Владыка Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) был молдаванином по национальности. Родился 22 января 1862 года в семье бедного бессарабскою священника. Окончил Кишинёвскую Духовную семинарию в 1880 году и Киевскую Духовную академию в 1885 году. В 1895 году он был назначен инспектором Новгородской Духовной семинарии и защитил магистерскую диссертацию «Гавриил Банулеско-Бодони, Экзарх Молдавии и митрополит Кишинёвский». В 1897 году его перевели инспектором в Московскую академию, где он стал профессором библейской истории. В 1898 году он был назначен ректором Московской Духовной академии. 28 февраля 1899 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. По природе великодушный и самоотверженный, он был взыскательным начальником, когда надо – непреклонным и суровым. По глубокому духовному и идейному влечению святитель Арсений с ранней молодости вступил на путь служения Церкви и вскоре превратился в исключительного церковного администратора и педагога. Сила его влияния и воздействия на учеников, сотрудников и пасомых снискала ему авторитет и во всём русском епископате, сделав его имя одним из самых уважаемых в иерархии Русской Церкви. И редки были архипастыри, которые могли соперничать с ним по кругозору и работоспособности. Московская Академия оставалась под управлением епископа Арсения до декабря 1903 года. Вскоре он был назначен епископом Псковским и Порховским. В 1907 году возведён в сан архиепископа, а 10 сентября 1910 года получил одну из главных и обширнейших русских кафедр – историческую Новогородскую. 3 января 1903 года епископ Арсений совершил в последний раз богослужение в Троицком соборе лавры. Здесь, возле мощей преподобного Сергия, состоялось рукоположение иеродиакона Алексия в сан иеромонаха. Первое иерейское служение отца Алексия состоялось в Чудовом монастыре (в Московском Кремле) у мощей другого великого святого, имя которого он носил, – митрополита Алексия. Отец Алексий прибыл из лавры провожать своего дорогого владыку во Псков, куда тот отправлялся на кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подворье Александрийской православной церкви просуществовало до 1 апреля 1999 года, после чего, перенесено из Одессы в Москву, а Свято-Троицкой (греческой) церкви возвращен статус городского храма Одесской епархии Украинской православной церкви. В середине 90-х годов XX столетия над храмом засиял новый купол и стройная колокольня, продолжаются востановительные работы. В храме имеется чтимый образ Божией Матери " Нечаяная радость " , перед которым по установившейся традиции каждую пятницу вечером совершается акафист Пресвятой Богородице. В храме действуют воскресные школы для взрослых и детей. Есть приходская библиотека. http://odessachurches.net.ua ОДЕССА, ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1808 г. В 1839 г. был пристроен южный придел, в 1875 — северный. Сооружение в стиле классицизма, построено из пиленого камня-ракушечника, кладка порядовая. Первоначально прямоугольное сооружение в результате достроек приобрело крестовую в плане форму, четырехстолпное. Стены расчленены пилястрами. Торцы боковых объемов и колокольня с трех сторон украшены портиками ионического ордера. В интерьере частично сохранились мраморные полы. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 263, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Свято-Троицкий (греческий) собор в Одессе - православный храм Одесской епархии Московского Патриархата. С 4 января 2006 г. именуется «Свято-Троицким собором»; в том же году в табличку у входа, по настоянию правительства Греции, было внесено слово «(греческий)». Исторически, именовался различно: с 1808 по 1908 г.г. - Греческая Троицкая церковь; с 1908 по 1936 г.г. - Свято-Троицкая (Греческая) церковь; с 1936 по 1941 г.г. был закрыт; с 1941 по 1956 г.г. - Свято-Троицкая церковь; с 1956 по 1999 г.г. - Свято-Троицкий храм Александрийского подворья; с 1999 по 2006 г.г. - Свято-Троицкий храм Одесской митрополии Украинской Православной Церкви. Храм был заложен в 1795 г. митрополитом Екатеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони) в числе ещё 3-х церквей и предназначался для греческой общины города. Первоначально был деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=06514

Одесса. Собор Троицы Живоначальной. Греческая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы одна из старейших церквей Одессы. В 1795 году митрополитом Екатеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони) были заложены первые четыре церкви, одна из них " во именование Святой Троицы для разночинцев греческой нации на греческом форштате " . Первоначально это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 года состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф. Фраполи и весной 1808 года торжественно освящен. Первым настоятелем Свято-Троицкого (греческого) храма был протоиерей Иоанн Родесу. В 1838 году его заботами храм расширился двумя приделами, который приобрел окончательную крестообразную форму в византийском стиле с одним куполом и колокольней со шпилем. Правый придел церкви 31 марта 1840 года был освящен в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Боковые приделы в наше время претерпели изменения: южный придел именуется в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а северный - в честь иконы Божией Матери, именуемой " Нечаяная радость " , и святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца. В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков -патриотов. Греки Одессы горячо поддерживали борьбу за независимость народа Греции Начавшееся востание в 1821 году привело к тому, что турецкие власти казнили вселенского Константинопольского патриарха Григория V, боясь его влияния на восставших греков. Выброшенное в море, тело патриарха обнаружили русские моряки и привезли его в Одессу. Останки патриарха-мученика было захоронено в Свято-Троицкой (греческой) церкви. Кроме этого, в храме и подле него были погребены греческие архиреи, скончавшиеся в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был погребен благотворитель и общественный деятель, один из виднейших членов греческой общины, почетный гражданини города Одессы Григорий Григорьевич Маразли. В 1900-1908 г.г. храм реконструирован под руководством архитектора А.Тодорова. В период большевиского гонения на Церковь храм был закрыт, помещения его превращены в спортзал, разграблены многочисленные захоронения. После Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории Свято-Троицкого (греческого) храма. Церковь была обезглавлена (без купола и колокольни), предстояло много сделать по ее востановлению. В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме учреждается подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви. По утвержденному положению, богослужения совершались на греческом и церковно-словянском языках, а все экзархи при этом были гражданами Греции.

http://sobory.ru/article/?object=06514

В МДА состоялась предзащита кандидатских диссертаций на кафедрах библеистики, церковной истории и церковно-практических дисциплин 10 апреля 2009 г. 17:15 8-9 апреля в Московской духовной академии состоялась предзащита 9 кандидатских диссертаций на кафедрах церковно-практических дисциплин, библеистики и церковной истории. 8 апреля выпускники и студенты МДА представили на предзащиту свои кандидатские работы на кафедре церковной истории. В 2009 году на кафедре церковной истории на предзащиту было подано 4 работы, из них к защите были допущены все. Предзащиту прошли следующие соискатели ученой степени: 1. Иеромонах Феофан (Шкобо), тема диссертации: «История Сербской Православной Церкви второй половины XIX века по русской периодической печати»; 2. Протоиерей Фридон Асатиани, тема диссертации: «Время царствования святой благоверной царицы Тамары»; 3. Игумен Ириней (Тафуня), тема диссертации: «Митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) и основанная им Кишиневско-Молдавская митрополия»; 4. Архимандрит Григорий (Лозев), тема диссертации: «Афонский славяноболгарский монастырь Зограф: история и святыни». 9 апреля выпускники и студенты МДА представили на предзащиту свои кандидатские работы на кафедре библеистики. На предзащиту было подано 4 работы, из них к защите вновь были допущены все. Предзащиту прошли: 1. Пирогов Олег, тема диссертации: «Экзегетические принципы и методы в комментариях св. Иоанна Златоуста на послание св. ап. Павла к Римлянам»; 2. Лужнов Роман, тема диссертации: «Вклад профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в развитие библейской археологии и его значение для современной библейской науки»; 3. Ковшов Михаил, тема диссертации: «Библейские основания богословия личности»; 4. Иеродиакон Константин (Юдин), тема диссертации: «Сопоставление толкования Евангелия от Иоанна еп. Кассианом (Безобразовым) «Водою и кровию и духом» со святоотеческими принципами экзегезы на материале первых трех деяний Спасителя (Ин 1:35-2:25)». 9 апреля были на предзащиту были представлены также кандидатские работы на кафедре церковно-практических дисциплин. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/611916.htm...

Архив Пн Интервью митрополита Кишиневского Владимира газете «Русь державная» 11 июля 2011 г. 11:00 Предстоятель Православной Церкви Молдовы митрополит Кишиневский Владимир дал интервью газете «Русь державная» . — Глубокоуважаемый владыка, мы только что прибыли из прекрасной паломнической поездки по Молдове, побывали в разных уголках страны, посетили многие храмы и монастыри, и были удивлены: как много в храмах людей и особенно молодежи. Везде было торжественно и радостно. Службы велись на молдавском, церковнославянском языках. Это были братья и сестры. Владыка, как развивается сегодня духовная жизнь в Молдавии? — Молдавия — православная страна, история которой уходит в далекое прошлое. Как у нас говорят, семя, посеянное на молдавской земле апостолом Андреем Первозванным, дало щедрые плоды. Несмотря на то, что были тяжелейшие времена турецкого ига, когда земли Молдовы были оккупированы, вера сохранялась. Но при древности православной традиции собственно молдавская епархия совсем молодая. В 2013 г. исполнится 200 лет с того дня, когда Святейший Синод принял решение о создании Молдовлахийского экзархата. После 1812 г., когда по условиям мирного договора к России отошла восточная часть Молдавии — Бессарабия — экзарху Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриилу (Банулеску-Бодони), было поручено организовать ее церковную жизнь. В 1813 г. последовало официальное учреждение Кишиневской епархии, которой были присвоены титулы митрополии и экзархии. Бессарабия с 1918 по 1940 гг. опять была под властью Румынии. Советская власть пришла в Молдавию после Второй Мировой войны. Молдаване оставались всегда православными, в какие бы сложные времена они ни жили. Церковная жизнь народа никогда не прекращалась. И только начиная с хрущевских реформ наступили тяжелые времена. Еще при возврате Бессарабии в 1940 г. от нее была оторвана северная часть, вошедшая в Черновицкую область, а южная, с выходом к Черному морю, вошла в состав Одесской области. От Молдовы осталась только небольшая часть, которая и является сегодня территориально Республикой Молдова.

http://patriarchia.ru/db/text/1559461.ht...

Однако и присоединение одной только Бессарабии (объединенной в одно целое, вследствие упразднении турецких «райй» на севере и юге области) было встречено радостью и народными гуляниями, а молдаване Запрутской Молдавии проголосовали за присоединение ногами: за 1812–1817 годы население Бессарабии выросло почти вдвое, главным образом благодаря иммиграции из-за Прута. Можно лишь согласиться с мнением кишиневского историка Василия Стати: «Нравится кому-то или нет, но Россия в 1812 году освободила Пруто-Днестровскую Молдову от оттоманов, фанариотов и ногайских татар, объединила, восстановила и защитила Пруто-Днестровскую Молдову. Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил все приходы молдавской духовной территории к востоку от Прута, воссоздав и укрепив Православную Церковь всей Молдовы, организационно восстановил, усовершенствовал и утвердил иерархические структуры Молдавской Православной Церкви, создавая митрополию Кишиневскую и Хотинскую. Чего нельзя сказать о Запрутской Молдове, оставшейся на произвол турок, фанариотов, австро-венгров, греческих церковников». Кишиневским митрополитом стал православный просветитель Гавриил Банулеску-Бодони, убежденный русофил и сторонник единства с Россией. Истоки конфликта – секуляризм, европеизм и русофобия Современный герб Румынии 1812 год – ключевой момент, с которого начинает свой отсчет история цивилизационного раскола молдавской элиты. Главная причина кризиса молдавской национально-духовной идентичности – утрата позиций Церкви среди молдавской интеллигенции под влиянием идей Французской революции 1789 года. Среди этой части молдавской элиты наступила эпоха духовного индифферентизма. Современный румынский историк Лучиан Бойя отмечает: «Пока главные исповедуемые ценности были православными, молдаване и валахи чувствовали себя дома в восточно-европейском пространстве. Однако когда на первый план выходит чувство национальной идентичности, они осознают себя “латинским островом в славянском море”. Русский перестает быть великим православным братом освободителем».

http://pravoslavie.ru/5182.html

Обвиняя Русскую Православную Церковь в приверженности территориальному экспансионизму, румынская сторона ссылается на то, что в XVIII веке Святейший Синод Русской Церкви назначил «в завоеванных румынских княжествах архиереев для управления двумя митрополиями, находившимися под юрисдикцией Вселенской Патриархии, причем не имея на то ее согласия». Действительно, в 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Церкви была временно учреждена Молдо-Влахийская экзархия, которая возобновлялась в 1808–1812 годах и была окончательно упразднена в 1821 году. Однако нельзя забывать, что сделано это было по желанию самих влахов и молдаван. Согласно уже упомянутому акту Священного Синода Румынской Православной Церкви от 1882 года, «история борьбы (местного населения) с монахами-фанариотами есть целая драма, вызывающая душевную боль во всяком христианском сердце. С одной стороны — простосердечие с другой — неблагодарность, желание давить, абсолютно властвовать и заботы о своих частных интересах, словом, эксплуатация целой нации». В 1792 году во главе экзархии был поставлен молдаванин митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), который всеми силами старался исправить плачевные последствия предшествующего правления в княжествах, однако вскоре был арестован турецкими властями и на некоторое время заточен в Стамбуле. К 1812 году территория современной Молдовы в церковном отношении представляла собой чересполосицу разрозненных приходов, которые, находясь в юрисдикции нескольких Церквей, зачастую являлись предметом их взаимных претензий. В 1813 году Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил эти приходы, тем самым воссоздав и укрепив Православную Церковь Молдовы. Учреждение в 1813 году Кишиневской епархии Русской Православной Церкви, явившись следствием горячего желания молдаван и договоренностей между Россией и Портой, никогда не оспаривалось Константинопольской Патриархией. Отношения между Русской и Константинопольской Церквами на протяжении XIX века никогда не омрачал вопрос церковно-канонической принадлежности пруто-днестровского междуречья. Не возникало церковных разногласий и тогда, когда святитель Филарет, митрополит Московский, исполненный заботы о церковном мире в Румынии, поддержал стремление Святейшего Константинопольского Патриарха Кирилла VII решить вопрос об автокефалии Румынской Православной Церкви строго каноническим путем.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

(Смирницкий Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка - 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых), архиеп. Воронежский и Задонский. Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру , «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского) , сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г .). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I ) и имп. Александра I , в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.

http://pravenc.ru/text/116018.html

В окт. 1805 г. митр. Вениамин основал в Яссах школу церковных певчих и пригласил из К-поля для руководства ею «кира Петра, протопсалта Великой церкви». На собственные средства он открыл и частную певч. школу при бывшем митрополичьем соборе - ц. во имя вмч. Георгия в Сучаве. Архипастырская деятельность митр. Вениамина была прервана в 1808-1812 гг., когда с приходом российских войск в Молдавское и Валашское княжества Церковь на этих территориях вновь окормлял Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ. Митр. Вениамин недолго был каймаком - заместителем господаря, покинувшего княжество, затем удалился в мон-рь Слатина, затем в Нямецкий мон-рь. После заключения Бухарестского мира между Россией и Османской империей (16 мая 1812) Экзархат был упразднен, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) покинул княжества вместе с рус. армией. Новый молдав. господарь Скарлат Каллимаки вместе с диваном призвали митр. Вениамина, он вернулся на престол 6 окт. 1812 г. Из юрисдикции М. м. в виде Кишинёвской епархии РПЦ были выведены территории Бессарабии. После того как последний господарь-фанариот Михаил Суцу (1819-1821) бежал в Россию, 29 марта 1821 г. митрополит во 2-й раз стал каймаком и осуществлял политическое руководство страной. В 1821-1823 гг. в Молдавском княжестве установился режим гетерии. Когда тур. войска подошли в сент. 1821 г. к Яссам, митрополит оставил кафедру и был вынужден укрываться в с. Коленкэуци (ныне Коленковцы Хотинского р-на Черновицкой обл., Украина) на левобережье Днестра. Там он перевел сочинение визант. богослова IX-X вв. мон. Евгения Вульгария «Тройная веревка». Некоторое время митр. Вениамин жил в Буковине, работал над переводом «Истории Нового Завета». С приходом к власти господаря Иоана Санду Стурдзы митр. Вениамин вернулся в княжество и в кон. янв.- нач. февр. 1823 г. вновь занял митрополичий престол. В его отсутствие каймак Стефан Богориди назначил управлять делами М. м. еп. Хушского Мелетия. М. м. в период ослабления господства Османской империи В Молдавском княжестве Органический регламент вступил в силу с 1 янв.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

   Сл. о сем в издании: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. Православный Восток. СПб., 1901. С. 441 — 446.     Арсений, еп. Указ. соч. С. 337.    Лебедев А. П., проф. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От паден Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 143.     Петров А. Война России с Турцией 1806 —1812 гг. Т. I. С. 194.    История Балканских Церквей. IV курс МДА. Троице-Сергиева Лавра, 1966. Машинопись. С. 35.     «Преклоненные» монастыри встречаются только в Румынии. Первые документы о них относятся к концу XV века. Подробно о них см.: Арсений, еп. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894.    См.; Курганов Ф. Указ. соч. С. 115 — 117.     История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 469.    См.: Малицкий П. И. История Христианской Церкви. Тула, 1913; Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901; Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904; и др.    «Голос». 1863. см.: «Московские Ведомости». 1864.     Курганов Ф. Указ. соч. С. 24 — 25.     Тексты их и ответ князя А. Кузы с криическим раэбором этого ответа митрополите» Московским Филаретом и ректором Московской Духовной Академии профессором прото иереем А. Горским см.: Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Исторнко-каноническое исследование. Казань 1897. С. 21—31, 44—56.     Его текст см.: Колокольцев В. Указ. соч. С. 31 — 34.     Там же. С. 37 —43.    Митрополит Филарет. Проект послания от Святейшего Синода Вселенскому Патриарху, Архиепископу Софронию, составленный митрополитом Филаретом. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 2. М., 1888. С. 806 —808.     История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 481.     В память митрополита Киевского Петра Могилы (1596 —1646), происходившего из Молдавии, в первой половине XIX в. в Киевской Духовной Академии были учреждены стипендии для обучавшейся здесь румынской молодежи. Эту стипендию получал и инок Филарет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010