За время существования монастыря, в него поступило множество историко-культурных ценностей. Это, прежде всего, старопечатные книги русских и украинских издательств, иконы и изделия декоративно-прикладного искусства церковного значения, среди которых - серебряная дарохранительница, выполненная гамбургскими мастерами «... ценою в три тысячи рублей... высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Феодосия (Янковского)». После закрытия монастыря летом 1788 г., при настоятеле архимандрите Венедикте, его насельники были переведены в Куряжский мужской монастырь Харьковской губернии. И хотя архимандрит Венедикт направлялся настоятелем в Московский Данилов монастырь, он и братия обители долго не хотели покидать Ахтырскую обитель. Благодаря стараниям майора Ивана Войновича, владельца деревни Доброславовки, Троицкий собор в ноябре 1788 г. был переименован в приходскую церковь с назначением настоятелем её свящ. Иоанна Яковлева. Другие храмы обители - Благовещенский и Преображенский - были разобраны, все имущество монастыря, даже ограда - распродано. Только при Троицкой церкви была оставлена самая необходимая церковная утварь и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Жители окрестных мест не теряли надежды на восстановление и возрождение святой обители. В 1835 г. ахтырчане и местные помещики обратились к Харьковскому архиепископу Мелетию(Леонтовичу) с просьбой о восстановлении монастыря «не требуя на то пособия от казны». Они полностью брали на себя восстановление древней обители за счет пожертвователей, среди которых были такие известные помещики, как Бразоль и Кулябка, купцы Алтухов и Греков, «девица Зверева и вдова Наталья Костевская» и много еще других достойных людей. Среди подателей был и куряжский монах Николай Калашников с сыном Михаилом. Всего же на восстановление монастыря было пожертвовано 65 дес. земли и 23 тыс. рублей ассигнациями. Однако в 1840 г. дело о возобновлении монастыря Святейший Синод возвратил в Консисторию для некоторых дополнений, а вскоре скончался и Архипастырь Мелетий. При архиепископе Мелетии, причисленному уже в наше время к лику святых, был изменен титул управляющего епархией. Святейший Синод, готовясь отпраздновать столетие со дня явления Ахтырской иконы Божией Матери, своим указом от 13 февраля 1838 г. повелел «...именовать управляющего Слободско-Украинской епархией - Харьковский и Ахтырский».

http://sobory.ru/article/?object=37596

По переписным книгам 1748 г. состоявшее в приходе Покровской церкви села Тешилова сельцо Артёмово принадлежало капитану Ивану и прапорщику Андрею Филипповым Пальчиковым. В конце XVIII в. их наследниками были жена Андрея Филипповича – вдова Анна Петровна с детьми Михаилом, Петром, Николаем и Димитрием Андреевичами, а также дети Ивана Филипповича Пальчикова – надворный советник Яков Иванович, секунд-майор Николай Иванович и обер-провиантмейстер Василий Иванович Пальчиковы. В начале 1840-х годов в деревне Артёмово жил поэт Е.А. Баратынский, когда строил новый дом для своей семьи в усадьбе Мураново. После революции барский дом долго служил школой, потом в нём планировали открыть музей Баратынских. В годы перестройки он был разобран на кирпич, включая и фундамент. Теперь это место отдано под застройку. В клировой ведомости за 1849 г. впервые встречаем упоминание о находившейся при сельце Артемове каменной часовне, построенной Пальчиковыми еще в XVIII в., хотя точной датировки по архивным документам не найдено. Богослужение в часовне совершалось в определенные дни сначала причтом Покровской церкви села Тешилова, а затем Ахтырской церкви села Ахтырки. Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды. В честь этого события на месте обретения Страстной иконы Божией Матери была построена часовня. Часовня простояла долгое время. К сожалению, годы гонений не обошли эту святыню стороной. В 1933 г. великая скорбь постигла жителей деревни, когда они увидели, что по инициативе руководства колхоза «Росхмель» часовня была разрушена. Место их общей молитвы было поругано и разорено. В начале 1990-х годов коренная артемовская жительница преклонных лет, Киселева Раиса Ивановна, возгорелась желанием воздвигнуть в своей родной деревне православный храм. Будучи малограмотной, но имея горячую веру, эта женщина приходила в администрацию района, просила, убеждала, доказывала необходимость постройки храма. Ее настойчивые просьбы, усилия и труды не остались тщетными. При поддержке благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована община верующих, получили землеотвод под строительство храма. Благодаря помощи районной администрации и Художественно-производственного предприятия «Софрино» началось возведение храма. Церковь строилась из дерева – в стиле старинных русских северных храмов. Около храма построена символическая часовня-столп с иконой святого великомученика Пантелеимона. В храме пребывает крест с частицами мощей более ста подвижников Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Помимо тематических записей, расположенных в алфавитном порядке, в этом своеобразном дневнике о. Варсонофия встречаются и размышления сугубо личного характера. Те из них, которые касаются духовной жизни, прохождения иноческого подвига, – не утратили своего значения и по сей день. К примеру, одна из таких келейных записей приводится на странице 400 нашего издания: «К некоторым из братий...» и т. д. В состав «Келейных записок» входят также и материалы, расположенные по принципу дневника или летописи: события скитской и личной иноческой жизни фиксируются в этих записях в хронологическом порядке, по дням недели с указанием даты. Так, мы знакомим читателей с записями П. И. Плиханкова (о. Варсонофия) 1892 года, когда он был новоначальным скитским послушником (с осени 1891-го): они охватывают непродолжительный период – сентябрь, октябрь и ноябрь. А Ахтырская икона Божией Матери , что в Вознесенской церкви города Козельска. Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря 409 Марк, живущий ныне на покое в Оптиной Пустыни: «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время я жил в Оптиной. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска, и против трех церквей 410 . Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, тот ответил: «Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери». Проснувшись, передал об этом о. Амвросию. Начались розыски по всем церквам г. Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви о. Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В день убийства он возвращался домой после собрания духовенства в Новодевичьем монастыре, когда была подведена своего рода черта, итог нашей церковной деятельности в Московской епархии в уходящем году. Сегодня, когда уже много говорят об отце Александре, его чистой подвижнической жизни, мы узнаем, что даже во сне он не предавался полному отдыху, а был полон беспокойства за восстановление и возрождение этого святого храма. Он сделал все, что мог, показал светлый пример нам — пастырям Церкви, как нужно исполнять свой долг , где бы мы не были, в какой бы мы одежде не были, когда мы встречаемся с глубоким падением нравов в окружающем нас обществе. И вы не должны унывать, а должны возгораться ревностью отца Александра, чтобы бороться со всеми грехами, которые разъедают наше общество. До тех пор, пока есть на земле такие пастыри как отец Александр, мир будет спасен и не умолкнет евангельское слово Христа среди нашего народа». mepar.ru Батюшка Наталья Стяжкина Он был неизвестен «широким массам», не выступал с громкими идейными высказываниями…. Он был православным СЕЛЬСКИМ священником, коих, слава Богу — тысячи. Он жил так, как живут русские сельские священники — очень скромно и тихо: восстанавливал храм, окормлял малочисленную сельскую паству (летом ещё и «дачную» паству), служил молебны об избавлении от греха пьянства и наркомании, Таинства совершал — с любовью и страхом Божием. Так, как полагается. И долг свой смертный (как оказалось) он тоже выполнил — так, как полагается. Незаметно и правильно — праведно. Наша дача расположена рядом с Вознесенским храмом, где подвизался о. Александр. Мы бывали на службах в Сатино-Русском, знали о. Александра. Приходя в храм, всегда любовались скромным, но таким красивым его убранством: деревянный иконостас с иконами Михаила Нестерова, редкие дореволюционные иконы — местночтимые иконы Божией Матери Ахтырской, мученика Вонифатия, огромное старинное паникадило с маленькими вставками-образами из финифти, вышитый бисером огромный образ Царственных Мучеников, старые деревенские иконочки в древних потемневших киотах — «от местных бабулек», любовно убранные искусственными цветами и вышитыми рушниками, шкаф с книгами – церковная библиотека для общего пользования прихожан. Все очень ветхое, намоленное, совсем нестоличное, хотя от Москвы всего-то 30 км…

http://pravmir.ru/tixaya-dobrota-ubienno...

Земли при сей церкви дворичной и усадебной 1120 кв. сажень, каковая земля определением Вятского окружного суда, состоявшегося 3 октября 1893 г. Закреплена за Владимирской церковью на право владения ею по з. давности, равно как и возведенными на оной церковными постройками имеется свидетельство, выданное вятским нотариусом Эрмингельд Свенторжецкий от 13 апреля 1894 г. за 703. Священнослужители усадебной землей и домами пользуются. Дом у священнослужителей полукаменный, стоит на церковной земле. На содержание священно-церковнослужителей жалования и постоянного оклада не положено, а довольствуются они добровольными даяниями от прихожан за требоисправления и сверх того пользуются процентами с капитала, пожертвованного разными лицами на помин их с родными. Капиталы сии закладываются в билетах в государственных банках и других кредитных учреждениях. Ближайшие церкви: градская Всесвятская и Благовещенская – приютская и Ахтырская кладбищенская. Опись церковного имущества с 1861 г. Метрические книги с 1781 г., кроме 1784, 1785 и 1788 г.г. Исповедные росписи с 1774, кроме 1781, 1784 и 1789 г.г. http://urzhum-uezd.ortox.ru Владимирская церковь, каменная, построена в 1718 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усадебной 1120 саж.; братский денежный доход: священ. 1 500 руб., псал. 500 руб.; прихожан городских 282 м.п., 362 ж.п. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. Начало постройки каменной церкви относится к 1707 г. В 1718 г. преосвященным архиепископом Вятским Дионисием разрешено освятить вновь заведенную церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. На освящение церкви в феврале месяце 1718 г. дан указ архиепископа Вятского, который в подлиннике хранится в архиве Кафедрального собора г. Вятки. Об освящении сей церкви били челом преосвященному архиепископу Вятскому Дионисию поп Иван с причетники да староста церковный Василей Силин Хохряков с приходскими людьми.

http://sobory.ru/article/?object=32525

Пострадал во время Великой Отечественной войны. Собор реставрирован в 1970-1972 гг. Сооружение уникально по своему объёмно-пространственному решению, не имеет аналогий в архитектуре украинского барокко. Свято-Покровский собор - главный храм города, визитная карточка Ахтырки. Местом его строительства было избрано место, где священник Даниил Полянский в 1739 г., во время сенокоса, в траве, за южной границей бывшей крепости, нашел икону. Эту икону перенесли в церковь, где в скором времени она начала являть чудеса исцеления больных. В 1751 г. Священный синод Русской православной церкви признал икону чудотворной. 25 апреля 1753 г. по указу императрицы Елизаветы на месте обретения иконы был заложен храм. При этом 2000 рублей в фонд строительства храма пожертвовала лично Елизавета Петровна, о чем собственноручно сделала запись в церковной книге, посетив город в 1744 г. Долгое время проект приписывали знаменитому архитектору Бартоломею Растрелли. В современных изданиях его приписывают (по стилистическм соображениям) архитектору Дмитрию Васильевичу Ухтомскому. Непосредственно возведением храма руководил Степан Исаевич Дудинский. Сооружение продолжалось 15 лет и было завершено в 1768 г. К обширной площади строение обращено боковым фасадом, что казалось бы, должно было уменьшить его организующую роль. Однако зодчий блестяще решил проблему, придав боковому фасаду болшой размах по горизонтали (45 м) и симметрично расположив композиционные элементы. Это и обеспечило доминирующее положение храма в застройке площади (высота храма с крестом составляет 46 м). Собор представляет собой восьмигранник с четырьмя мощными пилонами, которые поддерживают тоже восьмигранный купол и систему сводчатых перекрытий. К восточной и западной граням центрального восьмерика пристроены квадратные в плане алтарь и бабинец, заканчивающиеся небольшими, квадратными в плане " баньками " (куполами) с арочными окнами и маковками. Все нижние объемы имеют одинаковую высоту и объединяются по периметру широким, но скромным лепным карнизом. Декор фасадов несет явные признаки раннего барокко. Наличники окон заканчиваются лучковыми и треугольными фронтончиками. Углы здания подчеркнуты рустованными пилястрами. Интерьер украшен пилястрами с капителями ионического ордера, лепкой растительного и рокайльного мотивов, живописью на " парусных " сводах. Икона Ахтырской Божией Матери была похищена в 1903 г. во время реставрации в Санкт-Петербурге, а в соборе же хранится один из списков с иконы. Во время советской власти в Свято-Покровском соборе были расположены складские помещения. Здание было повреждено в годы Второй мировой войны.

http://sobory.ru/article/?object=04966

В 1618 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, было разбито польское войско гетмана Сагайдачного, двигавшееся на Москву, чтобы добыть королевичу Владиславу русский трон, как было обещано частью московской Боярской думы. В память этого события и потому, что бой происходил в районе Смоленских ворот Земляного города, на улице Арбат рядом с храмом святителя Николая выстроили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1668 г. на ее месте поставили часовню, а престол церкви перенесли в южный придел Никольского храма. В 1689 г. при церкви выстроили шатровую колокольню. Она не примыкала к храму, а была поставлена с юга от него, над воротами, ведущими в церковный двор. Само здание Никольской церкви несколько отстояло от красной линии улицы в глубь квартала. В нижнем ярусе колокольня была прорезана аркой с двумя гирьками. Столбы ее были красиво украшены мощными бочкообразными полуколонками. Выше располагался еще один ярус четверика с окнами и киотом, а выше, над восьмигранным ярусом звона, ажурный шатер с четырьмя рядами слуховых окон. Между первым и вторым ярусами четверика шел изразцовый фриз с изображением птиц и цветов, а на восьмерике на каждой его грани попарно были вставлены орнаментальные изразцы. Шатер колокольни красиво возвышался над застройкой улицы даже в начале XX века, когда появились уже пяти-шестиэтажные дома. Улица от Арбатской площади направлялась как бы к этой колокольне, и только около нее незаметно поворачивала и шла дальше. На колокольне висели колокола 1638 и 1751 годов, последний – в 212 пудов. Колокольный звон этой церкви славился своей исключительной красотой. Облик колокольни Николы Явленного сохранило живописное полотно М. Гермашова «Арбат», созданное в 1912–1914 гг. Незадолго до своей смерти императрица Елизавета Петровна пожертвовала в Никольский храм Ахтырскую икону Божией Матери. В 1761 г. на средства капитана Дурново в Николоявленном храме был устроен придел в честь этой иконы. В XVIII–XIX веках Арбат стал одной из самых аристократических улиц Москвы. В 1840-е гг. прихожанами этой церкви были славянофил Алексей Степанович Хомяков и его супруга Екатерина Михайловна, близкие друзья Н.В. Гоголя. По легенде, Гоголь, посещая Хомяковых, заходил в эту церковь, посвященную его святому покровителю, и молился перед образом Ахтырской Божией Матери, который был его семейной святыней.

http://sobory.ru/article/?object=34518

После генеральной уборки нужно было поставить в храме окна, двери, и сумма для этого требовалась внушительная. Пришлось собирать средства по домам, поставить кружки для пожертвований в людных местах. Поскольку денег на изготовление 18 окон всё же не хватало, на семейном совете Павел с Татьяной решились продать корову, позже продали 10 поросят, а уже в этом году расстались с тёлкой. Хорошо, что двери для храма пожертвовали из школы, так это большое дело сдвинулось с мёртвой точки. Для того, чтобы собираться на службы, понадобилась крыша над алтарём. Пришлось писать письмо о помощи Алексею Ивановичу и Алексею Алексеевичу Демидовым, которые оказали материальную поддержку. Внушительную сумму внесла и сестра Павла Репина – Галина Александровна Карамаликова. Огромная благодарность за материальную поддержку семьям Сарапкиных, Мировых, Белозёровых, Корсаковых, Агафоновых, Балясниковых, Чекалиных. А также депутату Госдумы Айрату Назировичу Хайруллину и предпринимателю Вячеславу Юрьевичу Золотову. Спасибо Николаю Владимировичу Ипатову за брусья, косяки на иконостас, за столы, лавки и туалет. Низкий поклон Фанису Салиховичу Батталову за предоставленную вышку для покрытия крыши, Юрию Шубину и Евгению Гренадёрову за работу с электропроводкой. Юрию Ивановичу Радионову и Евгению Скворцову за изготовление оригинальных подсвечников, семисвечника и крестов. Надежде Павловне Золотовой за подаренную старинную икону Ахтырской Божией Матери. А также многим людям, выразившим желание помогать и на деле оказав реальную помощь. И вот 8 августа, спустя 75 лет с момента закрытия Дома Божьего, по благословению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена благочинным протоиереем Павлом Чурашовым храм был заново освящён, и в его стенах была отслужена Божественная литургия. Причастниками Христовых Таин стали дети и взрослые. А после литургии во дворе храма рядом с новенькими клумбами поставили столы, и состоялась праздничная трапеза, за которой собрались внуки и правнуки тех людей, которые когда-то молились в этом храме о благополучии родного села и всей нашей родины в целом. Это было воистину историческое событие со слезами на глазах.

http://sobory.ru/article/?object=21849

Еще при жизни в нем проявились особые дары благодати Божией, и уже в Перми его считали святым. Он вел жизнь строгого аскета, но свои подвиги тщательно скрывал. Сколь велики были эти подвиги, открыл один случай. Ректор духовной семинарии архимандрит Иоанн (Оболенский) пожаловался в Святейший Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: «Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видел». С этими словами владыка поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло архимандрита то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника, и, пав к ногам его, просил прощения. «Я тебя от души прощаю, – ответил владыка. – но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом». Это пророчество святителя сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему, однако, не пришлось стать епископом. Ежедневно святитель Мелетий придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3 часов ночи. Затем четыре часа проводил в отдыхе, потом слушал утреню и раннюю обедню. Владыка Мелетий содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в городе Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской. Перед кончиной святителя его келейник однажды, улегшись на полу, задремал. И видится ему, что в комнате открылся потолок и светлые облака наполнили ее. Святителю Мелетию предстали два светоносных юноши в белых одеждах и поместились у его изголовья.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010