В 1835 году дозволено детям униатов поступать в православные духовные училища, высочайшим указом 19 декабря 1835 года все униатские училища подчинены ведению комиссии духовных училищ, причём униатский митрополит Иосафат Булгак и епископ Иосиф Семашко сделаны были членами комиссии, с 1837 года заведывание делами униатской Церкви из министерства внутренних дел передано обер-прокурору синода. Преосвященный Иосиф неоднократно ездил на ревизию обоих униатских епархий и лично значительно подготовил дело воссоединения. Словом, дело воссоединения подвигалось вперёд решительными шагами. Не поощряемые, но и не воспрещённые, обнаруживавшиеся то здесь, то там отдельные воссоединения прокладывали дорогу общему воссоединению. С 1833 по 1837 год воссоединилось до 150.000 униатов, все остальные также уже были подготовлены. Когда в 1838 году скончались униатский митрополит Иосафат Булгак и епископ пинский Иосафат Жарский, не сочувствовавшие воссоединению, церковная униатская власть перешла в руки трёх оставшихся униатских епископов, – лиц, сочувствовавших воссоединению. Управляющим полоцкой епархией состоял епископ оршанский Василий Лужинский 264 , ранее бывший здесь викарием. В литовской епархии викарием был деятельный сторонник воссоединения, преосвященный Антон Зубко. Епископ литовский Семашко был назначен председателем греко-униатской коллегии. Для большего успеха дела перед решительным моментом решено было все немногочисленные неблагонадёжные элементы изъять из среды духовенства: духовные лица, не сочувствовавшие воссоединению и возбуждавшие других против него, были выселены в губернии внутренней России. От духовенства затребованы письменные заявления о желании воссоединиться с православием. И когда документально выяснилось, что громадное большинство духовенства желает воссоединения, в Полоцке составлен был 12 февраля 1839 года, в неделю православия, собор униатского духовенства во главе со всеми тремя униатскими епископами и с участием православного полоцкого епископа Исидора Никольского , впоследствии митрополита петербургского, и здесь был подписан акт воссоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Некая богатая особа Мария Михайловна Булгак, дворянка, стала с начала 1911 года приезжать в Оптину для исповеди у о. Варсонофия. По ее словам, она собиралась оставить мир и поступить в Шамординский монастырь. Отец Варсонофий, уже поняв ее внутреннюю суть, заметил: «Ох и набулгачит там Булгак!» Затем она обещала Старцу, что завещает Скиту капитал в сто тысяч рублей, а после этого стала вмешиваться в скитские дела. Отец Варсонофий поставил ее на место, но дама чужда была всякого смирения. Будучи в Петербурге, она посетила великосветский салон графини Игнатьевой, где бывали члены Синода, а там нарассказала всяких небылиц про Оптинский Скит и про старца Варсонофия. Графиня, вообще не благоволившая к Оптинским старцам, всему охотно поверила, но решила и сама посмотреть. Она приехала с одной из своих подруг в Оптину и сказала настоятелю, что хочет нанести визит о. Варсонофию, но не как старцу, а как скитоначальнику. Отец Варсонофий призвал почти постоянно жившую в Оптинской гостинице старушку, жену варшавского генерал-губернатора Максимовича, и попросил ее занять визитеров, а сам сидел молча... «Были у меня в прошлом году, – говорил о. Варсонофий в 1912-м, на Вербное воскресенье, – две дамы из интеллигентного круга и пронесли имя мое яко зло. За что, спросите вы? Нашли, что у меня в моленной слишком роскошно для Оптиной, а главное, не понравилась им большая картина Ангела, утешающего скорбную душу. Странные люди. Слово «роскошь», кажется, к моей моленной уж совсем неприменимо, маленькая она, с низеньким деревянным потолком, но убрана прилично. Главное украшение ее – образа, а затем портреты почивших Оптинских старцев. Вот и картина Ангела хотя и имеет в своем исполнении некоторые недочеты, но все-таки производит впечатление, особенно вечером, при свете лампады, – тогда он точно живой выделяется с полотна. Старался я, чтобы моленная моя несколько напоминала небо, куда должна стремиться душа наша». Вернувшись в Петербург, графиня Игнатьева доложила синодальным властям, что в келлии старца Варсонофия «роскошь» (цветы и картоны) и что гостей у него принимает и разливает чай дама...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Сувор, Суворов : Сувор Игнатьев, слуга Калязина монастыря, конец XV в.; Алексей Иванович Сувор Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в.; Горяин [см. Горяин] Суворов, служилый человек, 1482 г. 89 ; Постник [см. Постник] Суворов, дьяк Ивана IV, 1566–1572 гг.; Суворовы, XVI–XVII вв., Бежецк и Кашин [см. Махно, Махонины] Сувор – нелюдимый, молчаливый Суворин Базанин [см. Базанины], помещик, середина XVI в., Шелонская пятина Сугоняй Якуш, крестьянин, 1495 г., Новгород Сугон – погоня; сугнать – догнать Сугра Михаил, крестьянин, 1624 г., Устюг Судак ( Судок ), Судаков ( Судоков ): Семен Судоков, 1334 г., Новгород; Иван Федорович Судок Монастырей [см. Монастырь], 1445 г.; Иван Угримов [см. Угрим] Судоков, 1550 г., Новгород [см. Айда, Ерш, Обида, Терновский] Судимант Иван Кондратьевич , выходец из Литвы, 1474 г.; от него – Судимантовы [см. Максак] Судников Юрий, подьячий, писец Воротынска, 1626–1637 г., Москва Судница, Судницын : кн. Дмитрий Иванович Судница Шелешпанский, вторая половина XV в.; Тихон Судницын, игумен Калязина монастыря, 1535 г. Судовщиков Смирной [см. Смирной], гость, 1611 г., Кашира Судомоин Богдан Иванов, подьячий, 1546 г. Суемнев Семейка [см. Семейка], крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Суета , Суторма, Неустрой и Булгак Васильевичи Бессоньевы [см. Суторма, Неустрой, Булгак, Безсон], землевладельцы, середина XVI в., Переяславль [см. Мергасов, Улыбышевы] Сука, Сукины Иван и Гридя [см. Гридя] Ивановичи, 1500 г., Новгород; Федор Иванович Сукин, казначей Ивана IV, 1552 г. Сукман Тимофей Топорков [см. Топорков], 1460 г.; от него – Сукмановы Ср. их вотчина деревня Сукманиха на р. Воре в Московском уезде Сукман – кафтан из домодельного грубого сукна Суков Елка [см. Елка], дьяк вел. кн., 1505 г.; Иван Афанасьевич Вязга [см. Вязга] Суков, дьяк, 1525 г.; Иван Васильевич Мичура [см. Мичура] Вязгин Суков, середина XVI в., Романов; у Елки сын Василий Елизаров Суковой, подьячий, 1553 г. [см. Кондырь] Суколенов Нелюб [см. Нелюб] Семенович, дьяк, 1603 г., Великий Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1803 г. в униатской Полоцкой епархии в католичество перешли 100 тыс. прихожан, в Белорусской епархии неск. приходов, ранее перешедших из унии в Православие, также стали католическими. Ираклий Лисовский послал в С.-Петербург прот. Иоанна Красовского с жалобой на униженное положение униатской Церкви. Это посольство имело успех: было запрещено обращать униатов в католичество (1803), в состав же католич. коллегии были включены (1804) униатский еп. Иосафат Булгак и 3 асессора из униатского духовенства, а в 1805 г. коллегия была разделена на 2 департамента - католич. и униатский, председателем последнего стал архиеп. Ираклий Лисовский, возведенный в сан митрополита (1805). Лисовский сумел поднять значение белого униатского духовенства. Спасая униатскую Церковь от поглощения ее католичеством, Лисовский предлагал подчинить ее Святейшему Синоду. В униатских церквах он заводил правосл. порядки, сам служил по архиерейскому служебнику московского издания, внушая униатскому духовенству, что обряды и церковные книги в униатском богослужении аналогичны православным. В 1806-1807 гг. в Полоцке Лисовский учредил униатскую семинарию. После кончины Лисовского (1809) его преемником на митрополии стал Луцкий еп. Григорий Коханович (1810-1814), затем униатскую митрополию возглавил Иосафат Булгак (1814-1838), сторонник сближения с католич. Церковью. В первые годы царствования Николая I был принят ряд ограничительных мер в отношении католич. Церкви в западнорус. губерниях: в 1826 г. было запрещено строить каплицы в местностях с правосл. населением, в 1827 г. в базилианские мон-ри разрешено принимать только униатов, в униатском богослужении предписано употреблять только церковнославянский язык. В те годы униатская Церковь состояла из 4 епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. В 1827 г. асессор католич. коллегии, в ведении к-рой состояли униаты, от Луцкой епархии Иосиф (Семашко) обратил внимание директора департамента, занимавшегося делами униатов, Г. И. Карташевского на тяжелое положение униатской Церкви и предложил меры по предотвращению ее дальнейшей латинизации, а также по возвращению униатов, совращенных в католичество.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Председатель униатского департамента митрополит Иосиф (Булгак) и члены департамента передали молодому, образованному и трудолюбивому Иосифу Семашко все дела. В связи с этим по его записке о состоянии и нуждах униатской Церкви, поданной директору департамента иностранных исповеданий Г. И. Карташевскому, была учреждена 22 апреля 1828 года греко-униатская коллегия под председательством униатского митрополита в составе одного епископа и архимандрита (по назначению правительства) и четырех протоиереев (по избранию местных епископов и консисторий). 46 В том же году была основана греко-униатская духовная семинария в Жировицах, Белорусская же семинария была основана ранее митрополитом Ираклием (Лисовским). Семинариям подчинялось несколько уездных училищ. В 1829 году Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского, викария Полоцкого архиепископа Иакова (Мартусевича), а в 1833 году Преосвященный Иосиф (Семашко) стал правящим епископом Литовским и Брестским. Белорусскую – Полоцкую епархию получил митрополит Иосиф (Булгак). Летом и осенью того же года епископ Иосиф знакомился со своей епархией, управлял епархиальными делами, инспектировал Белорусскую и Литовскую Духовные семинарии. По возвращении из поездки епископ Иосиф подал начальству докладную записку о нецелесообразности частного воссоединения униатов, приобретшую важное значение в дальнейшем. По мысли Преосвященного Иосифа, воссоединение – длительный процесс, готовить его надо постепенно, устраняя из богослужения латинские обряды, убеждая сначала в необходимости воссоединения духовенство, а потом уже через него склонять прихожан к принятию Православия. 47 В частности, по предложению Полоцкого архиерея, решено было сохранить на первых порах некоторые униатские обычаи в богослужении, заведенные из подражания католикам, принимая во внимание, что простой народ к ним расположен более, нежели к униатским отклонениям от Православной Церкви. В начале 1834 года в состав униатской иерархии вошли единомышленники Преосвященного Иосифа, викарные епископы Литовской епархии: Иосафат (Жарский), базилианин, с титулом епископа Пинского, и ректор Виленской Семинарии Антоний (Зубко), епископ Брестский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рек в Лусском погосте не названо ни одной. Из озер – при д. Недомышль озерко Подсеченик и при сц. Заболотье – озерко Ретень. Погост Дмитриеский Гдитцкий, имея с юга границею Лусский погост, на севере граничил с Ильинским Тигодским погостом. Церковь погоста – в волостке Вежищского монастыря: «А церковь того погоста Никольского монастыря Вежытцкого, а писана в манастырской волости в сем ж погосте» (III, 56). На ст. 65-м мы и читаем: «Николского манастыря Вежытцкого. Селцо Гдитцкое на погосте: а в нем церковь Дмитрей Святый, да дв. манастырской большой; а нетяглых дворов: дв. поп Филимон, дв. проскурница Ульяна». – В погосте в 62 дворах жило 112 человек; земли числилось 71 ½ обжа. Земли были а) оброчные, б) своеземцев и в) монастырские. Владелец – монастырь Никольский Вежищский. Всего в погосте состояло: оброчных 37 двор. 66 чел. 42 ½ обжи своеземцевых монастырских В переводе на отношение %-ное оброчных 59,8%, своеземцевых – 4,2%, монастырских земель 36%. Погост состоял из деревень: Бебор, Бодни, Бор, Веретейка, Гарели, сц. Гдитцкое, Дубно, На Керести, Луг, Лука, Нивы, Нежно, Овинец (2), Овинища, Озяблое, Остров, Рогавици, Серино, Хотмово, Челково, сц. Червино. Ильинский Тигодский погост, гранича на востоке с погостом Солетцким, на юге – с Гдитцким, на западе и севере соприкасался с Ореховским уездом. – «На погосте церковь Илии пророка; да на погосте ж дв. поп Иван, дв. дьяк церковной Федко, дв. сторож церковной Олешко» (III, 358). – Все земли делились на а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы и г) монастырские: в общем всех земель было 298 ½ обеж; в 359 дворах жило 552 человека. – Поместья в Тигодском погосте имели – Константин Борисов Кушелев (60 дв., 89 чел., 39 об.), Иван Суморок Вокшерин (46 дв., 75 чел., 42 ½ об.), Григорий – Булгак Васильев Вокшерин (7 дв., 10 челов., 5 об.), Василий Никитин Пушкин (47 дв., 63 челов., 39 об.), Андрей Климов Толмачев (33 дв., 48 чел., 29 ½ об.), Настасья, жена Мокея Веревкина и ее сын Самойлец (28 дв., 42 чел., 26 об.), Гридя Немцев Забелин (24 дв., 37 чел., 18 ½ об.), Иванец, Васюк и Гридица Исаковы Малыгины-Булгак (14 дв., 19 чел., 12 об.), погребной подключник Офоня Григорьев Прасолов (18 дв., 28 чел., 13 об.), подключник Ондрейко Малый (10 дв., 17 чел., 6 об.), поддьячий Гридя Карпов (6 дв., 11 челов., 4 ½ об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

216 Зато иногда заседали в коллегии два епископа, со званием один члена, а другой присутствующего, как, например, в 1830 году, епископы: пинский епископ Кирилл Сероцинский и Мстиславский Иосиф Семашко . Число заседателей также не всегда было полно и в 1838 году случилось даже, что в коллегии присутствовали всего только председатель и один заседатель. В продолжение царствования Николая I были: председателями коллегии: 1) митрополит Иоасафат Булгак (с 1825–1838), 2) литовский архиепископ Иосиф Семашко (с 1838–1843 г.) и 3) самое короткое время присутствовавший в синоде Гедеон, епископ полтавский: членами из епископов: 1) упомянутый выше Кирилл Сероцинский (с 1829–1830), 2) Иосиф Семашко (с 1829–1832 присутствующий, а с 1832–1838 член коллегии); из архимандритов: 1) гродненского базилианского монастыря настоятель Василий Полонский (с 1826–1828), 2) мелецкого базилианского монастыря архимандрит Ианнуарий Быстрый (с 1828–1832), 3) Лещинского монастыря архимандрит Иоасафат Жарский (с 1832–1834). Наконец, заседателями из протоиереев были: 1) Антоний Зубко (с 1826–1834), 2) Иосиф Семашко , в бытность его еще прелатом-схоластиком (с 1826–1829), 3) каноник Василий Маркевич (с 1826–1838); младшие соборные протоиереи: 4) Игнатий Пильховский (с 1829–1843), 5) Василий Лужинский (с 1830–1834), 6) Иоанн Конюшевский (с 1838–1843), 7) Лев Паньковский (с 1838–1843). 217 Прокуроров коллегии во все царствование Николая I было трое: Крыжановский (с 1826–1829), Иванов (с 1829–1834) и Серно-Соловьевич (с 1834–1843). Булгак был человек добрый, ласковый и доступный, но слабый характером, нерешительный и не чуждый не только честолюбия, но даже и некоторого наивного тщеславия. Рассказывают, что когда ему был пожалован орден св. Андрея, он пришел в такой восторг, что показывал всем приходившим к нему Андреевскую звезду, говоря: «Посмотрите-ка, что я заслужил от Государя и чего удостоился от Него». Естественно, что, при таком настроении, действия Булгака всегда соответствовали видам нашего правительства и он неуклонно и безоговорочно исполнял все ему указываемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда, в 1830 г., возник польский мятеж, Булгак написал пастырское послание к греко-униатскому духовенству и народу. «Всем уже известны – говорил он – плачевные происшествия в Царстве Польском. Народ, возрожденный, устроенный, облагодетельствованный Александром и Николаем, вовлечен в действия самой ужасной неблагодарности. Народ, коего благополучию еще недавно завидовали, стоит над пропастью бедствий! Нас только утешает надежда, что виновники настоящих происшествий составляют самую незначительную часть польского народа. Несколько людей без веры и чести, подвизавшихся в ужасах французской революции, несколько честолюбцев, все приносящих в жертву своему высокомерию, несколько легкомысленных юношей, ни причин, ни последствий не понимающих, 219 несколько расточителей, надеющихся в общих бедствиях спасти себя от конечного разорения, вооружив чернь варшавскую, присвоив права законной власти, страхом и злыми наветами влекут соплеменный нам польский народ к погибели и посрамлению. В сию годину печали и искушения долг попечения о благе вверенной нам от Бога паствы заставляет нас обратиться к греко-униатскому духовенству словами Спасителя, к возлюбленным ученикам Своим реченными: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Бдите, да злые наветы не доступят к сердцам вашей паствы, да сеятели лжи не найдут пути к ослеплению оной. Молитесь, да Всевышний просветит омраченных, вразумит заблуждших, сокрушить закосневших в злоумышлении; да ободрит и утвердит всех благомыслящих и усилиями их да отвратится всякое зло от любезного отечества нашего. Боже Всемогущий! не допусти, чтобы греко-униатская церковь , попечением Николая I-ro устрояемая и в премудрых Его начертаниях к славе и благоденствию назначенная, была осквернена хотя одним изменником и клятвопреступником; воздвигни всех членов и пастырей оной к единодушному усердию быть поборниками мира и тишины, к нарушению коих стремятся злоумышленники! Не отвержи моего прошения, у гроба уже стоя, молю Тебя, Боже всемогущий». 220 В деле о воссоединении униатов Булгак был не только самым беспрекословным, но и самым ревностным исполнителем предначертаний правительства, и когда некоторые из распоряжений исполнялись медленно, или не так, как следовало, писал строгие увещания и угрозы ослушникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последствием этого стремления к национализации русских школ, так настойчиво проводившейся министерством народного просвещения в самом начале царствования Николая I, были: с одной стороны, введение преподавания в Виленском университете истории, географии и статистики на русском языке (в 1824), распоряжение о преподавании этих предметов и во всех средних учебных заведениях, а также заботы об усилении изучения русского и церковно-славянского языка в Главной семинарии, 54 с другой стороны – усилившийся в высших правительственных сферах интерес к открытию семинарий для униатского духовного юношества, с более русским направлением, и усилившаяся забота об очищении греко-славянского богослужения в униатской церкви от латинских примесей. Убедившись, что митрополит Булгак тормозит реформы униатской церкви, намеченные еще в указе 28 сентября 1822 года, и что он не способен положить конец пререканиям между белым и черным униатским духовенством, кроме того, находясь под влиянием недавно решенного в коллегии возмутительного дела о совращении 20 тысяч униатов в латинство, Шишков обнародовал, с Высочайшего соизволения, именной указ 9 октября 1827 года, минуя коллегию, в которой председательствовал друг латинян, митрополит Булгак. Указ 9 октября озаглавливается так: о не дозволении принимать в греко-униатское монашество людей другого обряда. Здесь говорится, что в базилианский орден принимаются люди мало сведущие в греческих обрядах богослужения, отправляемого на языке славянском, и что начальство монастырей, не занимаясь образованием детей униатского духовенства, посвящающих себя на служение своей церкви, предпочтительно заводит светские училища, преимущественно для латинян, и что вследствие всего этого между белым и монашествующим духовенством возникли несогласия и взаимное недоверие. Дабы утвердить в униатской церкви древние обряды богослужения, повелевалось принимать впредь в базилианский орден только таких лиц, которые докажут свое знакомство с греческим обрядом и церковно-славянским языком, а также учредить училища для наставления униатского юношества духовного звания, как в правилах веры, так и в обрядах богослужения на языке славянском.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Письма Шавровского не представляли чего-либо совершенно нового. Еще раньше Беликович всюду разглашал: «Булгак – дурак и за деньги, и кавалерии может все сделать, и продать всю унию» 850 . Тоже повторяли и многие другие. Но эти речи, вероятно, не доходили до слуха митрополита. Шавровский же с беспощадной резкостью высказал митрополиту все, в чем его обвиняли другие. Сознал ли Булгак свою вину, испугала ли его представленная Шавровским опасность униатской церкви, или его поразила грубая выходка Шавровского, но он был страшно потрясен письмами последнего. После первого – он три дня ничего не ел и плакал 851 . Ветхий годами старец под влиянием последних обстоятельств совсем осунулся, окончательно одряхлел. К концу 1837 г. он еле подписывал бумаги 852 . Болезнь, которой он теперь подвергся, нашла себе в его надломленном организме благоприятную почву и быстро развивалась. 23-го февраля в 3 часа дня митрополит почил. Тело почившего митрополита было перенесено в домовую его церковь . На вечерней панихиде 25-го февраля присутствовали м.м.Киевский и Московский. 26-го февраля утром было совершенно отпевание, за болезнью пр.Иосифа, пр.Василием 853 , в присутствии нескольких военных и гражданских сановников 854 , председателя р.-католической Коллегии еп.Павловского, членов этой Коллегии и других лиц. После чего тело в засмоленном гробе было поставлено в склеп. 28-го же февраля в 11 часов утра, в присутствии обер-прокурора, тело было перевезено в Сергиевскую пустынь, где было встречено архим.Игнагием с братией в полном облачении, с пением «Святый Боже». Пр.Василий со своим духовенством совершил литию и затем тело погребли под собором, в склепе 855 . В Полоцке известие о смерти Булгака было получено 7-го марта и в тот же день было объявлено воспитанникам семинарии, после чего членами семннарского правления с профессорами была отправлена божественная литургия и великая панихида. По приказанию пр.Василия, заупокойные богослужения по усопшем совершались ежедневно в течение недели в кафедральном соборе членами консисистории и служащими в семинарии 856 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010