– Александр Иванов, письмо отцу из Рима Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество. Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе. Создал 600 подготовительных этюдов, многие из них – шедевры Иванов готовился три года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст. Всего известно три эскиза картины: Первый эскиз – «строгановский», 1830-е В этом эскизе Иванов поместил над головой Христа мистическое сияние и голубя, но потом отказался от всякой символики в пользу историзма. Второй эскиз 1836 года Во втором варианте фигуры были в треть человеческого роста. Недовольный масштабом, Иванов продал эскиз коллекционеру Козьме Солдатенкову, сейчас он находится в собрании Русского музея. Третий эскиз – «венецианский», 1839 год Это итоговый эскиз. Иванов оставил холст для просушки и отправился по Италии. В Венеции он понял, какой видит картину, и написал ее. Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства. «Собрал» образ Христа из женского лица, головы Аполлона и палермской мозаики Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент Иванов стал писать небольшие парные этюды на одном холсте. Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики. Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром. Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».

http://pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-sy...

В 1611-1612 гг. К. вернулся на Ростовскую кафедру по приглашению из Ярославля, к-рый стал центром 2-го ополчения. К. прибыл сначала в Ростов, через нек-рое время (не позднее 24 авг. 1612, когда он выдал ставленую грамоту) сделал своей резиденцией Ярославль, где пользовался большим авторитетом. По «Новому летописцу» (30-е гг. XVII в.), там К. «люди Божия укрепляше, и которая ссора учинитца, и началники во всем докладываху его» (ПСРЛ. Т. 14. С. 120). Митрополит участвовал в переговорах с новгородской делегацией о признании рус. царем швед. принца Карла Филиппа (условием было выдвинуто принятие им Православия). В 1612 г. К. в Ярославле благословил 2-е ополчение на освобождение Москвы (сам он не был в походе). На рубеже 1612 и 1613 гг. он участвовал в работе правительства ополчений. «По приговору митрополита Кирилла Ростовского и Ярославского и всего освященного Собора и по совету всеа земли» было принято решение отписывать «на государев обиход» дворцовые села (Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Прил. 12. Стб. 1081-1086). После мученической кончины патриарха Ермогена (17 февр. 1612) К. наряду с Казанским митр. Ефремом , находившимся в Казани, стал одним из наиболее авторитетных рус. иерархов. В 1613 г. Ростовский митрополит принял участие в приглашении на царство Михаила Феодоровича Романова, находившегося в Костроме, и в его торжественной встрече в столице. Грамота, приглашавшая Михаила Феодоровича на царство, была написана от имени К. и освященного Собора. Ответные грамоты от Михаила Феодоровича и его матери инокини Марфы были адресованы «великому господину преосвященному Кириллу, митрополиту Ростовскому». К. председательствовал на прошедшем в нач. 1613 г. избирательном Земском соборе. При его участии в янв. 1613 г. была составлена грамота о пожаловании кн. Д. Т. Трубецкому Ваги (ныне г. Шенкурск) за его заслуги в освобождении страны; грамота была торжественно вручена в Успенском соборе. К. подписал грамоты о сборе доходов на содержание войска и Уложенную грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича. От имени К. и членов Боярской думы 25 февр. рассылались грамоты об избрании на царство Михаила Романова. В качестве главы освященного Собора К. указан в 2 грамотах от 27 февр. 1613 г. о сборе доходов воеводами и приказными людьми на местах и о присылке денег в Москву ( Веселовский С. Б. Акты подмосковных ополчений и Земского собора 1611-1613 гг. М., 1911. С. 128. 106; С. 129-130. 107).

http://pravenc.ru/text/1840433.html

М., 1959. 9. С. 72–74. 18 . Иванов А. Новое критическое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 3. С. 49–58; 4. С. 49–58; 5. С. 43–52. 19 . Иванов А. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея (Лондон. Издание Британского и Иностранного Библейского общества. 1953)//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 4. С. 45–55; 5. С. 38–47. 20 . Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 8. С. 79–80. 21 . Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний//Богословские труды. М., 1960. 1. С. 54–83. 22 . Иванов Н. К четырехсотлетию русского печатного «Апостола»//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 4. С. 69–75. 23 . Иванов Н. Любимый ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Иоанн Богослов//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 9. С. 66–73. 24 . Иванов Н. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель (память усекновения его главы 29 августа/11 сентября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 38–43. 25 . Иванов Н. Святой евангелист Лука (память 18/31 октября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 10. С. 33–41. 26 . Карпук Д. А. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования//Христианское чтение. СПб, 2016. С. 110–156. 27 . Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1975. 1. С. 31–32. 28 . Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско–украинско–русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции. М.: Индрик, 1999. 312 с. 29 . Максимова И. Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 30 . Марковский И. С. Елеонская, или Масличная, гора и Гефсиманский сад//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 4. С. 50–53. 31 . Мень А, диак.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

8 . В-ский П. Смысл и композиция шестопсалмия//ЖМП. М., 1968. 10. С. 62–64. 9 . Гиляшев И., свящ. Христианская любовь по писаниям св. апостола Иоанна Богослова//ЖМП. М., 1965. 5. С. 74–77. 10 . Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Марка)//БТ. М., 1976. 16. С. 5–32; 1977. 17. С. 3–84. 11 . Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки)//БТ. М., 1980. 21. С. 170–180. 12 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Актуальные вопросы в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 6. С. 108–122. 13 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 4. С. 225–237. 14 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 5. С. 61–73. 15 . Иванов М. С. Библейская стилистическая симметрия//ЖМП. М., 1981. 7. С. 69–72. 16 . Иванов М. С. Доцент Николай Николаевич Ричко [некролог]//ЖМП. М., 1972. 7. С. 30–32. 17 . Иванов М. С. Особенности библейской терминологии//ЖМП. М., 1975. 10. С. 72–78. 18 . Иванов М. С. Псалтирь – Книга молитвы//ЖМП. М., 1979. 9. С. 73–77. 19 . Иванов М. С. Язык Библии //ЖМП. М., 1975. 8. С. 75–80. 20 . ИВАНОВ Михаил Степанович//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/200487.html (дата обращения: 25.12.2017). 21 . Иванов Н. Крещение крестное//ЖМП. М., 1967. 2. С. 71–76. 22 . К. Л. Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии//ЖМП. М., 1974. 1. С. 77–79. 23 . К. Л. Профессор И. Е. Евсеев (к 50-летию со дня кончины)//ЖМП. М., 1971. 12. С. 64–67. 24 . Кирилл (Гундяев), архиеп. К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Священного Писания //ЖМП. М., 1981. 3. С. 49–54. 25 . Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси//Санкт-Петербургская Духовная Академия. URL: обращения: 20.12.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Николая, вместо соборного деревянного храма Св. Николая. В 1725 г. храм Успения Пресвятой Богородицы по причине его ветхости был разобран, а вместо него был возобновлен и освящен бывший собор Николая Чудотворца в честь Успения Пресвятой Богородицы. 382 По дозорным книгам 122 (1614) г. «дозора осадного головы Ивана Есупова, в Рузе состояло тяглых посадских – людей 29, а именно: в слободе Карцевой, на Ивановской горе шесть дворов, а в них живет шесть человек: Фролка Иванов, Иван Саврасов, Иван Ильин , Влас Мокеев; в слободе Шиколовской два двора, а в них два человека: Василий Ермолин и Микитка Сашилин; в Зарецком берегу, на реке Рузе десять дворов, а в них десять человек: Федор Васильев Тихонов, Филипп Федоров Писков, Василий Шестаков, Истома Ильин, Лукьян Хромцов, Петр Ондреев, Богдан Чибесов, Михайло Шестаков, Иван Давыдов, Иван Васильев Паршин: за городом: в слободе Баклашинской – два двора, а в них два человека: Трофим Дмитриев Маслеников и Максим Ондреев; в слободе Ореховской – четыре двора, а в них четыре человека: Иван Васильев, Ермак Смирнов, Илья Смирнов, Сергей Никулин; в слободе Кизиловской – Юдин двор, а в нем живет Варлам Григорьев Воронин; в слободе Спаса на Кучках – три двора, а в них три человека: Захарей Глазунов, Онофрей Григорьев Тучннк, Фомка Иванов Брюшков; в слободе Деминой (Демениной) – три двора, а в них три человека: Савелей Ермаков, Родион Иванов Лущихин, Микифор Тимофеев Бачин». 383 Само собою разумеется, что число дворов было не 29, а гораздо более. Дозорные книги не упоминают о дворах детей боярских, дворян, помещиков, вотчинников, попов с причетники, разных приказных людей, купцов и других разночинцев. В списках дворян и детей боярских, пробывших на государеву службу 7136 (1628) г. на Кропивну упоминаются под Рузой: Воин Первово сын Носов, Обросим Семенов Козлов, Максим Никитин Бартенев, Клементей Иванов Хренев, Микифор Владимиров Невежин, Захарей Минина. Левашов, Осин Степанов Бартенев, Безсон Микитиш Левашов, Иван Иванов Хренев, Сава Иванов Чулков, Елизарей Иванов Хренев; прибывшие после 2-го осмотра: Максим Никитин Бартенев, Осип Степанов Завалишин, Климда Ели- зарей Иванов, Дем Хренев, Михайло Елизарьев Данилов, Наум Федоров Станиславам. 384 В тех же спискам дворян и детей боярских 138 (1630) г. под Рузой упоминаются: Девятой Яковлев Бражников, Василей Елизарьев Данилов. 385

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины князя глава Церкви приводит к крестному целованию бояр на верность наследнику, малолетнему Иоанну IV 268 . Управление Русским государством после этого переходит в руки княгини Елены Глинской при малолетнем Иоанне Грозном. Великий князь и княгиня испрашивают в 1535 г. у митрополита Даниила благословение перед началом военных действий с Литовским княжеством 269 . 16 мая 1535 г. в Москве был основан Земляной город, митрополит Даниил с Собором архиереев с крестным ходом кропил его основание святой водой 270 . В Посольском приказе хранились материалы мятежа удельного князя Андрея Старицкого 1537 г., в малолетство Иоанна Грозного: «Свяска, а в ней грамоты от князя Ондрея Ивановича к великой княгине и к Данилу митрополиту». Когда в 1537 г. возник мятеж князя Андрея Старицкого, то к нему посылались Сарский епископ Досифей, симоновский архимандрит Филофей и княжеский духовник Спасский протопоп Семион со словами увещания 271 . Ранее, в 1533 г., митрополит Даниил венчал в Успенском соборе Старицкого князя Андрея с Евфросинией Хованской 272 . Первосвятителя отличает также сугубо церковная многогранная деятельность на первосвятительском престоле. Впервые в XVI в., в начале правления митрополита Даниила, был канонизован преподобный Макарий Калязинский († 1483; пам. 17 марта), мощи которого были открыты в 1521 г. Затем в 1531 г. последовало прославление преподобного Пафнутия Боровского († 1477; пам. 1 мая), который постригал преподобного Иосифа Волоцкого 273 . Их прославление предшествовало макарьевским канонизациям середины XVI в. 11 февраля 1535 г., в канун памяти святителя Алексия († 1378; пам. 12 февр.), митрополит Даниил совершил соборне торжественное переложение его святых мощей в Чудовом монастыре в присутствии Великого князя и бояр. «И того же месяца 11, в четверток первыя недели Поста, в 3 час нощи, Данил митрополит и епископ Иона Рязаньскый и епископ Досифей Крутицкий и архимарит Иона обителя тоя, молебьная пев, и преложиша мощи святаго Алексиа Чюдотворца в раку сребрену» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Иакова и скорее всего посещал лекции в др. богословских центрах Парижа. Он активно изучал наследие Фомы Аквинского и томистскую традицию, впосл. ставшую основой иезуитского богословия (см.: Guillermou. 1956. P. 135-137). Утром 15 авг. 1534 г., в праздник Вознесения Девы Марии, Л., Фавр, Ксаверий и их единомышленники испанцы Лайнес, Альфонсо Сальмерон, Бобадилья и португалец Родригиш собрались в капелле Мучеников на холме Монмартр. Фавр, единственный священник среди присутствовавших, совершил мессу; Л. и его последователи дали обеты служить Богу в бедности (нестяжании), проповедовать, ухаживать за больными и нуждающимися, а также по благословению папы Римского отправиться с миссией в Иерусалим или в любое др. место, куда он их пошлет (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 110-112). Главной целью миссии на Св. землю считалась проповедь среди мусульман. Клятва на Монмартре считается датой основания ордена иезуитов; в 1535 или 1536 г. она была повторена в отсутствие Л., но с участием новых его последователей. В нач. 1535 г. ухудшилось состояние здоровья Л., и по совету врачей вскоре после получения степени он отправился на родину. По прибытии в Аспейтию Л. поселился не в родительском доме, а в приюте св. Марии Магдалины, предназначенном для бедных, оказывал им помощь и читал проповеди; в то же время Л. преподавал христ. учение, гл. обр. детям. В кон. июля или нач. авг. он навсегда покинул родную землю; пройдя пешком через Наварру, Мадрид (где он встретился с 8-летним инфантом, буд. испан кор. Филиппом II) и Толедо, Л. прибыл в Валенсию, затем на корабле достиг Генуи и продолжил пешее путешествие в Болонью и далее в Венецию (кон. дек. 1535). От многочисленных благотворителей он получил жилье и средства на покупку книг, продолжил богословские занятия в ожидании прибытия из Парижа своих соратников, к-рые задержались в пути из-за начавшейся в 1536 г. войны между франц. кор. Франциском I и имп. Карлом V. В Венецию они прибыли только 8 янв. 1537 г., но к этому времени морское сообщение с Палестиной было прервано из-за конфликта с османами.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

аспр (1619) ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 334-335; Μαμαλκης. Σ. 242-243, 257, 269). Кроме денежных пожертвований делались также различные ценные вклады, так в 1521 г. господарь Валахии Владислав (Влайку) передал в собор большую икону прп. Афанасия Афонского в серебряном с позолотой окладе, на к-рой был изображен и сам господарь вместе с супругой ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 350). В 1489 г. в В. Л. проживало 300 монахов, а в 1518/19 и 1530 гг.- 200 ( С. 99). В 1522 или 1527 г. митр. Серрский Геннадий на свои средства произвел ремонт башни Цимисхия, где находился параклис во имя первомч. Стефана, и братской трапезной. В 1535 г. живописец Феофан Критский расписал соборный храм В. Л. (по заказу Веррийского митр. Неофита), а в 1560 г. Франгос Кателанос из Фив - параклис свт. Николая (на деньги мон. Киприана). Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Тяжелым экономическим ударом для В. Л. была конфискация султаном Селимом II (1566-1574) всех подворий и владений афонских мон-рей с предоставлением права их выкупа монахами ( С. 49-52). Если хиландарский игум. Паисий (1550) и игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким (1560) упоминают 300 иноков, то в тур. налоговом реестре 1569 г. насчитывается всего 140 чел. ( С. 99). В 1574 г. на праздник Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь возвратился к общежительному уставу. Это событие произошло при участии Александрийского Патриарха Сильвестра (1566-1590), прибывшего в В. Л. для составления 5-го Типикона, утвержденного в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха Иеремии II ( Meyer. S. 215-218). В том же году игуменом преобразованного мон-ря был избран иером. Иосиф, а после него - Феодул. Со 2-й пол. XVI в. начинают возникать афонские скиты. Первым был основан принадлежавший В. Л. скит св. Анны (1572 или 1575). Если в 1583 г. в самой Лавре проживало 150 монахов, то в скитах - 94 чел.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Таковы были важнейшие внешние отношения в правление Елены. Кроме того, в 1537 году заключен был мирный договор с Швециею, по которому Густав Ваза обязался не помогать ни Литве, ни Ливонскому ордену в войне с Москвою; утверждена была взаимная свободная торговля и выдача беглецов с обеих сторон. Подтверждены прежние договоры с Ливониею. Продолжались сношения с Империею-неизвестно, впрочем, в чем они состояли. По отношениям к Польше поддерживалась пересылками приязнь молдавского воеводы Петра Степановича, врага Сигизмундова. Султан турецкий по-прежнему присылал грека в Москву для закупки разных товаров. Внутри первым делом правительства было построение городов или крепостей; опасные нападения с трех сторон делали это необходимым. Уже упомянуто было о построении городов на литовских границах, даже на Литовской земле, о возобновлении старых, пострадавших во время войны. В 1535 году построен был город в Перми, на месте сгоревшего старого; в том же году поставлен деревянный город в Мещере, на реке Мокше, на месте, называемом Мурунза, для того, сказано в летописи, что в тех местах нет городов вблизи; в 1536 году били челом великому князю и его матери Костромского уезда волости: Корега, Ликурги, Залесье, Борок Железный, чтоб государь пожаловал, велел поставить город для того, что там волостей много, а от городов далеко; вследствие этой челобитной поставлен был Буйгород; на Балахне, у Соли, сделан город земляной для того, что посад велик, а людей много; поставлен город на Проне; сделан город Устюг, деревянный весь, новый; город Ярославль сгорел весь: в том месяце велено на старом месте ставить новый город; во Владимире большой пожар также повредил городскую стену; ее немедленно починили; так же поступлено и в Твери после больших пожаров; сделаны новые укрепления в Новгороде Великом и Вологде; в Москве, по мысли великого князя Василия, обведено каменными стенами место, получившее название Китая или Среднего города; строитель был Петр Малый Фрязин; закладка каменной стены происходила 16 мая 1535 года. По-прежнему заботились об умножении народонаселения выходцами из чужих стран: в 1535 году выехали из Литвы на государево слово триста семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Францисканец Франсиско де Лос Анхелес Киньонес уже в 1535 г. подготовил и выпустил 1-е изд. нового Б., к-рый предназначался только для частного употребления, в то время как прежний сохранялся для публичной молитвы. Реформа проходила под лозунгами «возврата к источникам», что было отмечено в заглавии («Римский Бревиарий, составленный и построенный, главным образом, из [текстов] Свящ. Писания и проверенных житий святых»). Др. наименование - Бревиарий Св. Креста (Breviarium S. Crucis) - происходит от названия базилики, настоятелем к-рой был Киньонес. В этом Б. сохранено традиц. для рим. обряда еженедельное вычитывание Псалтири, но псалмы расположены не в библейском порядке, а соответственно их длине и содержанию, по 3 псалма на каждом часе (2 коротких и 1 длинный) без повторов. Перенесение псалмов на др. день запрещается. В текст Б. введены краткие титулы-комментарии к псалмам. Из 4 nocturnae (ночных или предрассветных служб) Киньонес оставил только одну с 3 чтениями, зарезервировав для нее самые длинные псалмы и соединив с Laudes (аналог заключительной части визант. утрени), к-рые потеряли свой гимн. Пс 118 разделен на 11 частей, к-рые входят в службы воскресных 1, 3, 6 и 9-го часов. Отменены праздничные псалмы, чтения из житий, вотивные службы и весь певч. материал (антифоны, респонсории, гимны и т. п.; во 2-м изд. частично восстановлены), но зато увеличен объем чтений из Свящ. Писания. Значительно сокращено число служб святым (санкторал) (оставлено всего 111 памятей святых). После разрешения на публикацию в 1535 г., данного папой Павлом III , уже через год, в 1536 г., Б. Киньонеса выдержал 11 изданий, а за следующие 32 года - более 100. Кард. Караффа, став папой Павлом IV (1555-1559), отозвал папское разрешение на издание реформированного Б. и хотел ввести в употребление свой собственный, но его неожиданная смерть помешала осуществлению этих планов. При Пии IV (1559-1565) Б. Киньонеса вновь ненадолго был разрешен. Breviarium Romanum restitutum Тридентский Собор (1545-1552, 1562-1563) в связи с нараставшей литургической анархией и ввиду угроз, исходивших от протестантизма, принял решение о реформировании литургических книг (вопрос обсуждался на 3-й сессии в 1563). Специально созданная комиссия предложила взять за основу проект кард. Караффы, но папа Пий IV воспротивился этому. При следующем папе комиссия в обновленном составе постановила вернуться к дореформенному состоянию (до 1535), восстановив Б. Римской курии (отсюда его наименование restitutum - «восстановленный»). Исполняя волю Собора, папа Пий V (1566-1572) издал буллу «Quod a nobis» (9 июля 1568), в к-рой устанавливался 200-летний срок давности для Б., все менее древние запрещались. Т. о., собственные Б. сохранили только нек-рые монашеские ордена (бенедиктинцы, доминиканцы, кармелиты и премонстранты), а также кафедральные соборы Милана, Аквилеи, Толедо, Парижа, Лиона, Безансона, Кёльна, Мюнстера и Трира.

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010