«Церковь – это живой опыт Троичного Бога» Интервью с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) Каллист (Уэр), митрополит Диоклийский Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) – известный богослов, профессор патрологии, 35 лет преподававший в Оксфордском университете. О духовных проблемах современного европейского общества и о той роли, которую в их разрешении может сыграть Православие, он беседовал с корреспондентом журнала «Тольми», органа Афинской Архиепископии Элладской Православной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, каковы, на Ваш взгляд, главные духовные проблемы, с которыми сталкивается современный европеец? – Самая серьезная духовная проблема современного европейца – потеря смысла и цели существования. Сегодня уровень материального благосостояния большинства жителей Западной Европы, естественно, намного выше, чем это было в прошлом. Но, как сказал Господь: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4: 4). Современный человек не видит смысла существования, у него нет никакой цели в жизни, нет стремлений, причем это происходит не только с теми, кто потерял веру. Большинство христиан ощущает то же самое. До определенной степени данное явление связано с большей, чем когда-либо, деструктуризацией общества. В прошлом в Западной Европе, как это все еще имеет место в других частях света, люди рождались в живом обществе, в расширенной семье, они попадали в систему разнообразных связей внутри деревни или города и чувствовали, что занимают какое-то свое место в этой системе. Сегодня современный европеец ощущает себя одиноким, и даже если двое и сочетаются браком, то чаще всего мы можем говорить о двух отдельных личностях. Не существует больше расширенной семьи с дядями, тетями, кузенами, друзьями, которые могли бы поддержать. – На смену расширенной семье пришла нуклеарная? – Вот именно, нуклеарная семья. Я думаю, что сложившаяся ситуация оказывает на брак серьезное давление. Кроме того, в современном обществе на Западе распространено явление, до какой-то степени неизвестное в прошлом. Есть люди, не связанные узами брака, хотя, возможно, и имевшие случайные связи, то есть непостоянные в смысле принятия на себя долговременных обязательств.

http://pravoslavie.ru/4784.html

«Кто вверяется Богу, воспринимает любое испытание как Его посещение». В Греции скончался архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул 28 января, 2008. Редакция " Правмира " Всем известно, что я столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Я с самого начала желал и продолжаю желать того, чтобы наш народ знал весь ход этих событий без уверток и попыток сокрытия правды. У меня есть чувство и убеждение, что мы, церковные мужи, не принадлежим сами себе. 28 января 2008 г. от рака скончался Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. 69-летний архиепископ Христодул был госпитализирован в июне прошлого года. Тогда у него был выявлен рак печени. Врачи отказались от операции по пересадке печени, так как обнаружили, что рак распространился. «Всем известно, что я столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Я с самого начала желал и продолжаю желать того, чтобы наш народ знал весь ход этих событий без уверток и попыток сокрытия правды. У меня есть чувство и убеждение, что мы, церковные мужи, не принадлежим сами себе. В первую очередь мы принадлежим Церкви и Ее членам и когда преуспеваем, и когда подвергаемся испытаниям. Я предал себя в руки Божьи, а также и врачей, к научному знанию и опыту которых я питаю абсолютное доверие. Я осознаю тяжесть своего состояния, но не сдаюсь. Я уповаю на любовь Божию. Пусть свершится Его Воля»-, говорил он в одном интервью американской газете «Национальный вестник». На вопрос журналиста о переменах в жизни, вызванных болезнью, владыка ответил: «Боль может подействовать на человека двояко: ужесточить его и ожесточить против Бога и людей, удаляя его от общества, либо смягчить, облагородить и заставить посмотреть на свою жизнь и на свою связь с Создателем и ближними другими глазами. Пределы такой двойственности зависят от размера веры. Тот, кто верит и вверяется Богу и Его воле, воспринимает боль, болезнь и всякого рода испытание как Его посещение. Он может в данный момент недоумевать, кричать «ПОЧЕМУ», но, в конечном счете, осознавать, что все, что Бог попускает в нашей жизни – хорошее, плохое или даже трагическое, – Он попускает ради нашей же пользы и нашего совершенствования.

http://pravmir.ru/kto-vveryaetsya-bogu-v...

архиепископ Анастасий (Яннулатос) Биографические данные автора Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский, Диррахийский и всей Албании с 1992 г., в 1972–1992 гг. был профессором истории религий Афинского национального университета им. Каподистрии, в настоящее время – почетный профессор того же университета и почетный член Афинской Академии наук. Родился в Пирее 4 ноября 1929 г. Обучался богословию в Афинском университете, религиоведению, миссиологии и этнологии в университетах Гамбурга и Марбурга (Германия) как стипендиат Фонда «Alexander von Humboldt». Владеет английским, французским и немецким языками; читает на латыни, по-итальянски, по-испански и по-албански; изучал два африканских языка. Седьмого августа 1960 г. рукоположен во диакона, 24 мая 1964 г. – во пресвитера, 19 ноября 1972 г. – во епископа Андрусского с исполнением должности генерального директора «Апостольской диаконии Элладской Церкви» (с 1972 по 1991 гг.). Изучал религии: индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, африканские религии – в странах, где они представлены в своей полноте: Индии, Таиланде, Шри-Ланке, Корее, Японии, Китае, Кении, Уганде, Танзании, Нигерии, Мексике и др. С 1970 г. – доцент богословского факультета Афинского университета, в 1983–1986 гг. – декан того же факультета, в 1993–2005 гг. – член-корреспондент Афинской академии наук. Почетный доктор богословия и доктор философии 16 университетов, университетских факультетов или отделов. Член многих международных научных сообществ. Миссионерская деятельность В 1954–1960 гг., будучи мирянином, трудился проповедником и катехизатором (Высшее огласительное училище св. Константина), руководителем христианских ученических и студенческих кружков, библейских занятий и семинаров церковных сотрудников, начальником ученических и студенческих лагерей христианского движения «Ζω» (из которого вышел в 1963 г.). В продолжении последипломного образования в Германии (1965–1969 гг.), будучи в пресвитерском сане, окормлял греческих рабочих и студентов, находившихся в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Богословие и биоэтика Проблема взаимоотношения богословия и технического прогресса решается не первое столетние. Но, наверное, именно в наше время она оказалась особенно острой. В свое время именно этот вопрос интересовал известного румынского богослова протопресвитера Димитрия Станилоаэ, памяти которого была посвящена прошедшая недавно в Румынии, в городе Яссы, конференция. Среди выступавших был и Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, очень тепло отозвавшийся о трудах о. Димитрия. По словам архиепископа, румынский клирик был «одним из самых замечательных богословов XX века». В своем докладе «Жизнь это дар Божий. Богословие и биоэтика» Предстоятель Элладской Церкви коснулся вопроса клонирования. Взяв за основу мысль приснопамятного о. Димитрия о том, что «техника существует для человека, а не человек для техники», архиепископ Христодул поднял вопрос о христианском отношении к клонированию. Начиная эту тему, он сказал, что не исключает того, что «следующие поколения, если правильно будут следовать евангельскому благовестию, будут считать черными страницами истории не только тоталитарные режимы и ГУЛАГи, не только истребление наций и войны, но и массовые убийства тысяч (человеческих) зародышей на благо науки и техники». Прежде чем говорить о клонировании, Архиепископ Христодул затронул проблему нравственного состояния родителей, которые «в секуляризованном и материалистическом обществе, развитом экономически и технически, но не духовно, смотрят на ребенка как на некую «обузу» и «лишние хлопоты» для своей эгоцентристкой и страстной жизни…». Он верно подметил, что «ребенок, воспитанный в такой среде, относится к родителям с таким же равнодушием», и привел пример, что «во Франции в августе этого года около 15 000 престарелых лишились жизни вследствие случившейся там жары, но, в сущности, эти человеческие существа были трагическими жертвами равнодушия своих детей». «Человечество развивается в научном и техническом отношении, однако печальным является тот факт, что в нравственном и духовном плане оно не имеет такого прогресса. Для человека опасно, когда он приобретает большие возможности и не в состоянии контролировать их на основании нравственных вечных ценностей». Одной из таких ценностей является «уважение к жизни, с момента зачатия до исхода души».

http://pravoslavie.ru/60.html

По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора (Феотоки) (Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии) Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет, и замечательный библиограф, г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящий раз мы намерены остановить внимание русских читателей на одном из его изданий, которое для нас, русских, не лишено и особенного значения, так как имеет непосредственное отношение к истории нашего отечества. В 1890 году, в Афинах, г. Саккелион выпустил в свет брошюру, которая заключает в себе несколько трактатов и писем графа Никифора Феотоки, бывшего архиепископа Астраханского (1786 — 1792 гг.). христианство было известно в Америке раньше 1492 года, т. е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки. Народы, просвещенные светом Христовой веры, двигаясь на север, при этом соединении материков, легко могли переходить с одного материка на другой и заносить туда учение Христово и зачатки цивилизации, которую застали в Америке европейцы. Сводя таким образом поставленный вопрос к другому — о единстве рода человеческого, происшедшего от богосозданной четы Адама и Евы, преосвященный Никифор указывает на общность повсюду религиозных преданий, хотя и выражаемых далеко не в одинаковых внешних формах и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2638...

Слесарев А. В. Приложения Приложение I. Старостильный раскол в Греции согласно данным государственной и церковной статистики При статистическом анализе состояния греческого старостильного раскола необходимо учитывать то обстоятельство, что статистика, приводимая самими раскольниками, как правило, всегда сильно завышена. Поэтому для объективной оценки данного вопроса наиболее приемлемыми являются статистические сводки греческих государственных органов и Элладской Православной Церкви. В первые годы после своего зарождения старостильное движение было немногочисленно. Ещё в 1933 года журнал «Экклесия», официальный орган Элладской Церкви, сообщал, что в Греции старостильники образуют «незначительное меньшинство» 1055 . На заседании Священного Синода Иерархии, состоявшегося 31 октября 1934 года, отвечая на вопрос о количестве старостильников в государстве, архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) назвал цифру в 50–60 тыс. человек 1056 . Однако ситуация резко изменилась в 1935 году, когда три иерарха Элладской Церкви уклонились в старокалендарную схизму. Уже 30 мая 1935 года, на заседании Постоянного Священного Синода архиепископ Хризостом заявил о том, что число схизматиков превышает 100 тыс. человек 1057 . С обретением иерархии в саростильном расколе наблюдалось резкое увеличение количества последователей. Так, на заседании Постоянного Священного Синода от 22 октября 1934 года митрополит Филофей Неврокопийский докладывал о том, что в его епархии осталось не более 2 тыс. человек, принявших новоюлианский календарь 1058 . По сведениям самих старостильников, их численность после раскола трех митрополитов в 1935 года составила около 2 миллионов человек 1059 . Однако в 1958 году, два десятилетия спустя, патриарх Александрийский Христофор указывал на то, что число старостильных схизматиков колеблется в пределах 1.200.000 человек 1060 . В официальном обращении архиепископа Афинского и всея Эллады Макария (Кавакидиса), Председателя «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции, от 18/31 января 2001 года в Государственный Департамент США указывается, что общее число последователей старостильного раскола составляет приблизительно 800.000 человек, из которых около 500.000 проживает в Греции 1061 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боритесь – ваше будущее в ваших руках Интервью Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула Нью-йоркской газете «Национальный вестник». 22 декабря 2007 г. Фото www.apostoliki-diakonia.gr – Блаженнейший, каковы Ваши мысли, пожелания и молитвы в это Рождество?  – Мысли не могут быть далеки от желания приблизиться к Таинству Божественного Освобождения и Снисхождения, добровольного отказа от Божественного блеска и одновременного облачения в кожаный земной хитон, что привело к вочеловечению Сына и Слова Божьего ради любви к людям. Если бы мы могли оценить величие этого события вне мирских измерений духа времени, мы бы всю жизнь со страхом и признательностью стояли в оцепенении перед величием Божьего милосердия, которое не единожды явилось в мир, но проявляется «днесь» в жизни каждого верующего, открывающего свое сердце реальности живоносной веры и отказывающегося от заблуждений и ограниченности рационализма. Таково мое пожелание в это Рождество – избегнуть всего затасканного и пережить это Таинство внутренне и опытно в Церкви, в той среде и атмосфере, которые Она создает. Только таким образом мы переживем истинное Рождество. Конечно, особенно в этом году, когда мое здоровье подвергается суровому испытанию и Бог сам посещает меня в болезнях, мои мысли обращены ко всем тем нашим ближним, которые болеют и страдают. В прежние годы я навещал их в больницах и иных государственных и церковных учреждениях, исполняя, таким образом, свой священный долг, согласно заповеди Иисуса Христа. В этом году я их посещаю мысленно и молюсь о них еще сильнее, но в целом я чувствую их сильнее, чем когда-либо, и призываю их иметь веру, мужество, надежду. Бог нас не оставит. – Греческая община хотела бы получить из Ваших уст информацию о состоянии Вашего здоровья. – Всем известно, что я столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Я с самого начала желал и продолжаю желать того, чтобы наш народ знал весь ход этих событий без уверток и попыток сокрытия правды. У меня есть чувство и убеждение, что мы, церковные мужи, не принадлежим сами себе. В первую очередь мы принадлежим Церкви и Ее членам и когда преуспеваем, и когда подвергаемся испытаниям.

http://pravoslavie.ru/4782.html

«В начале» этого пути «был» Григорий Папамихаил. Его классический труд «Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский», изданный в Петербурге и в Александрии в 1911 г., считается первым научным исследованием на греческом, в котором изображается личность и богословие Паламы в свете исихастского движения XIV в. 1 Приснопамятный профессор Богословского факультета Афинского университета сосредоточил свои усилия в данном сочинении, а также в двух работах той же самой тематической направленности, изданных в 1908 2 и 1910 3 , на объяснении мистики, подвижничества, безмолвия и вообще на основных характеристиках проявления и развития богословия святого Григория Паламы . Одновременно он опроверг критические подходы к этой теме предыдущих исследователей Троицкого, Гельцера и Успенского. А именно не согласился с ними, когда они стремятся доказать отсутствие преемства в богословии православного Востока XIV в. с богословием единой Церкви великих Отцов вплоть до VIII в.; они сводят причины столкновения Паламы с Варлаамом только к области философского противостояния, совершенно не учитывая богословскую и, значит, бытийно-эмпирическую составляющую. Далее в своих рассуждениях они приходят к выводу, что победа мистики есть «поражение схоластики, то есть рационалистического характера западноевропейского богословия... поражение сильного западноевропейского культурного влияния», непосредственным результатом чего оказывается представление об Афоне «как причины до XVIII в. постепенного окаменения и выхолащивания эллинизма», a параллельно «как истинного очага Православия». Из вышесказанного становится ясно, что такие воззрения отражают «традиционную» полемическую позицию Запада по отношению к чему бы то ни было, что прежде всего связывается с богословием Востока в XIV в., и обнаруживают недостаток критериев и предпосылок для более глубокого понимания столь важной темы. Вопрос об отношении сущности и энергий в Святой Троице, который в дальнейших изысканиях займет центральное место в прочтении и изложении богословия Паламы, кажется, специально не интересовал академического преподавателя, хотя, конечно, в его трудах встречаются отдельные критические замечания, весьма ценные для той дискуссии, которая разразится в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава вторая. Предохранение от повреждения § 21. Удаление от опасных предметов 1. Для предотвращения как физического, так и нравственного повреждения прежде всего надобно сколько можно удалять от детей вредные и опасные предметы. Под сими предметами разумеем и внешние опасные вещи, но особенно таких людей, обращение с коими угрожает детям опасностию в каком-либо отношении. Ближайшее приложение сего правила будет показано ниже. При этом никогда не надобно забывать, что дети, как дети, обыкновенно не опытны, неразумны, опрометчивы и крайне любопытны, полны желаний и притом нежны и слабы, а потому легко могут потерпеть вред как физический, так и нравственный. Очень многое, что безвредно и неопасно для взрослого, может быть весьма вредным или опасным для детей. Надобно также обращать внимание на личные свойства воспитанника. Как устройство тела, так и способности ума и наклонности сердца весьма различны. Поэтому часто нужно бывает иному дитяти запрещать что-нибудь такое, что другому можно позволить без опасения. «Maxima debetur puero reverential», – сказал Ювенал язычник; а древний греческий законодатель Солон приказал сделать следующую надпись при входе в детскую школу в Афинах: «Не приближайся сюда никто нечистый». Поэтому афинский закон определял смертную казнь тому, кто осмелился бы осквернить святилище, где воспитывают росток и цвет человечества. По той же причине у древних персов воспитательные домы поставлялись в отдалении от рынков – из опасения, чтобы дети, каждодневно видя перед собой корыстолюбивый торг, не потеряли благородных стремлений. §22. Предостережения 1. Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы дети мало-помалу сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для этого особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недостоинство и вредные следствия известных предметов или действий. 2. Такие предостережения очень важны в летах детского легкомыслия и неопытности; только они всегда должны быть сообщаемы сообразно с целию. На этот конец в предостережениях –

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Димитракопулос Софоклис Назначение в Ризарийскую семинарию Одна из самых знаменитых духовных школ Греции, Ризарийская семинария (или Ризарион 174 ), с 1881 года переживала упадок. Причинами его были продолжительный конфликт административного («Многочленного») совета семинарии с Министерством церковных дел и неумелые действия часто сменявшихся ее директоров. Серьезные затруднения, то и дело встававшие перед руководством Ризариона, породили обширную переписку с Министерством церковных дел и Священным Синодом. В конце концов усилиями митрополита Афинского Германа (который учредил премию для лучших учеников) и тогдашнего министра церковных дел Афанасия Евтаксиаса (в прошлом «ризарита») было разработано новое «Положение» о семинарии. После этого Многочленный совет подал ходатайство о введении должности постоянного директора 175 и предложил трех своих кандидатов: «Афины, 3 января 1894 года. На заседании 23 числа истекшего месяца Многочленный совет нашей Духовной семинарии, приняв во внимание статьи 20-ю и 21-ю нового “Положения”, касающиеся должности директора, постановил предложить трех [кандидатов], которые обладают качествами, необходимыми для этой должности: 1) Нила Смирнопулоса, митрополита бывшего Казосского, имеющего диплом Халкинской богословской школы, подданного Греции, и в бытность его жителем дима Тегеи ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного; 2) Нектария Кефаласа, архиепископа бывшего Пентапольского (в Египте), а ныне иерокирикса нома Фтиотида-Фокида, имеющего диплом Халкинской богословской школы 176 , подданного Греции, состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного; 3) Самуила Анестопулоса, архимандрита, лиценциата богословского факультета Национального университета, подданного Греции, ныне состоящего на государственной службе и ни за какие преступления или проступки ни гражданским, ни церковным судом не осужденного. Представляя Вам настоящее предложение, убедительно просим ускорить назначение одной из означенных персон на должность директора семинарии, поскольку отсутствие такового парализует ее деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010