По приезде в Саратов меня отправили в канцелярию удельной конторы. Столоначальник конторы давал мне кое-какие дела и приказал являться в известный час, где и поручал переписку сначала незначительных, а потом, найдя хороший почерк, и более важных бумаг, а также незначительных чертежей. Чрез несколько дней призвал меня в кабинет управляющий конторою г. Свечин и говорит, что он справился о моем поведении и занятиях у начальника топографической партии и в чертежной и получил очень хороший отзыв, но начальник сказал, что я по слабости здоровья не могу продолжать Ученья в топографах и что он, по распоряжению графа Л. А. Перовского, отправит меня при случае на родину в софийское имение, а оттуда, вероятно, поместят меня к землемеру Балашовского удельного приказа. XIII Возвращение в Софиевку. — Новый конторщик из Петербурга, его наружность и нравственные качества. — Подпадаю под далеко не похвальное влияние конторщика. — Мое нравственное падение. — Делаюсь контролером отчетности и потом учителем детей управляющего. — Улучшение моего материального положения. — Управляющий Пурлевский и его жена. По возвращении на родину, где, встретив управляющего, был принят им ласково. Прием такой меня удивил, но скоро явилось объяснение этого приема. Конторою управлял новый конторщик, присланный из Петербурга А. В. Ежов. Наружность его была далеко невзрачная: лицом он был рябой и некрасивый, но зато хорошо сложенный; будучи безусловно честным, добрым, отзывчивым и веселым малым, конторскую часть знал хорошо, но к этому был, несмотря на 23–25 лет, ветреным школьником и страшным женским сердцеедом, за что главным образом и был выслан из петербургской главной конторы. Но это изгнание на него ничуть не подействовало, а, напротив, усилило его волокитство за дворовыми девицами и женщинами, как сказал выше, испорченными фабричного жизнию в Саратове. Невольно уделяя довольно места описанию конторщика, я сделал это потому, что нравственность его пагубно влияла и на мой, еще не испорченный нравственный облик.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Полковник чрез две недели, как обещал, не возвратился в Балашов, но от него получено было письменное распоряжение, по коему я немедленно должен собрать все бумаги, разобрать их на два отдела: на следственный по делу о старообрядцах и по ревизии имений Балашовского приказа, ехать с ними в Саратов. В удельной конторе я должен был справиться, где могу видеть полковника. Приехав в Саратов, я уже не застал там полковника; он по какому-то экстренному делу уехал в Петербург. Там я нашел распоряжение, чтобы все бумаги, бывшие у меня из Балашова, и взяв еще все относившиеся к этому делу из Саратовской удельной конторы, ехал бы немедленно в Петербург и узнал бы о нем в министерстве уделов. Но и в Петербурге я не застал полковника: он экстренно был куда-то командирован. От правителя дел удельного отделения, сколько помню, Кофторадзева , я узнал, что все бывшие у меня бумаги должен сдать ему. После сдачи бумаг мне указали небольшую комнату и сказали, что швейцар будет носить мне пищу из кухмистерской. Два дня меня никуда не требовали, и я их употребил на несмелое знакомство с Петербургом, конечно, каждый раз поутру являясь к Кофторадзеву спрашивать его разрешения отлучиться. XXIV Первый приезд мой в Петербург. — Свидание со сводной сестрой А. Я. Кичигиной. — Кто она. — Обмундирование мое на ее счет. — Отказ чиновников от разбора привезенных мною бумаг. — Я сам решаюсь их разобрать и составить доклад. — Первый доклад по софиевскому имению князей Волконских. — Чихачев и его имения. — Чихачевский главноуправляющий и двойная бухгалтерия. Нечего и говорить, что, попав первый раз в столицу, я был подавлен разными впечатлениями, которых описывать не буду, во-первых, потому, что я никогда не делал складных и хороших описаний виденного, и, во-вторых, потому, что, скоро перезабыв первые впечатления, без дневника не мог восстановить их, и они почти изгладились из моей памяти; к тому же по неопытности я не мог всюду проникнуть: костюм мой, и без того незавидный, дорогою совершенно потерся; деньги, оставленные мне полковником, почти все были израсходованы. В таком костюме я боялся явиться во дворец, где жила моя сводная сестра Аграфена Яковлевна Кичигина — самая близкая к княгине Софье Григорьевне Волконской (первой статс-даме при императрице), занимавшая по случаю отсутствий княгини все ее апартаменты.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

После описанных фактов представляю судить об этой болезни специалистам, я же, с своей стороны, ручаюсь за безусловную верность сообщенных выше фактов. Другие помещики, употребляя суровые меры строгости, в виде телесного наказания, не достигали таких благих результатов. Кликуши не ходили в свои церкви, а уходя в соседние церкви или в монастыри, предавались там усиленному кликушеству. Еще особенность Платона Александровича Чихачева: он каждое утро из двух находящихся у него в ящиках пистолетов стрелял чрез окно в поставленную особую железную цель, в середине которой был железный же кружок, вершка в полтора в диаметре. Если пуля попадала в этот кружок, то выскакивал сзади небольшой флаг, но если после двух выстрелов флажок не показывался, то он еще стрелял два или три раза. Пороху у него было много, а пуль несметное количество. Когда он уезжал и оставлял пистолеты незапертыми, то мы с его человеком стреляли из них по нескольку раз, но почти никогда не попадали в цель, тогда как он очень редко промахивался. На что ему были упражнения в стрельбе в цель, я так и не узнал, хотя человек его говорил, что он по приезде в Петербург должен драться на дуэли. Он назвал мне и имя этого господина, но я забыл его и не знаю, дрался ли г. Чихачев или нет. По отношению к приходящим к нему крестьян или крестьянок, если он был в хорошем расположении духа и имел свободное время, то говорил с ними по целым часам: узнавал всю их жизнь, и даже жизнь соседей и других крестьян, так что ему была известна хозяйственная и семейная жизнь почти каждого крестьянского дома. Разные основательные просьбы о вспомоществовании хлебом, деньгами, лесом для постройки домов почти всегда удовлетворялись. Так что, если бы не строгие, переходящие иногда в жестокие наказания, то по отношению к крестьянам он мог быть назван строгим, но справедливым отцом. Между его крестьянами не было бедных, и никто не имел права просить милостыню. Платон Александрович жил уединенно: ни к кому не ездил, никого у себя не принимал. В свободные, особенно ненастные дни читал или занимался конторскими делами. Местные власти Балашовского и Сердобского уездов, исправники и становые, его боялись, и ни один из них не подъезжал к его дому с колокольчиком, а снимал его с дуги за полверсты. Да и другие власти тоже относились к нему с уважением и некоторым подобострастием: они знали, что вскоре после отъезда из его имений и из Балашова жандармского полковника уездный судья и окружной начальник лишились мест.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В балашовских имениях гг. Чихачевых было много старообрядцев, молокан и беспоповцев поморской секты, недалеко от них жил один из агентов, препровождавший беглых за Дунай, но мы его не нашли дома, он за несколько дней до нашего приезда скрылся куда-то с своим старшим сыном. От двух его младших сыновей полковник ничего не добился, — «знать не знаем и ведать не ведаем», — твердили они. Им, задали хорошую порку, но и этим ничего не добились; да и могло быть, что они не знали, куда ушли в последний раз их отец и брат. Из этих имений было много побегов молокан и даже православных, которые бежали целыми семействами. И немудрено: старый ленивый управляющий жил в ста верстах, а обоими имениями заведовали бурмистры из крестьян, из которых, впрочем, один был грамотный и начитайный из священных православных книг, кажется, за то туда и назначен, к тому же завзятый охотник на стрепетов и зайцев, в изобилии водившихся в тамошних степях, и сурков, изрывших всю степь. Охота на сурков через год отдавалась в аренду за цену от 150 до 200 рублей. Лет двадцать спустя после моего пребывания мне писал один знакомый из Балашова, что степь — около 2000 десятин, почти вся распахана и испанское овцеводство уменьшено до минимума. Часть распаханной земли отдается в аренду крестьянам от 12 до 15 рублей в год за десятину целинной земли. Полковник, как сам говорил, был личный друг П. А. Чихачева и по его просьбе желал обревизировать тамошние конторы. Но при первом обозрении контор оказалось, что нет никакой возможности сделать какую-либо поверку. Во всех конторах по инициативе главноуправляющего Галина была введена двойная бухгалтерия, в которой, как оказалось после, он, Галин, сам не понимал ни бельмеса, а писаря были крепостные, малограмотные, вышедшие из местных деревенских школ и только получившие навык в сельских конторах. Месячных отчетов за шесть месяцев в главную контору не посылалось, да их и не было никакой возможности составить по беспорядочным записям. Так и уведомил полковник Чихачева. Но так как назначение полковника относилось главным образом к молоканам и по собранию сведений о их побегах, то подобные сведения о конторах в этом моем обзоре выпускаю, но все вышеизложенное об имениях гг. Чихачевых должен был написать в моем втором докладе.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В справке Наркомпроса об отношении населения к реформе школы, составленной не позднее 13 февраля 1919 г., подводились своеобразные итоги школьной деятельности в 1918 г. В ней отмечались такие массовые, происходившие по всей России явления, как агитация родителей и особенно крестьян против советской школы, выражавшаяся в том, что детей не пускали в школы. В справке давалась однозначная оценка отношению населения к школьной политике: «Отношение это [населения к отделению школы от церкви], вне сомнения, отрицательное». Приводился целый ряд фактов не случайного или единичного, а массового порядка, относящихся к декабрю 1918 г. В одной из школ Спасского уезда Нижегородской губернии произошёл такой случай: «В 12 часов дня во время занятий в школу собрались матери и сёстры учеников с требованием отпустить тотчас же детей, угрожая убийством. Учащим еле удалось довести уроки до конца. Когда же ученики были отпущены на перемену, родители почти всех детей увели домой. По выяснению оказалось: кто-то разнёс слух, что в этот день в школу должен приехать антихрист, который будет снимать кресты с учеников и прикладывать печати». Слух этот, несомненно, возник не на пустом месте и имел основания. Он был вызван испугом населения перед выносом икон из школ и отменой преподавания Закона Божия. Испуг этот и недовольство наблюдались в Балашовском уезде Саратовской губернии, где население препятствовало вынесению икон из школьных зданий, в Елецком уезде Орловской губернии, где крестьяне перед местным отделом народного образования то ходатайствовали об оставлении икон и выдаче религиозных книг, то выносили на своих сельских сходках постановления о внесении икон в школу и о преподавании Закона Божия, а то просто силой вносили иконы в школьное здание. Аналогичные инциденты происходили во всех остальных губерниях. Наиболее распространённым способом борьбы населения за внедрение религии в школу являлась такая форма пассивного сопротивления, как отказ родителей посылать своих детей в школы. Отказ мотивировался неодобрением отмены преподавания Закона Божия. С другой стороны, уездные отделы народного образования констатировали, что учителя, которые пели в церковных хорах и участвовали в церковных службах, пользовались симпатиями и популярностью среди населения .

http://bogoslov.ru/article/1241299

Авраам Сергеевич Норов (02.11.1795–04.02.1869) Византология Воспоминания История Древнего Мира История России Письма Филология Авраам Сергеевич Норов Видный государственный деятель, участник Отечественной войны 1812 года. Министр народного просвещения, член Российской академии и Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. Писатель, путешественник. Биография Авраам Сергеевич Норов – родился в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии в дворянской семье Норовых. Отец — отставной майор, саратовский губернский предводитель дворянства Сергей Александрович Норов (1762—1849); мать — Татьяна Михайловна Кошелева (1769—1838), внучка генерала Р. М. Кошелева. Получал домашнее образование, а с 1807 года учился в Благородном пансионе при Московском университете, который не закончил; 10 марта 1810 года, сдав экзамены на звание юнкера, Норов был определён в лейб-гвардии артиллерийскую бригаду; 30 июня 1811 года он был произведён в портупей-юнкера, а 25 декабря 1811 года — в прапорщики. С первых дней участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе 1-й Западной армии. В Бородинском сражении прапорщик 2-й лёгкой роты гвардейской артиллерии Норов, командуя взводом из двух пушек, был тяжело ранен в правую ногу (ему ядром оторвало ступню). Ногу пришлось ампутировать по колено. Несмотря на инвалидность, А. С. Норов оставил военную службу только в 1823 году, уже в чине полковника. Перейдя на гражданскую службу, он занимал разнообразные должности по различным ведомствам. С 1827 года Норов служил в Министерстве внутренних дел. В 1830 году он занял место правителя дел и члена Комиссии принятия прошений на Высочайшее имя. В 1849 году был назначен сенатором и помощником главного попечителя Человеколюбивого общества; в 1850 году — товарищем министра народного просвещения. С 7 (19) апреля 1853 по 23 марта (4 апреля) 1858) года Норов был министром народного просвещения. При нём возросло количество студентов в вузах, была расширена программа преподавания по древним языкам, восстановлена практика командирования молодых учёных за границу (по избранию университетов). Авраам Сергеевич предпринимал попытки смягчения цензуры. Так, например, он ходатайствовал о дозволении придать огласке в печати обсуждение проекта судебных реформ, чему весьма противился министр юстиции граф В. Н. Панин. С 11 апреля 1854 года — член Государственного совета. В 1856 году А. С. Норов возродил идею создания университета в Сибири, однако этот вопрос по ряду причин не был решён положительно. В 1856 году Норов получил чин действительного тайного советника.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/

Закрыть Помочь поверить в жизнь В октябре 2012 года, в Балашовской епархии начал работу православный кризисный центр «С верой в жизнь». Он был создан для женщин, оказавшихся в трудной ситуации 16.01.2015 478 Время на чтение 9 минут Других дней не бывает Все началось с того, что психолог Ирина Малюченко загорелась идеей помочь женщинам, оказавшимся в ситуации репродуктивного выбора - так это называется на языке специалистов - оставить ребенка или сделать аборт. И это желание привело к созданию кризисного центра. Сегодня кроме психологического консультирования беременных женщин в Балашовском родильном доме у центра «С верой в жизнь» несколько направлений работы. Приоритетное - защита материнства и детства. Непосредственно в здании Епархиального управления открыт временный приют для матерей, оказавшихся в трудной ситуации. Здесь созданы все условия для проживания. Склад одежды и предметов первой необходимости обслуживает не только подопечных центра, но и многодетные и малообеспеченные семьи Балашовской епархии - за два года его помощью воспользовались более тысячи семей Балашовского, Романовского, Турковского, Ртищевского и других районов Саратовской области. В центре работает «Клуб успешных родителей», есть группа кратковременного пребывания для детей, проводятся различные мероприятия - День Матери, Рождественские встречи подопечных центра, совместные чаепития волонтеров. Сотрудники центра участвуют в конкурсах на получение грантов, в фестивалях «За жизнь», разрабатывают методические пособия по консультированию женщин, проводят выставки в защиту жизни. Еще здесь действуют различные кружки: дети и их матери учатся шить игрушки и мастерить поделки из бисера. Обо всем этом мне рассказывает Ирина Юрьевна, пока мы проходим по длинным коридорам, засыпанным штукатуркой и заставленным лесами, - старинный особняк в центре Балашова был передан епархии практически в руинах, и сейчас здесь идет капитальный ремонт. Несмотря на это, центр работает в авральном режиме: этим летом здесь развернут штаб оказания помощи беженцам с Украины .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

А ведь это непросто: рассказать ребенку, которому, к примеру, восемь лет, о человеке, родившемся восемьсот лет назад. Что общего у них? Да это же разные миры – Древняя Русь XIII века и Россия XXI. Но общее есть – любовь к семье, к Родине, жалость к людям. А еще — православная вера. О которой, правда, тоже многим еще нужно рассказать. Покровские чтения педагогические, и потому неслучайно три секции посвящены непосредственно работе с детьми – в детских садах, на уроках в общеобразовательной школе и на занятиях в школе воскресной. У дошкольников не только коллеги, но даже сторонние слушатели отдыхают душой. Былины о богатырях, сказания, занятия семейного клуба «Радость моя». Сразу вспоминаешь свое детство, которое теперь выглядит безмятежным. Только вот жаль, бесед о святых там не было у большинства из нас. Дошкольный возраст принято называть нежным, речь так и стремится найти сказочные интонации. Но воспитатель балашовского детского сада «Золотой ключик» С.А. Струговщикова напоминает коллегам (да и родителям тоже): «При всем внимании к возрасту детей жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке». Но что поделаешь, у дошкольников восприятие основано на эмоциях, и надо это учитывать. «Создаем предметно-пространственную среду для проведения занятий, используем интерактивные моменты для привлечения внимания детей, знакомим их с предметами древнего быта», – делится Светлана Анваровна. Учителя, работающие с детьми постарше, ищут свои методы достучаться до ученических сердец. По мнению Екатерины Александровны Солдатовой, педагога истории балаковской школы 16, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий: «Они – результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка». Педагог на своих занятиях использует письма с фронта и рассказывает о судьбах героев войны и тыла, о ситуациях, которые переживали неизвестные герои, простым языком. Радует, что чтения дают импульс для проведения интересных занятий с детьми. К примеру, школьникам Ровенского района в рамках Покровских чтений рассказывают о благоверном князе Александре Невском. Беседы, классные часы, викторины, конкурсы. Детям рассказывают о князе-герое, князе-политике и князе-святом, иллюстрируя его многогранный образ произведениями искусства.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/23/v_pamy...

В нач. 1909 г. Войно-Ясенецкий утвержден главным врачом больницы с. Романовка Балашовского у. Саратовской губ. С 1910 г. главный врач городской больницы в Переславле-Залесском, одновременно заведовал фабричной, уездной больницами и военным госпиталем (с 1914); также бесплатно лечил сестер Феодоровского жен. мон-ря. В 1915 г. была издана его работа «Регионарная анестезия», в 1916 г. она была защитана как докт. диссертация и удостоена премии им. А. Хойнацкого Варшавского ун-та (в это время находился в эвакуации в Ростове-на-Дону). В Переславле-Залесском он начал работу над новой темой научных исследований - диагностика и терапия гнойных заболеваний. Из-за болезни жены (туберкулез) подал заявку на должность главного врача Ташкентской городской больницы, надеясь, что среднеазиатский климат облегчит течение болезни. В марте 1917 г. переехал с семьей в Ташкент, где работал в тяжелейших условиях революционного периода и гражданской войны. В нач. 1919 г. был арестован по доносу о причастности к антибольшевистскому восстанию в Ташкенте, чудом избежал внесудебной расправы благодаря заступничеству одного из бывш. пациентов. Вскоре был освобожден и немедленно вернулся к врачебной практике. Совмещал напряженную работу с научной и педагогической деятельностью. Преподавал в Ташкентской медицинской школе. Был одним из инициаторов создания в 1920 г. Ташкентского ун-та, где стал профессором, зав. кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии медицинского фак-та. Был председателем Союза врачей Туркестана (с 1917), одним из организаторов 1-го научного съезда врачей Туркестана (1922), на к-ром выступил с 4 докладами. В Ташкенте активно работал над своим главным научным трудом по гнойной хирургии, разрабатывал методы хирургического лечения глазных заболеваний. Несмотря на враждебное отношение советской власти к религии, Войно-Ясенецкий не скрывал своей веры. Перед каждой операцией осенял себя крестным знамением и молился перед висевшей в операционной иконой Божией Матери. Стал одним из организаторов Туркестанского религиозно-просветительского братства; 4 июля 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

Мы уверены, что народ так именно и поступит, как мы говорим, потому что он любит Слово Божие, доверяет ему и по мере сил и возможности старается воплотить его в своей жизни. Во всяком случае, он не пойдёт вразрез с ним. Словом, полемику надо начинать с предупреждения. И с этого очень многие начинают. Особенно ратует за этот приём, часто о нём пишет и говорит балашовский священник-миссионер г. Носков. В своей маленькой, но зато содержательной и интересной брошюрке „Памятка истинному христианину о важности спасения души” он несколько страничек посвятил затронутому нами вопросу. Я хочу сказать, говорит он здесь 97 два-три слова по поводу сектантских собраний, которые нередко из любопытства посещаются православными христианами. Знаешь ли ты, брат мой, что, посещая сектантские молитвенные собрания, ты впадаешь в тяжкий и страшный грех ? Если ты этого не знал, то послушай, что установили для нас св. Апостолы, говоря истинным христианам следующее: аще кто из клира или мирян в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться, да будет и от чина священного извержен и отлучён от общения церковного” 98 . Если ты истинный христианин, то должен послушать этого предостережения апостолов и никогда не ходить на еретические собрания, от которых, кроме вреда, пользы тебе не будет никакой; особенно если ты не так хорошо знаешь Св. Писание, то можно вперёд сказать, что от этого будет большой вред твоей душе. Посещая сектантские собрания, ты услышишь там, как будут читать об идолах и кумирах, а приравнивать их к св. иконам; будут читать об идольских капищах, а приравнивать их к св. храмам, так и в других вопросах. Одним словом, если ты будешь ходить на сектантские собрания, то незаметно будешь опутан ими так искусно, как муха паутиною, и сколько тогда ни бейся, но трудно будет освободиться от сектантских сетей. Недаром св. апостол Павел пишет к ученику своему Титу: „еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён” 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010