Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Эскиз деревянного с позолотой иконостаса монастырского Введенского храма был выполнен по просьбе мон. Димитры худож. В. М. Пешехоновым (см. Пешехоновы ) в С.-Петербурге. Внутреннее убранство украшали Ахтырская, Владимирская (написана на Афоне), Казанская, Старорусская, Тихвинская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, а также иконы свт. Николая Чудотворца, вмц. Варвары, преподобных Исидора Пилусиота, Анны Кашинской, Феодосия Тотемского (Суморина) и др. Часть святынь, в т. ч. чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери, подарил основательнице Киевский митр. Исидор (Никольский) . В 1880 г. начальник Киево-Печерской живописной школы о. Альвиан по просьбе мон. Евфалии (Лебедевой) написал для общины Киево-Печерский образ Божией Матери, а киевский золотарь Максим Бышевский изготовил серебряную позолоченную рамку (весом 38 золотников). К основному объему монастырского корпуса примыкали 2 двухэтажных здания, в к-рых располагались сестринские кельи и канцелярия. На территории обители находились деревянные флигели, сараи, хозяйственные службы. В 1882 г. при въезде в К. м. была построена каменная 3-ярусная колокольня с шатровым куполом (по проекту архит. В. Н. Николаева, на средства действительного статского советника М. Г. Петрова, киевского купца П. И. Губонина и др.), отремонтированная в 1898-1899 гг. К нач. XX в. в К. м. располагались также 3-этажный корпус (1880) с кельями, просфорней, хлебной, кладовой, кухней, корпус с трапезной и рукодельной мастерской, 2-этажная гостиница, больница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия, множество деревянных построек, в т. ч. 2 кухни, баня, сараи, конюшня, погреба. На территории К. м. были разбиты фруктовый сад и огород. К 1891 г. обитель владела усадебной землей (762 кв. саж.), пожертвованной столичной купчихой П. Ф. Медведевой, земельным участком с постройками (112 кв. саж.); недвижимый капитал общины, состоявший из гос. процентных бумаг, составлял 49 160 р. В 1900 г. К. м. владел 1,934 дес. усадебной земли с 17 различными постройками и неприкосновенным капиталом в 60 тыс. р. в виде процентных бумаг разных кредитных учреждений. Среди благотворителей и вкладчиков К. м.- с.-петербургские купцы Е. Н. Сивохин, Русанов, киевский предприниматель Н. А. Терещенко, киевская купчиха Е. К. Фатеева, столичная жительница П. Т. Лесникова, московская помещица М. А. Охотникова, купчиха г. Павловска А. У. Джамусова и др.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) После возвращения в Святогорье 12 мая 1847 г. свт. Иннокентием (Борисовым) Г. был рукоположен в сан иеромонаха, 23 дек. 1850 г. утвержден ризничим мон-ря. После кончины игум. Арсения 25 окт. 1859 г. Г. был избран настоятелем мон-ря, 30 окт. того же года еп. Макарием (Булгаковым) в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре возведен в сан игумена, 16 дек. 1861 г.- в сан архимандрита. По преданию, после вступления в должность настоятеля Г. впал в уныние от непосильности предстоящего служения. Вскоре он сподобился увидеть в тонком сне Богородицу с тростью в руке, Которая дала ему обетование: «Не ты будешь управлять обителью, а Я. Ты в руках Моих будешь, как эта трость!» Ближайший ученик прп. Филарета (Данилевского), Г. неукоснительно соблюдал в Святогорской пуст. устав Глинской обители, сочетал в служении хозяйственные заботы с пастырской мудростью. При Г. были построены Успенский собор, 2-этажная Преображенская ц., трапезная Богородице-Рождественская ц., в память о первом настоятеле архим. Арсении в пещерах ископана ц. во имя Алексия, человека Божия, устроены больничный хутор с корпусами и домовой ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1865), скит прп. Арсения Великого, богослужение в к-ром совершалось по уставу скитов Афона, подсобные хозяйства с храмами в слободе Маяки и дер. Горожевке, подворья в г. Славянске и близ г. Изюма. В 1889 г. по инициативе Г. близ ст. Борки (на месте спасения царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888) был основан Спасский скит с Введенской ц. Попечением Г. в 15 км от мон-ря, в с. Голая Долина, открыто уч-ще для крестьянских детей. С 1863 г. Г. служил также благочинным мон-рей Харьковской епархии, участвовал в устроении Высочиновского Казанского муж. мон-ря в Змиёвском у., Рясненского Димитриевского муж. мон-ря в Ахтырском у., старобельского Луганского жен. мон-ря , посещал мон-рь и переписывался с его игумениями Ангелиной и Маргаритой.

http://pravenc.ru/text/164767.html

55° 36 " 35.55 " N, 36° 35 " 57.02 " E Одноглавый храм в неорусском стиле, построенный в 1915-1916 г. видным архитектором В.А. Покровским на средства вдовы князя Щербатова 57° 31 " 34.17 " N, 38° 19 " 50.52 " E православный монастырь в Угличе у Каменного ручья на горе, которая в древности называлась «Огнева». Монастырь основан в 1371 году иноком Адрианом 55° 47 " 3.38 " N, 37° 40 " 4.09 " E был первым женским монастырем Москвы и оттого назывался стародевичьим – по старшинству над остальными московскими женскими обителями. 56° 4 " 59.17 " N, 38° 18 " 34.88 " E Начато строительство храма с начальной школой, восстановленными прудами " ключь " и " замочная скважина " с лодочной станцией и амфитеатром, музеем М.Ю.Лермонтова. 55° 55 " 56.28 " N, 37° 13 " 39.61 " E Кирпичная одноглавая церковь, выстроенная в 1693, полностью перестроена в 1777-1782 гг. на средства В.А. Всеволожского в стиле классицизма. Новая колокольня построена в 1865 г., трапезная со Смоленским и Пятницким приделами расширена в 1890-1892 гг. 55° 58 " 49.86 " N, 38° 12 " 35.93 " E Одноглавый четверик с алтарем и притвором, в декоре заметно влияние псковско-новгородского зодчества. Сооружена на сельском кладбище в 1999-2004 гг. попечением семьи Шмараевых. 55° 42 " 42.70 " N, 37° 34 " 30.65 " E ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в Москве, у подножья Воробьёвых гор. В зданиях монастыря расположены Синодальная библиотека, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации, учебный комитет и институт перевода Библии. 55° 22 " 57.36 " N, 43° 49 " 26.40 " E действующее православное подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Расположен в г. Арзамас. 57° 19 " 5.71 " N, 44° 10 " 56.83 " E основан в 1708 году, в настоящее время восстанавливается 40° 15 " 52.17 " N, 24° 12 " 54.98 " E 55° 41 " 37.44 " N, 39° 13 " 21.59 " E Храм возведен в архитектурном стиле – эклектика, пятиглавый, в два этажа, на верхнем этаже престол в честь Ахтырской иконы Божией Матери, а на нижнем - в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

За неск. лет до кончины И. по благословению настоятеля игум. Германа (Клица) и своего духовника иером. Авраамия (впосл. иеросхим. Аникита) стал общаться не только с иноками, но и с посещавшими Святогорскую пуст. паломниками, стремившимися испросить молитвы или советы у старца. По молитвам И. исцелялись страдавшие душевными болезнями, недугом пьянства. Иногда в общении с состоятельными мирянами И. юродствовал, скрывая свои подвиги. Луганский купец С. М. Хрипко, почитавший И. как «живого святого», услышал от затворника настойчивые просьбы помочь деньгами его родственникам, семейству Крюковых. «Ты умер миру, отче, ты мертвец в мире, какие у тебя родные!» - воскликнул Хрипко и покинул келью, разочаровавшись в «святости» затворника. По словам Ковалевского, И. «пугался» слишком ретивых почитателей, «предпочитая лучше слыть недостаточным и немощным грешником» (Там же. С. 39-41). В марте 1867 г. в беседе с мастером М. Ситенко, посетившим келью для ремонта печи, И. предсказал свою скорую кончину: «В нынешнее лето мне надобно будет выйти отсюда». «Куда же, батюшка?» - спросил мастер. В ответ затворник молча посмотрел на свой гроб. Летом 1867 г. И. окончательно ослаб и 3 авг. был переведен в монастырский больничный скит в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Со старца сняли вериги и медный крест на тяжелой цепи. Готовясь к кончине, И. простился с братией, больничному иером. Паисию подарил икону Рождества Пресв. Богородицы (копию чудотворного Глинского образа) и крест; иером. Иоанникию - келейное Евангелие в медном окладе и одну из 2 схим. 11 авг. 1867 г. И. причастился Св. Таин, к-рые из алтаря больничной Ахтырской ц. принес иером. Паисий, и вскоре скончался. После отпевания, к-рое совершил 13 авг. настоятель архим. Герман, старец был погребен с левой стороны у алтаря Ахтырской ц. Над могилой был поставлен деревянный крест, ранее находившийся в пещере затворника. Затем вместо деревянного был сооружен чугунный крест с литым распятием, над захоронением поставлен навес. Прежний крест и вериги хранились в пещерной келье затворника, нек-рые предметы облачения - в ризнице Ахтырской ц.

http://pravenc.ru/text/469023.html

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «теплой Заступнице мира холодного». То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Ее – вот что звучит во многих из наименований святых икон Ее: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек не есть чистый дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство душ – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображение – и дало повод к возникновению почитания святых икон. Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее, по уходе Ее из мира. И вот Она решила в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Вот она со скорбию взирает на крест Своего Сына – «Ахтырская»; вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца – «Касперовская»; вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове (обычный жест тяжко страдающих людей) – «Утоли моя печали»; вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что отнимут Его от Нее: так готова она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших»; вот, как безгранично любящая Мать, Она держит на правой руке Своего Божественного Младенца, Который так крепко, доверчиво приник к щеке Своей Пречистой Матери, обвив Ее шею Своей ручкой – «Владимирская». Сколько ласки, любви во взоре! По преданию первой иконой, которую написал святой апостол и евангелист Лука, была эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен " . Но на этом не закончилась история иконы – она не была уничтожена, как, к счастью, не закончилась история Церкви Русской и веры православной на Руси. И сегодня Каплуновская икона, свидетельница Полтавской победы, вручается министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу для постоянно размещения здесь, в этом величественном храме Воскресения Христова Вооруженных сил России. С праздником поздравляю всех! " Также в дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы – личную икону, которая находилась в келье Его Святейшества.

http://religare.ru/2_119518.html

«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч. В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха». Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00085

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010