Однажды Бердяев услышал слова французского писателя Леона Блуа о том, что Бог — это Великий Одинокий, и он пережил это как какой–то внутренний опыт. Не полноту Божию почувствовал, а некое божественное метафизическое страдание. И страдание мира от переживал как… нарушение Божественного одиночества. Нам нужен Творец, но и мы Ему бесконечно нужны. Есть много поразительного, глубокого, загадочного и тонкого в этих суждениях Бердяева, хотя, с точки зрения богословия, они представляются, конечно, спорными. Бердяев был глубоко эсхатологически напряжен, для него существующее состояние мира было мертвым, объективированным! История — это статуи и трупы… Реализуется все тогда и только тогда, когда мир сбросит с себя вот это окостенение объективации. Поэтому осмысление истории — только там, где она кончается. Смысл истории — в ее аннулировании, ее снятии; в том, что мы устремлены, как стрела, к будущему, где мертвенность объективированного бытия будет побеждена, где будет торжествовать полностью творческий дух, где он будет играть, где он будет расцветать! Поэтому эсхатология, то есть учение о конце мира, для Бердяева не была чем–то зловещим, мрачным, устрашающим. Он говорил о том, что человек должен приближать конец мира, что человек должен стремиться к этому моменту преображения бытия. И все темное будет уничтожено. Люди неправильно понимают идею Промысла, говорит Бердяев, они понимают слова Христа Спасителя буквально, что вот Он над каждым бдит. Нет, если человек к Нему стремится, осуществляется единство Христа и человека. Но вообще в мире Бог не царствует. Нет Царства Божьего в мире. Он не царствует в холере, в чуме, в предательстве, катастрофах. Мир наполнен злом! В этом отношении Бердяев прав. И трудно не согласиться с ним, что Бог не реализовал Себя, скажем в армянском землетрясении или американском землетрясении. Конечно нет! И здесь его глубокая правота. Христианское богословие рассматривает это с другой позиции: что свобода дана нам как умаление Божества. Бог какое–то пространство в своем бытие уступил нам, и в этом пространстве действуют уже (тут уже Бердяев совершенно прав) и Воля Божия, и воля человеческая, и слепые стихии, и судьба (судьба не в мистическом смысле, а в смысле предопределенности, физической, психологической, исторической, социальной).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

с нем. Архангельск, 1999. 538 с. (в оригинале: Bergmann, Sigurd . Geist, der Natur befreit: Die trinitarische Kosmologie Gregors von Nazianz im Horizont einer ökologischen Theologie der Befreiung, (i rysk översättning). 1999. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж: YMCA-Press, б.г. 175 с. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Paris: YMCA-PRESS, 1969. 269 с. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого// Его же. О назначении человека. М.: Республика, 1993. Булгаков С., прот. Агнецъ Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Париж: YMCA Press, 1933. Булгаков С., прот. Святой Грааль//Путь. 1930. С. 3–42. Лосский В. Н . Спор о Софии. «Докладная записка» прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии// Лосский В. Н . Боговидение. М.: АСТ, 2003. С. 11–108. Макарий, архиеп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. Т. 1. Немыченков В.И. Жертвенное служение Христа после Вознесения//Богословский сборник ПСТБИ. М.: ПСТБИ, 2005. С. 30–54. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 года «О новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией». Пикок, Артур . Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М.: ББИ св. ап.Андрея, 2004 (в оригинале: Peacocke, Arthur. Theology for a Scientific Age: Being and Becoming – Natural, Divine, and Humane. 1993). Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель// Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. С. 395–408. Указы Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 1651 от 7 сент. 1935 г. и 2267 от 27 дек. 1935 г. (с осуждением софиологии и христологии прот. С. Булгакова).   Gavrilyuk, Paul L. The suffering of the impassible God. The dialectics of patristic thought. Oxford: Oxford University Press, 2004. Balthasar, Hans Urs Von. The Last Act. Ignatius Press, 1998. Balthasar , Hans Urs Von. Theo-Drama: Theological Dramatic Theory: The Dramatis Personae: The Person in Christ.

http://bogoslov.ru/article/6192426

Бердяев был историсофом. Его книга «Смысл истории» — одна из замечательных! Она вышла уже в эмиграции. Для него история была движением вперед, но он подчеркивал радикальное отличие библейского мировоззрения от античного, древнеиндийского. Индия и Греция не знали истории как движения. Только Библия говорит нам о том, что у мира есть цель. Бердяев также написал книгу, которая у нас долго считалась крайне одиозной, — «Философия неравенства». Он писал ее в революционные годы, в начале 1920–х годов, здесь, на родине, он писал для тех представителей интеллигенции, которые готовы были, как Блок, идти навстречу темной разрушительной стихии. Он называл их предателями духа, предателями культуры, разрушителями, соучастниками преступных деяний. И мы знаем сегодня, что деяния эти были преступны, но Бердяев возвысил голос и кричал об этом тогда. Надо сказать, что Бердяев принимал какие–то общие принципы социализма, буржуазность ненавидел. Он считал, что буржуазность — это духовная болезнь. Еще до революции он писал о ней, как о принижении сознания, отступлении от человечности. Духовная буржуазность — примитивизация, успокоенность, остановка духовного потока в человеке — были для него столь же враждебны, сколь и атеизм. Личность Христа всегда была для Бердяева бесконечно ценной. Ибо в Нем реализовалось Божественное в полноте, и в полноте того, перед чем он преклонялся, — перед личностью человека… Христос открыл нам человечность Бога. До сих пор мы думали, что Бог не человечен, а вот через Христа мы это познали. Тайну Троицы Бердяев постигал через динамику, для него жизнь в Божестве была динамична! Хотя, конечно, человек не может проникнуть в эту тайну. Для Бердяева познание мира, познание Бога, познание тайн — это не просто логический процесс, не просто манипуляции одного рассудка, а это акт, который осуществляет вся природа человка, все его существо! — интуиция его, боль, чувство, все вместе связано. Только так мы постигаем реальность, целиком, а не в отдельных проявлениях. Вот это интуитивное, живое, целостное восприятие и было главной особенностью философии Бердяева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Палестинский патерик. СПб., 1899. С. 80. 28 Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж:ИМКА–ПРЕСС. С. 159. 29 Бердяев Н, Истина Православия//«Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 11. С. 10. О Православии также см.: Успенский Ф. Основной характер Греко–Восточного Православия. Казань, 1911. Глубоковский Н. Православие в своей сущности. The Constructive Quarterly. 1913, июнь. Православие в жизни. Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью–Йорк, 1953. Иером. Василий (Кривошеий). Православное духовное предание//«Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 9. Роуз Серафим. Православие и «религии будущего». Рига, 1992. 30 Георгий Флоровский, прот. Этос Православной Церкви//«Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата». 1963, 42 — 43. С. 136. 31 Верховской С. Православие и современность/«Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью–Йорк, 1953. С. 11. 32 Феофан, еп. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. Слова. М, 1902. С. 22 и 5. 33 св. Афанасии Великий. Творения. Ч. III. Свято–Троице–Сергиева Лавра, 1903.С. 480–481. 34 «Православие, — свидетельствует Н. Бердяев, — обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства… Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия… В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего». (Н. Бердяев. Указ. соч. С. 9.) 35 Булгаков С., прот. Указ. соч. С. 285. 36 «Православие, прежде всего, литургично, — говорит Н. Бердяев, — оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни».(Н. Бердяев. Указ. соч. С.7.) 37 Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897. С. 59—60. 38 св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1898. С. 4. 39 св. Кирилл Иерусалимский. Творения. М., 1855. С. 368. 40 Арсеньев Николай. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С. 148.Ср.: Б Бобринский. Молитва и богослужение в жизни Православной Церкви/«Православие в жизни». Сб. статей под ред. С. Верховского. Нью–Йорк, 1953. С. 255—256. 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 273.  О специфике языка Бердяева см., например: Arjakovsky A. Orthodox debates in the twentieth century on the question of atonement . New York : Bloomsbury Academic, 2016. P. 40–41.;  Guroian V. Nicholas Berdyaev (1874–1948) : Commentary. New York : Columbia University Press, 2007. P. 106–142.; Болдырев А. И. Основной вопрос философии Николая Бердяева. 2018. 2. С. 75–77. Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 133.  См., например: Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. Санкт-Петербург : Изд-е М. В. Пирожкова, 1907. С. 35.  Подчеркнем, что это именно миф, выражающий определенный опыт. Как пишет Виген Гуроян, нужно «прислушаться к Бердяеву, когда он говорит, что Ungrund  — не понятие, а интуиция, мифологическое выражение того, что рационально непознаваемо, но предельно важно для верного понимания личности и свободы» (Guroian V. Nicholas Berdyaev (1874–1948) : Commentary. New York : Columbia University Press, 2007. P. 124. Ungrund  — «чистая потенция, а не какая-то “вещь”» (Ibid.1 P. 25), или, по выражению Антуана Аржаковского, «жажда ничто стать чем-то» (Arjakovsky A. Op. cit. P. 38.]. Цвален Р. М. Достоинство человека перед лицом меона: разные взгляды Н. А. Бердяева и С. Н. Булгакова. М. : Политическая энциклопедия, 2020. С. 177–178.  О разнице между добытийственной свободой и хаосом у Бердяева в контексте интерпретации мифа о грехопадении см.: (Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С.  30).  Ср.: «Торговать в лавке, жить самой эгоистической семейной жизнью, служить чиновником полиции или акцизного ведомства — смиренно, не заносчиво, не дерзновенно. … Лавочник не только корыстолюбивый, но и бесчестный, менее подвергается опасности вечной гибели, чем тот, кто всю жизнь ищет истины и правды, кто жаждет в жизни красоты, чем Вл. Соловьев напр. Гностик, поэт жизни, искатель правды жизни и братства людей подвергается опасности вечной гибели, так как недостаточно смиренен, горд» (Бердяев Н. А. Спасение и творчество : Два понимания христианства)//Путь. 1926. 2. С.  33).

http://bogoslov.ru/article/6177644

Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество//Вехи. М.: " Молодая гвардия " , 1991. С. 69. Бердяев Н. Указ. соч. С. 23. Там же. С. 30. Там же. С. 27, 29. Там же. С. 27. Там же. С. 245. Бердяев Н. Спасение и творчество. Указ соч. С. 166. Н. Бердяев: творец или богоборец? Образ человека-творца, выглядывающий из сочинений Бердяева, безусловно есть образ романтика, бунтующего против " обыденщины " жизни, церковной " косности " , которая якобы мешает ему осуществить " богоподобие своей природы " , и альтруиста, жертвующего " своекорыстной " идеей личного спасения во имя освящения твари и преображения мира. Он, по Бердяеву, губит душу, чтобы приобрести ее. Он не любит мира сего и преодолевает его в акте творчества. Он выше всех " догматов и канонов " Церкви. По Бердяеву, он выше этики Закона (Ветхий Завет) и этики искупления (Новый Завет). Для него существует своя сугубая " подлинно христианская " этика творчества, ибо, как полагает Бердяев, творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику. Творец оправдывается своим творчеством, творец и творчество сами по себе, как таковые, не заинтересованы в спасении и гибели При этом страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества. В то время как закон сковывает энергию добра, утверждает мыслитель, этика творчества, преодолевая этику Закона, заменяет абсолютные веления бесконечной творческой энергией, и потому творчество как благодатная энергия делает волю свободной от страха, от закона. И если Церковь представляется Бердяеву бледным монофизитским призраком, то человек-творец возвеличивается у него до такой степени, что уже мало чем отличается от ницшеанского человекобога. Ибо бесконечный дух человека, утверждает Бердяев, претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он сознает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех миров. Исходя из этого, цель человека, по Бердяеву, - не спасение, а творчество, ибо творческий акт есть самоценность, не знающая над собой внешнего суда. Целью жизни оказывается не спасение, а творческое восхождение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2422...

Тем не менее он дважды подвергался аресту. Впервые — в 1920 году, в связи с деятельностью «Тактического центра» — подпольного объединения партий и организаций («Союз возрождения России», «Совет общественных деятелей», «Национальный центр»), выступавшего против советской власти и разгромленного ВЧК; после пространного объяснения лично с Дзержинским Бердяев в тот раз был отпущен при условии, правда, невыезда из Москвы. Но в августе 1922 года последовал второй арест; на сей раз, обвиненный в антисоветской деятельности, Бердяев просидел в тюрьме неделю, после чего ему было объявлено, что согласно решению Политбюро ЦК РКП (б) и Президиума ВЦИК он подлежит высылке за пределы РСФСР. Расставание с Родиной было нелегким. Перед тем как покинуть ее, Николай Александрович испросил благословения у высоко чтимого им «старца в миру» протоиерея Алексия Мечёва, настоятеля храма Николая Чудотворца в Клённиках (на Маросейке). В сентябре 1922-го Бердяев в группе таких же «инакомыслящих профессоров» отбыл в Германию. В группу входили философы С.Л.Франк, Ф.А.Степун, священник Сергий Булгаков, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Б.П.Вышеславцев, Г.В.Флоровский, Н.О.Лосский, ректор МГУ зоолог М.М.Новиков, историки А.А.Кизиветтер, В.А.Мякотин, А.А.Боголепов и др. «Мы ехали через Петербург и из Петербурга морем в Штеттин и оттуда в Берлин, — вспоминал четверть века спустя Бердяев. — Высылаемых было около двадцати пяти человек, с семьями это составляло приблизительно семьдесят пять человек. Поэтому из Петербурга в Штеттин мы наняли целый пароход, который целиком и заняли. Пароход назывался “Oberbьrgermeismer Haken”. Когда мы переехали по морю советскую границу, то было такое чувство, что мы в безопасности, до этой границы никто не был уверен, что его не вернут обратно. Но вместе с этим чувством вступления в зону большей свободы у меня было чувство тоски расставания на неопределенное время со своей Родиной». Два года прожил Бердяев в столице Германии, которая по праву считалась тогда центром Русского зарубежья.

http://pravoslavie.ru/6090.html

В годы правления императоров Павла и Александра I воссоединение западнорусских униатов с Православной Церковью было несколько задержано. Этим воспользовались католическое духовенство и польские помещики для обращения униатов в латинство. В это же время в униатстве зародилось стремление возродить и сохранить восточные обряды и церковнославянский язык в богослужении, выйти из-под власти католического духовенства, что наметило путь к будущему полному воссоединению униатов с Православием. В конце этого периода униатская Церковь состояла из четырех епархий: Брестской, епископ которой Иосиф (Булгак) с 1817 года был униатским митрополитом, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Управляла униатской Церковью по-прежнему Римско-католическая коллегия, имевшая униатский департамент. Председатель его митрополит Иосиф (Булгак) был сторонником латинства, поэтому на общих собраниях департаментов под председательством католического митрополита, когда решались важнейшие дела, голоса униатских членов коллегии не имели значения. Членом униатского департамента был протоиерей Иосиф Семашко , ставший одним из ведущих деятелей воссоединения западнорусских униатов в 1839 году. Родился он 25 декабря 1798 года в стр. Павловке на Киевщине в семье униатского священника, посещавшего православный храм в том же селе. Учился в Немировской гимназии, окончил со званием магистра богословия главную униатскую семинарию при Виленском университете. Епископ Луцкий Иаков (Мартусевич), ревностный сторонник латинства, охотно принял Иосифа Семашко и в 1820 году рукоположил его во диакона, в конце 1821 года – во пресвитера, назначил кафедральным проповедником, членом консистории и профессором богословия в епархиальной Духовной Семинарии. В следующем году Иосиф Семашко был возведен в сан протоиерея и назначен от Луцкой епархии членом Римско-католической коллегии по униатскому департаменту: в 1823 году он получил звание каноника, в 1825 году – прелата. Глубокое убеждение в истине Православия Восточной Церкви, несамостоятельности унии и неизбежности сближения ее или с Православием, или с латинством, любовь к Русской Отчизне привели его к непреклонному желанию служить делу воссоединения униатов с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование имп. Николая I-ro Источник При вступлении на престол Императора Николая I-ro униатская церковь в России состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Брестский епископ Иосафат Булгак был (с 1817 г.) митрополитом греко-униатских церквей в России. По происхождению поляк, по убеждениям католик, но не фанатик, он был ума и учения недальнего, но нрава кроткого; делами мало занимался и был послушным орудием базилиан. Виленской епархией, образованной в 1810 г. из обломков бывшей митрополичьей епархии, управлял Адриан Головня, не имевший, по своему незначительному характеру, никакого влияния на общий ход дел, но доведший своим дурным управлением епархию до крайнего расстройства. Полоцкой или Белорусской епархией, старейшей после митрополии, управлял со званием архиепископа, переведенный из Луцка Иаков Мартусевич, преданный иезуитам и ненавидевший все русское, православное. Он старался возвратиться к прежнему искаженному униатскому обряду, но не был допускаем к тому духовенством, державшимся введенного Лисовским правильного обряда. Луцким епископом (на Волыни) был низведенный из Полоцка (после известного возмутительного процесса) архиепископ Иоанн Красовский, из белого духовенства, человек отличных способностей и правительственной деятельности, преданный России, но сделавшийся жертвою базилианской интриги. Управление униатскими делами сосредоточено было во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической коллегии, состоявшей в ведении департамента иностранных исповеданий, под главным управлением министра народного просвещения. Адмирал А. С. Шишков, назначенный в 1824 году министром народного просвещения (после князя А. Н. Голицына), в тоже время принял в свое заведывание и департамент иностранных исповеданий. Директором департамента был с того же 1824 года (после А. Тургенева) Г. И. Карташевский. Римско-католическая коллегия, начальствовавшая над униатским департаментом, давала направление всем делам, касающимся униатской церкви, в духе латинства. Председательствовавший в униатском департаменте митрополит Булгак был на стороне римлян. В общих собраниях обоих департаментов, под председательством католического митрополита, в которых решались важнейшие дела, голоса униатских членов не имели никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Шишулина Некраса [см. Некраса], холопка, 1565 г., Суздаль Шкарь Иван, посадский человек, 1582 г., Новгород Шкилев Тимофей, немчин, помещик, 1612 г., Арзамас Шкуль ( Шкунь ) Тимофей, крестьянин, 1564 г., Олонец Шкуль – 1) кошель, 2) хруль, бабка, 3) скупой человек, скряга Шкуняй Яковлевич Бундов [см. Бундо], 1580 г. Шкуняй – зубоскал; шкунить – насмехаться Шкурляев Богдан, рассыльник, 1614 г. Шлык, Шлыков : Первуша [см. Первуша] Шлык, крестьянин, 1600 г., Муром; Лука Григорьев Шлык, солевар, 1552 г., Соль Галицкая Шлыханов Алексей, крестьянин, 1585 г., Псков Шляков Сидор, бортник, 1612 г., Нижний Новгород Шмак, Шмаков : Иван Шмак, крестьянин, 1564 г., Обонежье; Гордий Григорьевич Шмаков, 1568 г., Ярославль; Шмаковы, XVI в. и позже, Мещера и Ярославль Шмак – воронка с желобом для литья пушек Ср. смак – вкус, толк, смысл, польза (Даль) Шмарь Артемий, кузнец, 1582 г., Новгород; Шмаровы Иван и Истома [см. Истома], крестьяне, 1592 г., Арзамас Шмель, Шмелевы – распространено повсеместно и во всех слоях населения Шмойлов Алексей Афанасьевич, 1550 г., Псков; Федор Григорьевич, 1593 г., Арзамас Шмыгин Василий Данилов, пушкарь, 1635 г., Москва Шмыга – шатун, шленда; отсюда – шмыгать Шнешок Никита, крестьянин, 1628 г., Белев Шнырев см. Снырь Шоболда , крестьянин, 1564 г., Обонежье Шоболда – болтун, которому нельзя верить Шобуня ( Шабуня, Шебуня ) Матвеев, крестьянин, конец XV в., Новгород; Шабуня Михаил Елизарович, 1425 г., Радонеж Шобуня, шебуня – шуба, овечий тулуп; шобуня – плохой работник, бездельник (Даль) Шовырь см. Шевырь Шогурь см. Шугарь Шок : Шок, крестьянин, конец XV в., Владимир; Андрей Васильевич Шок Беклемишев [см. Беклемиш], вторая половина XV в.; Шок Фролов, рыболов, 1515 г., Белоозеро; Треня Шоков, царский сытник, 1573 г. Шокулов Афанасий, посадский человек, 1638 г., Вязьма Шокуров ( Сокуров ) Роман Иванович, 1576 г., Москва; Охлопок [см. Охлопко] Шокуров, губной староста, 1584 г., Ростов; Богдан Григорьевич, 1596 г., Ярославль Шокур – сиг, муксун Шокшов Семен Булгак [см. Булгак] Сидоров, крестьянин, 1535 г., Пошехонье

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010