Мониторинг СМИ Патриаршие труды Варфоломей I и Алексий II отметили в Киеве 1020-летие крещения Киевской Руси 29.07.2008 10:21 В конце минувшей недели Украина праздновала 1020-летие крещения Киевской Руси. В Киев приехали предстоятели наибольших православных церквей мира, в том числе вселенский патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За три дня пребывания в Украине Варфоломей I успел провести службу в Софийском соборе, отслужить панихиду по жертвам голодомора 1932-1933 годов и воскресную литургию на Владимирской горке совместно с Алексием II. Все эти дни их сопровождали корреспонденты Ъ АЛЕКСАНДР ЗВОРСКИЙ и ДАРЬЯ ТРУСОВА. День первый Самолет, доставивший патриарха Константинопольского в Украину, встречали девушки в национальных костюмах и почетный караул Отдельного президентского полка. При посадке пилоты неправильно рассчитали дистанцию и проехали мимо трапа, заставив людей, обслуживавших торжественную встречу, спешно перекладывать ковровую дорожку, а почетный караул – делать несколько шагов назад. Под звуки фанфар Варфоломей I бодро спустился по трапу, трижды поцеловался с Виктором Ющенко и в его сопровождении начал преодолевать красную дорожку, осеняя присутствующих крестным знамением. Поначалу патриарх шел довольно быстро для своего возраста, и президенту пришлось даже придержать его за плечо, когда зазвучал гимн Украины. После того как исполнение гимна завершилось, патриарх, остановившись на несколько секунд перед военнослужащими, обратился к ним на украинском языке: " Приветствую воинов! " Встретить Варфоломея I прибыли председатель оргкомитета по подготовке и празднованию в Украине 1020-летия крещения Руси, первый президент Украины Леонид Кравчук, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Раиса Богатырева, председатель Верховной рады Арсений Яценюк, глава секретариата президента Виктор Балога, министр культуры Василий Вовкун, глава парламентской фракции НУНС Вячеслав Кириленко, предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир (Сабодан), а также представители Украинской автокефальной, Украинской грекокатолической и римско-католической церквей. Кроме того, на встрече присутствовали представители других канонических церквей – архиепископ Албанский Анастасий и архиепископ Афинский Иероним.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н.И. Ильинский Исследование Священника Николая Ильинского. Посвящается блаженной памяти высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Литовского Содержание Введение. О сборниках церковных правил и гражданских законов, относящихся к церкви, – составленных прежде Синтагмы Матфея Властаря I. Краткие сведения о лице Властаря и соображения о времени его жизни II. О времени составления Синтагмы III. О цели и побуждении к труду составления Синтагмы IV. О расположении Синтагмы Властаревой V. Об общем содержании Синтагмы VI. Об источниках содержания Синтагмы I. Постановления церковные II. Гражданские законы VII. Об изложении церковных правил и гражданских законов, в Синтагме VIII. Об употреблении Синтагмы IX. О печатных изданиях Синтагмы     Настоящий труд по исследованию Синтагмы Властаревой, равно как и другой – по переводу её на русский язык,– посвящается «блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Алексея, Архиепископа Литовского». Под его руководством, в бытность его профессором по кафедре церковного права в Московской Духовной Академии, положено было начало труду исследования книги; по его предложению и неоднократным побуждениям, в бытность его викарием Московской митрополии, предпринят был труд перевода Синтагмы и веден был по его указаниям; ему же и отправлены были эти труды, по окончании их, Его Высокопревосходительством, Г. Обер-Прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым , – на рассмотрение; им они и препровождены в «Московское Общество Любителей Духовного Просвещения», – для напечатания. Свое желание относительно напечатания этих трудов почивший Святитель выразил в двух своих письмах «Обществу», из которых одно писано было накануне его внезапной кончины. «Последний предсмертный завет приснопамятного Святителя Алексия нашему Обществу», читаем мы в отчете о деятельности Общества Любителей Духовного Просвещения за 1889–1890 год, «разъясненный в двух письмах на имя Секретаря, от 21 сент., и 8 ноября 1890 года, – это напечатать обширное ученое исследование священника Николая Ильинского о Синтагме Матфея Властаря с переводом самой Синтагмы, и темь закончить издание в русском переводе последнего – 6-го тома Афинской Синтагмы» (Моск. Церк. Вед. 1890 г. 52, от 23 дек., стр. 582–583). – Во исполнение этой последней – предсмертной воли незабвенного для Общества Святителя Алексия и предпринято было Обществом издание настоящего труда. Что же касается побуждений к труду исследования и перевода Властаревой Синтагмы, то они достаточно открываются из «Введения» и Глава VIII-й предлагаемого исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

О титуле архиепископа Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский / Предлагаемая ниже статья была написана архиепископом Афинским и всей Эллады Хризостомом I (Пападопулосом; 1868–1938) в 1935 году. Хризостом I Пападопулос, предстоятель Элладской Церкви с 1923 года, профессор Афинского университета, академик, автор многих исторических трудов – одна из ярчайших личностей в истории Элладской Церкви новейших времен. В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа . И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул папы , к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул патриарха (папа и патриарх) . Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул патриарха , их называли архиепископами . В VI веке епископ Константинополя стал носить титул архиепископа и патриарха (архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх). После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул архиепископа , поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель Василий Великий, был, например, архиепископом Кесарийским, потому что являлся экзархом Каппадокии, а святитель Николай назывался епископом , поскольку был митрополитом города Мир Ликийских. Обычно же и правящие архиереи митрополий в древнюю эпоху сохраняли за собой титул епископа , освященный седой древностью со времен апостольских. Однако в Средневековье, кроме архиепископов – предстоятелей Церквей, в Константинопольском Патриархате существовали и так называемые автокефальные архиепископы .

http://pravoslavie.ru/41411.html

Поднятый, новой папской энцикликой, давний вопрос о воссоединении церквей естественно возбуждает интерес к истории прежних попыток этого рода и нужно сказать, что эта история еще недостаточно исследована, и в ней не мало темных пунктов еще ожидающих себе историко-критического освещения. Одним из этих пунктов доселе была таинственная роль в этих попытках, известнейшего в свое время церковно-государственного деятеля, монаха Иосифа Вриения и теперь интересно сообщить, что на этот пункт теперь пролит ясный свет историческим исследованием известного греческого архиепископа Никифора Калогера, и его реферат по этому предмету, сделанный в афинском ученом обществе «Эллинизм», раскрывает одну из интереснейших страниц в истории отношений православного востока к западу 1 . Монах Иосиф Вриений был одним из даровитейших византийских церковно-государственных деятелей в царствование императора Михаила Палеолога (1391–1425) и так как он одинаково выдавался и как богослов, и как политик, то правительство не редко делало ему дипломатические поручения политического и церковного свойства. В то же время, он и в своем собственном положении пользовался высоким уважением, как проповедник и преподаватель богословия, и его с честью называли своим учителем такие ученые мужи, как, впоследствии, патриарх Геннадий Схоларий , а его принципы служили руководящей нитью для вождей национальной партии, в роде архиепископа Марка Евгеника, во время флорентийского и последующих соборов. Сам он умер до флорентийского собора 2 , но оставил по себе одну тайну, которая и служит предметом исследования рассматриваемого реферата. Дело в том, что Иосиф Вриений постоянно говорил и старался, чтобы слух о предмете его речи распространялся возможно шире, именно, что в случае, если состоится собор, то он произнесет на нем, пред собравшимися епископами востока и запада, речь и в ней укажет основания по которым желаемое воссоединение обеих половин разделенной церкви немедленно состоится без всякого сомнения и противоречия. От всех попыток выведать, что-нибудь более определенное касательно этих оснований, он всегда ловко уклонялся, заявляя, что если ему не удастся дожить до созвания предполагаемого собора, то свои мысли он оставит в своих посмертных бумагах, чтобы ими могли воспользоваться другие 3 . Он действительно не дожил до собора и скончался, но вместе с тем и тайну своей речи навсегда унес с собой в могилу. Тем не менее, он достиг того, что его тайна сделалась предметом живейшего интереса и многие верили, что действительно, доживи он до собора, он мог бы оказать на нем сильное содействие идее воссоединения. Что слух об этом проник даже и на запад, об этом свидетельствует, между прочим, речь, с которой кардинал Юлиан Цезарини обращался в Ферраре на предварительном собрании к грекам 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tajna-...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 1 июня 2013 г. 22:31 По прибытии в Афины  вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  с сонмом архипастырей  Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3013418.ht...

Содержание (Посвящаю пастырям и пасомым Астраханской епархии)   Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке Афинского университета, продолжает с замечательною энергиею дарить, и довольно часто, историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему не велики, так как первоначально помещаются в каком нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет, и замечательный библиограф, г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящий раз мы намерены остановить внимание русских читателей на одном из его изданий, которое для нас, русских, не лишено и особенного значения, так как имеет непосредственное отношение к истории нашего отечества.    В 1890 году, в Афинах, г. Саккелион выпустил в свет брошюру, которая заключает в себе несколько трактатов и писем графа Никифора Феотоки, бывшего архиепископа Астраханского (1786 — 1792 гг.). Личность графа Феотоки Никифора в одинаковой степени интересна, как его соотечественникам, так и нам, русским, потому что его педагогическая и ученая деятельность главным образом принадлежит востоку (до 1779 г.), а административная и публицистическая — России (с 1779 — 1792 гг.). He удивительно поэтому, что личность эта, для своего времени весьма замечательная, но не оцененная в литературе по достоинству, должна приковывать к себе внимание ученых Греции и России. Полная характеристика этого славного иерарха, ученого и великого оратора, еще не сделана, да и не своевременна, так как его многочисленные ученые труды, его проповеди и обширная корреспонденция еще не изданы в свет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

01/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ В КОСОВО АЛБАНЦАМИ УНИЧТОЖЕНО БОЛЕЕ 80 ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ Отец Раско Радович, приходской сербский священник из итальянского города Триесте, заявил о разрушении албанцами более чем 80 церквей и монастырей со времени прихода сил КФОР. Некоторые из этих зданий датировались XIII веком и представляли собой огромную художественную и культурную ценность. подробнее... ГЛАВА ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПРИЗВАЛ ЗАЩИТИТЬ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ В КОСОВО Глава Греческой православной церкви архиепископ Афинский и всея Греции Христодул призвал международное сообщество защитить памятники религии и культуры в Косово. Он проинформировал об этом обращении сербского Патриарха Павла. подробнее... СОБЫТИЯ НА БАЛКАНАХ УГЛУБЛЯЮТ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ И КАТОЛИКАМИ Конфликт в Косово и другие события в бывшей Югославии углубляют разногласия между Православной Церковью и Католической, представляют собой источник большой опасности. Об этом заявил сегодня в Турине митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата Кирилл. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С КАТОЛИКОСОМ ВСЕХ АРМЯН ГАРЕГИНОМ Свидетельством " исконно братских отношений между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами " назвал Святейший Патриарх Алексий визит в Россию Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Нынешняя зарубежная поездка стала первой после избрания Католикоса всех армян на престол, что особо отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. подробнее... ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ ОБСУДИЛ ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЯЩЕННИКАМ ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ Порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям на основе действующего законодательства был рассмотрен сегодня на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. подробнее... КУЛЬТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НЕ ПОДЛЕЖИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

http://pravoslavie.ru/news/index09.htm

     В ходе пребывания в Афинах председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству «Ромфеа». — Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Вы посещаете Грецию. Какой вопрос будет предметом обсуждения на встрече с Предстоятелем Элладской Православной Церкви? — Как и всегда, когда я приезжаю в Афины, я буду встречаться с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Мы затронем как отношения между Русской и Элладской Православными Церквами, так и межправославную повестку дня; по ней накопилось немало вопросов, которые нужно обсудить. Я хотел бы рассказать Блаженнейшему Иерониму о ситуации на Украине и о трудном положении, в котором там оказалась сейчас каноническая Православная Церковь. Об этом же я буду говорить на Межпарламентской ассамблее Православия. Очень важно, чтобы Предстоятель и иерархи Элладской Церкви, а также широкая общественность представляли реальную картину происходящего на Украине, знали, что каноническая Украинская Православная Церковь, которая является Церковью большинства на Украине, подвергается сегодня дискриминации, гонениям и беспрецедентному давлению со стороны светских властей этой страны. Давление оказывается для того, чтобы каноническая Церковь признала инициированный государством проект по созданию на Украине «единой поместной церкви». В том виде, в каком он задуман украинскими властями, этот проект является невыполнимым и крайне опасным для Церкви, поскольку его идея заключается в том, чтобы оторвать каноническую Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата и присоединить ее к двум раскольничьим структурам. Кроме того, говорится, что к проекту должны примкнуть униаты. Униаты в этом заинтересованы, поскольку, по их словам, эта единая церковь «должна быть в единстве с преемником святого Петра», а значит, она уже будет не православной, а католической. Получается, мы возвращаемся к ситуации 1596 года, когда власти польско-литовского государства насильственно обращали в унию православных людей.

http://pravoslavie.ru/114040.html

     Дискуссия по поводу грядущего Святого и Великого собора проходит во всех православных странах, но именно в Греции она приобрела наиболее значительный масштаб и остроту. Споры в СМИ, открытые письма, конференции, воззвания и полемика в интернете Критский собор постоянно в фокусе внимания православной общественности Греции. Активно комментируют документы принятые на Собрании предстоятелей поместных Православных церквей в Шамбези (Швейцария) (21—28 января) иерархи, ученые, пастыри и миряне. Сторонники и противники проведения Собора Поддержку Всеправославного собора во многих публичных выступлениях неоднократно высказывал предстоятель Элладской православной церкви. Афинский архиепископ Иеронимназвал Святой и Великий собор «событием исторического значения» и подчеркнул важность «демонстрации православного единства остальному христианскому миру». Активно выступает в поддержку Собора митрополит Мессинийский Хризостом. Владыка участвует в конференциях, публикуется в СМИ и полемизирует с противниками Всеправославного собора. Несмотря на то, что этот иерарх традиционно поддерживаетпозицию Константинопольского Патриархата, он не возражает против некоторой доработки соборных текстов. Именно Мессинийский митрополит предложил поправку в текст «Отношения православной церкви с остальным христианским миром», которую Элладская церковь будет отстаивать на Соборе: «христианских общин и конфессий» (в исходном тексте«церквей и конфессий»). Также в поддержку Собора публично высказывались митрополиты Димитриадский Игнатий, Александрупольский Анфим и Лангадасский Иоанн. Многие иерархи не возражают против проведения Собора, но выступают с предложениями по внесению изменений в подготовленные к принятию документы. Также часто можно встретить и критику регламента и тематики Всеправославного собора. Митрополит Калавритский Амвросий публично призвал Элладскую церковь не участвовать в Соборе, митрополит Пирейский Серафим считает, многие подготовленные к Собору документы негодными и выступил с предложением написать их заново «в духе Святых отцов и церковной традиции». Митрополит Кифирский Серафим настаивает на отзыве текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Некоторые иерархи заявили, что оценят Собор по итогам его работы и в случае если он пойдет на пересмотр Предания его отвергнут.

http://pravoslavie.ru/94309.html

" В вашей борьбе вы не одиноки " Слово Архиепископа Христодула в Киево-Печерской лавре 26 августа 2001 года HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул " В вашей борьбе вы не одиноки " Слово Архиепископа Христодула в Киево-Печерской лавре 26 августа 2001 года Ныне Божественная любовь вновь направила к вам сего святого Апостола Андрея уже не для провозглашения слова истины, а чтобы поддержать и укрепить вас благодатью, исходящей от его святых мощей, в борьбе за сохранение единства Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Единства, которое на Украине страдает от действий обольщенных диаволом людей и раскольнических групп и которому угрожают пропагандистские акции печально известной унии. Ваше Блаженство, возлюбленный во Христе Собрат, Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Ваше Преосвященство, наместник исторической и священной Киево-Печерской Лавры епископ Павел, Дорогие владыки, Ваше Превосходительство, г-н Посол Греции в Украине, Благословенное священство, во Христе диаконство, Преподобные отцы и братия, Возлюбленный и благословенный народ Господень! Днесь благодать Святого Духа собрала нас в этом священном месте – в Киево-Печерской Лавре, где покоятся святые мощи многих преподобных отцов Православной веры, где они подвизались и угождали Богу своей добродетельной и святой жизнью. Мы пришли сюда, чтобы получить их благословение и укрепиться в нашей земной духовной брани ради защиты и охранения чистоты Православной веры, ради одоления врага, ищущего погибели наших душ. Я рад тому, что наш визит сюда совпадает с двумя великими историческими событиями: 950-летием жизни Лавры и 10-летием независимости вашей страны, к благородному и стремящемуся к совершенствованию народу которой мы обращаемся с сердечными пожеланиями мирных достижений и благополучия. Вместе с тем мы глубоко сожалеем о трагедии, которая произошла в эти дни на шахте в городе Донецке и повергла в траур десятки семей. Прошу передать этим семьям, а также всей вашей пастве глубочайшую боль Церкви Эллады, которая в знак поддержки намерена принять в Греции детей из осиротевших семей и просит Его Превосходительство посла Греции в Киеве господина Димитриса Контумаса взять на себя координацию этого дела.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010