(Историческая справка)». (– 1893 г. 6); – 18) «Проплаво-Измаильская епархия (Материалы для истории Бессарабской епархии)» 19 и 20); – 19) «Воззвание Амфилохия, епископа Хотинского, к архимандриту Киево-Печерской лавры (Зосиме)» 22); – 20) «Построение Болгарской церкви в г. Аккермане» (– 1894 г. 10); – 21) «Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нямецкаго свято-Вознесенского монастыря в Бессарабии» (– 17–21, 23 и 1895 г. 5 – большое исследование); – 22) «Исторический очерк Благородного пансиона, учрежденного при Кишиневской духовной семинарии» (– 1895 г. 19–24 – то же большое исследование), и др. нек. Сюда же могут быть отнесены и: г) некоторые библиографические статьи, каковы: «История Молдавской и Сучавской митрополии и митрополичьей кафедры в Яссах, Конст. Ербичану, проф. в Бухарестском универ- —479— ситете» (– 1890 г. 5 и 6); – «Бессарабия. Историческое описание. Посмертный выпуск изданий П.Н. Батюшкова. Спб. 1892.» (– 1892 т. 20–23), и др. Было помещено нисколько и других библиографических статей А.Г. Стадницкого в Кишин. Епарх. Ведомостях, каковы: «Южнорусский штундизм. Исследование священника Арсения Рождественского . Спб. 1889.» (– 1890 г. 9 и 10); – «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан, проф. В.Ф. Певницкого . Киев, 1890» (– 1890 г. 20 и 21) и нек. др. Много помещено было также: д) проповедей (слов и речей), как например: слово в день трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о «об отношении между верою и знанием» (– 1890 г. 3); – поучения – в неделю православия 5); – в неделю св. отец, иже в Никеи 10); – в день Успения пресвятой Богородицы 18); – в день Воздвижения Креста Господня 19); – Слово в день 50-летнего юбилея преподавательской службы при семинарии Е.А. Сахарова (– 1891 г. 18); – слово на четвертую пассию – «о Божией Матери, как соучастнице страданий Господа нашего Иисуса Христа» (– 1894 г. 8); – в неделю о Фоме размышление «о христианском мире» (1890 г. 8); – надгробные речи – в память И.П. Флорова (1889 г. 7), – М.С. Лузановского (1891 г. 8) и нек. др. Кстати заметить, что слова и речи преосвященного Арсения печатаны были и в других повременных изданиях, как напр. в Новгородских Епарх. Ведомостях, в Церковных Ведомостях, издав. при Св. Синоде и иных. Но центральным, можно сказать, и самым серьезным в научном отношении учено-литературным трудом его является магистерская диссертация, вышеупомянутая. Уже некоторыми статьями в Кишиневских Епарх. Ведомостях, отчасти даже исчисленными, раскрывалась с различных сторон и освещалась величавая личность митрополита Гавриила Банулеско-Бодони, составляющая предмет этой диссертации. Таковы, кроме означенных выше под 2, 4, 5, 7 и других статей, следующие статьи и исследования: 1) «О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдо-Влахийским экзархатом (1808–1812 г)» (– 1890 г., 9–12 – большое исследование): – 2) «По вопросу о по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Арсений Стадницкий, еп. Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901.     Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. 4.1. История Молдавских епархии и их святителей со времени основания господарства и до наших дней. Ч. II. Главные моменты и важнейшие деятели Румынской церковной жизни в XIX веке. СПб., 1904.     Арсений (Стадницкий), еп. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинев, 1890.     Арсений (Стадниикий), еп. Румынская Православная Церковь. СПб., 1904.     Блаженнейший Юстиниан, Патриарх Румынской Православной Церк-ви//ЖМП. 1977.     Бубуруз П., прот. Посещение Патриархом Румынским Юстинианом Русской Православной Церкви//ЖМП, 1975,     проф. прот. Высшее управление в Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913.     Ведерников А. Румынская Православная Церковь в борьбе за мир//ЖМП. 1951.     Вениамин (Гроссу), игум. Памяти Гавриила Банулеску-Бодони//ЖМП. 1971.     Владимиров В. Богословские и экуменические вопросы в Румынской церковной печати//ЖМП. 1966.     Владимиров В. Жизнь и Богословие Румынской Церкви//ЖМП. 1967.     Владимиров В. Из жизни Румынской Православной Церкви (по румынским церковным журналам за 1 полугодие 1965 года)//ЖМП. 1966.    Воссоединение униатов Трансильвании с Православной Церковью//ЖМП. 1949.     Галенко Г. Житие и деятельность преп. Паисия (Величковского). Значение его деятельности в истории Русской Церкви. (Курсовое сочинение). МДА, 1957. Машинопись.     Ганицкий. Молдо-Влахийский Экзархат в 1808 —1812 гг/. " Кишиневские епархиальные ведомости». 1884.     Гермоген, архиеп. К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе (1908 —1948 г.)//ЖМП. 1948.     Голубев П. Киевский митрополит Петр (Могила). Киев, 1883. Т. 1; 1898. Т. 2.     Голубинский Е. Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871.     Давид П., диак. Новооткрытые древнехристианские святыни в Румынской Церкви//ЖМП. 1973.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1778-1789 гг. (по др. данным - с 1775 по 1793 г.) К. м. возглавлял иеросхим. Манассия, брат Иоанна (Курки). По одной из версий, с 1790 г. руководство скитом принял иером. Иосиф, ранее настоятель Добрушского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря . После смерти иеросхим. Манассии скитом руководил иером. Феофан. В 1802-1806 гг. во главе монашеской общины стоял иером. Афанасий, в 1806-1812 гг.- иером. Иоанникий. XIX в. В 1810 г. (1808?) Сабеу (мон. Филарет) построил 1-ю каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена 8 сент. того же года), деревянную колокольню с 3 колоколами (15, 14 и 13 пудов), новые келии, каменные погреба, кухни и др. Как и в XVIII в., К. м. передавали в собственность землю (всего 2075 дес.), иеромонахи Феодосий и Игнатий в разные годы пожертвовали 16 тыс. р. В 1811 г. викарий Молдо-Влахийского Экзархата Димитрий (Сулима) (впосл. архиепископ Кишинёвский) прибыл в Бессарабию и по распоряжению митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) открыл в скиту школу ланкастерского типа, в к-рую принимали сыновей не только священников, но также мазил (отстраненных от службы бояр) и царан (крестьян). Школа располагалась за оградой обители. Детей учили чтению и письму, христ. догмам. В 1812-1813 гг. К. м. возглавлял иером. Лукиан, с 12 сент. 1813 г.- архим. (позднее - иеросхимонах) Кирилл. В 1817 г. в обители насчитывалось 77 насельников, в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 2 иеросхимонаха, 4 иеродиакона, схимонах, 34 монаха (среди братии было 63 молдаванина, 8 русских, 2 грека, 2 болгарина и 2 серба), в 1819 г.- 47 чел., в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 33 монаха, в 1835 г.- 38 насельников, в т. ч. архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 17 монахов. С 1820 по 1824 (1822?) г. К. м. возглавлял игумен (архимандрит?) Ириней (Нестерович) , с 1822 по 1832 г.- игум. Антоний, с 1832 по 1 июля 1837 г.- архим. Филадельф (Пузина), ректор Кишинёвской ДС и член Кишинёвской консистории, с 19 июля 1837 г. до кон. 1841 г.- игум. Александр (Сервисский), инспектор и учитель философии Кишинёвской ДС, с 20 дек. 1842 г. до кон. 1843 г.- игум. Афанасий (Диницкий), инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС, с 30 янв. 1844 г. по 1 апр. 1848 г.- иером. Анастасий (с 27 мая 1845 игумен, с 1846 архимандрит), одновременно инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС. В последующие годы монашеской общиной руководил игум. Иннокентий (Синячевский). В это время в К. м. проживали 28 монахов и 28 послушников. Обитель получала содержание от земледелия, садоводства и скотоводства и владела земельным участком в 1,5 дес. Монахи и послушники работали в винограднике, в саду, на пасеке. Часть насельников были сапожниками, скорняками, кузнецами, шорниками, колесниками, портными.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

Нижний Новгород, 1907 Карея, административный центр Афона. Фотография 2002 г. Д. А. Менькова Ильинский скит (современный вид). Фотография Д. А. Менькова Митрополит Сербский Михаил (Йованович). Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Ватопед. Современный вид. Из кн: Images of Athos. Mount Afhos, 1997 Хилендар. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Зограф. Вид на соборный храм вмч. Георгия. Фотография 2000 г. Д. А. Менькова Заслуженный профессор КДА по кафедре церковной истории И. И. Малышевский . Из кн: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский ... Киев. 1897 Профессор КДА по кафедре словесности и языкознания И. М. Бобровницкий. Из кн.: Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия Заслуженный профессор КДА по кафедре гомилетики и истории проповедничества В. Ф. Певницкий . Из кн.: Пятидесятилетний юбилей заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной академии Василия Феодоровича Певницкого. Киев, 1905 Митрополит Кишиневский и экзарх Молдо-Влахийский Гавриил (Банулеско-Бодони). Из кн.: Юбилейный сборник Кишинева 1812–1912 Епископ Чигиринский Дмитрий (Ковальницкий), ректор КДА в 1898–1902 гг. ЦИА ПСТГУ Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожскнй Антоний (Вадковский) , в 1892–1898 гг. –- архиепископ Финляндский. ЦИА ПСТГУ Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. Из кн.: Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999 Митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), первенствующий член Св. Синода (1898–1900). Из кн.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996 Митрополит Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), в 1892–1900 гг. архиепископ Новгородский. ЦИА ПСТГУ Листок из Дневника митрополита Арсения. ГА РФ. Ф. 550 Д. 511. Л. 13 Профессор СПбДА по кафедре истории славянских церквей И. С. Пальмов . Из кн.: Сосуд избранный. СПб., 1994 Епископ Нарвский Иоанн (Кратиров), ректор СПбДА (1895–1899). ЦИА ПСТГУ Санкт-Петербургская Духовная академия Из кн. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) (Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони ; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом. В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще. Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I , митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию. С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну , к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/178175.html

После русско-тур. войны 1787-1791 гг. сформировались ареалы расселения старообрядцев: приднестровский (к нему первоначально относились села Б. Плоское и Маяки (ныне Беляевского р-на)) и буджакский (здесь первыми поселениями стали старообрядческие села Жебрияны (ныне Приморское Килийского р-на), Подковка (ныне Василевка Килийского р-на), а также слобода в Килии). Эти поселения были основаны выходцами из старообрядческих регионов. Есть мнение, что некрасовцы создали с. Липованское (Филиппонское, ныне г. Вилково). Первые старообрядцы появились на территории буд. Херсонской губ. в сер. XVIII в. В нач. 1800 г. отмечено 1-е поселение старообрядцев, переехавших с Черниговщины, в районе Балты (397 чел.). В 1835 г., по офиц. данным, здесь проживало 680 старообрядцев, в 1857 г.- 1235, в 1913 г.- 3494 старообрядца. В 1859 г. была создана Балтская епархия Белокриницкой иерархии, к-рую возглавил еп. Варлаам (Рымарев), открывший в Балте 2 молельни. Резиденцией архиерея был Куренёвский Никольский муж. мон-рь (совр. с. Куренёвка Чечельницкого р-на Винницкой обл.). В 1868 г. среди духовенства и приходов епархии произошел раскол на окружников и неокружников (колонтаевцев) (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.). 13 июня 1798 г. старообрядцам было разрешено построить Покровскую ц. в Одессе. Вскоре одесская старообрядческая община перешла в единоверие , Кишинёвский митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) рукоположил кременчугского купца Федора Карасёва во иерея. Покровская ц. была заложена в Одессе в 1798 г., освящена в 1799 г. как единоверческая. В Одессе Успенская, Михайловская и Петропавловская церкви, сооружавшиеся как старообрядческие, также впосл. стали единоверческими. В 1820-1857 гг. в Одессе действовала старообрядческая часовня в доме купцов Никифора и Никиты Кондрашёвых. В 1870 г. сформировалась община при часовне на Преображенской ул., вблизи 1-го кладбища. Часовни были устроены также на Молдаванке и Пересыпи. В 1897 г. поставлен 1-й старообрядческий еп. Одесский и Балтский Кирил (Политов), при котором началось строительство Покровской старообрядческой ц.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Об обители заботился знаменитый митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) - при нем был достроен храм в честь Успения Божией Матери, он сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения. Его останки и ныне покоятся здесь. Зимняя Георгиевская церковь была построена в 1840 г., а в 1903 г. был воздвигнут также новый Никольский храм. Будучи закрыт в 1962 г. и подвергшись разрушениям в советское время, монастырь вновь открылся в 1989 г., в числе первых в Молдавии, и скоро стал одним из символов народного возрождения. Проект по сбору средств на восстановление монастыря был начат в 1990-х г.г., но был приостановлен. Новый сбор, с участием граждан и государства, увенчался успехом. После пятилетней реконструкции обители, монастырский храм святого Георгия был вновь освящен в храмовый праздник этого монастыря - день Успения Пресвятой Богородицы в 2008 г. Освящение было совершено собором священников во главе с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром. http://drevo-info.ru/articles/11242.html Каприянский монастырь – один из самых древних и красивых монастырей Молдавии. Второй по давности основания. Монастырь находится в самом сердце старинного лесного массива Кодры. В глубокой долине, где был основан монастырь, берет начало речушка Ышновэц, приток реки Бык. Величественный монастырь окружен живописными холмами, покрытыми старым дремучим лесом. В Кодрах, окружающих монастырский комплекс, растут ветвистые дубы, вязы, ароматные липы, лесные груши и яблони, кизил, терн. А в прекрасных Кодрах, окружающих Кэприяну, до сих пор стоит древний дуб, названный дубом Штефана Великого. По преданию, господарь отдыхал под этим деревом после очередной победы; по другой же версии, дуб посадил сам Штефан чел Маре. Известно, что основание монастыря приходится на годы правления господаря Александра Доброго (Александру чел Бун), находящегося у власти с 1400-го года по 1432-ой. Первые документы, дающие самые древние данные о монастыре «Каприяна», называют 1420 год, 25 апреля. Что касается основателей Кэприянского монастыря, то, по некоторым версиям, среди них числился боярин Мерка из Мерен — прадедушка Марии, жены Александру чел Буна, а ктитором (лицом, выделившим средства на строительство или ремонт храма) являлся сам Александру чел Бун.

http://sobory.ru/article/?object=19015

Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников) . 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони) . Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство ), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима). По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

В 1783 г. скит был восстановлен неск. кэприанскими монахами во главе с иером. Иосифом и находился в подчинении этой обители. Вместе с Кэприанским мон-рем скит являлся приписным к мон-рю Зограф на Афоне. В 1783 г. в обители были возведены деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий, в 1815 г. восстановлена деревянная ограда, построены массивные дубовые ворота, украшенные вырезанными из дерева драконами. Ограда просуществовала до кон. XIX в., когда была реконструирована иером. Феофаном (Урсу). В 1786 г. начальником скита являлся иером. Серафим, при к-ром в обитель поступил иером. Фаддей (ранее послушник Таборского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря ), с 1813 г. возглавивший К. м. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1890–1891 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1890–1891 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1813 г., после присоединения Бессарабии к России (1812), скит вместе с Кэприанским мон-рем перешел из подчинения афонского Зографского мон-ря в подчинение Кишинёвского архиерейского дома. 2 марта 1816 г. по просьбе советника Матвея Донича и по распоряжению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) был закрыт Пештерский скит близ с. Бутучены Оргеевского у., 4 монаха и 3 послушника во главе с иером. Рафаилом (Мокрицким; † 8 марта 1845) были переведены в скит, вскоре иером. Рафаил стал начальником скита. Согласно его сообщению от 4 мая 1816 г., в К. м. находились небольшая деревянная Никольская ц., покрытая дранкой, рядом - колокольня на столбах с 5 колоколами, келья для скитоначальника, 8 монашеских келий, покрытых камышом, старая деревянная трапезная с кухней, амбар, 2 каменных погреба, 4 кельи, расположенные за двором скита, водяная каменная мельница. С одной стороны скит был огорожен деревянным забором, с другой - окружен садами, огородами и виноградником. В письме от 21 сент. 1817 г. настоятель Кэприанского монастыря архим. Гавриил просил митр. Кишинёвского Гавриила разрешить построить в обители новый деревянный храм, т. к. старая церковь не вмещала многочисленных паломников, приходивших в скит на праздники. 5 окт. 1817 г. благословение было получено. В 1820 г. была построена каменная ц. свт. Николая Чудотворца, «крепкая, холодная, с деревянною на двух столбах колокольнею».

http://pravenc.ru/text/1841914.html

К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010