Князь Иван Степанов сын Мещерской. Князь Иван, да князь Тихон, князь Володимеровы дети Мещерских. Князь Борис, да князь Андрей, да князь Роман, да князь Алексей князь Дмитриевы дети Мещерские. Квязь Артемий княж Семенов сын Мещерской. Князь Михаил княж Афонасьев сын Мещерской. Князь Иван да князь Михайло княж Петровы дети Шелешпальские. Князь Григорий княж Иванов сын Шелешпальско П. Иван да Петр Михайловы дети Сурмины. Иван да Михайло Даниловы дети Сурмины. Алексей да Петр Артемьевы дети Сурмины. Иван Ефимов сын Микитин. Алексей Иванов сын Соболев. Петр Семенов сын Соболев. Данило Прокофьев сын, Прокофий Семенов сын, Григорий Микитин сын, Матвей да Василий да Роман Степановы дети, Микифор Иванов сын Рагозины. Алексей да Иван да Михайло Леонтьевы дети Тяпкины. Гаврила Ларионов сын, Кузьма Савельев сын Тяпкины. Иван Григорьев сын Неустроев. Иван Андреев сын Рагозин. Григорий Иванов сын Прокофий Ларионов сын Григорий Иванов сын, Иван Афонасьев сын, Семион Михайлов, Иван Никитин сын, Петр Борисов сын Севоцкие, Григорий да Иван да Михайло Булгаковы, Петр Никитин сын Патрикеев. Алексей Яковлев сын Потапов. Андрей да Василий Дмитриевы дети Базыкины. Леонтий да Иван Марковы дети, Микифор Григорьев сын Лапухины. Иван Васильев сын, Иван Тимофеев сын Гурьевы. Илья да Константин Васильевы дети Наумовы. Иван Иванов сын, Алексей Афонасьев сын Евреевы. Ефим да Иван да Лука да Бори Владыкины. Федор Никифоров сын Владыкин. Иван Микитин сын Владыкин. Алексей, Дмитрий Васильевы дети Володимеровы. Дмитрий Васильев сын Сойманов. Иван да Григорий Дмитриевы дети Головковы. Кузьма да Осип Феофилатьевы дети Боровитиновы. Федор да Дмитрий Ивановы дети Гавриладяшковы. Иван Семенов сын Григоров. Василий Тимофеев сын, Данило Иванов сын Новиковы. Иван Андреев сын Косагов. Василий да Петр Яковлевы дети Всеволоцкие. Всего 77. 149 Когда Петр с 1696 года стал единодержавным, за смертью царя Иоанна Алексеевич а, его преобразовательная энергия почувствовала себя на свободе. Гениальный взор великого преобразователя проникал во все углы обширного и запущенного царства и с особенною тоскою останавливался на церковном быте, как вследствие огромного его значения в жизни, так и вследствие крайней отсталости. Семисотилетняя работа иерархии, возвысившейся до патриаршества, не могла опровергнуть замечания, что «священники мало грамоте умеют, надо бы их сначала обучить таинствам, а потом уже ставить в священники», что единственная духовная школа в жалком положении – никто за нею не смотрит, что Россию окружает плотная стена «зловерцев, которых надо же просветить светом христианства, что надо бы послать хоть «колико десять человек» по крайней мере в киевские школы, если у себя, в Москве, светоч просвещения угасал. В 1698 или 1699 году 150 . в октябре, молодой Петр посетил старого и больного патриарха и имел с ним разговор о непорядках церковного быта. Запись этого разговора представляет собою замечательный, почти трагический документ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

кн. Михаила Николаевича. В 1920 г., после смерти ген. Иванова, я узнал от состоявшего при нем во время войны полк. Б. С. Стеллецкого, что ген. Иванов родился в Чите и был сыном какого-то ссыльнокаторжного, что фамилия его была совсем не Иванов. Эту тайну открыл Стеллецкому сам ген. Иванов незадолго до своей смерти. Умер в 1919 г. в Новочеркасске.). Вскоре после назначения меня на должность протопресвитера, генерал Иванов посетил меня в Петербурге. Тогда он был командующим войсками Киевского военного округа. – Смотрите же, поскорее приезжайте в Киев прямо ко мне! У меня дом большой, помещения сколько хотите, – у меня остановитесь, – были первые его слова ко мне. Я пообещал и, если не ошибаюсь, 17 сентября 1911 года приехал в Киев, направившись прямо к Командующему войсками округа. Свободного помещения, действительно, оказалось сколько угодно. В огромном доме генерал Иванов занимал всего две комнаты в нижнем этаже, одна из которых служила для него кабинетом, другая спальней; множество комнат в нижнем этаже и весь верхний пустовали. Хозяин принял меня чрезвычайно приветливо; меня поместили в верхнем этаже. Через час Н. И. Иванов принес мне записку: «Вот, о. Георгий, вам записочка, – тут все, кому надо сделать визиты». Я посмотрел. В записке стояло 12 человек: митрополит, викарий, наместник Лавры, генерал-губернатор, губернатор, начальник штаба, командиры корпусов, начальники дивизий и пр. – Этак мне одних визитов хватит на три дня, – сказал я. – Что ж делать. Нельзя никого обойти... Вы в первый раз приехали в Киев, вы человек молодой... Не сделаете кому-либо визита, пойдут обиды... А это не годится, – начал наставлять меня добрый старик. – Пусть будет по-вашему! Только я буду просить вас: дайте мне автомобиль для поездки по визитам, – сказал я. – Что вы, что вы! – почти вскрикнул генерал Иванов. – У нас духовные лица на автомобилях не ездят. Если вы поедете, это такой соблазн будет, такие разговоры пойдут. Сами не возрадуетесь. Нет, автомобиля я вам не дам. Возьмите мою пролетку, – отличная...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

1315 Таковыми напр. были: Игнатий Трофимов, Семен Савельев («Дело»… 1746 г. Июля 11), Марк Яковлев (Гр. Яковлева «Извещение праведное», стр. 124), Илья Иванов («Дело»… 1766 г. 253) и мн. др. 1319 В «Извещении праведном» Григория Яковлева перечислен целый сонм «федосеевского раскола лжеучителей Московских: Игнатий Трофимов, Михаил Григорьев, Илья Иванов, Семен Савельев, Михаил Иванов, Тихон Родионов, Марк Яковлев, Мартин Сергиев штанник, Прокопий Иванов, Павел Иванов, Алексей Иванов Жемчужников «и прочие с ними» (на стр. 61, 63 и 124). Еще известны, напр., «тех же федосеевских богопротивных» в Москве «сборищ согласники и учители Сергей да Димитрий Осиповы, Никита Матвеев и Никита Иванов» (Дело Архива Св. Синода 1745 г., 351). Из всех этих учителей Семен Савельев был в числе наиболее уважаемых. На допросе в 1746 г. раскольник беглый солдат Алексей Кудрявцев говорил, что он – Семен – еще раньше 1739 года «по их суеверию» назывался «попом», т. е. старшим, предстоятелем (Дело 1746 г. июля 11). 1320 Он напр. назывался «первым предводителем Московских стран» – ркп. И. П. Б. О. I, 443, л. 187; ср. ркп. О. I, 1026, л. 35. 1329 Всё об этих беседах 1743 года заимствуется из «Дел» Архива Св. Синода – 1745 г. 344 и 1747 г. 215. В обоих «Делах» Яков Сергеев фигурирует, и показание его в последнем «Деле» одинаково с показанием в первом. 1334 «Сам же никогда своими очами его видети улучи» – прибавляет «Сказание» об Игнатии (стр. 103). 1337 «Сказание о нач. раздора»… – стр. 104. В статье проф. И. С. Нильского «О Преображенском Московском кладбище» (Христ. Чтение 1863 г., ч. 2, см. стр. 24–25) этот собор неправильно отнесен к 1740 году. 1338 Своё письмо в Поморье, написанное после этого собора (см. в ркп. Киев. Дух. Акад. О. 8. 61, л. 1–4), Игнатий начинает следующей фразой: «Во известие вашему боголюбию, попредложенному слову о писме что писано старца Игнатия Полеострова»… «Предложено» «слово» и было очевидно на соборе 1744 года. 1342 «Краткая история о соблазнах феодосиева согласия» (ркп. И. П. Б. О. I, 443, см. л. 158 об. – 159) упоминает о том, что «в лето 7253… Игнатий Трофимыч спрочими писаша писмо в’поморие, в котором о титле оной I. Н. Ц. I. ими оправдываемой написания, что де мы сию титлу приемлем спрочими святоцерковными надписании равночестно, а хотя де она по вашему слову и новина, и прочее, и в том же писме паки написаша о писании отца Игнатия Соловецкаго хулу, что страшно де нам писание его слышать, и ужасно прочести и прочее». – Это письмо Игнатия Трофимова полностью приводится в рукописи Киевской Духовной Академии О. 8. 61, л. 1–4 – с таким заголовком переписчика: «Феодосиева согласия писано к поморским отцам от Игнатия Трофимовича».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я. Святые отцы различными способами беседовали и поучали истинам Христовой веры, – как же ты желаешь беседовать об антихристе? Арсений Иванов. Так же и в том же порядке, как поучали нас святые отцы: сначала о скончании мира, потом об антихристе и, наконец, о втором пришествии. Земский начальник. Антихрист придет прежде скончания мира, а когда мир кончится, тогда наступит вечность. Этот порядок неудобен. Арсений Иванов. Этот порядок для вашего высокородия, может быть, неудобен, а для святых отцов удобен. Я. Укажи, какого святого отца порядку расположения беседы желаешь ты следовать? Арсений Иванов. «Блаженного Ипполита папы римского и мученика, слово в неделю мясопустную, о скончании мира, и об антихристех, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», – прочел он на 120-м листе Большого Соборника и подал книгу для удостоверения. Я. Этому порядку ты желаешь следовать? Арсений Иванов. Этому, и больше никакому. Я. Здесь, в оглавлении Ипполитова слова, не упомянуто о пришествии Илии и Еноха, а мы с тобою условились побеседовать и о них. Арсений Иванов. Чего не указали нам святые отцы, о том и говорить нечего. Я. Боитесь вы, беспоповцы, этих грозных свидетелей истины Христовой и обличителей вашей неправды. Хотя в оглавлении слова Ипполитова не указано о пророках Илии и Енохе, но в содержании самого слова несколько раз сказывается о пришествии пророков. Почему же нежелательно беспоповцам включить в нашу беседу, между прочим, рассуждение и о пророках? Арсений Иванов. Много и долго придется беседовать об антихристе. Но если останется время, – почему же? побеседуем и о них. Я. Нам следует беседовать о тех только предметах нашего упования, в которых вы, беспоповцы, не согласуетесь с Церковью. О втором Христовом пришествии вы согласно истине веруете, стало быть, и беседовать об этом не станем; теперь остается о скончании мира и о пророках. Так ли? Арсений Иванов. Там посмотрим, как кончим об антихристе; ты вперед-то не забегай. Я. В таком случае начнем, как тебе желательно. Всякую уступку в этом отношении с нашей стороны мы готовы сделать; только, пожалуйста, будьте внимательны и добросовестны. Что ты разумеешь в заглавии Ипполитова слова под скончанием мира?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612-1619 гг.) В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Вожди Второго народного ополчения, собранного Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским задумались о том, кого избрать на царский престол Российского государства, задолго до изгнания поляков из Москвы. Сначала штаб Ополчения, объявивший себя новой временной властью страны – Земским Собором, – склонялся к мысли принять шведского принца из династии Ваза – Карла Филиппа, родного брата Густава Адольфа, ставшего к этому времени королем Швеции. Затем через австрийского посла в Персии Грегоровича ополченцы предложили престол брату Германского императора Рудольфа Габсбурга – Максимилиану. Последний отказался, но зато согласие дал его младший брат Леопольд. Однако его ответ вождям ополчения пришел очень поздно, только в 1613 г., когда вопрос о новом царе уже был решен в пользу Михаила Романова. О кандидатуре последнего в конце концов вспомнили в связи с тем, что ранее его имя в качестве возможного государя всея Руси было названо еще св. Патриархом Ермогеном. Вопрос о новом царе еще не был решен, когда Ополчение Пожарского и Минина выступило к Москве. Уже в августе 1612 г. земское войско подошло к российской столице, занятой поляками, и окружило ее. К Пожарскому присоединился князь Трубецкой вместе с возглавляемыми им казаками. Польская армия гетмана Ходкевича пыталась прорваться в Москву, чтобы помочь осажденному гарнизону интервентов. 22 августа 1612 г. близ Новодевичьего монастыря началось сражение между войсками Пожарского и Ходкевича, которое длилось три дня. Поляки из Кремля также делали вылазки. Казаки, выжидая исхода боя, держались в стороне. На третий день сражения келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын) приехал к казакам и сумел убедить их примкнуть к Пожарскому. И хотя русских было не более 10 тысяч, а поляков вместе с кремлевским гарнизоном – около 15 тыс. человек, победа оказалась за Ополчением. 25 августа Ходкевич отступил на Вязьму.

http://sedmitza.ru/lib/text/436308/

Гермоген (ок. 1530—1612) — патриарх всероссийский с 1606 г. по 1612 г. Его деятельность протекала в трудное для России время, названное в истории Смутным. И патриарх Гермоген оказал тогда государству Русскому и Церкви неоценимые услуги. Родился он в Казани, где и оставался до избрания его на престол всероссийского патриарха. В 1605 г., присутствуя на соборе в Москве, созванном по случаю помазания Лжедмитрия на царство, Гермоген оказал мужественное сопротивление самозванцу по вопросу о бракосочетании его с Мариной Мнишек, за что был удален в свою епархию в Казань. Вскоре после восшествия на престол Василия Шуйского был созван собор, который, низложив патриарха Игнатия, поставленного Лжедмитрием, избрал в июле 1606 г. Гермогена казанского патриархом. Во время восстания Болотникова, когда мятежники подступили к самой Москве, Гермоген разослал по городам грамоты с объяснением тяжелого положения Москвы и царя. Грамоты произвели должное впечатление: народные ополчения двинулись к Москве, и с их помощью мятеж был подавлен. С низложением Шуйского начался особенно важный период деятельности Гермогена. Когда на московский престол была выставлена кандидатура королевича Владислава, Гемроген потребовал, чтобы он принял православие, но из переговоров об этом с королем Сигизмундом Гермоген понял, что тот сам рассчитывает сесть на русский трон. Поэтому Гермоген всячески протестовал против входа в Москву гетмана Жолкевского с войском. Когда бояре потребовали подписи патриарха на грамоте, предписывавшей Смоленскому сдаться и положиться на волю короля, он ответил отказом. Отсутствие его подписи на грамоте дало повод московским послам отказаться от этого приказания. Замыслы поляков покорить русскую землю стали очевидны всем. Гермоген, устно проповедуя и рассылая грамоты, увещевал народ крепко стоять за православную веру. Грамоты патриарха вызвали большой подъем патриотического чувства русских. Стали собираться народные ополчения и двинулись к Москве для освобождения Родины. Поляки и бояре, стоявшие на их стороне, под угрозой смерти требовали от патриарха, чтобы он приказал ополчениям разойтись. Патриарх не сделал этого и был заключен в Чудов монастырь, а когда казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек, Гермоген из заключения послал в Нижний Новгород грамоту с протестом. В 1612 г. 22 октября Москва была очищена от поляков народным ополчением под предводительством князя Пожарского и Козьмы Минина. Но патриарх не дожил до этого. Он скончался 17 февраля 1612 г., уморенный голодом поляками.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Большинство документов, в к-рых фигурирует О., связаны с вотчиной Антониева мон-ря в Бронницком погосте Деревской пятины. Бронницы располагались на пересечении важных путей, через них часто проходили военные отряды, которые приходилось кормить местным монастырским крестьянам. Особенно пагубны были незапланированные остановки таких отрядов в Бронницах на неск. дней. Так, 11 мая 1612 г. войска Э. К. Горна («государевы немецкие люди») шли из Бежецкой пятины в Новгород через Бронницы, где остановились на «четыре дни да три ночи, а кормы, государи, под тех под нимецких под ратных людей на Бронничи были не ставлены и зборщиков для кормов не было, и тые ваши государевы нимецкие ратные люди имали корм в нашем монастырском селе в Загорицах»; монастырские крестьяне вынуждены были обеспечивать шведов «хлебом и овсом и сеном и молоком и квасом, и всему тому корму есть перепись» (Челобитная боярам. Л. 25). По этой челобитной О. новгородское правительство 30 мая 1612 г. дало наказ сыну боярскому И. М. Бирилёву об обыске и о разверстке взятых с вотчины Антониева мон-ря в Бронницах кормов на соседние погосты Деревской и Обонежской пятин, что вызвало недовольство местных помещиков, старост погостов и крестьян-бобылей других мон-рей, в свою очередь начавших писать челобитные в Новгород (Роспись. Л. 26-29). Благодаря этим челобитным можно утверждать, что как минимум до июня 1612 г. О. оставался игуменом Антониева мон-ря. В нач. авг. 1612 г., после разгрома тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря черкасами и гибели игум. Иосифа О. был переведен на его место. По всей видимости, в Тихвинский посад (ныне г. Тихвин) О. был направлен как человек митр. Исидора, к-рый мог бы проводить в отдаленном от Новгорода городе политику правительства Делагарди-Одоевского. О. достался разоренный польско-литов. отрядами и черкасами мон-рь, при этом игумену приходилось заботиться и о соседнем тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, также переживавшем трудности.

http://pravenc.ru/text/2578461.html

В надписанин «второй Диоптри», т.е. второй части к этому еще присоединяется: «месяца декемврия 24 дня». 324 Диоптра печатная 1612 год, стр. 1, 65, 122. В обозрении южнорусской библиографии об этой книге читаем следующее: «Диоптра издания 1612 года, в Евье, печатанное в типографии Виленского братства Святаго Духа, с изображением герба князя Огинского; на заглавном листе 4 евангелиста и 2 апостола Петр и Павел. Посвящение приписано князю Яну Огинскому. Заглавие: «Диоптра альбо зерцало и выраженье живота людского на том свете. Коштом и працею иноков церкви Святаго Духа. Братство Виленское общего жития в Евью, в местности вельможного пана, князя Огинского, Подкоморого Троцкого и прочих, року 1612». Примечание: Виталий после был игуменом Дубенского монастыря, его перевод книги Диоптра издавался несколько раз. И. М. Строев говорить, что «Виталий скончался незадолго, в монастыре Святаго Духа» (т. 1. кн. 2. стр. 150, 149). И точно в оглавлении первой части печатной Диоптры 1612 года; следовательно, спустя только 8 лет после выхода рукописной Диоптры 1604 года, Виталий называется уже «вечной памяти годным, т.е. покойным отцом Виталием игуменом в Дубне». Других книг, писанных в Дубенском монастыре преподобного Иова, нам не удалось найти. Но что они были, об этом свидетельствует Досифей, который положительно говорит, что оные «и до сего дня (т.е. до времен Досифея) в том же монастыре Дубенском обретались» Житие блаженного Иова по печатному изданию, стр. 3. 325 Известно, что Острожская Библия издавалась два раза: в 1551 и 1588 годах. А в этом последнем 1588 году преподобный Иов, как мы видели, уже был в Дубне и пользовался несомненным вниманием князя Константина и влиянием на него. 326 Карашевич, Очерк истории православной церкви на Волыни стр. 10. Вообще полагают, что «совращение Януша надобно отнести к 1602–1603 годам, или ко времени пребывания в Остроге самозванца; потому что когда в 1602 году самозванец бежал из Острога и сбросил с себя иноческий сан, и когда спутник его Варлаам просил князя Острожского заставить самозванца снова принять монашество, то князь Острожский и его люди отвечали; «здеся де земля, как кто хочет, да тот в той вере и пребывает. Да князь же мне, замечает Варлаам, говорит: сын де мой князь Януш родился в христианской вере, а держит ляшскую веру, и мне де его не уняти» (Акт. эксп. т. 11 стр. 141–143).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

205 Такую характеристику можно составить на основании приходо-расходных книг Кирилова монастыря (см. рукописи Кириллова монастыря) и отписок изданных во II томе Дополн. к А. И. См. также описи Кириллова монастыря 1601 и 1621 годов. – От воровских людей игумену Матфею пришлось даже лично потерпеть в 1614 (122) году, когда он и старец Филарет Володимерец ехали к Москве «с чюдотворцевою святынею“ (следовательно после 9 июня). Между Переяславлем и Троицко-Сергиевою лаврою их настигли воровские люди и казаки, «розбили самого“ игумена, слуг поранили и ограбили (Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 635 и об.). 206 В октябре 1610 (7119) года «по приказу игумена Матфея и по приговору старцев соборных старец Еустафий Григорьев да старец Феодосий Борков наименовал казаков каменщиков и подъемщиков, около монастыря починивали города и вновь стены вверх прибавливали и того у них в росходе 26 рублей 26 алтын 5 денег“ (Рукоп. Кир. мон. 36– 636, л. 33). – О починке стены около Кириллова и других мерах обороны упоминает и царская грамота от 12 ноября 1614 года: «а в Кириллове де монастыре осада своя, город починивают и острог поставили и ров копали и наряд порох и свинец покупают и стрельцев и пушкарей и даточных людей в осаде держать одною монастырьскою вотчиною“ (Рукоп. Ак. б. А II–47, л. 202). Руководителем постройки стены в 1610 году был, вероятно, покровский старец Исаия, которому, в сентябре 1610 года был выдан рубль денег за городовое каменное дело (Рукоп. К. м. 36–636, л. 31 об.). 209 Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 631 об. 632 (См. приложение к главе I). В этом документе сначала упоминается событие, случившееся в 121 году, а затем следует известие о выше указанном нашествии литовцев, начинающееся словами: «того ж году августа в 20 день“ (см. Рук. Кир. б. 74–1313, л. 631 об.). Таким образом, нашествие, повидимому, отнесено к 121 году 20 августа, т. е. к 1613 г. – Но вернее относить это событие к 1612 году, так как оно было первым нападением на Кириллов монастырь. (Литовцы сожгли 20 августа 2140 чети монастырского хлеба, а игумен Савватий, по свидетельству того же документа, показал в 1621 году, что эти 2140 чети хлеба сгорели «в первой литовской приход“, см. Рук. Кир. б. 74–1313 л. 632 и 595). Если бы указанное нашествие было 20 августа не 1612-го. а 1613-го года, то оно было бы не «первым“, а вторым, ибо в декабре 1612 года к монастырю, несомненно, приходили литовцы. В виду этого событие 20 августа считаем тождественным с событием, упоминаемым у Шевырева, о. с., ч. II, стр. 6. – Неточность в показании рукописи Кир. бел. 74–1313 (л. 631 об.–632) можно объяснить тем, что в ней сначала шла речь о нападении на Вологду в сент. 7121–1612 года, a затем о событии, случившемся лишь месяцем ранее. – Прямое свидетельство о приходе литовцев к Кириллову монастырю в 120-м году см. в Рукоп. Археогр. Комм. 16 112, стр. 943–946, в копии с грамоты от 9 сент. 7121 г., «в прошлом де и во 120-м году приходили... литовские люди... и к Кирилову монастырю приступали“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Чудотворными образами, крестными ходами и горячими молитвами встречали русские города и Троице-Сергиева обитель спасителей и защитников Отечества, обещавших " умереть за Дом Пречистой Богородицы, за православную христианскую веру " и " Всею Землею Общею стать против врага " . В августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили ее. В ожесточенных сражениях войско гетмана Ходкевича было отброшено от Москвы. " И был бой зело крепок, - записал летописец, -хватались за руки с врагами и секли друг друга без пощады... " Перед штурмом Китай-города православные воины наложили на себя трехдневный пост и усердно молились Спасителю и Богородице. Документы и сказания XVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных святим Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали капитуляция Кремля, сдача польского гарнизона и отступление войск гетмана Ходкевича. " И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду... " , - так говорит летопись. В ночь на 24 октября плененному поляками архиепископу Арсению - настоятелю Архангельского собора - явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: " Встань и иди в сретение православного воинства. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очищает царствующий град от врагов, и Россия будет спасена " . 25 октября 1612 года русские дружины торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой и хоругвями вступили на Красную площадь. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену... Со священным трепетом входили в Спасские ворота Кремля победные русские рати. Все было поругано и осквернено! Казна была дочиста разграблена, утрачены многие государственные реликвии и святыни. В кремлевских соборах и палатах стоял невыносимый смрад и разорение. Лики святых икон были посечены, глаза выколоты, оклады ободраны... На развалинах поруганной оккупантами Отчизны предстояло заново возводить Русское государство, возрождая былое его величие и могущество. Божественной литургией и благодарственным молебном во вновь освященном Успенском соборе Кремля завершилась великая народная победа! Ее венцом стало избрание Большим Земским Собором 21 февраля 1613 года, в неделю православия, нового русского царя - Михаила Романова. По пути в Москву из Костромы он заехал в Троице-Сергиеву обитель, где несколько дней молился у гробницы преподобного Сергия, " преславного победоносца " и " необоримого хранителя царствия " Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010