По поводу наивных заявлений некоторых «православных» экуменистов, будто на экуменических собраниях они свидетельствуют об истине Христовой, надеясь обратить инославных в Православие, много трезвых мыслей высказал Самосский Митрополит Ириней (ум. 1963). В брошюре, изданной в Афинах в 19559 году под заглавием «Восточная Православная Церковь и т. н. экуменическое христианское движение», он пишет, что одно или два православных выступления на экуменических конференциях, где инославные ораторы всегда по числу преобладают над православными, не убедят протестантов в истинности Православия и не отвратят их от лжеучений. Зато для «православных» представителей, которые ради экуменической «вежливости» молятся вместе с протестантами, незаметно усваивая некоторые протестантские взгляды, неизбежен прямо противоположный итог. Участники экуменических съездов, по признанию их президента Поттера, приобретают некий общеэкуменический язык, общеэкуменический тип мышления, который по возвращении домой им бывает трудно объяснить своим единоверцам. Ради экуменического сближения с инославными православные экуменисты нарушают также святые каноны Матери-Церкви, вступая в конфликт с православными братьями, избегающими экуменизма, постепенно отчуждаются от Св. Православия и начинают в своих статьях, речах и докладах высказываться в пользу экуменизма в ущерб Святому Православию. Б) ЗАПРЕТ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО Экуменизм не только не благоприятствует православному миссионерству, но принципиально исключает его. Как известно, некоторые «православные» экуменисты прямо заявляют. что Православие предназначено лишь для живущих на Востоке христиан и что западным христианам не нужно принимать Православие. Вспомним курьез с греческим Митрополитом Геннадием (Зервос), представителем Константинопольской патриархии в Неаполе, который создал и опубликовал целую «теорию», согласно которой «православными рождаются, а не становятся»! Это неслыханное пораженчество «православного» иерарха с возмущением разоблачил в своей статье «Миссионер пли гробокопатель» 366 сербский иеромонах Амфилохий (ныне — епископ Банатский).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Для характеристики отношений венгерского правительства к православным сербам достаточно указать на один факт, который говорит сам за себя, именно на обратное переселение сербов с севера на юг. Два столетия тому назад часть сербов бежала из Турции в Австрию и поселилась главным образом в Банате, на юге Венгрии. В этой плодородной стране они достигли значительной степени благосостояния и культуры. В начале нынешнего столетия вплоть до 70-х годов город Новый-Сад (Neusatz) был центром духовной жизни всего сербского народа; но теперь в период усиленной мадьяризации венгерских инородцев, не только Новый-Сад перестал быть культурным центром, но и вообще всем сербам в Венгрии стала угрожать серьезная опасность потерять свою национальную независимость. Находясь на краю опасности, банатские сербы решили переселиться обратно на юг, в королевство сербское. По газетным известиям около 35 семейств купили у сербского правительства клочок земли около г. Ниша и устроились здесь. 2 июля, одновременно с заседаниями сербского народно-церковного конгресса, начались заседания архиерейского собора Карловицкой митрополии в г. Карловцах. Главный предмет – избрание епископа в будимскую епархию. При сем между патриархом и членами собора вышли разногласия. Патриарх и некоторые епископы подали голоса за архимандрита беэчинского и администратора будимской епархии Лукиана Богдановича, большинство же членов собора подали свои голоса за Митрофана Шевича, архимандрита и начальника монашеской школы в монастыре Хопове. Когда патриарх, вопреки голосованию большинства, предложил на утверждение правительства своего кандидата, епископы подали протест, результатом которого явилось то, что 24 ноября архиерейский собор вновь собирался для избрания епископа на будимскую кафедру. Избран был Лукиан Богданович. 1634 – На этих же заседаниях —191— архиерейский собор назначил штатными профессорами карловицкой духовной семинарии свящ. Иоанна Живковича, иеромонаха Илариона Заремского, архидиакона Димитрия Бранковича и протодиакона Георгия Летича, а иеродиакона Гавриила Ананьева – временным профессором. 1635 По отчету семинарии за 1896–97 учебный год в ней были: 1 штатный профессор, 4 – временных профессора и 3 помощника учителей; воспитанников 85; окончили с полным успехом 17 учеников. 1636

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Причина этого – в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к «обращению», к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ. Коротко об авторах Амфилохий (Радович) , митрополит Черногорско-Приморский (р. в 1938 г.), экзарх Печского Патриаршего престола (Сербия), богослов, духовный писатель. Окончил богословский и филологический факультеты Белградского университета, стажировался в Восточном институте в Риме. В 1967 году в Афинах был пострижен в монашество, в 1968 году рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Тайна Св. Троицы по учению св. Григория Паламы », затем провел год на Афоне в общении со старцем Паисием Святогорцем († 1993). С 1975 года преподавал в Православном богословском институте преподобного Сергия в Париже, в 1986 году рукоположен во епископа Банатского, в 1991 году возведен в сан митрополита. Обновил и построил заново большое количество церквей в Черногории, основал журнал «Светигора» Сербской Православной Церкви, ведет активную проповедь православия по телевидению и в черногорской печати, много пишет и переводит. Библиография: «Смысл Литургии» (1974, на греч. яз.), «Основы православного воспитания» (Белград, 1983, на сербск. яз.), «Исторические основы толкования Ветхого Завета» (Никшич, 1996, на сербск. яз.). Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1977) – русский религиозный писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, посещал различные философские кружки (в том числе «Кружок ищущих христианского просвещения»), находился под сильным влиянием философии С. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Веруя в Воскресшего, мы веруем и во всеобщее воскресение мертвых. Ибо, как Он воскрес, так и все люди воскреснут в последний День; будет новое небо и новая земля, обновленное и преображенное человеческое существо. Свидетелем присутствия этой силы воскресения и возможности преображения человеческого тела и бытия, являются святые чудотворные МОЩИ. Много мощей святых, свидетельствующих о силе Воскресшего Господа, хранит Православная Церковь. Упомянем тех, кто наиболее нам близок: Св. Стефана Дечанского и Великомученика Косовского Лазара, Св. Василия Острожского, Св. Петра Цетиньского и Преподобного Петра Коришского и Рафаила Банатского Целителя и Преподобной Параскевы Пятницы. Сами по себе — это обычные человеческие кости, но кости, которых коснулась сила воскресшего Христа. И потому, вот уже столетиями, они являют чудеса, исцеляют телесные болезни, просвящают духовно. Великое и дивное чудо — мертвые останки становятся сильнее живых людей, становятся б ольшими просветителями и учителями, чем многие живые мудрецы. Тысячи и тысячи людей, веками притекая к ним, получают от них новое благоухание жизни, воскрешая омертвевшие души силой Божией, таящейся в них. Той же силой, которой Он воскресил Свое Тело, после трехдневного погребения. Этим явлено, что святые уже сейчас и здесь стали тем, чем призваны стать все люди во времени и вечности — Носителями и свидетелями Вечной Жизни. ПОКАЯНИЕ КАК ПУТЬ ЛИЧНОГО И ВСЕНАРОДНОГО ПЕРЕРОЖДЕНИЯ Очерк о покаянии, покаянии как пути личного и всенародного перерождения, лучше всего начать словами Самого Господа, которыми Он начал Свое благовествование — «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (Мт.4,17). Значение глагола «покайтесь», мы находим в греческом источнике. В греческом оригинале слово «покаяние» дословно — «перемена ума», поэтому « «, «покайтесь» значит — перемените ум. На библейском же новозаветном языке, слово «ум» означает не просто одно из свойств человеческой души. «Ум» понимается как вся совокупность, центр, где фокусируются все энергии человеческого существа, точнее, под ним подразумевается весь человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В «Горном венце» об игумене Стефане говорится, что он непрестанно перебирал четки и всю ночь читал молитвы, пока остальные спали. А в народе и в XIX веке, при жизни Негоша, бытовало предание, что преподобный Стефан был делателем Иисусовой молитвы, то есть подвижником исихазма. Преподобный Рафаил Банатский (день памяти – 16/29 августа). Серб по происхождению. Жил в XVI–XVII вв. Был монахом Хиландарского монастыря. Пришел в хиландарские владения (метох) в Банате под Зренянином. Там и провел остаток жизни в трудах и подвигах. Его мощи чудотворны. XVIII − XIX века Святой Петр Цетиньский, чудотворец (день памяти 18/31 октября). Родился в Негушах близ Цетинье в Черногории в 1748 году. В двенадцать лет пришел в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье, где ныне пребывают его святые мощи. В 1784 году рукоположен в митрополита Черногорского. Являлся духовным и светским вождем черногорцев (в широком смысле – тех же сербов). Он правил не методами принуждения (в его стране не было даже полиции), но словом, письмом и клятвой. Мечтал о сербско-славянском царстве с русским царем во главе, и даже в своем посмертном завещании заклинал черногорцев всегда держаться русского покровительства. Он вел постническую жизнь в крайней материальной нужде, разделяя со своим народом тяготы следующих один за другим неурожайных лет и эпидемий; в окружении внешних врагов – турок, австрийцев, Наполеоновских войск... Немало претерпел он и от собственного непокорного и своевольного народа, миря враждующие племена. Его монашеская жизнь была безупречна; он жил в скромной келье, почти пещере, которую никогда не отапливал, в молитве и ревностном служении Богу. Известен случай, когда во время битвы при Крусах он пребывал в молитве и таким образом ободрял свой народ в битве с турецким визирем Махмуд-пашой. Тогда черногорские воины видели всадника на белом коне, парящего над войском и поражающего турок; народное предание говорит, что это был святой великомученик Георгий, а помощь с неба приписывает молитве святого Петра.

http://pravoslavie.ru/68383.html

Георгий Момчилович родился 23 апреля 1875 года в семье сербских крестьян Велимира и Персиды Момчилович в селе Дероне в Бачке. Он был третьим и последним ребенком в семье. Начальную школу Георгий закончил в родном селе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его в монастырь Ковиль, где он провел несколько лет в монастырской школе. Затем Георгий переехал в монастырь Боджане, где уже как послушник изучал иконопись. В 1897 году игумен Ковильского монастыря Мирон (Джорджевич) вместе с двадцатидвухлетним Георгием перешел в братство монастыря Манассия, где он вскоре принял монашество с именем Рафаил в честь преподобного Рафаила Банатского, хиландарского монаха. Сразу после пострига он был рукоположен во диаконы, а на следующий год – во иеромонахи. Новый митрополит Сербский и Священный Синод послали его в Россию, где иеромонах Рафаил изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве. Три года спустя отец Рафаил возвратился в Сербию, холодный климат России ослабил его уже тогда пошатнувшееся здоровье. На год он уехал в Италию совершенствовать свое знание иконописи. Из Рима возвратился в Белград, некоторое время подвизался в монастыре Раковица, затем два года – в монастыре Буково и, вероятно, в 1908 году возвратился в монастырь Ковиль. В 1935 году он был принят в братство монастыря Шишатовац. Об этом периоде его жизни известно не много. О художественных иконописных произведениях отца Рафаила писали больше, чем о нем самом (его мастерство привлекало внимание специалистов-искусствоведов). Отец Рафаил стал монахом Шишатовацкого монастыря за несколько лет до своей мученической кончины, приблизительно в 1935 году. Спустя три года его избрали настоятелем. В течение этих трех лет им написано большое количество икон, несколько иконостасов и замечательная галерея портретов выдающихся церковных деятелей. Среди этих портретов стоит упомянуть портрет патриарха Сербского Гавриила, мученически погибшего в аду Второй мировой войны. За спиной патриарха-мученика изображен будущий храм святого Саввы на Врачаре, о строительстве которого игумен особенно заботился, отдавая на это все доходы от продажи своих художественных работ, которые оценивал по-монашески скромно. Потому и удостоил его Господь быть соборно прославленным вместе со всеми новомучениками Сербскими под сводами именно этого соборного храма. Так Господь прославляет верных Своих, верных до смерти!

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Верхнесалдинский район (Верхнесалдинский ГО). Верхняя Салда. Иоанна Богослова (старая), церковь Екатеринбург (МО город Екатеринбург). Екатеринбург. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Слободо-Туринский район (Слободо-Туринский МР). Туринская Слобода. Михаила Архангела (старая), церковь (с приделом Иоанна Богослова) Екатеринбург (МО город Екатеринбург). Екатеринбург. Екатерины Великомученицы, собор (с приделом Иоанна Богослова) Краснотурьинск (ГО Краснотурьинск). Краснотурьинск. Иоанна Богослова, церковь Карпинск (ГО Карпинск и Волчанский ГО). Карпинск. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Екатеринбург (МО город Екатеринбург). Екатеринбург. Казанской иконы Божией Матери (старая), церковь (с приделом Иоанна Богослова) Артинский район (Артинский ГО). Манчаж. Иоанна Богослова, церковь Сухоложский район (ГО Сухой Лог). Поварня. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Камышловский район (Камышловский МР). Калиновское. Рождества Христова, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Байкаловский район (Байкаловский МР). Чурманское. Иоанна Богослова, церковь Каменск-Уральский (город Каменск-Уральский). Каменск-Уральский. Иоанна Богослова, церковь Богдановичский район (ГО Богданович). Богданович. Иоанна Богослова, церковь Сербия АК Воеводина, Южно-Бачский округ. Бач. Иоанна Богослова, церковь АК Воеводина, Южно-Банатский округ. Бела-Црква. Иоанна Богослова, церковь Смоленская область Смоленск, город. Смоленск. Иоанна Богослова в бывшем здании Духовной семинарии, домовая церковь Демидовский район. Гласково. Ахтырской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Холм-Жирковский район. Пигулино (Ахтырка). Ахтырской Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Богослова) Дорогобужский район. Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом Иоанна Богослова) Сафоновский район. Крюково. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Богослова)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=139

А ведь в ту пору всякий ждал смерти каждый день. Считали мы, что лучше совершить отпевание прежде кончины, чем никогда. Наши священники поколебались было сделать это, но в конце концов согласились. При совершении отпевания мы плакали, но не скорбели. Могу вам сказать, что после окончания отпевания в наших душах воцарился покой – и готовы мы были ради Христа без страха идти и в темницу, и на костер, и под меч, и на виселицу. Никогда до того Христос не был нам дороже и ближе. Некоторые из тех сорока умерли – либо как узники, либо как свободные, – а я и еще несколько моих товарищей вот живем. Размышляя о том, хорошо ли мы поступили или нет, вспомнили мы евангельское повествование о Марии, излившей миро на ноги Иисусовы. И когда некоторые злые люди сердились на это, Иисус ответил: Оставьте ее; она сберегла это на день Моего погребения ( Ин.12:3–7 ). Ведь это по сути дела был для Него чин погребения наперед, прежде смерти на Голгофе. Так [это произошло] и с нами в Кикинде. Простите нас, если мы согрешили. Но после войны в [каждую] годовщину нашего отпевания мы [неизменно] раздавали щедрую милостыню и питали многих сирот – и вот это продолжается уже целых пятнадцать лет. Сестра из Чуруга: «Наше братство в Чуруге многочисленное и давнее. Вероятно, вы слышали, что наш храм – самый большой в Воеводине. Впрочем, помимо огромного храма есть у нас и два других достояния: во–первых, богатая богомольческая история, а во–вторых, наш духовный учитель и наставник, протоиерей Теофанович. О нашем движении в Чуруге давно писал еще знаменитый протоиерей и ректор Карловацкой семинарии Йован Вучкович. Писал с любовью и пониманием, порицая одного церковного начальника, презиравшего нас и ставившего ни во что. В ту пору я еще девочкой обходила с местными, бачскими и банатскими, богомольцами наши славные обители начиная с Войловицы и Ковиля и вплоть до Раваницы и Прибиной главы. Тогда это называлось малым паломничеством. Кто совершал его трижды, считалось, что побывал на Святой Горе Афон. А кто семь раз – того приравнивали к посетившему Гроб Господень в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После смерти отца Амвросия Мильковского в монастыре произошел конфликт из-за настоятельской должности; начались брожения, единомыслие братии прекратилось и она рассеялась: кто в монастырь Туман, кто в Каленич. Ушел и послушник Фома – в монастырь Горняк. Там 26 февраля 1935 года от руки игумена Серафима он принял монашеский постриг с именем Фаддей, а 19 мая того же года был рукоположен в сан иеродиакона. Вскоре после этого иеродиакон Фаддей переводится в Белградско-Карловацкую архиепископию в монастырь Раковица, в котором по благословению патриарха Варнавы оканчивает иконописную школу, постигая таинственное богословие иконы. Но после окончания обучения он не смог заниматься иконописью – из-за слабости здоровья. Его больные легкие не вынесли бы испарений краски в закрытом помещении. Трагический 1937 год, в который доктора пророчили ему смерть, проходит для отца Фаддея в обстановке Конкордатского 9 кризиса и убийства патриарха Варнавы (Росича) 10 . В 1938 году 21 января в монастыре Раковица отец Фаддей был рукоположен в сан иеромонаха. В тот же год патриарх Гавриил (Дожич) 11 как «самого младшего иеромонаха в монастыре» направил его в Печскую Патриархию. Там молодой иеромонах столкнулся с неожиданными трудностями. Оказалось, что наместник монастыря иеромонах Иоанн (Зечевич) 12 и еще несколько монахов из братии симпатизировали коммунистам; а один из влиятельных печских коммунистов, известный Драго Калуджерович, периодически приезжал в монастырь и грозил отцу Фаддею и другим «отсталым» монахам, что когда коммунисты придут к власти, им не будет места в Печской Патриархии. Но в апреле 1941 года разразилась война, и отец Фаддей, спасаясь от албанцев, с четырьмя оставшимися печскими монахами как косовский беженец вернулся в Белград, снова в монастырь Раковица. В первые недели оккупации ситуация в Белграде была очень тяжелой, и иеромонах Фаддей пытался перейти в Банатскую епархию, к тогдашнему епископу Банатскому, а впоследствии Загребскому митрополиту Дамаскину, потому что в Банате был хотя бы, как говорил старец, «хлеб с хлебом, а в Белграде практически ничего».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010