Иерей Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев; †1918, память 16/29 июня), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил законоучителю Мариинского института должность редактора «Саратовского Духовного вестника». Эту должность отец Сергий исполнял с 4 сентября 1911 года. В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1913 году овдовевший протоиерей, по прошению, зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, куда уезжает в начале августа 1914 года. К тому времени дочь его была уже самостоятельной. 14 августа 1914 года он принял монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года епископ Сердобольский Серафим возвел иеромонаха Феофана в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского Духовного училища. Вернувшись с Валаама, отец Феофан открыл в уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность «научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». Преосвященный Феофан, епископ Соликамский и ЧердынскийВ сентябре 1915 года отец Феофан был назначен настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Вскоре он был назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии, для питомцев которой всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. 26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято-Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией. Святитель был великим молитвенником и постником. Подобно правящему архиепископу священномученику Андронику (Никольскому; †1918, память 7/20 июня) Владыка бесстрашно обличал богоборцев-большевиков.

http://pravicon.com/info-3690

Понимая, что реорганизация епархиальной власти на местах потребует утверждённых решений снизу - из уездов и округов губернских центров, Собор ещё в апреле 1918 г. предусмотрительно издал определение об уездных собраниях, их полномочиях и вопросах, которые после предварительного обсуждения в форме постановлений направляются для рассмотрения Архиерею и Епархиальному собранию. Ведению Уездных Собраний подлежали: «а) предварительное обсуждение дел и вопросов, подлежащих решению на Епархиальном Собрании, б) вопросы, касающиеся религиозной и вообще церковной жизни приходов города, уезда и округа, в частности меры религиозно-нравственного просвещения, борьбы с расколо-сектантством, постановки проповеди» и др. Общее собрание выделяющихся в новую епархию уездов не проводилось ввиду невозможности собрать всех представителей приходов и благочиний в условиях дезорганизации церковной жизни, отсутствия какого-либо управления в условиях жесточайшей гражданской войны как раз на указанной территории Царицынского и Камышинского уездов. Все требуемые постановлением условия и основания были соблюдены и высказаны в записках еп. Досифея и особенно в докладе еп. Дамиана, кроме одного - общего собрания представителей уездов. По той же причине из списка уездов, которые могли бы войти в новообразуемую епархию были вычеркнуты Камышинский и Балашовский уезды. Поэтому на доклад еп. Дамиана, просившего полной самостоятельности новообразуемой Царицынской епархии, был дан отрицательный ответ. Как представляется, «полусамостоятельный епископ» по правовому положению занимает место переходное между викарным и епархиальным епископом, между викариатством и самостоятельной епархией-епископией, со всеми вытекающими из этого полномочиями и правами. Деятельность, порядок, права и полномочия епископов полусамостоятельных епархий определялись специальной инструкцией для них, разработанной и утверждённой на Совещании епископов Св. Собора 6 (19) августа 1918 г. (журнал 35) . Таким образом, обозревая изменения в статусе епархии, видим: постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода о перемещении викарного епископа Дамиана в г.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Весной 1919 г. во епископа Муромского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). На время его управления М. в. пришлось вскрытие мощей святых князей Константина, Михаила и Феодора в Благовещенском мон-ре и изъятие церковных ценностей . За оказание противодействия властям еп. Серафим подвергся аресту и заключению, был освобожден в окт. 1922 г. Вскоре перешел в обновленчество . С сент. 1923 по янв. 1924 г. М. в. управлял викарий Омской епархии Петропавловский еп. Григорий (Козырев) . 27 марта 1926 г. во епископа Муромского был рукоположен архим. Евгений (Кобранов) . Его архиерейскую хиротонию в Н. Новгороде возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 15 сент. 1927 г. еп. Евгений был назначен еп. Балашовским, викарием Саратовской епархии, а на его место переведен Великолуцкий еп. Макарий (Звёздов) . В 1928 или 1931 г. он был возведен в сан архиепископа. В 1928-1930 гг. временно управлял Владимирской и Воронежской епархиями. В нач. 1933 г. назначен архиепископом Ирбитским, викарием Свердловской епархии. В 1929 г. Муром становится центром Муромского окр. Нижегородского (с 1932 Горьковского) края, в к-рый были объединены 9 районов: Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Ляховский, Муромский, Павловский и Фоминский. С 1933 г. в связи с приведением церковно-адм. деления в соответствие с государственным Муром вошел в состав Горьковской епархии. Епископам Муромским, викариям Горьковской епархии, было предписано управлять церковной жизнью районов Горьковского края, ранее входивших в упраздненный в 1930 г. Муромский окр. 12 мая 1933 г. на Муромскую кафедру назначен викарий Ярославской епархии Рыбинский еп. Николай (Муравьёв-Уральский; впосл. архиепископ), известный врач-отоларинголог. В 1934 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за участие в «монархической группе «Англикане»». В 1934-1937 гг. М. в. возглавляли еп. Иоанн (Широков) , архиеп. Амвросий (Смирнов) и еп. Симеон (Михайлов). В 1937 г. М. в. Горьковской епархии прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как–то замкнулся в себе, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего»папашу», отца духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был по–евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал всё это так же естественно, как светит Солнце или благоухает цветок!». В 1892 году Сергей закончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Саратовского епархиального женского училища, а с 1894 года — законоучителем Саратовского Мариинского реального училища. Только в 1898 году, 32–х лет, он был рукоположен в сан священника к кафедральному собору Саратова. С 1911 года отец Сергий исполняет должность редактора»Саратовского Духовного вестника». Пастырское обращение его всегда было прямо. Так, он сказал по поводу убийства в Киеве Столыпина:«Опять Иродиада беснуется, опять революционная, жидомасонская гидра требует главы слуг Государевых!». Овдовев, протоиерей Сергий в 1914 году принял монашеский постриг с именем Феофан в Валаамском Спасо–Преображенском монастыре. К тому времени дочь его была уже самостоятельной. 12 августа 1914 года он был назначен на место смотрителя Балашовского Духовного училища. Вернувшись с Валаама, отец Феофан открыл в уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность»научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». В сентябре 1915 года отец Феофан был возведён в сан архимандрита Соликамского Свято–Троицкого монастыря. Вскоре он был назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии, для питомцев которой всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. 26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан в епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято–Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

12 июля 1890 г. Н. определен епископом Ладожским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 3 авг. состоялось наречение, 5 авг. того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершена хиротония (за той же службой в сан архимандрита был возведен игум. Антоний (Храповицкий) , назначенный ректором СПбДС). Во время торжественного акта Н. сказал: «Желание имею,- свидетельствуясь совестию,- всего себя отдать на служение спасению душ, мне вверяемых» (Речь при наречении. 1890. С. 1086). С 24 окт. 1892 г. Н.- 1-й викарий с новым титулом (после переименования викариатства) - епископ Гдовский (см. ст. Гдовское викариатство ), председатель совета епархиального братства Пресв. Богородицы. 25 нояб. 1890 г. Н. освятил временную церковь братства во дворе строившегося каменного храма на Боровой ул. в С.-Петербурге. 25 авг. 1891 г. Н. участвовал в отпевании профессора СПбДА М.О. Кояловича и произнес речь, особо отметив его «заботы о студентах, понесенные на должности инспектора» академии. 10 мая 1893 г. отпевал проф. А. И. Предтеченского, основателя «Церковного вестника», редактора «Христианского чтения». 6 авг. 1893 г. Н. рукоположил во иерея мон. Евсевия (Никольского ; впосл. митрополит Крутицкий). 13 нояб. того же года Н. назначен епископом Саратовским и Царицынским. 16 нояб. (еще до получения указа о переводе в Саратов) присутствовал в СПбДА на защите преподавателем Саратовской ДС П. С. Соколовым магист. дис. «Церковная реформа императора Иосифа II: Опыт церковно-исторического исследования из истории западных исповеданий». В 1894 г. в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома Н. рукоположил во диакона, а затем во иерея С. П. Ильменского (впосл. епископ Соликамский сщмч. Феофан ). Летом того же года Саратовскую губ. посетил прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он общался с Н. еще в С.-Петербурге, останавливался в архиерейском доме. Вечером 29 июня прот. Иоанн присутствовал на богослужении в Крестовой ц. и сам читал канон. На следующий день при большом стечении народа Кронштадтский пастырь служил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем вместе с Н.- молебен в городской думе. 6-7 окт. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иоанна освятил Свято-Троицкий собор в г. Балашове (см. подробнее: Новиков А. П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле//Православное слово. Балашов, 2015. 5. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Если Ваше Святейшество, не признаете возможным предоставить Царицынской кафедре прав самостоятельности, то благоволите оставить меня по-прежнему настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Здесь я вложил достаточно труда в самое трудное время волнений внутренних и натисков внешних, всесторонне ознакомился с духовно-нравственным и экономическим состоянием монастыря, нуждами его и прилегающего населения, и в будущем могу быть полезным. Вашего Святейшества Милостивейшего Архипастыря и Отца Смиренный богомолец Дамиан Епископ Царицынский 27 апреля/10 мая 1919 г. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60. Л. 10-12. [рукописный подлинник] (Там же. Л. 13-14 - заверенная копия, автограф Дамиана) 6 Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви о поручении Преосвященному Царицынскому [епископу Дамиану] управление Царицынским уездом на правах полусамостоятельного епархиального Епископа, 29 апреля (12 мая) 1919 г. 29 апреля (12 мая) 1919 г. Слушали: Доклад Первого викария Саратовской епархии Дамиана, Епископа Царицынского, от 27 апреля - 10 мая 1919 г. о предоставлении ему, как Епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в других уездах Саратовской епархии - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской, ввиду отдалённости от Саратова. Постановлено: Признавая доводы в пользу учреждения самостоятельной Царицынской епархии основательными, но в то же время имея в виду, что согласно Соборному определению от 26 июля (8 августа) 1918 г., вопросы об образовании новых епархий или викариатств предварительно обсуждаются на Общем собрании выделяющихся в новую епархию или викариатство уездов, чего в данном случае по особым условиям переживаемого времени выполнить не представляется возможным, поручить Преосвященному Царицынскому управление Царицынским (и Камышинским) уездом (а также и Балашовским) на правах полусамостоятельного епархиального Епископа, на основании прилагаемой при сем инструкции для епископов полусамостоятельных епархий, учреждённой Совещанием епископов, присутствовавших на Соборе 6 (19) августа 1918 г.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

В последний год управления Вольским викариатством владыкой Гермогеном было начато строительство нового здания Вольского Духовного училища. Постановление по этому поводу было принято епархиальными властями 17 октября 1902 года. Подряд на строительство, начавшееся весной 1903 года, взял Николай Степанович Меньков. Вскоре Вольское Духовное училище, теснившееся с 1847 года в особняке злобинской постройки, переехало в просторное здание на окраине города, в котором была устроена домовая церковь во имя трех Вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. «Саратовские Епархиальные Ведомости» в за 1903 год сообщали о пожертвовании протоиереем Вольского Кафедрального училища Матфеем Васильевым сребропозлащенных богослужебных сосудов стоимостью в 153 рубля для новой Трехсвятительской церкви. Здание Духовного училища сохранилось до сегодняшнего времени. После революции его занимал Вольский Учительский институт, в настоящее время здесь размещается Педагогическое училище Вольская Благовещенская церковь хранит несколько икон, привезенных владыкой Гермогеном с Афона. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в самые трудные годы Первой Русской Революции. Во время революционных беспорядков 1905 года епископ Гермоген делает все возможное, чтобы успокоить дезориентированное население Саратова. Он совершает почти ежедневные богослужения, за которыми обращается к народу с просьбами отойти от возмутителей спокойствия и ни в коем случае не применять насилия. Преосвященный Гермоген предложил рабочим собираться вместе с ним для решения вопросов общественной жизни. Число участников этих собраний постоянно увеличивалось, на одном из них было принято решение о строительстве нового храма. Еще в 1903 году Преосвященный Гермоген основал Христорождественское Братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Почетными членами этого Братства, помимо самого Гермогена, стали Преосвященный Павел, проживавший на покое в Балашовском женском монастыре, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), губернатор Петр Аркадьевич Столыпин, вице-губернатор Д. Г. Новиков.

http://pravicon.com/info-2078

Для наглядности к докладу была приложена карта Саратовской епархии и карта с пунктиром предполагаемой территории Царицынской епархии, Однако в архивном деле указанные карты отсутствуют. Епископ Дамиан предусмотрительно указал на возможные и имеющиеся источники средств на содержание епископа и новообразованных епархиальных учреждений, в числе которых, кроме частных пожертвований, предполагались по постановлению церковных советов отчисления от доходов церквей г. Царицына на сумму не менее 35 тыс. рублей в год, а также отчисления от уездов. Дамиан рассматривал апрель-май 1919 г. самым благоприятным временем для решения вопроса об открытии Царицынской епархии. Во-первых, православное население было готово понести жертвы на это дело и, во-вторых, светская гражданская власть шла на некоторые уступки: часть помещений Свято-Духовского монастыря местные власти готовы были уступить епископу и его штату священно-церковнослужителям. Особо уступалось помещение для пастырской школы. Окончательным решением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода от 29 апреля (12 мая) 1919 г. (док. 6) было определено викарному епископу Дамиану «вступить в управление Царицынским уездом на правах полусамостоятельного епархиального Епископа». Постановление принято на основании доклада еп. Дамиана, в котором тот просил «о предоставлении ему, «как Епископу г. Царицына более широких полномочий» в Царицынском, Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском уезде, «путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской». ввиду отдалённости от Саратова. Патриарх и Св. Синод, признавая обоснованными доводы, изложенные в докладе епископа, посчитали необходимым руководствоваться Соборным определением от 26 июля (8 августа) 1918 г., регламентирующим учреждение новых епархий и викариатств. Порядок образования новых епархий требовал обсуждения на общем собрании выделяющихся в новую епархию уездов. Это общее собрание должно определить, изыскать и указать средства на содержание вновь образуемого епархиального управления. Составленный проект учреждения новой епархии с мнением Архиереев представляется в Высшее Церковное управление, которому предоставлено право учреждать новые епархии. Причём должно быть принимаемо во внимание: а) желание пастырей и пасомых той или иной епархии о выделении в самостоятельную епархию, б) количество приходов (церквей) и монастырей, в) отдалённость от епархиального города, неудобства путей сообщения и обширность территории, г) наличность духовно-учебных заведений, способных обслуживать вновь учреждаемую епархию, д) особенности состава паствы и миссионерско-просветительные нужды края, и е) наличность местных средств для содержания кафедры Архиерея и епархиального управления. Указанные условия служили основанием для положительного решения по открытию епархии .

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

31 августа 1913 года, согласно прошению, зачислен в братство Валаамского монастыря . 14 августа 1914 года пострижен в монашество игуменом Маврикием, настоятелем Валаамского монастыря. 14 сентября этого же года возведен в сан архимандрита епископом Сердобольским Серафимом в Рождественском соборе 8-го Финляндского стрелкового полка . С 12 августа 1914 года - смотритель Балашовского духовного училища . Открыл в Балашовском уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность " научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды - отпор врагам Церкви Православной " . С 10 сентября 1916 года - ректор Пермской духовной семинарии . Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали архимандриту Феофану общую любовь, несмотря на короткое время его службы в семинарии. 26 февраля 1917 году хиротонисан во епископа Соликамского , викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Пермскому Андронику , бесстрашным обличителем безбожия. Во время пребывания архиепископа Андроника на Поместном Соборе Церкви , в августе-декабре 1917 года и в январе-апреле 1918 года, исполнял его обязанности по управлению епархией. 4 февраля 1918 года возглавил в Перми небывалый по многолюдству крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь. Вернувшись в Соликамск , Владыка Феофан продолжил свое стояние за Святую Церковь и всячески увещевал духовенство не проявлять молчаливую покорность насильникам и грабителям. Сщмч. Феофан Соликамский, икона. В 1918 году волостной земельный отдел просил Соликамский Троицкий монастырь прислать планы сенокосных лугов, принадлежащих монастырю. Епископ Феофан ответил: " ...предстанет Страшному суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватить принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией. Без разрешения власти архиерея, Преосвященного Андроника, не имею права разрешать высылать планы... " . Он знал, что не для раздачи бедным, не на поддержание неимущих пойдет церковное имущество, а для дальнейшего разграбления и разрушения Отечества.

http://drevo-info.ru/articles/4552.html

Балашовская Основана в 1918 г. Именование – по г. Балашов (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена в 1933 г. (?) 10(23)04.1918 Нифонт Фомин (ранее 01(14)09.1921) 31.12.1923(13.01.1924) 13(26)07.1927 Андрей Комаров 02(15)09.1927 01(14)12.1927 Евгений Кобранов 01(14)12.1927 05(18)12.1928 Флавиан Сорокин 24.01(06.02)1929 22.03(04.04)1933 Балашовская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Балашов (Саратовская губерния). Саратовское викариатство Упразднена в 1923 г. 1922 Николай Позднев 04(17)09.1922 Петр Данилов 318 Первая дата – по письму Нумерова (см. Приложение 7. С. 877), где упоминается как Балашовский. Вторая дата – 1923 г. представляется реальной с учетом первой даты преемника. Скорее всего, был определен на покой, ибо в списке Н. Кирьянова от 08.1924 не упомянут (см. Приложение 8. С. 881). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010