебе; однако, ты скоро расторгла приговор (о тебе), так что муж получает повеление слушаться тебя. Если же она рождением прообраза Христова заслуживает того, чтобы муж ея слушался, то насколько более преуспевает (женский) пол, который, сохранив свое девство, породил Христа? Итак, гряди, Ева, теперь уже ставшая Марией, которая даровала нам не только основание девства, но и принесла (нам) Бога» [«О воспитании девы», гл. 5]. Богоматерь с Младенцем. Млекопитательница Образ Пречистой Девы-Матери с Божественным Младенцем – излюбленный и распространеннейший в христианской иконографии. В нем – догмат боговоплощения и святое материнство Девы. Воспет этот образ и в Песни Песней Соломона. Дева Суламифь восклицает: Вязание стакти брат мой мне, посреди сосцу моею водворится: Грезн кипров брат мой мне в виноградех Енгаддовых. Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских (1:12–13). На основании этих слов накануне праздника Рождества в неделю святых отцов святая Церковь обращается к Деве, идущей в Вифлеем родить Сына: «Лоза Божественная, нетленный грозд узреливши, ближищися, идет родити веселия вино точащаго, и напояющего нас, Ему вопиющих: отцев наших Боже, благословен еси. Божественная Мироположница, благовонное Миро внутрь носящи, в вертепе Вифлеемли истощити сие грядет, благовония таинственного исполняющее поющия: отцев Боже благословен еси» (неделя свв. отцов пред Рождеством, канон, песнь 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ковчег, в котором Ной спасся от Всемирного потопа, также прообразовал Пресвятую Богородицу. " Ковчег устроял Ной, чтобы избегнуть потопа, а Марию приуготовал Себе Христос, Который есть мир наш, чтобы искупить род человеческий. Сто лет был строен ковчег, долго и род человеческий приуготовлялся к рождению Пречистой Девы. Ковчег был сделан из древ негниющих, и Мария была исполнена лишь добродетелями. Тот носился невредимо над водами потопа, Она не испытала кораблекрушения греховного. Чрез ковчег избранные спаслись от потопа водного. Чрез Марию спасаются все, внимающие призывам благодати. От Ноя, вышедшего из ковчега, восприял начало заново род человеческий, а от Христа, родившегося из Марии, человечеству сообщена новая жизнь " Купина неопалимая тоже есть образ Божией Матери: " изуй сапоги от ног твоих, - говорил при купине Бог Моисею, - место бо, на немже стоиши, земля свята есть Это есть явное преобразование совершенной чистоты Богоматери, к Которой не может приблизиться ничто скверное " (Иоанн Дамаскин. Там же). Мысль о купине как об образе Богоматери развивает святой Григорий Нисский. Святой Епифаний Кипрский пишет: " Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве. И вражду положу, - говорит Господь обольстителю, - между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ея; той сотрет главу твою, а ты будешь жалить его в пяту Все богомудрые толкователи в сих словах Божиих видят первое благовествование о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разуметь под женой, семенем которой называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная Жена, конечно, не Ева. Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к преобразованию Ее. Будущий Искупитель называется Семенем Жены, а не мужа. Явно, что здесь говорится не об обыкновенной жене, а о такой, которая родит без мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Если Ева названа была " матерью живущих " , то только как образ Марии, потому что Ева названа была матерью живущих после того, как услышала изречение земля еси, и в землю отыдеши Сие удивительно, как после такого определения дано было ей такое имя. Ведь от Евы произошел род человеческий - умирающий, а от Марии произошла жизнь в мире, ибо Она родила Вечную Жизнь и, следовательно, сделалась поистине Матерью живущих. А Ева названа была так только потому, что она прообразовала Марию "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/432/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010