в Писании повествуется: – о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божиего – Быт. 2:7 , а Ева – из ребра Адама – Быт. 2:22  или, по его выражению, – взята от мужа – Быт. 2:23 ; – о последовательном во времени происхождении Адама и Евы ( Быт. 2:7–22 . См. также 1Кор. 11:8, 12 ; 1Тим. 2:13, 14 ); слова апостола Павла о том, что «жена от мужа» ( 1Кор. 11:8, 12 ) ясно говорят, что Ева произошла от Адама мужчины, а не от Адама андрогина. Об этом же говорят и рассмотренные с ними в едином контексте стихи 1Тим. 2:13, 14 6 . Таким образом, идея андрогина не находит библейского основания и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии . Необходимо отметить, что в Библии повествуется о трех различных типах (видах) происхождения человека: Адам был создан (точнее преобразован) Богом из праха земного и в результате воздействия вдуновения Божьего ( Быт. 2: 7 ); Ева была преобразована Богом из ребра Адама ( Быт. 2:21–24 ); Каин был рожден Евой от Адама ( Быт. 4:1 ), то есть произошел, впрочем, как и все последующие люди, от родителей. Прп. Иоанн Дамаскин по данному вопросу пишет: «Адам, который – не рожден, ибо он – создание Божие, и Сиф, который – рожден, ибо он сын Адама, и Ева , которая вышла из ребра Адамова, ибо эта не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения (96:91). 1.2. О значении семьи и брака §1. В «Православной энциклопедии» о семье и браке говорится следующее: « Брак, общественный, и в частности правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз. В “Дигестах” (XXIII 2. 1) содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): “Брак – это союз мужчины и женщины, соучастие в божеском и человеческом праве”. Данное определение вошло в канонические сборники православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью , приобрело церковный авторитет. Это определение включено в “Номоканон XIV титулов”, в “Алфавитную синтагму” Матфея Властаря , в “Прохирон” Василия I Македонянина, перевод которого составил 49-ю гл. слав. “Кормчей книги”. В “Кормчей” определение брака дано в следующей редакции: “Брак есть мужеви и жене сочетание, событие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение” [(П. Д: “Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве” (Кормчая, гл. 48)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

И в момент, когда Адам в чистоте своего сердца, из приобщенности своей Богу, зная мир в Боге и только через Него, произносит это имя, он обнаруживает, что только сам, только он один не имеет как бы напарника. Я не говорю «свою противоположность», потому что речь идет не различии – именно товарища, спутника. Тут видно, что Адам достиг своей зрелости, и Бог разделяет его на мужчину и женщину. Переводы Библии так часто говорят, что Бог взял ребро Адама ( Быт.2:21 ). Еврейский текст позволяет другие переводы, и раввинистический перевод на французский язык вместо ребра, cote говорит о cote, стороне 60 . И это место очень важно, мне думается, потому, что когда Ева возникает из Адама, он смотрит на нее и узнает в ней себя самого – вместе узнает в ней полную, совершенную инаковость. И она узнает в нем самую себя и вместе то другое, что делает их двумя в одном, как две половины одной реальности. И это возможно, потому что они смотрят друг на друга по существу, а не поверхностно, внешне. Чуть позже случится еще нечто. С ними, с Евой заговорит змей и подскажет, что есть другая возможность познания. Кроме познания, которое по-французски называется simple regard, непосредственное восприятие, которое можно иметь только в Боге, которым можно обладать лишь в приобщенности Богу, есть другая форма познания: через наблюдение, через исследование, не внутренним познанием, а внешним, в попытке извне дойти как можно дальше вглубь. Ева соблазнилась, и в то же искушение впал Адам. И тут начинается долгий период: человеческая история, когда возможность непосредственного восприятия хотя не отнята окончательно у человека, но наряду с этим зрением, затуманенным и умаленным, появляется тот поиск, который мы называем знанием, наукой, который в конечном итоге – и это можно видеть сегодня, когда изучаешь физику, – постепенно ведет нас к точке, где математика и физика становятся делом прозрения, образного мышления, а не простого наблюдения за фактами и их исследования. И в этот момент Адам и Ева , по слову одного из отцов (сейчас не могу вспомнить его имя), обнаруживают друг во друге уже не alter ego, «другого себя самого», но каждый видит себя как ego, а второй становится alter, «другой». Он отличается по контрасту, по противоположению и становится порой предметом неприятия или, напротив, влечения. И это опять же отмечено в книге Бытия, когда Бог говорит Еве: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой ( Быт.3:16 ). В этот момент во взаимоотношении между мужчиной и женщиной возникают как бы два потока: с одной стороны, славная линия, которая постепенно ведет ввысь и достигнет кульминации в лице Божией Матери, и другая линия: то, что можно, увы, назвать, естественным человечеством, человечеством земным: Адам значит «земля», Ева того же корня, что «жизнь». Они соединены, и тем не менее не могут достичь того единства, которое предназначил им Бог, потому что это единство по образу Святой Троицы может быть достигнуто только в Боге и изнутри приобщенности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Потому что политики, которые не верят в Христа, но верят в православие, в православизм, верят в то, что Православная Церковь всегда цементировала наш народ и что-нибудь в таком духе. Таким же глазом смотрят искусствоведы, которых в иконе интересует только колорит и прочее, то, о чем мы вчера говорили. Вновь повторяю: древо познания – это причастие. В чаше с причастием нет зла, но вспомните, какие молитвы православный христианин читает перед причастием: Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Даров. То есть, оказывается, причастие может быть в погибель, причастие во осуждение. Апостол Павел вообще полагал, что христиане умирают по той причине, что недостойно, без рассуждения причащаются Тела и Крови Христа, не понимая, где профанное, а где священное. Вот именно это и произошло с Евой. После этого Ева идет к мужу и предлагает ему соучастие в своей трапезе. Почему она это делает? Я встречал два толкования этого сюжета. Первое – мысль Ефрема Сирина. Простите, нет, сначала раввина скажу. В раввинистической литературе мысль следующая. Ева почувствовала, что она умирает, и тут ее сознание обожгла страшная мысль: я умру, а Адам останется жив, и Бог даст ему новую жену, и он будет с нею счастлив. Да не будет этого, кушай, миленький. Чтобы понять всю правдивость и глубину этой раввинистической мысли, надо просто вспомнить, что согласно Талмуду Ева – вторая жена Адама, а не первая. Первая была мифологический персонаж Лилит. В Библии ее нет, но в Талмуде она появляется. В Лилит влюбился архангел Михаил, она его уговорила открыть ей тетраграматон, священное имя Бога, Иегова, и когда она это имя узнала, Господь этого не потерпел. Он не мог, чтобы на земле был человек, который знал бы его имя, и у него была бы власть над ним. И поэтому он превратил Лилит в звезду Исциарь – Венеру. То есть это иудейское предание было, а отсюда понятно и продолжение, что Ева – вторая жена, боится, что появится и третья еще. Глубокое знание женской психологии демонстрируют раввины.

http://pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam...

А что действительно нужно «примирить» нас с Богом, или с Отцом, об этом говорит Его клятва на нас. Об этом говорит и вторая проповедь приложенная, митрополита Московского Филарета. КЛЯТВА БОЖИЯ О клятве на Благовещение говорится часто. Начнем с ирмоса на 9-й песни [канона] предпразднества: «Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице... мирови благословение процвела еси». И затем Ева не раз вспоминается за богослужением как виновница падения своего и Адама: «Ева убо объят плод, смерть делающь всегубительную: посреди же Тебе возрастет плод безсмертия ходатайственен, Христос сладость наша, Владычице» (предпразднество, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й). «Праматернее поползновение исправляяй, Избавитель явится...» (там же, песнь 4-я, тропарь 3-й). Но еще чаще говорится о клятве Божией за это преступление. С самого начала предпразднества Церковь поет, еще чрез будущее явление Гавриила: «...Радуйся клятвы разрешение (освобождение, прощение, снятие)...» ([на] «Господи, воззвах», [стихира] 3-я). «...Безсмертный клятвы изимая тя (земля), ныне приходит» ([канон], песнь 3-я, тропарь 1-й). «Клятвы праотчи (праотчей) разрешися соуз (узы)» (седален [по 3-й песни], «И ныне»). И теперь возвращается «радость во чреве», то есть Христос, — «юже (которую) Ева преступлением... погуби (погубила)» (там же, песнь 6-я, тропарь 1-й). И вместо клятвы Имеющий прийти даст благословение: «...праматернюю клятву потребив всю, сущих из Адама благослови (благословил) из Нея Прозябый» (светилен). Итак: клятва наложена была Богом за преслушание данной в раю заповеди: не вкушать от запрещенного древа; иначе, говорил Господь, — «смертью умрешь» ( Быт. 2 :17, 3:17 ). Слово Бога есть то же, что и клятва, то есть безусловно верное, нерушимое; как делаем и мы — клянемся во утверждение истины. Эту клятву мог снять только Сам Бог в Троице; ибо отменить ее мог лишь равносильный. Христос был только Посредником за нас: Он взял нашу клятву на Себя; и исполнил ее смертию Своею. Сим Он исходатайствовал нам прощение, будучи Сам Богом и в Боге Троице. Он есть и «приносяй и приносимый» (тайная молитва на «Херувимской»). Он есть жертва.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Далее у Бытописца читаем: и наложи Бог изступление на Адама и успе: и взя едино от ребр его, и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму, ( Быт. 2:21–22 ). В сотворении жены Отцы Церкви видят таинственное изображение происхождения Церкви от Христа. Основанием сему объяснению полагают то, что и в Священном Писании находятся изображения Церкви под образом жены напр. Песн. Песн. Εφ. 5:23, Апок. 17:18–21:9–10 . У Отцев так раскрывается сие сходство между происхождением жены и Церкви: «Адам изображал Христа, а Ева – Церковь ; и как Ева сотворена из ребра спавшаго мужа, так и Церковь образовалась из ребр Христа, почившего на крест. Сон Адама был смертию Христа, Коего ребра, когда Он бездыханный висел на кресте, прободены копием, и оттуда истекла кровь и вода: мы познаем в сем таинства, на которых созидается Церковь . Ева есть образ Церкви, посему, она и наименована материю живущих» 61 . К таинственному отношению между сном Адама и смертию Христа, какое открывают Отцы Церкви, можно присоединить и то, что как сон наведен на первого человека самим Богом, так и крестная смерть второго Адама произошла по воле Отца небеснаго, как свидетельствует о том сам Иисус Христос ( Ин. 10:18–14:31–18:11 ). Таинство Христа и Церкви изображается наконец в брачном союзе первых людей, по которому оба составляют плоть едину. Апостол, говоря о таинственном значении брака, приводит следующее место из книги Бытия: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, и прибавляет: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Ефес. 5:31–32 ). По самому происхождению от мужа, жена составляет плоть от плоти его и кость от костей его: таков точно союз Церкви со Христом, которая составляет Его тело, и в которой верующие суть уди тела Его 62 . К Адаму приводится дева чистая, целомудренная: Христу единому мужу обручается Церковь дева чистая ( 2Кор. 11:2 ) и представляется пред Ним неимущею скверны или порока, но святою и непорочною. ( Еф. 5:27 ) Первоначальный союз первых людей скрепляется благословением Божиим: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1:23 ): союз Христа с Церковию укреплен также обетованием Божиим, что чада, происшедшия от сего союза, умножатся, как песок морский и наполнят вселенную ( Ис. 2:2,3 – 9:6, 7 – Рим. 10:16 , Апок. 7:9 ). «Ева есть матерь всех живущих; Церковь есть матерь всех христиан» 63 . Так изображает нам учение Писания и Отцев Церкви в лице Адама, еще невиннаго тайны Христа и Его Церкви. Благость Божия не оставила Адама и по падении, н продолжала являть в нем образ обетованного ему Семени жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред. ) Сколько детей было у Адама и Евы? Вопрос о детях — важный. Важный потому, что у человека, в котором поселилась смерть, остался только один способ сохраниться в вечности — рожать потомство, воспроизводить себя в бесконечно сменяющих друг друга — и тоже умирающих — поколениях. Не случайно с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Священное Писание уже не ставит их в центр повествования. Отныне они просто прародители, «точка отсчета» для последующих поколений, о которых и ведется основной рассказ. С первенцем — Каином — Адам и Ева связывали большие надежды. Имя его по-еврейски значит «приобретение»: приобрела я человека от Господа (Быт 4:1), — произнесла Ева, когда Каин явился на свет. В этих словах практически все толкователи усматривают надежду изгнанников на то, что этот ребенок и станет тем самым «семенем жены», которое, как обещал Господь, «сотрет главу змия» и вновь отворит для людей врата рая. Но Каин не то что не отворил двери в рай — он еще усугубил грех человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, которую возложил на костер его младший брат Авель, показалась Каину более приятной Богу, чем его собственная, и это так раздосадовало его, что он убил Авеля . Каин стал, по выражению святителя Филарета (Дроздова), родоначальником «отверженного племени» — людей, все более и более косневших в грехе. За 1500 лет они успели натворить столько безобразия, что Господь попустил всемирный Потоп , уничтоживший все человечество, за исключением одного праведного Ноя и его семьи… Каин и Авель. Гравюра Гюстава Доре Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной. Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей. Где именно жили Адам и Ева?

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-ad...

Как молитвы – чтение и пение их, так и поучение должны совершать одни мужчины. Женщинам же святой Павел запрещает это делать, женщина даже и вопросов недоумения не смела предлагать в церкви (ср. 1Кор. 14:35 ). Она должна здесь молиться в безмолвиии, исполнять со всякою покорностью, как это повеление, так и предлагаемое мужам учение. Если в чем-либо встретит здесь неясность, недоразумение, то пусть спрашивает разъяснения у мужа дома. Самой же женщине в церкви учить святой Павел положительно запрещает. Дома же они могут учить как детей, так и взрослых, и даже мужей своих, если они в чем не совсем исправны. В церкви же им не позволяется ни властвовать над мужем – мужчиной, быть госпожой мужа, мужчины, и командовать им, приказывать ему то или другое делать, а сидеть в безмолвии и слушать. «Вообще многоречив род женский, говорит Златоуст, позволь им говорить в церкви, они поднимут такой шум, какого и на торжище не встретишь. Почему святой Павел всеми мерами старается обуздать их». Далее святой Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине. 2:13–14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади него. Она создана из части (ребра) мужа, поэтому, естественно, не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа как помощница, а не как госпожа. В другом месте святой Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:9 ). «Поскольку, говорит, в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю, то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феодорит). Другую причину подчиненности жены мужу, святой Павел берет из порядка падения. Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей – к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ). Очевидно за падение, она лишена Богом того, что прежде имела в равной чести с мужем. Поэтому подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее, за прельщение Адама Евою. В Еве, виновною в этом, сделался весь род женский, и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей святой Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился и согрешил, но не так, как Ева. Она послушалась диавола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним по чести, и данной ему Богом (см. Быт. 3, 6–12 ). Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его, за это она и наказана подчинением ему. Но святой Павел, умалив жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия. Г). Жена спасется чадородия ради (ст. 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

«Другое небо, Богородице, явилася еси, Солнце правды несказанно на земли, Чистая, возсиявшая» 18 . Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве: И вражду положу, говорит Господь ( Быт. 3, 15 ), произнося Свое осуждение на обольстителя, между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя: той сотрет твою главу, и ты блюсти будеши его пяту. Все богомудрые толкователи Священного Писания в сих словах Божиих видят первое благовестие о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разумеет под женою, которой семенем называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная жена, конечно, не Ева, говорит святой Епифаний. Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к преобразованию Ее 19 . Какое же здесь содержится пророчество о Богоматери? В сих словах мы можем находить указание на безмужное рождение Пречистой Девы. Будущий Искупитель называется Семенем жены, а не мужа: не есть ли это прямое указание на то, что здесь говорится не о обыкновенной жене, но о такой, которая родит без мужа? Иначе, согласно с принятым у всех народов обычаем, считает родословие по лицам мужеского пола, сие благословенное Семя было бы названо семенем мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Прообразование сие усматривается в самом имени Евы. Если Ева, говорит святой Епифаний, названа материю живущих, то только как образ Матери Марии. Потому что Ева тогда уже названа была материю живущих, когда услышала это изречение: Земля еси и в землю пойдеши. Сие-то и удивительно, что после такого определения ей дано столь прекрасное имя. Но если будем рассматривать только внешнее и подлежащее чувствам, именно то, что от Евы произошел весь род человеческий, то от Марии произошла самая жизнь в мире: Она родила вечную Жизнь и сделалась Материю живущих. Итак, Ева названа материю живущих только потому, что она прообразовала Марию 20 . Потом в истории Евы мы можем находить многие черты прообразующие Марию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Употребленное здесь греческое слово eqnh (слав. «языки») в христианском контексте чаще всего означает «язычников». При таком понимании в приведенном тексте можно усмотреть отзвук учения Климента Александрийского о том, что проповедь Христа в аду распространялась и на язычников. Впрочем, определенно утверждать, что автор текста вкладывал в свои слова именно такой смысл, мы не беремся. Во всех приведенных текстах речь идет о спасении (воскрешении) Христом того или иного класса умерших, будь то «верные», «благочестивые», или, наоборот, «согрешившие» и «падшие». Однако гораздо чаще в Октоихе подчеркивается универсальный характер крестной смерти и воскресения Спасителя. Говорится, в частности, о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама (или Адама и Еву), причем Адам понимается не столько как конкретная личность, сколько как символ всего падшего человечества. Следовательно, освобождение его от уз ада знаменует собой обновление всего человеческого рода 574 : Царь сый небесе и земли непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие. егоже ад срет доле огорчися, и праведных души приемше возрадовася; Адам же, видев Тя Зиждителя в преисподних, воскресе... 575 Будучи Царем неба и земли, Ты добровольно, по любви к людям, претерпел распятие – Ты, Которого встретив долу, ад огорчился, и Которого приняв, души праведных возрадовались; Адам же, увидев Тебя, Создателя, в преисподней, воскрес... Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе: Адам же ликует Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется... 576 Будучи Богом, Ты воскрес из гроба в славе, и человечество воспевает Тебя как Бога, а смерть исчезла; Адам ликует, Владыко, и Ева ныне, избавляемая от уз, радуется... Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева , вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея 577 . Сегодня Ты, Милостивый, воскрес из гроба и вывел нас из врат смерти; сегодня Адам ликует, и Ева радуется, вместе же [с ними] пророки и патриархи непрестанно воспевают божественную державу власти Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«С одной стороны, Она обеспечивает непрерывность человеческого рода. Её Сын по Своему «Второму Рождению» — Сын Давидов, Сын Авраама и всех «праотцов». По словам сщмч. Иринея Лионского, Иисус «возглавил Собой длинный список человечества» (Против ересей. III, 18, 1), «собрал в Себе все народы, распространившиеся от Адама» (III, 22, 3) и «воспринял в Себя древнее создание» (IV, 23, 4). Но, с другой стороны, Господь «показал новое рождение» (V, 1, 3). Он стал Новым Адамом» . И Новая Ева, «будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью» послужить не только Воплощению Сына Божия, но и возвращению рода человеческого в послушание Богу. Ибо, как богословствуют святые Иустин Философ и Ириней Лионский, ветхая «Ева не оказала послушания, когда была ещё девою... и сделалась причиной смерти и для себя и для всего рода человеческого; так и Мария, имея предназначенного мужа, но оставаясь Девой, через послушание сделалась причиной спасения для Себя и для всего рода человеческого... Ибо, что связала дева Ева через неверность, то Дева Мария разрешила через веру» . Святой Николай Кавасила обращает внимание на тот факт, что если бы Пресвятая Дева Мария не предоставила Свою свободу Богу, вместе с Её послушанием, когда ответила «Да» Богу, то Воплощение Сына Божия оказалось бы невозможным по причине невозможности насилия свободы, дарованной человеку в творении вместе с образом Божиим. «Бог не предупреждал Адама, – пишет св. Николай Кавасила, – и не требовал его согласия относительно его ребра, из которого должна была быть создана Ева, но, лишив Адама чувств, так изъял член. Деву же Он прежде научил и ожидал Её веры, прежде чем приступить к действию. Относительно творения Адама Он совещается с Единородным, говоря: «сотворим человека» (Быт. 1:26). Когда же сего Чудного Советника Первородного (Ис. 9:6; Евр. 1:6), – как говорит Павел, – Он вводит во вселенную и созидает Второго Адама, то делает Деву соучастницей Своего решения. И этот Великий Совет (Ис. 9:6) – как называет его Исаия, возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа…, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо, как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Её веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлён» .

http://bogoslov.ru/article/3570072

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010