Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1786 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским. В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и ныне. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более1000 человек. При храме было 2 церковных дома - каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке.В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучение было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период " изъятия ценностей " , наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест - древняя святыня храма, насчитывающая около 500 лет. По решениям Губисполкома в Орле с 1921 по 1923 годы были закрыты 2 монастыря и 17 церквей. Ахтырской церкви, можно сказать, " повезло " . Она была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 4 года. В этот период она была превращена в зернохранилище.15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. (Е.Е. Щекотихин " Орловская битва " , книга 2. Орел: Александр Воробьёв, 2006. - с. 418-419)

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Еще грациознее была возведенная подле храма в 1827 году двухъярусная каменная колокольня. Первый ее ярус окружали колонны, второй – украшали плоские пилястры. В самом теле колокольни прорезаны ниши, пропорция окна звона – узкая арка. Арка производила впечатление воздушности. На каменной колокольне, как и на старой деревянной, было тоже пять колоколов: 1-й – 46 пудов и 30 фунтов, 2-й – 9 пудов и 31 фунт, 3-й – 4 пуда, 4-й – 1 пуд, 5-й – 30 фунтов. Новая каменная ограда на месте деревянной была выстроена в 1828 году. С 1849 до 1895 года храм был трехпрестольный: главный во имя Архистратига Михаила холодный, и два на хорах теплые: с правой стороны в честь Нерукотворенного образа Спасителя и Ахтырской Божией Матери, а с левой – во имя святых мучеников Софии, Климента и Агафангела(Ф40, оп. 110, ед.хр. 1129, 1138, 1142, 1144а, 1146, 1148, 1787, 1796). В 1895 году, по благословению епископа Амвросия (Ключарова), был произведен ремонт церкви, были убраны хоры, соответственно убрали и два престола на них. Нужно сказать, что наружный вид церкви сильно пострадал в 1895 году, когда ремонтом искажен был профиль карнизов и вследствие этого они получили грубый вид. Пострадали и купола на церкви и колокольне. Прежде были точно сферические, при замене стропил и обрешетки стали многогранные. Главка на верхнем барабане вместо круглой была сделана наподобие луковицы. Двухтонная окраска храма была заменена сплошною белою. Прежде белые колонны прекрасно выделялись на темно-красном тоне штукатурки стен. Переделка, будто бы вызванная трещинами от сильного давления тяжелых (400-500 пудов) печей, отразилась и на внутреннем виде храма: убраны были с благословения епископа Амвросия не только хоры, но и царские врата, которые «по ветхости» были переделаны. Неоднократно производился ремонт церкви и колокольни. «В 1878 году возобновлен иконостас с главной церкви, устроен новый пол, и также устроен и новый престол, который освящен 4-го ноября старанием священника, старосты и прихожан». «В 1900 году был произведен ремонт церкви и колокольни: заново вызлощены кресты и главы, крыши окрашены зеленою краскою. В 1904 году ремонтирован иконостас, окрашен белою краскою и вызлощен. Иконы, находящиеся в иконостасе, написаны вновь. Устроены в иконостасе также и новые Царские Врата. Пол в святом Алтаре и на солеи сделан вновь. Внутри храма произведена побелка стен и исправлена штукатурка. В 1905 году во святом Алтаре и во всей церкви окрашен пол, все наружныя и внутренния двери, окна, решетки и четыре киота, стены внизу внутри церкви окрашены масляною краскою. Здания церкви и колокольни очень прочныя. Вокруг церкви устроена прочная, каменная ограда, исправлена и выбелена в 1905 году. Для предания земле умерших имеются требуемые законом особо отведенные кладбища, огорожены забором».

http://sobory.ru/article/?object=03842

По его словам, необходимо понять, что «состояние человеческой души — не красивые слова, а жесткая реальность, которая буквально сказывается на наших жизнях». Убийство священника Филиппова, по словам Легойды, — свидетельство того, как «бессмысленная, нечеловеческая злоба прекращает жизнь человека без какого бы то ни было повода». Как подчеркнул заместитель председателя ОВЦС иеромонах Филипп (Рябых), это очередное ужасное событие свидетельствует о том, как низко упал в нашем обществе уровень отношений между людьми. В Вознесенском храме в селе Сатино-Русское Подмосковья, настоятелем которого являлся протоиерей Александр Филиппов, хранятся иконы, исцеляющие от алкоголизма и наркомании. Каждую субботу отец Александр служил перед иконами Божией Матери «Ахтырская» и мученика Вонифатия водосвятный молебен об исцелении от недугов пьянства, наркомании, табакокурения и других страстей, сообщает «Интерфакс». Сегодня, 23 декабря, на епархиальное собрание Московской епархии в Храме Христа Спасителя началось с провозглашения вечной памяти протоиерею Александру Филиппову. — Вчера поздно вечером был убит клирик Московской епархии протоиерей Александр Филиппов. Был убит, потому что не проявил равнодушие к человеческой гадости, к дурному поведению, – сказал Патриарх Кирилл. Ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл письменно выразил соболезнования митрополиту Ювеналию, матушке Елене Филипповой, родным, близким, причту и прихожанам Вознесенского храма. Высокопреосвященнейшему митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, матушке Елене Филипповой, родным, близким, причту и прихожанам храма Вознесения Выражаю искренние и глубокие соболезнования в связи с жестоким убийством протоиерея Александра Филиппова. Призываю всех верных чад нашей Церкви молиться об упокоении души новопреставленного иерея Божия. Надеюсь на скорейшее расследование обстоятельств случившегося и торжество справедливости. Произошедшее нельзя назвать просто случайностью. Трагическая череда преступлений последних месяцев заставляет задуматься о той дьявольской злобе, которую удалось посеять в сердцах людей врагу рода человеческого. Общество, где происходят подобные преступления, никак нельзя считать духовно здоровым. Причины этой нравственной болезни связаны с искажением подлинных представлений о добре и зле, смещением жизненных ценностей в сторону эгоизма, себялюбия и равнодушия. В противостоянии этой злобе и равнодушию своими жизнями жертвуют лучшие люди: самые смелые, искренние, остро чувствующие несправедливость и стремящиеся противостоять ей.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда. И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. Известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812-1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении). В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает эти места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей. Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

http://sobory.ru/article/?object=30741

Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. Окончив в 1884 году Московскую духовную семинарию, женился и был рукоположен во священника к Благовещенскому храму в селе Матвеевском Подольского уезда. В семье у них с супругой родилось четверо детей. В 1891 году отец Василий был переведен служить в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитриевского уезда. В своем приходе он открыл церковноприходские школы в нескольких деревнях. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году — возведен в сан протоиерея. После прихода к власти большевиков в 1920 году протоиерей Василий был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году был награжден наперсным крестом с украшением, а в 1929 году — палицей. В 1929 году сотрудники ОГПУ через осведомителей стали активно собирать сведения об отце Василии. На основании полученных донесений священник был обвинен в том, что «использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отца Василия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 ноября 1929 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Барабинск в Западной Сибири, а через некоторое время переведен отбывать ссылку в Вологодскую область. После освобождения из ссылки ему было запрещено селиться к Москве ближе ста километров. Он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Тимашево Волоколамского района. В 1935 году был награжден митрой. С началом новых гонений на Церковь протоиерей Василий был арестован 22 сентября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. 11 ноября 1937 года его приговорили к расстрелу. Протоиерей Василий Архангельский был расстрелян 13 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 г. по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 г. был выстроен каменный Троицкий собор с пределами в честь Благовещения Богородицы и иконы " Всех скорбящих Радость " и ограда вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлучный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 г. он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 г. Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря, впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 г. - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 г. за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 г. одним священником, которому «... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=37596

Строительство каменного храма по проекту Кутепова, ученика знаменитого Жилярди, завершилось в 1823 г., а в 1825 г. его освятил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку Московскому мировому судье И.М. Матвееву, большому любителю изобразительного искусства и музыки. Последний владелец усадьбы С.И. Матвеев, ученый цветовод, автор книг о цветах. Матвеевы благоустроили усадьбу, провели водопровод, устроили фонтан, в оранжереях выращивали персики, цветы, росли пальмы. История сохранила имена некоторых священнослужителей Ахтырской церкви. Священник Иоанн Сахаров, умерший в 1893г. завещал церкви свою большую библиотеку, которая стала доступной для членов Ахтырского прихода и всего благочиния. Его приемник – протоиерей Василий Архангельский, прослуживший в этой церкви до 1929 г., восполнил Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. На приходе им было организовано три церковноприходских школы, он был законоучителем в Абрамцевском начальном училище. В 1920 г. отец Василий был арестован и приговорен к трём месяцам заключения условно. В 1929 г. последовали второй арест и ссылка. В 1937 г. его арестовали в третий раз. 13 ноября этого же года протоиерей Василий был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. В 1930 г. настоятелем церкви стал игумен Азарий, в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. 12 декабря 1937 г. он также был расстрелян на Бутовском полигоне. Ахтырская церковь была закрыта в 1937 г. и постепенно разрушалась. Но даже её руины послужили искусству. Скульптор С.Д. Тавасиев создал в них памятник герою башкирского народа – Салавату Юлаеву, сподвижнику Емельяна Пугачева, за что был удостоен Государственной премии. В 1986 г. усилиями Д.С. Ганешина, который впервые увидел Ахтырку в 1921 г., до ее разрушения, начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь была возвращена верующим. Первыми на помощь молодому и нищему приходу пришли князья Трубецкие, потомки строителей храма, проживающие как в России, так и в рассеянии. Особенно был активен внук князя Сергея Николаевича, Андрей Владимирович. Он умер в 2004 г., но дети и младший брат, Георгий Владимирович, всегда приезжают 15 июля на престольный праздник.

http://sobory.ru/article/?object=00085

Церковным старостой с 1898 года был крестьянин деревни Орехов Брод Ермолай Яковлев. Он купил в церковь американскую циркуляционную печь, жертвовал деньги на украшение церкви. Ему преподано архипастырское благословение, награжден серебряной медалью для ношения на груди, за участие в деятельности Российского Императорского общества Красного Креста награжден медалью общества. О дальнейшей судьбе священника Пятницкого, псаломщика-дьякона Архангельского неизвестно. В приходе были следующие населённые пункты: сёла Иваньково, Заскачиха, деревни Бор, Борок, Бородино, Васьково, Гвезданово, Гришино, Дрехово, Дрисливицы, Еремеево, Иевлево, Исаково, Козино, Кушаново, Кушково, Морозово, Наволок, Орехов Брод, Орешково, Плотки, Пыплино, Решетниково, Рожницы, Ручьи, Стихирево, Субботкино, Царево, Ямы, а также деревня Луковищи Бежаницкой волости Новоржевского уезда, Веретье и Задорожье Локонской волости Холмского уезда. В 1915 году в приходе проживало 1579 мужчин и 1629 женщин. В годы советской власти церковь закрыта, превращена в клуб. В годы Великой Отечественной войны разрушена колокольня. В 2004 году церковь попытались восстановить. Имение Иваньково в XIX веке принадлежало Софье Александровне Зыбиной (урожденной Алединской). Она известна как пианистка, автор романсов, брала уроки у М.И. Глинки. В Петербурге её дом посетил Ф. Лист, в юности она дружила с поэтами Н.Ф. Тютчевым, А.Н. Апухтиным, была знакома с Я.П. Полонским, Великим князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом К.Р.), композиторами А.Г. Рубинштейном, Ц.А. Кюи. Музыкальный талант Софьи Александровны перешел к её детям и внукам. Её внук Лев Альфонсович Остен-Сакен слу- жил на яхте Императора Николая II, принимал участие в музыкальных вечерах императорской семьи. В погосте Иваньково были похоронены С.А. Зыбина, её дочь Екатерина Кирилловна с мужем Альфонсом-Эрнстом Рудольфовичем Остен-Сакен. После 1917 года в имении был организован агропункт, земля поделена между крестьянами. В 1924 году семью Остен-Сакенов решили выселить из имения: «Остен-Сакена Льва и Варвару выселить как дворян и содержащихся в концлагере». По свидетельству жителей Лев, как офицер царской яхты, был расстрелян вместе со своими детьми в окрестностях Иваньково. Могилы Зыбиной и Остен-Сакенов осквернены и разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Только выходим на деревенскую грунтовую дорогу, к нам тут же подъезжает «Козел», что в таких глухих местах – чудо. Водитель улыбается гостеприимно: «Вы к нашему Ивану Данилычу?». И подвозит по деревне почти до его дома... Указывает нам на маленькую деревенскую избушку под соломенной крышей. Подходим. Во дворе колодец. Как в сказке. Навстречу из избы выходит к нам деревенский дедушка с лучистыми необыкновенно добрыми глазами, с длинной по пояс бородой. На нем длинная старинная рубаха, до колен подпоясана поясом, в валенках. Живой дедушка из сказки. А у меня никогда не было дедушки. (Мамин папа умер в сороковом году перед войной, а у папы отец добровольцем ушел на фронт и погиб на Орловско-Курской дуге. У подружек моего детства были дедушки, а у меня никогда.) И вдруг я встречаю такого родного Божиего. Он нам с мамой улыбается, кланяется и просит в избу. Мы попили с дороги его колодезной чистой водички и зашли в маленькие сенцы, где дрова. В прихожей русская печь и лавка, одно маленькое окошко. В другой маленькой комнатке: два маленьких окошка на разные стороны, стол из досок и две лавки. Над столом святой угол с иконой Ахтырской Божией Матери. На этой иконе около Божией Матери изображается Крест с Распятием. Полы везде земляные, электричества нет. В прихожей на полу керосинка. В избе так легко и прохладно. Мы с мамой сели на лавку против Иконы. Сам он сел на единственную в избе табуретку. Заботливо нас спросил: «Как вы добрались?» Мама сказала, что так легко к Вам шла, столько прошла, что сама удивляюсь, что совсем не устала, и тут же сразу машина нас подвезла. Он ответил: «Это наш председатель колхоза. Вначале он не верил в помощь Божию, хотел меня в психушку отправить, потом заболела его жена, врачи отказались лечить – рак. Он смирился, пришел ко мне втихаря, стучит: «Помоги». «А, веришь ли? Помогает Господь, а я слуга Божий и без крестов не принимаю», – отвечаю. Следующий раз надели кресты, пришли. Сказал, за какие грехи болезнь, чтобы покаялись и кресты не снимали. Жену его Господь исцелил…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010