На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине XIX века поставлена небольшая каменная часовня-усыпальница, сохранившаяся до нашего времени. (По: Иеромонах Даниил (Сычев). Верность Богу и Отечеству (к истории рода Лыкошиных). Русское Воскресение, www.voskres.ru) В начале XIX в. титулярный советник Б.М. Лыкошин приобрел д. Петрищево, рядом с ней построил свою усадьбу. В 1812 г. он заложил здесь каменный четырехстолпный храм, который в связи с войной 1812 г. смог достроить лишь в 1819 г. Церковь была освящена во имя Ахтырской Божией Матери, отчего новое село и получило название Ахтырка (Ахтырское), а лежащая рядом д. Петрищево стала называться Пигулином. В 1861 г. была образована Ахтырская волость. К этому времени в Ахтырке построили еще одну церковь - Михеевскую. До наших дней уцелел лишь Ахтырский храм. Это оригинальное сооружение зрелого классицизма. Храм стоит при въезде в село и представляет собой невысокий четверик, завершенный широким барабаном с куполом и фигурной главкой. Представляет интерес полукруглая апсида с двухколонным портиком. Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов «Страницы истории Смоленщины», 2007 г., Смоленск Храм каменный, трехпрестольный, устроен в 1819 г.; главный престол - в честь Ахтырской иконы Божией Матери, холодный; приделы: во славу Сошествия Св. Духа и Иоанна Богослова, теплые. Прихожан 951 душа муж. пола и 1011 жен. пола; расстоянием селения до 9 верст. Земли церковной 37 дес., усадебной 3 дес., пахотной 10 дес., сенокосной 3 дес. и 21 дес. неудобной. Капитала церковного 1500 руб. Дома у причта собственные. Жалование священник получает 90 руб., псаломщик 36 руб. Священник и благочинный Николай Васильевич Смирнов, священник с 1874 г., награжден камилавкой в 1896 г. Диакон Симеон Иоаннович Львов, псаломщик Василий Васильевич Вишневский. При церкви земское училище, учительница окончила курсы епархиального женского училища - Елизавета Белкина, учащ. 60 чел. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=10059

Многолюдный крестный ход в Кременчуге возглавил митрополит Кременчугский и Лубенский Николай . Верующие с преднесением креста и икон прошли от Свято-Троицкого храма до площади Победы, где был совершен молебен. Торжественное шествие в Сумах возглавил митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий . С церковными песнопениями и молитвой верующие прошли от Спасо-Преображенского кафедрального собора до поклонного креста на площади Независимости. Здесь после молебна архиерей окропил верующих освященной водой. Крестный ход в Бердянске возглавил архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем . В процессии от Никольского храма до кафедрального собора Рождества Христова приняли участие сотни верующих. С молитвой на устах они пронесли по улицам города особо чтимые в Бердянской епархии иконы Божией Матери «Троеручица-Бердянская», «Почаевская», «Скоропослушница», «Спорительница хлебов», «Августовская», «Хлебная», «Владимирская», «Всецарица», «Казанская», образ «Успение Божией Матери», а также иконы с частицами мощей святых. Множество икон и ковчегов с мощами пронесли по улицам г. Каменское участники крестного хода, который возглавил митрополит Каменский и Царичанский Владимир . Во время шествия возносились молитвы об Отечестве, родном городе и властех, читалось Евангелие. После крестного хода все участники имели возможность приложиться к многочисленным святыням. Крестный ход Могилев-Подольской епархии прошел в Могилев-Подольском районе Винницкой области — от храма Параскевы Сербской с. Немия до поклонного креста с. Бронница. Возглавил шествие митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит . После крестного хода архиерей поздравил духовенство и мирян с праздником и окропил освященной водой. Крестные ходы в Неделю Торжества Православия в епархиях Украинской Православной Церкви состоялись по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия . В день праздника многие общины совершили крестные ходы вокруг своих храмов. В связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в большинстве епархиальных центров Украинской Православной Церкви молитвенные шествия были перенесены на послепасхальный период. В частности, в Киеве, в связи с введением локдауна, крестный ход был перенесен с 21 марта на более поздний срок.

http://patriarchia.ru/db/text/5790468.ht...

Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела влмч. Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного иконописания. Ныне в храме размещается община православных старообрядцев. В описи 1626 г. она назван церковью во имя вмч. Варвары с Никольским приделом за старым острогом. В 1685 г, она показана уже Знаменскою, что на Зеленой с приделом влмч. Варвары, деревянная, с 5-ю колоколами. Каменная церковь построена в 1720 году усердием купца Ланина и других прихожан. Церковь хорошо сохранилась почти в том виде, как была выстроена. Пять глав , венчающих церковь; трехапсидный алтарь, с портиком на средней апсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой стоящих, дорических колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная колокольня; - представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам конца XVII и XVIII вв. Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью была древнее ее. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольни в это время, как видно из одновременной Георгиевской за верхом церкви, строились выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее.Конструкция сводов древняя; купол, церкви внутри был красиво расписан в русском стиле. Иконостас древней формы увенчан распятием на кресте и четырьмя фигурами по бокам,написанными на досках и вырезанными силуэтом. Особенно заслуживает; интереса иконопись на стене, противоположной иконостасу. Предание говорило, что это работа придворного художника эпохи Петра I, по какому-то случаю скрывавшегося в Калуге. В церкви же находилась особо чтимая Ахтырская икона Божией Матери. В 1988 году передан общине старообрядцев австрийского согласия. http://korolev.msk.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=00913

Экспертизу провела член-корреспондент Российской академии художеств, главный научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств, доктор искусствоведения И.Л. Бусева-Давыдова. Подлинность святыни подтвердила комиссия Сумской епархии во главе с епископом Сумским и Ахтырским Евлогием. Божественную литургию в день престольного праздника домового храма в честь Турковицкой иконы Божией Матери возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Успенской Святогорской лавры архиепископ Святогорский Арсений, схиепископ Алипий (Погребняк), епископ Горловский и Славянский Митрофан, епископ Макеевский Варнава, духовенство Донецкой и Горловской епархий. После богослужения состоялся крестный ход с чудотворным Малочернетчинским образом. Донецкие реставраторы не только провели работы по ее восстановлению, но и изготовили специальный киот для обеспечения сохранности древнего образа, а также вновь установили ручки, которые позволят носить его в крестных ходах. 17 июля в 14.00 в Центре славянской культуры г. Донецка состоится пресс-конференция, посвященная обретению чудотворного Малочернетчинского образа Спасителя. В пресс-конференции примут участие коллекционер О.М. Зданович и пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев. Представителям СМИ будут продемонстрированы архивные фотографии и видеоматериалы, рассказывающие об истории и втором обретении чудотворного образа. Пресс-конференция, посвященная этому событию, состоится также 19 июля в 13.00 в актовом зале Сумского епархиального управления. В ней примут участие О.М. Зданович, секретарь Сумской епархии протоиерей Георгий Тарабан, члены епархиального оргкомитета по проведению торжеств по случаю предстоящей передачи иконы Сумской епархии. Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» 17 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54879.html

А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская «Смоленские усадьбы», каталог 2009 г. Источник: сайт «Культурное наследие Земли Смоленской» . На сайте Смоленской епархии  нет информации об этой церкви В 27 км на северо-восток от г. Поречья, на берегу озера Баклановского, расположено село Бакланово. В 1816 г. в селе была построена каменная двухэтажная церковь. В честь какого праздника она была освящена, сведений не найдено. О внешнем виде и внутреннем убранстве храма мы можем судить по акту обследования здания в 1930 г. для дальнейшей его передачи под нужды колхоза. «Каменное здание, построенное в 1816 г., под железной крышей, двухэтажное, в первой половине и во второй половине с двумя рядами окон и третьим рядом в куполе. Окна расположены вертикально. Во второй половине имеется иконостас, одноэтажный, на арках. В первой половине второго этажа расположен второй иконостас. Устройство их историческо-археологически ионического стиля. Живопись на деревянных испорченных досках акварельными красками; на стенах живопись масляными и акварельными красками; написанная на полотне «Иисус Христос». Вся утварь художественного значения не имеет» (ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 880. Л. 78). В 1927 г. община верующих Баклановской церкви была зарегистрирована в облисполкоме. С января 1930 г. в колхозе проходили заседания групп бедноты, на которых рассматривались вопросы не только об улучшении крестьянской жизни, но и дело о закрытии Баклановской церкви. Постановления собраний однотипны: «... Снять все церковные вещи и отправить на переплавку в завод в фонд коллективизации... Постановили единогласно - церковь закрыть и передать все церковное имущество в фонд индустриализации страны... Все ценности от церкви, как-то: колокола и другие - изъять и передать в фонд коллективизации... Все ценные предметы пустить на пользу коллективизации страны... Товарищ Степанов доказал, к чему ведет церковь и ее служители, что кроме вреда и дурмана она не дает нам ничего» (ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 880. Л. 60-70). 4 марта 1930 г. решением облисполкома храм был закрыт и передан на нужды школы. Закрытие церкви власти мотивировали отказом общины платить налоги и производить текущие ремонты, а также отсутствием желающих среди окрестного населения в дальнейшем использовать церковь по прямому назначению. Церковному совету предоставили право обжаловать постановление о ликвидации молитвенного дома в течение 15 дней. Верующие подали жалобу в Президиум ВЦИК. 24 мая Слободской райисполком получил распоряжение ВЦИК о немедленном возвращении храма прихожанам до окончательного решения вопроса в облисполкоме. Из документов о закрытии Баклановской церкви видно, что облисполком был заинтересован в ее ликвидации. Здание не возвратили церковному совету, в его стенах осталась школа. Но вопрос о закрытии храма поднимался в комиссии по делам культов еще на протяжении двух лет.

http://sobory.ru/article/?object=13053

В 1764 году, согласно Указу Екатерины II " О секуляризации церковных земель " , монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. Тем не менее, как утверждают историки, он полон загадок. Собственно, сейчас здесь стоят два храма: меньший, выстроенный в 1390-х гг. из белого камня и имеющий цоколь, и фрагмент стены весьма древней (видимо, являвшейся частью бывшего не сохранившегося собора Якиманского монастыря). Храм был практически разобран к 1867 году, за исключением одного северного придела Леонтия Ростовского. Этот придел, упоминаемый с конца 16 в., в 1770-х гг. был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту - церкви " под звоном " нечасто встречающейся в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых ныне утрачены. По инициативе и на средства можайского мещанина, прихожанина этого храма - Самородова, были облицованы фасады церкви и пристроена трапезная по проекту архитектора Т.И. Семенова. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью. На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а также борозды от иконостаса и следы жертвенника. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма - бывшая северная стена основного объёма древней церкви. В целом памятник интересен как дошедшее до наших дней архитектурное сооружение раннемосковского зодчества. html://www.hramy.ru/regions50/mojaisk/ioakim и журнал: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2016 г. Ахтырская церковь возведена в XIX столетии (по другим данным, на рубеже XVIII и XIX веков), как придел собора Леонтия Ростовского. Северная стена ныне несуществующего собора была использована в качестве южной стены Ахтырского храма. До 1764 года церковь входила в состав Якиманского монастыря, который был упразднен указом Екатерины II. Здание построено на месте каменного храма, который известен с XVI века (согласно некоторым источникам, он был возведен в более ранние века). Точнее, когда древнее здание снесли, был сохранен его придел, который стал самостоятельной церковью и позже был достроен. Сохранившаяся стена древнего храма, сложенная из белокаменных блоков и ставшая стеной Ахтырской церкви, является одним из самых древних сооружений в Подмосковье.

http://sobory.ru/article/?object=02332

Величаем тя,/святителю отче Мелетие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу, глас 8 Яко апостолом сопрестольна,/и врача предобра, и служителя благоприятна,/к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем,/в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/таковую благодать тебе даровавшаго исцелений/и граду твоему великое утверждение. Ин тропарь, глас 4 Апостольских догмат хранителя,/Церкве российския пастыря и учителя,/преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/даровавшаго нам угодника Своего,/яко обильный источник точащь врачевания,/граду же Москве похвалу и утверждение. Ин тропарь, глас 8 Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/верных озаряющи души и телеса, и/исцеления струи Богоприятными ти молитвами источаеши,/отче святителю Алексие./Темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна:/иже Христову престолу предстояй,/о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше,/радостно возопием песнь богоносному:/яко имея дерзновение к Богу,/многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Величание Величаем тя,/святителю отче Алексие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, глас 4 Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/иерархов славо и преподобных похвало,/Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/сирых и неимущих крове и прибежище./Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/и, сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/отче наш святителю Мелетие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дубовки Волгоградской епархии; игумения Георгия (Боровик), настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря г. Серафимовича Урюпинской епархии ; игумения Серафима (Каштанова), настоятельница Гусевского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» Урюпинской епархии; игумен Герасим (Александров), настоятель храма вмч. Георгия Победоносца и женской монашеской общины с. Безымянки Урюпинской епархии; игумен Савин (Аганин), настоятель Кременского Вознесенского мужского монастыря Калачевской епархии ; игумен Петр (Ковалев), благочинный Свято-Троицкого Белогорского Каменнобродского мужского монастыря Урюпинской епархии; ведущие преподаватели Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, которые будут вести занятия со слушателями курсов, — протоиерей Алексий Маслов, кандидат богословия, кандидат исторических наук иерей Александр Пржегорлинский, кандидат богословия иерей Владимир Аврамов, иерей Илия Неклюдов, М.А. Кириленко, А.О. Путило и другие специалисты центра. На встрече обсуждались вопросы организации курсов, учебного процесса, методики преподавания всех предметов для монашествующих. Особое внимание было уделено беседе с игуменами и игумениями монастырей Волгоградской митрополии о целях и задачах богословского образования всех монашествующих. Сотрудники Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской митрополии ознакомили членов комиссии с документацией курсов, материально-техническим обеспечением основной учебной площадки, ее техническим оснащением для осуществления учебного процесса в дистанционном формате. В библиотеке Центра подготовки церковных специалистов была представлена вся необходимая литература в достаточном количестве для каждой обители. После совещания в Центре подготовки церковных специалистов состоялась встреча членов комиссии с митрополитом Волгоградским и Камышинским Феодором . Члены выездной комиссии поделились своими предложениями по улучшению организации работы курсов в митрополии и опытом работы в этом направлении.

http://patriarchia.ru/db/text/5840324.ht...

За богослужением также молились благочинные всех церковных округов Сумской епархии, а также гости в священном сане. На торжества прибыли священнослужители из Харьковской , Полтавской , Черниговской , Конотопской , Кременчугской и ряда других епархий Украинской Православной Церкви. Поскольку решением Ахтыркого городского совета этот день в городе был объявлен выходным, в храме молилось несколько тысяч ахтырчан, а также паломники, прибывшие из других мест. В ознаменование праздничных торжеств состоялся крестный ход с Ахтырской иконой Божий Матери. У часовни, построенной на месте первого Покровского храма, архиепископом Вышгородским Павлом, викарием Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было зачитано послание Его Блаженства ко всем участникам юбилейных торжеств в Ахтырке. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней пожелал всем присутствующим благодатной помощи Божией молитвами Пресвятой Богородицы. В своем приветственном слове епископ Сумской и Ахтырский Евлогий выразил признательность Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру за архипастырское приветствие и благопожелания, а также поблагодарил всех прибывших на торжества архипастырей, священников и мирян, разделивших духовную радость ахтырчан в совместных молитвах. Слова сердечной благодарности прозвучали также в адрес руководителей города и района, принявших непосредственное участие в торжествах. В этот праздничный день были вручены высокие церковные награды. По благословенню Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины ордена «1020 лет крещения Киевской Руси» была удостоена глава городской администрации г. Ахтырка Ирина Демченко, медали Святых Антония и Феодосия Печерских — председатель Ахтырского районного совета Сытник Юрий Иванович. За многолетнюю деятельную помощь высоких церковных наград были удостоены благотворители Покровского кафедрального собора г. Ахтырки, сообщается на сайте Сумской епархии. По материалам  официального сайта УПЦ

http://patriarchia.ru/db/text/697501.htm...

Не меньше заботился святитель и о духовном окормлении братии Михайловского монастыря. Устными назиданиями и личным примером он воспитывал в иноках обители дух истинного подвижничества. Святитель Мелетий говорил: «Смирение – охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь неба». В апреле 1828 года святитель Мелетий получил назначение на Пермскую кафедру. Строгий к самому себе, святитель был строг и к другим. Для подготовки избранных кандидатов к принятию сана святитель Мелетий написал для них так называемый «Ставленнический катихизис». В августе 1831 святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил побережье Охотского моря и Ледовитого океана, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый апостол Сибири – священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий († 1879; память 23 сентября/6 октября и 31 марта/13 апреля). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждение и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов. После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось и в 1835 году его перевели на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание святитель уделял борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырске по случаю столетия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской (празднование 2/15 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010