9) От Иеромонаха Иоанна – его сочинение: «Обрядник Византийского двора, как церковно-археологический источник», в 2 экз. 10) От свящ. Г. Истомина – его брошюра: «Опись книг библиотеки Московского Успенского Собора» в 2 экз. 11 . От свящ. И. Полянского – его брошюра: «Записки миссионера Вологодской епархии», вып. 4-й. 12 . От П. П. Борисовского – его брошюра: «Чего надо желать для нашего общественного воспитания». 13 . От преп. А. Стадницкого – его сочинение: «Гавриил-Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и Митрополит Кишиневский». —431— 14 . От А. А. Третьякова – его брошюра: «Памяти А. Н. Муравьева». 15 . От монаха Троице-Сергиевой Лавры Антония: «Gmelin. Flora Sybirica» t. 1, 4. 16 . От свящ. с. Орехова, Влад. губ. В. В. Никольского – «Синаксарник на турецком языке, писанный греческими буквами». Получено с почты: 1 . Труды Орловской Ученой Архивной Комиссии 1894 г., вып. 1–4. 1895, вып. 1. 2 . Систематический каталог книг библиотеки Орловской дух. семинарии, т. 1. 3 . Проф. В. Ф. Миллера «Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея» вып. 4. 4 . Тюремный Вестник 1895. 1–10. 5 . Записки Науковаго Товариства iмehu Шевченко, т. 7. 6 . Emhorpaфiчhuй Збiphuk. т. 1. Определили: Благодарить жертвователей, а книги записать в каталог библиотеки фундаментальной. IX. а) Прошение на имя о. ректора академии студента I курса Киевской духовной академии Николая Остроумова : «Находя наиболее удобным для себя получить высшее образование во вверенной Вашему Высокопреподобию академии, как ближайшей к месту моей родины (Владимирская губерния), – я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие принять меня в число студентов Московской духовной академии с предоставлением мне в ней казенной вакансии студента Феодора Мищенко, который имеет быть принят в Киевскую духовную академию на мое место». б) Отношение Преосвященного ректора Киевской духовной академии от 2-го Ноября за 928 с уведомлением о том, что студент I курса Николай Остроумов в нравственном отношении вполне благонадежен для продолже-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монахи Н. И. м. тоже просили дикастерию позволить им переехать в новопостроенную часть Измаила, но получили отказ. В 1819 г. через суд благодаря поддержке митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) Н. И. м. добился возвращения земельных угодий, захваченных светскими лицами. В том же году Успенский монастырь, пришедший в окончательный упадок, стал приписным к Н. И. м. В 1841 г. на пожертвование (8 тыс. р.) патриарха Иерусалимского Афанасия V в Успенском мон-ре была построена новая каменная Успенская ц. В 1852 г. в Н. И. м. рядом со старым был построен новый кирпичный Никольский храм; вскоре старую церковь снесли и на ее месте поставили небольшую часовню (не сохр.). В 1834 г. близ колонии Сатунов (ныне с. Новосельское Ренийского р-на) был построен приходский храм сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (в честь спасения имп. Николая I Павловича во время перехода рус. войск через Дунай, происшедшего, по преданию, в день памяти сщмч. Ферапонта, 27 мая 1828). В 1857 г. при храме был открыт монастырский скит. В 1859 г. в рамках проводимой политики секуляризации церковных имений господарь Соединённых княжеств Молдовы и Валахии Александру Йоан Куза закрыл Никольский и Успенский мон-ри. С присоединением в 1878 г. Бессарабии к России Н. И. м. был восстановлен как Крепостной Успенский мон-рь, построены 2 каменных келейных корпуса, трапезная. Фактически территории Н. И. м. и существовавшего до 1859 г. Успенского мон-ря, к-рые ранее были разграничены высокой каменной стеной, объединили. В состав Н. И. м. вошел также новый участок - т. н. Крестовоздвиженское отд-ние Крепостного мон-ря, включавшее бывш. приходский храм - Крестовоздвиженский собор у Киликийских ворот Измаильской крепости, перестроенный из тур. мечети и освященный в 1810 г. Главной достопримечательностью этого храма стали установленные на звоннице в его дворе 8 колоколов (дар имп. Николая I Павловича), крупнейший из них весил 140 пудов. В 1909 г. Крестовоздвиженский храм был капитально отремонтирован и реконструирован.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

читании дней воскресных и праздничных в Бессарабии (Исторический очерк) Материалы для биографии митрополита Гавриила» (– 22 и 23); – 3) «Воззвание митрополита Гавриила, первого архипастыря Бессарабии, к духовенству вверенной ему Бессарабской паствы» (– 1891 г. 10) и 4) «Пастырское наставление Гаврила, митрополита Кишиневского и Хотинского, соборянам о достойном исполнении ими своих обязанностей» (– 1893 г. 7 и 8). Самую же диссертацию автор обработал особо и издал отдельною книгою под следующим подробным заглавием: Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–12 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–21 гг.). С фототипическим изображением и автографом м. Гавриила Исследование преподавателя Кишиневской духовной семинарии Авксентия Стадницкого Кишинев, 1894 г. В 8 д.л. Стран. VI+XVI+374+LIV. В состав ее содержания впрочем вошли, конечно в целесообразно обработанном заново виде, и некоторые из вышеуказанных статей и исследований, притом не только из ближайше указанных, прямо относящихся к биографии и деятельности митрополита Гавриила, но и из тех, которые служат к раскрытию и освещению различных сторон жизни Румыно-Бессарабского края, каковы, например; «Бессарабская экзаршеская типография при Кишиневском архиерейском доме»; – «Материалы для истории Кишиневского архиерейского дома» и нек. др. Кроме того для собирания материалов, относящихся к рассматриваемой нашим автором эпохе русско-румынских сношений и к центральной личности этих сношений – экзарха Гавриила, им предпринято было двукратное путешествие заграницу – в Австрию и Румынию, где особенно в последней, он добыл много необходимых для данного вопроса сведений, вошедших в его труд. В Румынии он пользовался радушным гостеприимством знаменитых ученых архипастырей Румынской церкви, воспитанников Гаевской Духовной Академии, известного ученого преосв. Мелхиседека († 1891 г.) и ныне здравствующего преосв. Сильвестра, еп. Гушского, недавно избранного почетным членом Петербургской Академии. Здесь же он познакомился и пользовался услугами известных румынских историков Георгия II. Самуряна, кандидата Петербургского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Согласно ответу Патриарха Юстиниана на вопросы корреспондента газеты «Аввенире д " Италиа» от 9 октября 1965 года.     По -данным календаря Элладской Церкви за 1977 г. С. 357 — 2 тыс. монахов и монахинь.    Си.: «Екклисиа». 15 июля 1968 г. С. 298. В 1992 г. впервые после Второй мировой войны в анкету переписи населения в Румынии был включен вопрос о конфессиональной принадлежности. 87 процентов жителей заявили, что они православные, 6 процентов — католики (из них — 1 процент униаты).     По данным «Эпискепсиса» от 1 июня 1976 г. за в Румынской Православной Церкви насчитывается: 18 миллионов верующих, 10.000 храмов, 12.000 священников, 121 монастырь.    Основной свод норм законодательства Румынской Православной Церкви появился в 1953 году под заглавием: «Законоустановления Румынской Православной Церкви». В последующие годы публиковались отдельные дополнения к этим «Законоустановлениям» в журнале «Румынская Православная Церковь».    Устав Румынской Православной Церкви. Ст. 25.    Там же. Ст. 31—38.    Там же. Ст. 11, 17.     L " eglise Orthodoxe Roumaine. Bucuresti, 1962. С. 42 — 43.    Стадницкий А. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894. С, 194.     Курганов Ф. Указ. соч. С. 81 в прим.     «Екклисиа». 15 февраля 1968 г. С. 96.     «Екклисиа». 1 марта 1968 г. С. 119.     Там же. Статья 50, С. 118 —119.     Там же. Ст. 52. С. 119.     Арсений, еп. Указ. соч. С. 211.     Подробнее об обстоятельствах открытия Ново-Нямецкого монастыря см.: А. Стадницкий Архимандрит Андроник, игумен Ново-Нямецкого св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1895. С. 1—61.     Арсений, еп. Указ. соч. С. 318.     В середине XIX века в Нямецком монастыре насчитывалось 1300 монахов; в монастыре Секу (в Нямецком округе) —400 монахов. См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 119 в прим.     Первые опыты совершения богослужения на румынском языке относятся к 1635 г. В последние годы XIX века в богослужение Румынской Церкви стало вводиться четырехголосное пение, принятое в Русской Церкви.     Арсений, еп. Указ. соч. С. 471.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской». 12. Борьба за мир    Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др.    Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская)    Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — БyзэyII. Митрополия Молдовы и Сучавы    Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -PoмahIII. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская)    Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Opaдuя)IV. Митрополия Ольтенийская    Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Pымhu-ky-BылчaV. Митрополия Банатская    Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 —1864 —1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 —1874 3. Мирон Романул 1874 —1898 4. Иоанн Мециану 1898 —1916 5. Василий Мангра 1916 —1918II. Буковинско-Далматская митрополия (1873 —1919) III. Румынская Церковь Митрополиты-Примасы 1. Каллиник Миклеску 1875 —1886 2. Иосиф Георгиан 1886 —1893 3. Геннадий Петреску 1893 —1896 4. Иосиф Георгиан 1896 —1909 5. Афанасий Миронеску 1909 —1911 6. Конон Арэмеску-Донич 1912 —1919 7. Мирон Кристя 1919 —1925Патриархи 1. Мирон Кристя 1925 —1938 2. Никодим Мунтяну 1939 —1948 3. Юстиниан Марина 1948 —1977 4. Иустин Моисеску 1977 —1986 5. Феоктист Арэпашу с 16 ноября 1986 г. (интронизация)Библиография к главе III «Румынская Православная Церковь» На русском языке    Арсений, епископ. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   Последовательным выразителем этих стремлений явился выдающийся молдавский деятель митрополит — начала XIX века Вениамин Костаки. Будучи румыном по национальности и истинным патриотом, митрополит Вениамин всегда выражал сокровенные стремления румын в их отношениях к России. Когда в начале XIX века вспыхнула новая русско-турецкая война (1806 —1812 и русские войска вскоре вошли в Молдавию, 27 июня 1807 год императору Александру I был подан следующий адрес, подписаный в Яссах самим митрополитом и двадцатью знатнейшими боярами «Истреби несносное правление (турецкое), дышащее угнетением бедному сему народу (молдаванам). Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей… Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да наименуем: «сей есть златый век состояния нашего». Сие есть от всея души общее народа сего моление». Митрополит Вениамин энергично противодействовал и влиянию фанариотов на румынский народ. С этой целью в 1804 году он учредил недалеко от г. Яссы, в монастыре Сокол, Духовную Семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке; сам митрополит часто проповедовал, заботился об издании книг догматического и религиозно-нравственного содержания на родном языке. Целью своих трудов он ставил повышение умственного и нравственного уровня румын. Но фанариоты были тогда еще сильны и смогли лишить Святителя кафедры.    Чтобы привести в должный порядок дела Румынской Православной Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви во время пребывания в Молдавии и Валахии (1808 — 1812) русею войск решил временно присоединить ее епархии к Русской Церкв В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бавшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «имено ваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молда вии, Валахии и Бессарабии». По свидетельству проф. И. Н. Шаб тина, «историки оценивают этот акт как весьма мудрый: молдаво-влахийские епархии освободились от подчинения Константинополь ской Патриархии», находившейся в то время в руках фанариотов. Эти епархии получили в лице Гавриила, румына по национальности, умного и энергичного церковного деятеля. За три-четыре года он проделал большую работу. «Застал он страшную картину: большинство архиереев-греков не посещало храмов», Святые Дары хранились без должного благоговения; «многие священники не знали чинопоследования литургии и были попросту малограмотны».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В начале XX в. на подворье подвизалось 80 иноков. В 1909 г. за плодотворную деятельность подворья улица Рыбная, на которой оно располагалось, была переименована в Пантелеимоновскую. В 1922 г. подворье было закрыто. В 1944 г., накануне престольного праздника, храм был открыт. С 1945 г. в зданиях подворья располагалась Одесская духовная семинария. В 1961 г. храм вновь закрыли, а Семинарию перевели в другое место. В зданиях подворья разместили детскую стоматологическую клинику, детский комбинат, планетарий, учебный корпус политехнического института и др. В 1991 г подворье было возвращено Одесской епархии. В настоящее время разрушенный храм почти отреставрирован и является действующим. Троицкая (греческая) церковь Свято-Троицкая деревянная церковь была заложена в 1795 г. в Одессе митрополитом Екатеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони) «для разночинцев греческой нации на греческом форштате». В 1804 г. на этом месте состоялась закладка нового каменного храма. Построенный по проекту архитектора Ф. Фраполи, храм был освящен в 1808 г., став духовным центром греков-патриотов. В нем нашли упокоение останки Константинопольского патриарха Григория V, убитого турками в 1821 г. во время греческого восстания и брошенного в море, и другие греческие архиереи. В 1838 г, храм расширился двумя приделами и приобрел крестообразную форму в византийском стиле. В 1900–1908 гг. он был реконструирован, а после революции 1917 г. закрыт и превращен в спортзал. В 1954–1999 гг. в нем рас полагалось Александрийское подворье. Богослужение по традиции ведется на греческом и церковнославянском языках. В настоящее время Свято-Троицкая церковь относится к Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Благовещения Пресвятой Богородицы церковь построена в XVIII в. над колодцем Приснодевы, где в древности стояла церковь , позднее разрушенная арабами и вновь восстановленная в XII в., а затем уничтоженная в 1263 г. египтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В конце XIX в. в монастыре действовали два каменных храма: летний, в честь Успения Божией Матери, построенный в 1820 г, митрополитом Гавриилом (Банулеско-Бодони), и зимний, во имя св. Георгия Победоносца, построенный в 1818 г. и возобновленный в 1840 г. В 1905 г. был выстроен новый многоярусный Свято-Георгиевский храм, а старый преобразован в трапезную. В 1920 г. трапезная вновь была преобразована в храм, но уже во имя свт. Николая. В ризнице хранилось рукописное пергаментное Евангелие на славянском языке в кованом серебряном, вызолоченном окладе, пожертвованное молдавским господарем Петром Рарешом в 1545 г. В начале XX в. в монастыре подвизалось 16 монахов и 6 послушников. Монастырь был закрыт в 1962 г.; возвращен Русской Православной Церкви в 1989 г. В 1992 г. в нем открылось Кишиневское духовное училище. К началу XXI в. в монастыре подвизалось 30 монахов. Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Собор во имя Рождества Христова построен в 1830–1836 гг. по проекту известного русского архитектора А.И. Мельникова. В 1840 г. Император Николай I пожертвовал собору медные трофейные турецкие пушки, из которых отлили пять колоколов. Самый большой колокол (400 пудов) не поместился на колокольне, и для него были построены Святые ворота по проекту архитектора Заушкевича. В советское время в соборе размешался Художественный музей, колокольня была разрушена. С 1998 г. собор находился на реконструкции, после чего в нем возобновились богослужения. В 2002 г ему был возвращен статус кафедрального. Андреевская церковь Андреевская церковь – одна из самых ярких построек стиля барокко в России, которая была осуществлена в 1747–1754 гг. по заказу Императрицы Елизаветы Петровны архитектором Б. Растрелли на одной из круч Старокиевской горы, где, по преданию, св. апостол Андрей Первозванный установил крест и предсказал возникновение города. Чтобы поставить церковь на холме, строители возвели под ней стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Оформление внутреннего убранства церкви затянулось до 1762 г., а ее освящение состоялось лишь в 1767 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Митрополит Вениамин энергично противодействовал и влиянию фанариотов на румынский народ. С этой целью в 1804 г. он учредил недалеко от г. Яссы, в монастыре Сокол, духовную семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке. Кроме того, митрополит заботился об издании книг догматического и религиозно-нравственного содержания на родном языке. Целью своих трудов он ставил повышение умственного и нравственного уровня румын. Чтобы привести в должный порядок дела Румынской Православной Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви во время пребывания в Молдавии и Валахии (1808–1812) русских войск решил временно присоединить ее епархии к Русской Церкви. В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) быть экзархом Св. Синода в Молдавии, Валахии и Бессарабии. Эти епархии освободились от подчинения Константинопольской Патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов. Эти епархии получили в лице Гавриила, румына по национальности, умного и энергичного церковного деятеля. За три-четыре года он проделал большую работу. Застал он страшную картину: большинство архиереев-греков не посещало храмов, Святые Дары хранились без должного благоговения; многие священники не знали чинопоследования литургии и были попросту малограмотны. Митрополит Гавриил привел храмы в такое же состояние, в каком они находились в России, число священнических поставлений ограничил действительной необходимостью, потребовал от лиц, стремящихся к священству, определенного образовательного ценза, преобразовал духовную семинарию в монастыре Сокол по образцу русских, с преподаванием в ней русского языка. Митрополит старался всеми средствами улучшить положение духовенства, поднять его авторитет. В 1812 г., после вывода русских войск, Молдавия и Валахия опять подпали под турецкое и фанариотское иго, вслед за чем начали возрождаться те же беспорядки, с которыми боролся Экзарх. Своим отношением к румынам фанариоты вызвали у них такое негодование, что румыны во время Морейского восстания греков (1821) помогли туркам подавить восставших. В расчете на поддержку в дальнейшем, султан в 1822 г. удовлетворил просьбу молдавских и валашских бояр о восстановлении права избрания румынских господарей. С этого момента политическая зависимость румын от Турции начинает ослабевать. Происходит сильный подъем национального духа: учреждаются румынские школы для народа, в 1836 г. открываются духовные семинарии в Бухаресте и Бузэу, греческий язык богослужения заменяется родным, румынская молодежь устремляется для получения образования за границу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II могилы митр. Арсения (Стадницкого). Ташкент. 11 нояб. 1996 г. После кончины митр. Ташкентского Никандра (Феноменова) 11 авг. 1933 г. на освободившуюся кафедру был назначен А. с титулом «Ташкентский и Туркестанский». Новгородскую кафедру занял архиеп. Алексий (Симанский). За ревностное служение указом Синода от 9 мая 1934 г. А. был награжден правом ношения двух панагий, в 1935 г.- правом предношения креста за богослужением. В Ташкенте А. много внимания уделял церковному пению, любил управлять хором, часто пел на клиросе. Несмотря на, казалось бы, совершенную невозможность развивать церковную науку, А. пытался поощрять церковно-исторические исследования. По отзыву А. 2-ю часть работы «Святые Вологодского края» (Ч. 1 опубл.: М., 1895) ее автор прот. Н. Коноплёв в 1935 г. был удостоен Синодом степени магистра богословия. Предчувствуя кончину, А. просил близкого ему свящ. Александра Щербу похоронить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы. А. скончался от кровоизлияния в мозг, погребен на ташкентском Александро-Невском кладбище около могилы митр. Никандра. Мн. годы могилы иерархов находились в забвении, в послевоенное время были приведены в порядок, а в год столетия Ташкентской епархии (1971) были украшены новыми надгробиями. В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новгороде состоялись Первые, в 1995 г.- Вторые Арсениевские чтения. На бывш. Арсениевском доме установлена мемориальная доска. 11 нояб. 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II посетил Александро-Невское кладбище Ташкента и отслужил литию по всем церковным пастырям, подвизавшимся на узбекской земле. Арх.: АПРФ. Ф. 3; ГАНО. Ф. Р.- 213, 268, 822, 1558, 480, 481, 482, 483, 835; ГАРФ. Ф. 130, 550 [Арсений, митр. Новгородский и Старорусский], 1005, 1064, 1235; ЦА ФСБ. ДН-1780. Соч.: Дневник студента - паломника на Афон//ТКДА. 1885. 6, 7, 9; 1886. 1, 2, 4-8; Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митр. Кишиневский. Кишинёв, 1894; В стране священных воспоминаний. Серг. П., 1902; Из современной церковной жизни в Румынии. Серг. П., 1902; Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. 2 т.; На духовной страде: Слова и речи. СПб., 1914. Т. 1; Пг., 1914. Т. 2; Воззвание к новгородской пастве//Звезда. Новгород, 1922. 65; Второе воззвание к новгородской пастве//Там же. 82; Третье воззвание к новгородской пастве//Там же. 86; Митрополит Арсений о государстве и Церкви//София. Новгород, 1993. 4.

http://pravenc.ru/text/76250.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010