Епископских кафедр в Банате сербами первоначально открыто было и потом в последующее время постоянно продолжало у них существовать две, именно – вершецкая и темешварская, – о них скажем ниже в истории сербской церкви. О начале латинской унии между банатскими румынами мы не имеем положительных сведений. Но нет сомнения, что австрийское правительство и латинское духовенство приступили к своим хлопотам об этом, подобно тому как было в Трансильвании и восточной Венгрии, немедленно вслед за тем, как область была завоевана у турок, что было в 1716 г. Униаты здешние до последнего недавнего времени не имели своего особого епископа и находились в заведовании отчасти венгерского епископа гроссвардейнского, отчасти трансильванского Фогарашского (Neher’a Kirchliche Geographie II, 245). Буковина присоединена к Австрии от Молдавии в 1774 г. Для церковного заведования здешним православным населением (которого общее число триста пятьдесят тысяч с лишком и в котором собственно румынов – до двухсот тысяч) австрийским правительством сохранена была находившаяся в этой части Молдавии епископия радауцкая; только вместо митрополита молдавского подчинена была митрополиту Карловицкому, а в 1786 г. по политическим соображениям перенесена была из Радауца в Черновицы (причем, впрочем, епископ по-прежнему продолжает именоваться радауцким). В этом последнем городе, до 1865 г. продолжав состоять под властью митрополита Карловицкого 260 , а с 1865 г. состоя под властью митрополита германштадтского, она остается и до настоящего времени (у Шaryhы S. 173 sqq). Мы говорили выше, что православные румыны трансильванские в конце прошедшего столетия начали добиваться у австрийского правительства, чтобы к ним назначаемы были на архиерейские кафедры не сербы, как это было прежде, а природные румыны, и что им удалось достигнуть своего желания в 1810 г. В недавнее время они обратились к правительству с новой просьбой, именно – чтобы оно совсем отделило их от сербской митрополии карловицкой и образовало для них свою особую митрополию румынскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Повторяю, у наших епископов не было политического образования, ориентироваться в стремительно меняющихся глобальных геополитических отношениях было нелегко. Например, в 1990-х годах епископ Афанасий поддерживал лидеров оппозиции в Сербии, тех самых, которые сегодня являются крупнейшими неприятелями СПЦ. Разумеется, владыка Афанасий – в новых общественно-политических условиях – никоим образом не поддерживал их. Напротив. Возможно, важно упомянуть в связи с отъездом епископа Афанасия из Сербии автомобильную аварию, в которую попала служебная машина владыки сразу после того, как он стал епископом Банатскимепархии, в которой он сменил епископа Амфилохия, ставшего митрополитом в Черногории). В аварии погиб водитель, мой дорогой друг, благородный иеромонах из Баната. Митрополит Амфилохий сотрудничал с правящей политической партией, которая позже начала организованное преследование Православной церкви. Причиной были идеологические иллюзии относительно американского антикоммунизма. Эти иллюзии среди многих сербских священников и политиков были разрушены, когда Атлантический Альянс бомбил Республику Сербскую, а затем Сербию и Черногорию, выступив в защиту исламского экстремизма и хорватского нацизма. На формирование различных политических взглядов трёх почивших епископов, повлияли несколько факторов. Начиная от полученных ещё школьном возрасте представлений о Холодной войне – и вплоть до влияния на них как добронамеренных, так и злонамеренных советников. Преследование епископа Артемия является реальным публичным показателем политической наивности (в оригинале – «политического невежества», прим. Ред.) всех учеников святого Иустина Челийского, которыми манипулировал иностранный фактор и тогдашние власти в Сербии. Одной из причин преследования епископа Артемия стала навязчивая идея управленцев, получивших после 5 октября власть в Сербии, пригласить Папу Римского в частности, и – в целом - выстроить схему «идеального» сотрудничество с евроатлантическим альянсом. Возможно, епископ Артемий не обладал практическими оперативными знаниями, необходимыми для контроля и управления епархией, и что он был элементарно предан частью своего духовенства… Но ведь епископское служение требует не только религиозного рвения, но также административных и организационных способностей, навыков сотрудничества – выстраивания трезвых отношений как с друзьями, так и с внутренними предателями и иностранными оккупантами, особенно в сложных отношениях ситуации в Косове и Метохии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/07/ma...

«Философские пропасти» – это неоспоримое доказательство наличия этого тройственного соединения в вулканической и богопламенной душе и христолюбивом сердце отца Иустина. А кто знал его, тот знает, что эта вулканическая богопламенность и детское христолюбие не покидало его до последнего вздоха. Все в нем было до последнего дыхания живо и мудролюбиво, по-детски открыто и исполнено восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке, и в мире. Вспоминаю, как он, уже на закате своей земной жизни, провожая Комнена Бечировича и указывая на цветы, посаженные рукою смиренной монахини, сказал: «Брат Комнен, захвати с собою взглядом своим эту красоту, в Париже этого нет…» Его родственник, поэт Матия Бечкович, рассказывает о своей первой встрече с ним: «Он сказал нам: «Болен я, тяжело мне Вас принять», – Но он все же пришел. Я ждал, что вынесут его на носилках, а он, как пламя, продвигался к нам через траву…» Осенью, перед его кончиной, мы (о. Афанасий и автор этих строк) разговаривали с ним перед монастырским двором о многих вещах, в том числе и о философии. Он внимательно, по-детски любознательно слушая, встревожено произнес: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..» И зарыдал, и из его, как небо, голубых, чистых глаз потекли два потока слез. Таким же трепетным и живым остался он и на своем смертном одре, но уже охваченный «миром, что превосходит разум», и сияя небесным светом… Таким был автор этой редкой и исключительной книги с уникальным, а потому и совершенно отличающим ее заглавием, соответствующим автору и ее содержанию, – «Философские пропасти». 1987 г. Епископ Банатский Амфилохий (Радович) Предисловие Не есть ли жизнь человека на земле паломничество по безднам? Ведь всякий серьезный вопрос, который человек задает себе или мир – человеку, уводит его мысль в бездну. Вопрос истины разве не есть бездонная проблема? В поисках истины, пробиваясь к ее святилищу, мысль человека всегда пробивается через страшные пропасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

4 числа утром владыка встал бодрым, и мы отправились в Рим, где он провёл целый день, принимая посетителей. Это был тяжёлый день с точки зрения погоды: духота, низкая облачность, лёгкий ветер дул из Африки. Закончив поздно вечером приём, митрополит решил остаться ночевать в Риме, так как утром нужно было быть на аудиенции с новым Папой. Руководство коллегии «Руссикум» любезно предоставило митрополиту ночлег. Перед сном я сделал всё необходимое, связанное с медициной. Внешний вид владыки и показатели давления с прослушиванием сердца свидетельствовали о сильном утомлении. В его апартаментах было душно, а открыть окна нельзя – сильный шум с оживлённой улицы. Благословив, митрополит отправил меня отдыхать. 5 сентября в 7 утра, зайдя к митрополиту, я заметил, что ночь была беспокойной. Если после утреннего душа давление несколько упало, то сердечные тоны и пульс не улучшались. Погода тоже не утешала: ночью лёгкий дождь и душно; утром – низкая облачность, душно и раскаты грома, свидетельствующие о приближении грозы. Уже с утра владыка принимает нитроглицерин. 8.20 – очень медленно спускаемся к машине с помощью нитроглицерина, и так до последнего момента. Сильный ливень с грозой. Направляемся в Casa del Clero, место сбора церковных делегаций. 8.30 – приезжаем в Casa del Clero. Медленно и с трудом владыка выходит из машины; его состояние вызывает некоторую тревогу, и на вопрос сотрудника Секретариата: «е нужна ли какая помощь?» – он просит не спешить и не суетиться. Входим в зал, где уже находятся многие делегации. Здесь, стоя, владыка митрополит ещё общается с присутствующими и затем, уже сидя, беседует с митрополитом Николаем Банатским. 8.45 – начинается отъезд делегаций в Ватикан. Ливневый дождь нарушает предусмотренный протокол, в суете все садятся в первые попавшиеся автомашины, владыка с трудом выходит из здания, и оказавшаяся рядом болгарская делегация приглашает митрополита в свою автомашину. Не имея сил дойти до своей машины и по причине сильного дождя, митрополит отъезжает в Ватикан вместе с болгарами, а я сажусь в его автомашину. К тому же оказалось, что водитель машины, в которой ехал владыка, не знал точного расположения ватиканских дворцов и запутался. Так оказалось, что митрополит с болгарами прибыл позже, за 10 минут до папской аудиенции. Все эти накладки явно не способствовали улучшению его состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В будапештском кафедральном соборе Московского Патриархата выступил сербский хор Москва, 7 ноября 2007 г. 3 – 4 ноября 2007 года по приглашению Венгерской епархии Московского Патриархата мужской хор Банатской епархии Сербской Православной Церкви под управлением М.Раячича посетил Будапешт. 3 ноября в Успенском кафедральном соборе венгерской столицы состоялся концерт хора. В первом отделении концерта были исполнены песнопения из «Божественной литургии» епископа Венского и Австрийского Илариона. Во втором отделении хоровой коллектив исполнил произведения сербских композиторов С.Мокраняца (1856 – 1914), С.Христича (1885 – 1958) и протоиерея Мирко Павловича. В заключение были исполнены произведение русского церковного композитора А.Ф.Львова (1789 – 1870) на слова В.А.Жуковского (1783 – 1852) «Боже, царя храни», которое было официальным гимном Российской империи с 1833 по 1917 год. На концерте присутствовал управляющий Венгерской епархией Московского Патриархата епископ Иларион, епархиальное духовенство, гости из других Поместных Православных Церквей, прихожане православных храмов Будапешта. Как сообщает пресс-служба Венгерской епархии Московского Патриархата, 4 ноября епископ Иларион совершил Божественную литургию в Успенском соборе в сослужении соборного духовенства и прибывшего из Сербии в составе хора Банатской епархии диакона Предрага Ненина. Литургия совершалась на церковнославянском, венгерском и греческом языках. За литургией хор Банатской епархии исполнил «Божественную литургию» епископа Илариона (Алфеева). По окончании литургии архипастырь, приветствуя гостей из Сербии, подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда, а особенно в дни скорбей и испытаний, проявляла солидарность с братским сербским народом и Сербской Православной Церковью: «В дни, когда авиация НАТО бомбила Сербию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил эту страну и совершил Божественную литургию вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом. И сегодня Русская Православная Церковь молится за Косово, где на глазах у всего цивилизованного мира исчезают с лица земли бесценные древние храмы, где десятки тысяч людей остались без крова и вынуждены покинуть родные места». 7 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24733.html

Сербский православный хор выступил в будапештском кафедральном соборе Русской Православной Церкви 6 ноября 2007 г. 12:51 3-4 ноября мужской хор Банатской епархии Сербской Православной Церкви под управлением М. Раячича по приглашению Венгерской епархии посетил Будапешт. 3 ноября в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялся концерт хора. В первом отделении концерта были исполнены песнопения из «Божественной литургии» епископа Венского и Австрийского Илариона . Во втором отделении хор исполнил произведения сербских композиторов С. Мокраняца (1856-1914), С. Христича (1885-1958) и протоиерея Мирко Павловича. В заключение хор исполнил произведение русского церковного композитора А.Ф. Львова (1789-1870) на слова В.А. Жуковского (1783-1852) «Боже, царя храни», которое было официальным гимном Российской империи с 1833 по 1917 год. На концерте присутствовал управляющий Венгерской епархией епископ Иларион, духовенство епархии, гости из других Поместных Православных Церквей, прихожане православных храмов Будапешта. 4 ноября епископ Иларион совершил Божественную литургию в Свято-Успенском соборе в сослужении соборного духовенства и прибывшего из Сербии в составе хора Банатской епархии диакона Предрага Немина. Литургия совершалась на церковнославянском, венгерском и греческом языках. За Литургией хор Банатской епархии исполнил «Божественную литургию» епископа Илариона. По окончании Литургии епископ Иларион, приветствуя гостей из Сербии, подчеркнул, что Русская Православная Церковь всегда, а особенно в дни скорбей и испытаний, проявляла солидарность с братским сербским народом и Сербской Православной Церковью: «В дни, когда авиация НАТО бомбила Сербию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил эту страну и совершил Божественную литургию вместе со Святейшим Патриархом Сербским Павлом . И сегодня Русская Православная Церковь молится за Косово, где на глазах у всего цивилизованного мира исчезают с лица земли бесценные древние храмы, где десятки тысяч людей остались без крова и вынуждены покинуть родину». Сайт Венгерской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/317930.htm...

Собор Святого Николая Чудотворца (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Николая Чудотворца в Вршаце — храм Сербской Православной Церкви в Южно-Банатском округе Сербии, в Воеводине, на границе с Румынией, имеет статус кафедрального собора города. Содержание История [ править править код ] Собор Святого Николая считается самым старым православным храмом в Вршаце. Он был построен 1783-1785 гг. в стиле неоклассического барокко. 21 октября 1785 года собор был освящен епископом Вршацким Викентием Поповичем. Над иконостасом церкви работали известные сербские живописцы и художники. Иконостас был выполнен Аксентием Марковичем из Нови-Сада в 1805 году, а иконы - Павлом Журковичем в 1805-1807 гг. В период с 1865 по 1868 год иконостас реставрировал немецкий живописец Ст. Г. Лауфер. Один из самых известных художников этого края Пайя (Павел) Йованович подарил храму две чрезвычайно ценные с художественной точки зрения картины - «Святой Николай, спасающий осужденных» и «Святая Ангелина». Капитальный ремонт собора производился несколько раз, в период с 1909 по 1910 год, и затем в 1945 и в 1968 годах. Самая старая метрическая книга датируется 1767 годом. Современное состояние [ править править код ] Последние ремонтные работы производились в период с 2003 по 2007 год, когда было заменено кровельное покрытие, покрашен фасад, во всем храме проведена электропроводка, устроены теплые полы, пол храма полностью вымощен гранитными плитами по проекту Миодрага Калишки. Отреставрирована и покрашена колокольня. Через дорогу от храма за кованой оградой находится еще одна достопримечательность города - величественное здание середины XVIII века в стиле барокко, Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Резиденция банатских епископов построена епископом Йованом Гергиевичем между 1750 и 1757 гг. На первом этаже находится часовня, посвященная Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Иконостас был написан между 1761 и 1765 гг. и является одним из редких сохранившихся иконостасов XVIII века. Здесь хранится ценная коллекция икон и портретов епископов Вршацкой епархии, а также большая библиотека. Коллекция икон, собранных в Банате, охватывает период трех столетий, где самыми ценными работами являются иконы иконописца Захария Зографа первой половины XVIII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Митрополит Ставропольский Кирилл возглавил российскую делегацию, принявшую участие в «Русских днях» в Сербии Кикинда, 4 июня 2019 г.      С 31 мая по 3 июня 2019 года в городе Кикинда (Республика Сербия) в автономном крае Воеводина состоялись ежегодные «Русские дни в Воеводине», посвященные памяти десятков тысяч русских беженцев, которые после окончания Гражданской войны в России нашли приют в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, сообщает Патриархия.ru . В мероприятии приняла участие делегация из России, которую возглавили председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и заместитель председателя общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Л.П. Решетников. 1 июня митрополит Кирилл и епископ Банатский Никанор (Сербская Православная Церковь) в сослужении сонма духовенства совершили Божественную литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана г. Кикинда. По окончании Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду на русском кладбище Кикинды, где установлен памятник белоэмигрантам. После богослужения состоялось возложение цветов к «Монументу памяти», представляющему собой силуэт православного храма. Затем к собравшимся обратились владыка Кирилл, Л.П. Решетников и граф Сергей Капнист (Франция). В тот же день российская делегация посетила город Сента, где на православном кладбище была совершена заупокойная лития. Члены делегации возложили цветы к надгробному памятнику солдатам Русской императорской армии, умершим в плену в Австро-Венгрии.      Вечером в культурном центре города Сента прошел совместный концерт фольклорного ансамбля «Славица» и ансамбля кавказского танца «Нарты». 2 июня, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, митрополит Кирилл и члены делегации молились за Божественной литургией в храме Успения Пресвятой Богородицы в Русском селе, расположенном недалеко от Кикинды. Богослужение возглавил епископ Банатский Никанор. По окончании Литургии епископ Никанор и митрополит Кирилл обратились к присутствовавшим со словами приветствия. От церковной общины Русского села митрополиту Кириллу была вручена благодарственная грамота.

http://pravoslavie.ru/121629.html

Сербский Патриарх встретился с мэром Москвы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Сербский Патриарх встретился с мэром Москвы 12 декабря Святейший Патриарх Сербский Павел принял мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с супругой. На приеме присутствовали также епископы Банатский Хризостомом и Хвостанский Афанасий, председатель скупщины Белграда г-жа Радмила Хрустанович, первый заместителем мэра Владимир Ресин, представители российского посольства и другие официальные лица. Белград, 12 декабря 2002 г. По сообщению информационной службы Сербской Православной Церкви, 12 декабря Святейший Патриарх Сербский Павел принял мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с супругой. На приеме присутствовали также епископы Банатский Хризостомом и Хвостанский Афанасий, председатель скупщины Белграда г-жа Радмила Хрустанович, первый заместителем мэра Владимир Ресин, представители российского посольства и другие официальные лица. Приветствуя высокого гостя, Сербский Патриарх, подчеркнул, что русские и сербы на протяжении веков поддерживали между собой наилучшие братские отношения. Известная Кормчая свт.Саввы особым образом связана с Россией, а на Святой горе сербские монахи писали службы и жития русских святых. Для сербов особо дорога была всегда помощь Русской Церкви богослужебными книгами и предметами во время турецкого ига. Некоторые из подаренных церковных предметов находятся в употреблении до сих пор. Во время встречи Патриарх Павел поблагодарил «русский народ, и лично Лужкова, за помощь, которую во время прошедшей войны направлялась сербам на территории бывшей Югославии, а особенно тем, которые живут в Косово и Метохии и подвергаются ежедневным притеснениям и террору». Сербский Патриарх преподал Юрию Лужкову свое архипастырское благословение и пожелал помощи Божией в исполнении ответственных обязанностей мэра российской столицы. Со своей стороны Юрий Лужков выразил благодарность за предоставленную ему возможность встретиться с предстоятелем Сербской Церкви и передал сердечные поздравления Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Мэр Москвы подчеркнул, что Косово является для русских объектом особой заботы, и что они понимают тяжелое положение народа, изгнанного из своей собственной страны. Юрий Лужков выразил уверенность, что его визит в Белград будет способствовать экономическому развитию Сербии. По мнению мэра Москвы на православных оказывается давление с разных сторон, и сербы и русские должны быть крепко связанны, для того, чтобы легче противостоять этому давлению, а православная вера на протяжении истории была самой прочной связующей силой для наших народов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Румынскую Церковь направлен запрос в связи с информацией о причащении одного из ее иерархов на католическом богослужении 6 июня 2008 г. 14:41 Как сообщалось ранее в СМИ, 25 мая во время литургии в греко-католическом храме города Тимишоара (Румыния), на которой присутствовал апостольский нунций в Румынии Франциск Хавьер Лозана, состоялось причащение митрополита Банатского Николая ( Румынская Православная Церковь ). 6 мая 2008 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил письмо на имя епископа Кымпинского Киприана, викария Блаженнейшего Патриарха Румынского, председателя Сектора внешних церковных связей Румынского Патриархата, с просьбой разъяснить, действительно ли имел место факт общения в таинствах видного иерарха Румынской Православной Церкви с лицами, к Православной Церкви не принадлежащими, и каково, в таком случае, отношение к этому событию Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила и Священного Синода Румынской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Напомним, что, по сообщениям СМИ, архиепископ Тимишоары и митрополит Банатский Николай (Корняну), один из старейших иерархов Румынской Православной Церкви, приступил к причастию за литургией восточного обряда, которая проходила в греко-католической церкви города Тимишоара. Митрополит Банатский Николай в числе многочисленных гостей находился среди молящихся на богослужении в честь освящения нового греко-католического храма. Богослужение совершал апостольский нунций в Румынии в сослужении греко-католического епископа Лугожа Александру Месиана, десятка румынских и иностранных священников. По словам очевидцев, во время причащения духовенства митрополит Николай неожиданно покинул свое место среди молящихся, вошел в алтарь и попросил разрешения причаститься. В ответ на его прошение монсеньор Франциск Хавьер Лозана выразил согласие и передал владыке потир, из которого прежде причастился сам. Присутствовавшие на службе греко-католики расценили это событие как «удивительное чудо и проявление братской любви, свидетельствующей о сближении двух румынских церквей-сестер». Однако, с точки зрения канонов Православной Церкви, митрополит Николай совершил деяние, за которое подлежит извержению из священного сана, поскольку евхаристического общения между Православной и Католической церквами нет. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/417316.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010