В 2007 г. снесен второй этаж (советской постройки), в 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2010 г. за счет денег прихода началось строительство колокольни (каменная кладка), которая была закончена в начале 2011 г., установлен свод главного купола и продолжена каменная кладка четверика. К началу 2012 г. снаружи храм приобретает первозданный, благолепный вид. Ввысь устремилась двадцатиметровая колокольня, которая должна быть увенчана десятиметровым шпилем с золотым куполом и крестом. Возведены барабаны под купола, которых должно быть тринадцать.  В ведении прихода находятся два строения: храм и часовня, в которой совершается таинство крещения. Храм Ахтырской иконы Божией Матери является вновь выявленным памятником архитектуры федерального значения. Инфомация с сайта Курской епархии http://www.курская-епархия.рф Первое упоминание о церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери относятся к 1736 г. Первоначально церковь была деревянная и называлась " за приказами " , то есть находилась за городской площадью. В 1782 г. Ахтырская церковь была " расширена и перестроена " в распространенном в то время западноевропейском архитектурном стиле и представляла собой одноглавый храм с трапезной частью и трехъярусной колокольней. В 1898 г. по церкви был проведен комплекс значительных работ по реконструкции. В результате этих работ храм стал трехпрестольным, при этом полностью был изменен его внешний облик - на фасадах появились элементы " псевдорусского стиля " , в том числе декоративные закомары, кокошники, шатер на колокольне, двенадцать луковичных глав. В 20-е г. XX в. в помещении Ахтырской церкви разместилось убежище медицинского института. С 1937 по 1950 г.г. в ней размещался матрацный цех. В 1950-е г.г. было разобрано ярусное завершение и главы на основном объеме, разобраны два верхних яруса колокольни. На стенах первого яруса был надстроен этаж с внутренней планировкой, соответствующий новой функции храма - склад медицинской техники. В 1997 г. здание храма возвращено Курской епархии Русской православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=15051

И спрашивает Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее нет здесь: Она отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных!» Как хорошо понял значение успения Ее знаменитый епископ Иннокентий, когда, составляя акафист этому празднику, он вдохновенно воскликнул: «Радуйся, Обрадованная, во успении Своем нас не оставляющая!..» Время лишь усиливало почитание Пресвятой Девы. На прежние Ее милости и чудеса ложатся наслоения новых милостей и чудес, и бережно одно поколение передает другому те же чувства к Ней, то же сознание, что в трудную минуту есть Кого позвать в высоком и далеком небе, чтобы оно стало доступным и близким. Иногда мы не смеем обращаться к Богу. Наша греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуты умиления, в часы спокойной, сознательной веры... И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую утешительницу в Матери Божией. Ее мы не боимся, мы знаем, что Ее тихая святыня не оторвется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы к Ней ни пришли. Мы не видали Ее. Но мы знаем и чувствуем безошибочным внутренним чувством, что часто-часто задумчивый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас: мы – Ее искалеченные жизнью дети. Она была человеком, родившимся, как мы, в условиях земного ограничения, но как высоко Ее вознесла благодать! Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства и не угаснет и тогда, когда вытравлена будет в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую щедрость всеобъемлющего, безграничного сердца Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страждущее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Потомки князя Н.П. Трубецкого имеют обычай один раз в 10 лет собираться на семейную встречу. В 1996 и 2006 гг. эти встречи проходили в России и были означены визитом в Ахтырскую церковь. Посильные вклады Трубецких были направлены на приобретение колоколов, написание икон для иконостаса и другие цели. В настоящее время настоятель церкви – протоиерей Борис Можаев – кандидат медицинских наук, член Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями. Второй священник – иерей Димитрий Беженарь – ответственный по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности в благочинии. Реставрационные работы ведутся преимущественно на средства членов прихода. В храме создана уникальная система отопления: в полу проведены воздуховоды, через которые проходит теплый воздух. Храмовая Ахтырская икона Божией Матери украшена многочисленными (более 50-ти) «привесками». Иконостас – дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии. Образцом деисусного (от слова «деисус» – моление) чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря. В храме имеются ковчеги с частицами мощей святых, частями облачений мощей и пелены с Гроба Господня. На территории храма выстроена часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских. Клирики Ахтырской церкви также совершают богослужения в церкви Спаса Нерукотворного музея-усадьбы «Абрамцево». Эта церковь была построена в 1880-1882 гг. по проекту В.М. Васнецова. В создании иконостаса принимали участие известные русские художники: В.Д. Поленов, И. Репин, Н.В. Неврев. Церковь была освящена в 1882 г. в день празднования Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Источник: http://www.spblago.ru/?p=523 Церковь – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е гг. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 гг. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.

http://sobory.ru/article/?object=00085

В октябре 1996 г. поступил в Знаменский мужской монастырь г. Курска. По благословению архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) в Знаменском кафедральном соборе Знаменского монастыря г. Курска 23 февраля 1997 г. пострижен в рясофор с именем Вениамин в честь прп. Вениамина Печерского. 15 марта 1997 г. в Знаменском соборе Знаменского монастыря рукоположен в сан иеродиакона, 7 апреля в Благовещенском храме г. Курска — в сан иеромонаха. 27 декабря 1998 г. в Знаменском монастыре г. Курска пострижен в мантию с именем Вениамин в честь прав. праотца Вениамина. Будучи насельником Знаменского монастыря г. Курска в 1997-98 гг. восстанавливал переданный Курской епархии храм Ахтырской иконы Божией Матери г. Курска. 25 января 1999 г. переведен для несения послушания в скит прп. Серафима Саровского монастыря Коренной пустыни, а с 22 апреля 1999 г. назначен начальником этого скита. 24 декабря 2004 г. архиепископом Курским и Рыльским Германом назначен и.о. наместника Курской-Коренной пустыни. Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. (журнал 28) назначен наместником Курской-Коренной пустыни. К Пасхе 2006 г. возведен в сан игумена. По благословению архиепископа Курского Германа дважды совершил поездки в США по вопросам организации первого принесения чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Курскую епархию. С целью ознакомления с местами исторического пребывания чудотворной иконы на Европейском континенте побывал в епархиях, монастырях и приходах Русской Зарубежной Церкви в странах Западной Европы. Делегат Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г. от монашествующих Курской епархии. В 2010 г. окончил Курскую духовную семинарию. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) избран епископом Железногорским и Льговским. 19 августа 2012 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 31 августа 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве . Хиротонисан 1 сентября 2012 г. за Божественной литургией в Большом соборе Донского монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/pa...

Россия, как православная страна, родная и достойная дщерь восточной православной церкви. Принявши с востока православную веру христианскую, Россия приняла оттуда дух благочестия, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла ту же благодать Божью, вообще и в частности, заступление Божией Матери, которыми так богата была, особенно в первые времена христианства, церковь восточная. Вникая в историю России, мы неоднократно видим явление помощи Божией Матери во времена тяжкие для России. Так во время татарского ига, Пресвятая Богородица не раз оказывала свою помощь нашим предкам через свои чудотворные иконы, например: при победе над врагами во время знаменитой куликовской битвы; великому князю Дмитрию Донскому – через чудотворную икону, именуемую Донской; при нашествии Тамерлана; великому князю Василию Дмитриевичу – через чудотворную икону Владимирскую и др. В другое время, более близкое к вам, Божья Матерь чудесным своим явлением, через свою икону, называемую у нас Казанской, спасла Россию от ига иноземного в период самозванцев в 1612 году. Далее, в ближайшее к вам время, в начале этого столетия, через чудотворный свой образ, называемый Одигитрией, Она ободрила русских воинов, и Своим присутствием среди полков воодушевляла их победой над двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россию. А сколько в России чудотворных икон Божьей Матери?.. Есть чудотворные иконы Её: Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимирская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворных икон в Москве – сердце России и центре Русского православия, и в нашем русском Иерусалиме – Киеве?... Ко всем этим иконам верующие, с любовью, притекают и получают утешения в скорбях, исцеление в болезнях и т. под. Что всё это значит, как не то, что Покров Пресвятой Богородицы всегда был и есть простёрт и над Россией, что следы Своего присутствия Она, небесная Заступница, напечатлела почти во всех частях нашего обширного отечества и что Её благоволением пользуемся все мы – Россияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В последующие годы были построены корпус для братии с домовым храмом во имя Всех Преподобных Отцов и гостиница для паломников. Рядом с колокольней построен новый храм во имя Святой Троицы, в котором на Пасху 2012 года состоялось первое богослужение. С помощью Божией обитель продолжает восстанавливаться. Современное состояние [ править править код ] При монастыре сохранялись пещеры, ископанные в подражание Киево-Печерской Лавре («Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их», – писал свт. Филарет). При о. Сергии (Измайлове, †1863) вход в подземелье был расчищен. В 2003 году восстановлена традиция ежегодного крестного хода из Ахтырки (в 3-й день после праздника Св. Троицы) со списком Ахтырской иконы Божией Матери. На территории обители находится подсобное хозяйство, которым занимаются насельники. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] В обители почитаются такие иконы Божией Матери: Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших - Переходящая дата Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Сумская обл., Охтырский р-н., с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а Почтовый адрес: а/я 33, Ахтырка, 42704, Украина. Телефон: +38(05446)3-38-87 Электронная почта: igumen@ahtyr.org Проезд: ИЗ КИЕВА Самый удобный и быстрый транспорт до нашего монастыря из Киева — маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Есть два перевозчика. Места заказываются по телефону у диспетчеров: 066 113 81 38 ; 066 475 95 32 ; 050 637 76 70 . Вся информация (место посадки, стоимость, время отправления и т.п.) узнается у диспетчера. Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». ИЗ ХАРЬКОВА Автобусом с автостанции на Центральном рынке. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Харьков–Талалаевка, 7:50, через день; Харьков–Гадяч, 13:50, ежедневно;

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Сии следователи, прибыв в Ахтырку в 1746 г., письменными отношениями к полковым начальствам требовали к себе налицо всех тех, которые по книжке о чудесах значились испытавшими на себе чудесную помощь св. иконы. Все таковые должны были под присягою показывать и показывали о случившихся с ними событиях. Историческая верность чудесных событий оказалась несомненной как по обстоятельствам и свидетелям событий, так и по разнообразию чудесных происшествий. Святейший Синод при экстракте следствий докладывал императрице о всем деле и указом от 22 июня 1751 г. предписал: а) «святую оную икону почитать за чудотворную; б) если впредь происходить будут от сей иконы чудеса, – составлять точное и подробное описание тому, а Его Преосвященство имеет присылать каждый год донесения о том», в) священник Василий Данилов должен быть свободен от всякого надзора судебного, так как важнейшие из описанных им чудес оправдались следствиями. Благочестивая императрица, радуясь о милости Божией, явившейся над ее империей в ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По ее повелению от 25 апреля 1753 г. граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма. И храм явился такой, какой мог только предначертать Растрелли, храм чудный по величию и стройности своей. Святитель Иосаф Горленко совершил закладку храма. Императрица пожертвовала от себя для построения храма 2000 р. серебром и записала это своей рукой в сборной книге, доселе целой. Тогда же последовал высочайший указ ее: «Уведомились Мы, что собираемые в слободских полках и в городе Ахтырке в церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, которую Мы повелели устроить каменную, доходы деньгами, привесами серебреными и всякою церковною утварью, учрежденными при той церкви от Белгородскаго архиерея монахами отбираются на Белгородскую Консисторию, не оставляя ничего на потребу оной церкви. Для того повелеваем: отныне те все доходы от подаяния в ту церковь приходящие употреблять на нынешнее каменное церкви строение – и на церковное украшение, а по совершении церковнаго строения, на починку оной, и на исправление церковных надобностей; и при той церкви построить богадельню для больных и престарелых из тех доходов; для сбору доходов определить из Ахтырских знатных граждан ктиторов церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помимо тематических записей, расположенных в алфавитном порядке, в этом своеобразном дневнике о. Варсонофия встречаются и размышления сугубо личного характера. Те из них, которые касаются духовной жизни, прохождения иноческого подвига, – не утратили своего значения и по сей день. К примеру, одна из таких келейных записей приводится на странице 400 нашего издания: «К некоторым из братий...» и т. д. В состав «Келейных записок» входят также и материалы, расположенные по принципу дневника или летописи: события скитской и личной иноческой жизни фиксируются в этих записях в хронологическом порядке, по дням недели с указанием даты. Так, мы знакомим читателей с записями П. И. Плиханкова (о. Варсонофия) 1892 года, когда он был новоначальным скитским послушником (с осени 1891-го): они охватывают непродолжительный период – сентябрь, октябрь и ноябрь. А Ахтырская икона Божией Матери , что в Вознесенской церкви города Козельска. Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря 409 Марк, живущий ныне на покое в Оптиной Пустыни: «Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время я жил в Оптиной. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска, и против трех церквей 410 . Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, тот ответил: «Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона Ахтырской Божией Матери». Проснувшись, передал об этом о. Амвросию. Начались розыски по всем церквам г. Козельска, но иконы Ахтырской Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви о. Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи. Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско-философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты XVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы XVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы. В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов.

http://sobory.ru/article/?object=14144

В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским. В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и сегодня. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более 1000 человек. При храме было 2 церковных дома — каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке. В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучении было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500летнюю историю. Ахтырской церковь, была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище. 15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитами; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания, восстановлена изначальная форма куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=02338

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010