Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

В 1979 г. Институт перевода Библии выпустил НЗ на молдав., представляющем собой транслитерацию с румын. перевода (переизд. 1983, 1989, 1990), в 1984 г. таким же образом была издана вся Б. Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894. С. 356-363; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Vlenii-de-Munte, 1908. Vol. 1. P. 399-402; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923. P. 49-53; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931. P. 90-92; Solomon C. Biblia de la Bucureti (1688): Contribuiuni nou istorico-literare. Tecuci, 1932; Mladin N. Samuil Micu Clain teologul. Sibiu, 1957; P curariu M. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 133-137. Vol. 2. P. 595; idem. 325 de ani de la apariia Noului Testament de la Blgrad//BOR. 1973. 11/12. Р. 1206-1215; Demé ny L. O tipritura slavo-romîn precoresian//Studii: Rev. de istorie. Bucureti, 1965. 5. Р. 1001-1038; Marcu G. Consideraii asupra Noului Testament din 1648//Studii teologice. 1973. 9/10. P. 605-618. В. Я. Гросул Французский Первый средневек. франц. перевод всей Б. появился в кон. XIII в. Б., получившая название «Библия де Ту», была широко распространена среди англ. и франц. аристократии в 1280-1380 гг. Наиболее важным средневек. переводом была «Библейская история» - расширенное переложение труда Петра Коместора «История схоластики» (Historia scholastica), выполненное Гийаром де Муленом. Помимо библейского текста она содержала резюме, парафразы и глоссы из «Библии де Ту» и др. материалы. Была распространена в Сев. Франции. НЗ в переводе Мулена опубликован в 1474 г. (?) в Лионе. Последнее переработанное издание «Библейской истории» вышло в 1498 г. (?) (переизд. 1510, 1515). 6 нояб. 1523 г. католик Ж. Лефевр д " Этапль опубликовал перевод НЗ с Вульгаты с внесением 59 исправлений, сделанных на основе греч. оригинала. После появления этого издания власти Парижа наложили запрет на осуществление любых переводов Свящ. Писания. Перевод был издан в Антверпене 10 дек. 1530 г.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В 1893 году 26 ноября, по постановлению правления той же Академии, выдана ему в дар Библия на английском языке. А в 1894 году, за безмездное преподавание гражданской истории объявлена ему архипастырская признательность высокопреосвященныйшего Неофита архиепископа Кишиневского. Но эпохою, можно сказать, в жизни и деятельности А.Г. Стадницкого было получение им степени магистра богословия, по удостоению Киевской Духовной Академии, за диссертацию: Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–1821 гг.), которая составляет целую монографию в области русской церковной истории и истории юго-западного края России. Диссертацию эту автор обычным порядком представил в совет Киевской Духовной Академии и защитил на коллоквиуме. Защита советом признана была удовлетворительною, и совет постановил просить ходатайства высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Иоанникия пред Св. Синодом об утверждении А.Г. Стадницкого в степени магистра. Согласно этому ходатайству, указом Св. Синода от 21 марта 1895 года за 1305 А.Г. был утвержден в степени магистра богословия и уже тогда, как сказано выше, призван был к временному исправлению начальственной должности (инспектора) в семинарии. Вскоре и после того он еще более и быстрее стал возвышаться по степеням начальственных в духовно-учебных заведениях должностей. Не чувствуя склонности ко вступлению в семейную жизнь, А.Г. в конце 1895 года заявил свое желание вступить в монашество и, указом Св. Синода от 12 декабря сего года быв назначен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, 30 декабря того же 1895 года преосвященнейшим Иоанном (Кратировым), епископом Нарвским (ныне Саратовским), ректором С.-Петербургской Духовной Академии, в домовой академической церкви Александро-Невской лавры, был пострижен в монашество с именем Арсения, 31 декабря рукоположен в иеродиакона, а 1 января следующего 1896 года – в иеромонаха, и 23 февраля того же 1896 года «за отлично-усердную службу по духовно-учебному ведомству» награжден наперсным крестом, от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прот. О. Боровик также участвовал в русско-тур. войне 1806-1812 гг. В 1806 г. в составе Дунайской армии под командованием ген. И. И. Михельсона он отправился в Молдавию, принимал участие во всех походах и сражениях 1806 г., находясь при ставке главнокомандующего до конца кампании. 5 авг. 1807 г. главнокомандующим Дунайской армией был назначен фельдмаршал А. А. Прозоровский, к-рый 23 окт. обратился к обер-прокурору А. Н. Голицыну с просьбой о назначении в Дунайскую армию главноначальствующего над полковыми священниками, к-рый подчинялся бы непосредственно Синоду, а не обер-священнику, предложив на эту должность прот. О. Боровика. Обер-священник И. С. Державин выступил против этого предложения. По его мнению, следовало учредить должность главного духовного начальника, заведующего всем полковым священством, но подчиненного обер-священнику, что и было исполнено. 26 марта 1808 г. прот. О. Боровик был назначен старшим благочинным Дунайской армии. Весной 1808 г. фельдмаршал Прозоровский обратился к кн. Голицыну с ходатайством о награждении прот. О. Боровика; 26 апр. протоиерею был пожалован наперсный крест, украшенный бриллиантами. 9 авг. 1809 г. главнокомандующим был назначен ген. П. И. Багратион, после его перевода в февр. 1810 г. Дунайскую армию возглавил ген. Н. М. Каменский. 4 апр. он отправил имп. Александру I просьбу о награждении прот. Онисима орденом св. Анны 2-й степени, упомянув о положительных аттестациях протоиерея от ген. Багратиона и митр. Гавриила (Банулеску-Бодони). 30 апр. прот. О. Боровику был пожалован орден св. Анны 2-й степени. 4 февр. 1811 г. ген. Каменский заболел изнурительной лихорадкой и был вынужден передать командование (умер 4 мая 1811). В завещании он ходатайствовал о награждении митрой своего духовника, прот. Онисима, но император пожаловал протоиерею бриллиантовые знаки ордена св. Анны 2-й степени. Ген. Кутузов, ставший главнокомандующим, 12 марта 1812 г. обращался к кн. Голицыну с повторной просьбой о награждении протоиерея митрой, но и это ходатайство не было удовлетворено.

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Нужно только взглянуть на географическую карту, чтобы видеть, как велика опять стала территория Минской епархии. На востоке р. Березиной она отделялась от Могилевской епархии, к югу её территория спускалась почти до верховьев р. Стыря, притока Припети и Буга, где проходила галицкая граница, с запада Минская епархия по р. Зап. Бугу граничила с тогдашними австрийскими владениями, выделенными из Польши; на северо-западе по р. Неману она сходилась с прусскими владениями; на севере граница Минской епархии шла по линии от Палангена при Балтийском море, севернее неманского лимана, к Динабургу Полоцкой губ. до Друи и Дисны (по р. Зап. Двине), где сходились западная и северная границы Могилевской епархии. По обширности территории Минскую епархию, в составе трех губерний, можно сравнить с тогдашней Екатеринославской епархией. Территория Екатеринославской епархии, после присоединения к ней вновь образованной Вознесенской губернии, увеличилась за счет Киевской епархии (уезды Хорольский и Миргородский), но главным образом за счет земель, присоединенных от Польши и от Турции. Земли, присоединенные от Порты, заключались между Бугом, Черным морем и Днестром. На севере их граница: шла от Днестра к р. Кадыме, где стоял г. Балта (Еленск), и по Кадыме до впадения её в Буг, где стоял г. Ольвиополь. Земли, присоединенные к Вознесенской губернии от Польши, оттягивали северо-западную границу Екатеринославской епархии к верховьям притоком р. Синюхи – Горного и Гнилого Тикичей. Здесь Екатеринославская епархия сходилась с Брацлавской и Киевской епархиями. Что касается земель, присоединенных от Турции, то они еще в конце 80-х гг. XVIII в. по церковным делам сносились с екатеринославским архиепископом Амвросием Серебренниковым, получившим 22 декабря 1789 года титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. В 1791 г. 26 декабря он, с Высочайшего соизволения, в помощь себе в г. Яссах посвятил в епископа белградского (аккерманского) и бендерского архимандрита Гавриила (Банулеску-Бодони), из молдавских дворян, бывшего тогда ректором Екатеринославской семинарии и находившегося вместе с Амвросием при дунайской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Простите великодушно, Милостивый Владыко, что я неточным названием (в своем письме) желаемой для меня книги доставил Вам двойные хлопоты; ослаблением моей вины да послужит сугубая и сердечная признательность Вашему Высокопреосвященству от меня, ничем незаслужившего вашего высокого внимания. Желая хотя малым чем возблагодарить Ваше Высокопреосвященство, я отправил Вам несколько диссертаций, быть может, окажущихся неизлишними для вашей библиотеки. Согласно желанию Вашего Высокопреосвященства я имею честь препроводить свою карточку (к сожалению, только в малом формате) и осмеливаюсь усерднейше просить удостоить меня присылкою вашей карточки». В ответ на это писал я 18 числа: «Вот теперь, получивши ваше отличное фотографическое изображение, я познакомился с Вами и знаю уже, с кем имею дело. Примите и от меня взаимно такое­ же изображение. За присланные книги благодарю Вас только в таком случае, если они у Вас даровые, а не благоприобретенные. Мне приятно получать от Вас учено-литературные произведения только ваших собственных трудов». Из Бухареста от 11 числа писал известный почитатель мой Г. П. Самурьян: «Ваше Высокопреосвященство! В конце июня сего года был здесь, для искания материалов, необходимых при составлении жизнеописания митр. Кишиневского Гавриила Банулеску-Бодони († 1821 г., бывшего экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии), равно и для составления историко-статистического описания Бессарабии, по предложению известного Вам П. Н. Батюшкова, мой товарищ и давнишний друг Авксентий Георгиевич Стадницкий 915 (канд. богосл. Киев. д. Акад., вып. 1885 г., учитель Кишинев. д. сем., и редактор Кишиневск. Епарх. Ведом.); он прочитал почти все ваши сочинения и издания, и просил меня рекомендовать его Вам; вышлет он Вам свои сочинения, и нижайше прошу Вас осчастливить его вашим каким-нибудь сочинением и изданием; очень достойный молодой человек»... 19 числа получил письмо из Петербурга от А. В. Гаврилова: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! То правда, что не имею времени. С одной стороны ежедневная корректура, а с другой довольно сложные канцелярские дела поглощают время настолько, что даже жена жалуется, что забыл ее. Благодарю за добрый отзыв о моем труде. Обратите внимание на Предметный Указатель. Мне он очень нравится. Можно с удовольствием читать, особенно тем,­ кто мало знаком с Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Плодом этого путешествия были, между прочим, сочинения «Положение православного духовенства в Румынии» 716 и «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях» 717 . Там же я и наметил себе тему для сочинения, которое впоследствии дало мне степень магистра богословия, о Гаврииле (Банулеско-Бодони), Молдо-Влахийском экзархе, митрополите Киевском и Кишиневском 718 . Значительный материал для этого сочинения найден мною в местных архивах –консисторском и губернском, в которых я и занимался. Работал я в архивах с удовольствием. «[Кишиневские] епархиальные ведомости», в которых я помещал очень много статей касательно гражданской и церковно-исторической жизни Бессарабии, получили значительный интерес. Вместе с тем я написал и большое исследование о «Гаврииле», которое в 1894 году было представлено в Киевскую академию в качестве магистерского 719 . Отзывы рецензентов – Н.И. Петрова и И.И. Малышевского – весьма хорошие, особенно И.И. Малышевского (что можно видеть в протоколах Академии за 1894 год, кажется, месяц октябрь) 720 . И действительно, мое сочинение касается вопроса, почти не затронутого в нашей исторической литературе, о русско-румынских отношениях и сношениях. Защита происходила 19-го декабря 1894 года в шесть часов пополудни. Защита, по словам всех, была вполне хороша, потому что я чувствовал себя хозяином дела, весьма мало знакомого моим почтеннейшим и ученейшим рецензентам. В марте следующего 1895 года я был утвержден Святейшим Синодом в степени магистра 721 . Вместе с этим мысль о монашестве начала все более и более, так сказать, «преследовать» меня. Прежде она временами то наступала, то отступала. Было время, когда я весьма серьезно помышлял о семейной жизни. Но научные занятия все оттягивали в другую, более идеальную сторону, каким мне рисовалось монашество. Еще будучи на студенческой скамье, двое каникул по переходе с II на III и с III на IV я посвятил путешествию на Афон. («Дневник студента-паломника на Афон».) Путешествие это имело большое значение в деле поступления в монашество...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1813 г. открылась Кишинёвская ДС. Г. старался ввести в местных мон-рях начала общежития, ориентируясь на опыт прп. Паисия (Величковского) , с к-рым был лично знаком. Под рук. Г. шел процесс восстановления старых и строительства новых (за 8 лет ок. 200) церквей. По его инициативе в мае 1814 г. была основана экзаршеская типография при Кишинёвском архиерейском доме - первая бессарабская типография, сыгравшая большую роль в выпуске и распространении церковной и светской лит-ры. Типография печатала издания на рус., слав. и молдав. языках, что способствовало единообразию в служении молдав. и рус. духовенства. Исправлялись молдав. богослужебные книги. С именем Г. связано учреждение в 1817 г. бессарабского отд-ния Российского Библейского общества и деятельность по исправлению молдав. Библии. Издание Библии на молдав. языке в С.-Петербурге было осуществлено при непосредственном участии Г., но без учета нек-рых его рекомендаций, что вызвало его неодобрение (Библия: Пер. на молдав. M., 2002. T. 5. С. 182). В апр. 1818 г., во время посещения Кишинёва имп. Александром I , Г. получил от него личную благодарность за подвижническую деятельность. Пожалован рядом наград, в т. ч. орденом Андрея Первозванного. Похоронен 1 апр. 1821 г. при большом стечении народа в мон-ре Кэприяна . На погребении присутствовал А. С. Пушкин , оставивший заметки об этом событии. Лит.: Скворцов В. Гавриил Банулеско-Бодони, митр. Кишинёвский, экзарх молдо-влахийский//ДНР. 1879. Т. 2. 7. С. 178-189; Мурзакевич Н. Н. К сведениям о Гаврииле Бодони, впосл. митр. Кишинёвском. Од., 1881; Бессарабия: Ист. описание/Изд. П. Н. Батюшкова. СПб., 1892; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); он же. Исследования и монографии по истории Молдав. Церкви. СПб., 1904; Жмакин В. Гавриил Бодони//РА. 1898. 11. с. 309-377; 12. С. 487-512; Чеховский В. Киевский митр. Гавриил Банулеско-Бодони. К., 1905; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931; Гросул Я. С. Труды по истории Молдавии. Кишинёв, 1982; P curariu. IBOR. Vol. 2 (sec. XVII si XVIII). В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/161283.html

Литература: Пархомович И. М. Краткий очерк деятельности высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского. – Кишинев, 1910. Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский. – Кишинев, 1894. Чеховский В. Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони. – Киев, 1905. Стадницкий А. О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экзархатом//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1890, 10–12. Его же, Бессарабская экзархатская типография//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1892, 1. Зыков Г. Очерк деятельности митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и православного духовенства в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гт.//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1879, 14. Щеглов Д. В. Новые данные о митрополите Гаврииле//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1899, 18 и 19. Пархомович А. М. Сведения о митрополите Гаврииле//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1871, 4. Гурий (Гроссу), иеромонах. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1907, 2–5. Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. – Одесса, 1908. Ганицкий М. А. Сведения о Кишиневской епархии, собранны е и редактированные архиепископом Димитрием//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1883, 15. Балцатеско А. В., Бессарабское отделение Российского Библейского общества//Кишиневские епархиальные ведомости. – 1872, 7, 8, 11. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1402, 1 4 3. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 163. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 8, 487, 553. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 58, 676.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). Но уже в следующем 1793 году он был переведен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула экзарха. Во время войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. В марте 1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), с 1803 года находившийся на покое, вновь был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. В 1821 году во время восстания морейских греков румыны и молдаване не поддержали восставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. В результате в 1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельно избирать своих господарей. После русско-турецкой войны 1828-29 годов Валахия получила автономию, гарантом которой выступала Россия. В 1829-34 годах Валашское княжество находилось под прямым управлением России. В 1831 году здесь был введен в действие Органический регламент, составленный генералом Киселевым и фактически ставший первой румынской конституцией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010