Закрыть itemscope itemtype="" > Ситуация усложняется Интервью сербскому еженедельнику ПЕЧАТ 24.12.2019 816 Время на чтение 17 минут ких церковных раскольников и в одностороннем порядке даровавшего автокефалию этой украинской раскольнической религиозной общине, незаконно вторгнувшись в пределы общепризнанной церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на Украине. Таким образом, Патриарх Варфоломей инициировал церковный раскол. Под сильным политическим давлением Афин, Брюсселя и Вашингтона, которые всячески поддерживают Варфоломея, украинских раскольников заставили признать также и Александрийского православного Патриарха Феодора II и Афинского Архиепископа Иеронима II. Греческие и американские власти, стараясь «насолить» Москве , пытаются добиться признания украинских раскольников и со стороны глав других Православных Церквей. Ситуация в православном мире все более осложняется. «Печат»: Чем мотивированы неканонические действия первоиерарха Константинополя укрепить пошатнувшийся исторический авторитет первой по чести православной кафедры или причины глубже и последствия идут дальше? Валерий Аркадьевич Алексеев: Причин несколько. Исторически Константинопольский Патриархат, сам по себе, как Автокефальная Поместная Православная Церковь не большой. В самой Турции, где находится юрисдикция Константинопольского Патриархата, насчитывается не более 3-5 тысяч православных верующих, принадлежащих к этому греческому Патриархату, бывшему когда-то могущественным в Византийской империи, но с падением в 15 веке Византии утратившего свою былую силу. Силы теперь мало, но амбиций слишком много. Этот греческий Патриархат со времен Византии имеющий исторически лишь первенство чести, претендует на главную роль во всем мировом православии. По православным канонам, все 15 имеющихся в мире Автокефальных Православных Церквей, имеют равные права, они самостоятельно управляются, и никто со стороны не должен вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Однако в Константинопольском патриархате, который проводит исключительно греческое церковные интересы по всему миру, считают, что Константинопольский Патриархат, имеющий мощную политическую поддержку в Вашингтоне и в Афинах, имеет почему-то какое-то право вмешиваться во внутреннюю жизнь каждой Автокефальной Православной Церкви и решать все их проблемы в соответствии в греческими интересами, согласованными с властными элитами в Афинах и Вашингтоне.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/24/situac...

Закрыть itemscope itemtype="" > Социальное служение Элладской Православной Церкви 13.08.2007 850 Время на чтение 7 минут Православная Церковь всегда отдавала много сил и времени как духовной, так и материальной поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Свое социальное служение Элладская Православная Церковь осуществляет в том числе и через созданные при ней или существующие под ее эгидой общественные организации, к деятельности которых привлекаются как специалисты в различных областях, так и простые граждане, желающие послужить своему ближнему. При этом Церковь сосредотачивает свое внимание на решении наиболее остро стоящих и болезненных для общества проблем, таких как разрешение кризисной демографической ситуации или помощь женщинам и детям, подвергнувшимся незаконному перемещению с целью торговли ими (trafficking). Семья - " основа нации, ее сохранения и развития " , - гласит ст. 21 Конституции Греции. При этом сейчас в Греции, как и во многих европейских странах, семья переживает кризис, а традиционные ценности, без которых невозможно ее прочное существование, во многом потеряны обществом. Вот потому в 1999 году решением Священного Синода Элладской Православной Церкви при Афинской архиепископии был основан Центр поддержки семьи (КЕСО) Элладской Православной Церкви (http://www.archdiocese.gr/keso/). Деятельность Центра координируют непосредственно архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (председатель Центра) и епископ Дамаскин (заместитель председателя Центра). В его работе принимают участие казначей Центра архимандрит Николай (Лиолиос), архимандрит Феодор (Иринарх), архимандрит Тит (Гарефалакис), многие клирики и миряне. Центр поддержки семьи Элладской Православной Церкви ставит перед собой следующие задачи: - противодействие кризису, который испытывает семья в Греции; - препятствование физическому исчезновению греческого народа, в соответствии с тезисом Комитета по демографической политике парламента Греции (10.02.1993): " демографическая политика - наша первоочередная национальная проблема " ;

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть О семенах украинского раскола в Элладской церкви Что будет с Русской церковью Святой Животворящей Троицы в Афинах? 16.07.2020 517 Время на чтение 6 минут Как известно , ещё 17 октября 2019 г. синод Русской православной церкви принял заявление о ситуации, сложившейся в Элладской церкви в связи с украинским расколом. В этом заявлении, в частности, говорилось : «Прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». Предложение иерархов Элладской церкви «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики» (читай: признать украинские раскольничьи сообщества) не могло не привести к нестроениям. И нестроения разрастаются. Как сообщила греческая интернет-газета «Русские Афины», в июне в Русской церкви Святой Животворящей Троицы в Афинах (русская православная община этого храма в 1924 году перешла под юрисдикцию Элладской церкви) прошла служба с митрополитом Андруским Константиносом, ранее служившим вместе с раскольниками из ПЦУ. Приверженцы ПЦУ на Афоне Перед этим с должности настоятеля храма был отстранён русский священник, протопресвитер Александр Носевич, прослуживший в Афинах около полутора десятка лет, выпускник Духовной академии в Москве и богословского факультета Афинского университета. «Новый настоятель развил бурную деятельность, из-за которой в церковной общине возникло резкое недовольство, вылившееся в открытую конфронтацию, – пишет газета «Русские Афины». – Последовавшие за этим многочисленные жалобы в Афинскую архиепископию не привели к видимым результатам... Не последнюю роль в возмущении прихожан сыграло самовольное решение нового настоятеля переименовать на картах Google церковь Святой Животворящей Троицы, с припиской русская, в Сотира Ликодимуто» (старое название храма до того, как в 1855 году он получил название Святой Троицы и статус Посольской церкви). Русская церковь Святой Троицы в Афинах

http://ruskline.ru/opp/2020/07/16/o_seme...

Из числа городов и селений Аркадии особенно известна Димитсана, небольшой город на одной из вершин так именуемых Аоранийских гор, при реке Лузии, впадающей в Алфей. По сохранившимся историческим преданиям известно, что в средине прошедшего столетия два жителя Димитсаны, ученики знаменитого училища в Смирне, по образцу оного, и в собственном своем отечестве, как высшее пелопонезское учебное заведение, открыли доныне существующее Димитсанское училище, из которого излит обильный свет учения на весь греческий полуостров и на другие места. Димитсана славится, как родина многих архиереев, архиепископов, патриархов, учителей, врачей, гражданских чиновников, и иных добрых и общеполезных мужей. Сей небольшой город был местом рождения и воспитания и сего, мученическою смертью , в начале священной войны за независимость, прославившего и отечество и Церковь , Патриарха Григория, которого жизнеописание нам предлагается. Родился он в 1745 году от отца Иоанна Ангелопула и матери Асимины Папанагиотопуло, и в св. крещении наречен Георгием. Первым началам науки и начаткам жизни о Христе, обучался он на родине своей у дяди своего и восприемника, иеромонаха Мелетия, и у другого димитсанского учителя, иеромонаха Афанасия, по прозванию Русопуло. А в 1765 г., будучи уже двадцати лет, и пламенея желанием изучить науки священные, с учителем Русопуло удалился из Димитсаны и прибыл в Афины, где почти два года учился у многоученого в то время афинского наставника, Димитрия Воды. Потом в 1767 г. Георгий отплыл в Смирну, а сотрудник и учитель его Русопуло, по приглашению афинян, остался в Афинах, где и проходил должность наставника в училище до смерти своей; скончался же в 1780 году. По прибытии в Смирну, Георгий жил у другого дяди своего Мелетия, занимавшего должность екклисиарха при храме, прислуживал ему, и вместе с пользою слушал уроки в училище; а перешедши на Строфадские острова, недолгое время жил в одной небольшой обители подвизающихся в добродетельной жизни, и там облекся в иноческий образ, переименованный Григорием. Отсюда перешел на Патмос, и слушал Даниила Керамевса, с неослабным тщанием поучаясь божественной и человеческой мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

М.А.Шахбазян, К.Г.Шахбазян Новая терминология Фанара: на примере богословской антропологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) Источник Аннотация Сегодняшняя ситуация кризиса межцерковного общения в Православии требует осмысления в контексте не только внешнеполитическом или церковно-каноническом, но и богословском, собственно догматическом. Уже очевидно, что одной из важнейших причин возникших нестроений является новая экклезиология, которая просматривается в ряде заявлений и действий священноначалия Константинопольского Патриархата. При этом важно заметить, что к исповеданию этой новой экклезиологии Константинопольский Патриархат движется вполне самостоятельно, не принимая во внимание мнение ряда Поместных Церквей. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия Константинопольского Патриархата как одной из причин новой экклезиологии. Задачи исследования – последовательный анализ богословской терминологии митрополита Иоанна Зизиуласа (влиятельнейшего на сегодняшний день богослова Константинопольского Патриархата), сравнение её с традиционным святоотеческим словоупотреблением. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие учения митрополита Зизиуласа об ипостаси и сущности применительно к антропологии учению Церкви. Не является оно и разъяснением смысла учения Церкви для современного читателя, но попросту искажает его смысл. Введение В Послании иерархам Румынской Церкви от 24 ноября 2018 г. патриарх Варфоломей, оправдывая намерение самостоятельно предоставить автокефалию украинским раскольникам, сказал, что, хотя в процессе подготовки документов Критского собора предполагалось согласовать и определить иной способ провозглашения автокефалии, это оказалось невозможно, так как на Соборе отсутствовали делегации четырех Поместных Церквей. По этой причине документ об автокефалии даже не оказался среди тем, «подлежащих изучению Святым и Великим Собором» 2; 3]. Эту явную ложь затем высказал и Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Священный Синод РПЦ опроверг эту ложь, указав, что «тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея» Разумеется, если бы патриарх Варфоломей не настоял на исключении темы, то Критский собор принял бы согласованный вариант документа. А, как утверждается в докладе митрополита Дамаскина (Папандреу), работа Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7–13 ноября 1993 г.) хотя и завершилась тем, что «сформировались совпадающие и расходящиеся подходы и толкования», однако согласие было достигнуто в главном: признании необходимости достижения консенсуса как условия возникновения новой автокефалии с. 254]. И Константинопольский Патриархат также признал главенствующую роль всей полноты Вселенской Церкви, о чем и было сказано: «в сознании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом» с. 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [греч. Ερηναος, Σκοπελτης Εμμανουλ; в миру Скопелитис Эммануил] (род. 17.04.1939, Хора, о-в Самос, Греция), Патриарх Иерусалимский (2001-2005). Получил начальное образование на Самосе, в 1953 г. поступил в Патриаршую школу в Иерусалиме, которую окончил в 1963 г. В 1958 г. принял монашеский постриг с именем Ириней в честь сщмч. Иринея, еп. Лионского; 19 дек. 1959 г. рукоположен во диакона, 7 июня 1965 г.- во иерея. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. В 1970 г. окончил богословский факультет Афинского университета. Исполнял обязанности великого архидиакона Патриаршего престола, благочинного Патриархии, помощника скевофилакса (ризничего) храма Гроба Господня, главного редактора ж. «Новый Сион», председателя высшего церковного суда Иерусалимского Патриархата. В 1979-2001 гг. патриарший экзарх в Греции. В 1981 г. хиротонисан во архиепископа Иерапольского, а в 1994 г. возведен в сан митрополита Иерапольского. С 11 янв. 1983 г. член Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви. Кроме обустройства иерусалимских подворий в Греции, сохранения и реставрации хранящихся в них реликвий в обязанности экзарха входила доставка благодатного огня в Великую субботу из Иерусалима в приходы Элладской Православной Церкви. И. отстроил резиденцию экзарха в Афинах, отреставрировал Святогробские подворья, содействовал развитию паломничества из Греции в Св. землю, издавал ж. «Глас Иерусалима». 13 авг. 2001 г. избран Патриархом Иерусалимским тайным голосованием 17 членов Свящ. Синода. И. получил 7 голосов, митр. Тимофей, генеральный секретарь Синода, и митр. Корнилий, местоблюститель Патриаршего престола,- по 5 голосов. Интронизация состоялась 15 сент. 2001 г., но израильское правительство, подозревая И. в проараб. настроениях, признало его Патриархом только в янв. 2004 г. В связи с этим И. не имел права подписывать к.-л. контракты, обязательства и платежные документы в пользу Патриархата, долг к-рого составлял свыше 85 млн шекелей. В качестве средства выхода из финансового кризиса И. решил продать земли Иерусалимского Патриархата на Кипре. Монастырские владения в Св. земле передавались в собственность лицам, назначенным из числа епископов и архимандритов, или управлялись ими по доверенности, что нередко вело к злоупотреблениям. Стремление И. установить финансовый контроль над мон-рями стало одной из причин возникновения оппозиции Патриарху.

http://pravenc.ru/text/673995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Митра. 1715 г. (Музей Бенаки, Афины) [Греч. μτρα; лат. mitra], головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе. Несмотря на сходство названия, М. в греч. и лат. традициях имеют принципиально отличную форму и разное происхождение. Наименование В античную эпоху М. назывались головная повязка, прежде всего женская, изготовлявшаяся из шерсти, а также фригийский колпак и некоторые головные уборы вост. народов ( Isid. Hisp. Etymol. XIX 31. 1, 4-6; Pauly, Wissowa. 1932. R. 1. Bd. 15. Hbd. 30. Sp. 2217-2220). Поскольку в греческих (Исх 29. 6; 36. 35) и латинских (Исх 29. 9; 39. 26; Лев 8. 13; Сир 45. 14) переводах ВЗ М. упоминается среди священных облачений, в средние века это стало основанием для использования термина по отношению к головным уборам епископов (см., напр.: Honor. August. Gemma anim. I 214//PL. 172. Col. 609). В православной традиции М. у архиереев впервые упоминается в XV в., но получает распространение только в XVI-XVII вв. Еще в XII в. Феодор Вальсамон обращал внимание на то, что только Александрийский патриарх служит с покрытой головой (PG. 138. Col. 1021, 1048). В XV в. свт. Симеон Солунский отмечал, что в его время уже мн. архиереи так служили (PG. 155. Col. 716-717). В ответ на вопрос Гавриила Пентапольского, почему Римский папа и Александрийский патриарх служат в М., свт. Симеон, хотя и приводил историческое и символическое обоснования этого обычая, тем не менее уточнял, что М. для архиерея служит Евангелие, к-рое возлагается на его главу при хиротонии (PG. 155. Col. 871-873), а значит, лучше служить как прежде, с непокрытой головой. После падения К-поля у греч. патриархов появляются митры-венцы (короны), наподобие короны визант. императора. Согласно наблюдениям старца Арсения (Суханова), еще в нач. XVII в. они были исключительно патриаршими инсигниями (ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21). С. 73, 82, 263), но постепенно распространились и среди митрополитов, к-рые имели право носить их только в пределах своей епархии. В настоящее время в большинстве Поместных Православных Церквей принято, что при совершении богослужения Предстоятелем Поместной Церкви (за исключением архиепископа Афинского) в М. служит только он, а все сослужащие архиереи меняют М. на клобук (в М. все архиереи служат только при совершении епископской хиротонии).

http://pravenc.ru/text/2563386.html

Митрополит Арголидский Нектарий: Святитель Лука Крымский — образец бескорыстного служения людям Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий 5 апреля, 2016 Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий Святитель Лука очень почитается Элладской Православной Церковью. В Греции уже более 40 новых храмов освящены в честь этого русского святого. Митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) в Греции называют «секретарем епархии святого Луки». — Я родился в 1952 году в Афинах, где окончил семинарию, богословскую школу и Богословский факультет Афинского университета. Посвятить себя Богу решил еще в детстве. В Греции в монастыре Сагмата, где раньше я был игуменом, есть придел во имя святителя Луки. Мне удалось создать небольшой музей, в котором собрано много фотографий и личные вещи святителя: архиерейская митра, части облачений, хирургические инструменты, научные труды и исследования, книги, картины, письма. Монастырю Сагмата более 900 лет, но он стал очень известным лишь в последнее время – благодаря иконе святителя Луки, написанной греческими иконописцами, которая вся увешана дарами исцеленных им людей, и довольно большой частице его мощей, частице его сердца. Люди спешат сюда, чтобы поблагодарить святого за исцеление и другую помощь. В последние годы святитель Лука – русский святой XX века, гордость и украшение Русской Православной Церкви и всего Вселенского Православия – стал в Греции необычайно близким и любимым святым. Везде его почитают, и буквально в каждом доме теперь есть его икона. -Как Вы впервые узнали о русском святом? — Много лет тому назад я купил в Крыму книгу протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Мы перевели ее на греческий язык. Мне и самому выпала большая честь написать и издать на греческом языке книги о жизни святителя, о его крестном исповедническом пути, о его пастырских и научных трудах, о его подвигах жертвенного служения человеку. Первое издание книги вышло в 1999 году тиражом 72 тысячи экземпляров.

http://pravmir.ru/mitropolit-argolidskiy...

- Награждение достойных людей международной премией Андрея Первозванного как свидетельство общественного признания наших современников - это счастливая обязанность, которую я несу, возглавляя Комитет по присуждению премии. Каждый год мы собираем все предложения, поступающие из разных мест от организаций и частных лиц, в том числе и от наших лауреатов, анализируем их, обсуждаем. У нас открытое голосование, и каждый высказывает свое мнение в пользу того или иного кандидата. Отбор претендентов на получение премии каждый год бывает очень непростым, но мы стараемся, чтобы это были люди, которые своим подвижничеством, своим трудом, своими поступками в какой-то степени соответствовали идеалам и были достойны имени святого апостола Андрея Первозванного. Например, в прошлом году митрополит Патрский Хризостом был удостоен премии «за выдающийся вклад в укрепление духовного единства русского и греческого народов». В городе Патры окончилась земная жизнь апостола Андрея, там хранится Крест, на котором был распят первый ученик Христа. Владыка Хризостом верит, что этот святой сопровождает его на всем жизненном пути. В 2013 году из любви к России владыка доверил нам самое ценное, что хранится в соборе Андрея Первозванного в Патрах, - Честной Крест апостола Андрея, который по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и архиепископа Афинского и Элладского Иеронима усилиями Фонда Андрея Первозванного был принесен в Россию, Украину и Беларусь в рамках празднования 1025-летия крещения Руси. Духовная жизнь народов трех государств восходит к единому источнику - к данному апостолом Андреем благословению и к Крещению Руси, принятому в Киеве в 988 году. Замечу, что принесение Креста в пределы Русской Православной Церкви имеет колоссальное значение для всего православного мира и, конечно, для Греческой Церкви. Когда греки узнали, что к святыне, которая ранее никогда не покидала их страну, смогли приложиться более миллиона человек, они и сами как-то по-особому начали относиться к этой святыне. Сопровождавшие Крест греки были потрясены отношением православных россиян, украинцев и белорусов к этому событию, потрясены тем, с какой верой люди шли к Кресту. В этом поистине историческом паломничестве большую роль сыграл сопровождавший святыню митрополит Патрский Хризостом - хранитель святыни в городе Патры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Органы управления Элладской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сергей Говорун Органы управления Элладской Православной Церкви Синодальная система, заложенная в основу функционирования Элладской Церкви с самого момента ее образования, существует до сих пор. Тем не менее, в Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии Элладской Церкви, со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 году, затем в 1914, 1922 годах. Элладская Церковь – это единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель. Афинский архиепископ является не предстоятелем Церкви, а лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой находилась Русская Православная Церковь с 1721 по 1918 годы, в так называемый «синодальный период». Таким образом, мы можем говорить, что Элладская Церковь до сих пор живет в «синодальном периоде». Такое положение вещей в Элладской Церкви обусловлено тем, что само ее возникновение, в результате отделения от Константинопольской Церкви, было инспирировано западными государствами, заинтересованными в ослаблении роли России в регионе. Непосредственно в создании независимой от Константинополя Элладской Церкви участвовало греческое правительство того времени, ключевые посты в котором занимали баварцы, приехавшие в страну вместе с юным королем-немцем Отоном, после преобразования Греции в монархию согласно Лондонским протоколам 1832 года. В частности, вопросами Церкви в этом правительстве ведал Георг Людвиг фон Маурер, по вероисповеданию протестант. В Германии он был профессором права в Мюнхенском университете. Поэтому было совершенно естественно, что к Православной Церкви Греции он пытался применить принципы, определявшие отношения государства и Церкви в протестантских странах. Так, «Провозглашение» (Διακρυξις) об образовании Элладской Церкви (1833 г.) иногда дословно повторяет закон Баварской гонсистории от 1818 г. о разграничении полномочий Церкви и государства. Кроме того, готовая модель таких отношений уже существовала в России, где с 1721 года во главе Церкви стоял Священный Синод.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010