Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря. В акте Со-бора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице Патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настояте-лей главных мон-рей; по Соборному Уложению 1649 г.- 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнеж-ской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного про-тив самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 чело-век конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» (Стани-славский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царе-вича Арсалана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Во-логды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. близ Можайска среди др. свя-щеннослужителей игум. Кирилл встречал возвращавшегося из плена Ф. Н. Романова (см.: Филарет (Романов), Патриарх Московский).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

     Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь. Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте. Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов. Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались. В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

http://pravoslavie.ru/210.html

День народного единства — что празднуем? 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. 1 ноября, 2005 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. День народного единства — 4 ноября 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Забытые события В начале XVII столетия иезуиты затопили Русь «волной самозванцев и «воровских людей». В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором «Сказания» о ней и Службы ей. В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой. Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».

http://pravmir.ru/den-narodnogo-edinstva...

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ (Heine Heinrich; 1798–1856) – немецкий поэт. С 1831 г. в эмиграции в Париже. Писал также прозу (в его «Путевых картинах» – обзор современного состояния Германии и Европы, 1826–1831), публицистику («Романтическая школа», 1833, «К истории религии и философии в Германии», 1834 – под влиянием идей утопического социализма). ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ – преп., из Фиваидской пустыни (Египта) в 450 г. пришел в Палестину и основал у Иордана монастырь. Некоторое время был под влиянием ереси Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество (монофизитство), но преп. Евфимий Великий помог ему вернуться к православию. По преданию, Герасиму до кончины помогал лев, который умер на его могиле и там же был погребен. Поэтому преподобного изображают на иконах вместе со львом. Память его 4 марта. ГЕРМОГЕН , св. (ок. 1530–1612) – третий Патриарх Московский и всея Руси (1606–1612); в Смутное время, с декабря 1610 г. рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой. Когда народные ополчения двинулись на Москву для ее освобождения от интервентов, поляки и стоявшие на их стороне бояре требовали от патриарха под угрозой смерти, чтобы он приказал ополчениям разойтись. Патриарх не сделал этого и был заключен в Чудов монастырь, где скончался 17 февраля 1612 г., уморенный голодом. ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812–1870) – писатель, мыслитель, общественный деятель. Вместе с Η. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. в Москве глава левого крыла западников. В философских трудах: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845–1846) и др.– утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841–1846). С 1847 г. в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

492 ...во град Старицу в Богородичный монастыръ. – Старицкий Успенский Богородицкий монастырь, основан в нач. XVI в. 493 Нкогда же прилучися ему быти...и ползу многу от него приимъ . – Пропуск в рук. Погод. 712 восполнен по рук. ГИМ, Синод. собр., л. 19–20 об. 494 ...святйшимъ Гермогеномъ патриархом Московским... – Гермоген (ок. 1530–1612 гг.) был избран патриархом в 1606 г., занимал свой пост до гибели в 1612 г.; за выступления против польско-литовских интервентов был заключен в Чудовом монастыре и уморен голодом. 495 ...вор назвався царевичем Дмитреем Ивановичем Углецким... – Речь идет о Самозванце – Лжедмитрии – Тушинском воре (ум. в 1610 г.). 496 ...с царем Василием... – Василий Иванович Шуйский (1552–1612) находился на московском престоле с 1606 по 1610 г. 497 ...на Лобное мсто... – Белокаменный помост на Красной площади в Москве, предназначенный для оглашения указов, а иногда и для публичных наказаний. 498 ...апостола Павла слово и Златаустаго Иоанна... «Аще, – рече, – аз свяжу на земли, Богъ уже к тому не свяжетъ». – Возможно, автор обращался к киевскому изданию: Иоанн Златоуст . Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев: Тип. Лавры. 1623. 499 Октай – Октоих (от греч. – восьмигласник) – богослужебная книга, содержащая службы восьми гласов на каждый день недели. 501 службы выпевая вс, и Триоди обе... – Имеется в виду Триодь – книга, содержащая богослужебные тексты на период поста (Триодь постная) или от Пасхи до первого воскресенья после Троицы (Триодь цветная). 505 Книжицу такову у себя в клии имя, имяна ихъ писаны... – Имеется в виду помяник, или синодик. 506 ...и по предльнымъ по всемъ церквамъ... – Т. е. по церквам, имеющим приделы с самостоятельными алтарями. Такие приделы были у Троицкого, Успенского соборов, у Духовской (Сошественской) церкви Троице-Сергиева монастыря. 507 ...и в приписные монастыри... – Так назывались обители, зависимые экономически и духовно от более крупных монастырей. Приписным по отношению к Троице-Сергиеву монастырю был, например, Алатырский Троицкий монастырь, близ Симбирска, упоминающийся в Житии Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1612 году, когда Литовские и Польские люди, под предводительством Польского Коронного Гетмана Жолкевского, осадили Курск и взяли большой Острог, Курские жители принуждены были для защиты себя перейти в так называемый малый острожек, где, сидя в осаде и мужественно отбиваясь от превосходного в силах неприятеля, обещались, если Бог не предаст их в руки врагов, построить для чудотворной Иконы Знамения Пресвятой Богородицы особый Монастырь в самом этом острожке. Молитвами и заступлением Пречистой Богородицы, Литовские и Польские люди, после неоднократных и усиленных приступов к сему острожку, не могши взять его, принуждены были отступить, не улучив своего намерения: разорить до основания город Курск. Жители Курска, исполняя свое обещание, посылали в том же 1612 году к боярам, а в 1613 году к Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу челобитную заруками «градских всяких чинов людей», на которую в 121 же (1613) году и получили Царскую грамоту такого содержания: «От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России в Курск Губному Старосте Афанасию Мезенцеву. Бил нам челом из Курска Пресвятой Богородицы Курская игумен Иосиф и подал челобитную за руками из Курска попов, и дьяконов, и дворян, и детей боярских, и козаков, и стрельцов, и пушкарей, и затинщиков и ямские слободы сотников, и волостных крестьян; а в челобитной их написано: в прошлом де в 120 (1612) году, как приходили под Курск Литовские люди и Острог большой взяли, а они собрався в малом острожке от литовских людей отсиделись, и обещали они в Курске в малом острожке возле города по конец торгу против городового моста, что поставлена была часовня, от войны литовских людей, из пустыни для образов, воздвигнуть Церковь Пречистой Богородицы Курская; и посылали де они о том бити челом под Москву боярам нашим того Монастыря вкладчика попа Ивана Новикова и челобитную ему за руками дали, чтоб той Пречистой Богородицы церковь велели им Бояре воздвигнуть. И тот де поп Иван челобитную их переписал и бил челом боярам без их ведома, чтобы у той Церкви быти ему попу Ивану, да из Курска Соборные Церкви Воскресения Христова попу Феодору, да Дьякону Поликарпу; а Игумену у той церкви не быть, и благословенную грамоту и антиминс на имя свое взял; и по той де Боярской грамоте они Церковь Пречистой Богородицы Курская воздвигнули и освятили: и ныне у той церкви Игумену с братией быти не мочно, чинят им те Соборные попы обиды, и насильство, и емлют из той церкви свечи и ладан, и пелены, и от Чудотворного образа приклады и золотое, и в церковных доходах емлют треть, а Игумену с братией в Пустыни в монастырь от Крымских и от Ногайских, и от Литовских людей быти и Монастыря строити не мочно и нечим.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Лишь при сыне Ивана Грозного, Фёдоре Иоанновиче, приступили к завершению собора, причём и тогда окончить работы не удалось. В 1587 году епископ Вологодский Антоний освятил только южный придел собора - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, тезоименитого святого Ивана Грозного. Вероятно, сделано это было во исполнение воли царя Феодора Иоанновича, желавшего таким образом почтить память отца. Иоанновский придел существовал в соборе вплоть до его капитального ремонта, предпринятого в середине XIX столетии. Следующие по времени документальные свидетельства о Софийском соборе относятся уже к 1613 году. Что же следует предполагать о его существовании в этот, с лишком двадцатилетний, промежуток? Летописец, сообщивший об освящении южного придела в 1587 году, о судьбе основного соборного помещения выразился неопределённо: " А соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении " . Даёт ли эта фраза основание полагать, что XVII столетие собор всё-таки встретил освящённым? Осенью 1612 года отряды Лжедмитрия II захватили и разграбили Вологду. Архиепископ Вологодский Сильвестр так писал спустя год об этом драматичном событии: " Польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры пришли на Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли и людей всяких посекли и церкви Божия поругали и город и посады выжгли до основания... " Наряду с прочими храмами подвергся осквернению в те несчатные дни и Софийский собор, так что в декабре 1612 года архиепископ Сильвестр вынужден был заново (или всё же впервые?) освящать его. Здесь уместно сказать о некоторой " непоследовательности " в освящении собора. Изначально, как о том говорится в письменных источниках, предполагалось посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. И это было бы " правильно " : весьма многие соборные храмы московского периода - будь то в монастырях или в городах - были Успенскими. Однако в 1612 году собор освятили во имя Софии, Премудрости Божией, поставив, таким образом, вологодский собор в один ряд с соборами Киева и Новгорода, наследовавшими, в свою очередь, византийской традиции. Надо полагать, что Вологда, давний " вассал " Новгорода, тем самым утверждала свою независимость от него. В 1589 году она стала центром Вологодско-Великопермской епархии и имела теперь все основания именовать себя - как и Великий Новгород - Домом Святой Софии. Престольным праздником вологодского Софийского собора стало всё же Успение Божией Матери. Воля Иоанна Грозного, так или иначе, исполнилась. В 1621-1622 годах был капитально отреставрирован (или же полностью обновлён) соборный иконостас. В 1622 году при соборе поставили деревянную колокольню-восьмерик, в 1624-1625 годах главы соборного храма покрыли железом, в 1638-м - для колокольни приобрели боевые часы... 1642 год ознаменовался написанием для собора иконы Божией Матери Одигитрии, следующий за ним, 1643-й, - покупкой для соборной колокольни новых колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Игумен принужден был просить от них защиты у самого государя. Тяжело было видеть преподобному такое озлобление на его обитель, но он терпеливо переносил все обиды, отвечая на них кротостью и всепрощением, и только молился за оскорбителей. Так дожил преподобный Иосиф до глубокой старости. Праведна была его жизнь, непостыдна и мирна его кончина. Как бы предчувствуя ее, преподобный Иосиф в воскресенье 20 сентября 1612 г. причастился Святых Таин, а по причащении начал веселиться и радоваться, вспоминая великие благодеяния Божии, явленные ему: явление бессребреников и святой иконы, свое исцеление от слепоты – весь тот дивный путь, каким вел его Господь ко спасению. На другой день, в понедельник 21 сентября, преподобный Иосиф призвал одного из братии и послал его к игумену Феодосию (Феодосий управлял монастырем с 1605 по 1612 гг.) с просьбой похоронить его тело на месте явления славы Божией и своего исцеления – в сооруженной им часовне. Высказав это заветное желание, по выходе брата из келии, престарелый подвижник мирно и тихо отошел ко Господу. Это случилось 21 сентября 1612 г. Восемьдесят три года прожил преподобный Иосиф; из них около 25 лет провел в подвигах иночества. Со слезами скорби и вместе радости игумен и братия встретили весть о кончине преподобного. Тяжело им было расставаться со своим наставником, но радостно было знать, что они имеют теперь своего ходатая пред Богом, радостно было видеть блаженное упокоение, которого сподобил Господь преподобного за его святое житие. Игумен и братия торжественно погребли тело преподобного Иосифа на указанном им месте в часовне; могилу покрыли пеленою и оградили решеткой. Быстро распространилась слава о подвижнической жизни преподобного Иосифа, и множество народа стекалось к его могиле. Над гробом святого пелись панихиды, происходили исцеления больных. Так продолжалось более 50 лет по смерти преподобного Иосифа. Но вот в правление Вологодского епископа Симона (Симон управлял Вологодской епархией с 1664 по 1684 гг.), по наветам приближенных к нему и, по-видимому, по его распоряжению, часовня преподобного была разобрана, могила его лишена украшений и благолепия, и долгое время место погребения святого было в запустении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полководец и ратный вождь ополчения Димитрий Пожарский (1578-1642) - изображен в возрасте 34 лет (1612). Мужественное его лицо обращено взглядом на чудотворный победный крест. Князь-воин стоит на коленях и внимает словам преподобного Иринарха - " Дерзайте и никого не бойтесь. Без страха идите на Москву и узрите славу Божию! " В правой вытянутой руке-деснице Димитрия Пожарского боевой палаш-меч, склоненный пред медным крестом - спасительным и духовным оружием и православной святыней. Левая рука полководца покоится на сердце. Русский князь одет в пластинчатые доспехи, боевую кольчугу и наручи. Плащ-багряница с застежкой на вороте и кафтан небесно-голубого цвета с золотым узором-орнаментом по краям. За наборным красным поясом виден жезл русского полководца, государственного деятеля и державного патриота, готового - " Иль победить, иль пасть в пылу сраженья - за Русь, за святость алтаря! " (А. С. Пушкин . 1814). Козьма Минин (?-1616) - земский староста, организатор и вдохновитель всенародного ополчения и выборный человек " Всея Русския Земли " , которому в 1612 году было примерно 45 лет. Открытое русское лицо, темно-русые волосы на голове и борода с проседью. Левая рука на груди, а в правой - стальной шлем. Народный герой одет в " юшман " - кольчужную рубаху с железными пластинами-накладками. Коричневый кожаный пояс и такого же цвета простой кафтан с узорным орнаментом по краям. От имени всей Русской Земли и народа он склонился в глубоком почтении перед святым воинским покровителем и чудотворцем Иринархом, молитвами которого и заступничеством Божией Матери в 1612 году была освобождена Москва и спасена Россия. Молодой богатырь-воин с развевающимся на фоне Московского Кремля - стягом Спаса-Вседержителя красного цвета с золотыми надписями-молитвами и звездами Богородицы по углам. Верхняя часть знамени всенародного ополчения с навершием в виде Голгофы несколько закрывает зубчатые стены, башни и кремлевские соборы. На голове отважного воина - стальной золоченый шлем, в левой руке - древко со знаменем, в правой деснице - карающий победный меч.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010