При проведении реформ митр. Иерофей сталкнулся с трудностями. В нач. 1798 г. он упразднил 2 духовных правления, находившихся с 1793 г. на территории Киевского у.: Корсунское и Чернобыльское. В результате очень большое число приходов Киева и Киевского у. перешло в непосредственное ведение дикастерии. В янв. 1798 г. митр. Иерофей просил Синод открыть для управления приходами Киевского у. духовное правление в мест. Триполье, существовавшее до 1793 г., но получил отказ. Митр. Гавриил (Банулеску-Бодони). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) Митр. Гавриил (Банулеску-Бодони). Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) После смерти митр. Иерофея в 1799 г. его преемником стал митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) . По указу Синода от 16 окт. 1799 г. Переяславская епархия перестала быть викариатством К. е. и стала самостоятельной 3-классной кафедрой. Тем же указом было образовано Чигиринское вик-ство К. е. Чигиринским епископом был назначен архим. новгород-северского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Феофан (Шиянов), его хиротония состоялась 12 февр. 1800 г. Под управление еп. Феофана перешел Златоверхий Михайловский монастырь, ставший его резиденцией. 31 янв. 1807 г. еп. Феофана на Чигиринской кафедре сменил еп. Ириней (Фальковский) . Митр. Гавриил продолжил сближение устройства К. е. с др. епархиями РПЦ (утверждение «церковного купночиния»). Из богослужебного обихода вытеснялись книги западнорус. печати, содержащие тексты на «простой мове». Указ Синода 1800 г. повторил положения указа 1766 г., к-рым Киево-Печерской лаврской типографии запрещалось издавать богослужебные книги, по содержанию или по языку отличающиеся от московских изданий. Власти лавры писали в Синод о том, что «книги московского наречия», особенно буквари, не пользуются спросом и в лавру поступают просьбы возобновить издание южнорус. книг, но Синод оставался непреклонен. Власти поставили правосл. книгопечатание в Малороссии в неравное положение с выпуском книг униатами, т. к. имп. указом от 4 мая 1800 г. униат. Почаевской типографии было разрешено издавать лит-ру без языковых ограничений, и василиане Почаевского мон-ря печатали книги на «простой мове». Вслед. такого положения случались злоупотребления. Сотрудник типографии Киево-Печерской лавры иеродиак. Иустин получал от василиан униат. богослужебные книги и агиографические сборники (в частности, издававшееся параллельно на польск. языке и на «простой мове» описание чудес от Почаевской иконы Божией Матери «Пресветлая гора Почаевская» и др.), заменял титульные листы и распространял книги в Киеве. В 1800-1801 гг. почаевские униат. издания с переклеенными титульными листами активно продавались в городе. В окт. 1801 г. Иустин был арестован. Митр. Гавриил обратился в Синод с просьбой запретить реализацию почаевских изданий в Киевской губ. 9 февр. 1802 г. последовал указ, запрещающий продавать в светских книжных лавках неправосл. издания, благодаря чему распространение униат. книг в Киеве было прекращено.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. Гравюра Л. Серякова. 1879 г. (РГБ) (Нестерович Иван Гаврилович; 25.01.1783, с. Ст. Дмитрушки, близ Умани - 18.05.1864, Толгский мон-рь), архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Возможно, серб по происхождению. Род. в семье священника. Две сестры архиерея были замужем за священниками. В 1792-1799 гг. обучался в униат. василианском уч-ще в г. Умани, хорошо изучил польск. язык, свободно пользовался им в личной переписке. В окт. 1800 г. поступил в философский класс Киево-Могилянской академии, в 1801 г. перевелся в класс богословия. По окончании академии в мае 1804 г. был оставлен в ней по рекомендации ректора архим. Иринея (Фальковского ; впосл. епископ Смоленский), преподавал нем. язык и др. дисциплины. В 1811 г. по прошению Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) и по рекомендации Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) И. Нестерович был направлен в Яссы в главное Молдовлахийское уч-ще, преподавал там русскую словесность и греч. язык. В 1812 г. перемещен в Кишинёв, принимал участие в устройстве Кишинёвской ДС и пансиона для молдав. юношества при ней. 11 нояб. 1813 г. митр. Гавриилом (Банулеску-Бодони) пострижен в монашество с именем Ириней, затем рукоположен во иерея. С 25 мая 1817 г. И.- архимандрит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Служил префектом, а с 19 февр. 1821 г.- ректором Кишинёвской ДС, был членом духовной консистории. Гр. М. С. Воронцов поручил ему заведовать местными ланкастерскими школами. Познакомился с А. С. Пушкиным . В 1824 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. Исполнял обязанности законоучителя 1-го кадетского корпуса. Выпускник этого учебного заведения Г. Д. Похитонов вспоминал, что И. уважали директор и офицеры кадетского корпуса. Текст проповедей он не писал заранее, говорил просто. Воспоминания Похитонова почти дословно передал Н. С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» ( Лесков. 1957. С. 342-343). Однако из-за расхождения во взглядах на воспитание кадетов с директором Пажеского и Сухопутного корпусов ген.-адъютантом Н. И. Демидовым И. вскоре был уволен из 1-го кадетского корпуса.

http://pravenc.ru/text/674019.html

Погребен в правом приделе кафедрального собора г. Кишинёва. Общавшийся с Д. митр. Иринопольский Григорий поставил мраморную надгробную плиту и позолоченную ограду, а с вост. стороны собора - киот с образом Спасителя и архиерейской митрой. Известен портрет Д. на литографии 2-й четв. XIX в. (ГИМ), где он изображен погрудно, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память войны 1812 г., 2 орденами и 3 звездами, внизу - факсимиле автографа Д., гриф мастера «Rey» ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287). Соч.: Письма...//Письма духовных и светских лиц к митр. Моск. Филарету (с 1812 по 1867 гг.)/Сост., примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 201-204; Слова, произнесенные за время епископского служения на Кишинёвской кафедре//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 54-73; Инструкция для приходских священников. Толкование законов о метриках//Там же. С. 73-76; Неск. замечаний об оказавшихся неверностях в молдав. синод. переводе кн. «Пространный христ. катехизис Правосл. Кафолич. Вост. Церкви»//Там же. С. 80-91; Формуляр главного сотрудника высокопреосв. Димитрия, архим. Иоанникия (Шикова)//Там же. С. 91-93. Ист.: Из заметок и бумаг преосв. Димитрия, архиеп. Кишинёвского и Хотинского//Кишинёвские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 521-530; 17. С. 559-578; Пархомович А. Преосв. Димитрий [Сулима], еп.-викарий Бендерский и Аккеманский//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1909. Вып. 2. С. 230-244. Лит.: НЭС. Т. 16. Стб. 164; Мурзакевич Н. Н. Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский: [Некролог]//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 796-798; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894; Халиппа И. Н. Восточные святители, нашедшие пристанище в пределах Кишинёвской епархии среди смут греч. восстания 1821-1828 гг.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1900. Т. 1. С. 27-68; он же. Очерк истории нар. образования в Бессарабии в 1-й пол. XIX в.//Там же. 1902. Т. 2. С. 119-180; Пархомович И. М. Кр. очерк жизни и деятельности высокопреосв. Гавриила Банулеско-Бодони, Экзарха Св. Синода, митр. Кишинёвского и Хотинского (1813-1821 гг.)//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 1-55; Севастиан (Вести), архим. Жизнь и деятельность преосв. Димитрия (Сулимы) за время самостоятельного управления его Кишинёвской епархией (1821-1844 гг.)//Там же. 2-я. паг. С. 1-53; Филадельф [Пузына], архим. Слово на погребение высокопреосв. Димитрия//Там же. С. 93-97; Bezviconi Gh. Vechi carturari basarabeni//Fapte trecute i basarabeni uitati. Chiinu, 1992; Mihail P. Mrturii de spiritualitate româneasc din Basarabia. Chiinu, 1993; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea sub rusi. Chiinu, 2000.

http://pravenc.ru/text/178175.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕКАТЕРИНОСЛАВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Екатеринославская духовная семинария (недейств., ныне Днепровский национальный университет им. Олеся Гончара) История Екатеринославской духовной семинарии тесно связана с историей Екатеринославской епархии , созданной 9 сентября 1775 года по указу Екатерины II . С целью подготовки кадров для новой епархии по инициативе Е. Булгариса была создана школа для мальчиков при Крестовоздвиженском монастыре в Полтаве , преобразованная в 1776 году в семинарию архиепископом Евгением (Булгаром) . Дом отдан был свой под семинарию, который находился в Полтаве . В ноябре 1779 года она была открыта в латинских классах до риторики, т. е. состояла из следующих отделений: российского класса, грамматики, синтаксиса и поэзии; для сирот была открыта бурса. В 1780 году были открыты при семинарии добавочные классы: греческого, французского и немецкого языков, арифметики и рисовальный . Первыми учителями в этих классах были: в греческом - прот. Иоанн Свечайло , в риторическом - священник Григорий Богуловский , в французском - Петр Антон, в немецком и математики - профессор Шаль (из Лейпцигского университета) и в рисовальном - отставной поручик фон-Роткирх. В сентябре 1783 года открыт философский класс, первым учителем которого и вместе префектом семинарии был иеромонах Гавриил (Банулеско-Бодони) . 21 сентября 1786 года был открыт богословский класс. Надлежащую организацию семинария получила при архиепископе Амвросии, при нем она получила название „Екатеринославской " и организацию, сходную с тогдашним порядком обучения в Московской академии . В 1788 году в его управление прибыл вторично в Полтаву архимандрит Гавриил (Банулеско-Бодони) , который был назначен ректором семинарии и преподавателем греческого языка. В  1898 году семинария переместилась из Полтавы в Новомиргород . 

http://drevo-info.ru/articles/13681548.h...

70 Biserica Romana. - Bucurestii, 1888. P. 16. 71 Устав Румынской Православной Церкви. Ст. 115 -118. 72 Там же. ст. 138. 73 См.: Королев А. Заступничество за православных в Австрии при императрице Елиза-вете//«Славян. Изв.». 1913. 53. С. 717 -719. 74 Обэтом см.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях. Кишинев, 1891. 75 ИБ. 1993. 1. С. 3-4, 9. 76 Содержание дискуссий см.: ЖМП. 1956. 6. С. 64 - 65. 77 Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. Т.П. М., 1949. С. 432. 78 «Ortodoxia». 1970. 1. 79 ЖМП. 1977. 6. С. 33. к главе III «Румынская Православная Церковь» На русском языке Арсений, епископ. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894. Арсений Стадницкий, еп. Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901. Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. 4.1. История Молдавских епархии и их святителей со времени основания господарства и до наших дней. Ч. II. Главные моменты и важнейшие деятели Румынской церковной жизни в XIX веке. СПб., 1904. Арсений (Стадницкий), еп. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинев, 1890. Арсений (Стадниикий), еп. Румынская Православная Церковь. СПб., 1904. Блаженнейший Юстиниан, Патриарх Румынской Православной Церк-ви//ЖМП. 1977. 6. Бубуруз П., прот. Посещение Патриархом Румынским Юстинианом Русской Православной Церкви//ЖМП, 1975, 9. Буткевич Т. И., проф. прот. Высшее управление в Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Ведерников А. Румынская Православная Церковь в борьбе за мир//ЖМП. 1951. 6. Вениамин (Гроссу), игум. Памяти Гавриила Банулеску-Бодони//ЖМП. 1971. 6. Владимиров В. Богословские и экуменические вопросы в Румынской церковной печати//ЖМП. 1966. 1. Владимиров В. Жизнь и Богословие Румынской Церкви//ЖМП. 1967. Владимиров В. Из жизни Румынской Православной Церкви (по румынским церковным журналам за 1 полугодие 1965 года)//ЖМП. 1966. 5. Воссоединение униатов Трансильвании с Православной Церковью//ЖМП. 1949. 8.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

4. Иоанн Мециану 1898–1916 5. Василий Мангра 1916–1918 II. Бykobuhcko–Дaлмamckaя митрополия (1873–1919) III. Pyмыhckaя Церковь Митрополиты–Примасы 1. Каллиник Миклеску 1875–1886 2. Иосиф Георгиан 1886–1893 3. Геннадий Петреску 1893–1896 4. Иосиф Георгиан 1896–1909 5. Афанасий Миронеску 1909–1911 6. Конон Арэмеску–Донич 1912–1919 7. Мирон Кристя 1919–1925 Патриархи 1. Мирон Кристя 1925–1938 2. Никодим Мунтяну 1939–1948 3. Юстиниан Марина 1948–1977 4. Иустин Моисеску 1977–1986 Библиография к главе III «Румынская Православная Церковь» На русском языке Арсений, епископ. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894. Арсений Стадницкий, еп. Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901. Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. 4.1. История Молдавских епархии и их святителей со времени основания господарства и до наших дней. Ч. II. Главные моменты и важнейшие деятели Румынской церковной жизни в XIX веке. СПб., 1904. Арсений (Стадницкий), еп. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинев, 1890. Арсений (Стадниикий), еп. Румынская Православная Церковь. СПб., 1904. Блаженнейший Юстиниан, Патриарх Румынской Православной Церк–ви//ЖМП. 1977. 6. Бубуруз П., прот. Посещение Патриархом Румынским Юстинианом Русской Православной Церкви//ЖМП, 1975, 9. Буткевич Т. И., проф. прот. Высшее управление в Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Ведерников А. Румынская Православная Церковь в борьбе за мир//ЖМП. 1951. 6. Вениамин (Гроссу), игум. Памяти Гавриила Банулеску–Бодони//ЖМП. 1971. 6. Владимиров В. Богословские и экуменические вопросы в Румынской церковной печати//ЖМП. 1966. 1. Владимиров В. Жизнь и Богословие Румынской Церкви//ЖМП. 1967. Владимиров В. Из жизни Румынской Православной Церкви (по румынским церковным журналам за 1 полугодие 1965 года)//ЖМП. 1966. 5. Воссоединение униатов Трансильвании с Православной Церковью//ЖМП. 1949. 8. Галенко Г. Житие и деятельность преп. Паисия (Величковского). Значение его деятельности в истории Русской Церкви. (Курсовое сочинение). МДА, 1957. Машинопись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

рукоположен с 21.07.1885 по 30.09.1887 на покое; 04.12.1887 бывший епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 30.09.1887 по 24.12.1888 епископ Костромской и Галичский бывший епископ Алеутский и Аляскинский с 12.08.1889 по 09.04.1910 02.05.1914 Екатеринбургская Учреждена 29 (26) января 1885 года Екатеринбургская и Ирбитская Кафедра в Екатеринбурге Имена Сведения Нафанаил (Леандров), епископ бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 26.01.1885 10.01.1888 Кирилл (Орлов), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 13.02.1888 по 02.04.1888 на покое; с 13.05.1889 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии Поликарп (Розанов), епископ бывший епископ Уманский, викарий Киевской епархии с 02.04.1888 24 (25).10.1891 Афанасий (Пархомович), епископ бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 08.11.1891 по 12.11.1894 архиепископ Донской и Новочеркасский; 05.09.1910 Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Имена Сведения Евгений (Булгарис), архиепископ рукоположен с 01.10.1775 по август 1779 на покое; 27.05.1806 Никифор (Феотоки), архиепископ рукоположен с 06.08.1779 по 28.11.1786 архиепископ Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Имена Сведения Амвросий (Серебренников), архиепископ бывший епископ Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии 13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митр, Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митрополит Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года. Кафедра в Новомиргороде Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

с 22.11.1844 архиепископ с 19.04.1853 по 17.07.1860 на покое; 08.08.1872 бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 29.08.1860 по 06.10.1882 на покое; 21.02.1883 Иаков (Кроткое), епископ Муромский викарий Владимирской епархии с июля по декабрь 1882 временно управлял бывший епископ Острожский, викарий Волынской епархии с 06.10.1882 14.05.1885 бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 07.06.1885 по 21.11.1892 архиепископ Владимирский и Суздальский; 20.11.1904 Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 21.11.1892 по 19.12.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 04.06.1908 бывший епископ Чигиринский викарий Киевской епархии с 19.12.1892 по 17.07.1893 епископ Тульский и Белевский; 10.04.1904 Сведения Амвросий (Серебренников), архиепископ Екатеринославский и Херсонский местоблюститель с 22.12.1789 13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии бывший епископ Аккерманский (Белградский) и Бендерский с 11.02.1792 по 10.05.1793 митрополит Екатеринославский и Херсонеса Таврического, с сохранением титула экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Викарии Молдовлахийской митрополии Аккерманский (Белградский) и Бендерский епископ Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), епископ рукоположен с 26.12.1791 по 11.02.1792 митрополит Молдовлахийский с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Бендерский и Аккерманский епископ Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ рукоположен c l6.06.1811 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года. Кафедра в Москве Имена Сведения Иосиф (Волчанский), архиепископ бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский с 01.09.1742 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский архиепископ с 10.06.1745 по 05.04.1748 временно управлял с 05.04.1748 по 16.05.1748 архиепископ Московский и Владимирский переименован архиепископ Московский и Севский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин Костаки представляет собой весьма отрадное явление в истории румынской церкви первой половины ХГХ века. Будучи, в сане митрополита, по весьма счастливой и редкой случайности природным румыном, он энергично противодействовал пагубному влиянию фанариотов на народ. С этой целью он, между прочим, учредил в 1804 году духовную чисто-румынскую семинарию в монастыре Сокола в 5 вёрстах от г. Ясс 153 , часто говорил проповеди и издал много книг догматического и религиозно-нравственного содержания на румынском языке. Его церковные и гражданские реформы имели своею целью поднять умственный и нравственный уровень румын. Понятно, что подобная деятельность знаменитого митрополита не могла нравиться фанариотам, и с их стороны не замедлили выступить направленные против него всевозможные интриги и лукавые наветы. В 1806 году, когда во время войны России с Турцией, Румыния была занята русскими, на него посыпались доносы и жалобы, будто бы он, окружив себя молодыми и неопытными в церковных делах людьми, производит много беспорядков и замешательств как в церковном, так и политическом управлении. Хотя русское правительство, зная митрополита Вениамина с наилучшей стороны, как человека, оказавшего великие заслуги молдавской церкви, не обращало внимания на изветы и клеветы бояр-фанариотов, но сам митрополит счёл за лучшее удалиться на покой, так как хотел предать дело борьбы с фанариотством более свежим силам. Тогда, не видя другой возможности умиротворить румынскую церковь , русское правительство порешило соединить её с русской под главенством Св. Синода. Выбор его пал на бывшего митрополита киевского Гавриила Банулеску-Бодони, находившегося на покое в Дубоссарах (херс. губ.). В 1808 г. 27 марта последовал указ импер. Александра I, повелевающий Гавриилу «именоваться паки членом Св. Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». Подчинение всей молдовалахской церкви Всероссийскому Синоду и назначение в экзархи её митрополита Гавриила является актом весьма мудрой и глубоко продуманной политики России по отношению к Молдавии и Валахии, столько зол, как мы видели претерпевших от фанариотских князей, бояр и духовенства. Во-первых, княжества освобождались от константинопольской патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов; во-вторых, румынам давался умный и энергичный церковный управитель в лице Гавриила. Выбор экзарха был как нельзя боле удачен и вполне соответствовал потребностям церкви в тогдашних Дунайских княжествах. И история должна отметить плодотворную деятельность Гавриила Банулеску в уврачевании духовных ран румынской церкви 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010