21 ноября 2002 года заложена капсула в основание Крестильного храма в честь Архангела Михаила. Священнодействие совершали три Архипастыря: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, епископ Гродненский и Волковысский Артемий. 22 июня 2006 года нашим Митрополитом освящен криптовый храм в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской. Осенью этого же года городские власти совершили огромные работы по благоустройству территории прихода. В Светлую Пятницу 2007 года его Высокопреосвященство Митрополит Филарет в сослужении 12-ти священников освятил главный Престол Покровского храма.  По материалам сайта: http://www.pokrovhram.by/hram/history/ Кладбище бывшей деревни Крупцы (расположено в Минске на проспекте Машерова (проспект Победителей), в районе Веснянка, около Института физкультуры). Кладбище старое. Скорее всего, его историю можно отнести ко времени строительства Храма Покрова Пресвятой Богородицы - а его строительство относится к 1612 году. Около церкви стоит камень, на котором написано, что храм был построен в честь обретения иконы. Церковь была разрушена в 1936 году. Она восстанавливается последнее десятилетие (строительство храма ещё продолжается). На кладбище находятся руины стариной часовни. Более подробно об истории этой церкви рассказано на сайте православного братства во имя Архистратига Божия Михаила. Вот несколько строк из истории церкви. " По преданиям местной церкви, год явления иконы обозначен на иконе: 1612 г. 1-го октября, писана на кипарисной доске вышиной 1, шириной 3/4 аршина. Церковь сооружена в том же 1612 г. и по некотором времени, как видно из сохранившихся актов, была угнетаема особенно прежним вотчинником имения Крупцов Еленским, которым были забираемы все её доходы. Впоследствии униаты, завладев Воскресенскою протопопиею в г. Минске, завладели и принадлежавшею к ней Крупецкою церковию и Св. иконою Божией Матери. Но около 1818 г. усердием монахинь бывшего Минского Свято-Духова монастыря церковь возобновлена, а с воссоединением в 1839 г. унии возвратилась в недра Православной Церкви и причислена к Минскому городскому Екатерининскому собору " .

http://sobory.ru/article/?object=09059

Участники Соборных слушаний отмечают исключительное историческое значение событий 1612 года для судеб России и считают необходимым отметить 400-летие преодоления Смуты как торжество общенационального масштаба. Ещё есть время для того, чтобы подготовиться к достойной встрече этой даты, от общественного внимания к которой во многом зависит не только уровень национального и исторического самосознания, но и политическая стабильность в современной России. Необходимо увековечить образы выдающихся деятелей этого периода, в первую очередь священномученика Патриарха Гермогена, сооружение памятника которому должно стать общенародным делом. ВРНС призывает также установить в начале мая день памяти князя Михаила Скопина-Шуйского, Прокопия Ляпунова и других героев, участвовавших в преодолении Смуты, с совершением заупокойного богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля. Собор обращается к киностудиям и телекомпаниям с предложением создать художественный фильм и телевизионный сериал о героях национально-освободительного движения XVII века. Участники слушаний предлагают Министерству образования и науки провести в связи с отмечаемой датой открытые уроки и внеклассные мероприятия для учащихся школ и студентов колледжей и вузов. Собор поддерживает инициативы общественных организаций, планирующих организовать автобусную поездку по маршруту ополчения Минина и Пожарского с участием молодежи Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Ярославской, Ивановской, Костромской и других областей, с установлением по пути следования памятных знаков (крестов, переносных стел), проведение праздничных патриотических концертов и мероприятий с участием общественности регионов (Москва – Нижний Новгород – Балахна – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Ярославль – Ростов Великий – Переславль-Залесский – Сергиев Посад – Москва). ВРНС призывает также поддержать идею проведения исторической реконструкции боя ополчения Дмитрия Пожарского с войсками гетмана Ходкевича под стенами Новодевичьего монастыря с участием клубов исторической реконструкции, считает важным открыть информационный портал " 1612-й " , посвященный событиям преодоления Смуты и восстановления российской государственности, и издать альбом " 1612-й: уроки истории " .

http://religare.ru/2_94221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (? - 23.07.1628, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1615-1628), видный деятель Смутного времени. Происходил, возможно, из семьи новгородских детей боярских. Предположительно принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Новгороде, в соборе к-рого был придел прп. Онуфрия Великого . Можно предположить, что именно О. упоминается в дозорной книге Ст. Руссы 1611 г. и в труде П. М. Строева в качестве игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря (Писцовые и переписные книги. 2009. С. 88, 204; Строев. Списки иерархов. Стб. 80). В дозорной книге 1611 г. приведены сведения из несохранившегося писцового описания Ст. Руссы 1606/07 г. Согласно им, в 1607 г. игуменом Преображенского мон-ря был Онуфрий, а к 1611 г. его сменил игум. Варлаам. Если это предположение верно, то, вероятно, что О. вместе с оставшимися в живых монахами бежал в Новгород после разорения Ст. Руссы поздней осенью 1608 - весной 1609 г. (отрядом тушинского полковника Я. Кернозицкого (Керножицкого)) или в кон. 1609 - нач. 1610 г. (отрядами тушинцев или польско-литов. войск). По всей видимости, О. был хорошо известен Исидору , митр. Новгородскому (1603-1619), к-рый не позднее 1611 г. поставил его игуменом Антониева мон-ря в Новгороде. Впервые предположение о тождестве О. и соименного ему игумена Антониева мон-ря выдвинул Строев ( Строев. Списки иерархов. Стб. 59), из совр. исследователей деятельность О. в качестве игум. Антониева мон-ря рассматривала Е. И. Кобзарёва ( Кобзарёва. 2003. С. 353). Подпись О. стояла 1-й на обороте Приговора от 25 дек. 1611 г. о приглашении в Русское государство швед. королевича (ДАИ. Т. 1. 162. С. 283-285). О. часто упоминается в документах Новгородского оккупационного архива в нач. 1612 г., в частности, о взятии денег с Антониева мон-ря (11 февр. 1612; см.: Роспись. Л. 773-775) и о взятии «мобилизационных» денег за выставление воинов (1 нояб. 1612 за 3 месяца за даточных людей, 21 конного и 21 пешего воина, было взято 186 р.; см.: Приходно-расходные книги 1612/13 г. С. 49-53). В том же году О. написал челобитную руководителям новгородского правительства Я. П. Делагарди и кн. И. Н. Одоевскому Большому Мнихе, в к-рой жаловался на произвол властей: «...в нынешнем 120 г. по вашему указу иманы деньги палатнику Клаусу Храмбору с монастырской вотчины в Деревской и Бежецкой пятинах вдвое, а теперь правят за монастырскую вотчину в Обонежской пятине» (Дело по челобитным. Л. 88-91).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

В ту пору в Москву прибыли из Нижнего Новгорода два посла, родом свияжцы; они каким-то образом проникли к Гермогену, томившемуся в заключении. Это сви­дание имело великие последствия для общего русского дела. Святитель через этих посланцев, постарался воодушевить нижегородцев, послав им грамоту 4 , в ней он поднимал жителей Нижегородского края на спасение России, велит им всюду писать и в другие города послать неустрашимых послов, чтобы они от патриаршего имени всех одушевляли, собирали и поднимали ополчения. Он наказывает: «Пишите в Казань к Ефрему, да и в Вологду пишите, и к Рязанскому владыке, да и во все города пишите, везде говорите моим именем, моим словом: всем вам от меня благословение и разрешение в сем веке и в будущем! Стойте же за веру неподвижно; а я за вас Бога молю!» Это была последняя грамота, последнее распоряжение святителя. Слова великого Гермогена проникли в сердца русских людей, передавались из уст в уста и отозвались во всех городах русских чрез его учеников и ставленников – настоятеля Сергиевской обители преп. Дионисия и келаря Авраамия Палицына. Поднялись отовсюду дружины народные, но первенство и главенство принадлежит Нижнему Новгороду, где незабвенные Минин и кн. Пожарский выступили исполнителями воли и желаний непоколебимого патриарха Гермогена. Вначале 1612 года весть о новом ополчении сильно смутила поляков: они предчувствовали ко­нец своим злодействам и в последний раз при­нялись за святейшего узника. Они приказывали Гермогену остановить нижегородцев: «Отпиши Пожар­скому и всему Нижнему-Новгороду, чтобы не ходили к Москве». Патриарх обратился в сторону, откуда шли к Москве защитники отечества, протянул руки и торжественно произнес: «Да будет над ними милость Божия и мое благословение! На вас же, из­менников, да изльется гнев Господень!» Место заключения патриарха Гермогена в подземелье Чудова монастыря Исступленные враги бросили старца в сырую тем­ницу и решили уморить голодною смертью . Так не­сколько недель промучился великий старец и 17 февраля 1612 года скончался в подземелье Чудова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Тогда в 1601 году заговорщики отправили Иону в Москву с челобитной, в которой просили Патриарха сместить преподобного будто бы за то, что он отказывается " беспенно " постригать в свою обитель жителей города Слободского 6 . Патриарх Иов внял этой просьбе, возвел Иону в сан архимандрита и назначил наместником монастыря. Но Бог не оставил праведника без помощи. За Трифона, который в те дни также был в Москве, вступился " именитый человек " Никита Строганов 7 , просив отпустить старца на покой в Сольвычегодск. Здесь, в Введенском монастыре, Строганов построил для преподобного келью и дал средства на содержание. Но он всей душой стремился на Вятку. Не имея возможности вернуться в Хлынов, смиренный старец пришел в соседний Слободской, где, не помня обиды, принялся за строительство монастыря в честь Богоявления Господня. Завещание В 1612 году преподобный Трифон вновь совершил паломничество в Соловецкую обитель, где впервые побывал в период своего изгнания из хлыновского монастыря — после 1601 года. На этот раз, видя его нездоровье, иноки советовали святому остаться в монастыре. Но он не мог покинуть мир, не увидев своей обители и учеников. 15 июля 1612 года преподобный возвратился в Хлынов. Последние несколько верст он тяжело страдал и временами терял сознание. Предчувствуя близкую кончину, преподобный смиренно просил архимандрита Иону увидеть братию и упокоиться в монастыре. Иона ответил отказом. Но, когда городское духовенство единодушно заступилось за святого, сердце наместника смягчилось. 22 сентября слабый и больной Трифон пешком через весь Хлынов пришел в обитель. Иона был так поражен кротостью святого, что, едва увидев  его у ворот монастыря, припал к ногам святого старца и со слезами просил у него прощения. Чадо мое духовное! Господь простит тя, сие бо дело старого врага диавола есть , — отвечал ему Трифон. Совершив молебен, он прошел в приготовленную для него келью. Через несколько дней, чувствуя упадок сил, преподобный исповедовался и приобщился святых таин. Затем преподал последнее благословение братии и архимандриту Ионе, испросил у всех прощения и отошел в вечность. Это произошло 8 октября 1612 года.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

И. поселился в Вильно. Из донесения папского нунция от 8 авг. 1612 г. (Litterae nuntiorum apostolicorum. R., 1959. Vol. 3. N 1063. P. 76-78) следует, что И. жил в виленском во имя Св. Троицы мон-ре , где архим. Иосиф Вельямин Рутский (впосл. униат. Киевский митрополит) убеждал его принять унию, давая ему читать книги на греч. языке. И. выразил готовность повиноваться папе в соответствующем письме, но было решено пока сохранять это в тайне. В депеше нунция речь шла о направлении папой надежных людей, к-рых в дальнейшем И. поставил бы епископами и к-рые могли бы организовать семинарию для обучения молодежи в духе униатства. Из донесения следует, что эти планы стали актуальны, когда в Рим пришло известие о смерти патриарха Ермогена († 17 февр. 1612). В нояб. 1612 г. (по григорианскому летосчислению) Сигизмунд III, отправляясь в Россию для освобождения остатков польско-литов. гарнизона, осажденного в Москве силами 2 земских ополчений, взял с собой И. В 1615 г. в универсале о пожаловании И. дворца Сигизмунд называл его «патриархом Московским, на сесь час в Вильне будучим», где «успокоенья нашого с Москвою дожидается» (цит. по: Ульяновский. 1991. С. 57). Так же относился к И. королевич Владислав, намеревавшийся отвоевать царский венец у Михаила Феодоровича Романова. В универсале, изданном по случаю своего совершеннолетия 15 дек. 1616 г., он объявил о поддержке его амбициозных намерений «Игнатеем патреярхом», к-рый вместе с пленным Смоленским архиеп. Сергием изъявил согласие участвовать в планировавшемся походе в Россию ( Ульяновский. 1991. С. 57; АИ. Т. 3. 72. С. 68). Слухи о провозглашении И. в Речи Посполитой главой Русской Церкви, по-видимому, распространились в России. Так, автор начальных статей Бельского летописца, чья осведомленность в жизни Польско-Литовского гос-ва не вызывает сомнений, писал, что «той патриарх Игнатей утече в Литву и там патреархию держа». При этом книжник не упоминает о переходе И. в униатство (ПСРЛ. Т. 34. С. 243; ср.: Солодкин Я. Г. О происхождении Бельского летописца//ВИД. 1987. Т. 19. С. 122-125).

http://pravenc.ru/text/293447.html

В 1589 году, когда в Русской Православной Церкви было учреждено Патриаршество, прежние преимущества были соборно подтверждены за Сарайскими архиереями, и на Соборе определено: «Быть митрополиту близь царствующего града, Москвы на Крутицах». Вследствие этого определения возглавлявший в то время кафедру епископ Сарский и Подонский Геласий был возведен в сан митрополита. Митрополит Сарский и Подонский каждое воскресенье ездил в Москву служить с патриархом, а во время болезни Первосвятителя замещал его. По кончине патриарха (вплоть до избрания нового Предстоятеля Церкви), Крутицкие иерархи становились местоблюстителями патриаршего престола, и под их управление переходила «патриаршая область», то есть, город Москва. В период местоблюстительства Крутицкий архиерей занимал при богослужении патриаршее место и даже имел шествие «на осляти» вокруг города в Вербное воскресенье». Именно с Крутицким подворьем связаны события, происходившие в Москве 1612 году и определившие судьбу России. Второе народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Нижнего Новгорода Козьмы Минина в июле 1612 пришло на Крутицы. Крутицкий собор стал на то время центральным храмом столицы и всей Руси, так как главная русская святыня - кремлевский собор Успения Божией Матери, находился в руках польских захватчиков. Отслужив молебен в Успенском соборе Крутичкого подворья, ополченцы целовали крест и клялись освободить Москву от иноземцев. В августе 1612 года польская армия была разбита. Последним архиереем с титулом Сарский и Подонский был архиепископ Леонид , после чего, в 1742 году, преосвященный Платон (Малиновский) был поставлен епископом Крутицким. Таким образом, была учреждена Крутицкая митрополия, имеющая обширнейшую территорию с резиденцией митрополита в Крутицком монастыре. Прежнее наименование архиерейского титула «Сарский и Подонский» из уважения к древности и по существовавшим в некоторых монастырях обычаям было перенесено в топографию Крутицкого урочища (река Сара, ручей Подон). И до сего дня о них напоминает нынешнее название Саринского проезда.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

диакон В. Соколов Святейший патриарх Гермоген. К трехсолетию со дня его мученической кончины. 17 февраля 1612–1912 Источник Святейший патриарх Гермоген. Скончался 17 февраля 1612 г. Чудов монастырь Много тревог и волнений пришлось пережить нашей Православной Церкви в продолжении своей почти тысячелетней истории, много пришлось пе­ренести мучений пастырям еë за этот же период, по не было таких опасных годин для русской Православной Церкви, какая настала в смутное время. Смутное время – это самая мрачная страница Рус­ской истории, когда все святое для русского чело­века – народность, государственность и вера право­славная подвергались крушению. Это – эпоха великого гнева Божия, беспримерных смут и волнений вну­тренних и внешних и вопиющего развращения поли­тического и падения религиозно-нравственного самих русских людей и крайней опасности со стороны ино­верцев и иноплеменников. Все заставляло тогда думать, что пробил последний час для России и ей нет спасения. Но спасение нашлось: оно исходило из недр Православной Церкви, в лице еë первосвя­тителя патриарха Гермогена. Когда, где, от кого родился Гермоген и какое было его мирское имя, достоверно не известно. Даже самое сословие его не выяснено. Одни говорят, что он принадлежал к тяглому сословию, другие – что он был донской казак, третьи производят его из рода князей Голицыных и до пострижения носил имя Ермолая 1 . Это разногласие говорит лишь о том, что Гермоген был дорог для каждого сословия. Казанская икона Божией Матери Достоверные сведения о нем мы имеем с 1579 года, в бытность его священником в Казани в Николо-Гостиннодворской церкви и далеко немоло­дым, ему в то время было около пятидесяти лет. В этот год в городе Казани знамением милости Божией было явление иконы Пресвятой Богородицы. Девяти­летняя девочка, дочь казака, по имени Матрона, жившая с матерью в новопросвещённой столице бывшего татарского царства, видела во сне образ Богоматери, причем голос повелевал ей сказать воеводе и архиерею, чтоб отрыли и взяли из земли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

[Ср. Домачний] Домерка Федор, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Домра, домбра – струнный инструмент Домогацкий Иван Фатьянович, 1596 г., Лихвин; Измаил Маслов [см. Масло], 1590 г., Мещера Доможир, Доможиров : Доможир, иконописец, 1230 г., Новгород; Доможир Иванович Кучецкий [см. Кучецкий], 1572 г., Новгород; Анкудин Доможир, 1638 г., Москва; Константин Доможиров, 1476 г., его сын Матвей, боярин, Новгород; Гавриил Матвеевич Доможиров, волостель, 1539 г., Балахна; Доможировы, XVI в. и позже, Нижегородский уезд [см. Гвоздь, Рюма] В летописях Доможирич – Домашнич Домоткан Иван Иванович, середина XIV в. Домрачей, Домрачеев : Калина [см. Калина] Домрачей, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Постник [см. Постник] Домрачеев, казнен в 1570 г., Новгород; Иван Никулин и Михаил Иванович Домрачеев, 1568 г., Звенигород Домрачей – игрок на домбре Домуракин Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Дорога, Дорогин : Филипп Александрович Дорога Ресницын [см. Ресница], начало XVI в.; Кондрат Леонтьевич Дорогин, 1612 г., Новгород Дорогие Щи , крестьянин, 1484 г., Московский уезд Дорогово Иван, крестьянин, 1612 г., Арзамас Дорогой Афанасьевич Злобин-Бухвостов [см. Злоба, Бухвостов], 1618 г. Дорогомилович Иван, воевода, 1299 г., Псков 35 ; Жирослав Дорогомилович, боярин, 1238 г., Новгород 36 Дородный кн. Иван Михайлович Глинский, умер в 1534 г.; Иван [Васильевич] Дородный Щербинин [см. Щербина], первая половина XVI в. Дорохно – Дорофей, Новгород Досада , вдова посадского человека, 1566 г., Устюжна; Досада Аристова, вдова Сухана [см. Сухан], помещица, 1600 г., Арзамас Досадка Соломонида, холопка, 1594 г., Новгород Доска, Доскин : Филипп Доска, крестьянин, 1495 г., Новгород; Копыря [см. Копыря] Гаврилович Доскин, 1608 г., Нижний Новгород Досугов Иван, подьячий, дозорщик, 1621 г., Рязань Дохтур , доктор (врач) Кирилл, грек, выехавший к царю Федору Ивановичу; от него – Дохтуровы Дощаников Филипп, торговый человек, 1608 (1612? – С. В.) г., Москва Дракула Вассиан, инок Волоколамского монастыря, 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный государственный праздник Ко дню народного единства 02.11.2016 963 Время на чтение 5 минут 4 ноября (по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, разбив поляков, с иконой Казанской Божией Матери вошли в Китай-город. Оккупанты укрылись в Кремле, однако уже на другой день, видя, что сопротивление бесполезно, подписали капитуляцию, и древняя первопрестольная столица Святой Руси была полностью освобождена от захватчиков. В честь этой Великой победы русского народа над польско-литовскими интервентами в 1630-е годы на Красной площади был построен Казанский собор. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, в день ее явления в граде Казани (21 июля по новому стилю), но и 22 октября (4 ноября по новому стилю). Больше того, по этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. И только в 2004 году этот день снова стал государственным праздником - Днем народного единства. День народного единства как нельзя лучше соответствует своему названию и является большим государственным праздником. Прежний же, самый главный праздник страны Советов - « день 7 ноября - красный день календаря» (день Октябрьской революции) - трудно назвать днём примирения и согласия, наоборот он стал черным в истории нашего Отечества и последним днем великой Российской империи. Этот день принес нашему народу неописуемые горе и страдания, привел к Гражданской войне, к гибели многих миллионов наших сограждан. День же 4 ноября, ставшим днем празднования Казанской Божией Матери, принес в 1612 году освобождение Москвы от иноземных захватчиков, объединил народ и прекратил братоубийственное кровопролитие Смутного времени. Божия Матерь, ее святой чудотворный образ, явленный в городе Казани в 1579 году, безусловно, были главными виновниками победы в войне 1612 года, как и в последующих войнах нашей страны с иноземными захватчиками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010